рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Святые помощники

Работа сделанна в 1994 году

Святые помощники - Реферат, раздел История, - 1994 год - Московский Государственный Технический Университет Им.баумана Аэрокосмически...

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.БАУМАНА АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РЕФЕРАТ СВЯТЫЕ ПОМОЩНИКИ Научный руководитель Петров В.Н. Студент группы АК4-21 Файнштейн И.А. Москва 1994 С В Я Т Ы Е П О М О Щ Н И К И Во все времена, обращая к небу свои мольбы, русский человек надеялся на божественную помощь в своих делах.Так было и в эпоху язычества, когда олицетворявшие природные силы многочисленные боги считались покровителями различных сторон деятельности человека, хранителями его здоровья и семейного благополучия.

С приходом на Русь христианства эти обязанности языческих богов в народном сознании были расп- ределены среди христианских святых, в которых люди Древней Руси продолжали видеть своих небесных помощников. Особенности почитания святых основывались, как прави- ло, на отдельных сюжетах их житий, порой даже на незначи- тельных эпизодах. Обязанности святых были строго распре- делены.Многие из них покровительствовали крестьянскому труду, оберегали урожай и скот. Особо чтился пророк Илия, унаследовавший функции языческого Перуна-громовержца.

От него ждали избавления от засухи и защиты от пожаров. Святой Георгий считался покровителем не только воинов, но и земле- пашцев, и даже невест, поскольку он спас от дракона царев- ну. Торговцы особо чтили великомученицу Параскеву, ведь ее имя переводится как пятница, а именно по пятницам на Руси устраивались базары.Святитель Никола оказывал помощь в - 2 - разных делах, в том числе и в мореплавании, а апостол Петр покровительствовал рыболовам.

Для сохранения супружеской верности молились Гурию, Самону и Авиву, помощницей же в трудных родах считалась великомученица Анастасия. Со време- нем функции святых помощников расширялись, ими наделялись и вновь канонизированные русские святые. Так Зосима и Савва- тий Соловецкие стали покровителями пчеловодов.Святые помощники почитались по всей Руси, но ярче все- го их культ проявился в Новгороде, жителям которого всегда был свойствен практический подход ко всему, в том числе и к делам веры. В новгородском искусстве как нигде больше мы встречаем изображения небесных покровителей.

Уже в 12 веке маленькие фигурки этих святых писались на полях больших икон, а с конца 13 столетия в Новгороде стали писать и ико- ны исключительно с их изображением. Святых в подобных ико- нах изображали сразу трех-четырех, иногда и больше.Предс- тавлены они были строго фронтально, обращенными к молящим- ся, готовыми немедленно оказать помощь по горячей к ним мо- литве.

Часто над ними изображали покровительницу Новгорода - икону Богоматери-Знамение. С древности изображения святых помощников включали в росписи храмов. Не редкость изображе- ния святых помощников и в искусстве древнего Пскова, в ос- тальных же землях Руси они встречаются не часто. Покровителями домашнего скота на Руси считались Власий - 3 - и Спиридон.В Новгороде культ этих святых зародился очень рано. Уже в 12 веке там существовал храм, посвященный Вла- сию. Власий, епископ Севастийский, живший в 14 веке, в юности был пастухом.

Во время гонения на христиан он скры- вался в пустынном месте на горе Аргос в Каппадокии, где благословлял и лечил диких зверей. Как покровитель скотово- дов он почитался уже в Византии, а его большой популярности на Руси способствовало созвучие имен Власия и языческого скотьего бога Велеса, чьи функции он и унаследовал. Не случайно в Новгороде его храм был поставлен на Велесовой улице.Спиридон, епископ Тримифунтский, жил в 4 веке на ост- рове Крит. Он тоже происходил из пастухов и не оставил это занятие, уже будучи епископом, поэтому его изображали в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых прутьев Власия же всегда можно узнать по длинной заостренной бороде.

В житии Спиридона описываются многочисленные чудеса святого, в том числе, связанные с домашним скотом.Поскольку память свято- го приходится на день зимнего солнцестояния в народе его называли спиридоньев поворот, то его почитание было свя- зано также с культом плодородия. Власий и Спиридон часто изображались вместе благословляющими стада.

Именно так они представлены на храмовой иконе новгородской церкви Власия ХУ века. Мастер показал и специализацию святых около - 4 - Спиридона изображены козы и овцы, которых он при жизни пас, а рядом с Власием - коровы и свиньи, поскольку в житии Вла- сия есть эпизод, когда святой возвратил вдовице украденного у нее волками поросенка - вепреца- целым и невредимым.Святые мученики Флор и Лавр покровительствовали коне- водам.

Братья-близнецы, они жили в Иллирии во 2 веке и были каменотесами.Строя языческий храм, они обратили в христи- анство жреца, вернув зрение его сыну, в глаз которого попал осколок камня в связи с этим их почитали и как целите- лей. Сам храм святые посвятили Христу, водрузив в нем крест и отслужив службу, за что заживо были засыпаны зем- лей. Хотя житие Флора и Лавра не давало повода для почита- ния их как покровителей коней, тем не менее их культ, воз- никший на Балканах, имел именно такой оттенок, вероятно, под влиянием античной легенды о братьях Диоскурах.

Святые пользовались общерусским почитанием. Изображение Лавра сох- ранилось в росписях звенигородской церкви Успения на Город- ке начала 15 века, связываемых некоторыми исследователями с Андреем Рублевым. В Новгороде же сложилась совершенно ори- гинальная иконография Флора и Лавра, которая была очень по- пулярна также в северных землях.На таких иконах изображали Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Их композиция стро- го симметрична, почти геральдична. Сюжет основывается на апокрифическом источнике - архангел Михаил вручает поводья - 5 - лошадей Флору и Лавру. Внизу изображали трех конюхов, кото- рые гонят табун лошадей.

Их имена Спевсипп, Елевсипп и Ме- левсипп означают ускоряющий бег коня, гонящий коня иухаживающий за конем. По преданию, это жившие в Каппадо- кии во 2 веке конюхи языческой богини Немезиды, ставшие христианами-мучениками.Иногда Флора и Лавра изображали иначе - едущими на конях и с братской любовью обнимающими друг друга, как на иконе 16 века из собрания Государствен- ного Эрмитажа.

Новгородцы любили в одной иконе изображать сразу нес- кольких святых помощников , собирая своеобразный их панте- он. На провинциальной новгородской иконе 16 века иконопи- сец представил сразу всех покровителей скотоводов. Есть на ней и Чудо о Флоре и Лавре, и благословение скота Власием и Модестом.Модест к 16 столетию заменил Спиридона в его пат- рональных функциях.

На Руси его часто называли Медостом. Святой Модест по преданию был Иерусалимским архиепископом. Его житие, известное в различных версиях, во многом напоми- нает житие Власия также был пастухом и прославился исцеле- нием скота. Жил Модест на рубеже 3 - 4 веков, был казнен за отказ поклониться языческим богам, а память его отмеча- ется 18 декабря здесь и далее дни памяти святых даны по старому стилю - близко к Спиридону.Иконы Модеста, где он изображался со скотом, были популярны на русском Севере - 6 - очень долго.

Известно, что в 18 веке по специальному указу Синода они изымались как неканоничные. Среди святых помощников, чтившихся на Руси, было нема- ло целителей, к которым обращались с молитвой в случае бо- лезни. Самыми популярными из них были, без сомнения, Косма и Дамиан. Христианская традиция знает нескольких святых врачей-братьев, носивших эти имена.Одни из них, чья память приходится на 1 ноября, жили в 6 веке в Малой Азии, их обычно называют Асийскими.

Они не были мучениками, но боль- них, лечимых ими безвозмездно, наставляли в христианской вере. Другие Косма и Дамиан, жившие в 3 веке в Риме, были убиты своим учителем лекарем-язычником из зависти. Их назы- вают Римскими и отмечают память 1 июля. И, наконец, третьи Косма и Дамиан, современники Римских, жили в Аравии их память отмечается 17 октября.За отказ принести жертву идолам их подвергли мучительным пыткам и отсекли головы. На Руси все эти святые часто не разделялись, а чтились некие Косма и Дамиан, совмещающие черты житий всех шестерых.

В древнерусской живописи также нередко происходила путаница в их изображении, хотя в иконописных подлинниках - специаль- ных руководствах, указывавших мастерам, как какого святого писать их строго различали. Так Асийских Косму и Дамиана надлежало писать как Флора и Лавра, то есть бородатыми сре- довеками, одинаковыми ликом.Римские должны были писаться - 7 - следующим образом Косме надлежало походить на Дмитрия Со- лунского, а Дамиану - на великомученика Георгия.

У обоих в правой руке изображался крест, а в левой сосудец, указываю- щий на их врачебное занятие. Аравийские Косма и Дамиан, как и Асийские, писались средовеками, оба с бородами, держащими в руках перо и сосудец. Тем не менее в иконописи часто встречаются смешанные изображения святых лекарей-бессребре- ников, как на иконе первой половины 15 века, происходящей из Дмитрова.На новгородской иконе 16 века Косма, Иаков Иеруса- лимский и Дамиан изображены, очевидно, Асийские святые, так как они представлены близнецами, как Флор и Лавр. Тре- тий святой на этой иконе - Иаков Иерусалимский - особо по- читался в Новгороде.

Там уже в 12 веке было два посвященных ему храма. В Софийском соборе в приделе Иоакима и Анны хра- нился крест-мощевик, в котором была частица его мощей. Иа- кова называют Братом Божьим, поскольку он был сыном Иосифа, обручившегося с девой Марией.Он принадлежит к семидесяти апостолам и издавна почитается православной церковью.

Пер- вый епископ Иерусалима, автор одного из соборных апостоль- ских посланий, он принял мученическую смерть во время осады города императором Веспасианом.В Новгороде культ Иакова обладал одной особенностью, благодаря которой его часто изображали вместе со святыми целителями святитель считался - 8 - избавителем от смертоносной язвы. Писали Иакова Иерусалимс- кого как Власия с длинной бородой. В Византии одним из наиболее почитаемых целителей был святой великомученик Пантелеймон.

На греческой иконе 14 ве- ка из Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина юный святой представлен в алом мученическом венце и с атрибутами врача в руках - в своей обычной иконографии.Сын язычника и христианки, Пантелеймон жил в Сирии в конце 3 века в годы правления императора Максимиана. Названный при рождении Пантелеоном, то есть подобным льву, за свою бескорыстную помощь больным был прозван Пантелеймоном, то есть милости- вым ко всем. За обращение больных в христианство он был предан мучительной казни.

Частицы мощей святого хранятся по всему христианскому миру, но более всего их на Афоне, где основанный русскими монастырь стал носить имя Пантелеймона. В древности на Руси Пантелеймон не был столь популярен, как другие врачи-бессребренники. Широко почитаться он начал только в 19 веке в связи с ростом авторитета Афона в России и привозом оттуда множества списков с чудотворной иконы святого.Эти списки в большом количестве и сейчас находятся в действующих храмах.

Если покровителями княжеской власти на Руси издавна считались святые воины, то у представителей выборной власти в Новгороде - посадских и тысяцких - тоже был свой небесный - 9 - патрон. Им считался Ипатий Гангрский, живший при императоре Константине и бывший епископом города Гангры на берегу Чер- ного моря. Он принимал участие в первом Вселенском соборе христианской церкви и известен как активный противник ари- анской ереси.Ипатий принял мученическую смерть от рук про- тивников христианства. В Новгороде его изображения можно было найти уже во фресках церкви Спаса на Нередице конца 12 века. Имелся в городе и посвященный святому храм, где хра- нились его мощи. Поскольку в житии Ипатия есть немало эпи- зодов, где он выступает как борец с искушающими его бесами, то почитали его и как защитника от бесовских сил. На иконе 16 века из Третьяковской галереи святой представлен как су- ровый, неколебимый в своих убеждениях старец, исполненный огромной силы духа. В клеймах изображены чудеса святого и главным образом мучения, которые он стоически претерпел пе- ред своей кончиной.

Особенности письма, колорит позволяют отнести икону к произведениям тверской школы.

Помогая человеку, защищая его от невзгод, болезней и несчастий, святые помощники были в его глазах надежной опо- рой в жизни. Народное сознание опоэтизировало образы этих святых в преданиях, духовных стихах и иконописи.ЛИТЕРАТУРА 1. Всеобщая история искусств, т.2. 2. Н.А.Дмитриева Краткая история искусств. 3. Юный художник, N 1, 1994. 4. Юный художник, N 2, 1994.

– Конец работы –

Используемые теги: Святые, помощники0.042

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Святые помощники

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ И СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
На сайте allrefs.net читайте: "СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ И СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК"

Святые помощники
Особенности почитания святых основывались, как правило, на отдельных сюжетах их житий, порой даже на незначительных эпизодах. "Обязанности" святых… Святитель Никола оказывал помощь в - 2 разных делах, в том числе и в… Так Зосима и Савватий Соловецкие стали покровителями пчеловодов. Святые помощники почитались по всей Руси, но ярче…

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – святой Лука
У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую… Он учится блестяще. "На третьем курсе, пишет он в " Мемуарах" произошла… Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли "святой сестрой" и…

СВЯТОЙ АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ
На сайте allrefs.net читайте: "СВЯТОЙ АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ"

История осадконакопления на перешейке полуострова Святой Нос
На сайте allrefs.net читайте: " История осадконакопления на перешейке полуострова Святой Нос"

"Хованщина" М.П.Мусоргского: грани образа святой Руси
В сходном ключе рассматривали "Хованщину" ряд исследователей (В.В. Медушевский [4], с существенными отличиями, но сходно по методу - А. Парин [6],… Святая Русь - в данном случае не столько конкретный тип государственного… Русь дореформенная именуется Святой Русью не потому, что все было в ней будто бы свято и безупречно, но потому, что…

Отчет по практике Мероприятие посвященное дню Святого Валентина
Задачи: закрепление знаний о празднике, развитие коммуникативных качеств личности, воспитание чувства любви к окружающим.Материалы: приглашения,… Затем дети на листочках бумаги писали, чья валентинка им понравилась больше,… А рядом с тобой ходят люди, и у каждого из них есть свой огонек души. Чем больше ты открываешь свое сердце людям, тем…

Размышления на книгу Деяний Святых Апостолов
На сайте allrefs.net читайте: "Размышления на книгу Деяний Святых Апостолов"

Компьютер - порабощающий помощник
Безусловно, компьютеры многократно облегчают труд человеку фактически любой профессии. Так, певцу-вокалисту они помогают производить запись голоса,… В настоящее время существуют доступные библиотеки на цифровых носителях,… Тем не менее, компьютер хорош именно после ознакомления со всеми другими аспектами жизни, а так же - после получения…

Жития святых
На сайте allrefs.net читайте: "Жития святых"

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам