рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ И СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ И СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК - раздел Религия, Глава 7 Святой Дионисий Ареопагит И Святой Максим Исповедник ...

Глава 7

СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ И СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

...Более чем Антиохии и Александрии, византийское богосло­вие боговидения будет обязано творениям таинственного авто­ра, известного под именем св. Дионисия Ареопагита. У нас нет необходимости заниматься здесь происхождением ареопагнтских творении. Все, что известно нам об этом корпусе из четырех трактатов и десяти посланий,—это дата, когда они были про­цитированы впервые. Монофизиты—с Севером Антиохин-ским—первыми в начале VI века попытались опереться на ав­торитет св. Дионисия Ареопагита, ученика св. апостола Павла. Однако православные вскоре вырвут это оружие из их рук, толкуя труды Дионисия таким образом, чтобы приспособить их к защите собственных целей. Иоанн Скифопольский в VI веке и, в основном, св. Максим в VI веке представят Ареопагитики как свидетельство христианского предания. Несмотря на неко­торые сомнения в принадлежности «Корпуса Ареопагитик» Дионисию, ученику св. Павла (св. Фотий, например, относится скептически к такому утверждению), православность ареопа-гнтских творений никогда не будет казаться подозрительной.

В 1900 году Гуго Кох установил тесную связь «Корпуса» Дионисия с неоплатонической мыслью, а именно с Проклом, последним великим платоником Александрии (+486). Эта связь была отмечена уже св. Максимом, согласно которому Прокл «скопировал» Дионисия. Кох не сомневается в том, что мысль автора «Корпуса» зависит от последнего великого язы­ческого философа Александрии.

Общепринятое мнение желает видеть в Дионисии (или псев­до-Дионисии) некоего окрашенного христианством платоника, а в его творчестве усматривать своего рода канал, по которому неоплатоническая мысль вновь (после Климента и Оригена) оказывается проникающей в христианскую традицию. Мне же, как изучавшему Дионисия, представляется истинным как раз обратное: это христианский мыслитель, облачившийся в одеж­ды неоплатоника, богослов, весьма понимающий свою задачу,— захватить собственную территорию неоплатонизма, воспользо­вавшись его философской «техникой». Отец С. Пера прав, когда говорит; «Позиция Дионисия—лицом к лицу с мыслителями


Греции—это отношение не генетической зависимости, но по­бедного противостояния: недаром он говорит,—и нет ни ма­лейшего основания сомневаться в его искренности,—что он был обвинен «как отцеубийца» за то, что неблагоговейно использо­вал эллинов против эллинов» '. В этом смысле Дионисий встает в один ряд с великими каппадокийцами: св. Василием, в осо­бенности же св. Григорием Нисским, с которым он связан об­щностью тем.

Что в гораздо большей степени связывает Дионисия с Гри­горием Нисским, чем с богомыслием александрийцев, так это понятие «божественного мрака» (что прекрасно показывает М. Пюч в статье, опубликованной в «Etudes carmelitaines» 2. Бого-познание не может быть достигнуто иначе, как только преодо­лением всего видимого и умопостигаемого, только неведнием (ayvuxna), которым познается Тот, Кто превыше всего того, что может быть объектом познания. Конечная цель здесь — не бо­жественный гносис, но превосходящее всякое познание соеди­нение (evcoois). Как и для св. Григория Нисского, Оесорш (со­зерцание) для. Дионисия не есть вершина восхождения к Богу:

неименуемой природы Божией достигают в неведнии, в удале­нии себя от всех ее проявлений, или теофаний — богоявлений.

Имели место попытки сблизить подобное соединение с Богом в неведении с плотиновским «экстазом». Но подобно и другим высказываниям Дионисия, родство терминологии, известный те< магический параллелизм еще резче подчеркивают внутреннюю направленность христианского автора, желающего «исправить» Плотина. Человеческие существа, соединенные с Богом, отнюдь не отождествляются с Ним; они лишь становиться «всецело Божьими» (o?ioug •qkov yiyvo^evovc,) 3 *. В таком состоянии соединения Бог познается сверхразумно, превыше ума vovc,— именно через то, что Его вовсе не познают4. Это вхождение

' Ceslas Pera. Denys Ie Mystique et la вво^а/ю. — «Revue des Sciences philosophiques et theologiques», 1936, p. 62.

2 H. Ch. Puech. La tenebre mustique chez Ie Pseudo-Denys 1'Areopagite ct dans la tradition patristique.— «Etudes carmclitaines», 1938, p. 33—53.

3 «О божественных именах», VII, 1.—PG 3, col. 868 A. * В. H. Лосский использовал здесь как оригинальные святоотеческие тексты на греческом языке, так и их переводы на французский. Для сохра­нения авторского контекста статьи все цитаты из св. Отцов даются нами в обратном переводе с французского. Современные, более точные переводы греческих текстов см.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах О ми­стическом богословии. СПб., «Глаголъ», 1994 [перевод Г. М- Прохорова];

Творения преп. Максима Исповедника. Книга I- Москва, «Мартис», 1993 [перевод А. И. Сидорова — в частности, «Сотиицы (главы) о любви» и «Сот-ницы гностические» («Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божия»].—Прим. перев.

4 «О мистическом богословии»,I, 3.—PG 3, col. 1001.


во мрак (стяотос:), сокрытый преизобилием света, в котором Вот становится познаваем в сотворенном Им. Познание ограничи­вается всем тем, что существует, что есть, ибо как причина все­го сущего Бог—не есть5, или, точнее, Он превышает всякое противопоставление «сущего» — «не-сущему». Для того, чтобы соединиться с Богом, согласно Дионисию (как и по Плотину), необходимо выйти из сферы тварного («сущих»). Однако Бог Дионисия—не vv, не Единое (единство), или Первогождество, Плотина **, которое противопоставляется множественности «сущих». Бог—не Единство, но причина Единства, точно так же, как Он есть и причина множественности. Вот почему Дио-ннсш"! выше имени «Единое» превозносит имя «Троица»—«са­мое возвышенное из имен» 6. Это еще одна позиция, где Дио­нисии полностью преобразует плотиповскую концепцию.

Единство и различие, соединение и различение присущи Са­мому Богу, ибо Он есть Троица — «единства и различияв ихнеизреченном единении и существовании»7, поскольку три Лица едины и различны в одно и то же время. Но Бог становится познаваем через «различия» (или «различения») (6ia%pioeig) за пределами, во вне Своей природы —этого «тайного» Его «ме­стопребывания», сокрытого мраком и неведением»,—действуя во вне Самого Себя посредством «выступлений» (ярообо) или сил (бпуацб1б), которыми и проявляются эти различения и ко­торым сопричастны тварные существа. Именуя Его Богом, Жи­знью, Сущностью, мы имеем в виду силы — обожнвающие, жи­вотворящие, субстанциирующие («осуществляющие»), в кото­рых Бог сообщает Себя всему, оставаясь несообщимым по Своей природе, дает познать Себя всем, оставаясь непознавае­мым в том, что Он есть. Отличаясь от Божественной Сущности (vnapgig), эти силы, или действования, отнюдь не отделяются от нее, потому что в Боге «единства (соединения) преобладают над различиями»8. Силы (6uva|iKig)—всегда Сам Бог, хотя и во вне Своей Сущности, или «единства». Ибо «Он различает­ся, оставаясь во всем простым, и умножается, не утрачивая Своего единства»9.

О божественных именах», I, I, col. 588.

Как говорит Плотин, <Еднное держит Само Себя» и есть «тождест­венное Сущее», «Благо, Которое Само Себя творит», етрансцендентное Себя Самого». — Прим перев.

О божественных именах», XTI, 3. col. 981 А.

8 Там же, II, 11, col. 649 D (автором здесь неточно указана col. 652.-•-Прим. перев.) 9 Там же. col. 649. •J,; ..•'- Здесь мы узнаем то же самое различение, что уже ранее" наблюдали у св. Василия Великого и у св. Григория…

О божественных именах»,I, 4, col.592.

С Дионисием мы вступаем в мир чисто византийского бого­словия. Его учение о динамическом проявлении (Божием), со­держащее в себе различение между… Порой утверждают, что ареопагитские творения пользова­лись гораздо большим… личие «идей» Бога от Его Сущности, тем не менее отнес их к категории тварного. Если на Востоке традиция Дионисия…

– Конец работы –

Используемые теги: Святой, сий, ареопагит, Святой, Максим, Исповедник0.089

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ И СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Апокатастасис и "Благое молчание" в эсхатологии св. Максима Исповедника (Apokatastasis and «Honorable Silence» in the eschatology of St. Maximus the Confessor)
При переводе, где это возможно, я пользовался современным переводом трудов Св. Преп. Максима Исповедника кн.I, перевод А. И. Сидорова и кн. II,… Редактор перевода с английского М.М. Кедрова. Эсхатология Св. Максима… Некоторые предполагали, что это возвращение приведёт души всех, кто когда-либо существовал, к блаженству и даже…

Символ и таинство в богословии св. Максима Исповедника (Symbol and mystery in st.Maximus the Confessor)
В своих трудах Св. Максим Исповедник рассматривает самые сложные вопросы нашего бытия, как то причину и цель создания Богом всего творения, причину… Так по учению Св. Максима Исповедника перед человеком была поставлена задача… И в этом призвании уже заключена тайна Богочеловечества. Следовательно, цель человеческой жизни заключается в…

Преп. Максим Исповедник о бесконечности человека (St. Maximus the Confessor on the infinity of man)
А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь там благодаря своим логосамII… Прим. пер И еще в богословии Преп. Максима Исповедника все, постигающие… И насколько это возможно для человека здесь на земле, он соединяется в тбинственном богословии с Молчанием незримой и…

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – святой Лука
У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую… Он учится блестяще. "На третьем курсе, пишет он в " Мемуарах" произошла… Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли "святой сестрой" и…

Понятие о физической величине. Международная система единиц физических величин СИ
Под значением физической величины понимают ее оценку, выражаемую произведением отвлеченного числа на принятую для данной физической величины… Например, в качестве единиц длины применяют метр, сантиметр и др. Одной из… Производными единицами, не имеющими специального обязательного наименования являются площадь, объем, скорость,…

Отчет по практике Мероприятие посвященное дню Святого Валентина
Задачи: закрепление знаний о празднике, развитие коммуникативных качеств личности, воспитание чувства любви к окружающим.Материалы: приглашения,… Затем дети на листочках бумаги писали, чья валентинка им понравилась больше,… А рядом с тобой ходят люди, и у каждого из них есть свой огонек души. Чем больше ты открываешь свое сердце людям, тем…

Дионисий
Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы… О том, как высоко ценили молодого иконописца, свидетельствует редкий по тем… Яркая праздничность и парадность его произведений, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская…

"Хованщина" М.П.Мусоргского: грани образа святой Руси
В сходном ключе рассматривали "Хованщину" ряд исследователей (В.В. Медушевский [4], с существенными отличиями, но сходно по методу - А. Парин [6],… Святая Русь - в данном случае не столько конкретный тип государственного… Русь дореформенная именуется Святой Русью не потому, что все было в ней будто бы свято и безупречно, но потому, что…

Ковалевский Максим Максимович
Находился под влиянием позитивизма Конта и Спенсера, развивал концепцию социального прогресса, содержание которого состоит в росте солидарности … А это равносильно переменам и в обмене, и в распределении и сказывается также…

Собор святой Софии
Под руководством Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников. По мысли… Результатом было то, что невиданное и неслыханное великолепие поразило даже… Первый был мал для многочисленного христианского населения, и Констанций, сын Константина, увеличил его. В 404 г в…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Наша диссертация посвящена выявлению художественного подтекста как средства раскрытия характеров героев в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” в… Наша диссертация является первым исследованием, направленным на выявление… Диссертация ставит целью выявление художественного подтекста в романе “Герой нашего времени”. Целью также является…
  • Определение межповерочных и межкалибровочных интервалов СИ Если назначенный интервал не совпадает с интервалом, указанным в НД на данный тип, то его необходимо согласовать с органами Государственной или… По порядковому номеру поверки с начала эксплуатации различают первый МПИ,… В процессе эксплуатации СИ МПИ может корректироваться организациями, осуществляющими поверку с учетом результатов…
  • Літній цикл свят Якщо до дня Теодора (29 травня) дуби добре зазеленіли, то й літо мало бути врожайним. Червень. Колись початок червня збігався з білінням полотна.Як… За цим святом стоїть ще одна дуже важлива, життєво необхідна справа – народне… Вважалося, що полин мав чарівну силу на Клечальну неділю, коли розпочиналося своєрідне літнє свято – одне з тих, які…
  • Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького Содержание Введение…3 §1. Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима Горького…5 §2. Ранние романтические произведения… Как писатель, Горький обогатил мировую литературу новыми темами, идеями,… Максим Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора…
  • Максимилиан Александрович Волошин Елена Оттобальновна была обрусевшая немка. Её экстравагантная внешность обращала на себя внимание и в Париже, куда она приезжала к сыну, и в… На его развитие влияли и французские писатели, особенно Верлен и Малларме.… С этого времени начались годы странствий. Ссылка – сначала в Феодосию, затем в Ташкент. Правда перед границей он успел…