рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Радикальные течения в общественной мысли и их представители

Радикальные течения в общественной мысли и их представители - раздел История, I Общественное Движение: Либералы И Консерваторы 1.1 ...

I Общественное движение: либералы и консерваторы 1.1 Либеральное движение середины 50х – начало 60х гг. 1.2 На рубеже 60- 70х гг. 1.3 Консерваторы. II Революционные партии в России (конец XIX- начало XX вв. ) 2.1 Социал-демократия и неонародничество на рубеже двух веков. 2.2 Идейно- политические платформы и организационное оформление революционных партий. 2.3 Большевики и меньшевики – фракции РСДРП 2.4 Большевистская, меньшевистская и эсеровская концепции Революции 2.5 Партии и массовые демократические организации 2.6 Заключение литература Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. было самым широким и имело множество различных оттенков.

Но так или иначе либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и земство.

Первыми изложили программу российского либерализма историки К.Д, Кавелин и Б: Н. Чичерин, которые в своем “Письме к издателю” (1856) высказались за реформирование существующих порядков “сверху” и провозгласили основным законом истории “закон постепенности”. Большое распространение в конце 50-х гг. получили либеральные записки и проекты реформ, развивалась либеральная журналистика.Трибуной либеральных западнических! идей стал новый журнал “Русский вестник” (1856—1862) основанный Н. Катковым.

Либералом-славянофилом А. И. Кошелевым издавались журналы “Русская беседа” Я| и “Сельское благоустройство”. В 1863 г. в Москве начался выпуск одной из крупнейших русских газет — “Русские ведомости”, ставшей органом либеральной интеллигенции. С 1866 г. либеральный историк М. М. Стасюлевич основал журнал “Вестник Европы”. Своеобразным явлением российского либерализма была позиция тверского губернского дворянства, которое еще в период подготовки и обсуждения крестьянской ]реформы выступило с конституционным проектом.

А в 1862 г. тверское дворянское собрание признало неудовлетворительность “Положений 19 февраля”, необходимость немедленного выкупа крестьянских наделов при помощи государства. Оно высказалось за уничтожение сословий, реформы суда, управления и финансов.Либеральное движение в целом было гораздо умереннее требований тверского дворянства и ориентировалось на введение конституционного строя в России как на отдаленную перспективу.

Стремясь выйти за рамки местных интересов и объединений, либеральные деятели провели в конце 70-х гг. несколько общеземских съездов, к которым правительство отнеслось довольно нейтрально. Лишь в 1880г. лидеры либерализма С. А. Муромцев, В.Ю. Скалон, А. А. Чупров обратились к М. Т. Лорис-Меликову с призывом ввести конституционные начала.В условиях политического кризиса на рубеже 50— 60-х гг. активизировали свою деятельность революционные демократы — радикальное крыло оппозиции.

Идеологическим центром этого направления стал с 1859 г. журнал “Современник”, которым руководили Н. Г. Чернышевский (1828—1889) и Я. А. Добролюбов (1836—1861). А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский в начале 60-х гг. сформулировали концепцию революционного народничества (русского социализма), соединив социальный утопизм французских социалистов с бунтарским движением Российского крестьянства.Усиление крестьянских волнений в период проведения реформы.861 г. вселило в деятелей радикального направления надежду на возможность крестьянской революции в России.

Революционные демократы распространяли листовки и прокламации, в которых содержались призывы к крестьянам, к учащейся молодежи, солдатам, раскольникам готовиться к борьбе (“Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”, “К молодому поколению”, “Великорусе” и “Молодая Россия”). Агитация руководителей демократического лагеря оказала определенное влияние на развитие и расширение студенческого движения.

В Казани в апреле 1861 г. произошло выступление студентов университета и духовной академии, которые провели демонстративную панихиду по крестьянам, убитым в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии. Осенью 1861 г. студенческое движение охватило Петербург, Москву и Казань, в обеих столицах прошли уличные демонстрации студентов. Формальным поводом к волнениям послужили вопросы внутренней университетской жизни, но их политический характер проявился в борьбе против властей.В конце 1861 — начале 1862 г. группой революционеров-народников (Н. А. Серно-Соловьёвич, М. Л. Михайлов, Н. Н. Обручев, А. А. Слепцов, Н. В. Шелгунов) была создана первая после разгрома декабристов конспиративная революционная организация общероссийского значения.

Ее вдохновителями были Герцен и Чернышевский.Организация получила название “Земля и воля”. Она занималась распространением нелегальной литературы, вела подготовку к восстанию, назначенному на 1863 г. В середине 1862 г. правительство, заручившись поддержкой либералов, развернуло широкую репрессивную кампанию против революционных демократов. “Современник” был закрыт (до 1863 г.). Признанные лидеры радикалов — Н. Г. Чернышевский, Н. А. Серно-Соловьёвич и Д. И. Писарев 5ыли арестованы.

Обвиненный в составлении прокламации и подготовке антиправительственных выступлений; Чернышевский был приговорен в феврале 1864 г. к 14 годам каторги и поселению в Сибирь навечно.Серно-Соловьевич тоже был сослан навечно в Сибирь и погиб там в 1866 г. Писарев четыре года отсидел в Петропавловской крепости, был освобожден под надзор полиции и вскоре утонул.

После ареста своих руководителей и провала планов вооруженного восстания, готовившегося отделениями “Земли и воли” в Поволжье, ее Центральный народный комитет весной 1864 г. решил приостановить деятельность организации. В 60-е гг. на волне неприятия существующего порядка среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма.Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали “эгоизм, основанный на разуме”. В то же время под влиянием социалистических идей, романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?” (1862) возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся путем развития коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества.

Потерпев неудачу, они распадались либо переходили к нелегальной деятельности.Осенью 1863 г. в Москве под влиянием “Земли и воли” возник кружок под руководством разночинца Н. А. Ишутина, который к 1865 г. превратился в довольно крупную подпольную организацию, имевшую филиал в Петербурге (руководитель И. А. Худяков). 4 апреля 1866 г. ишутинец Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Вся ишутинская организация была разгромлена, Каракозов повешен, девять членов организации, в том числе Ишутин и Худяков, отправлены на каторгу.

Журналы “Современник” и “Русское слово” были закрыты.В 1871 г. российское общество было возмущено убийством студента Иванова, члена радикальной подпольной организации “Народная расправа”. Он был убит за неповиновение руководителю организации С. Г. Нечаеву.

Нечаев строил свою “Расправу” на основе личной диктатуры и оправданности любых средств во имя революционных целей.С суда над нечаевцами началась эпоха политических процессов (всего более 80), ставших неотъемлемой частью общественной жизни до начала 80-х гг. В 70-е гг. сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название “народничество”. Народники полагали, что благодаря крестьянской общине (“ячейке социализма”) и качествам крестьянина-общинника (“революционера по инстинкту”, “прирожденного коммуниста”) Россия сможет прямо перейти. к социалистическому строю.

Взгляды теоретиков народничества (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П. Н. Ткачев) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к победе.

На рубеже 60—70-х гг. возникли многочисленные народнические кружки. Среди них выделялось общество “чайковцев” (Н. В. Чайковский, А. И. Желябов, П. А. Кропоткин, С. Л. Перовская и др.). Члены общества вели пропаганду среди крестьян и рабочих, а затем возглавили “хождение в народ”. Весной 1874 г. тысячи участников народнических организаций отправились по деревням.Большинство из них ставило своей целью скорейшую подготовку крестьянского восстания.

Они собирали сходки, говорили об угнетении народа, призывали "не повиноваться властям. “Хождение в народ” продолжалось в течение нескольких лет и охватило более 50 губерний России. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т. п. Однако их призывы не находили отклика, крестьяне нередко выдавали пропагандистов властям.Правительство обрушилось на народников новой волной репрессий, а в октябре 1877 — январе 1878 г. состоялся суд над народниками (“процесс 193-х”). В, .конце 187,6 г. -возникла новая, централизованная всероссийская организация народников “Земля и воля”. Кекспиративный центр (Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, С. М, Кравчйнский, А. Д. Михайлов, М. А. Натансон, С. Л. Перовская, Г. В. Плеханов, В. Н. Фигнер) руководил деятельностью отдельных групп “Земли и воли” в не менее чем 15 крупных городах страны.

Вскоре в организации возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции террористическую деятельность. В августе 1879 г. произошел окончательный распад.

Сторонники пропаганды объединились в “Черный передел”, приверженцы террора в “Народную волю”. “Черный передел”, объединявший кружки в Москве, Петербурге и других городах, существовал до 1881 г. К этому времени все его члены либо эмигрировали (Плеханов, Засулич, Дейч), либо отошли от революционного движения, либо перешли в “Народную волю”. “Народная воля” объединила кружки студентов, рабочих, офицеров.

В строго законспирированное руководство входили А. И. Желябов, А. И. Баранников, А.А. Квятковский, Н. Н. Колодкевич, А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко.В 1879 г. народовольцы, надеясь вызвать политический кризис и поднять народ, совершили ряд террористических актов. Смертный приговор Александру II Исполнительный комитет “Народной воли”, вынес в августе 1879 г. После нескольких неудачных покушений 1 марта 1881 г. в Петербурге Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким.

Общественное движение в период правления Александра III переживало спад. 3 условиях правительственных гонений и репрессий против инакомыслия большое влияние приобрел редактор “Московских ведомостей” и “Русского вестника” М. Н. Катков. Он в 40—50-е гг. был близок к умеренным либералам, а в 60-е — стал ярым приверженцем охранительного направления.Полностью разделяя политические идеалы Александра III, Катков в 80-е гг. достигает зенита своей славы и политического могущества, став идейным вдохновителем нового правительственного курса.

Рупором официального направления был и редактор журнала “Гражданин” князь В. П. Мещерский. Александр III покровительствовал Мещерскому, оказывая негласную финансовую поддержку его журналу. В неспособности противостоять охранительной политике самодержавия проявилась слабость либерального движения.После 1 марта 1881 г. либеральные деятели в адресе Александру III осудили террористическую деятельность революционеров и выразили надежду на “завершение великого дела государственного обновления”. Несмотря на то что надежда не оправдалась и правительство перешло в наступление на либеральную печать и на права земских учреждений, либеральное движение не превратилось в оппозиционное.

Однако в 90-е гг. происходит постепенное размежевание внутри земско-либерального движения.Усиливаются демократические настроения среди земских врачей, учителей, статистиков.

Это приводило к постоянным конфликтам земств с местной администрацией. Противники существенных перемен в жизни общества оказались в сложном положении: защищать старое в конце 50-х – начале 60-х гг. не решался никто.Поэтому главным устремлением консерваторов стали попытки оградить императорскую власть попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и, по возможности, не допускать, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства.

Активность консерваторов имела определенный успех. Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян. В дальнейшем положение консерваторов еще более укрепилось. Крупнейшим деятелем консервативного направления стал противник отмены крепостного права и проведения других реформ граф П. А. Шувалов.В 1866 г. Он был назначен шефом жандармов и главным начальником III Отделения.

Пользуясь неустойчивым состоянием Александра II, вызванным покушениями на его жизнь, Шувалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище < Петр IV>. С подачи Шувалова вплоть до 1874 г. Происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников.Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал человек, весьма далекий от царского двора публицист и издатель, в прошлом видный либерал, М. Н. Катков.

На рубеже 50 – 60-х гг. произошел окончательный разрыв Каткова с Герценом и другими приверженцами революционных идей. В 1862 г. Катков, единственный из российских журналистов, получил право упоминать имя А. И. Герцена в печати и спорить с его изданиями.Он подверг резкой критике <лондонских агитаторов> и их последователей, которые <возымели благую мысль избрать театром для своих экспериментов Россию>. Он обновил Герцена в том, что тот, проживая <комфортабельно и спокойно> в Лондоне, толкает русских <юношей-фанатиков> на каторгу.

Яркие и яростные разоблачения Каткова заметно подорвали влияние Герцена в России. После событий, связанных с восстанием в Польше (1863 – 1864 гг.), Катков окончательно разорвал и с либералами. К мнению Каткова прислушивались император и министры. Под огонь его критики попадали не только нигилисты, но и бывшие единомышленники-либералы.Газеты <Московские ведомости> имела такое влияние, что Каткову стало по силам смещать и назначать новых министров, влиять на внутреннюю и внешнюю политику правительства.

М. Н. Катков отрицательно относился к проводимым в стране реформам, так как они, по его мнению, вели к дальнейшему отрыву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которых лежит идея единения народа с царем. Результатом этого стал рост революционного движения.Ответственность за подобное положение Катков возлагал на либералов, навязавших власти реформы <развратившие> общество и особенно интеллигенцию, превратившуюся в <стадо… мыслителей без смысла, ученых без науки, политиков без национальности, жрецов и поклонников всякого обмана>. Консерватизм как политическая сила призван придавать устойчивость обществу.

Он вовсе не предполагает возврата назад. Но русские консерваторы во многом отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные привилегии.Потому они стремились не закрепить произошедшие и необходимые для страны изменения, а пересмотреть многие из них. Консерваторы, так же как и либералы, не имели широкой поддер.

– Конец работы –

Используемые теги: Радикальные, течения, общественной, мысли, представители0.078

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Радикальные течения в общественной мысли и их представители

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Альтернативные социалистические течения, радикальные и национальные идеологии
В него входят троцкизм, движение «новых левых», движение «экосоциализма», сторонники идей социализма национального типа в развивающихся странах.… Не случайно, поэтому в рядах Социнтерна находятся многие политические партии … Их общей особенностью является поиск «третьего пути» к социализму, лежащего между капитализмом и большевизмом, который…

Общественное сознание как предмет исследовательской работы. Подходы к изучению общественного сознания
Прежде всего, необходимо установить значение фундаментальных понятий. Определить, что же такое «общественное сознание», что мы условимся понимать… Так что же такое общественное сознание? Попробуем дать более точное и строгое… Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная…

Идейные течения и общественные движения 30-50-х годов XIX в
Это способствовало зарождению деятельности декабристов, что стало значительным событием в русской истории.Однако недостаточная подготовленность… Оно оживилось.Центрами развития общественной мысли стали различные… Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию, внедрить ее в школы, университеты, печать,…

Общественное производство и общественное богатство
Проживая в разных странах и порой не подозревая о существовании друг друга, эти авторы высказывали удивительно сходные взгляды, что позволяет… До эпохи Возрождения в европейской культуре было широко распространено… Изменились социальные идеалы герой того времени - уже не воин-завоеватель, а удачливый купец, ремесленник, художник…

Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60-90-е годы XX века)
Разработка темы традиции во времена зрелого социализма шла по двум основным направлениям с одной стороны, на нее делали ставку партийные идеологи,… Второй подход дал не менее богатое и многообразное отражение темы традиции в… Результатом этого стал не один десяток монографий и диссертаций. В 60-80-е годы И. Сухановым. В. Плаховым, Э.…

Общественное производство и общественное богатство
Проживая в разных странах и порой не подозревая о существовании друг друга, эти авторы высказывали удивительно сходные взгляды, что позволяет… До эпохи Возрождения в европейской культуре было широко распространено… Изменились социальные идеалы герой того времени - уже не воин-завоеватель, а удачливый купец, ремесленник, художник…

Представители греческой философской мысли
После слов Зенона его собеседник встал и начал перед ним ходить, показывая тем самым, что движение есть. Надо сказать, что это был один из первых… Практически невозможно убедить человека, который утверждает, что мир не… При этом вы должны хорошо понимать, какая состоит цель. Ну да, можно ударить по мечу, но это уже будет не игра, можно…

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ
В РОССИИ В XIX веке Общественное движение в е годы XIX в Западники Признавали...

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий
Организация и деятельность милиции регулируются Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. О милиции Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного… Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской… Кроме этого в ст.11 п.п. 20, 28 перечислены права милиции при стихийных бедствиях.

История общественной мысли в России
Черниговское княжество издавна включало земли радимичей и вятичей. Его северо-восточная граница доходила почти до Москвы, южная особенно для него… В этом большом международном порту жили тогда греки, русские, хазары, армяне,… Черниговские князья роднились и часто вступали в союзы с половецкими ханами. На земле княжества нередко хозяйничали…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Общественное производство и общественное богатство Проживая в разных странах и порой не подозревая о существовании друг друга, эти авторы высказывали удивительно сходные взгляды, что позволяет… До эпохи Возрождения в европейской культуре было широко распространено… Изменились социальные идеалы герой того времени - уже не воин-завоеватель, а удачливый купец, ремесленник, художник…
  • Основные этапы развития общественной мысли в Беларуси и идеология белорусского государства Любая идеология базируется на национально-государственной идее, в которой народ выражает смысл своего исторического существования.… Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит от наличия у… Для американцев это общество равных возможностей, когда каждый может добиться всего, чего хочет. Французская идея…
  • Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий Организация и деятельность милиции регулируются Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" , в соответствии с которым милиция в России… Согласно ст. 10 вышеуказанного закона, милиция в соответствии с поставленными… Кроме этого в ст.11 п.п. 20, 28 перечислены права милиции при стихийных бедствиях.
  • Добровольная сертификация услуг общественного питания Обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным… Обязательная сертификация является формой государственного контроля за… Обязательной сертификации подлежат большинство непродовольственных товаров. Степень их потенциальной опасности широко…
  • Персонализм - философское течение XIX века Основоположниками американского Персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П.… Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в… Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая…