рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Церковь и государство в XIV-XVIII вв

Церковь и государство в XIV-XVIII вв - раздел История, Церковь И Государство В Xiv-Xviii Вв. Во Второй Половине Xiv В. В Северо-Вос...

Церковь и государство в XIV-XVIII вв. Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимире-Суздальского еще в XII в. Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление дворянства как социального слоя сыграли роль объединяющих факторов.В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы.

Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения. В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы.На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство.

Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов.Складывается иерархия придворных чинов, жалуемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью.

Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев» отдельных феодальных родов и семей. Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.Серьезной политической силой становится Церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном Определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея "Москва - третий Рим", "православное царство", "царь - помазанник Божий"). Теория: "Москва третий Рим" – "… два Рима нам, а третий стоит, а четвертому не быть" была подкреплена византийским происхождением царей (Владимир Мономах) и царских регалий; женитьбой Ивана III на Софье Палеолог (византийской принцессе). При Иване III были сделаны первые шаги в вопросе подчинения церкви. 1448 г. – произошло образованием автокефальной (независимой) православной церкви (ответ на Флорентийскую унию 1439 г.). Очень высок был духовный авторитет Митрополитов Ионы, Алексия, преподобного Сергия.

В это же время внутри Русского духовенства возник конфликт по вопросу о путях спасения души между посифлянами-последователями Иосифа Волоцкого (монастырская земля как условие величия церкви и государя) и нестяжателями-последователями Нила Сорского (умысел владения землею – страшный грех. "Не желати то стяжение"). Учение иосифлян обожествляло Власть, вопрос об изъятии земель церкви был снят. В XV в. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства.

В новой системе органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы.

С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть.

Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне - в раскол, столкновение старых и новых политических позиций церкви. Высший церковный орган (Освященный собор) в полном составе входил в верхнюю палату Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях.

Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей.До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп. Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления.

Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.Церковь в своей деятельности опиралась на систему норм церковного права, содержащихся в «Кормчей книге», «Правосудье митрополичьем» и «Стоглаве» (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.). Семейное право в XV-XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права.

Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных – согласие их хозяев. «Стоглав» определял брачный возраст: для мужчин -15, а для женщин - 12 лет. «Домострой» (свод этических правил и обычаев) и «Стоглав» закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми.

Преступления против Церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций.Еретиков судили по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной приказы). С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от Церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др. Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, подчиненных им, был достаточно широким.

Идея о «двух властях» (духовной и светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявилось стремление Церкви встать над государством.

Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVIII в. Церковь в XV-XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри.

В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «Помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах. Вместе с тем политическая роль церкви возрастает.В 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская церковь получает полную самостоятельность.

Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Принятие на себя государством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означало ограничение последней. Церковь к XVII веку стало обладать особыми правами и собственной юрисдикцией.Брачно-семейное право, как и наследственное, находилось в ее введении.

Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления . церковными делами (1721 г.). Одна из реформ Екатерины II, основной целью которых было укрепление социальной базы абсолютизма – церковная реформа.

Церковная реформа – секуляризация церковных земель и подчинение церкви государству. Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г лишивший Церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее Церкви, переводились в положение государственных.Вновь восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии, и к ней были приписаны все эти крестьяне (около восьмисот тысяч человек). За монастырями и архирейскими домами оставались значительные земельные наделы, несколько увеличенные в 1797 г. В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул "Отца Отечества, Императора Всероссийского", и Россия становится империей.

Еще в ст. 20 Воинских Артикулов (1715 г.) положение государя определялось следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений.

Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть автоматически переходила к нему. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха.Публичные государственные дела получали приоритет перед делами частными.

Петр I отменил патриаршество и стал во главе церкви, тем самым подчинив себе церковь.

– Конец работы –

Используемые теги: церковь, Государство, XIV-XVIII0.059

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Церковь и государство в XIV-XVIII вв

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Древнеегипетское государство и государство франков
Египет делился на Верхний, занимавший нильскую долину, и Нижний, расположенный в дельте. Долина Нила благоприятна для земледелия, поэтому сюда с… Так стала создаваться ирригационная система земледелия бассейнового типа,… Излишки производимого общественного продукта, особенно в скотоводстве, для которого характерны большие объемы…

Церковь и государство 13 век
Судьба православия непосредственно связана с превратностями, выпавшеми на долю его церковных институтов. Становление православной церковности и её путь в истории- это процесс,… Религия восточных славян накануне крещения Руси. Язычество и его недостатки . Согласно не которым современным…

Церковь и государство
Как в религиозной среде постепенно формировались различные взгляды на природу государственной власти.И, наконец, как сформировался византийский… Наконец, в последних пунктах своей работы я хочу наиболее подробно… Для ветхозаветного народа Законодателем был Сам Бог, давший правила, которые регламентировали не только религиозную,…

Церковь и государство в послепетровское время (1725-1730 гг.)
Это положение церкви стало ясным для всего русского общества уже со времени церковной реформы Петра, и с того же времени правительство, не обинуясь,… Уже со времен принятия христианства мы видим стремление сначала князей, а… При ближайших преемниках Петра эта надежда начинала постепенно рассеиваться и превращаться в несбыточную мечту.…

Церковь и государство в 15 - 17 в. в
На сайте allrefs.net читайте: Церковь и государство в 15 - 17 в. в.

Государство и церковь: Светские и теократические государства
Давайте рассмотрим оба феномена, которые нас интересуют государство и церковь, придав им для удобства изложения статус институтов. Так вот, не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что религия и ее… Такого подхода придерживался и выдающийся русский философ И.А.Ильин, который писал, что государство, пытающееся…

ЧТО ТАКОЕ ПРАВО. ПРАВООТНОШЕНИЯ. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО. СЕМЬЯ. РОДИТЕЛИ. ДЕТИ
Тема ЧТО ТАКОЕ ПРАВО... Что такое... Формы источники права Система законодательства...

Древнерусское государство и право. Монголо-татарские государства. ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО МОСКОВСКОГО) ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ
История отечественного государства и права есть закономерная смена типов и... Преподавание дисциплины в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования внутренних войск...

Правовое государство
Так, еще в знаменитых диалогах под названием Государство, Политик, Законы и др. древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о… Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек,… Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке…

Крещение Руси и государство Русь
Однако после 1918 года тема эта перестала казаться значительной.Она попросту исчезла со страниц нашей научной печати, оставаясь одной из важнейших в… Одно из таких заблуждений, застрявших в общих курсах истории России и других… Остановимся в нашей статье лишь на одной проблеме государственного значения принятия христианства. Не смею выдавать…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Государство и право на территориях, занятых белыми армиями Термин находит свою преемственность в годы гражданской войны в России в 1918-1920 года.3 История гражданской войны в России не может быть достаточно… Сразу же после Октябрьской революции, когда декретом Совнаркома генералы и… Это касалось в основном нового офицерства, которым пополнился командный состав русской армии после первой мировой…
  • Государство и его признаки Для правления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений. Я выбрал эту тему, потому что… При написании данной работы я определил следующие задачи 1. Изучить причины и… Практическая значимость данной работы состоит в том, что она может быть использована в качестве учебного материала на…
  • Государство и право на территориях, занятых белыми армиями Термин находит свою преемственность в годы гражданской войны в России в 1918-1920 года.3 История гражданской войны в России не может быть достаточно… Сразу же после Октябрьской революции, когда декретом Совнаркома генералы и… Это касалось в основном нового офицерства, которым пополнился командный состав русской армии после первой мировой…
  • Государство и общество Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определнный тип юридически регулируемого… Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном… Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция…
  • Гражданское общество и государство Она появилась с возникновением государства.С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось… Эта проблема актуальна и сейчас. В течении долгого времени граждане нашей… Но, тем не менее, в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу.Несмотря на общеупотребимый характер…