рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экономические взгляды Ермолая Эразма

Экономические взгляды Ермолая Эразма - раздел История, Экономические Взгляды Ермолая-Эразма Выполнил: Бурков С. К. Группа:1074/3 ...

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЕРМОЛАЯ-ЭРАЗМА Выполнил: Бурков С. К. Группа:1074/3 Преподаватель: Мильская Е.А. В середине 16 в. вопросы социально-экономического и политического характера занимают все более значительное место в литературе. Перерастая рамки богословских произведений.По своим исходным положениям теоретического характера, а также по конкретным практическим выводам в отношении крестьянства интересны сочинения писателя середины 16 в. священника Ермолая, получившего при пострижении в монахи имя Эразма.

ЕРМОЛАЙ-ЭРАЗМ (Ермолай Прегрешный) - писатель и публицист. Литературное творчество его относится к 40-60-м гг. XVI в. Биографические сведения о нем скудны и устанавливаются, главным образом, на основании его собственных сочинений. В 40-е гг. Эразм жил в Пскове, в конце 40-х - начале 50-х он оказался в Москве. В 60-х гг. он постригся в монахи под именем Эразма.Переезд Ермолая в Москву и получение им должности протопопа дворцового собора надо, скорее всего, связывать с привлечением к нему внимания как образованному писателю.

В это время особенно интенсивно работал большой круг церковных писателей по созданию житий русских святых. Макарий, по всей видимости, привлек к этой работе и Эразма. По поручению митрополита им было написано, по крайней мере, три произведения.Ермолай в своем “Молении к царю” сообщает о том, что “благословением превеликаго всея России архиерея Макария митрополита составих три вещи от древних драги”. Существуют разные мнения, о каких именно трех произведениях говорит здесь Эразм. Упоминание, что в них говорится об историческом прошлом (“от древних”), позволяет из числа произведений Эразма выбрать “Повесть о Петре и Февронии” и “Повесть о епископе Василии”. Тематика их действительно связана с историческим прошлым Руси. Кроме того, они удовлетворяют и второму признаку, названному Эразмом: появление рассказов с муромской тематикой обусловлено было писательской деятельностью в связи с собором 1547 г на котором были канонизированы муромские святые, поэтому и можно думать, что написаны они были по поручению митрополита Макария. “Повесть о Петре и Февронии” была написана как жизнеописание муромских святых, а сюжет “Повести о епископе Василии” был использован в Житии муромского князя Константина и его сыновей.

Вопрос о третьем произведении остается спорным.

Время работы над этими произведениями было для Эразма наиболее благоприятным и для его творчества и в его церковной карьере, но оно оказалось очень непродолжительным.

Уже в упомянутом выше “Молении”, которое исследователи датируют концом 40-х - нач. 50-х гг, Ермолай-Эразм жалуется на притеснения и враждебное отношение к себе со стороны царских вельмож.Видимо, скоро и Макарий охладел к писательскому таланту Ермолая - его явно не удовлетворили произведения на муромскую тему. Текст “Повести о епископе Василии” был значительно переработан, прежде чем его использовали в составе Жития князя Константина, написанного другим автором, видимо, в 1554 г. Хотя Ермолай и находился в непосредственном общении с влиятельными церковными и политическими деятелями своего времени, он не принадлежал к какой-либо определенной группировке или к какому-либо из существовавших в то время идейно-политических направлений.

В его сочинениях, с одной стороны, прослеживаются идеи, близкие нестяжателям, противникам церковного землевладения, с другой - исследователи отмечают наличие концепции иосифлян в вопросе о соотношении церковной и царской власти.

Не имея поддержки со стороны какой-либо определенной политической группировки, Эразм не смог сыграть сколь-либо значительной церковно-политической роли. Возлагаемые Эразмом большие надежды на царя как на главную силу в установлении им социальной справедливости и в устройстве своей личной судьбы не оправдались. Преодолеть создавшуюся вокруг него неблагоприятную обстановку, видимо, не удалось, и примерно в нач. 60-х гг. Эразм постригся в монахи, о чем свидетельствует появившееся второе имя в списках некоторых его произведений (“Ермолай, во иноцех Еразм”). Его писательское имя было еще известно в 60-е гг но позже о нем забывают и произведения его переписываются как анонимные.

Благодаря счастливой случайности в настоящее время мы имеем сравнительно полное представление о творчестве Ермолая-Эразма Дело в том, что его произведения (за исключением посланий) дошли до нас в двух сборниках, написанных самим автором.Из его сочинений наибольший интерес представляет «Благохотящим царем правительница». Слово «правительница» означает руководство для правителей и царей.

Это произведение публицистического характера, но отчасти и политико-экономического. Автор развивает план реформ, имеющих прежде всего значение для крестьянства, предлагает изменить податную систему, определить в законе повинности крестьян в отношении помещиков, обсуждает порядок дворянской службы и т. д. Сочинение Ермолая Эразма проникнуто некоторыми общими, исходными положениями.К ним следует отнести, во-первых, прославление крестьянского труда и, во-вторых, антибоярский характер проектов.

Наконец, его сочинение направлено против власти денег, проникнуто протестом против усилившихся в 16 в. товарно-денежных отношений. Исходные положения заимствованы из нравственно-аскетических церковных воззрений, но за ними нетрудно рассмотреть реальные социально-экономические явления того времени.Эта, так сказать, «этическая политическая экономия» у нас, как и в Западной Европе, выдвигала на первый план труд и притом труд земледельца, который обеспечивает хлебом все классы общества, осуждала деньги, так как источником их является не труд, а торговля, и т. п. Исходные позиции, схоластически отвлеченного и этического характера, вместе с тем служат Ермолаю Эразму для вы работки целой программы социально-экономических реформ, однако не нарушающей феодальный строй.

Ермолай Эразм называет крестьян «ратаями» и считает, что в основе государства лежит труд крестьян. «В начале же всего потребны суть ратаево; от них бо трудов есть хлеб, от сего же всех благих главизна». Это значит, что труд есть источник всех благ (Он говорит, что «вся земля от царя и до простых людей тех труды питаема» т. е. питается от трудов земледельцев. Ермолай указывает на резкое противоречие между важнейшим полезным значением крестьянского труда и тяжелым положением трудящихся в стране.

Он говорит: «Ратаеви же безпрестани различимо работные ига подъемлют» обязаны платить денежный оброк, отбывать ямскую повинность.

Крестьяне в «волнениях скорбных» пребывают. Он считает, что в основе этих тягостей лежит воз росшая роль «серебра», т. е. денег, крестьян мучат «сребра ради» Ермолай говорит, что не следует взимать с крестьян денежный оброк и нет необходимости давать боярам из казны денежное жалованье, так как они обеспечены землей и кормятся трудами крестьян. Уважение и даже опоэтизирование крестьянского труда связано у Ермолая с целой программой реформ.Он хочет ограничить и поставить в определенные рамки феодальную эксплуатацию.

Ермолай предлагает определить размер натурального оброка в пределах пятой части урожая, что должно полностью заменить денежный оброк и другие повинности крестьян в пользу землевладельцев.Ермолай устанавливает размер не обходимого крестьянского земельного надела, который он определяет в 12,5 «четверти[1]» в одном поле (кроме покосов и леса). При трехпольной системе это составляет 18,75 десятины на крестьянский двор. С крестьян должна быть снята «ямская» повинность, т. е. обслуживание ямских станций своим трудом и лошадьми, ее предлагалось возложить только на горожан, а не на крестьян.

Интересно, что Ермолай не предусматривает совсем барщины, эту форму эксплуатации он, по-видимому, считает недопустимой. Эти меры направлены в защиту крестьянства.Ермолай Эразм предлагает также ограничить размеры феодального землевладения, вельможи и служилые люди могут иметь земельные владения, не более чем в восемь раз превышающие имения других феодальных землевладельцев. Наибольший размер феодального имения он определяет в 1000 четвертей в «одном поле» а наименьший в 125 четвертей.

В этом проекте отчетливо проявилась антибоярская тенденция автора, его позиции более соответствуют интересам дворянства, как средних и мелких феодальных землевладельцев.Военная служба дворянства должна быть так же точно определена - каждый служилый выезжает на службу с одним вооруженным слугой с каждых 20 полных крестьянских дворов (по 18,75 четверти). Должно быть проведено межевание земель, поскольку повинности взимаются с земли, единицей обложения он предлагал установить «четверогранное поприще» (равное 833, 33 четверти). Ермолай рекомендовал отменить обременительные для всего населения и для купцов внутренние торговые пошлины.

Для содержания двора и государственных учреждений, взамен казенных податей, которые, по его проектам, снимаются с крестьян, Ермолай советовал отделить в каждом «городе» (уезде, округе) особые земли.

Подобно оброку с частновладельческих земель, и с этой земли в пользу царя должны поступать 2/10 урожая.Он даже подсчитал, что в 100 «городах» по 10 «поприщ» в каждом и при урожае казна получит 2,5 млн. четвертей зерна (четверть как мера сыпучих тел в то время равнялась 4—6 пудам). Проекты Ермолая Эразма акад. Б. Д. Греков назвал «грандиозной программой перестройки всего общества в целях «установления справедливости на земле». Исследователь русской публицистики 16 в. И. У. Будовниц признает Ермолая «ярым выразителем интересов крестьянства». С этим, однако, нельзя согласиться.

Ермолай не требовал уничтожения феодально-крепостных отношений. Позднее этого требовали вожди крестьянского восстания в начале 17 в являвшиеся действительными выразителями крестьянства.Таких задач не ставил Ермолай Эразм, но его сочинение показывает всю остроту крестьянского вопроса в 16 в оно проникнуто мыслью о первенствующем значении крестьянского труда и о необходимости соответствующих реформ.

Ряд его предложений был вполне практичен, например мысль об установлении новой единицы обложения — четырехгранного поприща, соответствует введению в 16 в. «большой сохи» как земельной единицы при обложении. Он отражает интересы рядового дворянства, заинтересованного в борьбе с боярской аристократией.Вместе с тем его проекты идут также навстречу интересам крестьянства, предлагаемые им меры были бы выгодны крестьянам, хотя и не ликвидировали бы феодальную зависимость. Он оставался в своих проектах в рамках феодального строя, однако несомненно защищал крестьянские интересы в этих условиях. [1] Четверть – старинная мера площади, соответствующая 0,5 десятины, или около 0,5 га.

– Конец работы –

Используемые теги: Экономические, взгляды, Ермолая, Эразма0.07

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экономические взгляды Ермолая Эразма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Понятие информ., свойства информ., экономическая информ., свойства экономической информ., классификация экономической информ
Информ универсальный ресурс потребляемый всеми сферами экономики и представляющий собой совокупность сведений фактов знаний об окружающих ее... Информ должна рассматриваться в х аспектах... синтетический связан только со способом передачи информ...

Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Предмет и функции экономической теории. Экономические категории. Экономические законы
Целью функционирования экономики является удовлетворение экономических потребностей человека потребностей в товарах и услугах... Нужда толкает человека к тому чтобы приложить усилия для удовлетворения своих... Потребность нужда имеющая конкретные очертания которые определены особенностью личности человека эк развитием...

Лекция 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу
Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу он... Основные вопросы лекции...

Предмет и метод экономической теории Экономическая теория как часть системы экономических наук
Экономическая теория как часть системы экономических наук... Существует разветвленная система наук которые изучают различные аспекты хозяйственной экономической жизни общества...

Сущность, цели и основные характеристики экономического роста и экономического развития
Ключевым фактором экономического роста являются инвестиции, которые должны превышать амортизационные отчисления. Экономический рост измеряется… Характер и динамика экономического развития страны явля¬ются предметом… Само развитие характери¬зуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, коли¬чественные и качественные…

Взгляд на потребности человека с точки зрения экономики. Экономическое развитие общества
Потребление можно назвать деятельностью по удовлетворению потребностей.Важнейшее содержание экономической деятельности - это производство и… Во-первых, потребление - это конечная цель производства. Во-вторых,… Личное потребление является прямым, непосредственным удовлетворением потребностей человека.Услуги, как известно, тоже…

ПРЕдмет экономической теории, и ее фнкции Главными направлениями современной экономической мысли являются неоклассическое, кейнсианское, институционально-социологическое
Существует разветвленная система наук которые изучают различные аспекты... Главными направлениями современной экономической мысли являются неоклассическое кейнсианское...

Экономические воззрения и принципы экономической политики Петра I
Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра,… Необходимо было также создание боеспособной регулярной во­енной силы для… Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной…

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ.. 8
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ... ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ... ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОСТЫЕ МОМЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРУДА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ И ЕГО ДВИЖЕНИЕ...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам