рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ВПореформенное Время, С 1860-Х Годов, В Результате Усиления ...

Впореформенное время, с 1860-х годов, в результате усиления капита­лизма увеличивался рост городов, прежде всего крупных центров. Большое значение имело развитие железнодорожной сети, способствовавшее ожив­лению торговли и промышленности. В городах обострился контраст между городским центром и запущенными трущобами, рабочими окраинами.

Центральные кварталы городов заполнялись особняками, многоэтажны­ми жилыми домами, зданиями банков, торговых фирм, универсальных магазинов. Несколько далее от центра располагались железнодорожные вокзалы. На окраинах города множилось число крупных промышленных предприятий, заводов, фабрик, складских и портовых помещений.

Особое распространение в это время приобрели доходные пяти-, семи­этажные жилые дома, имевшие внутри узкие, колодцеобразные дворы. Квартиры были рассчитаны на жильцов с различным общественным и иму­щественным положением. Тесно прижатые друг к другу, здания эти выхо­дили на улицу лишь одним плоским фасадом, который украшался архи­тектурными мотивами, заимствованными из тех или иных стилей.

Доходные жилые дома, перемежаемые зданиями банков и контор, обра­зовывали сплошной фронт застройки, превращали улицу в коридор и в це­лом придавали городу особый, свойственный эпохе капитализма характер.

Строительный ажиотаж сопровождался утратой выработанных класси­цизмом принципов ансамблевой застройки. В ряде случаев новые здания, возведенные во второй половине XIX века, нарушили целостность ансамб­лей классицизма. Были надстроены и перестроены многие здания XVIII — первой трети XIX века. Новые условия и требования рождали и новые приемы застройки, иное, чем это было в период классицизма, осмысление городского пространства, отражавшее господство интересов частновладель­ческого капитала. В то же время определенная унификация приемов за­стройки, создаваемая действовавшими тогда строительными нормами и правилами, и сложившаяся во второй половине XIX века общность прие­мов компоновки фасадов и их декоративной отделки вели к тому, что скла­дывавшаяся тогда новая архитектурная среда улиц и площадей стала при­обретать определенную художественную цельность. А в отдельных случаях были созданы и целостные архитектурные ансамбли (комплекс зданий в «русском стиле» на Красной площади в Москве).

Среди русских архитекторов второй половины XIX века было немало выдающихся мастеров, в произведениях которых рациональность планиро­вочных и конструктивных решений сочеталась с умелым использованием мотивов исторических стилей.

Максимилиан Егорович Месмахер(1842 —1906), в течение двадцати лет возглавлявший Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (ныне Ленинградское высшее художественно-промышлен­ное училище им. В. И. Мухиной), возвел монументальное здание Музея училища (1885 — 1895) с обширным выставочным залом, смело перекрытым железо-стеклянным куполом; интерьеры здания, мастерски имитирующие разные исторические стили, служили для учащихся своего рода учебным пособием. Яркими примерами умелого стилизаторства служат фасады со­зданных им зданий Государственного архива и великокняжеских дворцов в Петербурге.

Построенный Александром Ивановичем Резановым(1817 — 1887) дво­рец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной (ныне Дом ученых, 1867 —1872, ил. 233) — типичное произведение архи­тектуры периода эклектики. Его рустованные фасады воспроизводят архи­тектуру дворцов-палаццо раннего флорентийского Ренессанса, а интерьеры имитируют разнообразные архитектурные стили — от Ренессанса и барок­ко до «русского» и «мавританского».

Виктор Александрович Шретер(1839—1901) спроектировал ряд круп­ных театральных зданий в Киеве, Нижнем Новгороде, Тифлисе, вокзал в Одессе, много зданий частных фирм и доходных домов, капитально пе­рестроил Мариинский театр — ныне Академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова в Ленинграде. В здании Русского для внешней торгов­ли банка (1887—1888) Шретер применил световой купол из металла и стек­ла; «неоренессансный» фасад этого здания, отличающийся несколько дроб­ной и суховатой трактовкой деталей, типичен для архитектуры того време­ни. Шретер выступил одним из инициаторов так называемого «кирпичного стиля» и возвел ряд зданий, фасады которых были облицованы разноцвет­ным кирпичом, что обеспечивало их долговечность и придавало им новые декоративные качества.

С официальной ложнорусской, тоновской архитектурой, получившей, как выше было отмечено, широкое распространение во второй половине XIX века, переплетается своеобразное течение, сформировавшееся еще в 1840-х годах и стремившееся к поиску русского национального стиля, основанного на изучении подлинных памятников искусства Древней Руси. Зачинателем его был архитектор Алексей Михайлович Горностаев(1808 — 1862). Он построил в «русском» стиле ряд церковных сооружений, в час­тности церкви на о. Валааме (1849). Несмотря на желание зодчего сбли­зиться с русской национальной архитектурой, сооружения Горностаева далеки от подлинно русского стиля, к которому он стремился. Они были подражательны, а декоративные детали, взятые из древней архитектуры, не могли получить широкого применения в современном ему строительстве.

К последователям Горностаева принадлежали В. А. Гартман (1834— 1873) и И. П. Ропет (1845—1908), сосредоточившие внимание на деревян­ной архитектуре Севера и в избытке обогащавшие орнаментом фасады построенных ими выставочных павильонов, загородных деревянных домов и дач. Типичное произведение Ропета — здание Русского отдела на Всемир­ной парижской выставке 1878 года, подражавшее деревянным рубленым постройкам XVI—XVII веков.

Ложнорусский стиль как одно из проявлений ретроспективизма был применен в 1870-х — 1880-х годах в ряде крупных сооружений. Наиболее значительны здание Исторического музея в Москве (В. О. Шервуд, 1875), церковь Воскресения на крови (Ленинград, А. А. Парланд, 1880-е — 1890-е гг.), Верхние торговые ряды — теперь ГУМ — на Красной площади в Москве (А. Н. Померанцев, 1892) и здание Городской думы, ныне Цен­тральный музей В. И. Ленина в Москве (Д. Н. Чичагов, 1890—1892). Не менее типичен православный собор в Таллине (М. Т. Преображенский, 1893—1899). Фасады этих зданий отличаются сухостью и измельченно-стью, подражательностью декоративного убранства, хотя в свое время в планово-композиционном и конструктивном отношениях они были совре­менны и рациональны.

Обращение к древнерусской архитектуре отмечалось на протяжении длительного времени, начиная со второй половины XVIII века, с творчества Баженова и Казакова, применявших национальные мотивы в ряде своих сооружений (Царицыно и др.). Однако само понимание специфики русской архитектуры менялось с течением времени. Также претерпевали изменения формы и детали, которые использовались авторами.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Х XIX вв... Ответственные редакторы... И А Бартенев Р И Власова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АРХИТЕКТУРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО X - СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА
Славянские племена населяли южные земли Восточной Европы за много веков до образования Киевского государства. Их культура была языче­ской, а потому большинство тех произведений искусства, которые и

ИСКУССТВО КОНЦА XIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА
Монголо-татарское иго XIII—XV веков нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Были не только сожжены, разрушены и ограбле­ны многие памятники искусства, но убиты или уведены в плен масте

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV-XVI ВЕКОВ
Во второй половине XV — первой половине XVI века завершается про­цесс объединения русских земель в единое государство. В эти годы необы­чайно возрастает общественное место литературы в жизни госуда

ИСКУССТВО XVII ВЕКА
В начале XVII века усиление крепостного гнета вызвало широкое народно-освободительное движение. Одновременно шла борьба за власть внутри класса феодалов, что облегчило интервенцию польских, литовск

АРХИТЕКТУРА
Крупные перемены в жизни России на рубеже XVII — XVIII веков вызвали и значительные изменения в русской архитектуре. Расширились задачи градостроительства, возникла необходимость в новых производ­с

СКУЛЬПТУРА
В Древней Руси скульптура, в отличие от живописи, находила сравни­тельно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В первой половине XVIII века постепенно осваиваются

ЖИВОПИСЬ
Живопись первой половины XVIII столетия представлена новыми для русского искусства жанрами. Получают свое развитие историческая компо­зиция, баталия, портрет, зарождаются натюрморт, миниатюра. Широ

ГРАВЮРА
В эпоху петровских реформ гравюре придавалось большое значение, ибо она наиболее полно отражала успехи политического и культурного строи­тельства русского государства. Она существовала в форме книж

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Преобразования Петра I подвергают ломке старый патриархальный быт, утверждают светский образ жизни. В новых дворцах и домах интерьеры отделываются «на европейский манер», вводится костюм общеевропе

Принципиально изменился и облик русской живописи.
В 1757 году была учреждена Академия трех знатнейших художеств, призванная сыграть важную роль в подготовке национальных кадров мастеров архитектуры, скульптуры и ж

Или 1736-1808
Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII столетия был Фёдор Степанович Рокотов, сын крепостного, окончивший Академию художеств. Рокотов прославился в основном небольшими по форм

СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
- Вторая половина18 века – начало 19 века – золотой век русской скульптуры. - Целая плеяда выдающихся скульпторов. - Петербургской Академ

АРХИТЕКТУРА
В развитии русской архитектуры первой половины XIX века можно выделить три основных этапа. Первый — с начала столетия до Отечест­венной войны' 1812 года, второй — с середины 1810-х годов до конца 1

СКУЛЬПТУРА
В начале XIX века продолжают успешно развиваться все виды и жанры скульптуры. Именно в это время были созданы многие памятники выдаю­щимся русским людям, надгробия, возникли оригинальные произведен

ЖИВОПИСЬ
В первой половине XIX века живопись представлена всеми жанрами, в которых художники добились разных успехов. Процесс борьбы за новые завоевания искусства был не простым и прямолинейным, по-своему о

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В развитии прикладного искусства первой половины XIX века наме­чается два периода: от начала столетия до середины 1830-х годов и вто­рой — от середины 1830-х до 1860-х годов. После Отечест

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Еще на рубеже XVII — XVIII веков реформы Петра I углубляют разде­ление русской культуры на народную и дворянскую. По их взаимодействие, то меньшее, то большее, не прекращается на протяжении всей по

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ Крымская война 1855 —1856 годов подорвала крепостнический строй. Крах внутренней и внешней политики царского правительства, обострение нужды и бедствий народных масс вызывали все

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА
Живопись 1860-х годов.Под влиянием демократических идей уже в 60-е годы появились картины, будившие мысль, призывавшие зрителя задуматься над русской действительностью и бороться с

СКУЛЬПТУРА
Во второй половине XIX века русская скульптура не получила такого широкого развития, как живопись. Как и архитектура, она в большей степе­ни зависела от государственных или частнокапиталистических

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Социально-экономические процессы в пореформенной России вызвали глубокие сдвиги в народном домашнем ремесле и художественных про­мыслах. В работе «Развитие капитализма в России» В. И. Лени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги