рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие представлений о сознании в истории философии

Развитие представлений о сознании в истории философии - раздел История, 1. Развитие Представлений О Сознании В Истории Философии. Сознание –...

1. Развитие представлений о сознании в истории философии.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Дюбуа-Реймон, Юм, Кант утверждали, что понять сознание – столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или увидеть из окна самого себя идущим по улице. Одни отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи (Платон, Декарт, Гегель), другие верят тому, что мир есть движущаяся материя, сознание является функцией мозга человека, а душа – это выдумка идеалистов и богословов (Демокрит, Бэкон, Локк, Маркс, Энгельс). В науке долгое время широкое распространение имело дуалистическое представление о сознании и мозге (Декарт, Кант).

Мысль неотделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Если это так, то не есть ли она разновидность материи. Именно так полагали вульгарные материалисты ( Л. Бюхнер, О. Фогт, М. Молешотт). Они считали будто мысль находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени. Сведение сознания к физическим реакциям организма характерно и для направления в психологии, как бихевиоризм ( Р. Уотсон ).
И.М.Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский. А.А. Ухтомский и их последователи раскрыли рефлекторную природу психофизиологических процессов сознания и дали возможность понять психику как систему активной деятельности, которая развивается под воздействием внешнего мира. Но психическая деятельность характеризуется не только ее физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Переживаемый мной образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное, духовное; он несводим ни к самому объекту, находящемуся вне меня, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ.

Идеалисты и богословы отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм вырывает сознание из материального мира и считает его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей.

На ложных позициях стоит и дуализм в толковании сознания. Рассматривая душу, сознание и тело как не зависящие друг от друга начала, дуализм не может объяснить взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.

Так, сторонник дуализма французский философ Р. Декарт признавал независимое от сознания существование природы и не сомневался в том, что знание о ней может быть истинным. Но в его дуалистической концепции природа и дух выступают как два сугубо различных начала. Основным свойством материи Декарт считал протяженность, а основным свойством духа — способность мыслить. Отсюда он делал вывод, что подобно тому, как идея не имеет протяженности, так и тело не может мыслить.

В отличие от идеализма и дуализма, материализм исходит из того, что сознание не может существовать вне материи. Сознание— нечто производное от материи: как свойство мозга и как отражение мира.

Платон душа и тело 2 начала. Разум- душа, чувство — тело. Свойство души = свойство космоса. Душа — сознание. Сознание отражает космос и уподобляется ему. Аристотель активное начало души. Душа это то что движет телом. Философы античности понимали, что сознание есть всеобщая связь между человеком и миром. То есть сознание им представлялось как способ отражения действительности. Античность открыла только одну сторону сознания - направленность на объект. Другая же сторона - умение человека сосредоточиться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир - не была проработана. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике мировоззрения и мироощущения античного мира. В силу особенности восприятия мира греками, они считали, что предмет существует до того, как он увиден, и продолжает существовать в таком же виде и после акта его восприятья. Разум и объект существуют независимо друг от друга.

Средние века. Возникает новое представление о человеке и его сознании. Тело, душа, и дух — сознание. Сознание среднее звено между телесным и духовным. Сознание отражает в человеке и телесное и духовное и есть переживание. Сознание- страдание, арена борьбы телесного и духовного. В культуре христианства произошло важное культурное событие: обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир.

Сознание рассматривается как такое состояние, в котором личность живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно балансировать между жизнью в реальном мире и жизнью в Боге. В сознании особо выделяется способность понимать, что человек создан по образу и подобию Божьему, а потому должен соответствующим образом строить свой жизненный путь.

Христианство вводит впервые в структуру сознания время, противопоставляя настоящего, прошлого и будущего. Сознание есть знание необратимости времени, а потому сознание понимает хрупкость и недолговечность момента настоящего, которое неумолимо мгновенно становится прошлым.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву, посредством которой человек погружается в свой внутренний мир.

Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание - это знание прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слияние с Богом.

Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

Новое время. Провозглашается самодостаточность, самостоятельность человеческого мышления. Декарт «Я мыслю- существую». Нет сознания без самосознания. Кант « Сознание не отражает, а конструирует мир», сознание связывает мир в единое целое. В Новое время на решение проблемы сознания решающее влияние оказало мировоззрение антропоцентризма. Новое время ознаменовалось тем, что безграничная вера в Бога прекратилась. Человек перестал признавать свою принадлежность двумя мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только согласно теории Дарвина о происхождении человека от обезьяны.

В условиях отказа от Божественного мысль интерпретировалась только как состояние личности, субъекта. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и сама себя определяет. Отсюда и новое понятие сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как они включатся в общение с миром.

Если основной смысл античной метафоры сознания состоял в признании акта воздействия внешнего мира на мир внутренний, то есть акта восприятия, то в Новое время акцент переносится с восприятия на воображение. Когда сознание работает в режиме воображения, то не предметы запечатлеваются в нем, а оно само создает мир явлений. Так, сточки зрения И. Канта, в нашем сознании существуют непосредственно данные знания о чем-то как о целом, и мы обнаруживаем их, как только начинаем сознавать себя. Они даны нам до всякого познания.

Начиная познание, мы обнаруживаем, что в нашем сознании уже есть знание о том, что в мире действуют причинно-следственные связи и т.д. Когда человек осознает себя как личность, у него уже есть способности к логическому мышлению, языку, умение воспринимать мир пространственно и временно и т.д. Сознание начинает рассматриваться в качестве условия возможность познать внешний мир, творить мир явлений, т.е. такой предметный мир, который зависит от структур сознания.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире.

Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит - существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержится идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом.

Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, то есть максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

 

19 век. Появляется материалистическая концепция Маркса : «Сознание определяется общественными экономическими отношениями. Сознание человека это прежде всего общественное сознание складывающиеся под воздействием общественно-экономических отношений». Т.о. не сознание конструирует мир явлений определяет бытие а наоборот бытие определяет сознание. Сознание- осознанное бытие. Сознание отражение общественного устройства.

20 век. Учение о бессознательном. Сознание лишь часть переживания человека. Сознание верхушка малая часть айсберга. Бессознательность огромная подводная часть айсберга, которую человек не осознают, но которая определяет его поступки. Бессознательное инстинкты неосознанные представления влечения которые вытесняются за порог сознания и обуславливает большинство психических действий человека. В учении о бессознании 3 уровня: оно-бессознательное, я — сознание, сверх я запреты, власть догм, традиции, идеалы.

Отражение, его уровни и формы.

Отражение - это способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной… В приведенных выше определениях даны все универсальные характеристики… · отражение вторично по отношению к отображаемому;

Общественная природа сознания. Его структура и функции. Сознание и язык.

Общественное сознание - это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек, и нравов людей, отражающих объективную действительность -- человеческое общество, природу, сознание людей о мире.

Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом общественного.

Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от общественной психологии и идеологии кончая самыми сложными, строго научными формами.

Взгляд сознания на мир - это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания - практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. - своеобразное удвоение отражения - фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность.

Уровни общественного сознания: обыденно-практический и теоретический

Разделение на обыденно-практический и теоретический уровни основано как это понятно из самих терминов, на противопоставлении с одной стороны, жизненно-практического, несистематизированного (хотя и не полностью стихийного) и вместе с тем целостного жизнепонимания, а с другой -- того состава идей, которые подверглись творческой разработке и рациональной систематизации (либо в частных науках, либо в искусстве, либо в философии, в социально-политических, этических и других доктринах).

Такого рода разделение имеет место во всех формах общественного сознания, причем отношения между этими уровнями далеко не однозначны и совсем не могут быть сведены к тому иногда бытующему мнению, что обыденное сознание есть якобы нечто «неполноценное», «варварски» стихийное, не имеющее никаких других объективных причин для своего существования и развития, кроме низкой культуры масс. Нисколько не принижая возможные высоты человеческого духа, можно сказать, что подавляющее большинство народа любого государства, а следовательно, человечества, пожалуй, больше интересует то, что может быть полезным и надежным именно в обыденной жизни: ведь делами науки, философии, искусства, политики занимается относительно небольшой процент людей в любом обществе. Кроме того, и они большую часть своего времени, так или иначе живут в стихии обыденной жизни, оперируя житейскими понятиями и представлениями, опираясь на логику здравого смысла. «Обыденный» вовсе не значит «обывательский» или «неполноценный»; в этом понятии отражен объективно существующий и необходимый, наполненный большим жизненным содержанием уровень общественного сознания, который, безусловно, имеет свои определенные «минусы», но в нем есть и свои «плюсы». Так, в противовес систематичности, рациональности, четкой осознанности теоретического уровня обыденное сознание обладает таким не свойственным теоретическим формам сознания качеством, как полнота и цельность жизнеощущения.

Цельность сознания -- это один из главных показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической системой, не быть знакомым с философскими построениями и не испытывать тем не менее серьезных психологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично (хотя, конечно, с объективной точки зрения такой человек правомерно будет представляться необразованным). Но нельзя, будучи даже высококвалифицированным специалистом в своей области, не падать при этом и каким-либо синтетически-цельным, пусть обыденным, воззрением на мир.

В противном случае такое сознание неизбежно будет испытывать дискомфорт, На теоретическом уровне в его современном развитии синтетическая цельность может быть обеспечена лишь (философским мировоззрением, однако это пока лишь идеал, так как, с одной стороны, философское мировоззрение формируется только в результате длительных усилий, а с другой -- в самом таком мировоззрении даже на уровне теории далеко не все систематизировано и пронизано рациональными связями (как, например, идеалы, убеждения, ценности и т.д.)

Кроме того, обыденное сознание ближе, чем его теоретические формы, к непосредственной действительности, к пестрому жизни, поэтому в нем полнее отражена специфика ситуации всеми ее конкретными деталями и смысловыми нюансами обыденного сознания -- это то богатство, из которого черпают свое содержание частные науки, философия и искусство. Таким разом, обыденное сознание есть первичная форма понимания обществом социального и природного мира, форма, которая и объективную обусловленность в самой природе человека. Оно исторически изменчиво в своих качествах. Если, например обыденное сознание в средние века было далеко от научных представлений, современное обыденно-практическое сознание общества уже является наивным отражением мира, оно, напротив, пропитана научными знаниями, но вместе с тем обобщает их в некое единство помощью своих собственных средств, не сводимых к научным,

Формы общественного сознания

Политическое сознание

Политика, политическая борьба властно вторгаются во все сферы бытия, пронизывают все формы сознания. Это не особая, замкнутая область деятельности политиков-профессионалов. По существу, жизнь любого общества, за исключением первобытного, пропитана политическими интересами, политической борьбой. Политика концентрирует в себе напряжение социальных противоречий. Она стержень всех объединений и размежевании, содружеств и столкновений.

Политическое сознание, будучи проявлением непосредственных интересов практической деятельности людей, в наиболее выпуклой и яркой форме отражает социально-экономическую основу жизни общества, которая в других формах общественного сознания имеет более опосредованное выражение. В этой близости к непосредственным экономическим интересам состоит специфика политического сознания.

Естественно, что политическое сознание общества не может быть однородным, так как оно охватывает область отношений всех классов, социальных групп к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми социальными силами. Политическая оценка действительности зависит от того конкретного положения, которое занимает носитель этой оценки (индивид, социальная группа, социальный слой) в данном общественном устройстве. В обществе происходит постоянное столкновение политических интересов в борьбе за государственную власть. Устройство государственной власти - центральная проблема политического мышления. Политика - это не сумбур хаотичных устремлений; за ее внешне субъективными формами стоит объективное содержание; эволюция политических доктрин в конечном счете отражает прогрессивное развитие социально-экономической истории.

Политические интересы объективны и поэтому затрагивают каждого человека, имея либо, открыто выраженные и сознательные, либо скрытые завуалированные формы. Призыв к благородной аполитичности обычно раздается лишь со стороны относительно благополучных социальных слоев и потому является открытой формой консерватизма. По существу, жизнь всех обществ (за исключением первобытного) пропитана политическими интересами, концентрирующими в себе наиболее острые социальные противоречия.. Именно политические интересы чаше всего являются стержнем всех общественно активных объединений и тем более социальных столкновений. В этой борьбе все - и наука, и религия, и философия - может стать объектом политического сознания, все вовлекается в сферу идеологической дискуссии. Не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества находится в определенной зависимости от политических интересов.

Мощная проникающая сила политического сознания состоит не в том, что якобы только она движет всеми духовными устремлениями человека - человек в этой упрощенной версии превращается в эгоистическую машину, но в том, что любое и каждое явление культуры, войдя в общественную жизнь не только может быть, но обязательно будет использовано другими лицами в политических целях.

Вся история развития философской мысли представляет собой историю борьбы между различными видами мировоззрения, которая нередко приобретала столь острый характер, что людей сжигали на кострах, сажали в тюрьмы, ссылали на каторгу и т.п. Поэтому в корне неверно представление о том, будто философы как бы парили над земными делами - практическими, политическими интересами людей, классов, партии - и защищали знания только ради знания, уединяясь в кабинетах.

Наука, искусство, философия, религия - все вовлечено в политическую борьбу. Способствуют ли научные открытия или технические изобретения делу мира или войны - это вопрос политический. На какие цели и поступки вдохновляют те или иные творения искусства, какие чувства они пробуждают - это тоже политический вопрос. Формирует ли философия научное мировоззрение народа, ориентирует ли она его на разумное, справедливое устройство общества или нет - это вопрос политический.

Философия политична по самому своему существу, своей исторической миссии: философия выполняет определенную социально политическую функцию. Мы прежде всего имеем в виду социальную философию, которая не только отражает и оценивает общественно-политическую реальность, но и как-то моделирует социально-должное.

Правосознание и его культура

Основу правосознания составляют чувство собственного достоинства, совесть и внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти -- к гражданам.

Правосознание та форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права -- индивида, организации, предприятия, трудовых коллективов, должностных лиц и т.п.

Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Правосознание относится к государству как к внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с тем получающей при этом и определенную оценку. В отличие от нравственных норм, которые исходят не от государства, но от самого человека и имеют для него абсолютный ценностный характер, но не имеют силы закона, в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как то, что должно стать и государственным законом, за нарушение которого должны последовать материально-действенные санкции. Если в праве отсутствует элемент принуждения, то это скорее моральные пожелания, а не право в собственном смысле слова. Право нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание имеет шаткую основу.

Как нравственное, так и правовое сознание -- это различные грани единоцельной духовной жизни человека и общества. Будучи связанными, нравственность и право -- это вместе с тем сущностно различные формы личного и общественного сознания. Различив между ними состоит, в частности, в неограниченности чисто нравственных состояний и норм и ограниченности правовых требований. Право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Это обеспечивает достижение двух целей: личной свободы и общего блага.

Если высокий уровень нравственности и культуры правосознания необходимы рядовому гражданину, то еще более высокий уровень составляет саму сущность государственной власти, ибо власть есть сила, уполномоченная народом к управлению другими, что предполагает и воспитывающее воздействие на них.

Соблюдение законов обеспечивается государством, которое в тех случаях, когда это необходимо, прибегает к принуждению. Понимание права предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно. Право -- необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты должен ограничить свою свободу, дабы предоставить свободу другим.

Итак, обыденно-практический уровень правосознания стремится оценить действующие законы с позиции их соответствия нравственным требованиям, а теоретическое правовое мышление рассматривает действующее право с позиции его социального и политического смысла, его соответствия рациональным требованиям, объективно обусловленным реальным процессом общественной и политической жизни.

Нравственное сознание

Идея нравственности. Правовое регулирование оставляет вне своего влияния огромную область человеческих отношений, именуемых нравственными.

Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, что изучается этикой. Феномен нравственности возможен только в обществе, во взаимоотношениях людей, их отношении к природе, к Богу, а такая жизнь требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим принципом человеческого бытия. Существенной добродетелью, например, является моральная твердость воли человека в соблюдении им долга.

Нравственность - это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность - это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.

Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой и вытекающее из него сознание вины и покаяния. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях» составляют нормы нравственности, которые формируются стихийно и выступают как неписаные законы, все подчиняются им как должному. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятие решения и ответственности за содеянное. Нравственные нормы, принципы и оценки, в конечном счете выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.

Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Первично нравственность выражалась в том, как фактически «вели себя люди, какие поступки они позволяли себе и другим, как они оценивали эти поступки с точки зрения их полезности для коллектива. Нравственное выступало как стихийно обобщенный и устойчивый образ действий людей, как их нравы.

Нравственность в историческом развитии облачает известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя, развивая их. В нравственности, как и во всех других областях познания, в общем наблюдается исторический прогресс.

Философия религии

Религия должна рассматриваться в разных аспектах: она осмысливает Бога как Абсолют в его отношении к человеку, природе к обществу. Существенной… История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд…

Во всех формах религиозного сознания мы находим признание существования высшего начала и связи его с миром конечных вещей. Этой связью объясняется и необходимость поклонения Богу, молитвы и жертвы, и то, что религия служит не только теоретической потребности ума, но также целям нравственности и эстетическому началу, прежде всего чувствам.

Таким образом, в религии нельзя видеть выражение деятельности какой-либо одной стороны человеческой души. В атмосфере религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями. В связи с этим мыслители обращают внимание на различные стороны религии. Так, некоторые усматривают в религии, прежде всего эмоциональную сторону, подчеркивая религиозные чувства. И. Кант ставил религию в теснейшую связь с нравственностью, назвав религию признанием законен нравственности за веления Божества. По Канту, религия -- это закон, живущий в нас. Если не соединять религию с моралью, религия обращается в снискание милости. Гимны, молитвы, хождения в церковь должны давать человеку лишь новую силу, новое мужество к исправлению или же быть излиянием сердца, воодушевленного представлением о долге.

Эстетическое сознание и философия искусства

Неотъемлемым аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство -- это просветленное чувство наслаждения красотой…

Даже определенные устойчивые эстетические представления приобрели огромное количество оттенков.

Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир. И вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Эстетические эмоции, совершенствуя человечество, совершенствуют и каждого отдельного человека. Свободное и широкое развитие эстетических потребностей человека порождает в нем только ему присущий склад эмоциональной жизни, дает ему объективно возникшее ощущение своей оригинальности и социальной значимости.

Эстетическое сознание существует в каждом акте человеческой активности, будь то научное мышление, чувственное созерцание, производственная деятельность или даже бытовая сфера. Человек оценивает с эстетических позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, словом, вообще все, что только вовлекается в сферу его опыта. Эстетическое есть непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, которая запечатлевает в себе двусторонний процесс «опредмечивания» человеческой сущности и «очеловечивания» природы и которая воспринимается человеком бескорыстно и переживается как самостоятельная жизненная ценность.

Философия искусства. Особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ и цель, является искусство.

Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все - интеллект, к интуицию человека, все утонченные сферам его духа. Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания, через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей. Искусство отличается от науки тем, что оно направлено на создание художественных образов, на вымысел событий, но так, чтобы это носило правдоподобный характер. Существенным для настоящего искусства является тонкое психологическое изображение характера личности и жизненно правдивое изображение личностных взаимоотношений, внутреннего мира людей, который раскрывается через эти взаимоотношения.

Синтетической силой искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, что имело бы равное по своей силе финальное воздействие на человека.

Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства.

Таким образом, эстетическое сознание и его высшая форма искусство - являются необходимой частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.

Истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно схватывает и порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления.

 

След. Вопрос.

Особенно большое значение для понимания структуры мозга имеет одно из крупнейших открытий XX в. — обнаруженная американским ученым Р. Сперри… Сектор (I) является сферой телесно-рецептивных способностей и получаемого на… С сектором II соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы…

Функции сознания

1) познавательная, или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная… 2) Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную… 3) аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения…

Творческая активность сознания. Самосознание.

Содержание сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи . Идея - это не… Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью… Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно…

Структура и формы самосознания.

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или… Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой… Однако самосознание - это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и…

Проблема искусственного интеллекта и ее философские аспекты.

Несмотря на то, что, по мнению некоторых ученых, искусственный интеллект принципиально невозможен, разработки в области создания систем… Понятие "искусственный интеллект" вкладывается различный смысл - от… В исследованиях по искусственному интеллекту ученые отвлекаются от сходства процессов, происходящих в технической…

В настоящее время в исследованиях по искусственному интеллекту выделились несколько основных направлений.

2. Манипулирование знаниями. Чтобы знаниями можно было пользоваться при решении задачи, следует научить систему ИИ оперировать ими. В рамках данного… 3. Общение. В круг задач этого направления входят: проблема понимания и… 4. Восприятие. Это направление включает разработку методов представления информации о зрительных образах в базе…

– Конец работы –

Используемые теги: развитие, представлений, сознании, истории, философии0.076

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие представлений о сознании в истории философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

Хронологические схемы по истории философии: Философ, его взгяды
Аврелий Августин 354-430 гг из Тагаста Сев. Африка. Сочинения Исповедь , О Троице , О граде божьем . Бог является высшей сущностью, и все от него… Ансельм Кентерберийский 1033-1109 гг Пытался рационально обосновать главные… Бог не сотворил мир из ничего. Индивидуальная душа не бессмертна. Материя и дух неразделимы. Альберт Великий 1193-1280…

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

Образы философии в истории культуры. Поиски определения философии.
РАЗДЕЛ I ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ... Лекция Модуль Введение в учебную дисциплину Философия... час...

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.
Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам