рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ - раздел История, История политических и правовых УЧЕНИЙ История Древнего Рима Включает Три Периода: 1) Царский (754-510 До Н...

История Древнего Рима включает три периода:

1) царский (754-510 до н.э.);

2) республиканский (509-28 до н.э.);

3) императорский (27 до н.э.-47б н.э).

Во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих полисов, политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыс­лителей. Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский перио­ды. В эпоху республики создает свои произведения Цице­рон и начинается творческая деятельность римских юрис­тов, которая достигает расцвета в императорский период. В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно стано­вится государственной религией Римской империи. С по­явлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства.

3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона

Марк Туллий Цицерон(106-43 до н.э.) — римский го­сударственный деятель, знаменитый оратор.

Эпоха: последний период существования республикан­ского Рима; восстание рабов под предводительством Спар­така (74-71 до н.э.); заговоры против республиканского строя.

Биография. Цицерон родился в Риме, изучал риторику, гражданское право, греческий язык, познакомился с фило-


3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона 47

( офией эпикурейцев и стоиков. Ему приписывают высказы-шшис: «Poeta nascuntur oratores fiunt» («поэтами рождают-( я, ораторами становятся»). Только благодаря собствен­ным усилиям, удивительной работоспособности и таланту, Цицерон стал и оратором, и политиком, и ученым, труды которого актуальны по сей день. Он преуспел и как госу­дарственный деятель. Благодаря ораторскому искусству Цицерон занимал различные государственные должности уже в очень молодом возрасте: был квестором (финансо-иыо и судебные дела), членом Сената, эдилом (выборная должность— снабжение города продуктами, обществен­ный порядок); претором (высшее должностное лицо — су­дебные функции); консулом (высшее должностное лицо, ныбираемое на народном собрании).

Будучи консулом, Цицерон руководил подавлением за-iопора Каталины — римского патриция, который был сто­ронником установления единоличной власти (Цицерон приказал арестовать и казнить без суда пятерых римских аристократов — участников этого заговора). В благодар­ность от народного собрания он получил почетный титул •■отец отечества». Как блестящий оратор Цицерон высту­пал в различных аудиториях: в суде по делам гражданским и уголовным, в сенате и в народном собрании — на полити­ческие темы.

Цицерон всегда выступал против установления режима личной власти: приход к власти Цезаря он расценил как «ночь республики», как «утрату свободы в государстве». Когда в 44-43 гг. до н.э. к власти пришли триумвиры (Ан­тоний, Октавиан, Лепид), Цицерон выступил против. За ;>то имя Цицерона было включено в проскрипционные списки лиц, которых лишают состояния и подвергают пре­следованию. Ему отрубили голову и правую руку и по рас­поряжению Антония выставили их в Риме на Форуме.

Логическое основание политико-правового учения: испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, сто­иков.

Основные работы: «О государстве» (вторая половина 50-х гг. I в. до н.э.), «О законах» — написаны в подражание Платону в диалоговой форме.

Содержание политико-правового учения. Понятие го­сударства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достоя-


       
 
 
   
 
 

Глава 3. Политические и правовые учения...

ние народа (res popoli), а народ — не любое соединение лю­дей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а со­единение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione)»; «да и что такое государство, как не общий правопорядок?».

Цицерон обосновал принцип юридического (формаль­ного) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же госу­дарства должны быть одинаковы.

Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.

Классификация форм правления государства. Продол­жая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Он различает:

царскую власть — форму правления, при которой вер­
ховная власть принадлежит одному лицу;

власть оптиматов — форму правления, при которой
верховная власть принадлежит нескольким выборным ли­
цам;

народную власть — форму правления, при которой
верховная власть принадлежит всему народу.

Все эти формы правления несовершенны, так как имеют недостатки:

S при царской власти «все прочие люди совсем отстра­нены от общего для всех законодательства и принятия за­конов»;

■S при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

S при демократии несправедливо само равенство.

Эти формы несовершенного правления «легко» могут выродиться в «дурные государства»: тиранию, олигархию (например, клика 30 тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).

В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.

Идеальная форма правления государства. Лучшей фор­мой государственного правления Цицерон считал смешан-


.4.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона 49

му к), т.е. четвертый вид государственного правления, кото­рым «образован путем равномерного смешения трех его ви­дов*. Примером такой формы правления являлась Римская /ici публика, где консулы были аналогом царской власти; се-im аналогом власти оптиматов; народные собрания и м.фодные трибуны — аналогом народной власти.

Классификация права. Цицерон различал законы есте-I таенные и позитивные.

Кстественный закон:

• всегда справедливый: «Первое правило справедливое -
i и состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если толь­
ко не будет спровоцирован на это несправедливостью, а за­
тем, чтобы все пользовались общей собственностью как
i if>щей, а частной как своей»;

• содержит разумные положения;

• является врожденным, вечным и постоянным;

• существует в неписаной форме;

• возникает раньше, чем какой либо «писаный закон,
исрнее, раньше, чем какое-либо государство было основа­
но»;

• отменить его полностью невозможно «ни постановле­
нием Сената, ни постановлением народа»;

• распространяется на всех людей: «Истинный закон —
иго разумное положение, соответствующее природе, рас­
пространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, кото­
рое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая,
( it преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это
м с: нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и
не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо
пли запрещая».

Цицерон допускал существование несправедливых по­зитивных законов, которые «заслуживают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые раз­бойниками»: «Если бы права устанавливались повеления­ми народов, решениями первенствующих людей, пригово­рами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные заве­щания, если бы эти права могли получать одобрение голо­сованием или решением толпы».

Примеры несправедливых законов: законы 30 афинских тиранов 404-403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., со­гласно которому Сулла получил право казнить по своему усмотрению любого гражданина, без слушания дела в суде.



Глава 3. Политические и правовые учения-


3.2. Римскиеюристы о праве и его видах



 


Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил гре­ческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.

Цицерон оказал влияние на Г. Гроция. Определение ес­тественного права Гроция — это отзвук цицероновской максимы: «Истинный закон — это разумное положение, со­ответствующее природе...» (Vera lex est recta ratio ...). Нара­ботки Цицерона в исследованиях естественного права были использованы также Фомой Аквинским и Вико.

Благодаря Цицерону естественное право, которое раньше было главным образом предметом философских размышле­ний, приобрело практическое значение в римском праве.

«Res publica est res popoli» — такое понимание Цицеро­ном сущности государства стало афоризмом, известным некогда каждому гимназисту.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История политических и правовых УЧЕНИЙ

История... политических... и правовых УЧЕНИЙ УЧЕБНИК но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕБНИК
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений, обучающихся но юридической специаль

Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2 В предлагаемом учебнике рассматриваются ос

ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изу­чаемых на

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раз­дробленное образование, основной единице

Правовые взгляды софистов
  Группа Софисты Правовые взгляды Протагор «Законы — изобретение славных

Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика тракту­ется двояко: с одной стороны, она понимается как «духов­но-воспитательное и философское течение в античной Гре­ции V и IV вв. до н.э.», с другой ст

Различие первого и второго проектов идеального государства Платона
  Первый проект Второй проект Деление граждан: па три сословия 1) философы; 2) вои

Формы государственного правления
  Правильные Неправильные Правление осуществляется в интересах: (м цего блага

Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972. Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а так­же божественных и человеческих законов. В XII в. в Запад­ной Европе открывается Болон

Логическое основание политико-правового учения.
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангель­ское, т.е. христианское, содержит в с

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхожде­нии государства, абиблейское повествование об установле­нии у евреев общ

И РЕФОРМАЦИИ
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествле­ние человеческого начала в искусстве и государстве. Поэ­тому мировоззренческая

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(XV-XVI вв.) После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржу­азных революций. Первой страной, где произошла револю­ция, стала Голландия. В результате национально-освободи­тельной борьбы Голландия освободила

Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107
Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона. Суверенитет госу

Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 123
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что уто­пия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласует­ся с природным эгоизмом людей. Таблица 9 Политические и правовые вз

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политичес­кий, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободи­тельное движение под лозунгом за

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под

Политико-правовая программа Вольтера
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и

ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освое­ния» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов

Логическое основание политико-правового учения.
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I. В XVIII в. Россия по форме государственного правле­ния была абсолютной монархией. Эта фор

Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег

Политико-правовое учение СЕ. Десницкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жа­лующиеся на помещика, рассматр

Формы правления государства
  Критерии классификации Форма правления Разделение властей: законодательная и исполнительная разделены —

САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА) В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеоб­щего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну

НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержа­вие всегда связано с политическим отчуждением населе­ния, которое не имеет никаких политических

Общие программные положения «Северного»- и «Юж­ного» обществ.
Цели: • ликвидация самодержавия; • отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий {Муравьев: «Раб, коснувшийся земли русской, становитс

Политические и правовые взгляды декабристов 261
Окончание табл. 13   «Северное общество» (П.М. Муравьев) «Южное общество» (П.И. Пестель) Верховная дума

XIX в. ДЖОН ОСТИН
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в тру­дах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение по­нятий позитивного прав

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
18.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама Бентам Иеремия(1748-1832) — английский философ и правовед.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ XIX в.
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформ

Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчине­ны естественным законам, изменяемым в известных пре­делах нашей мудрой деятельностью, в особе

Политико-правовое учение Огюста Конта
Таблица 15   Функции властей Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть»)

Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями. В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавил­ся от необходимости зарабатывать на жизнь журналисти­кой и

Признаки военного общества
  Государственный централизм Иерархия индивидов Повсеместное принуждение Одним из существенных признако

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Эпоха. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции про­летариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в суще­ствующую экономическую

Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоре­тик русского и международного анархизма. Эпоха. Теории анархизма в России появились как след­ствие осмысления русскими

Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического коммунизма. Эпоха. Четыре сменивших др

ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре

Логическое основание политике-правовых взглядов.
Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта. Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Мол­чаливое в

Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 409
Эпоха. Индустриализация влекла за собой вытеснение ценностей и институтов традиционного общества, отчужде­ние индиви

Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного пра­ва» (1911).
Содержание политике-првового учения Дюги. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это со­циальные существа, они связаны между собой в силу общ­ности потребнос

ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя поли­тической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля. На рубеже XIX-X

УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.) 25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед. Эпоха.

Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455 вокупность юридических правил, особенно законов госу­дарства, защищающих слабые и неимущие элементы обще­ства и обеспечивающих вмешательство г

Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юриди­ческого позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме

Персоналии
 

Персоналии
 

Персоналии
 

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги