И РЕФОРМАЦИИ - раздел История, История политических и правовых УЧЕНИЙ Если Основная Тема Средних Веков — Град Божий (Civitas Dei), То Основная Тема...
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая основа Возрождения — гуманизм (лат. humanus — человечный). Если в Средние века предметом восхищения был Бог, которого нельзя увидеть, то в эпоху Возрождения — человек и зримый человеческий мир.
Если в Средние века чтили святых, то в эпоху Возрождения — людей прославленных, великих.
Если в Средние века гордыня считалась худшим из пороков, то в эпоху Возрождения возник культ героев и гениев.
Реформация, поставив перед собой цель обновить на основе Евангелия жизнь каждого христианина, тем самым обращалась к широким массам. Реформация отвергла догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Началом Реформации принято считать выступление в 1517 г. М. Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций.
Факторы, обусловившие Возрождение и Реформацию:
S развитие книгопечатания: к 1500 г. оно было известно в двенадцати странах Европы;
S децентрализация Италии (итальянское Возрождение);
•S децентрализация Германии (Реформация в немецких землях).
Основные направления политико-правовой мысли, сформировавшиеся в эпоху Возрождения и Реформации:
• буржуазные политико-правовые теории (Макиавелли, Боден);
• теории утопического социализма (Мор, Кампанелла).
Глава 5. Политические и правовые учения...
5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли
5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени. Автор концепции политической этики — этики главы государства («макиавеллизм»).
Эпоха. Политическая раздробленность Италии, постоянная угроза нападения со стороны централизованных государств (Испания, Франция). Флоренция — «цветок Тосканы, зеркало Италии», в XV в. этот город символизировал центр образованности — «вторые Афины», центр культуры — воплощение «Золотого века» и центр благочестия — «Новый Иерусалим». В XVI в. Флоренция уступает свою лидирующую роль Риму, становится культурной провинцией.
Остро осознавал необходимость объединения Италии великий флорентиец Н. Макиавелли. Его политическое мышление сосредоточилось на государстве как важной составляющей человеческого космоса: «Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумажной ткани, ни о наживе, ни о потере, — я должен говорить о государстве».
Биография. Н. Макиавелли родился во Флоренции. Семья Макиавелли принадлежала к знатному роду, но была небогатой: его отец лишился права занимать какой-либо важный пост из-за огромного долга перед городом. Основным доходом семьи была скромная земельная рента. Н. Макиавелли не смог получить классического образования. «Блестящее серьезное образование», о котором говорят некоторые его исследователи, — результат упорного самообразования. Он начал свою политическую карьеру в 29 лет, став секретарем Флорентийской республики (1498—1512). в 1512 г., после реставрации во Флоренции власти Медичи, республиканское правление было заменено тиранией, а Макиавелли отстранен от должности. Его обвинили в заговоре против правителей, заключили в тюрьму, подвергли пыткам. Позже Макиавелли был сослан в семейное поместье, где и создал свои политические и литературные произведения.
10 декабря 1513 г. из ссылки Макиавелли пишет другу в Рим: «Я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; и у дверей я сбрасываю дневную одежду, покрытую грязью и пылью, и облачаюсь в царственное придворное одеяние. И
переодевшись соответствующим образом, я вхожу в древние покои людей античности, где, с любовью встреченный, я вкушаю пищу, которая только мне принадлежит и для которой я создан. И здесь я не испытываю никакой робости, чтобы говорить с ними и расспрашивать их о мотивах их поступков. Они же любезно мне отвечают, и в течение целых четырех часов я не чувствую усталости, забываю обо всех заботах, не боюсь нищеты, меня не пугает смерть — я полностью отдаю себя им».
Макиавелли видел главное зло Италии в притязаниях главы католической церкви на светскую власть. Он считал церковь реакционной силой еще и потому, что она поддерживает в народе суеверия и предрассудки. В остро сатирическом сочинении в стиле Боккаччо «Мандрагора» (1518) Макиавелли вывел образ монаха как олицетворение глупости, лицемерия и зла.
В 1520 г. Макиавелли становится официальным историографом, в 1521 г. — советником кардинала Джулио Медичи (впоследствии — папа римский Клемент VII). В 1526 г. Макиавелли участвовал в военной кампании Клемента VII против императора Священной Римской империи Карла V, завершившейся провалом. После изгнания Медичи из Флоренции Макиавелли вновь был лишен всех постов.
Современники. В 1502 г.. Макиавелли познакомился с Леонардо да Винчи (1452—1519), служившим у герцога Че-заре Борджиа в качестве военного инженера и архитектора. По протекции Макиавелли Леонардо получил от городских властей престижный заказ на большую фреску «Битва при Ангиари» для Палаццо Веккио.
Логическое основание политического учения: эмпиризм, согласно которому единственный источник получения знания, в частности, о политике — это опыт. Разрабатывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его историю, а также использует свой собственный опыт государственной службы.
Макиавелли отказывается от средневекового теоцентриз-ма, и заменяет его на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли стоит не Бог, а человек. Соответственно, политический универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связан с Богом.
Из опыта следует, что в основе политического поведения лежат не каноны христианской морали, а выгода и
История... политических... и правовых УЧЕНИЙ УЧЕБНИК но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
И РЕФОРМАЦИИ
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
УЧЕБНИК
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением
но классическому университетскому образованию
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
но юридической специаль
Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2
В предлагаемом учебнике рассматриваются ос
ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раздробленное образование, основной единице
Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика трактуется двояко: с одной стороны, она понимается как «духовно-воспитательное и философское течение в античной Греции V и IV вв. до н.э.», с другой ст
Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989.
Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972.
Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
История Древнего Рима включает три периода:
1) царский (754-510 до н.э.);
2) республиканский (509-28 до н.э.);
3) императорский (27 до н.э.-47б н.э).
Во II в. до
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а также божественных и человеческих законов. В XII в. в Западной Европе открывается Болон
Логическое основание политико-правового учения.
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содержит в с
Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства, абиблейское повествование об установлении у евреев общ
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(XV-XVI вв.)
После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржуазных революций. Первой страной, где произошла революция, стала Голландия. В результате национально-освободительной борьбы Голландия освободила
Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 123
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что утопия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласуется с природным эгоизмом людей.
Таблица 9 Политические и правовые вз
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политический, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободительное движение под лозунгом за
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под
Политико-правовая программа Вольтера
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и
ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освоения» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов
Логическое основание политико-правового учения.
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I.
В XVIII в. Россия по форме государственного правления была абсолютной монархией. Эта фор
Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег
Политико-правовое учение СЕ. Десницкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жалующиеся на помещика, рассматр
Формы правления государства
Критерии классификации
Форма правления
Разделение властей: законодательная и исполнительная
разделены —
САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА)
В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеобщего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну
НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержавие всегда связано с политическим отчуждением населения, которое не имеет никаких политических
XIX в. ДЖОН ОСТИН
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в трудах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение понятий позитивного прав
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ XIX в.
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта
Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформ
Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчинены естественным законам, изменяемым в известных пределах нашей мудрой деятельностью, в особе
Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями.
В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавился от необходимости зарабатывать на жизнь журналистикой и
Признаки военного общества
Государственный централизм
Иерархия индивидов
Повсеместное
принуждение
Одним из существенных признако
Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоретик русского и международного анархизма.
Эпоха. Теории анархизма в России появились как следствие осмысления русскими
Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического
коммунизма.
Эпоха. Четыре сменивших др
ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича
Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре
Логическое основание политике-правовых взглядов.
Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта.
Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Молчаливое в
ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя политической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля.
На рубеже XIX-X
УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.)
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича
Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед.
Эпоха.
Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455
вокупность юридических правил, особенно законов государства, защищающих слабые и неимущие элементы общества и обеспечивающих вмешательство г
Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юридического позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме
Новости и инфо для студентов