Политико-правовое учение Огюста Конта - раздел История, История политических и правовых УЧЕНИЙ Ние Причин, Мы Ограничиваемся Познанием Законов»; «Социальные Явления, Так Же...
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчинены естественным законам, изменяемым в известных пределах нашей мудрой деятельностью, в особенности, коллективной»; «достаточно познать главные статические и динамические законы общественности, чтобы надлежащим образом систематизировать всю нашу общественную и частную жизнь, достигая улучшения нашей судьбы».
Знание законов, открытых социологией, по мнению Конта, послужит «руководством для полного преобразования Западной Европы».
Конт различал в социологии социальную статику и социальную динамику (табл. 14).
Таблица 14 Социология как социальная статика и социальная динамика
Социальная статика
Социальная динамика
Использует метод наблюдения за социальным организмом
в статике
в динамике
Изучает
социальную анатомию
социальную физиологию
Обнаруживает законы
социального порядка
социального прогресса
Выявляет солидарность
в пространстве
во времени
Социальная статика, считал Конт, признает огромное значение семьи для существования социального организма. Семья — это союз, который обусловлен симпатическим инстинктом; школа социальной жизни, в которой индивид учится жить в гармонии с другими; «самое маленькое общество».
Конт отрицательно относился к разводу, который во Франции был установлен Гражданским кодексом в 1804 г.
Социальная статика, полагал Конт, рассматривает общество как более широкий союз, нежели семья.
Основой общества как «ассоциации» для Конта являются не только симпатические инстинкты, но прежде всего
282Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...
принцип кооперации, необходимость которого диктуется общественным разделением труда. Кооперация же требует единого правительства, искусственно поддерживающего солидарность общественного тела (социальный консенсус) против «фатальной склонности» к раздробленности идей, чувств и интересов. Поэтому, по мнению Конта, для поддержания порядка в социальном организме требуются две власти: светская, которая обладала бы материальными средствами воздействия, и духовная, которая бы обладала нравственными средствами воздействия. Общество для Конта — это всегда иерархия, где есть правители и управляемые.
Социальная динамика как часть социологии призвана обнаружить законы общественного развития. Конт сформулировал закон социального прогресса — закон трех стадий. Согласно этому закону умственное развитие человечества (по аналогии с умственным развитием индивида) проходит последовательно три этапа.
1. Теологический этап продолжался до 1300 г.
На этом этапе люди объясняли все события и действия, происходящие в мире, ссылками на духов, гномов, богов. Человечество вело военный быт. На этом же этапе произошло разделение властей на духовную и светскую. Конт полагал: «Разделение этих властей в Средние века составляет самый крупный шаг, который до сих пор сделала общая история социального порядка».
Носителями духовной власти выступали жрецы, священники и т.п.; носителями светской власти были военные вожди (Конт указывает на прогрессивный факт независимого осуществления своей власти католической церковью при папе Григории VII от императорской власти).
2. Метафизический этап продолжался с 1300 по 1800 г.
На это время на Западе приходятся Реформация, Просвещение и Революция, которые привели к изменению мышления людей. Мышление становится отвлеченным, формальным, а воображаемые духи, гномы и боги вытесняются понятием общих «сущностей», «первопричин» и т.п. В это время духовная власть в обществе принадлежит метафизикам и литераторам, вдохновленным такими отвлеченными понятиями, как «общественный договор»», естест-
_____ 19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта 283
пенные права» и т.п. Светскую власть в это время осуществляют законодатели.
3. На окончательном этапе — научном (позитивном) — постигаются фактические связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Человеческие общества становятся промышленными обществами. Большую роль начинает играть наука. Распространяются идеи социальности и альтруизма.
Конт предполагал, что светская власть отныне будет принадлежать «промышленникам», патрициату, а духовная — «ученым» и жрецам позитивистской церкви.
Проект будущего окончательного государственного строя- социократии. Конт полагал, что позитивная философия с ее главным достижением — социологией — должна стать основанием положительной политики. Конт разработал «План реорганизации социальной жизни» для промышленных обществ, реализация которого приведет к установлению социократии.
Социократия, считал Конт, не будет похожа на «анархическую республику», которую он не принимал, как он не принимал и конституционную монархию во Франции в период с 183Q по 1848 г. — «это тщетное эмпирическое подражание несовершенному политическому строю, преимущественно годному для Англии».
Социократия Конта — это «позитивистская республика», «западная республика», формула которой будет выглядеть следующим образом: «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».
Это совершенное государство, которое будет служить всему обществу. Человечество объединится в 500 социократии, каждая размерами не более Бельгии и Голландии. Только в небольших социократиях, полагал Конт, можно достигнуть порядка и прогресса.
«Позитивистская республика» Конта предполагает существование западных индустриальных обществ, в которых есть класс капиталистов («концентрированная сила богатства»); класс пролетариата («рассеянная сила числа»). Эти классы должны соотноситься как 1: 33.
К мелкой буржуазии Конт относился отрицательно и желал ее исчезновения.
284 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...___
Согласно одному из статических законов Конта общество основывается на солидарности людей. При социокра-тии эта солидарность будет обеспечена:
а) признанием каждого человека общественным суще ством, выполняющим «социальные функции» (в социокра- тии «каждый гражданин является государственным чинов ником»);
б) заменой прав обязанностями, чтобы лучше подчи нить личность общественности: «Слово «право» должно быть изгнано из политического языка, как слово «случай» из истинного философского языка»; «в позитивном строе, не допускающем небесных полномочий, идея права без возвратно исчезает. Каждый имеет обязанности и отно сительно всех людей, но никто не имеет права в собст венном смысле слова»; «единственное право, которым каждый человек обладает, — это право выполнять свой долг»;
в) признанием за частной собственностью социальной значимости. Капиталист, полагал Конт, выполняет «необ ходимую» социальную функцию, которая состоит в накоп лении капитала и управлении им. Капиталистическая соб ственность — это основа деятельности для следующего поколения собственников: «Это нормальная оценка обла гораживает владение собственностью, не ограничивая его справедливой свободы и даже внушая к нему больше ува жения».
Собственность, по Конту, заслуживает большого уважения, и поэтому институт наследования собственности не вызывает у него никаких сомнений.
Согласно другому статическому социологическому закону Конта, в обществе должно быть правительство, которое искусственно поддерживает солидарность людей. Правительство для Конта — это власть духовная («теоретическая власть», «философская власть») и власть светская («практическая власть») (табл. 15). Духовная власть согласно закону трех стадий общественного развития Конта при социократии должна принадлежать философам, ученым, жрецам позитивистской церкви, а светская власть — патрициату. Каждая из этих властей имеет свою компетенцию, но духовная власть, считал Конт, стоит выше власти светской.
История... политических... и правовых УЧЕНИЙ УЧЕБНИК но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Политико-правовое учение Огюста Конта
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
УЧЕБНИК
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением
но классическому университетскому образованию
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
но юридической специаль
Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2
В предлагаемом учебнике рассматриваются ос
ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раздробленное образование, основной единице
Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика трактуется двояко: с одной стороны, она понимается как «духовно-воспитательное и философское течение в античной Греции V и IV вв. до н.э.», с другой ст
Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989.
Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972.
Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
История Древнего Рима включает три периода:
1) царский (754-510 до н.э.);
2) республиканский (509-28 до н.э.);
3) императорский (27 до н.э.-47б н.э).
Во II в. до
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а также божественных и человеческих законов. В XII в. в Западной Европе открывается Болон
Логическое основание политико-правового учения.
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содержит в с
Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства, абиблейское повествование об установлении у евреев общ
И РЕФОРМАЦИИ
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(XV-XVI вв.)
После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржуазных революций. Первой страной, где произошла революция, стала Голландия. В результате национально-освободительной борьбы Голландия освободила
Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 123
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что утопия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласуется с природным эгоизмом людей.
Таблица 9 Политические и правовые вз
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политический, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободительное движение под лозунгом за
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под
Политико-правовая программа Вольтера
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и
ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освоения» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов
Логическое основание политико-правового учения.
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I.
В XVIII в. Россия по форме государственного правления была абсолютной монархией. Эта фор
Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег
Политико-правовое учение СЕ. Десницкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жалующиеся на помещика, рассматр
Формы правления государства
Критерии классификации
Форма правления
Разделение властей: законодательная и исполнительная
разделены —
САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА)
В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеобщего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну
НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержавие всегда связано с политическим отчуждением населения, которое не имеет никаких политических
XIX в. ДЖОН ОСТИН
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в трудах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение понятий позитивного прав
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ XIX в.
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта
Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформ
Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями.
В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавился от необходимости зарабатывать на жизнь журналистикой и
Признаки военного общества
Государственный централизм
Иерархия индивидов
Повсеместное
принуждение
Одним из существенных признако
Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоретик русского и международного анархизма.
Эпоха. Теории анархизма в России появились как следствие осмысления русскими
Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического
коммунизма.
Эпоха. Четыре сменивших др
ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича
Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре
Логическое основание политике-правовых взглядов.
Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта.
Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Молчаливое в
ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя политической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля.
На рубеже XIX-X
УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.)
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича
Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед.
Эпоха.
Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455
вокупность юридических правил, особенно законов государства, защищающих слабые и неимущие элементы общества и обеспечивающих вмешательство г
Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юридического позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме
Новости и инфо для студентов