рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Р_ы_ч_а_ж_н_о_е_ _н_а_в_е_д_е_н_и_е_ _и_ _р_а_з_р_ы_в_ _ш_а_б_л_о_н_о_в_

Р_ы_ч_а_ж_н_о_е_ _н_а_в_е_д_е_н_и_е_ _и_ _р_а_з_р_ы_в_ _ш_а_б_л_о_н_о_в_ - раздел Программирование, Виктор Савицкий ЧТО ТАКОЕ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ Я Прибавлю Теперь К Вашей Технике Наведения Некоторые Новые Возможности,которые ...

Я прибавлю теперь к вашей технике наведения некоторые новые возможности,которые расширяют ваш репертуар. Эл, вы дадите мне на минуту вашу руку?(Лектор поднимает руку Эла, придерживая ее запястье и слегка покачивая ее; вконце он отпускает руку, и она остается в поднятом положении. Делая все это,он говорит). Теперь я хотел бы, если это вам угодно, чтобы вы просто дали своей рукеопуститься, но лишь после того, как вы найдете... удобное... место... ивремя... в своем прошлом... когда вы могли выйти... и немножко отдохнуть...так что ваша рука опустится... лишь тогда, когда ваши глаза... закроются...честными, бессознательными движениями... и когда ваша рука... медленноопустится... к вашему бедру... после медленного движения... вниз... вывернетесь... с чувством расслабления... какого не было раньше... Вы вседелаете очень хорошо... Не торопитесь... (Рука Эла касается его бедра, оноткрывает глаза и улыбается). Благодарю вас. (Джон Гриндер подходит к Дэвиду и смотрит на этикетку с его именем). Дэвид? Меня зовут - (Он протягивает руку Дэвиду для рукопожатия. Когдарука Дэвида приближается, Джон протягивает свою левую руку, слегкапридерживает запястье Дэвида, поднимает его к своему лицу, и показываетсвоим правым указательным пальцем на правую ладонь Дэвида). Посмотрите навашу руку. Рассмотрите внимательно, как меняется цвет, и как пробегают тенипо вашей руке. Изучайте с интересом линии и складки, когда ваша рука начнетмедленно опускаться вниз. И я сделаю вам те же внушения, как я сделал Элу, аименно... когда ваша рука начнет опускаться... честными бессознательнымидвижениями... ваши глаза нальются тяжестью... и закроются... Вы ясноувидите... как раз перед тем, как ваша рука... совсем опустится вниз...что-то очень интересное для вас... чего вы не видели... уже много лет... Неторопитесь... Вы получаете от этого удовольствие... Как только ваша рукаопустится... на мою... как раз в этот момент... вы испытаете... чувствозавершения... и восхищения... вспомнив, что вы забыли... это воспоминание...И, как вы знаете... поскольку вы были здесь раньше... (Рука Дэвида касаетсяправой руки Джона, и Джон завершает рукопожатие. Тон голоса Джона, смещенныйво время наведения, возвращается к "нормальному", и он продолжает). - ДжонГриндер, и я получил большое удовольствие от знакомства с вами. Не знаю, каквы получили информацию об этом семинаре, но я очень доволен, что вы приехалик нам. Это так называемые рычажные наведения. По мнению публики, измененныесостояния психики сопровождаются рядом явлений, одним из которых считаетсякаталепсия. Каталепсия руки считается обычно признаком _ч_е_г_о_-_т_о_необычного. Люди не сидят просто так с рукой, висящей в воздухе. Если выумеете вызвать такое переживание, это внушает к вам доверие как кгипнотизеру, и вы можете использовать это переживание как рычаг <Английскоеслово lever (рычаг) одного корня с levitation (подъем, вознесение,левитация). Таким образом, этот термин связан не только с видомгоризонтально висящей руки и с представлением о средстве достиженияуказанных в тексте целей, но и с термином традиционного гипноза "левитацияруки", уже встречавшимся в главе I. - Прим. перев.> для достижения другихизмененных состояний. Я сказал Элу: "Вы дадите мне на минуту вашу руку?" Как бы вы понялитакой вопрос? Он понял это как осмысленное высказывание и разрешил мнеподнять его руку. Я слегка покачал ее, и когда я ее отпустил, его рука былав каталепсии. Таким образом, рычаг был готов. Я поставил Эла, с помощью этойкоммуникации, в необычное положение: его рука каталептически висела впространстве. Чтобы использовать это в контексте гипнотического наведения, яприсоединяю затем тот вид реакции, какую я хочу у него вызвать - движение внаправлении гипнотического транса - как путь его выхода из позиции рычага. Япрошу его дать своей руке опускаться честными бессознательными движениями, ине скорее, чем его глаза закроются, и он вспомнит некоторое переживание. Явнушаю ему также, что как только его рука опустится на бедро, он вернется внормальное состояние сознания, восхищенный тем, что с ним произошло. Кэти: Как вы узнаете, что его рука в каталепсии? Я это чувствую. Когда я держу ее, слегка покачивая, она становится вселегче и, наконец, сама собой останавливается. Китти, закройте на секундуглаза. Кэти, поднимите ее левую руку. Сожмите ее, чтобы ее почувствовать.Китти, теперь представьте себе, пожалуйста, место, где вы провели_к_о_г_д_а_-_т_о_ особенно приятные каникулы. Когда вы это вспомните,кивните головой. Теперь рассмотрите подробно все, что находите в вашем полезрения. Опишите вслух, во всех подробностях, все, что вы видите на местеваших каникул. Китти: Я в лесу, это лес секвойи. Что особенного вы видите в нем? Китти: Много деревьев и глубокие тени. Хорошо. Кэти, положите ваш палец на ее запястье. Спрашивайте у нее всебольше подробностей, и каждый раз, когда она начинает говорить, двигайтепальцем вверх и вниз, чтобы узнать, удержит ли она палец или нет. Когда онначнет удерживаться, это значит, что в ее руке возникла подсознательнаяреакция. Поскольку она полностью занята тем, что рассматривает и описываетсвои образы, она не сознает своей руки. При этом вы научитесь различать,держит ли человек руку сознательно или бессознательно. Кстати, если ондержит руку сознательно, действуйте дальше и пользуйтесь положением так же,как если бы он ее держал бессознательно. Вариация предыдущего - то, что мы называем "сновидением руки". Это вид рычажного наведения. Это очень хорошаятехника, которую вы должны знать, особенно если вы работаете с детьми.Ребята _л_ю_б_я_т_ сновидения руки. Когда я работаю с ребенком, я прежде всего вызываю у него интерес. Яспрашиваю: "Ты знаешь, как видят сны рукой?" Это может показаться емунемножко странным, и тогда я начинаю смеяться над ним: "Значит, ты об этомне знаешь? А я знаю. Я рассказал бы тебе, но ведь ты _к_о_м_у_-_н_и_б_у_д_ь_расскажешь". Это уже больше, чем дети могут вынести. И тогда ребенокговорит: "Я никому не скажу. Я обещаю. Пожалуйста, расскажите мне!" На это яотвечаю: "Но ведь тебе, пожалуй, не так уж хочется это знать". МилтонЭриксон называл это "построением потенциала реакции". Дальше уже все легко. Вы спрашиваете: "Какую программу телевидения иликакое кино ты больше всего любишь?" В нынешнее время это непременно будет"Бионический человек", или "Звездные войны". Потом вы говорите: "А помнишьты самую первую сцену, когда уходит Стив Остин, и играет музыка?" Когда онвспоминает фильм, посмотрите на его глаза, чтобы узнать, каким путем он кэтому приходит (см. Приложение 1). Если он поднимает глаза вправо, поднимитеего правую руку, если влево - поднимите левую. Рука легко перейдет вкаталепсию, потому что она управляется тем же мозговым полушарием, которымон обрабатывал информацию, отвечая на ваш вопрос. Если человек поднимает глаза влево, он добывает образы из своей памяти,хранящиеся в правом полушарии мозга. И когда вы поднимаете его левую руку,управляемую тем же правым полушарием, он не заметит, что вы делаете с егорукой - _е_с_л_и_ только вы делаете это осторожно, не прерывая поток егообразов. Его левая рука автоматически перейдет в каталепсию, потому чтообразы полностью занимают его сознание. Как правило, у него не будетпредставления, как вы поднимаете его руку, потому что образы отвлекут всеего внимание. Вы можете также спрашивать его о музыке, особенно если вам известно, чтоэтот человек имеет выраженную слуховую ориентацию. "Когда вы слышали впоследний раз интересный ансамбль?" И пока он будет искать ответ, поднимитеруку с той стороны, куда он при этом смотрит. Когда вы уже добились каталепсии руки, остается сказать: "Очень хорошо.Теперь закрой глаза и просмотри весь фильм подробно, вместе со звуком, атвою любимую часть ты мне расскажешь в конце; это важнее всего. И твоя рукабудет опускаться, но лишь по мере того, как ты увидишь весь фильм". Это действовало на всех детей вокруг меня, кроме одной девочки, котораябыла дочерью гипнотизера и годами подвергалась программированию - неподдаваться гипнозу. Она работала примерно с двадцатью пятью знаменитымигипнотизерами и ухитрилась нанести им всем поражение. Не пытаясь играть сней в эту игру, я просто ее поздравил. Я сказал ей, что она не поддаетсягипнозу и никак не может перейти в транс. Конечно, она попыталасьопровергнуть это утверждение и тут же начала переходить в транс! После того, как вы подняли руку, и она осталась в каталепсии, вы можетепроделать то же самое, что и при любом рычажном наведении. Вы можетесказать: "Я не хочу, чтобы вы опустили свою руку до того, как вашеподсознание проиграет вам заново весь этот фильм, чтобы вы могли сейчасполучить от него удовольствие... видеть и слышать все сцены, одну задругой... во всех подробностях... и так приятно видеть забытые части,которые вы вспоминаете... сейчас..." Женщина: Какой рукой надо пользоваться, если у субъекта просторасфокусируется зрение, и он смотрит прямо вперед? Простейший ответ на это - поднять обе руки. Их всего две. Та, чтоупадет, не годится. Женщина: А может ли быть, что человек смотрит в одну сторону, акаталепсия происходит с другой рукой? Да, можно сделать почти все. Но мое объяснение дает вам правило - способрешить, какой рукой пользоваться _б_о_л_е_е_ эффективно. Теперь вернемся обратно и обсудим прерванное рукопожатие, которое япроделал с Дэвидом. Это пример класса наведений, называемых "разрывомшаблона". Выделив _л_ю_б_о_й_ жесткий шаблон поведения - индивидуальный илисвязанный с культурой - вы должны начать выполнение этого шаблона, а затемпрервать его. Тогда у вас будет та же рычажная ситуация, что и прикаталепсии руки. Классический пример - это прерванное рукопожатие. Рукопожатие - это автоматическая цельная составляющая поведения вчеловеческом сознании. Когда мы пожимаем друг другу руки, на вопрос, что мысделали, каждый ответит: "Вы пожали друг другу руки". Словесное кодированиеподсказывает, что это цельная составляющая поведения, и это верно. (Оннесколько раз протягивает руку Сью, каждый раз убирая руку обратно). ХотяСью и знает теперь, что это игра, каждый раз, когда я протягиваю ей руку,этот зрительный сигнал побуждает ее подавать мне руку, потому что это входитв цельную составляющую поведения, запрограммированную в ней. Если бы онадолжна была сознательно подумать, что означает моя протянутая рука, а затемсознательно отреагировать, это получилось бы крайне медленно и неуклюже. У каждого из нас - тысячи таких автоматических программ. Вам лишь надозаметить, какие из них являются подлинно автоматическими для данногочеловека, а затем прервать одну из них. Когда я протягиваю мою руку длярукопожатия, она протягивает мне свою. Затем я прерываю это, охватив еезапястье моей левой рукой и немного приподняв ее руку. Она оказывается нанекоторое время без программы, потому что за этим нет никакого следующегошага. Когда вы прерываете цельную составляющую поведения, у человека нетследующего шага. Ему никогда не случалось переходить от середины рукопожатияк _ч_е_м_у_-_т_о_ другому. Перед вами момент рычага. Вы должны толькодоставить надлежащие внушения, которым он, как правило, последует. В этомслучае внушение будет в следующем роде: "Дайте вашей руке медленноопуститься, но не быстрее, чем вы впадете в глубокий транс..." Сью: Не можете ли вы указать различие между рычажным наведением иразрывом шаблона? Различие состоит скорее в организации ваших восприятий, чем вдействительном переживании. Рычаг создает ситуацию, ставящую человека внеобычное положение, когда у него уже происходят некоторые явления транса,например, каталепсия. После этого вы используете словесное соединение, чтобысвязать это имеющееся поведение с _ч_е_м_-_н_и_б_у_д_ь_ другим, что выхотите вызвать. Разрыв ставит человека в положение, когда он вовлечен в некоторуюцельную составляющую поведения, например, в рукопожатие. Вы прерываете этуцельную составляющую поведения, и это его сбивает с толку, по крайней мерена некоторое время. Насколько я себе представляю, никто из присутствующихникогда не переходит от середины рукопожатия к какому-нибудь другому отрезкуповедения, поскольку у рукопожатия нет середины <Типичным примером такогоперехода является _о_т_к_а_з_ пожать протянутую руку, вызывающий, впрочем,описанную выше реакцию. - Прим. перев.>. Рукопожатия имели для нас середину,когда нам было _т_р_и_-_ч_е_т_ы_р_е_ года, и когда мы проходили сложную_п_е_р_ц_е_п_т_у_а_л_ь_н_о_-_м_о_т_о_р_н_у_ю_ программу обучения рукопожатиюсо взрослым. _К_о_г_д_а_-_т_о_ это поведение имело части, точно так же, какхождение имело части в соответствующий период вашей жизни. Но теперь этичасти стали столь исправно закодированными и отработанными элементамибессознательного поведения, что у таких видов поведения нет уже никакойсередины. И если вы задержите человека посреди _ч_е_г_о_-_т_о_, не имеющегосередины, то он останавливается. В этот момент вы можете доставить емувнушения, как перейти из этого невозможного положения к желательным для васреакциям. Различие между рычагом и разрывом шаблона есть перцептуальное различие,касающееся гипнотизера. В случае рычага вы создаете своими маневраминекоторое необычное поведение, а затем связываете с этим поведениемжелательную для вас реакцию, как выход из положения рычага. Разрыв шаблонаозначает, что вы находите в поведении клиента цельную, повторяющуюсясоставляющую, а затем прерываете ее посередине. Поскольку она имеет всознании статус цельной составляющей, у клиента нет программы перехода из еесередины к _ч_е_м_у_-_т_о_ другому. И тогда я доставляю ему эту программу. Когда я подошел к Элу и сказал: "Вы дадите мне вашу руку?", я не ждалсознательного ответа; я просто протянул ему мою руку и поднял его руку. Онмог бы опустить ее, сказав "нет". Это возможно. Но в случае разрыва такаяреакция невозможна, и это - одно из различий между разрывом и рычагом. Вслучае рычага я создаю ситуацию, в которой человек попадает врасплох,оказавшись в необычном положении. Вроде каталепсии. В случае разрыва у негонет никакого выбора, потому что это цельная составляющая поведения; вдруг оноказывается посреди нее, и она не оканчивается. Кевин: Как мне кажется, у присутствующих имеется предубеждение, что нампридется рано или поздно перейти в транс. Но во внешнем мире дело обстоитиначе. Иначе говоря, если я встречу _к_о_г_о_-_н_и_б_у_д_ь_ на улице ипрерву рукопожатие, это пойдет несколько труднее. Согласен, что здесь имеются различные предубеждения, по сравнению свнешним миром. Но, как я предвижу, там это было бы гораздо _л_е_г_ч_е_.Пробуждая ваше сознание таким образом, как я это здесь делаю, я весьмазатрудняю мою задачу в качестве гипнотизера. Если вы уже предупреждены, чтоздесь будет нечто вроде гипноза, это дает вам возможность выбора, будете ливы в этом участвовать или нет. Могу вам гарантировать, что если вы выйдете вхолл этого отеля и протянете _к_о_м_у_-_н_и_б_у_д_ь_ руку, как полагается, азатем прервете рукопожатие, то этот человек застынет на месте. Вы можете экспериментировать также с другими шаблонами. Когда вследующий раз _к_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ встретит вас приветствием "Какпоживаете?" <В подлиннике: "How do you do?" "Hi" - междометие, означающее (вАмерике) "привет", "How are you?" буквально означает "как вы себячувствуете?", но никогда не понимается в этом смысле, а употребляется какритуализированное приветствие. Возвращение к первоначальному смыслу вопросадействует как разрыв шаблона. - Прим. перев.>, попробуйте ответить:"_С_т_р_а_ш_н_о_, просто _у_ж_а_с_н_о_. Боюсь, что я _у_м_р_у_!", ипосмотрите, что произойдет с вашим партнером. В нашей культуре обычнаяритуализированная реакция на это приветствие - "Отлично" <"Fine" -ритуализированный ответ, не имеющий прямого смысла. - Прим. перев.>. Какправило, у людей нет способа реагировать на любой другой ответ, и ониощущают его как разрыв. В особенности это верно в деловой илипрофессиональной обстановке. Для большинства курильщиков вынуть и зажечь сигарету - вполнебессознательная цельная компонента поведения. Если вы прервете этупоследовательность действий, отобрав у курильщика сигарету, вы увидитереакцию того же рода. Это гораздо легче получается с людьми, не предупрежденными о том, что вызанимаетесь разными типами гипноза, чем в осведомленных группах вроде этой.Если _к_о_е_-_к_т_о_ из вас в этом сомневается, займитесь здесь всерьезвашими упражнениями, а затем попробуйте, легче или труднее применить те жеприемы к вашим клиентам и посторонним. Мужчина: Что же, предположим, что вы проводите эксперимент спосторонним. Хорошо, оставим в стороне вопрос, прилично ли ставить эксперименты наничего не подозревающей публике, между тем как полагается работать с людьми,пришедшими просить у вас помощи. Я сказал бы постороннему человеку: "И выдадите своей руке опуститься, пока она коснется моей, и тогда вы сожмете моюруку, завершив рукопожатие, как будто не случилось ничего особенного". Егорука начнет опускаться, пока не приблизится к моей, и в этот момент я схвачуее и скажу: "Очень приятно". Он будет в состоянии амнезии в отношении этогопереживания, и я не встречу никакой отрицательной реакции до концарукопожатия. Женщина: Почему же у него будет амнезия? _О_п_я_т_ь_-_т_а_к_и_ потому, что это цельная компонента поведения. Чтоможет случиться в течение рукопожатия? Если вы сделаете такое внушение, азатем завершите рукопожатие, как будто ничего не случилось, то в егосознании, вероятно, ничего не останется, кроме того, что он с _к_е_м_-_т_о_познакомился. Мужчина: Я видел Гручо Маркса <Американский клоун, один из цирковойтруппы "Братья Маркс". - Прим. перев.>, когда он повторял свои старыепрограммы, он часто делал такие вещи. Он протягивал руку для пожатия, акогда другой человек подавал руку, он отнимал свою. Как только тот отводилсвою руку назад, он протягивал руку снова. Женщина: Я думаю, что как только вы пожмете руку, человек почти в тот жемомент выйдет из этого состояния и удивится, что же такое произошло. Так оно и будет, _е_с_л_и_ вы всего лишь прервете рукопожатие, не сделавничего другого. Это ведь как раз подходящий момент для словесного внушения,чего вы хотите от него затем. Если дать человеку достаточно времени, оннайдет выход из немыслимого положения вроде прерванного рукопожатия. Думаю,на это способен каждый. Я это проверял, и промежуток времени в некоторыхслучаях был около десяти секунд, после чего человек приходил в себя сословами "это было странно", а в других случаях это затягивалось на пять илидесять минут, и человек оставался неподвижным, пока не находил выход изтакого немыслимого положения. Дэвид: Было ли для вас важно, чтобы я не помнил, что со мной случилось вэтом состоянии? Нет. Для меня это не было важным. Дэвид: Дело в том, что я это помню, но в то же время я чувствовал, чтоэто никоим образом не отвлекало меня от происходившего. Рон: Можно ли считать разрывом, если я рассчитываю услышать_ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_, и ничего не слышу, например, когда Милтон Эриксонбормочет, или когда _ч_е_й_-_н_и_б_у_д_ь_ голос снижается до того, что ужене слышно? Ответ состоит в том, что это обратная связь. Для некоторых это разрыв, адля других нет. Все испытывают разрыв при прерванном рукопожатии, но унекоторых людей есть много способов приходить в себя от неожиданных слуховыхвосприятий. То, что вы описали, не подействует как разрыв на людей сизощренным слухом. Но это подействует на людей, слушающих вас в этот момент,которые не очень изощрены. Например, вы заметили, как этот ведущий <..., ведущий телевизионнойпередачи. - Прим. перев.>?.. Ну вот, вы засмеялись в разное время, и это превосходно свидетельствуето том, сколько времени понадобилось каждому из вас, чтобы прийти в себя отнемыслимой слуховой ситуации. Это был отрывок предложения, а не предложение.И если вы почувствовали это ожидание конца... Вот вам явление разрыва. Мужчина: Это тот самый прием, который применил Милтон Эриксон, когда онв самом деле пожал руку женщине, после чего она впала в транс? Нет. Это была кинестетическая неопределенность. Это другой вид разрыва.Я протягиваю руку и в самом деле обмениваюсь с человеком нормальнымрукопожатием, так что через некоторое время мы должны разнять руки. Но я неотпускаю его руку или, как это делал Эриксон, начинаю отпускать ее, нонеопределенно, чтобы он не знал, когда в точности будет последнееприкосновение; в таком случае он испытывает ощущение задержки, если неполучает дальнейшей программы. Если вы читали, как Эриксон об этомрассказывал, он высвобождал свою руку, меняя характер прикосновений, так чтоэта женщина не была уверена, когда он в действительности прервал контакт.Перед тем как совсем отпустить ее руку, Эриксон сделал еще одно: он слегкаподтолкнул вверх ее запястье, что привело к каталепсии. Это та жезакономерность, как если вы берете _к_о_г_о_-_н_и_б_у_д_ь_ за руку ипокачиваете ее, пока его мускулы не перенимают вашу работу, поддерживая рукув поднятом положении. Норма: Как применяется для разрыва шаблонов несоответствие? Это превосходный способ разрыва. Любопытно, что как раз Норма об этомсказала. Из других разговоров с Нормой я знаю, что у нее поистине утонченнаястратегия проверки соответствий. Это очень важная стратегия, и каждыйпрофессиональный коммуникатор должен ею владеть. И все же она не защищена отнекоторых манипуляций. Если вы последовательно излагаете некоторый материал,и вдруг... (Он продолжает жестикулировать и делать движения ртом, как будтовыговаривая слова, но не произносит ни звука). Если вы продолжаете излагатьего, как будто ничего не случилось, но при этом просто выключаете одинканал, в данном случае слуховой, то, как видите, она почти падает вперед состула. Стратегия проверки соответствий, которой она пользуется, слушая инаблюдая _ч_ь_ю_-_н_и_б_у_д_ь_ коммуникацию, требует, чтобы движения губсопровождались _к_а_к_и_м_-_н_и_б_у_д_ь_ звуком, что и дает ей возможностьпроверять соответствие. Если нет звука, это разрывает ее программу. Если вы знакомы с тем видом информации, которую мы называем"стратегиями" (см. книгу "Нейролингвистическое программирование", том I), товам доступен подлинно изящный способ разрыва шаблонов. Когда вы разрываетеключевую стратегию _к_а_к_о_г_о_-_н_и_б_у_д_ь_ человека, вы получаетеглубокий разрыв. Такие разрывы держатся прочно. Мужчина: Можно также выдавать людям числа, которые они привыкли получатьопределенными кусками, разбивая их на непривычные куски. Номер страховогосвидетельства делится обычно на куски из трех, двух и четырех чисел. Да, или можно использовать номер телефона. Семь восемь два четыре... тришесть семь. Какой стратегией пользуется человек, можно узнать по егореакции. Если он применяет для запоминания номеров слуховые приемы, всякоедругое разбиение вызовет у него полный разрыв. Если же он делает это чистовизуально, это произведет далеко не столь сильное действие. Разрыв шаблонов можно применять в любом игровом виде спорта. Вызамечаете, что каждый раз на ваш определенный ход отвечает определеннаяреакция. Затем вы можете прервать этот шаблон и получить от этогопреимущество. Моя жена, Джуди, хорошо умеет фехтовать саблей. Она составляет некоторыйшаблон движений и повторяет этот шаблон полдюжины раз, замечая привычнуюреакцию противника. Когда она уже знает, какую реакцию получит на свойприем, она соображает, какая реакция на эту реакцию позволит ей нанестиудар. Или же она начинает движение, а затем прерывает его. Ее противникуспевает уже втянуться в некоторую реакцию на это движение, и Джуди можетэтим воспользоваться. То же делают боксеры. Они составляют шаблон, а затемразрывают его. Если вы видели, как Бьерн Борг играет в теннис, вы знаете, что он нетеряет зря свою энергию. Он организует свое сознание в очень узкомдиапазоне. Его не беспокоит, когда зрители бурно одобряют его илиосвистывают; он ничего этого не слышит. Его реакция всегда одна и та же,независимо от того, промахнулся он или сделал удачный удар. Он простоповорачивается и снова занимает позицию - он вращает ручку своей ракетки,отсюда назад для следующей игры. Он не теряет зря энергии; он полностьюсосредоточен на том, что существенно. Эта концентрация защищает его отпсихологических маневров противника. Если вы сумеете прервать измененноесостояние вашего партнера - то самое, которое ему нужно для хорошей игры -то он будет играть плохо, и вы сможете его разбить. Закон разрыва шаблонов имеет много применений. Эту реакцию вызывает все"неожиданное". И пока человек "задержан" тем, что вы сделали нечтосовершенно неуместное или неожиданное, вы имеете подходящее время, чтобывнушить ему дальнейшую желательную для вас реакцию. Вы должны упражняться в этой технике, пока не добьетесь достаточной силыличности и последовательности выполнения. Вы должны внушать всем вашимповедением - словесным и несловесным - как будто это должно произойти, и этопроизойдет. Когда вы сможете провести этот маневр с полной согласованностьювсего вашего самовыражения, вы должны научиться чувствовать реакцию. Вамнужна обратная связь. Ни одно из предлагаемых нами обобщений не будетработать _в_с_е_г_д_а_. Их надо всегда уточнять в соответствии с получаемойобратной связью.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Виктор Савицкий ЧТО ТАКОЕ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "Виктор Савицкий"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Р_ы_ч_а_ж_н_о_е_ _н_а_в_е_д_е_н_и_е_ _и_ _р_а_з_р_ы_в_ _ш_а_б_л_о_н_о_в_

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БЛАГОДАРНОСТИ
Мы хотели бы выразить нашу признательность многим людям, вдохновлявшимнас при написании этой книги и оказавшим нам помощь. Прежде всего, мы хотим отдать дань уважения и признательностиосновоположникам

САНТА КРУЗ, КАЛИФОРНИЯ, 1972
НЛП возникло в начале 1970-х и стало плодом сотрудничества ДжонаГриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики вуниверситете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарда Бэндлера - студентапсих

САНТАКРУЗ, 1976
Весной 1976 года Джон и Ричард спрятались в бревенчатом домике высоко вгорах неподалеку от Санта Круза, собирая вместе все прозрения и открытия,которые они сделали. К концу марафона, который длился 36

КАРТЫ И ФИЛЬТРЫ
Мы используем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, егоисследования и преобразования. Мир представляет собой бесконечноеразнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспри

НАУЧЕНИЕ, ЗАБЫВАНИЕ И ПЕРЕУЧИВАНИЕ
Мы способны сознательно ухватить лишь очень маленький кусочек из тогообъема информации, который мир предлагает нам, неосознанно мы реагируем изамечаем значительно больше, чем осознаем. Наше сознание в

ТРЕХМИНУТНЫЙ СЕМИНАР
Если когда-нибудь придется представлять НЛП на трехминутном семинаре,это будет выглядеть примерно так. Ведущий войдет и скажет: "Дамы и господа,чтобы добиться успеха в жизни, вам необходимо помни

РЕЗУЛЬТАТЫ
- вы не будете столь любезны сказать мне, какой дорогой мне следуетвыйти отсюда? - Это в значительной мере зависит от того, куда вы хотите прийти, -ответил кот. - Мне безразлично, куда,

Результаты. Резюме.
Вы можете запомнить следующие правила с помощью мнемонического слова"ПАКПРРЭ", буквы которого являются первыми буквами в названии каждогоследующего шага в определении хорошо сформированного

НАСТОЯЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ
Один из способов представлять себе изменения в бизнесе, личностномразвитии или образовании состоит в том, чтобы думать о нем как о путешествииот настоящего состояния к желаемому состоянию. Проблема за

КОММУНИКАЦИЯ
Коммуникация - это многогранное слово, которое включает в себя любоевзаимодействие с другими людьми: случайный разговор, убеждение, обучение ипереговоры. Что означает слово "коммуникация"? Э

РАППОРТ
Как вы попадаете в замкнутый цикл коммуникации? Как вы можете учесть иоценить модель мира другого человека и одновременно сохранить собственнуюцелостность? В образовании, терапии, консультировании, би

ПРИСОЕДИНЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ
Раппорт позволяет вам построить мост к другому человеку: вы получаетенекоторую точку опоры для понимания и контакта. Когда он установлен, выможете начать изменять свое поведение, и, вероятно, ваш парт

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тонголоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. Ачто такое наши мысли? Существует множество различных научных

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
Мы постоянно используем все наши внешние каналы восприятия, хотяобращаем внимание на один канал больше, чем на другой, в зависимости оттого, что мы делаем. В художественной галерее мы будем использова

ЯЗЫК И РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
Мы используем язык для того, чтобы передавать другим свои мысли, такчто неудивительно, что те слова, которые мы используем, отражают тот способ,которым мы думаем. Джон Гриндер рассказывает о том време

ПРЕДИКАТЫ
Мы используем слова, чтобы описать наши мысли, таким образом, наш выборслов будет показывать, какую репрезентативную систему мы используем.Представьте себе

ВЕДУЩАЯ СИСТЕМА
Аналогично тому, как мы имеем предпочитаемую репрезентативную системудля своего осознаваемого мышления, у нас есть предпочитаемые средства длявведения информации в свои осознаваемые мысли. Совершенная

СИНЕСТЕЗИЯ, НАЛОЖЕНИЕ И ПЕРЕВОД
Богатство и размах наших мыслей зависит от наших способностейустанавливать связи и передвигаться от одного способа мышления к другому.Так, если моя ведущая система является аудиальной, а моя предпочит

ГЛАЗНЫЕ СИГНАЛЫ ДОСТУПА
Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками илиощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле,когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления ока

ДРУГИЕ СИГНАЛЫ ДОСТУПА
Движения глаз не являются единственными сигналами доступа, хотя,вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, тоспособ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и вы увидите это,

СУБМОДАЛЬНОСТИ
Мы говорили о трех основных способах мышления: с помощью звуков,картинок и ощущений - но это лишь первый шаг Если вы хотите описать виденнуюранее картинку, то существует масса деталей, которые вы могл

ИЗВЛЕЧЕНИЕ
Извлечение - это слово, используемое в НЛП для обозначения процессаперевода человека в определенное состояние. Это обыденное умение,проявляющееся под различными названиями, потому что все мы весьманат

КАЛИБРОВКА
Калибровка - это слово, обозначающее в НЛП осознание того факта, чтолюди находятся в различных состояниях. Это умение, которое у всех нас есть икоторое мы используем ежедневно, и это умение стоит того

ЯКОРЕНИЕ РЕСУРСОВ
Ниже приведены шаги для переноса положительных эмоциональных ресурсовиз прошлого переживания в настоящую ситуацию, в которой вы хотите иметь кним доступ. Вы можете пригласить друга и попросить его или

ЦЕПОЧКА ЯКОРЕЙ
Якоря могут быть связаны в цепочку так, чтобы один приводил к другому.Каждый якорь обеспечивает связь в цепи и запускает следующий точно так же,как электрический импульс пробегает от нерва к нерву в н

РАЗРУШЕНИЕ ЯКОРЕЙ
Что случится, если вы попытаетесь почувствовать горячее и холодное водно и то же время? Что произойдет, когда вы смешаете желтое и голубое?Каким будет ваше состояние, когда вы включите два противополо

ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ
Человеческое переживание существует только в настоящий момент. Прошлоесуществует в виде воспоминаний, и, что бы вспомнить его, нам необходимокаким-то образом пережить его в настоящем. Будущее существу

ПРИСОЕДИНЕНИЕ К БУДУЩЕМУ
Переживание ситуации заранее называется в НЛП присоединением к будущемуи является завершающим шагом многих НЛП - техник. В своем воображении выделаете шаг в будущее с имеющимися у вас новыми ресурсами

ГЕНЕРАТОР НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Здесь описана общая техника, которую можно применять в том случае, есливы хотите приобрести новое поведение или что-то изменить в уже имеющемся,или совершенствоваться в своем любимом виде спорта. В св

ЦИКЛЫ НАУЧЕНИЯ
Мы учимся на своих ошибках значительно чаще, чем на успехах. Они даютнам полезную обратную связь, и мы проводим значительно больше времени, думаяоб ошибках. Мы редко делаем сразу все правильно, за иск

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ИЗ НЕУДАЧИ
1. В чем заключается проблемное отношение или убеждение? Все ли вашисамостоятельные проекты заканчиваются позором? Являются ли ваши попытки вприготовлении пищи хорошими новинками для уличных кафе? В к

УРОВНИ НАУЧЕНИЯ
Научение на простейшем уровне представляет собой пробы и ошибки подчьим-нибудь руководством или без него. Вы учитесь, чтобы сделать достижимымнаилучший выбор, "правильный ответ". Для этого м

ОПИСАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ
Чтобы извлечь максимум из любой ситуации или опыта, вам необходимособрать информацию с как можно большего количества точек зрения. Каждаярепрезентативная система предлагает свой путь описания реальнос

ТРОЙНОЕ ОПИСАНИЕ
Существует по крайней мере три способа, с помощью которых мы можемвзглянуть на свой собственный опыт. В своих ранних работах Джон Гриндер иДжудит Делозье выделили первую, вторую и третью позиции воспр

ОБЪЕДИНЕННОЕ ПОЛЕ НЛП, РАЗРАБОТАННОЕ РОБЕРТОМ ДИЛТСОМ
Роберт Дилтс построил простую, изящную модель мышления о личностныхизменениях, обучении и коммуникации, которая собрала вместе идеи контекста,взаимоотношений, уровней обучения и позиций восприятия. Он

УБЕЖДЕНИЯ
- Я не могу поверить в это, - сказала Алиса. - Не можешь? - ответила Королева тоном, выражающим сожаление, -Попробуй снова: глубоко вдохни и закрой глаза, Алиса рассмеялась: - Бесполезно про

РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ
Язык является мощным фильтром для нашего индивидуального опыта. Онявляется частью той культуры, в которой мы выросли, и не может измениться.Он направляет наши мысли в определенных направлениях, облегч

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СМЫСЛА СЛОВ - МЕТА-МОДЕЛЬ
Хорошие коммуникаторы используют достоинства и недостатки языка.Способность точно употреблять те или иные обороты является существенной дляпрофессионального коммуникатора. Умение использовать точные с

СКАЗАТЬ ВСЕ. ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА
Чтобы понять метамодель, которая является инструментом для болееполного понимания того, что люди говорят, нам следует рассмотреть, как мыслипревращаются в слова. Язык никогда не сможет воздать должное

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Прочитайте предложением Семилетняя девочка Лара споткнулась о диванную подушку в гостиной иударилась правой рукой о деревянный стул, И: С ребенком произошел несчастный случай. Оба эти предложен

СРАВНЕНИЯ
Следующие два примера упущения информации похожи друг на друга и частовстречаются вместе: суждения и сравнения. Объявления являются замечательнымисточником обоих паттернов. Новый усовершенствованны

СУЖДЕНИЯ
Суждения -это близкие родственники сравнений. Если Fluffo является"просто лучшим стиральным порошком, который можно купить", то интересно былобы знать, чье это мнение: директора компании FIu

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
"Вы заставляете меня чувствовать себя плохо. Я ничего на могу с этимподелать". Язык потворствует мышлению в стиле причины и следствия. Активныесубъекты обычно воздействуют на пассивные о

Паттерны метамодели
Роберт Дилтс рассказывает, как он посещал занятия по лингвистике вуниверситете Санта Круз в начале 1970-х, где Джон Гриндер обучал метамоделив течение одной пары. Это было а четверг. Он отпустил у

МИЛТОН-МОДЕЛЬ
Неужели ОДНО слово может столько всего значить! - задумчиво сказалаАлиса. - Когда я даю слову много работы ,- сказал Шалтай-болтай, - я всегдаплачу ему сверхурочные. Льюис Кэрролл, "Алиса в З

ПРИСОЕДИНЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ
Милтон Эриксон был мастером построения раппорта. Он уважал и принималреальность клиента. Он полагал, что сопротивление возникает только из-заутраты раппорта. По его мнению, все реакции имеют смысл

ПОИСК СМЫСЛА
Метамодель удерживает вас .в состоянии аптайма. Вам нет необходимостипогружаться внутрь себя и искать смысл того, что вы слышите, вместо этого выпросите говорящего выразиться более конкретно. Мета

ОТВЛЕЧЕНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ
Важное свойство милтон-модели заключается в том, что она делаетпропуски информации, тем самым заставляя сознание постоянно заниматьсязаполнением этих пропусков, используя для этой цели запасы восп

ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ МОЗГА
Каким образом мозг обрабатывает язык и как он справляется снеопределенными формами языка? Передняя часть головного мозга разделена надва половины, или полушария. Обмен информацией между ними проис

ДОСТУП К ПОДСОЗНАНИЮ И РЕСУРСАМ
Правое полушарие чувствительно к тону голоса, громкости инаправленности звука - ко всем тем аспектам речи, которые могут изменятьсяпостепенно, в отличие от самих слов, которые отделены друг от дру

МЕТАФОРЫ
Слово метафора употребляется в НЛП в общем случае для обозначенияистории или риторической фигуры, заключающей в себе сравнение. Она включаетв себя простые сравнения и более длинные истории, аллего

СОЗДАНИЕ МЕТАФОРЫ
Рассказывание историй требует не только владения милтон-моделью, но идругих умений. Присоединение и ведение, синестезии, якорение, транс иплавные переходы - все это необходимо для того, чтобы расс

ПРИНЦ И МАГ
Однажды давным-давно жил юный принц, которым верил всему. кроме трехвещей. Он не верил тому, что существуют принцессы, не верил, что существуютострова. и не верил в Бога. Его отец, король, говорил

РЕФРЕЙМИНГ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СМЫСЛА
Нет ни хороших вещей, ни плохих - наше мышление делает их такими.Вильям Шекспир Люди всегда и во всем ищут смысл. События происходят, но до тех пор,пока мы не придадим им смысл, не свяжем их с дру

СЛОВЕСНАЯ ЭКВИЛИБРИСТИКА
Вот несколько образцов различных точек зрения на одно и то жеутверждение: "Моя работа идет из рук вон, и я чувствую себя подавленным". Обобщите: Может быть, вы просто чувствуете себя пло

РЕФРЕЙМИНГ КОНТЕКСТА
Практически любое поведение может оказаться полезным в соответствующихобстоятельствах. Лишь очень немногие поведения не могут иметь ценности ицели ни при каких обстоятельствах. Если вы начнете раз

РЕФРЕЙМИНГ СОДЕРЖАНИЯ
Содержание опыта - это то, на чем вы фокусируете свое внимание,придавая ему то значение, какое вам нравится. Когда двухлетняя дочка одногоиз авторов спросила его, что значит говорить неправду, он

НАМЕРЕННИЕ И ПОВЕДЕНИЕ
В основе рефрейминга лежит различие между намерение ем и поведением:тем, что вы делаете, и тем, чего вы на самом деле пытаетесь достичь приэтом. Это решающее различие, которое следует иметь в виду

ШЕСТИ ШАГОВЫЙ РЕФРЕЙМИНГ
Мы так же непохожи на себя, как непохожи на других. Монтень В НЛП разработан более формальный процесс рефрейминга для прекращениянежелательного поведения путем предоставления лучших вариантов пове

ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ
Мы не можем быть ни в каком ином состоянии, кроме состояния "сейчас", иу каждого из нас в черепной коробке имеется машина времени. Когда мы спим,время останавливается. И в своих мечтах и

РЯДОМ СО ВРЕМЕНЕМ И СКВОЗЬ ВРЕМЯ
В своей книге "Основы личности" Тэд Джеймс описывает две основных типалинии времени. Первый он назвал "рядом со временем", или Англо-европейскийтип времени, когда линия времени

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИГНАЛА КОНГРУЭНТНОСТИ
Вспомните то время, когда вы действительно чего-то хотели. То особенноеугощение, подарок или событие, которого вы действительно ждали. Когда вымысленно вернетесь к тому времени и событию, вы сможе

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИГНАЛА НЕКОНГРУЭНТНОСТИ
Вспомните то время, когда у вас появлялись оговорки относительнокакого-нибудь плана. Возможно, вы чувствовали, что это хорошая идея, ночто-то подсказывало вам, что это может привести к неприятност

ЦЕННОСТИ И КРИТЕРИИ
Ценности обеспечивают нас мотивацией и направлением, они, образноговоря, узловые города, столицы на нашей карте мира. Наиболее устойчивые иважные ценности - свободно выбранные, а не навязанные дру

ВЫЯВЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ
Выпишите примерно 10 наиболее важных ценностей а своей жизни. Вы можетесделать это самостоятельно или воспользоваться помощью друга. Сформулируйтеответы на такие вопросы, как: Что является важным

ИЕРАРХИЯ КРИТЕРИЕВ
Множество вещей важны для нас, и было бы очень полезно определитьотносительную важность своих критериев. Поскольку критерии связаны сконтекстом, то те из них, которыми вы руководствуетесь в своей

МЕТАПРОГРАММЫ
Метапрограммы представляют собой фильтры восприятия, которые действуютв нас привычным образом. Нас окружает такая масса информации, на которую мымогли бы обратить внимание, но большая ее часть ока

Активный - пассивный
Эта первая метапрограмма касается образа действия. Активный человек сампроявляет инициативу, он быстро начинает и продвигает дело вперед. Он недожидается, пока другие начнут действовать. Пассивный

Приближение - уклонение
Второй паттерн имеет отношение к мотивации и объясняет, каким образомлюди фокусируют свое внимание. Люди с метапрограммой приближенияфокусируются на своих целях. Они продвигаются к тому, чего хотя

Внутренняя референция - внешняя референция
Этот паттерн касается того, где люди находят свои нормы. Человек свнутренней референцией будет обращаться к своим внутренним нормам ииспользовать их для сравнения различных образцов действий и для

Альтернативы - рецепты
Этот паттерн важен в бизнесе. Сторонник альтернатив стремится иметьвыбор и рассматривает различные возможности. Он будет чувствовать себяскованным, если ему придется следовать строгому предписанию

Общий - частный
Этот паттерн имеет дело с процессом деления (обобщения). "Общим" людямбольше нравится рассматривать картины крупным планом. Они чувствуют себяболее комфортно, работая с большими кусками

Сходство - отличие
Этот паттерн о том, как люди делают сравнения. Одни люди замечают то,что является сходным в различных вещах. Их относят к категории "ищущихсходство" Другие при сравнении обращают внимани

Паттерны процесса убеждения
В том, как человек становится убежденным в чем-либо, можно выделить двааспекта. Во-первых. по какому каналу поступает информация и, во-вторых, какчеловек управляет этой информацией, получив ее одн

ТОРГОВЛЯ
Психология торговли уже породила целую библиотеку книг, и здесь мы лишьслегка затронем эту тему, чтобы показать некоторые возможные применения идейНЛП. Продажу часто неправильно понимают как рекла

Рамка результата
Ситуация оценивается в терминах результата. Во-первых. определите свойсобственный результат и убедитесь, что он хорошо сформирован. Выражен ли онпозитивно? Находится ли он под вашим контролем? Дос

Рамка подтверждения
Эта рамка обращает внимание на четкие и специфические детали. Вчастности, как вы узнаете, что вы достигли своего Результата? Что вы будетевидеть, слышать и ощущать? Эта рамка образует часть рамки

Рамка воспроизведения
Эта рамка проста. Вы повторяете информацию, имеющуюся у вас к данномумоменту, воспроизводя при повторе ключевые слова и тон голоса других людей.Именно этим воспроизведение отличается от резюмирова

СОВЕЩАНИЯ
Несмотря на то, что мы будем описывать совещания в контексте бизнеса,этот паттерн одинаково применим к любому контексту, где встречаются двое илиболее людей, имеющих общую цель. Читая оставшуюся ч

Формат совещания
А) До совещания: 1. Определите свой результат и то подтверждение, которое даст вампонять, что вы достигли этого результата. 2. Определите состав участников и повестку совещания. Б) Во время совеща

ПЕРЕГОВОРЫ
Переговоры - это совещания, проводимые с целью выработки совместныхрешений в тех случаях, когда интересы не совпадают. С результатом успешныхпереговоров конгруэнтно согласны обе стороны вы получае

Переговоры
А) Перед переговорами: Установите свою ЛАСП и свои ограничения впереговорах Б) Во время переговоров: 1. Установите раппорт 2. Четко определите свой результат и его подтверждение. Выяснитерезультат

Изменения первого порядка.
Вот один из способов понимания того, в каких ситуациях следуетприменять эти техники. Простейший случай: вы хотите добиться единственногорезультата изменить состояние или реакцию в данной ситуации.

ИЗЛЕЧЕНИЕ ФОБИИ
Вы можете испытывать ощущение только в настоящий момент. Любоенеприятное ощущение от воспоминания может возникать только благодаря тому,как вы его воспроизводите. Вы чувствовали себя плохо в прошл

ИЗМЕНЕНИЯ ВТОРОГО ПОРЯДКА
Изменения второго порядка это изменения, которые включают в себямножественные результаты и затрагивают вторичную выгоду. Вероятно, любаятерапия несет в себе изменения второго порядка, так как новы

УБЕЖДЕНИЯ
Убеждения, которые каждый из нас имеет по отношению к собственнойличности, другим людям и миру в целом, оказывают значительное влияние на нашопыт. Благодаря эффекту "само оправдывающего проро

ФИЗИОЛОГИЯ
Представьте себе на мгновение, что вы смотрите на крошечного ребенка.Он смотрит на вас широко открытыми глазами, и вы невольно улыбаетесь.Ребенок восторженно залопотал и улыбнулся в ответ на вашу

СТРАТЕГИИ
Стратегии мышления представляют собой, вероятно, наименее очевиднуючасть процесса моделирования. По этой причине мы рассмотрим стратегии болееподробно, прежде чем продолжим исследование других сто

РЕЦЕПТ УСПЕХА
Чтобы понять, что такое стратегия, вспомним шеф-повара. Если выпользуетесь его рецептом, то вы наверняка сможете приготовить так же хорошо,как и он. Стратегия это успешный рецепт. Чтобы отлично пр

МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
Замечательный пример реализации некоторых из этих идей получен висследовании, выполненном одним из авторов и касающемся тех способов,которыми талантливые музыканты запоминают музыку; некоторые из

СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСТВА
Роберт Дилтс создал модель стратегии, которую использовал Уолт Дисней,удивительно творческий и успешный человек, работы которого продолжают даритьрадость бесчисленному количеству людей повсюду в м

СНОВА О МОДЕЛИРОВАНИИ
Если мы отвлечемся от стратегии и вновь обратимся к рассмотрениюразличных аспектов моделирования, то стоит обратить внимание на тот момент,который беспокоит некоторых людей. В нашей культуре бытуе

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Итак, поскольку мы приближаемся к окончанию последней главы этой книги,вероятно, вы уже начали интересоваться тем, как извлечь максимум полезногоиз ее чтения. Каждый из нас находит свой путь, и по

Словарь НЛП
Аналоговый изменяющийся непрерывно в некоторых пределах подобноплавному регулятору напряжения. Аптайм состояние, в котором все внимание и чувства обращены вовне.

СПРАВКА
Нейро -- Лингвистическое программирование (НЛП) -- это новая модель человеческой коммуникации и поведения, получившая свое развитие в последние 4 года, благодаря работам Ричарда Бендлера, Джона Гринде

СЕНСОРНЫЙ ОПЫТ
Наш практикум отличается от других практикумов о коммуникации ипсихотерапии по нескольким существующим параметрам. Начиная нашиисследования, мы наблюдали деятельность людей, блестяще делающих свое дел

У П Р А Ж Н Е Н И Я
Подберите себе партнера, которого мало знаете или не знаете совсем.Один из вас будет -- А, другой -- Б. А будет задавать вопросы. Упроститесебе задачу, группируйте вопросы так, как это сделал я. Начни

ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
Вчера мы описали несколько способов, с помощью которой вы можетедостичь рапорта и присоединиться к миру другого человека для того, чтобы впоследствии помочь ему сделать новые выборы в своем поведении.

У П Р А Ж Н Е Н И Я
Я прошу вас начать с кинестетического якоря. Работать с помощью этихякорей и легче и полезнее. Затем вы генерализуете свой навык на другиесистемы. Разбейтесь снова на пары. Один из вас будет А, другой

В ПОИСКАХ НОВЫХ ПУТЕЙ
Существует несколько организующих положений, которые мы используем длятого, чтобы привести себя в состояние, необходимое для занятиятерапевтическими видами деятельности. Первое положение о том, что лу

ПЛАН ПЕРЕФОРМИРОВАНИЯ
1. Идентифицируйте стереотип Х, подлежащий изменению. 2. Установите коммуникацию с частью личности ответственной за этотстереотип. а) будет ли часть моей личности ответственна за стереотип Х,коммуници

В_в_е_д_е_н_и_е_
Тема наших занятий - гипноз. Мы могли бы тут же затеять спор, есть ливообще такая вещь, а если есть, то в каком смысле это понимать. Но раз уж выуплатили деньги и пришли сюда на семинар по гипнозу, то

У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ _1_
Попрошу вас разбиться на группы по три человека. Пусть один из вас,обозначаемый буквой А, думает о чем-нибудь, подходящем к следующемуописанию: _с_и_т_у_а_ц_и_я_, _в_ _к_о_т_о_р_у_ю_ _в_ы_ _г_л_у_б_о_

У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ _3_
Прошу вас выполнить в течение десяти минут то же упражнение, чтораньше, с теми же группами по три человека. Прибавьте на этот разусовершенствования, о которых была речь. Поскольку прошло уже некоторое

Р_е_з_ю_м_е_
А. Транс можно представлять себе как усиление реакций и переживаний.Когда вы описываете переживание, говоря, _ч_т_о_ _в_ _н_е_м_ _д_о_л_ж_н_о__б_ы_т_ь_, вы помогаете человеку усилить его реакции. Б. Н

У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ 5-4-3-2-1
Сегодня утром вы выполняли словесную подстройку и ведение: говорили триподдающихся проверке предложения, основанных на сенсорных восприятиях,использовали переход и прибавляли не поддающееся проверке п

Н_е_с_л_о_в_е_с_н_а_я_ _п_о_д_с_т_р_о_й_к_а_ _и_ _в_е_д_е_н_и_е_
Весь гипноз полезно представлять себе как обратную связь. Вот сейчаспередо мной сидит Боб. Мы передаем друг другу много информации, и словесно,и несловесно. Мы передаем друг другу множество сообщений;

Н_а_м_е_ч_а_ю_щ_и_е_ _с_и_с_т_е_м_ы_ _п_р_е_д_с_т_а_в_л_е_н_и_я_
Позвольте мне кратко объяснить, что такое системы представления, - длятех, кто этого не знает. Как мы заметили в свое время, люди специализируютсяна виде информации, которую они обрабатывают и восприн

Д_о_с_т_и_ж_е_н_и_е_ _п_р_е_д_ы_д_у_щ_е_г_о_ _с_о_с_т_о_я_н_и_я_ _т_р_а_н_с_а_
Простейшее из всех наведений состоит в том, что вы спрашиваете клиента,был ли он _к_о_г_д_а_-_н_и_б_у_д_ь_ раньше в состоянии транса. Если это сним было, попросите его вспомнить во всех подробностях п

Е_с_т_е_с_т_в_е_н_н_о_ _в_о_з_н_и_к_а_ю_щ_и_е_ _с_о_с_т_о_я_н_и_я_ _т_р_а_н_с_а_
Есть и другой легкий способ достигнуть состояния транса. Каждый человекбывал в сомнабулическом <Или "лунатическом" - Прим.перев.> трансе; дело лишьв том, сознает он это или нет. Сегодн

У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ _4_
Я уже объяснил вам пять способов наведения: (1) словесная подстройка иведение, (2) несловесная подстройка и ведение, (3) наложение системпредставления, (4) достижение предыдущего транса и (5) описание

О_б_с_у_ж_д_е_н_и_е_
Мужчина: У меня вопрос. Когда я наводил транс у Линн, ее левая руканачала сильно трястись. Потом она сказала, что это связано с нервным центромна левой щеке, где у нее _к_о_г_д_а_-_т_о_ оперировали ки

П_р_и_м_е_н_е_н_и_е_ _я_к_о_р_е_й_ _д_л_я_ _н_а_в_е_д_е_н_и_я_ _т_р_а_н_с_а_
Для тех из вас, кто не знаком с понятием "якоря", мы дадим здесьнекоторое представление об этом предмете. Применение якорей подробно описанов нашей книге "Из лягушек в принцы" (гла

А_н_а_л_о_г_о_в_ы_е_ _м_е_т_к_и_
Для вызова гипнотических реакций особенно полезны якори специальноговида - так называемые аналоговые метки. Прием состоит в том, что, говоря счеловеком, несловесным способом отмечают некоторые слова.

У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ _5_
Я хочу, чтобы вы упражнялись в использовании аналоговых меток дляполучения реакции. Разбейтесь на пары и выберите сначала некоторую заметнуюреакцию, которую вы хотите вызвать у вашего партнера. Выбери

О_б_с_у_ж_д_е_н_и_е_: _О_т_р_и_ц_а_т_е_л_ь_н_ы_е_ _к_о_м_а_н_д_ы_ _и_ _п_о_л_я_р_н_о_с_т_и_
Майкл: Предположим, мой субъект все время на меня натыкается, и я хочувнушить ему, чтобы он этого больше не делал. Как можно мягко <... означаеттакже "изящно", "приятно". - Прим

П_е_р_е_г_р_у_з_к_а_
Около двадцати пяти лет назад Джордж Мимер подвел итоги обширнойобласти исследований о восприятии человека и животных в своей классическойработе "Магическое число 7+-2". Человек способен соз

С_и_л_а_ _л_и_ч_н_о_с_т_и_
Другой метод наведения - это попросту прямая сила личности. Вы простоговорите человеку, убедительно поддерживая это всем своим поведением, чтобыон перешел в транс. Если он переходит в транс, превосход

Н_а_с_л_о_е_н_и_е_ _р_е_а_л_ь_н_о_с_т_е_й_
Другая процедура наведения называется "наслоением реальностей". Мнекажется, простейший способ объяснить, что такое наслоение реальностей, эторассказать вам, как я вел однажды группу в штате

У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ _6_
Я только что продемонстрировал еще пять методов наведения: (1) рычажноенаведение; (2) разрыв шаблонов; (3) перегрузку; (4) силу личности; (5)наслоение реальностей. Через некоторое время я предложу вам

И_ _р_а_б_о_т_а_ _с_ _а_б_р_е_а_к_ц_и_е_й_
Поговорим теперь о другом важнейшем способе внушения,_и_н_к_о_р_п_о_р_а_ц_и_и_, или включении. Если происходит что-либозначительное - в сознании (например, неожиданно сильная реакция со стороныклиента

Н_а_п_у_т_с_т_в_и_е_
Мы попытались сегодня привлечь ваше внимание с тем, чтобы показать, чтокаждый из вас несет в самом себе целые миры неиспользованных возможностей.Мы хотели помочь вам найти способы реализации этих возм

П_р_о_ц_е_с_с_у_а_л_ь_н_ы_е_ _и_н_с_т_р_у_к_ц_и_и_
Сегодня утром мы будем говорить об утилизации (использовании). Если выуже добились измененного состояния у клиента, то каков наилучший способиспользования такого состояния? Сегодня я исхожу из предпол

Г_и_п_н_о_т_и_ч_е_с_к_и_й_ _с_о_н_
Теперь я хотел бы изложить принципы техники наведения "порождающего"изменения. Это пригодится и тем из вас, кто хотел бы изменить собственнуюличность, и тем, кто занимается терапией. "П

У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ _7_
Теперь я попрошу вас самих произвести "порождающие" изменения вличности партнера. Для этого разделитесь на пары, так, чтобы все это занялонемного времени. Партнер В, я попрошу вас выбрать, и

П_е_р_е_с_т_р_о_й_к_а_ _р_а_с_п_о_р_я_д_к_а_
Дороти: Что вы делаете в том случае, если клиент находится в состояниитранса, и вы еще работаете с ним, но ваше время уже вышло, надо заканчивать? Вы должны справиться с этой ситуацией, когда и где бы

П_о_с_т_р_о_е_н_и_е_ _о_б_о_б_щ_е_н_и_й_: _г_и_п_н_о_т_и_ч_е_с_к_а_я_ _у_т_и_л_и_з_а_ц_и_я_
Следующий вопрос, который я хочу задать, такой: "Как выбрать нужныепереживания и как построить на них последующее обучение?" Если бы я вручилвам волшебную палочку, с помощью которой, пять ра

В_в_е_д_е_н_и_е_
Сегодня днем я хотел бы затратить некоторое время для того, чтобынаучить вас переработке (повторному вложению содержания). Я хотел бы такженаучить вас управлять возбуждением сигналов "да" и

В_ы_р_а_б_о_т_к_а_ _п_о_д_с_о_з_н_а_т_е_л_ь_н_ы_х_
_с_и_г_н_а_л_о_в_ "_д_а_" _и_ "_н_е_т_" Прежде чем приступить к переработке, необходимо уметь разработатьсигнальную систему "да-нет", - это позв

П_о_д_л_е_ж_а_щ_е_г_о_ _и_з_м_е_н_е_н_и_ю_
Теперь, после того, как вы установили, каковы сигналы "да" и "нет", яхочу, чтобы вы снова перевели своего партнера в измененное состояние изаставили его идентифицировать, точно опр

П_о_в_е_д_е_н_и_я_
а) Теперь мы можем приступить непосредственно к стандартной моделипереработки. Сперва вы говорите нечто вроде: "_Я_ _х_о_ч_у_, _ч_т_о_б_ы__д_ж_о_й_с_о_в_с_к_о_е_ _п_о_д_с_о_з_н_а_н_и_е_ _п_е_р_е_

О_б_щ_а_я_ _с_х_е_м_а_ _п_е_р_е_р_а_б_о_т_к_и_
1. _В_ы_р_а_б_о_т_к_а_ _п_о_д_с_о_з_н_а_т_е_л_ь_н_о_й__с_и_г_н_а_л_ь_н_о_й_ _с_и_с_т_е_м_ы_ "_д_а_-_н_е_т_". 2. _И_д_е_н_т_и_ф_и_к_а_ц_и_я_ _ш_а_б_л_о_н_а_ _п_о_в_е_д_е_н_и_я_,_п_о_д_л_е_ж_а

О_б_с_у_ж_д_е_н_и_е_
Обобщение, на котором основана техника переработки, заключается в том,что вы способны изменить положение вещей, если что-нибудь идет не так, каквам этого хотелось бы. Найдите предназначение того, что

С_о_з_д_а_н_и_е_ _н_о_в_о_г_о_ _п_о_в_е_д_е_н_и_я_
Сегодня мы хотим научить вас некоторым другим специфическим методамутилизации (использования) состояния транса. Сперва мы хотели бы занятьсягипнотической процедурой, очень полезной и удобной в самом ш

Н_о_в_о_г_о_ _п_о_в_е_д_е_н_и_я_
1. Выберите ситуацию, в которой желательно новое поведение. 2. Выберите модель нового поведения. 3. Просмотрите и прослушайте модель нового поведения извне, со стороны. 4. Совместите ваш образ и голос

В_ _с_о_с_т_о_я_н_и_и_ _г_л_у_б_о_к_о_г_о_ _т_р_а_н_с_а_
Использование изящной техники создания нового поведения основывается наявлении, которое мы называем "обращенной заменой обозначений" - пациент"вживается" в роль другого человека ил

К_о_н_т_р_о_л_и_р_о_в_а_н_и_е_ _б_о_л_и_
Боль - замечательная вещь, полезнейшая вещь в нужный момент времени, нопотом она теряет свое значение и становится бесполезной. Это правилоприложимо и к множеству других явлений. Небольшое выделение а

А_м_н_е_з_и_я_
Я хочу сделать замечание по поводу одного из практических заданий. Одиниз вас применил метод, с помощью которого можно осуществить амнезию.Выполняя упражнение, он ввел женщину в состояние транса, а ко

В_с_к_р_ы_т_и_е_ _и_с_т_о_р_и_и_ _л_и_ч_н_о_с_т_и_
Организации, призванные "защищать закон", а также организации,существующие для того, чтобы защищать людей от произвола закона, частоприглашают гипнотизеров-профессионалов в качестве эксперто

У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ _8_
Мы хотели бы начать с очень легкого калибровочного упражнения,увеличивающего способность различать сенсорные сигналы. Разделитесь на парыи попросите вашего партнера думать о чем-нибудь приятном для не

У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ _9_
Теперь мы хотели бы приступить к следующему калибровочному упражнениюна определение несловесных сигналов, сопутствующих согласию и несогласию.Снова разделитесь на пары, заведите светскую беседу и межд

У_п_р_а_ж_н_е_н_и_е_ _1_0_
Сегодня вечером я хотел бы предложить вам еще одно калибровочноеупражнение. Завяжите обычный разговор с кем-либо из ваших знакомых, непосещающих наш семинар. Разговаривая со своим знакомым, скажите чт

С_о_с_р_е_д_о_т_о_ч_е_н_и_е_ _в_з_г_л_я_д_а_
Теперь я хотел бы, чтобы половина присутствующих вышла из зала -выпейте кофе или что-нибудь еще. Не подсматривайте и не подслушивайте,потому что через несколько минут оставшиеся позовут вас и кое-что

О_б_с_у_ж_д_е_н_и_е_
Гэрри: Не расскажете ли вы, как вам удается искажать восприятиевремени? Как используется гипноз для того, чтобы ускорить или замедлитьвосприятие времени? Способ моих действий в этом случае зависит от

Н_а_п_у_т_с_т_в_и_е_
Мужчина: У вас осталось только около восьми минут для напутствия. Яподумал, что было бы полезно вам напомнить. Вы хотите, чтобы мы погрузили вас в транс, не так ли? Мы решили подконец этого не делать.

Ричард Бендлер. Используйте свой мозг для изменений
--------------------------------------------------------------- Перевод: Лев Миникес--------------------------------------------------------------- Посвящаю своей матери Итак, Вашему вниманию предлага

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ МОЗГОМ
Я бы хотел, чтобы вы попробовали несколько очень простых экспериментов-- чтобы немножко поучить вас тому, как можно научиться управлятьсобственным мозгом. Этот опыт понадобится вам для того, чтобы пон

ВКРИВЬ И ВКОСЬ
Однажды я спросил приятеля:"Что ты считаешь величайшей неудачей в своейжизни?" Он сказал:"Через пару недель я собираюсь сделать вот это, и оно несработает". И знаете что? Он был пр

ПОНИМАНИЕ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА
Многие люди попадают в передряги потому, что испытывают из-за чего-либозамешательство. Я хотел бы показать вам, как брать замешательство ипревращать его в понимание. Мне нужен человек, чтобы поиграть

ОБУЧЕНИЕ
Мне всегда казалось интересным, что, когда люди спорят о чем-то, неимеющем значения, они говорят:"Это академично". Джона Гриндера и меняпринудили оставить преподавание в Калифорнийском Униве

Ричард Бендлер, Джон Гриндер. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий
--------------------------------------------------------------- Перев. с англ. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. 256 с. ISBN 5-87224-072-1 © Р.Бендлер, Д. Гриндер © И.М.Ребейко, перевод на русский

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги