рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Комментарии к предстоящему: ракурсы и взоры

Комментарии к предстоящему: ракурсы и взоры - раздел Физика, Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков «Тот, Кто Знает, Не Говорит. Тот, Кто Говорит, Не Знает»[6]. Тот, ...

«Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает»[6]. Тот, кто знает и говорит, минует не.

Не неба, очерчивающего окоемом: здесь происходит то, что принято считать жизнью — здесь исток и истина происходящего.

Не невозможного: мысль, мышление становится мыслимым, слиянный с созерцаемым созерцатель пребывает в за-бытии — в забвении имен, чувств, образов.

Не неизбежного, неотступного человеческого вопрошания, три рода которого: что, как и каким образом.

Вопрошание что: что есть сущее, что представляют собой его аспекты и атрибуты, что связано с ним в мире вещей и событий, что структурирует бытие и что составляет основу его.

Вопрошание как: как соотнесено с другими определяемое той или иной категорией.

Вопрошание каким образом: о познании и статусе истины.

Вопрошание первого рода (онтологическое, метафизическое, экзистенциальное) возводит небо небес над суетой сует, возводит заключенного в мир в сан странника на грани окоема.

Вопрошание второго (аналитическое) — игра теней невесомого смысла на поле речи.

Вопрошание третьего — проект моста над пропастью «между миром по ту сторону и миром по сию сторону наших чувств»[7].

Pronoia , философский эрос, трансцендентальная установка — устремленное в за-бытие вопрошание — минует не невозможного: страх расставания с телом, необходимым для того, что принято считать жизнью, страх расставания с ощущениями и мыслями, дающими знать о мире, очерченном окоемом, страх расставания с собой, заключенным в тело, заключенным в мир. Страхом выстроена стена забвения: забвения себя, слиянного с созерцаемым, забвения себя, копошащегося в суетном. «И мы коснулись неба и нашли, что оно наполнено стражами могучими и светочами»[8] Где ужасающие стражи несут службу свою — во мне, у стены, на пути к созерцанию. Где пылают ослепительным мраком светочи — во мне, в за-бытии, на пути к созерцанию. Где небо — во мне, в за-бытии созерцателя. «И тайна этого: закрой глаз свой и поверни зрачок свой, и откроются те светящиеся цвета, что сияют. И лишь закрытым глазам дана власть видеть их» — учение раби Шимона[9]. Развернутыми внутрь, закрытыми, устремленными к пределу — беспредельности за-бытия глазами созерцали мир «ради религиозной объективности и сверхличной метафизичности»[10] иконописцы древности. «О зерцале, которое не светит, открывающемся, написано: видение. Про зерцало, которое светит сокрытое, написано: познание»[11]. В себя восхожу я, и прозреваю — всюду — скрывающееся за окоемом — глазами, раскрывающимися в восхождении, глазами, освещающими видимое знаемым, проецирующими внутреннее вовне, сокровенное в открывающееся. Обитатели за-бытия населяют и одухотворяют мир, открываются познающему зерцалу. «Все полно богов», — восклицает Фалес. «Все полно проекций, выныривающих из открытой вглубь души», — поясняет Вундт. «Все полно меня, все вернется в меня в процессе интеграции личности», — заверяет Юнг. «Я — полнота всего», — итожит Веданта. Истина открывается во внешнем сообразно моему внутреннему, сообразно глубине моего восхождения, забвения, погружения в за-бытие. Невидимый Бог «часто являлся видимым не так, как Он есть, а как в состоянии были видеть Его»[12]. Но светящие сокрытое зерцала в состоянии увидеть Невидимого так как он есть — в состоянии восхождения на вершину, на дно — в бездну за-бытия, в состоянии проникновенного безмолвия, «когда подпадают забвению все переживания внешних восприятий, мышления, чувствования и воления»[13]. Когда подпадаю забвению я, копошащийся в суетном, заключенный в тело, заключенный в мир, странствующий на грани окоема, преследуемый смутной ностальгией, жаждой чувства, образа, имени.

Жажда чувства проницает стену забвения ощущением единого. Обитатели сокровенных глубин, предметы, явления и события мира — не именуемые, не мыслимые и, по сути, не существующие порознь части всеохватного целого, plhrwma , полноты богов и проекций, полноты Я, вобравшего, нечленимо соединившего в себе, с собою, богов и проекции. Нечленимо на здесь и там оставленное пространство; нечленимо на прежде, после и теперь остановленное время;нечленим не существующей тенью свет: зерцала сокрытого, сияний исходящих и отраженных, могучих светочей. Едино чувство, един мир по ту и сию сторону его, ибо нет ни той, ни сей стороны. Строго говоря, нет и самого чувства, и того, чем принято чувствовать; за-бытие познаваемо лишь за-бытием, — глубочайшим, истиннейшим истоком и состоянием души. «Настолько выше всякого определения то Одно — Единое, что ни одна душевная сила, и вообще ничто, имеющее какую-либо определенность, не может бросить туда взгляда. Ни даже Сам Бог»[14]. Ни само переживание этого состояния, ни связанные с ним ощущения несовместны с пребыванием в едином и возникают впоследствии — но не отстраненным, далеким, не имеющим отношения к тому, что принято считать жизнью, впечатлением. Стена забвения взломана дерзновенным путником — и душу его, и мир вокруг наполняет, населяет, преобразует дыхание нуминозного, сияние светочей. Растворяющийся в едином за-бытия даже очерченный окоемом мир — сумятицу, казалось бы, разрозненных, за редким, каузальным исключением не связанных между собой вещей — воспринимает как «совокупное предметное единство, соответствующее идеальной системе всей фактической истины и неотделимое от нее»[15]. Основа мировосприятия восходящего в бездну — чувство единства. Отбрасываемые этим чувством на поле речи (поверхности мышления) тени — образы фундаментальных (сущностных, универсальных, идеальных) структур бытия и бессознательного онтологического (не имеющего почти ничего общего с бессознательным биолого-физиологическим — главным объектом рассмотрения классического психоанализа). Бессознательное онтологическое — трансцендентно — абсолютный субъект — объект, сверхчувственный духовный деятель, управляющий жизнью единого мира по ту и по сию сторону наших чувств — было введено в философский дискурс Э. Гартманом.

К.Г. Юнг настаивал (особенно в ранние периоды жизни и творчества) на своей приверженности эмпирическому методу познания и отмежевывался от метафизики. Тем не менее, главное понятие и объект исследования (разбирательства) его аналитической психологии — онтологическое бессознательное. Автономные содержания этой важнейшей компоненты психе, ее априорные формы — архетипы — являются, в то же время, глубинными структурами бытия. Самость, интегрирующая безграничный и, несмотря на свою данность, рационально непознаваемый психический мир личности[16] — «виртуальное средоточие, требующее родства с животными и богами, кристаллами и звездами»[17]. Онтологическая вершина самости — единение с unusmundus — «миром потенциальным, вечной Основой всего эмпирического бытия»[18]. Это изначальное единение чуждо западной ментальной традиции и духовной практике и — за редким исключением — либо не признается, либо считается еретическим допущением, «diabolicafraus »[19], сбивающим с обязательного для христианина пути самоунижения, стремления «умилостивить великую силу, находящуюся во Всецело Другом, совершенном и внеположенном, единственно реальном»[20]. Подобно инертности души и феномену «страха перед духовным»[21] — и наряду с ними, самоунижение — выявленная Юнгом базовая установка западного человека — препятствует самопознанию и индивидуации. Тем не менее, христианским адептам удавалось взойти на вершину бездны и покаянием (покаяние — metanoia — «сверх-знание»), забвением себя, достигнуть состояния единого, в котором вопрос о Я не имеет ни смысла, ни ответа.

В последние годы жизни Юнг уделял особое внимание разработкам гипотезы психоидного архетипа и идеи синхронистичности[22]. Психоидный архетип — субстрат, обладающий как материальными, так и психическими качествами. «Синхронистическим феноменом» Юнг обозначил акаузальное смысловое совпадение, соответствие психического и физического событий. Синхронные явления (как и наметившаяся в современной физике потребность включения сознания в естественнонаучную картину мира) дают возможность и ставят проблему построения новой научной парадигмы, в которой миры «по ту и по сию сторону наших чувств» основаны на единой психоидной реальности.

Устремленное в за-бытие аналитическое вопрошание, усматривающее с помощью эйдетической интуиции универсальные законы и структуры, конструирует их вербальные тени, используя понятия и категории, по сути своей соотнесенные с глубинными смыслами. Рацио, «основанное на волевом epochпо отношению ко всей естественной практике»[23], безошибочно следуя законам чистой логики, соответствующим законам идеального, законам бытия и за-бытия, по мере восхождения на вершину бездны формулирует усматриваемое все более и более абстрактно и — на подступах к недоступному — парадоксально, с точки зрения «всей естественной практики». Рациональная мысль и дискурсивное слово, не пытаясь миновать стражей и раствориться в созерцании, блуждают на некотором (не существующем, непреодолимом) расстоянии от объекта (субъекта, абсолюта) рассуждений и — в лучшем случае расписываются в своей беспомощности и неуместности. Худший случай этих блужданий с открытыми — не знающими сокровенное — зерцалами — утверждение о невозможности незримого. Случай третий — непризнание несомненного поражения — рассудок не видит, но имеет в виду неуловимое сетчаткой логики.

Ф. Брэдли, отождествляющий бытие и реальность с ощущениями, вводит понятие Абсолюта, в котором «вся наша природа должна найти удовлетворение». Абсолюту соответствует всеобъемлющее ощущение, включающее «каждый элемент вселенной, чувства, мысли и желания». Однако это ощущение, как и Абсолют, непостижимо для ограниченных существ, которые должны довольствоваться сведениями об отдельных свойствах, не дающих почти никакого представления об Абсолюте ни порознь, ни в каком бы то ни было сочетании друг с другом[24].

Парменид и поддакивающий Аристотель оплетают выверенным, внимающим каждой возможности хода и развития, диалектически изощренным мудрствованием «причастное бытию единое» — «одновременно и единое и многое, и целое и части, отличное от другого и самого себя и тождественное ему и самому себе»[25], и, в итоге, исчезающее в бесконечно малой точке в бесконечной глубине совершенной, со всех сторон замкнутой филиграни.

Торжествуя в столкновении с мыслью свою немыслимость, Единое сквозь бреши в стене забвения возбуждает жажду восприятия, жажду образа, понятия, символа — жажду, утолить которую может разве что наивысшая абстракция, предельный парадокс — все по имени ничто.

«Брахман — ни малый, ни большой, ни рождающийся, ни гибнущий, лишенный образа, цвета, названья»[26] — утверждает Шанкара. «Она (шунья) не может быть названа ни пустотой, ни не-пустотой, ни обоими вместе, ни каждой в отдельности, но для того, чтобы обозначить ее, она названа пустотой»[27], — цитирует Нагарджуну Радхакришнан. Основа, исток и истина любой (физической, духовной) реальности, слияние с которой — единственная цель мучительных жизней, познания и развития — не может быть ни определена, ни описана, ни объяснена словами, звуками, жестами, прикосновениями. Даже великий Будда, размышляя о шунье (сверхпустоте), не дает «какого-либо определенного наставления»[28]. Многочисленные и разнообразные вербальные изыски его учеников и последователей[29] — не обреченные изначально попытки высказаться о пустоте и даже не путеводитель, а путь к ней, разрушающий порочные привязанности рассудка и устанавливающий необходимую неподвижность и отстраненность мышления, путь, выводящий из строя вводящий в заблуждение разум. Следовать этим путем, предпочитая парение хромоте, отбросив костыли причинно — следственных соответствий, не попирая немощной ступней тяжелого камня эмпирической верификации — задача неразрешимая и невыносимая для западного познания, не видящего себя и, к сожалению, не существующего за пределами (без опор) логики. «У Гегеля ум конституирует строение реальности, а у Нагарджуны — фальсифицирует ее» — пишет ведущий исследователь философии мадхьямики Т.Р.В. Мурти[30]. Тем не менее, лежащее на поверхности противоречие не отменяет, а лишь оттеняет глубинное, сущностное сходство. Не имея возможности (духовной силы, традиции, наставников, права, свободы) отказаться от слова, восходящий с запада прибегает — и небезуспешно — к его символической, в предельном случае — апофатической — ипостаси.

Основополагающий принцип гегелевских рассмотрений (почти созерцаний) — признание неприменимости ко всему по имени ничто каких бы то ни было дефиниций. Чистое, бескачественное, непосредственное, без всякого дальнейшего определения бытие (все) не только именуется, не только становится, «а — перешло в ничто», «есть ничто» и ничем, кроме ничто, быть не может. Нераздельные моменты абстрактного единства — бытие и ничто — «пустые, сочиненные мыслью вещи»; «и их — то рассудок предпочитает истине, нераздельности, которую мы повсюду имеем перед собой»[31]. Вне–категориальное (над-категориальное), единое все по имени ничто непостижимо не только обыденному, но и философствующему, оперирующему категориями и снабжающему определениями, качествами и соответствиями рассудку. Трансцендентальная установка не раскрывает Единого, но лишь разворачивает сознание в его сторону. Само же Единое остается трансцендентным как самому сознанию так и любой его установке. Ничто на вербальном уровне сознания, ничто на архетипических его уровнях, ничто в эмпирической данности не идентифицируется с единым все по имени ничто. «Причина всего, будучи выше всего, и несущностна и не есть тело; не имеет ни образа, ни вида, ни качества или количества, ни величины, ни изменения, ни тления, ни разделения»[32], — пишет Дионисий, вычеркивая из ничто любые конкретные ощущения и понятия. Экхарт говорит о взаимном ничтожении Основы и основанного Ею бытия: одно творение — нечто по сравнению с другим, «по сравнению же с Богом, оно — ничто»; «Сам для себя (и для тварей своих) бытие лишь в понятии тварей — ничто»[33]. По сути дела, речь идет о различных фильтрах восприятия, соответствующих глубинной или поверхностной фокусировке психики.

Как для мудрецов веданты, так и для Экхарта, Дионисия, Плотина, Гегеля: Единое — исток и истина, интегрирующая в себе, генерирующая и обусловливающая сущностные, идеальные, эйдетические аспекты того, что открытому зерцалу и «грубому мыслительному органу»[34] кажется предметным и событийным многообразием.

Иной ракурс несказуемого всего по имени ничто открывается даосским мастерам. Дао, главное определение которого — неопределимость — фон подлунного, очерченного окоемом мира. Однако дао — не фон, на котором развиваются события, а фон, развивающий и порождающий события, фон, на котором происходящее приобретает уникальный, лишь этим фоном обусловленный смысл. Причина значительных (но ничего не означающих) различий даосского и ведического видения Единого — не особенности состояния (не существующие), не свойства созерцаемого (отсутствующие), но специфика духовной практики (горизонт восхождения, переживание и отображение пребывания в Едином, способ мыслить и жить тем и с тем, что Платон определил как anamnhsis ). «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо»[35]. Лао Дань произносит это откровение как нечто аподиктически достоверное, без обсуждений и оправданий, будто речь идет о восходе солнца с восточной стороны. Служение дао, тождественность ему[36] — сохранение изначально присущей человеку психической целостности, в то время как другие практики направлены на ее достижение (йога, буддизм, теософия, алхимия) или восстановление (христианство). Йогины, адепты веданты, совершали многотрудный, многоинкарнационный путь освобождения от сансар и упадхи; мастера дао знали: «чем дальше идешь, тем меньше познаешь» — и видели дао, «не выглядывая из окна»[37], в сколь угодно малом, в сколь угодно большом, «в медведке и муравье, в моче и кале»[38]. Видели шелк дао, на который нанесен рисунок мира, видели дао — вдохновенный промысел художника. «Небо получило дао и посредством этого стало высоким»[39], — размышляет Хань Фэй. «Ничто делает мир радужным, окутывает вещи мерцанием»[40], — пишет Сартр. Подобно растекающемуся повсюду великому дао, ничто Сартра — фон бытия, делающий бытие лишь фоном. Его элементы (столики, посетители, детали интерьера кафе) пытаются выделить себя, приобрести какое бы то ни было оригинальное значение, но остаются лишь декорациями, выстроенными в угоду мизансцене, главный — единственный герой которой — незримое, вечно исчезающее ничто. Единственная причина посещения кафе — встреча с Пьером. Единственное впечатление от посещения — Пьера в кафе нет. Отсутствие Пьера (отсутствующий Пьер) — предлагаемое интуиции парение ничто на ничтожимом фоне кафе. Проскользнувшее в соединения мотивов и поступков, прошлого и будущего и разрушившее их ничто — ни что иное как свобода, которая «предшествует сущности человека и является условием возможности последней»[41]. «Рыбы устраивают свою жизнь в воде, люди устраивают свою жизнь в дао»[42]. Ничто коренится в основе человека, углубляя ее до пределов бездны, прорастая — свободой, верой, вопрошанием — на поверхность деяний, предметов, явлений. «Человеческое присутствие означает: выдвинутость в ничто»[43]. Исток и истина бытия, вводящая его в существование, неотступно подтверждающая и обосновывающая его истинность — обитает в бездне за-бытия, на вершине бездны, в небытие. Однако эта неотступность не гарантирует человеку причастности за-бытию или его незакатного сияния над окоемом. Небытие, все по имени ничто остается недоступным, отгороженным стеной забвения и охраняемым неусыпными стражами. Человек Хайдеггера в с общим провалом сущего не соединяется с собой, а от себя ускользает. Человек Сартра может быть либо заброшен в бытие-в-себе, либо причастен небытию. Просветленные умы востока живут в дао как рыбы в воде, мыслящие умы запада приоткрывают ничто в фундаментальном настроении ужаса. Ничто, коренящееся в основе, прорастает на поверхность души тревогой, страданием, фрустрацией, ностальгией. Вечное исчезновение героя придает трагическую окраску театральному действу, одиноко красующимся на сцене ничтожимым декорациям. Ничто приоткрывается, но остается закрытым; декорации ничтожатся, но не уничтожаются; героя нет, ибо условие его вечного появления — уничтожить декорации, открыть ничто, взломать стену забвения, стать самим собой, заброшенным в мир причастным небытию бытием-для-себя-в-себе. Но этот шаг, равный целому пути — слишком смел, слишком огромен для западного сознания — и оно предпочитает пути иные. Бытие-для-себя либо топчется над пропастью, либо по замкнутому кругу бежит от бытия-в-себе (его же преследуя), устремляясь к недостижимому в этом кружении статусу основания себя и преследуемого. Человек в ужасе отворачивается от «лика своего могущества»[44], но жажда имени, подобия, образа проницает стену забвения символами: чистое сознание, пространство, перводвигатель, хаос.

Две парадигмы восприятия двуликого Хаоса-Януса — позитивная (хаос — созидатель) и негативная (хаос — разрушение). В духовных цивилизациях Востока хаос — прослойка между сверхпустотой (шуньей) и вещественным многообразием. Хаос потенциально содержит в себе все составляющие подлунного мира, но ни одна из них не получает в нем привычного оформления. В античной мифологии и философии Хаос — глотка (заглатывающая и изрыгающая) между внутренним и внешним, духовным и физическим. Августин считает это главной отличительной чертой Януса[45]. По сути дела, двойной статус двуликого бога — следствие его фундаментальности: Хаос — основа всего — как идеального, так и материального, и эта двойная глотка может открыться не только зерцалам закрытым, но и открытым, направленным вовне. Определением Хаоса можно считать строки Овидия:

Лик был природы един на всей широте мирозданья,

Хаосом звали его. Нечлененной и грубой громадой,

Бременем косным он был, где собраны были

Связанных слабо вещей семена разносущные вкупе [46] .

Описание выявляет четыре важнейшие свойства Хаоса: единство (монолитность, однородность, нечленимость), беспрецедентную мощь(громадность при отсутствии протяженности, не сравнимое ни с чем величие),фундаментальность (потенциальное виртуальное наличие любых объектов, предшествие творению в хронологическом и онтологическом смысле). Упоминая о неупорядоченности, Овидий не придает ей значения — будто речь идет о чем-то само собой разумеющемся. Поэт повествует о своем «герое» с восхищением («всем своим существом богу подобен я стал»), а появившийся было ужас перед «изумляющим ликом» рассеивает («страх позабудь и внимай мне») сам «священный Янус». Гесиод останавливается на фундаментальности Януса: «Хаос был прежде всех, потом земля рождена»[47]. В высказываниях о Хаосе гностиков — алхимиков, приводимых Юнгом, на передний план выступают такие, отмеченные еще Платоном, качества, как единство, фундаментальность и мощь. О неупорядоченности говорится как о бесформенности (в отличие от отсутствия порядка отсутствие формы не порождает дискомфорта). Алхимики считают Хаос благоприятной и благодатной стихией; Христофор Парижский, в частности, рекомендует «приложиться к ней, чтобы наше небо (первооснову, квинтэссенцию) побудить к свершению». В некоторых алхимических трактатах Хаос ассоциируется или даже отождествляется с Иисусом Христом. В «Epilogus Ortelii» Хаос назван «спасителем смертным», который «из двух частей состоит: небесной и земной»[48]. Берсалу де Вервиль описывает Хаос как единое, «уникальное совершенство, из которого возникает свиток судьбы»[49]. Неупорядоченность хаоса с точки зрения мыслителей средних веков и возрождения — не отрицательная характеристика, а осознание непривычности созерцаемого, отсутствие в нем того, что принято считать порядком. Пример подобного осознания — смиренное сетование Декарта «хаос отнюдь не так отчетливо может быть воспринят нами»[50].

Негативная парадигма восприятия Хаоса порождена страхом перед духовным (фундаментальным настроением ужаса) и отвращением к внутреннему могуществу человека. Обыденное разумение — либо в результате обреченной на неудачу попытки постигнуть за-бытие неподготовленной психикой, либо как следствие замещения и блокирования непосредственного переживания архетипа совокупностью мнений и высказываний, привычных, навязчивых и, с виду, авторитетных — облачает Хаос в тогу отрицательного персонажа, ассоциируемого с безобразием и разрушением.

В философских системах Веданты, Аристотеля, Плотина, Экхарта, Дионисия, Фомы Аквинского исток и истина, перводвигатель, первопричина происходящего — важнейший атрибут Единого. Этот ракурс созерцания близок позитивной парадигме восприятия Хаоса — свойства unusmundus или ближайшего к нему региона психоидной реальности. Однако, если Хаос — стихия неупорядоченная (или, по крайней мере непостижимым образом упорядоченная), то перводвигатель — организующее начало мироздания, активизирующее и направляющее процессы изменения вещей. В коллективном бессознательном перводвигатель представлен более широким архетипом pneuma— дух, ветер, душа (дыхание) космоса, всепроникающая всепорождающия субстанция, стабилизирующая и тонизирующая бытие. Брихадараньяка — упанишада называет ветер и подвижное воздушное пространство бестелесным, бессмертным Брахманом (в отличие от смертного, не связанного с воздушным пространством и ветром)[51]. К.Г. Юнг, «разбираясь» с архетипом[52], обращается к Новому Завету: pneuma pnei opou telei[53]. Буквальный перевод этой фразы: «дух духует там, где цель». Дух — не только причина и начало движения, но — непременно — его цель и завершение, не только исхождение из себя, но вечное возвращение по изначально замкнутому кругу, не только альфа, но и омега, находящий удовлетворение лишь в возвращении к себе самому из «наивной обращенности вовне»[54].

Непротяженное, нелокальное, не включающее в себя ничего кроме себя пространство — второй, иерархически следующий непосредственно за шуньей, уровень реальности. В современной духовной практике известна психотехнология Тартанга Тулку, открывающая возможности глубокой «медитации пространства». Созерцаемое «чистое пространство» — омоним пространства обыденного восприятия. Оно — «понимание всего, которое само по себе является пространством некоторого рода» — освобождено от топики, метрики, размерности, событий и явлений. Более того, «это «понимание» или пространство объясняет, выражает и является всем»[55]. Генри Мор, оказавший существенное влияние на Исаака Ньютона, считал бесконечное и абсолютное пространство Богом. Абсолютное, безотносительное к чему бы то ни было внешнему, одинаковое и неподвижное пространство Ньютона[56] — тоже, в определенном смысле, божественный омоним обыденного, относительного, реляционного пространства. Абсолютное пространство — носитель тончайшего эфира, передающего как материальные, так и психические взаимодействия.

Феноменологическая редукция, подобно ничтожению бытия-в-себе, очищает сознание от предвзятости, населенности и захваченности перцепциями внешнего, чуждого самому сознанию, мира. Однако предусмотренное этой процедурой «чистое сознание» — лишь область — основа — психической реальности. Эта основа соотнесена и, по сути, тождественна с одноименной онтологической реальностью по имени ничто — «пустым мышлением» (Гегель), «вечным чистым сознанием» (Шанкара). Постижение этой тождественности, освоение основы и коренящегося в ней — не интенциональная процедура, а эволюционный (интерьеризационный) процесс, тысячелетиями идущий вне всякой связи с каким бы то ни было философствованием.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков

На сайте allrefs.net читайте: "Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Комментарии к предстоящему: ракурсы и взоры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Координата рационального.
Современная фаза развития теоретического сознания вновь выдвигает на первый план проблему рационального. Это обусловлено целым рядом обстоятельств, среди которых не последнюю роль играют как продол

Сущность и рациональность
Любое осмысленное знание, претендующее на истину, есть познание некоторой сущности. В современном философском дискурсе, в наше постмодернистское время рассуждений о симулякрах и деконструкции, стил

Существенность сущности
Автор «Метафизики», со свойственной ему лапидарностью, отмечал: «...о сущем говорится в различных значениях, но всякий раз по отношению к одному началу: одно называется сущим потому что оно сущност

Сущность и идентификация
Глубоко в истории философии и логики коренится понимание развития познания как взаимодействия двух основных форм фиксации и выражения знания: непосредственного указания предмета и его описания. Ари

Рост знания: динамика существенного и диалогичность осмысления
Развитие знания и осмысления это не только путь от выделения свойств вещи к знанию вещи как комплекса этих свойств, но и встречное движение — от идентификации некоторой нерасчлененной целостности к

Существенность и необходимость
Традиционная формальная логика отвлекается от этого обстоятельства. Она строится как анализ объемных (экстенсиональных) отношений (как отношений между объемами понятий) нейтрально к существенности

Существенное как синтез истинного, должного и возможного
Как представляется, рассмотренный круг вопросов ставит проблему возможности логико-семантического анализа, строящегося не только на традиционных критериях непротиворечивости адекватного описания де

Существенность и эффективность, рациональность и ответственность
Существенность является выражением единства анализа и синтеза, выявления расчлененности предмета познания, описания этой расчлененности («сделанности») и программы воссоздания в новом единстве, зад

Сущность и свобода
Проведенное рассмотрение показывает, что идеи сущности и существенности непосредственно связаны с рациональностью как эффективностью и конструктивностью целенаправленной деятельности. Что позволяет

Два типа рациональности
Рациональность как эффективная «техничность» Знание — одно из средств обоснования деятельности, шире — жизни. Лишь будучи соотнесенным с контекстом конкретных потребностей

Произвол и безответственность рационалистического активизма
Естественная человеческая потребность видеть мир осмысленным и справедливым, оправданным. Но на каких основаниях сравниваются сущее и должное, во имя каких интересов будет осуществлено в их единой

Космичная» рациональность
Но рациональность и существенность связаны не только с целеустремленностью, но, в конечном счете, и с конечностью, ограниченностью выражения, описания и отображения. Они суть ни что иное как проявл

Инорациональность свободы и ответственности
Осмысление действительности не сводимо к осознанию «сделанности» вещей и явлений. А идея не сводима к программе эффективной (успешной) деятельности. Все это, разумеется, составляет ткань осмысления

К новой метафизике нравственности?
Необходим радикальный переход к новому пониманию человека. Или он — самозванец, стремящийся к экспансии, агрессии, насилию и убийству как крайней форме самоутверждения. В этом случае он может сдерж

Философия и наука: ревность без любви
По мере формирования науки, по мере дивергенции и все большей специализации научных дисциплин, нарастали напряжения в отношениях науки и философии. Между ними сложились непростые, взаимо-подозрител

Нефилософская философия
Между тем явно и довольно остро ощущается голод по «внешкольной», неакадемической философии, по независимому и честному суждению. Не случайно в годы духовного застоя возник и активно разгорался, ос

Не философия - методология - наука, а наоборот
В этой связи поучительно рассмотрение претензий философии на так называемую методологическую функцию по отношению к науке. В нашем столетии даже оформился самостоятельный философский дисциплинарный

Философствование и философия
Итак, есть живое философствование и есть академическая философия. Есть собственно философы — те, кто философствует, и есть преподаватели философии, делящиеся радостью узнавания чужого философствова

Философствование ученых: как теория становится метафизикой
Начав с рассмотрения философии как нормативно-ценностной системы, с форм и способов философстования, мы вновь оказываемся перед содержательной стороной философствования — фактом противоречивости мы

Философия техники в современной культуре
Философия техники — это сравнительно новая ветвь философии, специфика которой заключается в необычности предмета исследования. При столкновении с предельно рациональным, «весомым, грубым, зримым» м

Определение техники
Методической основой преподавания технических дисциплин является так называемый естественнонаучный подход к технике. Согласно этому взгляду, техника есть принадлежность прикладной науки. Тем самым

Мир техники и мир человека: проблемы их соотношения
Соотношение мира человека и сотворённой им технической среды достаточно сложно. Мы остановимся на двух важнейших вопросах — на проблеме трансформации человеческой сущности, погружённой в про

Новые тревоги и новые горизонты мира техники
Конец столетия ознаменовался усилением антитехницистских настроений. В ходу несколько драматичный тезис о крахе «великой технологической иллюзии», с которым связывается современное состояние умов.

Культурология: от видЕния к вИдению.
В 1983 г. один из авторов сдал в издательство питерского университета книгу под названием «Познание и культура». Речь в ней шла о социально-культурных и личностных факторах познания. Издательство к

Возможна ли культурология как «чистая» наука?
В спорах о статусе культурологии и ее перспективах на будущее невольно соединяются две разные идеи. С одной стороны, речь идет о демаркации между философским и культурологическим типами знания и о

Семиотическое пространство культуры
Человек становился человеком по мере того, как он осознавал себя в качестве одного из звеньев всеобщей цепи, растянувшейся и в пространстве и во времени и названной «человечество». Обнаружение все

Язык и текст в культуре XX века
Европейская метафизическая традиция ассимилирует в себе два основных варианта осмысления проблемы культурного текста. Один из них корнями уходит в античную традицию и связан с учительской культурой

Метафора — знак неполноты бытия
Человеческая деятельность никогда не строится так, чтобы все сведения, необходимые для успешного осуществления конкретных деятельностных актов, были в наличии. Одной из ее важнейших особенностей яв

Философская антропология и метафизика свободы.
Во «Введении к антропологии» М. Шелер сформулировал пять основных и определяющих идей о человеке. Первая суть иудео-христианский миф о сотворенном человеке и смысле его бытия. С этой мифол

Самосознание и страх, диалог и Третий
«Не полон ли мир ужасов, которых мы совершенно не знаем? Не потому ли нет полного ведения, что его не вынес бы ум и особенно не вынесло бы сердце человека?» — спрашивал в начале XX столетия В.В. Ро

Пространства священного. Христианская антропология на рубеже веков
Проблема метафизического осмысления сущности христианства в современной ситуации претерпевает весьма противоречивые трансформации. С одной стороны, христианская идея не перестает оставаться стержне

Исповедальное слово в метафизической перспективе
Тема исповеди относится к одной из самых потаенных областей человеческой культуры. Искренность исповедального слова и его неотторжимость от религиозного опыта проявляет, проясняет метафизические ос

Философический эксгибиционизм
Запомнился один сюжет из философских быта и нравов нескольких лет давности. Готовился очередной выпуск «Санкт-Петербургских чтений по философии культуры». Тема его звучала довольно претенциозно — «

Философия культуры и уровни междисциплинарности.
Возможности теории и философии культуры ограничены, что становится очевидным при рассмотрении динамики культуры и смыслообразования. При рассмотрении развития культуры, а тем более таких его фактор

Семиотический подход
Очевидной привлекательностью в плане возможностей осмысления лиминальности обладает семиотика как общая теория знаков. Семиотический подход доказал свою плодотворность в культурологии и искусствове

Семиодинамика или глубокая семиотика
Однако и традиционный семиотический подход ограничен возможностями только описания de facto лиминальности и лиминального дискурса, но не самой динамики перехода в осмыслении и смыслообразовании, чт

Приближение
«Би. Приближение. Счастье! Вникни в гадание. Изначальная вечная стойкость. Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему — несчастье»[57]. В изначальной вечной стойкости преодолевая нед

Радиальный ответ
«В месте и скрытом и тихом мы создали храм»[84]. «В месте и скрытом и тихом» — ответ на метафизическое вопрошание о месте (пространстве). Ответ радиальный, ибо гласит о том, по

Я как точка сборки ответственности
Очевидна историческая тенденция сужения границ Я, границ личности как вменяемого, свободного и ответственного субъекта от племени, общины, рода до психосоматической целостности индивида, к определе

Распыляющееся Я?
Границы свободы и ответственности сузились настолько, что перешли в запредельное. Разве уже сейчас не возлагается ответственность не на целостную личность, а на стихии, процессы и системы ее образу

Пол и идентичность
Где же спасение? Каков тот якорь, которым Я может зацепиться за мир? Может быть пол, гендер? Выше уже отмечалось, что в европейской традиции за последние два века укрепилась понимание генд

Постчеловеческая телесность
Более того, в наши дни можно говорить уже и о постчеловеческой телесности. Греческий философ Х. Яннарас в своих «Вариациях на тему «Песни песней» пишет: «Загоревший мальчик с гибким, как у

Фундаментальные метафоры: зооморфизм, техноморфизм и теоморфизм
Хаптическая рефлексия небезосновна, она ищет опоры вовне, уподобления каким-то формам бытия. Представления о человеческой самости, идентичности человеческого самосознания с какой-то формой ищут и н

Постчеловечное Я
Где и когда Я? Где и когда личность? К концу ХХ столетия эти вопросы звучат весьма нетривиально. Психологи и даже педагоги говорят о пренатальной (внутриутробной) стадии развития личности. Родителя

Приключение духа разума и свободы
Духовная драма, если не трагедия, ХХ столетия вопиет об осмыслении. XX в. фактически оказывается полем пересечения ряда сюжетов духовного поиска, осознает себя эпохой практики и экспериментов, когд

Ad absurdum постмодернизма
Рационализм Просвещения (модерн), последовавшая сциентизация практически всех компонентов культуры определили судьбу философии последних двух столетий: из любви к мудрости она превратилась в любовь

К новой метафизике нравственности и инорациональности?
Во вновь расширяющемся в запредельное конусе свободы и ответственности их субстанция становится виртуальной, труднодоступной здравому смыслу и обыденной практике, а идентификация, определение грани

Самосознание, духовность и персонология
Человек современной культуры требует постановки своей индивидуальной трагедии в центр универсального исторического процесса, не просто рациональной осмысленности мира, но и соразмерности смысла с е

Дегуманизация» современного общества и перспективы духовности
Современное общество — и не только российское, но российское в особенно явной форме — переживает интенсивнейшую трансформацию. Речь идет не только и не столько о производственных и информационных т

Персонология, глубокая семиотика и новый парадигмальный сдвиг
Какова роль философии в этих процессах? Не случайно в центр дискуссии о кризисе современности ставится не понятие разума, а понятие личности. Это связано с общей тенденцией в современной философии,

СОКРАЩЕНИЕ ПЕРВЫХ ОСНОВАНИЙ МАТЕМАТИКИ».
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ Для двух причин я люблю и восхваляю Математику, во-первых, для исправления хорошего порядка, коим содержащееся в ней учение предлагается и утверждается. Потом для ее нау

Первоисточники
1. Вольф Христиан. Вольфианская экспериментальная физика с немецкого подлинника на латинский язык сокращенная, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов. 2-е изд. СПб: Типограф

Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы.
Еще в 1970-е годы, чем дальше, тем больше, все возрастала популярность французского постструктурализма. Ж. Бодрияр, Ж. Батай, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Лиотар, стали законодателями фило

Телоцентризм
«Слово и тело» — не столько парафраз известной формулы российского сыска, сколько обозначение существа проблемы. Сутью современной цивилизации, с которой кое-кто связывает даже «конец истории», явл

Логоцентричность телоцентризма
Прежде всего, относительно кризиса логоцентризма и рационализма в современной культуре. Можно сколько угодно интересно, ярко и «со страшилками» говорить и писать об этом. Но следует все-таки помнит

Фигура умолчания постмодернизма
«Доверия к слову в культуре практически не осталось, — пишет М.Н. Золотоносов. — В этой ситуации можно предположить, что в XXI веке основные открытия будут совершены на основе не научных и техничес

Невменяемость
Так и видится, как читатель из адептов деконструктивизма, тонко и снисходительно улыбаясь на моветон этой статьи, замечает: «Ну вот, об ответственности заговорил. Какая, к Богу в рай, ответственнос

Человекобожие?
Но даже если признать, что главное в осмыслении деконструкция, метафора, ирония, интерпретация как взаимоперевод, Outside-Inside позиция, то и здесь мы приходим к серьезным проблемам метафизики нра

Ответственность и свобода
Но может быть именно в этом и заключен главный урок постмодернизма? Наглядный и масштабный урок в духе П.Я. Чаадаева — «как не надо». Урок следствий сознательной невменяемости, свободного отказа от

От Канта к Бахтину
В этой связи представляется важным и плодотворным обращение к сопоставительному анализу наследия двух, по-своему — ключевых для осмысления духовного опыта XX столетия фигур: И.Канта и М.М.Бахтина.

Бытие как со-бытие
В свете проведенного рассмотрения очевидно, что ответом на вопрос, «чье» сознание может быть указание какого-то пункта духовного целого, относительно места, позиции личности в мире. В этом плане че

Границы личности как границы свободы и ответственности
Феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика весьма убедительно продемонстрировали, что интерпретация, понимание и даже язык — не только коммуникативные процессы, а являются проблемами

От шизоанализа к грамматологии и обратно
Из обыденного человеческого опыта и из практики психологической науки известно, что необходимой характеристикой здорового человеческого мышления является способность осознавать антитетически заостр

Смерть смерти»: постмодернистический проект
Метафизика представляет собой один из самых сложных исторических типов философского (и религиозного) дискурса не только в силу исторической укорененности ее в человеческом мышлении. Из абсолютной ф

Персонологические основания динамики осмысления
Как было показано выше, традиционный логический, теоретико-информационный, семиотический и даже культурологический подходы к динамике осмысления метафизического знания оказываются ограниченными и н

Хаптика: тело смысла и смысл тела
Особого внимания заслуживают телесные факторы динамики осмысления и смыслообразования. Во-первых, потому что от них отвлекалась и отвлекается до сих пор традиционная теория познания в своем стремле

Некоторые пророки и предтечи
У хаптики и телоцентризма имеются авторитетные и убедительные пророки. Собственное бытие дано человеку, прежде всего, в телесной форме, как телесность. Именно тело очерчивает первичную границу Я и

Социально-культурные факторы
В 1970-1980-х гг. мощно проявился духовный кризис идеологии с ее пониманием человеческой жизни как жизни в идее, когда смысл жизни каждого и всех придает некая идея, оправдывающая все тяготы этой ж

Хапос, grooming и смысловое оплотнение
Любопытна, в этой связи, уже упоминавшаяся трактовка происхождения культуры, предложенная недавно М.Н. Эпштейном[89]. Традиционные концепции исходят из противопоставления культуры и «нат

Осязательность и эротичность: гендер и пытка
Традиционно соотношение тела и разума понимается в кантовском духе доминирования разума и трактовки тела как аппарата получения чувственных ощущений. С хаптической же точки зрения, ситуация перевер

От мифократии трансцендентального к смыслоутрате: деконструкция тоталитаризма и тотальность деконструкции
Собственно Российскую империю в 1918 г., очевидно, ждала судьба Австро-Венгрии. Финляндия, Польша, прибалтийские республики, Закавказье, начавшийся распад и собственно «метрополии»: Сибирь, Дон, юг

Исторический пессимизм как оптимизм
Дело оказалось намного трагичнее, чем предполагалось первоначально. Главная беда оказалась духовном опыте общества, в его «коллективном бессознательном», в том, от чего не откажешься в одночасье, ч

О современном политическом мифотворчестве
Одной из отметин современной интеллектуальной жизни в России является смешение и жанров и стилей мыслительной деятельности. Подчас весьма трудно выделить особенности философской рефлексии в том чис

Об искренности русского коммунизма
Еще одной отличительной особенностью современного этапа эволюции политической идеологии в России является ее прозрачно ненавязчивая искренность, или, более точно, синтетическая способность к вообра

Детская болезнь правизны
Социологические исследования различных уровней давно доказали, что истины, кажущиеся объективными и неопровержимыми, чаще всего становятся поводом для критики и переоценки. Одной из пробле

Нонконформизм в советской культуре: истоки и своеобразие
Духовная ситуация конца XX в. ставит очевидную проблему осмысления советского культурного наследия во всей разноплановости его исторических и художественных особенностей. Эта проблема особенно акту

Империя и свобода: итоги и перспективы постсоветского духовного опыта
Итак, перспективы современного российского общества и российской государственности весьма неоднозначны и связаны, прежде всего, не столько с преодолением, сколько с конструктивной реализацией культ

Деструктивность русского национализма и перспективы цивилизованного национального государства
Нынешняя Россия, фактически, имеет два варианта решения проблемы консолидации общества: этнизация или создание цивилизованного национального государства. Первый путь, как уже говорилось, чреват взр

Духовность, з/ к и гуманизм
Весьма неоднозначны ценностное содержание и эволюция российского духовного опыта. Поиски справедливости российских революционных демократов обернулись обоснованием и оправданием индивидуального тер

Постсоветская индивидуация как общецивилизационная potentia
Современное российское общество находится в состоянии глубокой и всеохватной трансформации, усугубляемой процессами трансформации общецивилизационной. Распад традиционных социальных тканей порождае

Легитимность, идентичность, служение
Метафизический (трансцендентальный) уровень бытия вообще играет важную, если не центральную роль в социальной практике. Например, проблема власти это отнюдь не проблема силы. Не менее важна проблем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги