рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

От мифократии трансцендентального к смыслоутрате: деконструкция тоталитаризма и тотальность деконструкции

От мифократии трансцендентального к смыслоутрате: деконструкция тоталитаризма и тотальность деконструкции - раздел Физика, Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков Собственно Российскую Империю В 1918 Г., Очевидно, Ждала Судьба Австро-Венгри...

Собственно Российскую империю в 1918 г., очевидно, ждала судьба Австро-Венгрии. Финляндия, Польша, прибалтийские республики, Закавказье, начавшийся распад и собственно «метрополии»: Сибирь, Дон, юг России ... Этот процесс был остановлен мощным центростремительным усилием. На территории Российской империи были реализованы предпосылки для формирования нового типа общественного самосознания, главными чертами которого были осознание личностью своей принадлежности к общечеловеческой общности, относительно классово однородной, преодолевшей национальные различия, сплоченной единой системой идей, руководящей силой (партией) и приступившей к решению задач, никем в мире не решенных. Объективно и по сути дела была спасена и даже рафинирована до эйдетической чистоты идея империи, а имперское сознание утвердилось в очищенном тоталитарном, рационалистически первозданном виде, практически — как воплощенная абстракция рационалистической утопии. Следствием чего стало полное воцарение нетерпимости в облике сталинизма — идеологии, в соответствии с которой был выстроен сталинский политический режим — сталинщина, и которая санкционировала и оправдывала репрессии этого режима, подавление им реальной свободы и самой ее идеи.

Главной типологической чертой сталинизма представляется его мифологическая природа. Как и любой миф, он ориентирован на универсальное осмысление действительности; на снятие фундаментальных смысложизненных антиномий человеческого существования; дает его носителям радость узнавания знакомого в еще неизвестном, стимулируя тем самым не интеллектуальное творчество и поиск, а повторение апробированного; создает видимость устойчивости в изменяющемся мире; выступает основой ритуализации социальной жизни и культуры. Как миф сталинизм стоит в одном ряду с многообразными проявлениями мифологии и мифотворчества в ХХ веке: в идеологии, политике, массовой культуре, обыденном сознании и даже науке. Его специфика заключена в том, что, как мифология, сталинизм не только исключительно целостен, но и — претендуя на научность — концептуально развит, оперируя марксистской терминологией. Однако, включаясь в содержание мифологического мировоззрения, философемы материализма, рационалистической диалектики и социалистического утопизма изменялись радикально, переходя в «собственную противоположность»: «материализм», оправдывающий любой произвол, упаковывая его в иррационально наукообразную форму, утопизм, претендующий на жизненность здесь и сейчас. Такая амбивалентность свойственна именно мифу.

Как конкретная идеология и духовный опыт сталинизм — высшая форма практического апофатизма и трансцендентализма. Он подобен вирусу или раковой клетке, уничтожающим собственную среду обитания: духовную, человеческую, природную. Воспроизводя свои мертворожденные конструкции, утопические схемы, забивая ими сознание и культуру, он лишает ее живых истоков, корней и тканей, благословляет и оправдывает прямое уничтожение живого, насилие над ним: природой, обществом, отдельной личностью.

Насилие может осуществляться только специально организованными и мобилизованными для этого людьми. Иначе говоря, рационалистический утопизм для своего проведения в жизнь предполагает создание Системы, способной реализовать сугубо бармалеевский лозунг «Через насилие сделаем всех счастливыми», висевший на воротах Соловецкого лагеря особого назначения. Бюрократизм — социальный alter ego утопического рационализма. Он не способен к творчеству. Он способен только к экспроприации и распределению не собой произведенного, прикрываясь требованием аскетического подчинения личных интересов общественным. Поэтому, в конечном счете, он выражает потребительские установки. Он ориентирован на «проведение идеи», на борьбу с отклонениями от нее, т.е. на учет и контроль, доходящие до абсурда. Администрация ГУЛАГа, например, вела четкий учет зеков. Живой человек или нет — было совершенно несущественно. Важно, чтобы з/ к был в списках — живых или мертвых, чтобы можно было отчитаться.

Наличие механически организованной системы контроля и отчетности, аппарата «ответственных работников» создают иллюзию тотальной ответственности. На самом деле возникает тотальная безответственность. Активность направлена на поиски ухода от личной ответственности в случае проверки. Человек начинает жить и действовать не от себя лично, а «от имени» некоей инстанции. Более того, эта инстанция, диктуя ему внешнее «надо», снимает, тем самым, с него ответственность за свершаемое. «Гносеологические корни» сталинизма подкреплялись, таким образом, корнями социальными — Системой, вербовавшейся из людей, вырванных из привычной устойчивой культурной среды — маргинальной и люмпенизированно части населения.

Совпадение Мифа и Системы породило феномен, который удачливый на именования М.Эпштейн назвал «мифократией».[13] Мифологичной стала сама советская действительность. Она сама стала мифом: работа, план, зарплата, собрание, начальник, контора, лагерь и т.д. превратились в ритуалы, самодостаточные знаки самих себя, главной функцией которых является обеспечение тотального контроля над личностью. Достойно специального рассмотрения отношение мифократии к искусству. Мифократия решительно отвергла одного из своих предтеч — авангардизм ради «реалистического» искусства: соцреализм не отражает действительную абсурдную мифократическую реальность, а создает мифы, т.е. питательную среду той же мифократии.[14]

Антигуманизм и бюрократизм, начетничество и догматизм, самозванство и вождизм, утопизм, доведенный до эсхатологизма, нетерпимость и безответственность, доведенные до амбивалентности добра и зла — этот синтез породил чрезвычайно совершенное — в плане всеобщей безответственности — обустройство государства, состоящее из трех основных подсистем. Выработка идеологии и высшая власть в центре и на местах принадлежали партийному аппарату, вербовавшемуся по принципу личной преданности, способности переступить через себя, т.е. согласно принципу принципиальной беспринципности. Партаппарат принимал решения, но не отвечал за их реализацию перед обществом (в лучшем случае — перед вышестоящими боссами). Эта функция осуществлялась госаппаратом — »приводным ремнем от партии к народу», говоря c ловами Ленина. В результате , чиновники осуществляли решения, которые не они принимали и , таким образом, также не испытывали ответственности. Система взаимной безответственности предполагала наличие третьего компонента власти — устрашающего. Таковым и был аппарат КГБ (НКВД, ГПУ) — аппарат невидимой, но главной власти, цементирующей общество насилием и страхом. Важно, что общество в целом восприняло, а часть и до сих пор воспринимает массовые репрессии как должное и необходимое. Даже самими жертвами этих репрессий, их несправедливость воспринимается через призму этой идеологии. «За что?! Ведь он никогда не участвовал ни в какой оппозиции!» — сквозная тема воспоминаний репрессированных. И ни тени сомнения в необходимости репрессий по отношению к бывшим в оппозиции — агрессивная добровольная массовая нетерпимость, обусловившая оправдание и искреннюю массовую поддержку расправ с инакомыслием, крестьянством, принятие заведомо нереальных планов, втягивание в военные и политические авантюры и т.п.

Проведенное рассмотрение несколько продвигает вперед осмысление по сравнению с простой квалификацией сталинизма как тоталитаризма. Тоталитаризм един и универсален, где бы он ни проявился: в Египте времен строительства пирамид, государстве инков, гитлеровском «новом порядке», Китае периода «культурной революции» или Камбодже «красных кхмеров». Как говорили древние, «дьявол един». Мало сказать об идее всевластия. Необходимо уяснить содержание, природу, причины и истоки, питавшие и питающие конкретную форму тоталитарного сознания. Тоталитаризм не является подобно deus ex machina в древнегреческих трагедиях. Важно понять — какие реальные потребности удовлетворяются в обществе столь патологическим образом. Что позволило Дьяволу воплотиться именно в данной социально-культурной среде? Злая воля злодея Сталина, систематически уничтожавшего «рубашовых», «детей Арбата» и собственных подручных? Или «ленинская гвардия», сами «рубашовы», раздувшие пожар Гражданской войны и грезившие мировой революцией? Или интеллигенция, породившая этих самозванных Данко? Или духовный опыт, породивший эту интеллигенцию?

Сталинизм — нечто чужеродное, искусственное, силой насаждавшееся? Или он подобен вирусу — чужеродному образованию, которое, однако, попав в благоприятную среду, способно переродить ее по своему образу и подобию, нарушив ранее живые связи и омертвив ткани ранее живого организма? Или он сам культивирован этой средой, являясь квинтэссенцией определенных черт российского миропонимания и революционно-демократической мысли? Представляется, что можно говорить о поэтапном заражении, о попадании вируса духовного СПИДа тоталитаризма в исключительно благоприятную почву российского духовного опыта — апофатичного и трансцендентального.

Сталинизм реализовал единство двух полюсов орационализированной российской нравственности: «принципа Бармалея» и добровольного самоотречения, сознания выпоротых и ищущих кого бы еще посечь. Он придал этой первоначальной амбивалентности кротости и крутости, разведенной затем рационализмом, новую целостность. Полное самовластье на всех уровнях от Вождя-Хозяина до местных «хозяйчиков» подкреплялось одновременным героизмом и энтузиазмом, «агрессивной послушностью».

Вырождение этого лихорадочного энтузиазма было неизбежно, но было прервано Великой отечественной войной, в которой режим, фактически проигравший ее, воспользовался плодами Народной Победы.

***

Ростки духовного освобождения пробились неожиданно и в неожиданной форме авторской песни. А.Галич, А.Якушева, первыми взявшие гитару, Б.Окуджава, Н.Матвеева, особенно ценимый в кругу авторов-исполнителей Ю.Визбор, Ю.Кукин, А.Клячкин и многие другие гениально выразили свое время, его надежды, чаяния, дали нравственный импульс не одному поколению молодежи. Апогеем этого явления стало творчество В.Высоцкого, приобретшее общенародное звучание и значение. Основные темы этого дискурса типологичны российскому лиминальному духовному опыту: тема Ухода от этой скучной и унылой жизни здесь и сейчас: в леса, в горы, в моря, «в геологи», «за туманом», наконец — в себя самого, но только «от» реальности; тема единения, острая ностальгия по духовному единству, по духовной общине и общности («Возьмемся за руки друзья, возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке!»); весьма прозрачно просматривается стремление к более глубокому и интимно-сокровенному, ностальгия по другому не как личности, а слиянному со мною вместе с другими; некоторая приблатненность, что обусловлено общей глубокой уголовно-лагерной прививкой советской культуре и обыденному сознанию.

Мы сталкиваемся, таким образом, все с тем же парадоксом российско-советского духовного опыта: высокое нравственное напряжение не мобилизует человека к жизни в реальном мире. Интеллектуальные, нравственные и физические силы уходят на попытки реализации утопий, фантазий, романтику Большого Ухода — те же эскапизм и трансцендентализм, чреватые все той же безответственностью. Принципиальной новизной стали исповедальность и демонстративная неагрессивность, даже пацифизм, обращение к военной тематике не столько как героической, сколько как трагической теме, переживаемой с позиций личности.. Можно говорить о начавшейся в 1960-е эрозии мифологизма безответственной нетерпимости, снижении накала ксенофобии.

Речь идет о духовном опыте поколения «шестидесятников» — советской интеллигенции, активно проявившейся в десятилетие, последовавшее за смертью Сталина, в период хрущевской «оттепели», поиска, реформ и энтузиазма. Конструктивен ли он? Думается, что нет. Это отчаянное стремление найти и утвердить себя — не в жизни, а в уходе от нее в процесс думанья. Это опыт изощренной рефлексии: не бахтински «участное» мышление, а мышление неучастия, ухода. Несостоятельность шестидесятничества проявилась не только в крахе хрущевских реформ, но — самое главное, в крахе горбачевской «перестройки», которую возглавили представители именно этого поколения. Блестящие ораторы и публицисты они снова позвали в никуда: безответственные фантазии, либеральные прописи, то же невнимание к реальностям собственной жизни и общества. Однако в этом опыте — еще один симптом начала самостоятельной работы души, предчувствие, нащупывание в коллективистской невменяемости себя ответственного через критику и отрицание. Это опыт задумавшихся, ощутивших нравственный дискомфорт, осознавших что что-то неладно с ними в этом обществе. Это опыт усомнившихся. Уже в этом их преимущество перед не сомневавшимися «победителями» 30-х годов.

Последовавшие затем 1968-1985-е годы — период стагнации и начинающегося разложения («застоя») мифологического сознания и мифократии породили духовный опыт поколения, вступившего в активную жизнь в самом конце хрущевской «оттепели», давшего ростки альтернативного поиска, и, подобно озимым, накрытых снегами застоя до лучших времен. И этот опыт был опытом ухода: в кочегарки и в дворники, в эмиграцию и жизнь «в отказе», просто в себя... Типологию проявлений этого сознания «барачной этики в отдельных квартирах» по представительности и открываемой новизне не уступающую чеховской можно найти в творчестве В. Маканина[15]. Для «озимого» сознания специфично именно безысходное осознание собственной чуждости, стремление и невозможность уйти от самого себя. Это больное сознание больного общества, осознавшего свою болезнь и ее источник — неправедность и ложь.

Масла в огонь подлил постмодернизм, рост популярности которого приходится на конец 1970-х годов. Такие его особенности как демонстративная неангажированность и внеидеологичность, имидж технологичности, мастерства и эрудиции, стилистика эпатажа, яркая и загадочная терминология, отгораживающая посвященных от всех прочих, своеобразная культура культур, демонстративная эклектика, оправданность использования любых средств и необязательности, спонтанность, бессознательность творчества и понимания, поведения в целом — оказались удивительно созвучны российскому, советскому и постсоветскому духовному опыту с его особым сочетанием эскапизма, утопизма и эсхатологизма, пониманием свободы как воли, идеалом иночества, особой поэтикой странничества и нигилизма, аморализмом, оправданием любого произвола, освобождающее от ответственности при условии следования некоему идеалу.

Российско-советская имперски собирательная культура культур, ее наиболее интенсивное выражение — официозная марксистско-ленинская философия — с ее катехизичностью, цитатничеством, обилием словесных формул, отсутствием концептуального единства, доходящим до прямых противоречий квазирационалистическим наукообразием, гиперреальность прочих явлений советской культуры с ее отрицанием и элиминацией личности и свободы, негативным отношением к модерну, идеологией и эстетикой эскапизма, цитатничеством, стремлением стереть различия между элитарной и массовой культурой, систематическим порождением симулякров от потемкинских деревень до советских «реалий», общая устремленность в постисторию и реализацию утопии — во всех этих своих качествах российско-советская культура выглядит удивительно постмодернистично.

Как постмодерн, так и российско-советская цивилизация восходят к апофатической религиозной интуиции пустоты, всего как ничто и ничто как всего. Современная Россия являет ярчайший пример лиминальности. Российский духовный опыт, как опыт перманентной лиминальности, акцентированно апеллирует к институционализации communitas . Эгалитаризм и эсхатологизм российско-советского духовного опыта, «коллективизм» (парадоксальный в своей нетерпимости друг к другу) не самодостаточны, а суть следствия и проявления более фундаментальной особенности — лиминальности. Более того, именно потенциал перманентно лиминального маргинализированного опыта определяет не только нерациональность, неопределенность, амбивалентность, но и неизбывный мощный творческий потенциал российского духовного опыта и дискурса. Но потенциал амбивалентный. Культурнический, образованщинский калейдоскоп, культура, переполненная культурой, культурой не освоенной и не усвоенной, оказывается антигуманной.

Художник, как и политик, оказывающийся по ту сторону добра и зла, оказывается и по ту сторону человека. Он подвергается искушению самозванством в такой степени, в какой не подвергался еще в истории. Он не творит новую реальность, а разрушает ее сущность, не просто лишает человека дома души, а разрушает этот мир, лишая его какого бы то ни было основания кроме постоянно ускользающего и вненаходимого «Я», которого также по сути дела нет. Самозванство, суперменство и человекобожие всегда идут рука об руку не только с насилием, но и смертобожием — и все общие темы постмодерна и постсоветской культуры.

Зло суть большее добро, указывая на его присутствие и необходимость поиска. Так и в этом итоги постмодерна и российско-советского опыта также совпадают. А может и правда Россия, ускоренно пройдя Новое время, раньше других вошла в постмодерн? Но тогда она и раньше должна исчерпать его потенциал?!

«Покаяние» — последний фильм трилогии Т.Абуладзе открыл и во многом озаглавил духовные искания середины 1980-х, начала «перестройки», когда переосмыслению было подвергнуто все и вся. Дореволюционное прошлое... Гражданская война — потомки красных комиссаров, чекистов и стукачей с надрывом поют про «поручика Голицына», искренне сопереживая и ему и «корнету Оболенскому», не чувствуя трагикомизма ситуации. Коллективизация и индустриализация. В Великой Отечественной войне поменялись роли участников — оказывается это СССР развязал мировую войну, спровоцировал Гитлера, который на считанные недели опередил вероломного Сталина, готовившегося к «освобождению» Европы. Генерал Власов оказывается героем, восставшим против сталинского режима. Берия и Маленков предстают несостоявшимися реформаторами и «демократизаторами». Не менее бурно осмыслялось и переосмыслялось настоящее. Афганская война, национальные проблемы, кооперация и индивидуальная трудовая деятельность, молодежные проблемы, проституция. Накал и ход дискуссий напоминали сон Родиона Раскольников в конце «Преступления и наказания». Тем и кончилось.

Распад сталинистской мифологии и мифократии в широком масштабе предстал профессиональной, политической, а то и личностной смыслоутратой. У шестидесятников еще сохранялась иллюзия, что верные идеи осуществляются неверными методами. Несмотря на осознанную неправильность политики, сохранялась вера в правильность лозунгов. История дала им шанс в виде «перестройки». И оказалось, что «социализм с человеческим лицом», «больше социализма», «возврат к ленинским принципам», «вся власть Советам» и т.п. — не более чем несостоятельные версии все той же мифологии.

Пораженный смыслоутратой, жаждущий понимания разум подобен царю Мидасу, наказанному богами в Аиде — все, к чему он ни коснется, превращается в нечто неудобоваримое. У Мидаса — в золото. А тут — в ... просто собственную противоположность. Демократия — в игру самозванческих амбиций, кооперация из средства преодоления монополии, насыщения рынка товарами и, как следствие, снижения цен — в усиление монополизации и мощный механизм инфляции, акции из источника дохода — в форму изъятия средств у граждан, аренда — средство закабаления, правовое государство из гаранта защиты от произвола власти, ее подчинения закону — в гонку законотворчества на все случаи жизни, чехардой законов, принимаемых властными временщиками. Не буду множить очевидные примеры — симптомы болезни обессмысливания разумного.

Глубокий распад мифократии можно было бы расценивать как безоговорочно положительный процесс, как основу и источник рационального осмысления, социального диалога, терпимости, утверждения человеческого достоинства. «Перестройка» могла бы стать духовным обновлением, несущим ценности свободы, личностной ответственности и инициативы. Однако, приходится употреблять сослагательное наклонение.

Оказалось, что нужно перестраивать не только то, что сложилось в 30-40-е годы, но и то, что наслоилось в 60-80-е. Оказалось, мало заменить административно-командный распределительный механизм «хозрасчетным» — коррупция, казнокрадство, уравниловка и выводиловка приобрели новые формы. В политической жизни оказались недостаточными провозглашение демократизации, устранение монополии коммунистической партии, принятие новой конституции — остались самовластье местной и ведомственной бюрократии, расширились и закрепились клановые связи, организованная преступность. Более того, экономическая реформа и приватизация дали новые возможности и импульсы безответственности.

Печально и то, что сталинский геноцид сделал свое дело. Российское общество не может сравниваться не то, что с обществами восточно-европейских стран или Китая, но даже с Прибалтикой, в которых еще сохранились поколения, знающие, что такое ответственный труд и политическая культура. В России же у четырех поколений людей вместе с почками отбили желание и умение совместно конструктивно трудиться.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков

На сайте allrefs.net читайте: "Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: От мифократии трансцендентального к смыслоутрате: деконструкция тоталитаризма и тотальность деконструкции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Координата рационального.
Современная фаза развития теоретического сознания вновь выдвигает на первый план проблему рационального. Это обусловлено целым рядом обстоятельств, среди которых не последнюю роль играют как продол

Сущность и рациональность
Любое осмысленное знание, претендующее на истину, есть познание некоторой сущности. В современном философском дискурсе, в наше постмодернистское время рассуждений о симулякрах и деконструкции, стил

Существенность сущности
Автор «Метафизики», со свойственной ему лапидарностью, отмечал: «...о сущем говорится в различных значениях, но всякий раз по отношению к одному началу: одно называется сущим потому что оно сущност

Сущность и идентификация
Глубоко в истории философии и логики коренится понимание развития познания как взаимодействия двух основных форм фиксации и выражения знания: непосредственного указания предмета и его описания. Ари

Рост знания: динамика существенного и диалогичность осмысления
Развитие знания и осмысления это не только путь от выделения свойств вещи к знанию вещи как комплекса этих свойств, но и встречное движение — от идентификации некоторой нерасчлененной целостности к

Существенность и необходимость
Традиционная формальная логика отвлекается от этого обстоятельства. Она строится как анализ объемных (экстенсиональных) отношений (как отношений между объемами понятий) нейтрально к существенности

Существенное как синтез истинного, должного и возможного
Как представляется, рассмотренный круг вопросов ставит проблему возможности логико-семантического анализа, строящегося не только на традиционных критериях непротиворечивости адекватного описания де

Существенность и эффективность, рациональность и ответственность
Существенность является выражением единства анализа и синтеза, выявления расчлененности предмета познания, описания этой расчлененности («сделанности») и программы воссоздания в новом единстве, зад

Сущность и свобода
Проведенное рассмотрение показывает, что идеи сущности и существенности непосредственно связаны с рациональностью как эффективностью и конструктивностью целенаправленной деятельности. Что позволяет

Два типа рациональности
Рациональность как эффективная «техничность» Знание — одно из средств обоснования деятельности, шире — жизни. Лишь будучи соотнесенным с контекстом конкретных потребностей

Произвол и безответственность рационалистического активизма
Естественная человеческая потребность видеть мир осмысленным и справедливым, оправданным. Но на каких основаниях сравниваются сущее и должное, во имя каких интересов будет осуществлено в их единой

Космичная» рациональность
Но рациональность и существенность связаны не только с целеустремленностью, но, в конечном счете, и с конечностью, ограниченностью выражения, описания и отображения. Они суть ни что иное как проявл

Инорациональность свободы и ответственности
Осмысление действительности не сводимо к осознанию «сделанности» вещей и явлений. А идея не сводима к программе эффективной (успешной) деятельности. Все это, разумеется, составляет ткань осмысления

К новой метафизике нравственности?
Необходим радикальный переход к новому пониманию человека. Или он — самозванец, стремящийся к экспансии, агрессии, насилию и убийству как крайней форме самоутверждения. В этом случае он может сдерж

Философия и наука: ревность без любви
По мере формирования науки, по мере дивергенции и все большей специализации научных дисциплин, нарастали напряжения в отношениях науки и философии. Между ними сложились непростые, взаимо-подозрител

Нефилософская философия
Между тем явно и довольно остро ощущается голод по «внешкольной», неакадемической философии, по независимому и честному суждению. Не случайно в годы духовного застоя возник и активно разгорался, ос

Не философия - методология - наука, а наоборот
В этой связи поучительно рассмотрение претензий философии на так называемую методологическую функцию по отношению к науке. В нашем столетии даже оформился самостоятельный философский дисциплинарный

Философствование и философия
Итак, есть живое философствование и есть академическая философия. Есть собственно философы — те, кто философствует, и есть преподаватели философии, делящиеся радостью узнавания чужого философствова

Философствование ученых: как теория становится метафизикой
Начав с рассмотрения философии как нормативно-ценностной системы, с форм и способов философстования, мы вновь оказываемся перед содержательной стороной философствования — фактом противоречивости мы

Философия техники в современной культуре
Философия техники — это сравнительно новая ветвь философии, специфика которой заключается в необычности предмета исследования. При столкновении с предельно рациональным, «весомым, грубым, зримым» м

Определение техники
Методической основой преподавания технических дисциплин является так называемый естественнонаучный подход к технике. Согласно этому взгляду, техника есть принадлежность прикладной науки. Тем самым

Мир техники и мир человека: проблемы их соотношения
Соотношение мира человека и сотворённой им технической среды достаточно сложно. Мы остановимся на двух важнейших вопросах — на проблеме трансформации человеческой сущности, погружённой в про

Новые тревоги и новые горизонты мира техники
Конец столетия ознаменовался усилением антитехницистских настроений. В ходу несколько драматичный тезис о крахе «великой технологической иллюзии», с которым связывается современное состояние умов.

Культурология: от видЕния к вИдению.
В 1983 г. один из авторов сдал в издательство питерского университета книгу под названием «Познание и культура». Речь в ней шла о социально-культурных и личностных факторах познания. Издательство к

Возможна ли культурология как «чистая» наука?
В спорах о статусе культурологии и ее перспективах на будущее невольно соединяются две разные идеи. С одной стороны, речь идет о демаркации между философским и культурологическим типами знания и о

Семиотическое пространство культуры
Человек становился человеком по мере того, как он осознавал себя в качестве одного из звеньев всеобщей цепи, растянувшейся и в пространстве и во времени и названной «человечество». Обнаружение все

Язык и текст в культуре XX века
Европейская метафизическая традиция ассимилирует в себе два основных варианта осмысления проблемы культурного текста. Один из них корнями уходит в античную традицию и связан с учительской культурой

Метафора — знак неполноты бытия
Человеческая деятельность никогда не строится так, чтобы все сведения, необходимые для успешного осуществления конкретных деятельностных актов, были в наличии. Одной из ее важнейших особенностей яв

Философская антропология и метафизика свободы.
Во «Введении к антропологии» М. Шелер сформулировал пять основных и определяющих идей о человеке. Первая суть иудео-христианский миф о сотворенном человеке и смысле его бытия. С этой мифол

Самосознание и страх, диалог и Третий
«Не полон ли мир ужасов, которых мы совершенно не знаем? Не потому ли нет полного ведения, что его не вынес бы ум и особенно не вынесло бы сердце человека?» — спрашивал в начале XX столетия В.В. Ро

Пространства священного. Христианская антропология на рубеже веков
Проблема метафизического осмысления сущности христианства в современной ситуации претерпевает весьма противоречивые трансформации. С одной стороны, христианская идея не перестает оставаться стержне

Исповедальное слово в метафизической перспективе
Тема исповеди относится к одной из самых потаенных областей человеческой культуры. Искренность исповедального слова и его неотторжимость от религиозного опыта проявляет, проясняет метафизические ос

Философический эксгибиционизм
Запомнился один сюжет из философских быта и нравов нескольких лет давности. Готовился очередной выпуск «Санкт-Петербургских чтений по философии культуры». Тема его звучала довольно претенциозно — «

Философия культуры и уровни междисциплинарности.
Возможности теории и философии культуры ограничены, что становится очевидным при рассмотрении динамики культуры и смыслообразования. При рассмотрении развития культуры, а тем более таких его фактор

Семиотический подход
Очевидной привлекательностью в плане возможностей осмысления лиминальности обладает семиотика как общая теория знаков. Семиотический подход доказал свою плодотворность в культурологии и искусствове

Семиодинамика или глубокая семиотика
Однако и традиционный семиотический подход ограничен возможностями только описания de facto лиминальности и лиминального дискурса, но не самой динамики перехода в осмыслении и смыслообразовании, чт

Комментарии к предстоящему: ракурсы и взоры
«Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает»[6]. Тот, кто знает и говорит, минует не. Не неба, очерчивающего окоемом: здесь происходит то, что принято

Приближение
«Би. Приближение. Счастье! Вникни в гадание. Изначальная вечная стойкость. Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему — несчастье»[57]. В изначальной вечной стойкости преодолевая нед

Радиальный ответ
«В месте и скрытом и тихом мы создали храм»[84]. «В месте и скрытом и тихом» — ответ на метафизическое вопрошание о месте (пространстве). Ответ радиальный, ибо гласит о том, по

Я как точка сборки ответственности
Очевидна историческая тенденция сужения границ Я, границ личности как вменяемого, свободного и ответственного субъекта от племени, общины, рода до психосоматической целостности индивида, к определе

Распыляющееся Я?
Границы свободы и ответственности сузились настолько, что перешли в запредельное. Разве уже сейчас не возлагается ответственность не на целостную личность, а на стихии, процессы и системы ее образу

Пол и идентичность
Где же спасение? Каков тот якорь, которым Я может зацепиться за мир? Может быть пол, гендер? Выше уже отмечалось, что в европейской традиции за последние два века укрепилась понимание генд

Постчеловеческая телесность
Более того, в наши дни можно говорить уже и о постчеловеческой телесности. Греческий философ Х. Яннарас в своих «Вариациях на тему «Песни песней» пишет: «Загоревший мальчик с гибким, как у

Фундаментальные метафоры: зооморфизм, техноморфизм и теоморфизм
Хаптическая рефлексия небезосновна, она ищет опоры вовне, уподобления каким-то формам бытия. Представления о человеческой самости, идентичности человеческого самосознания с какой-то формой ищут и н

Постчеловечное Я
Где и когда Я? Где и когда личность? К концу ХХ столетия эти вопросы звучат весьма нетривиально. Психологи и даже педагоги говорят о пренатальной (внутриутробной) стадии развития личности. Родителя

Приключение духа разума и свободы
Духовная драма, если не трагедия, ХХ столетия вопиет об осмыслении. XX в. фактически оказывается полем пересечения ряда сюжетов духовного поиска, осознает себя эпохой практики и экспериментов, когд

Ad absurdum постмодернизма
Рационализм Просвещения (модерн), последовавшая сциентизация практически всех компонентов культуры определили судьбу философии последних двух столетий: из любви к мудрости она превратилась в любовь

К новой метафизике нравственности и инорациональности?
Во вновь расширяющемся в запредельное конусе свободы и ответственности их субстанция становится виртуальной, труднодоступной здравому смыслу и обыденной практике, а идентификация, определение грани

Самосознание, духовность и персонология
Человек современной культуры требует постановки своей индивидуальной трагедии в центр универсального исторического процесса, не просто рациональной осмысленности мира, но и соразмерности смысла с е

Дегуманизация» современного общества и перспективы духовности
Современное общество — и не только российское, но российское в особенно явной форме — переживает интенсивнейшую трансформацию. Речь идет не только и не столько о производственных и информационных т

Персонология, глубокая семиотика и новый парадигмальный сдвиг
Какова роль философии в этих процессах? Не случайно в центр дискуссии о кризисе современности ставится не понятие разума, а понятие личности. Это связано с общей тенденцией в современной философии,

СОКРАЩЕНИЕ ПЕРВЫХ ОСНОВАНИЙ МАТЕМАТИКИ».
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ Для двух причин я люблю и восхваляю Математику, во-первых, для исправления хорошего порядка, коим содержащееся в ней учение предлагается и утверждается. Потом для ее нау

Первоисточники
1. Вольф Христиан. Вольфианская экспериментальная физика с немецкого подлинника на латинский язык сокращенная, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов. 2-е изд. СПб: Типограф

Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы.
Еще в 1970-е годы, чем дальше, тем больше, все возрастала популярность французского постструктурализма. Ж. Бодрияр, Ж. Батай, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Лиотар, стали законодателями фило

Телоцентризм
«Слово и тело» — не столько парафраз известной формулы российского сыска, сколько обозначение существа проблемы. Сутью современной цивилизации, с которой кое-кто связывает даже «конец истории», явл

Логоцентричность телоцентризма
Прежде всего, относительно кризиса логоцентризма и рационализма в современной культуре. Можно сколько угодно интересно, ярко и «со страшилками» говорить и писать об этом. Но следует все-таки помнит

Фигура умолчания постмодернизма
«Доверия к слову в культуре практически не осталось, — пишет М.Н. Золотоносов. — В этой ситуации можно предположить, что в XXI веке основные открытия будут совершены на основе не научных и техничес

Невменяемость
Так и видится, как читатель из адептов деконструктивизма, тонко и снисходительно улыбаясь на моветон этой статьи, замечает: «Ну вот, об ответственности заговорил. Какая, к Богу в рай, ответственнос

Человекобожие?
Но даже если признать, что главное в осмыслении деконструкция, метафора, ирония, интерпретация как взаимоперевод, Outside-Inside позиция, то и здесь мы приходим к серьезным проблемам метафизики нра

Ответственность и свобода
Но может быть именно в этом и заключен главный урок постмодернизма? Наглядный и масштабный урок в духе П.Я. Чаадаева — «как не надо». Урок следствий сознательной невменяемости, свободного отказа от

От Канта к Бахтину
В этой связи представляется важным и плодотворным обращение к сопоставительному анализу наследия двух, по-своему — ключевых для осмысления духовного опыта XX столетия фигур: И.Канта и М.М.Бахтина.

Бытие как со-бытие
В свете проведенного рассмотрения очевидно, что ответом на вопрос, «чье» сознание может быть указание какого-то пункта духовного целого, относительно места, позиции личности в мире. В этом плане че

Границы личности как границы свободы и ответственности
Феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика весьма убедительно продемонстрировали, что интерпретация, понимание и даже язык — не только коммуникативные процессы, а являются проблемами

От шизоанализа к грамматологии и обратно
Из обыденного человеческого опыта и из практики психологической науки известно, что необходимой характеристикой здорового человеческого мышления является способность осознавать антитетически заостр

Смерть смерти»: постмодернистический проект
Метафизика представляет собой один из самых сложных исторических типов философского (и религиозного) дискурса не только в силу исторической укорененности ее в человеческом мышлении. Из абсолютной ф

Персонологические основания динамики осмысления
Как было показано выше, традиционный логический, теоретико-информационный, семиотический и даже культурологический подходы к динамике осмысления метафизического знания оказываются ограниченными и н

Хаптика: тело смысла и смысл тела
Особого внимания заслуживают телесные факторы динамики осмысления и смыслообразования. Во-первых, потому что от них отвлекалась и отвлекается до сих пор традиционная теория познания в своем стремле

Некоторые пророки и предтечи
У хаптики и телоцентризма имеются авторитетные и убедительные пророки. Собственное бытие дано человеку, прежде всего, в телесной форме, как телесность. Именно тело очерчивает первичную границу Я и

Социально-культурные факторы
В 1970-1980-х гг. мощно проявился духовный кризис идеологии с ее пониманием человеческой жизни как жизни в идее, когда смысл жизни каждого и всех придает некая идея, оправдывающая все тяготы этой ж

Хапос, grooming и смысловое оплотнение
Любопытна, в этой связи, уже упоминавшаяся трактовка происхождения культуры, предложенная недавно М.Н. Эпштейном[89]. Традиционные концепции исходят из противопоставления культуры и «нат

Осязательность и эротичность: гендер и пытка
Традиционно соотношение тела и разума понимается в кантовском духе доминирования разума и трактовки тела как аппарата получения чувственных ощущений. С хаптической же точки зрения, ситуация перевер

Исторический пессимизм как оптимизм
Дело оказалось намного трагичнее, чем предполагалось первоначально. Главная беда оказалась духовном опыте общества, в его «коллективном бессознательном», в том, от чего не откажешься в одночасье, ч

О современном политическом мифотворчестве
Одной из отметин современной интеллектуальной жизни в России является смешение и жанров и стилей мыслительной деятельности. Подчас весьма трудно выделить особенности философской рефлексии в том чис

Об искренности русского коммунизма
Еще одной отличительной особенностью современного этапа эволюции политической идеологии в России является ее прозрачно ненавязчивая искренность, или, более точно, синтетическая способность к вообра

Детская болезнь правизны
Социологические исследования различных уровней давно доказали, что истины, кажущиеся объективными и неопровержимыми, чаще всего становятся поводом для критики и переоценки. Одной из пробле

Нонконформизм в советской культуре: истоки и своеобразие
Духовная ситуация конца XX в. ставит очевидную проблему осмысления советского культурного наследия во всей разноплановости его исторических и художественных особенностей. Эта проблема особенно акту

Империя и свобода: итоги и перспективы постсоветского духовного опыта
Итак, перспективы современного российского общества и российской государственности весьма неоднозначны и связаны, прежде всего, не столько с преодолением, сколько с конструктивной реализацией культ

Деструктивность русского национализма и перспективы цивилизованного национального государства
Нынешняя Россия, фактически, имеет два варианта решения проблемы консолидации общества: этнизация или создание цивилизованного национального государства. Первый путь, как уже говорилось, чреват взр

Духовность, з/ к и гуманизм
Весьма неоднозначны ценностное содержание и эволюция российского духовного опыта. Поиски справедливости российских революционных демократов обернулись обоснованием и оправданием индивидуального тер

Постсоветская индивидуация как общецивилизационная potentia
Современное российское общество находится в состоянии глубокой и всеохватной трансформации, усугубляемой процессами трансформации общецивилизационной. Распад традиционных социальных тканей порождае

Легитимность, идентичность, служение
Метафизический (трансцендентальный) уровень бытия вообще играет важную, если не центральную роль в социальной практике. Например, проблема власти это отнюдь не проблема силы. Не менее важна проблем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги