рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Радиальный ответ

Радиальный ответ - раздел Физика, Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков «В Месте И Скрытом И Тихом Мы Создали Храм»[84]. «В Месте...

«В месте и скрытом и тихом мы создали храм»[84].

«В месте и скрытом и тихом» — ответ на метафизическое вопрошание о месте (пространстве). Ответ радиальный, ибо гласит о том, по отношению к чему очерченная окоемом Вселенная — лишь оболочка, внешняя проявленная сторона; о том, чей поверхностный слой предстает зерцалам открытым как фундаментальный объект. Ответ радиальный — на вопрошание о метафизическом внутреннем самого фундаментального объекта, на вопрошание об истоке и истине происходящего — проходящего сквозь преизбыток пустоты. Ответ на вопрошание откуда: откуда дует ветер, дышит космос, духует дух. Радиальная метафизическая картина — карта мира, отличающаяся на одно не существующее измерение от анатомического атласа (физической картины). Внутреннее (умопостигаемое) пространство радиального ответа — аспациальный омоним того, что принято считать пространством; любая точка его, также как любая точка вакуума — одна и та же точка. Внутреннее радиальной картины символизируется не существующим многомерным фоном гиперповерхности (гиперсферы) трехмерного пространства Вселенной. Само это пространство (гиперсфера) со всем его содержимым — периферия радиального мира. Все перемещения, явления, события, происходящие в этом пространстве тангенциальны. Тангенциальное (профанное) пространство и его радиальный (сакральный) омоним настолько не подобны друг другу, что не может быть речи об их сопоставлении. В самом по себе не существующем, ограниченном, конечном, изотропном и изоморфном римановом пространстве профанного — множество сравнимых между собой, не имеющих друг к другу отношения или каузально связанных предметов, расположенных на фиксированных, измеримых, вычислимых, расстояниях. В аспациальной радиальной реальности не существует ничего кроме абсолютного, чистого, ни с чем не связанного и не сочетаемого «пространства». Радиальное «пространство» — едино, нелокально, непротяженно, не знает направлений и границ, возникает и исчезает в каждой из своих не существующих точек, населяет все — собой, а себя — неподвижными потоками и неуловимыми, вечно преобразующимися прообразами. Центр радиальной карты (картины, системы) — Абсолют, Первоединый, Омега, unusmundus , Сверхпустота (шунья), Брахман — высшая онтологическая зона, бесконечно малая точка и бесконечное, бесконечномерное, неизмеримое, неисчислимое, ни с чем не сравнимое бытие. Неопределимый по сути своей Центр не может быть отнесен ни к физическому ни к психическому миру, однако является конструктивной основой и источником энергии образования и преобразования обоих миров и интегрирует в себе любую иную реальность как таковую. Центр — единое с каждым исходящим лучом сингулярное, потенциальное, генетическое начало радиального мира, каждый близкий к поверхности (тангенциальной гиперсфере) участок которого, в свою очередь — эйдос и энергия соответствующего фрагмента мира вещественного.

Тангенциальный наблюдатель, рассматривая проекцию картины на близлежащий участок гиперсферы, считает онтологически предшествующее внутренним (внутреннее сферы проектируется на внутреннее соответствующего участка поверхности), начало сущего — единым, вездеприсутствующим, недосягаемым, безмерным, ничтойным — ортогональным чтойному (проекция ортогонального луча на плоскость, поверхность, гиперповерхность — бесконечно малая точка, нуль, ничто). Созерцающий бытие вдоль радиального луча слитен с потоком и устремлен к его источнику.

Использование радиальной гиперпространственной символики стало возможным после открытий Эйнштейна и откровений Тейяра де Шардена, однако испокон веку существовали онтологические системы, которые по ряду характерных признаков можно отнести к радиальным.

Известны (по крайней мере, автору) две формы радиального отображения за-бытия. Первая: вершина бездны — все по имени ничто, сущее, Брахман, дао — везде и нигде. Вторая: исток и истина — Первоединый, Омега — центр системы непротяженных радиусов. В первом случае имеем дело с тангенциальной проекцией, во втором — картина схвачена целиком.

Казалось бы, в отличие от ухищрений западного интеллекта, онтология просветленного востока должна изобиловать второй формой радиального ответа. Однако в действительности дело обстоит диаметрально противоположным образом. Ставящие целью своей слияние с Центром и достигающие ее, интровертные последователи «познающих религий» востока оказывались (несомненно, стремясь к ней) в ситуации, в которой не было места понятиям о месте и пространстве. Радиальная онтология восточной религии = науки = философии беспристрастно, без комментариев описывает тангенциальный срез и констатирует радиальное единство. Не в пример ей, отягощенная веригами трагического и рационального антично-христианская пророческая мысль, мучительно взращивая в «бездонном сердце»[85] необходимую для увещания ближнего символическую оболочку ускользающему трансцендентному содержанию, блуждая среди несопоставимых ипостасей и неудобозадаваемых вопросов, получала время от времени как первую так и вторую форму радиального ответа.

Со времен Гомера в греческой мифологии и философии вездеприсутствие богов было бесспорным.

Милетская школа считала началом сущего абсолютное, трансцендентное космосу, всепроникающее беспредельное.

Пифагорейцы признали всеобщей, безусловной причиной всего отличное от всех других вещей, объемлющее весь мир и приводящее его в движение, онтологически предшествующее мировому духу беспредельное Первоединое.

Бог элеатов един, абсолютен, первичен, вечен, вездесущ, однороден и имеет форму сферы и способность ощущать всеми своими частями.

Согласно Анаксагору, Ум — отрешенный от вещества, пребывающий в самом себе, единый и бесконечный источник движения, оживляющий Вселенную и господствующий над всем.

Аристотель показывает тождество сущего и единого — начала числа и, следовательно, бытия как такового.

Платон вкладывает в уста Тимея повествование о том, как (был) устроен Космос — «единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом», округленное «до состояния сферы», в центре которого «построявший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне»[86]

Радиальная онтология Плотина настолько соответствует приведенному выше определению, что нет нужды заново ее описывать; достаточно привести несколько выдержек из шестой эннеады. «Разум требует признать, что всесущее именно потому и всесуще, что не связано ни с каким местом, присутствует в своей целости во всем, чему присуще бытие, присутствует всецело во всей вселенной точно так же, как и во всякой ее части». «Мировая Душа обнимает своим единством все души — и в этом отношении она бесконечна». «Бог присутствует не только здесь и сейчас, но есть везде. Для большей ясности представления этой формы существования очень часто прибегают к образу круга, в котором из одного центра исходит множество радиусов; подобно этому, от Первоединого происходит множество существ. Но к положению, что происходящее там многое существует разом и вместе, необходимо присовокупить следующую оговорку: даже в круге сливающиеся в одно (в центре) радиусы могут приниматься как особые, отдельные даже в центре, так как круг все-таки есть поверхность; но, где имеют место одни лишь непротяженные силы и сущности, там эти силы и сущности легко могут быть представлены как такие особые центры, которые все вместе составляют один и тот же единственный центр, наподобие того, как и все радиусы, представленные в самом начале, до распространения их в пространстве, должны были бы представлять собой одну точку со своим центром»[87].

В видениях Дионисия Ареопагита, не противореча друг другу, предстают обе формы радиального ответа. Помимо процитированного выше, можно вспомнить фрагмент из трактата «О божественных именах». «Само-сверхблагость воспевается как предлагающая в качестве первого дара само Бытие для важнейшего, первого из причастий. Из Нее и в Ней существуют и само Бытие, и начала сущих, и всесущее, и все каким бы то ни было образом удерживаемое бытием. Так и все проходящие через центр линии одного круга имеют одну общую точку, и эта точка равным образом объединяет все эти прямые друг с другом и с их общим началом; чем ближе они к центру, тем больше они с ним и друг с другом соединены». В примечаниях к трактату Тимофей пишет: «Заметь, что автор с помощью геометрии объясняет относящееся к Богу, сравнивая его с центром»[88]

Вторжение многомерия на территорию научной мысли породило «четырехмерную» модификацию радиального ответа. Ортогональное — и, таким образом, трансцендентное пространству «четвертое измерение» объявлено местонахождением мира идей. С. Хинтон, В. Морозов, П. Успенский повествуют об обыденных действиях обитателей не существующего многомерия, кажущихся невообразимыми чудесами неискушенным трехмерным существам. Хлебников, «окруженный призраками, был Ö-человека»[89]

Основа философской концепции П. Тейяра де Шардена — радиальная онтологическая картина. В центре ее — Иисус-Омега, начало начал и вершина целей, единое со своим временно-пространственным человеческим Воплощением всеприсутствие в мире и всеучастие в делах его. Недоступная тангенциальному наблюдателю, неуловимая тангенциальным прибором радиальная энергия творения и интерьеризации — исток и истина бытия, духующий дух перводвигателя — приводит к качественным благоприятным изменениям, преобразует (вопреки II закону термодинамики) простые физические и биологические системы в сложные, причем система высшего порядка принципиально, до неузнаваемости, отличается от конструирующих ее систем порядка низшего[90].

В XX в. периферия радиального ответа предстала открытым зерцалам физиков. За деревом фундаментального объекта показалась (но не стала видимой) радиальная чаща.

Идея А.Д. Сахарова о «начинке» вакуума — глубинная интуиция содержимого фундаментального объекта. Эта «начинка», которую ученый уподобляет фаршу сосиски или текущей по мягкому трубопроводу воде — внутреннее «пространство» пространства. Именно ею (а не беспомощной самой по себе оболочкой) обусловлены гравитационная упругость и потенциальные возможности основного состояния субстанционального поля[91].

Во второй половине XX в. Н.А. Козыревым была создана, экспериментально верифицирована и изложена научному сообществу «причинная механика». Согласно ей, причины и следствия связаны не только во времени, но и посредством времени; процессы в мире происходят не только во времени но и с помощью времени. Время создает дополнительные напряжения, является внешним источником энергии, меняет «естественный» ход событий, противостоя Второму закону термодинамики и разрушению организованности, способствует интерьеризации, трансформации материи от простого к сложному. Воздействие времени появляется всюду мгновенно; течение и плотность времени связывают мир в единое целое, обуславливают нелокальные и синхронистические явления. «Время» Козырева — омоним того, что принято считать временем — обладает лишь одним атрибутом времени — ортогональностью пространству (радиальностью), и, по сути, ничем не отличается от выявленного Тейяром де Шарденом радиального воздействия[92]. В 1994 г., анализируя «причинную механику» и другие работы Козырева, В.Е. Жвирбилис писал: «Сам того не ведая, Козырев создал механику физического вакуума и заложил основы экспериментального исследования макроскопических проявлений его свойств. Беда заключалась в том, что физический вакуум он называл временем»[93]. В контексте вышеизложенного высказывание Жвирбилиса можно сформулировать следующим образом: «Сам того не ведая, Козырев заложил основы теоретического и экспериментального исследования внутреннего, активизирующего и направляющего содержимого (перводвигателя) фундаментального объекта».

Сами того не ведая, нашедшие труп наносят на физическую картину — карту атласа — контуры графических символов за-бытия.

Уилер, разрабатывая изящную модель мироздания, Э. Трайон, рассматривая проблему происхождения Вселенной из ничего и многие другие исследователи с неизбежностью признают сознание не продуктом, а движущей силой и целью интерьеризации.

Козырев и Тейяр де Шарден дают радиальный ответ на вопрошание о метафизическом.

Познание минует не фундаментального окоема, знаменуя эон самости.

Предстает единое, предстает пустота, предстоит возвращение.

Опоздавшему — несчастье.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков

На сайте allrefs.net читайте: "Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Радиальный ответ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Координата рационального.
Современная фаза развития теоретического сознания вновь выдвигает на первый план проблему рационального. Это обусловлено целым рядом обстоятельств, среди которых не последнюю роль играют как продол

Сущность и рациональность
Любое осмысленное знание, претендующее на истину, есть познание некоторой сущности. В современном философском дискурсе, в наше постмодернистское время рассуждений о симулякрах и деконструкции, стил

Существенность сущности
Автор «Метафизики», со свойственной ему лапидарностью, отмечал: «...о сущем говорится в различных значениях, но всякий раз по отношению к одному началу: одно называется сущим потому что оно сущност

Сущность и идентификация
Глубоко в истории философии и логики коренится понимание развития познания как взаимодействия двух основных форм фиксации и выражения знания: непосредственного указания предмета и его описания. Ари

Рост знания: динамика существенного и диалогичность осмысления
Развитие знания и осмысления это не только путь от выделения свойств вещи к знанию вещи как комплекса этих свойств, но и встречное движение — от идентификации некоторой нерасчлененной целостности к

Существенность и необходимость
Традиционная формальная логика отвлекается от этого обстоятельства. Она строится как анализ объемных (экстенсиональных) отношений (как отношений между объемами понятий) нейтрально к существенности

Существенное как синтез истинного, должного и возможного
Как представляется, рассмотренный круг вопросов ставит проблему возможности логико-семантического анализа, строящегося не только на традиционных критериях непротиворечивости адекватного описания де

Существенность и эффективность, рациональность и ответственность
Существенность является выражением единства анализа и синтеза, выявления расчлененности предмета познания, описания этой расчлененности («сделанности») и программы воссоздания в новом единстве, зад

Сущность и свобода
Проведенное рассмотрение показывает, что идеи сущности и существенности непосредственно связаны с рациональностью как эффективностью и конструктивностью целенаправленной деятельности. Что позволяет

Два типа рациональности
Рациональность как эффективная «техничность» Знание — одно из средств обоснования деятельности, шире — жизни. Лишь будучи соотнесенным с контекстом конкретных потребностей

Произвол и безответственность рационалистического активизма
Естественная человеческая потребность видеть мир осмысленным и справедливым, оправданным. Но на каких основаниях сравниваются сущее и должное, во имя каких интересов будет осуществлено в их единой

Космичная» рациональность
Но рациональность и существенность связаны не только с целеустремленностью, но, в конечном счете, и с конечностью, ограниченностью выражения, описания и отображения. Они суть ни что иное как проявл

Инорациональность свободы и ответственности
Осмысление действительности не сводимо к осознанию «сделанности» вещей и явлений. А идея не сводима к программе эффективной (успешной) деятельности. Все это, разумеется, составляет ткань осмысления

К новой метафизике нравственности?
Необходим радикальный переход к новому пониманию человека. Или он — самозванец, стремящийся к экспансии, агрессии, насилию и убийству как крайней форме самоутверждения. В этом случае он может сдерж

Философия и наука: ревность без любви
По мере формирования науки, по мере дивергенции и все большей специализации научных дисциплин, нарастали напряжения в отношениях науки и философии. Между ними сложились непростые, взаимо-подозрител

Нефилософская философия
Между тем явно и довольно остро ощущается голод по «внешкольной», неакадемической философии, по независимому и честному суждению. Не случайно в годы духовного застоя возник и активно разгорался, ос

Не философия - методология - наука, а наоборот
В этой связи поучительно рассмотрение претензий философии на так называемую методологическую функцию по отношению к науке. В нашем столетии даже оформился самостоятельный философский дисциплинарный

Философствование и философия
Итак, есть живое философствование и есть академическая философия. Есть собственно философы — те, кто философствует, и есть преподаватели философии, делящиеся радостью узнавания чужого философствова

Философствование ученых: как теория становится метафизикой
Начав с рассмотрения философии как нормативно-ценностной системы, с форм и способов философстования, мы вновь оказываемся перед содержательной стороной философствования — фактом противоречивости мы

Философия техники в современной культуре
Философия техники — это сравнительно новая ветвь философии, специфика которой заключается в необычности предмета исследования. При столкновении с предельно рациональным, «весомым, грубым, зримым» м

Определение техники
Методической основой преподавания технических дисциплин является так называемый естественнонаучный подход к технике. Согласно этому взгляду, техника есть принадлежность прикладной науки. Тем самым

Мир техники и мир человека: проблемы их соотношения
Соотношение мира человека и сотворённой им технической среды достаточно сложно. Мы остановимся на двух важнейших вопросах — на проблеме трансформации человеческой сущности, погружённой в про

Новые тревоги и новые горизонты мира техники
Конец столетия ознаменовался усилением антитехницистских настроений. В ходу несколько драматичный тезис о крахе «великой технологической иллюзии», с которым связывается современное состояние умов.

Культурология: от видЕния к вИдению.
В 1983 г. один из авторов сдал в издательство питерского университета книгу под названием «Познание и культура». Речь в ней шла о социально-культурных и личностных факторах познания. Издательство к

Возможна ли культурология как «чистая» наука?
В спорах о статусе культурологии и ее перспективах на будущее невольно соединяются две разные идеи. С одной стороны, речь идет о демаркации между философским и культурологическим типами знания и о

Семиотическое пространство культуры
Человек становился человеком по мере того, как он осознавал себя в качестве одного из звеньев всеобщей цепи, растянувшейся и в пространстве и во времени и названной «человечество». Обнаружение все

Язык и текст в культуре XX века
Европейская метафизическая традиция ассимилирует в себе два основных варианта осмысления проблемы культурного текста. Один из них корнями уходит в античную традицию и связан с учительской культурой

Метафора — знак неполноты бытия
Человеческая деятельность никогда не строится так, чтобы все сведения, необходимые для успешного осуществления конкретных деятельностных актов, были в наличии. Одной из ее важнейших особенностей яв

Философская антропология и метафизика свободы.
Во «Введении к антропологии» М. Шелер сформулировал пять основных и определяющих идей о человеке. Первая суть иудео-христианский миф о сотворенном человеке и смысле его бытия. С этой мифол

Самосознание и страх, диалог и Третий
«Не полон ли мир ужасов, которых мы совершенно не знаем? Не потому ли нет полного ведения, что его не вынес бы ум и особенно не вынесло бы сердце человека?» — спрашивал в начале XX столетия В.В. Ро

Пространства священного. Христианская антропология на рубеже веков
Проблема метафизического осмысления сущности христианства в современной ситуации претерпевает весьма противоречивые трансформации. С одной стороны, христианская идея не перестает оставаться стержне

Исповедальное слово в метафизической перспективе
Тема исповеди относится к одной из самых потаенных областей человеческой культуры. Искренность исповедального слова и его неотторжимость от религиозного опыта проявляет, проясняет метафизические ос

Философический эксгибиционизм
Запомнился один сюжет из философских быта и нравов нескольких лет давности. Готовился очередной выпуск «Санкт-Петербургских чтений по философии культуры». Тема его звучала довольно претенциозно — «

Философия культуры и уровни междисциплинарности.
Возможности теории и философии культуры ограничены, что становится очевидным при рассмотрении динамики культуры и смыслообразования. При рассмотрении развития культуры, а тем более таких его фактор

Семиотический подход
Очевидной привлекательностью в плане возможностей осмысления лиминальности обладает семиотика как общая теория знаков. Семиотический подход доказал свою плодотворность в культурологии и искусствове

Семиодинамика или глубокая семиотика
Однако и традиционный семиотический подход ограничен возможностями только описания de facto лиминальности и лиминального дискурса, но не самой динамики перехода в осмыслении и смыслообразовании, чт

Комментарии к предстоящему: ракурсы и взоры
«Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает»[6]. Тот, кто знает и говорит, минует не. Не неба, очерчивающего окоемом: здесь происходит то, что принято

Приближение
«Би. Приближение. Счастье! Вникни в гадание. Изначальная вечная стойкость. Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему — несчастье»[57]. В изначальной вечной стойкости преодолевая нед

Я как точка сборки ответственности
Очевидна историческая тенденция сужения границ Я, границ личности как вменяемого, свободного и ответственного субъекта от племени, общины, рода до психосоматической целостности индивида, к определе

Распыляющееся Я?
Границы свободы и ответственности сузились настолько, что перешли в запредельное. Разве уже сейчас не возлагается ответственность не на целостную личность, а на стихии, процессы и системы ее образу

Пол и идентичность
Где же спасение? Каков тот якорь, которым Я может зацепиться за мир? Может быть пол, гендер? Выше уже отмечалось, что в европейской традиции за последние два века укрепилась понимание генд

Постчеловеческая телесность
Более того, в наши дни можно говорить уже и о постчеловеческой телесности. Греческий философ Х. Яннарас в своих «Вариациях на тему «Песни песней» пишет: «Загоревший мальчик с гибким, как у

Фундаментальные метафоры: зооморфизм, техноморфизм и теоморфизм
Хаптическая рефлексия небезосновна, она ищет опоры вовне, уподобления каким-то формам бытия. Представления о человеческой самости, идентичности человеческого самосознания с какой-то формой ищут и н

Постчеловечное Я
Где и когда Я? Где и когда личность? К концу ХХ столетия эти вопросы звучат весьма нетривиально. Психологи и даже педагоги говорят о пренатальной (внутриутробной) стадии развития личности. Родителя

Приключение духа разума и свободы
Духовная драма, если не трагедия, ХХ столетия вопиет об осмыслении. XX в. фактически оказывается полем пересечения ряда сюжетов духовного поиска, осознает себя эпохой практики и экспериментов, когд

Ad absurdum постмодернизма
Рационализм Просвещения (модерн), последовавшая сциентизация практически всех компонентов культуры определили судьбу философии последних двух столетий: из любви к мудрости она превратилась в любовь

К новой метафизике нравственности и инорациональности?
Во вновь расширяющемся в запредельное конусе свободы и ответственности их субстанция становится виртуальной, труднодоступной здравому смыслу и обыденной практике, а идентификация, определение грани

Самосознание, духовность и персонология
Человек современной культуры требует постановки своей индивидуальной трагедии в центр универсального исторического процесса, не просто рациональной осмысленности мира, но и соразмерности смысла с е

Дегуманизация» современного общества и перспективы духовности
Современное общество — и не только российское, но российское в особенно явной форме — переживает интенсивнейшую трансформацию. Речь идет не только и не столько о производственных и информационных т

Персонология, глубокая семиотика и новый парадигмальный сдвиг
Какова роль философии в этих процессах? Не случайно в центр дискуссии о кризисе современности ставится не понятие разума, а понятие личности. Это связано с общей тенденцией в современной философии,

СОКРАЩЕНИЕ ПЕРВЫХ ОСНОВАНИЙ МАТЕМАТИКИ».
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ Для двух причин я люблю и восхваляю Математику, во-первых, для исправления хорошего порядка, коим содержащееся в ней учение предлагается и утверждается. Потом для ее нау

Первоисточники
1. Вольф Христиан. Вольфианская экспериментальная физика с немецкого подлинника на латинский язык сокращенная, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов. 2-е изд. СПб: Типограф

Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы.
Еще в 1970-е годы, чем дальше, тем больше, все возрастала популярность французского постструктурализма. Ж. Бодрияр, Ж. Батай, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Лиотар, стали законодателями фило

Телоцентризм
«Слово и тело» — не столько парафраз известной формулы российского сыска, сколько обозначение существа проблемы. Сутью современной цивилизации, с которой кое-кто связывает даже «конец истории», явл

Логоцентричность телоцентризма
Прежде всего, относительно кризиса логоцентризма и рационализма в современной культуре. Можно сколько угодно интересно, ярко и «со страшилками» говорить и писать об этом. Но следует все-таки помнит

Фигура умолчания постмодернизма
«Доверия к слову в культуре практически не осталось, — пишет М.Н. Золотоносов. — В этой ситуации можно предположить, что в XXI веке основные открытия будут совершены на основе не научных и техничес

Невменяемость
Так и видится, как читатель из адептов деконструктивизма, тонко и снисходительно улыбаясь на моветон этой статьи, замечает: «Ну вот, об ответственности заговорил. Какая, к Богу в рай, ответственнос

Человекобожие?
Но даже если признать, что главное в осмыслении деконструкция, метафора, ирония, интерпретация как взаимоперевод, Outside-Inside позиция, то и здесь мы приходим к серьезным проблемам метафизики нра

Ответственность и свобода
Но может быть именно в этом и заключен главный урок постмодернизма? Наглядный и масштабный урок в духе П.Я. Чаадаева — «как не надо». Урок следствий сознательной невменяемости, свободного отказа от

От Канта к Бахтину
В этой связи представляется важным и плодотворным обращение к сопоставительному анализу наследия двух, по-своему — ключевых для осмысления духовного опыта XX столетия фигур: И.Канта и М.М.Бахтина.

Бытие как со-бытие
В свете проведенного рассмотрения очевидно, что ответом на вопрос, «чье» сознание может быть указание какого-то пункта духовного целого, относительно места, позиции личности в мире. В этом плане че

Границы личности как границы свободы и ответственности
Феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика весьма убедительно продемонстрировали, что интерпретация, понимание и даже язык — не только коммуникативные процессы, а являются проблемами

От шизоанализа к грамматологии и обратно
Из обыденного человеческого опыта и из практики психологической науки известно, что необходимой характеристикой здорового человеческого мышления является способность осознавать антитетически заостр

Смерть смерти»: постмодернистический проект
Метафизика представляет собой один из самых сложных исторических типов философского (и религиозного) дискурса не только в силу исторической укорененности ее в человеческом мышлении. Из абсолютной ф

Персонологические основания динамики осмысления
Как было показано выше, традиционный логический, теоретико-информационный, семиотический и даже культурологический подходы к динамике осмысления метафизического знания оказываются ограниченными и н

Хаптика: тело смысла и смысл тела
Особого внимания заслуживают телесные факторы динамики осмысления и смыслообразования. Во-первых, потому что от них отвлекалась и отвлекается до сих пор традиционная теория познания в своем стремле

Некоторые пророки и предтечи
У хаптики и телоцентризма имеются авторитетные и убедительные пророки. Собственное бытие дано человеку, прежде всего, в телесной форме, как телесность. Именно тело очерчивает первичную границу Я и

Социально-культурные факторы
В 1970-1980-х гг. мощно проявился духовный кризис идеологии с ее пониманием человеческой жизни как жизни в идее, когда смысл жизни каждого и всех придает некая идея, оправдывающая все тяготы этой ж

Хапос, grooming и смысловое оплотнение
Любопытна, в этой связи, уже упоминавшаяся трактовка происхождения культуры, предложенная недавно М.Н. Эпштейном[89]. Традиционные концепции исходят из противопоставления культуры и «нат

Осязательность и эротичность: гендер и пытка
Традиционно соотношение тела и разума понимается в кантовском духе доминирования разума и трактовки тела как аппарата получения чувственных ощущений. С хаптической же точки зрения, ситуация перевер

От мифократии трансцендентального к смыслоутрате: деконструкция тоталитаризма и тотальность деконструкции
Собственно Российскую империю в 1918 г., очевидно, ждала судьба Австро-Венгрии. Финляндия, Польша, прибалтийские республики, Закавказье, начавшийся распад и собственно «метрополии»: Сибирь, Дон, юг

Исторический пессимизм как оптимизм
Дело оказалось намного трагичнее, чем предполагалось первоначально. Главная беда оказалась духовном опыте общества, в его «коллективном бессознательном», в том, от чего не откажешься в одночасье, ч

О современном политическом мифотворчестве
Одной из отметин современной интеллектуальной жизни в России является смешение и жанров и стилей мыслительной деятельности. Подчас весьма трудно выделить особенности философской рефлексии в том чис

Об искренности русского коммунизма
Еще одной отличительной особенностью современного этапа эволюции политической идеологии в России является ее прозрачно ненавязчивая искренность, или, более точно, синтетическая способность к вообра

Детская болезнь правизны
Социологические исследования различных уровней давно доказали, что истины, кажущиеся объективными и неопровержимыми, чаще всего становятся поводом для критики и переоценки. Одной из пробле

Нонконформизм в советской культуре: истоки и своеобразие
Духовная ситуация конца XX в. ставит очевидную проблему осмысления советского культурного наследия во всей разноплановости его исторических и художественных особенностей. Эта проблема особенно акту

Империя и свобода: итоги и перспективы постсоветского духовного опыта
Итак, перспективы современного российского общества и российской государственности весьма неоднозначны и связаны, прежде всего, не столько с преодолением, сколько с конструктивной реализацией культ

Деструктивность русского национализма и перспективы цивилизованного национального государства
Нынешняя Россия, фактически, имеет два варианта решения проблемы консолидации общества: этнизация или создание цивилизованного национального государства. Первый путь, как уже говорилось, чреват взр

Духовность, з/ к и гуманизм
Весьма неоднозначны ценностное содержание и эволюция российского духовного опыта. Поиски справедливости российских революционных демократов обернулись обоснованием и оправданием индивидуального тер

Постсоветская индивидуация как общецивилизационная potentia
Современное российское общество находится в состоянии глубокой и всеохватной трансформации, усугубляемой процессами трансформации общецивилизационной. Распад традиционных социальных тканей порождае

Легитимность, идентичность, служение
Метафизический (трансцендентальный) уровень бытия вообще играет важную, если не центральную роль в социальной практике. Например, проблема власти это отнюдь не проблема силы. Не менее важна проблем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги