рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Приближение

Приближение - раздел Физика, Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков «Би. Приближение. Счастье! Вникни В Гадание. Изначальная Вечная Стойкость. Не...

«Би. Приближение. Счастье! Вникни в гадание. Изначальная вечная стойкость. Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему — несчастье»[57].

В изначальной вечной стойкости преодолевая недоразумения и переразумения, человечество достигает критической интерьеризации ноосферы и вступает в эон ассимиляции самости, эон единения с unusmundus. Самодвижимый всепостигающий дух, вникая в гадания, гипотезы, теории и данные возобновляемых экспериментов, «завершает идеализацию вещей тем, что познает тот определенный способ, каким составляющая их общий принцип вечная идея в них раскрывается»[58]. «Тот, кто познал мир — нашел труп»[59]. Прозекторы составляют и усовершенствуют анатомический атлас — научную картину мира. Открываемый ими в экзотерическом созерцании фундаментальный объект, основа композиции картины — если он по сути своей, а не по названию лишь фундаментален — должен быть первичным и простым, «следовать самому себе»[60]; должен быть тем, чем и из чего создано то, что принято считать материей; должен предстать своим открывателям, зерцалам открытым, самому себе, завершающему круг всепостижения — единым, неописуемым всем по имени ничто, истоком и истиной, порождающим и смыслоопределяющим фоном, непротяженным безмерным пространством, пневмодышащей глоткой хаоса.

Свидетели единого — нелокальные явления, трансцендирующие пространство и время на предшествующем фундаментальному объекту уровне квантовых систем. Эффект Ааронова — Бома: частица чувствует поле, не находясь в зоне его действия. Неравенство Белла: измерение, производимое над одной частицей, влияет на значения скрытых параметров, управляющих движением другой. Принцип редукции волнового пакета Шредингера: связь (несиловая корреляция) объектов квантовой системы сохраняется и после прекращения всех возможных взаимодействий между ними. Парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена: состояния разлетающихся частиц оказываются существенно взаимосвязанными. Ни сами эти связи (несиловые корреляции), ни их сверхсветовой носитель не могут быть физически описаны или математически смоделированы. Их философское осмысление приводит к пониманию того, что «фундаментальные процессы природы лежат за пределами пространства-времени, но генерируют события, которые могут быть локализованы в пространстве-времени»[61].

Квантовая система — единое целое, а не совокупность разрозненных элементов. Более того. Сама Вселенная, представляющаяся на макроскопическом уровне многообразием не связанных между собой, произвольно расчленимых фрагментов — на фундаментальном, субатомном уровне предстает чуждым всякой множественности и противоположным ей по сути неразложимым единством. При этом наблюдаемая система едина не только сама по себе, но составляет единое целое со своим наблюдателем (созерцателем, наблюдателем — участником).

Наблюдение — участие — ключевой момент картины мира, предложенной одним из ведущих физиков современности Дж.А. Уилером. Импульс и местоположение электрона не существуют независимо от наблюдателя. Ответы, которые исследователь квантово-механических явлений получает в результате эксперимента, частично зависят от задаваемых вопросов[62]. Любой квантовый феномен определяется наблюдением-участием. Уилер сравнивает его с дымовым драконом. Мы можем ощутить либо зуб дракона, когда срабатывает счетчик, либо наконечник хвоста, когда частица покидает эжектор. Но между пастью и хвостом только дым. Вопрос о том, где находится ненаблюдаемая частица, неправомерен. Уилер приводит модель единого мира, самосинтезирующегося наблюдением-участием. На одном конце вечного возвращения по изначально замкнутому кругу самосинтезации — психическая реальность: — наблюдатели — участники (созерцающие), задающие вопросы и получающие ответы. Их поведение приводит к изменению характера квантовых явлений и, таким образом, влияет на фундаментальную физическую реальность. На другом конце — физический уровень мира (созерцаемое) — основа химических, биологических и психологических явлений. Замкнутый круг — начальный пункт самосинтезации, наблюдения-участия. Быть — значит быть воспринимаемым. Это допущение требует отказаться от теперь-центризма, то есть сделать шаг столь же революционный, что и предпринятый учеными XVI в. отказ от здесь-центризма. Время, нечленимое на прежде, после и теперь на фундаментальном уровне организации материи, время, трансцендируемое нелокальными и синхронистическими явлениями — должно быть заменено более глубокой категорией. Основа существования — самость, основа самости — unusmundus. Шредингер, рассматривая проблему свободы и выбора хода событий в мире каузальной обусловленности, приходит к выводу: только Я, опирающееся на онтологический, психоидный слой самости, может быть действительным психическим Я, управляющим физическими и физиологическими процессами своего организма[63]. Уилеровское требование отказаться от теперь-центризма и признать основой бытия круг самосинтезации эквивалентно утверждению: только реальность, созданная на квантовом уровне наблюдением - участием, может быть действительной физической реальностью. В анатомическом атласе тщательно нарисованы и всесторонне описаны органы и системы единого, живого, разумного существа. Самый главный, необходимый для поддержания жизнедеятельности — и самый загадочный орган существа — неописуемый и не исследуемый фундаментальный объект.

В трех самых известных и популярных в современном научном сообществе парадигм структуры материи фундаментальным объектом является — в том или ином виде — все по имени ничто: пустое искривленное пространство геометродинамики, основное состояние фундаментальной субстанции единой полевой теории, суперструнный вакуум.

Развивающий и порождающий фон единой полевой теории элементарных частиц — основное состояние, вакуум фундаментального поля, «праматерия». Поле взаимодействует с самим собой и образованными из него, превращающимися в него и друг в друга частицами — возбужденными состояниями «праматерии», «пространственно ограниченными областями с сингулярным поведением вакуума»[64]. Одно из свойств, характеризующих вакуум как фон — его неинвариантность, вызывающая неинвариантность гамильтониана и влияющая на состояния развернутых на его фоне квантовых систем. Вакуум как организующий материю фон — в основе «самосогласованных моделей Вселенной», в которых вакуумный тензор энергии — импульса определяется кривизной пространства-времени, и, с другой стороны, определяет эту кривизну. Вакуум — связующее, единое звено макро- и микромира. Не опосредуемый ничем вакуум, порождая нечто отличное от себя, является его основанием в микро-, макро, и мегамире, и, таким образом, обуславливает возникновение и существования Вселенной как единой неделимой целостности[65]. Вакуум — состояние поля с минимальной плотностью энергии; отклонение от минимума в контексте квантования — элементарная частица. Но минимум не обязан быть нулевым. Более того. Полная плотность энергии основного состояния всех полей при уменьшении объема расходится, становится бесконечной. При увеличении объема «чудовищные» компоненты отдельных участков складываются и взаимно компенсируют друг друга. Фрагмент фундаментального поля, равно как и любая частица — форма его существования — потенциально содержит все другие элементарные частицы. Основное состояние фундаментальной субстанции (поле без частиц) В. Гейзенберг назвал «миром», а А.А. Гриб «не столько небытием, сколько сверхбытием»[66]. Уилер сравнивал частицу в вакууме с облаком в атмосфере[67].

Ю.С. Владимиров вспоминает, как в Советском Союзе для реализации идеи получения энергии из вакуума разрабатывались и финансировались исследовательские программы, создавались научные коллективы[68]. Тем не менее — и в прежние, и в незапамятные времена — из того, что принято считать вакуумом, без ведома и участия ученых и специалистов получались и энергия и вещество. Вакуумные флуктуации — рождение в пустоте пар частиц, вещества и антивещества — общее место квантовой теории поля. В научном сообществе обсуждается проблема, описывается и моделируется — с учетом законов сохранения — процесс рождения из ничего всего наблюдаемого и ненаблюдаемого вещества и антивещества Вселенной. Ответы ученых на вопрос о причинах произошедшего: «нечто произошло из ничто, потому что ничто неустойчиво»[69]; или: «наша Вселенная — это просто одна из тех вещей, которые происходят время от времени»[70]. «Для нас теперь зарождение материи допустимо и без необходимости признания Божества»[71], — замечает Вернадский. «Тот, кто верит в мистичность физики, плохо разбирается в математике»[72] — рассуждает С. Хокинг. «Оркестра! Терроре!», — вопят музыканты Феллини и водружают на сцену метроном. «Что есть вселенная», — вопрошает Уилер, — «великая идея, очевидная настолько, чтобы не казаться очевидной, или механизм — правящее миром уравнение?» Ученый предъявляет картине мира (анатомическому атласу) требование изящества (austerity): если в полевых теориях мы выводим многое из малого, что воспрепятствует выведению всего из ничего[73]. Ответ — предельно упрощенный, опустошенный фундаментальный объект, физический смысл которого совпадает с основным состоянием поля Гейзенберга или «электронным морем» Дирака. Порождающее все ничто Уилера — искривленное пустое пространство, динамическая геометрия. «Геометрия, лишь слегка искривленная, описывает гравитацию. Геометрия, искривленная по-другому, описывает электромагнитное поле. Геометрия с новым типом возбуждения дает магический материал для построения элементарной частицы. Все, что есть в мире, состоит из геометрии»[74]. Пространство геометродинамики — омоним того, что принято считать пространством: макроскопические представления в микромир не экстраполируются; квантовая реальность стохастична (вернее — откровенней — говоря, квантовые процессы и явления настолько случайны и непредсказуемы, что для их описания приходится использовать аппарат теории вероятностей). Пространство обладает не только макрокривизной в масштабах Вселенной, но и существенной микрокривизной планковского масштаба. Статистические вариации компонент метрики и топики на расстояниях порядка планковской длины (10 –33 см) достигают по порядку величины самих компонент. Характер пространства претерпевает существенные изменения. Трехмерный риманов континуум оказывается не поверхностью, а тончайшей пленкой десяти-, двадцатишести-, или фрактальномерного пространства. (Как не вспомнить притчу П.Д. Успенского о плоских существах, которые убеждаются в большей размерности своего пространства, обнаружив, что обитают на листе не бесконечно тонком, а имеющем вполне определенную толщину.) Квантование теорий Максвелла и Эйнштейна приводит к предсказанной Клиффордом пенообразной структуре пространства[75]. Уилер сравнивает пространственно-временную пену с толченым стеклом, кажущимся гомогенной структурой. Риманова геометрия не дает корректного рассмотрения физики микромира и должна быть заменена более фундаментальным структурным понятием прагеометрии. Пространство прагеометрии эластично, его — не только чисто геометрические — параметры изменяемы, «расстояние между А и В» в нем определяется «разветвлением взаимосвязи А и В». Исходя из соображений изящества в поиске основополагающего принципа прагеометрии, Уилер выдвигает «идею для развития идей» — «прагеометрия как исчисление высказываний»[76]. Знаменательный факт: периферия (граница с внешней по отношению к нему физической реальностью) фундаментального объекта устроена по тому же принципу, что и периферия (дискретно — дискурсивный регион) сознания. Сам же фундаментальный объект (вакуум, пустое «пространство») аспациален; на него не может быть распространено представление о пространственной определенности. Любой участок вакуума, вне зависимости от «протяженности» или «местонахождения» — одна, одна и та же «мировая точка»[77].

Для полноты рассмотрения проблемы фундаментального объекта придется уделить внимание суперструнной концепции структуры материи.

Суперструнный подход возник в шестидесятые годы. С. Хокинг пишет: «Основными объектами струнных теорий выступают не частицы, занимающие всего лишь точку в пространстве, а некие структуры вроде бесконечно тонких кусочков струны, не имеющие никаких измерений кроме длины. Концы этих струн могут быть либо свободны (так называемые открытые струны), либо соединены друг с другом (замкнутые струны). Частица в каждый момент времени представляется одной точкой в пространстве. Следовательно, ее историю можно изобразить линией в пространстве-времени («мировая линия»). Но струне в каждый момент времени отвечает линия в трехмерном пространстве. Следовательно, ее история в пространстве-времени изображается двухмерной поверхностью, которая называется «мировым листом».

Теория струн имеет очень необычную историю. Она возникла при попытках построить теорию сильных взаимодействий. Идея была в том, чтобы частицы типа протона и нейтрона рассматривать как волны, распространяющиеся по струне. Тогда сильные силы, действующие между частицами, соответствуют отрезкам струн, соединяющим между собой, как в паутине, другие участки струн. В восьмидесятые годы интерес к суперструнным моделям возродился; возникла теория гетеротической струны, дающая надежду на объяснение разнообразия видов частиц»[78].

Первоначально одномерный релятивистский континуум, названный струной, служил подходящей моделью для описания адронов. Однако в 1979 г. профессор П. Роман опубликовал статью, в которой, принимая во внимание эффект спонтанного нарушения симметрии и топики, доказал, что адронные реакции могут быть объяснены микроструктурой пространства-времени[79]. Привлечение для их моделирования какого бы то ни было специального объекта является излишней методологической операцией. Преимущество суперструнных концепций состоит в том, что пространственно-временные теории кажутся невразумительными и требуют большей степени абстрагирования.

М. Грин отмечал: «Абстрактное пространство всех возможных конфигураций струны является грандиозным развитием идеи обычного пространства, а его геометрия, связанная со струнным полем, — совершенно новым видом геометрии. Частицу-струну следует представлять себе как «волновое» возмущение в этом огромном пространстве, подобно тому как мы представляем гравитон в виде волны в обычном пространстве»[80]. Тем не менее, иерархия структуры материи в суперструнных теориях: элементарные частицы — суперструны — порождающий и поглощающий струны вакуум. Последний — несомненно — является фундаментальным объектом соответствующей картины мира.

В 1989 г. в Триесте была организована Школа приверженцев суперструнных теорий, в рамках которой были представлены и опубликованы доклады и статьи ведущих специалистов в этой области. Открывая Школу, профессор Принстонского и Иельского университетов Грегори Мур заявил: «Фундаментальные принципы струнной теории до сих пор неизвестны. Решающую роль в струнной теории играет конформная теория поля, разработка, углубление понимания и математическое обоснование которой может привести к прогрессу в теории струн»[81].

В книге «Время, хаос, квант» И. Пригожин определяет хаос как условие экспоненциального увеличения расстояний в фазовом пространстве. «Мы будем называть хаотическими все системы, классические или квантовые, которые приводят к несводимому представлению в терминах вероятностей»[82], — пишет ученый. Нет нужды доказывать, что «мир» Гейзенберга, динамическая геометрия Уилера и вакуум суперструнной теории этому определению соответствуют. Но и не применяя к фундаментальному объекту пригожинского определения, можно найти в нем все признаки хаотичности: единство, беспрецедентную мощь, фундаментальность. Неупорядоченность (отсутствие того, что принято считать порядком) возникает уже на подступах к фундаментальному уровню: макроскопические представления в микромир не экстраполируются. Сам же объект ненаблюдаем; по отношению к нему высказывание Декарта пришлось бы перефразировать: «хаос отнюдь не может быть воспринят нами».

И вышеизложенного было бы достаточно, чтобы изречь: «мифологема хаоса репрезентует фундаментальный объект», если бы ни одно, но существеннейшее обстоятельство. Флуктуации вакуума и его неравновесие заставляют Вселенную развиваться в направлении, прямо противоположном начертаниям II закона термодинамики[83]. Содержимое Вселенной интерьеризуется, развиваясь от менее сложных форм к более сложным; знергия накапливается во все более и более совершенных формах. Процессы, происходящие на уровне фундаментального ничто, преобразуют материю от газопылевых скоплений к биологическим коррелятам сознания, однако источник этих преобразований — за пределами — внутри субстанциональной гиперповерхности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков

На сайте allrefs.net читайте: "Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Приближение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Координата рационального.
Современная фаза развития теоретического сознания вновь выдвигает на первый план проблему рационального. Это обусловлено целым рядом обстоятельств, среди которых не последнюю роль играют как продол

Сущность и рациональность
Любое осмысленное знание, претендующее на истину, есть познание некоторой сущности. В современном философском дискурсе, в наше постмодернистское время рассуждений о симулякрах и деконструкции, стил

Существенность сущности
Автор «Метафизики», со свойственной ему лапидарностью, отмечал: «...о сущем говорится в различных значениях, но всякий раз по отношению к одному началу: одно называется сущим потому что оно сущност

Сущность и идентификация
Глубоко в истории философии и логики коренится понимание развития познания как взаимодействия двух основных форм фиксации и выражения знания: непосредственного указания предмета и его описания. Ари

Рост знания: динамика существенного и диалогичность осмысления
Развитие знания и осмысления это не только путь от выделения свойств вещи к знанию вещи как комплекса этих свойств, но и встречное движение — от идентификации некоторой нерасчлененной целостности к

Существенность и необходимость
Традиционная формальная логика отвлекается от этого обстоятельства. Она строится как анализ объемных (экстенсиональных) отношений (как отношений между объемами понятий) нейтрально к существенности

Существенное как синтез истинного, должного и возможного
Как представляется, рассмотренный круг вопросов ставит проблему возможности логико-семантического анализа, строящегося не только на традиционных критериях непротиворечивости адекватного описания де

Существенность и эффективность, рациональность и ответственность
Существенность является выражением единства анализа и синтеза, выявления расчлененности предмета познания, описания этой расчлененности («сделанности») и программы воссоздания в новом единстве, зад

Сущность и свобода
Проведенное рассмотрение показывает, что идеи сущности и существенности непосредственно связаны с рациональностью как эффективностью и конструктивностью целенаправленной деятельности. Что позволяет

Два типа рациональности
Рациональность как эффективная «техничность» Знание — одно из средств обоснования деятельности, шире — жизни. Лишь будучи соотнесенным с контекстом конкретных потребностей

Произвол и безответственность рационалистического активизма
Естественная человеческая потребность видеть мир осмысленным и справедливым, оправданным. Но на каких основаниях сравниваются сущее и должное, во имя каких интересов будет осуществлено в их единой

Космичная» рациональность
Но рациональность и существенность связаны не только с целеустремленностью, но, в конечном счете, и с конечностью, ограниченностью выражения, описания и отображения. Они суть ни что иное как проявл

Инорациональность свободы и ответственности
Осмысление действительности не сводимо к осознанию «сделанности» вещей и явлений. А идея не сводима к программе эффективной (успешной) деятельности. Все это, разумеется, составляет ткань осмысления

К новой метафизике нравственности?
Необходим радикальный переход к новому пониманию человека. Или он — самозванец, стремящийся к экспансии, агрессии, насилию и убийству как крайней форме самоутверждения. В этом случае он может сдерж

Философия и наука: ревность без любви
По мере формирования науки, по мере дивергенции и все большей специализации научных дисциплин, нарастали напряжения в отношениях науки и философии. Между ними сложились непростые, взаимо-подозрител

Нефилософская философия
Между тем явно и довольно остро ощущается голод по «внешкольной», неакадемической философии, по независимому и честному суждению. Не случайно в годы духовного застоя возник и активно разгорался, ос

Не философия - методология - наука, а наоборот
В этой связи поучительно рассмотрение претензий философии на так называемую методологическую функцию по отношению к науке. В нашем столетии даже оформился самостоятельный философский дисциплинарный

Философствование и философия
Итак, есть живое философствование и есть академическая философия. Есть собственно философы — те, кто философствует, и есть преподаватели философии, делящиеся радостью узнавания чужого философствова

Философствование ученых: как теория становится метафизикой
Начав с рассмотрения философии как нормативно-ценностной системы, с форм и способов философстования, мы вновь оказываемся перед содержательной стороной философствования — фактом противоречивости мы

Философия техники в современной культуре
Философия техники — это сравнительно новая ветвь философии, специфика которой заключается в необычности предмета исследования. При столкновении с предельно рациональным, «весомым, грубым, зримым» м

Определение техники
Методической основой преподавания технических дисциплин является так называемый естественнонаучный подход к технике. Согласно этому взгляду, техника есть принадлежность прикладной науки. Тем самым

Мир техники и мир человека: проблемы их соотношения
Соотношение мира человека и сотворённой им технической среды достаточно сложно. Мы остановимся на двух важнейших вопросах — на проблеме трансформации человеческой сущности, погружённой в про

Новые тревоги и новые горизонты мира техники
Конец столетия ознаменовался усилением антитехницистских настроений. В ходу несколько драматичный тезис о крахе «великой технологической иллюзии», с которым связывается современное состояние умов.

Культурология: от видЕния к вИдению.
В 1983 г. один из авторов сдал в издательство питерского университета книгу под названием «Познание и культура». Речь в ней шла о социально-культурных и личностных факторах познания. Издательство к

Возможна ли культурология как «чистая» наука?
В спорах о статусе культурологии и ее перспективах на будущее невольно соединяются две разные идеи. С одной стороны, речь идет о демаркации между философским и культурологическим типами знания и о

Семиотическое пространство культуры
Человек становился человеком по мере того, как он осознавал себя в качестве одного из звеньев всеобщей цепи, растянувшейся и в пространстве и во времени и названной «человечество». Обнаружение все

Язык и текст в культуре XX века
Европейская метафизическая традиция ассимилирует в себе два основных варианта осмысления проблемы культурного текста. Один из них корнями уходит в античную традицию и связан с учительской культурой

Метафора — знак неполноты бытия
Человеческая деятельность никогда не строится так, чтобы все сведения, необходимые для успешного осуществления конкретных деятельностных актов, были в наличии. Одной из ее важнейших особенностей яв

Философская антропология и метафизика свободы.
Во «Введении к антропологии» М. Шелер сформулировал пять основных и определяющих идей о человеке. Первая суть иудео-христианский миф о сотворенном человеке и смысле его бытия. С этой мифол

Самосознание и страх, диалог и Третий
«Не полон ли мир ужасов, которых мы совершенно не знаем? Не потому ли нет полного ведения, что его не вынес бы ум и особенно не вынесло бы сердце человека?» — спрашивал в начале XX столетия В.В. Ро

Пространства священного. Христианская антропология на рубеже веков
Проблема метафизического осмысления сущности христианства в современной ситуации претерпевает весьма противоречивые трансформации. С одной стороны, христианская идея не перестает оставаться стержне

Исповедальное слово в метафизической перспективе
Тема исповеди относится к одной из самых потаенных областей человеческой культуры. Искренность исповедального слова и его неотторжимость от религиозного опыта проявляет, проясняет метафизические ос

Философический эксгибиционизм
Запомнился один сюжет из философских быта и нравов нескольких лет давности. Готовился очередной выпуск «Санкт-Петербургских чтений по философии культуры». Тема его звучала довольно претенциозно — «

Философия культуры и уровни междисциплинарности.
Возможности теории и философии культуры ограничены, что становится очевидным при рассмотрении динамики культуры и смыслообразования. При рассмотрении развития культуры, а тем более таких его фактор

Семиотический подход
Очевидной привлекательностью в плане возможностей осмысления лиминальности обладает семиотика как общая теория знаков. Семиотический подход доказал свою плодотворность в культурологии и искусствове

Семиодинамика или глубокая семиотика
Однако и традиционный семиотический подход ограничен возможностями только описания de facto лиминальности и лиминального дискурса, но не самой динамики перехода в осмыслении и смыслообразовании, чт

Комментарии к предстоящему: ракурсы и взоры
«Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает»[6]. Тот, кто знает и говорит, минует не. Не неба, очерчивающего окоемом: здесь происходит то, что принято

Радиальный ответ
«В месте и скрытом и тихом мы создали храм»[84]. «В месте и скрытом и тихом» — ответ на метафизическое вопрошание о месте (пространстве). Ответ радиальный, ибо гласит о том, по

Я как точка сборки ответственности
Очевидна историческая тенденция сужения границ Я, границ личности как вменяемого, свободного и ответственного субъекта от племени, общины, рода до психосоматической целостности индивида, к определе

Распыляющееся Я?
Границы свободы и ответственности сузились настолько, что перешли в запредельное. Разве уже сейчас не возлагается ответственность не на целостную личность, а на стихии, процессы и системы ее образу

Пол и идентичность
Где же спасение? Каков тот якорь, которым Я может зацепиться за мир? Может быть пол, гендер? Выше уже отмечалось, что в европейской традиции за последние два века укрепилась понимание генд

Постчеловеческая телесность
Более того, в наши дни можно говорить уже и о постчеловеческой телесности. Греческий философ Х. Яннарас в своих «Вариациях на тему «Песни песней» пишет: «Загоревший мальчик с гибким, как у

Фундаментальные метафоры: зооморфизм, техноморфизм и теоморфизм
Хаптическая рефлексия небезосновна, она ищет опоры вовне, уподобления каким-то формам бытия. Представления о человеческой самости, идентичности человеческого самосознания с какой-то формой ищут и н

Постчеловечное Я
Где и когда Я? Где и когда личность? К концу ХХ столетия эти вопросы звучат весьма нетривиально. Психологи и даже педагоги говорят о пренатальной (внутриутробной) стадии развития личности. Родителя

Приключение духа разума и свободы
Духовная драма, если не трагедия, ХХ столетия вопиет об осмыслении. XX в. фактически оказывается полем пересечения ряда сюжетов духовного поиска, осознает себя эпохой практики и экспериментов, когд

Ad absurdum постмодернизма
Рационализм Просвещения (модерн), последовавшая сциентизация практически всех компонентов культуры определили судьбу философии последних двух столетий: из любви к мудрости она превратилась в любовь

К новой метафизике нравственности и инорациональности?
Во вновь расширяющемся в запредельное конусе свободы и ответственности их субстанция становится виртуальной, труднодоступной здравому смыслу и обыденной практике, а идентификация, определение грани

Самосознание, духовность и персонология
Человек современной культуры требует постановки своей индивидуальной трагедии в центр универсального исторического процесса, не просто рациональной осмысленности мира, но и соразмерности смысла с е

Дегуманизация» современного общества и перспективы духовности
Современное общество — и не только российское, но российское в особенно явной форме — переживает интенсивнейшую трансформацию. Речь идет не только и не столько о производственных и информационных т

Персонология, глубокая семиотика и новый парадигмальный сдвиг
Какова роль философии в этих процессах? Не случайно в центр дискуссии о кризисе современности ставится не понятие разума, а понятие личности. Это связано с общей тенденцией в современной философии,

СОКРАЩЕНИЕ ПЕРВЫХ ОСНОВАНИЙ МАТЕМАТИКИ».
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ Для двух причин я люблю и восхваляю Математику, во-первых, для исправления хорошего порядка, коим содержащееся в ней учение предлагается и утверждается. Потом для ее нау

Первоисточники
1. Вольф Христиан. Вольфианская экспериментальная физика с немецкого подлинника на латинский язык сокращенная, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов. 2-е изд. СПб: Типограф

Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы.
Еще в 1970-е годы, чем дальше, тем больше, все возрастала популярность французского постструктурализма. Ж. Бодрияр, Ж. Батай, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Лиотар, стали законодателями фило

Телоцентризм
«Слово и тело» — не столько парафраз известной формулы российского сыска, сколько обозначение существа проблемы. Сутью современной цивилизации, с которой кое-кто связывает даже «конец истории», явл

Логоцентричность телоцентризма
Прежде всего, относительно кризиса логоцентризма и рационализма в современной культуре. Можно сколько угодно интересно, ярко и «со страшилками» говорить и писать об этом. Но следует все-таки помнит

Фигура умолчания постмодернизма
«Доверия к слову в культуре практически не осталось, — пишет М.Н. Золотоносов. — В этой ситуации можно предположить, что в XXI веке основные открытия будут совершены на основе не научных и техничес

Невменяемость
Так и видится, как читатель из адептов деконструктивизма, тонко и снисходительно улыбаясь на моветон этой статьи, замечает: «Ну вот, об ответственности заговорил. Какая, к Богу в рай, ответственнос

Человекобожие?
Но даже если признать, что главное в осмыслении деконструкция, метафора, ирония, интерпретация как взаимоперевод, Outside-Inside позиция, то и здесь мы приходим к серьезным проблемам метафизики нра

Ответственность и свобода
Но может быть именно в этом и заключен главный урок постмодернизма? Наглядный и масштабный урок в духе П.Я. Чаадаева — «как не надо». Урок следствий сознательной невменяемости, свободного отказа от

От Канта к Бахтину
В этой связи представляется важным и плодотворным обращение к сопоставительному анализу наследия двух, по-своему — ключевых для осмысления духовного опыта XX столетия фигур: И.Канта и М.М.Бахтина.

Бытие как со-бытие
В свете проведенного рассмотрения очевидно, что ответом на вопрос, «чье» сознание может быть указание какого-то пункта духовного целого, относительно места, позиции личности в мире. В этом плане че

Границы личности как границы свободы и ответственности
Феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика весьма убедительно продемонстрировали, что интерпретация, понимание и даже язык — не только коммуникативные процессы, а являются проблемами

От шизоанализа к грамматологии и обратно
Из обыденного человеческого опыта и из практики психологической науки известно, что необходимой характеристикой здорового человеческого мышления является способность осознавать антитетически заостр

Смерть смерти»: постмодернистический проект
Метафизика представляет собой один из самых сложных исторических типов философского (и религиозного) дискурса не только в силу исторической укорененности ее в человеческом мышлении. Из абсолютной ф

Персонологические основания динамики осмысления
Как было показано выше, традиционный логический, теоретико-информационный, семиотический и даже культурологический подходы к динамике осмысления метафизического знания оказываются ограниченными и н

Хаптика: тело смысла и смысл тела
Особого внимания заслуживают телесные факторы динамики осмысления и смыслообразования. Во-первых, потому что от них отвлекалась и отвлекается до сих пор традиционная теория познания в своем стремле

Некоторые пророки и предтечи
У хаптики и телоцентризма имеются авторитетные и убедительные пророки. Собственное бытие дано человеку, прежде всего, в телесной форме, как телесность. Именно тело очерчивает первичную границу Я и

Социально-культурные факторы
В 1970-1980-х гг. мощно проявился духовный кризис идеологии с ее пониманием человеческой жизни как жизни в идее, когда смысл жизни каждого и всех придает некая идея, оправдывающая все тяготы этой ж

Хапос, grooming и смысловое оплотнение
Любопытна, в этой связи, уже упоминавшаяся трактовка происхождения культуры, предложенная недавно М.Н. Эпштейном[89]. Традиционные концепции исходят из противопоставления культуры и «нат

Осязательность и эротичность: гендер и пытка
Традиционно соотношение тела и разума понимается в кантовском духе доминирования разума и трактовки тела как аппарата получения чувственных ощущений. С хаптической же точки зрения, ситуация перевер

От мифократии трансцендентального к смыслоутрате: деконструкция тоталитаризма и тотальность деконструкции
Собственно Российскую империю в 1918 г., очевидно, ждала судьба Австро-Венгрии. Финляндия, Польша, прибалтийские республики, Закавказье, начавшийся распад и собственно «метрополии»: Сибирь, Дон, юг

Исторический пессимизм как оптимизм
Дело оказалось намного трагичнее, чем предполагалось первоначально. Главная беда оказалась духовном опыте общества, в его «коллективном бессознательном», в том, от чего не откажешься в одночасье, ч

О современном политическом мифотворчестве
Одной из отметин современной интеллектуальной жизни в России является смешение и жанров и стилей мыслительной деятельности. Подчас весьма трудно выделить особенности философской рефлексии в том чис

Об искренности русского коммунизма
Еще одной отличительной особенностью современного этапа эволюции политической идеологии в России является ее прозрачно ненавязчивая искренность, или, более точно, синтетическая способность к вообра

Детская болезнь правизны
Социологические исследования различных уровней давно доказали, что истины, кажущиеся объективными и неопровержимыми, чаще всего становятся поводом для критики и переоценки. Одной из пробле

Нонконформизм в советской культуре: истоки и своеобразие
Духовная ситуация конца XX в. ставит очевидную проблему осмысления советского культурного наследия во всей разноплановости его исторических и художественных особенностей. Эта проблема особенно акту

Империя и свобода: итоги и перспективы постсоветского духовного опыта
Итак, перспективы современного российского общества и российской государственности весьма неоднозначны и связаны, прежде всего, не столько с преодолением, сколько с конструктивной реализацией культ

Деструктивность русского национализма и перспективы цивилизованного национального государства
Нынешняя Россия, фактически, имеет два варианта решения проблемы консолидации общества: этнизация или создание цивилизованного национального государства. Первый путь, как уже говорилось, чреват взр

Духовность, з/ к и гуманизм
Весьма неоднозначны ценностное содержание и эволюция российского духовного опыта. Поиски справедливости российских революционных демократов обернулись обоснованием и оправданием индивидуального тер

Постсоветская индивидуация как общецивилизационная potentia
Современное российское общество находится в состоянии глубокой и всеохватной трансформации, усугубляемой процессами трансформации общецивилизационной. Распад традиционных социальных тканей порождае

Легитимность, идентичность, служение
Метафизический (трансцендентальный) уровень бытия вообще играет важную, если не центральную роль в социальной практике. Например, проблема власти это отнюдь не проблема силы. Не менее важна проблем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги