рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль государства в политической жизни общества

Роль государства в политической жизни общества - раздел Социология, Роль Государства В Политической Жизни Общества. Важнейший Элемент Политическ...

Роль государства в политической жизни общества. Важнейший элемент политической системы общества — государство. Справедливым остается высказанное Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждение о том, что признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории и налогов. Что же такое государство? По Аристотелю государство возникает из сознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо.Т. Гоббс, напротив, видел в основе государства дисциплину страха и назвал государством лицо, индивидуальное или коллективное, возникшее в силу договора множества людей с тем, чтобы это лицо обеспечивало им мир и всеобщую защиту.

Близких взглядов придерживался Б. Спиноза Г. Гегель видел начало государства в насилии2, Ф. Энгельс и В. И. Ленин видели в нем орудие, машину для эксплуатации и подавления одного класса другимЗ М. Вебер называет государством отношения господства одних людей над другими, опирающееся на легитимное (считающееся законным) насилие.

Классовый подход к проблеме государства был ведущим в советской общественной науке.Так, краткий словарь по социологии предлагает определение, согласно которому государство есть совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определенных классов, подавляя классовых противников В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается «основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики»4 Государство отличается от других социальных институтов: • обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общественных движений и т. д.; • наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами: • монополией на внеэкономическое принуждение; • наличием государственной территории; • суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, проведения внутренней и внешней политики; • исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику и т. д. Вопрос о происхождении государства и его роли в жизни общества имеет большое теоретическое и научно-практическое значение.

Материалистическое понимание истории традиционно видит в государстве надстройку над экономическим базисом и связывает его возникновение с результатами общественного разделения труда, появлением частной собственности и расколом общества на классы.

Исследуя данный вопрос, Ф. Энгельс писал, что в условиях появления частной собственности, непрерывно ускоряющегося накопления богатств «недоставало учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним.

И такое учреждение появилось. Было изобретено государство». Ныне доступный ученым конкретно-исторический материал позволяет углубить и уточнить прежние взгляды на возникновение государства. И здесь мы сталкиваемся с проблемой так называемого «азиатского способа производства». Эта формулировка принадлежит К. Марксу.Сопоставляя особенности развития производительных сил в Европе и на Востоке, К. Маркс обратил внимание на отсутствие в ряде восточных стран частной собственности: непосредственным производителям в лице сельских общин противостоят не частные собственники, а государство Жесткий централизованный контроль со стороны государства отразился на особенностях функционирования социальной структуры и политических отношений в этих странах.

Власть, например наместника, открывала доступ к привилегиям, избыточному продукту и роскоши.Однако терявший ее, по воле деспота, чаще всего терял не только достаток, но и жизнь.

В таком же положении находилось и многочисленное купечество, не заинтересованное в расширенном воспроизводстве и предпочитавшее проживать получаемую прибыль. Иными словами, частная собственность была таковой только условно и предпринимательство в экономической сфере не приветствовалось. Административный аппарат контролировал большую часть экономики, подавляющее число крестьян оставались государственными.Особая роль государства на Востоке обусловила слабость отдельного индивида, его подавление коллективом и одновременно повышение роли корпоративных структур типа кланов, каст, сект, землячеств, сельских общин и т. д включавших как бедных, так и богатых. Их главной целью было защитить своих членов от государственного деспотизма.

Корпоративные связи, закрепленные традициями, сглаживали социальный антагонизм, порождали отношения патернализма и придавали устойчивость сложившейся социальной структуре.Консерватизм корпоративных связей способствовал политической стабильности даже в случаях смены династий, например, в средневековой Индии. Советский востоковед Л. С. Васильев в работе «Проблемы генезиса китайского государства» специально исследовал проблему становления государственной власти в условиях азиатского способа производства.

На основе кропотливого анализа обширного конкретно-исторического материала он пришел к выводу, что в данном случае государство возникает до классов как результат объективной потребности в решении крупномасштабных экономических проблем, в частности, связанных с ирригацией, строительством стратегических дорог и т. д.6 Знакомство с историей возникновения государства во многом способствует уяснению вопроса о его функциях.

Марксистский подход к этой проблеме является сугубо классовым: главная функция государства — защита интересов правящих классов. Все остальные функции как внешние, так И внутренние подчинены этой главной.Отсюда следует, во-первых, что государство может быть надклассовой структурой только в виде исключения, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к ним Во-вторых, предполагается, что переход политической власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства со временем приведет к отмиранию государства Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций: • защиты существующего государственного строя; • поддержания в обществе стабильности и порядка; • предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов; • регулирования экономики; • проведения внутренней политики во всех ее аспектах — социальной, культурной, научной, образовательной, национальной, экологической и т. д. • защиты интересов государства на международной арене; • обороны страны и др. Особый интерес представляет сегодня вопрос о роли государства в регулировании экономических отношений.

В условиях отсутствия частной собственности (азиатский способ производства, административно-командная система) эта роль проста и понятна — прямое директивное руководство, а в развитых формах — на основе детальных планов.

Иная, более сложная картина складывается в условиях развитых рыночных отношений.

С одной стороны, чем сильнее вмешательство государства, даже если оно носит косвенный характер, например, через хозяйственное законодательство и налоги, тем ниже уровень предпринимательского интереса, меньше желания рисковать капиталом.С другой стороны, вмешательство государства в экономические процессы на уровне общества в целом, безусловно, необходимо для решения проблем тех нического перевооружения производства, правильной структур ной политики, финансового оздоровления экономики и т. д Большое значение имеет и выполнение государством других, перечисленных выше функций.

Важное значение имеет решение таких проблем политический жизни общества, как государственное устройство, форма правления и политический режим. • Вопрос о государственном устройстве связан прежде всего с распределением законодательной власти между центром и периферией. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается унитарным, но если территориальные единицы вправе принимать свои законы, государство является федеративным.

Федерация позволяет преодолеть противоречие между стремлением центра к господству, а территориальных единиц — к сепаратизму.Форма правления связана с характером осуществления государственной власти, будь то монархия или республика.

Если монархия предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию, причем власть, как правило, передается по наследству, то республиканское правление означает признание суверенного права на власть народа, избранных им представительных органов. Вопрос о том, какая форма правления лучше, — республика или монархия, является во многом риторическим.Опыт современной Европы показывает, что многие развитые и политически стабильные страны являются монархиями.

Американский исследователь С. Липсет обращает внимание на медиативную, т. е. примиряющую роль монархии по отношению ко всем слоям современного общества. «В тех же странах, — подчеркивает он, где в результате революции монархия была свергнута и упорядоченное правопреемство оказалось нарушенным, пришедшие на смену монархии республиканские режимы оказались неспособными обрести законность в глазах всех важных слоев населения вплоть до пятого послереволюционного поколения или того позже» Иными словами, монарх выполняет роль нравственного арбитра, выступает в глазах подданных гарантом национальных интересов.

В то же время в ряде стран республиканская форма государственного правления функционирует достаточно успешно. Под политическим режимом обычно понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Можно выделить такие политические режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и демократия.Особый интерес представляют сегодня тоталитаризм и демократия.

Тоталитаризм (от лат. totalis) — государственный строй, отличительной особенностью которого является контроль над всеми сторонами жизни общества — политической, экономической и духовной. Без внимания не остаются даже мысли граждан, о чем свидетельствует появление термина «инакомыслящий». Тоталитаризм — это как бы деспотизм XX века. Жестокие режимы были и раньше, но тоталитаризм — явление относительно новое.Это объясняется тем обстоятельством, что полный контроль над гражданами стал возможен только с появлением таких средств массовой коммуникации, как пресса, радио и телевидение. Тоталитарный политический режим ставит отдельного индивида в более бесправное положение, чем в условиях восточной деспотии; он остается как бы один на один с государственной машиной и подчиняется ей. Признаками тоталитарного режима являются: жесткая пирамидальная структура власти (можно сказать, что обществом управляют как организацией, в которой обратные связи отсутствуют), массовый террор, постоянный поиск внутренних и внешних врагов, ликвидация горизонтальных структур в обществе. И, наконец, господство официальной идеологии, навязываемой правящим режимом.

Психологические корни тоталитаризма исследованы, в частности, 3. Фрейдом в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я». Тоталитаризм не просто опирается на согласие масс к повиновению.

Он формирует особую психологию, свой стиль мышления, для которого характерны культ власти, неуважение к правам человека, поиск простых решений, дихотомическое мышление и т. д Противоположность тоталитаризму — демократия (от греч. emos — народ и cratos — власть). По своему происхождению этр сугубо европейский феномен.

Она возникла в Древней Грецией выражала интересы достаточно многочисленного строя свободах собственников.Отношение к ней в истории социально-философской мысли с самого начала не было однозначным. Неодобрительно относился к ней Платон, сдержанно — Аристотель.

Развитие рыночных отношений в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном устройстве, при котором права собственников — буржуа были бы защищены от произвола властей.Дж. Локк и Ш. Монтескье, разрабатывая концепцию прав человека на основе теории общественного договора, пришли к выводу, что соблюдение законов является важнейшим гарантом политической свободы. В государстве, как считал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей»2. Развивая идеи Локка, Ш. Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга». Напротив, их соединение в одних руках порождает произвол. Не останавливаясь подробно на проблеме демократических прав и свобод, демократических процедурах осуществления власти, отметим, что важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.

Идея гражданского общества восходит к античности, в частности, к Цицерону, заинтересовавшемуся отличием собственно гражданина от простых обывателей. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж. — Ж. Руссо, Г. Гегелем и К. Марксом.

В современной интерпретации гражданское общество —это «общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения» В русле идей М. Вебера гражданское общество — это познавательная абстракция, идеальный тип, весьма далекий от реальности.

Но сама идея не лишена смысла.Ее суть заключается в оптимальном сочетании трех основных составляющих: власти, общества и человека.

При этом предполагается, что осуществляющее власть государство будет правовым, деятельность которого основана на верховенстве закона. Иным должно стать и общество. Для него характерны развитые горизонтальные связи, наличие всевозможных союзов и ассоциаций, массовых движений, партий, стремление ограничить власть государства за счет ее децентрализации и местного самоуправления.И, наконец, совершенно особые требования предъявляются к гражданину.

Граждане дисциплинированны не в силу страха, а благодаря сознательности, глубокой внутренней убежденности, добросовестно выполняют свои обязанности и ревностно защищают свои права, непримиримы к коррупции, взяточничеству и т. д. Иными словами, это люди с высоким правосознанием, нравственной, политической и правовой культурой. Нет слов, картина получается благостная, радующая и ум, и сердце.Но во многом утопическая, так как, во-первых, в такого рода обществе все должны быть собственниками и жить в достатке.

Однако есть основания сомневаться в том, что возможно богатое общество без бедных людей. По крайней мере на протяжении сознательной истории человечество не сумело обуздать страсть к наживе одних, стремление к тунеядству других и как следствие так и не удалось решить проблему бедности. Во-вторых, не ясно, как именно, каким образом превратить всех людей в законопослушных граждан.С конца XVIII в. идея демократии в ее западноевропейском понимании подвергается критике как «справа» (Э. Берк, А. Токвиль, И. Срлоневич и др.), так и «слева» (К. Маркс, В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, «новые левые» и др.). В воем отношении к буржуазной демократии марксизм исходит цз примата прав трудящихся.

Эта демократия если и принималась, то только как удобная форма борьбы за власть с буржуазией, в рамках капиталистического общества. Критика «справа» основана на иных методологическто принципах и постоянно эволюционирует.Если традиционные правые основывали свою критику на тезисе о невозможность подмены качества количеством — компетентного аристократического меньшинства голосами миллионов — невежественных, по их мнению, избирателей, то в наши дни аргументация усложнилась.

Либеральной (т. е. основанной на концепции прав человека) и эгалитарной (исходящей из идеи всеобщего равенства) противопоставляется так называемая органическая демократия, предполагающая опору не на индивида или массы, а на народ как целое.По мнению авторов данной концепции, именно такая форма демократии предполагает «соучастие» народа в своей политической судьбе.

Вместе с тем подчеркивается, что органическая демократия требует однородности общества как основы «братства». Отсюда делается вывод, что преобладающие на Западе либерально-демократическая и тоталитарно-эгалитарная модели демократии не способны перейти к органической демократии.Иное дело — Восток, где «коллективное бессознательное» в форме народного или национального самосознания более развито, чем на Западе, где преобладает индивидуалистическая рационалистическая психология.

– Конец работы –

Используемые теги: Роль, государства, политической, жизни, общества0.083

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль государства в политической жизни общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи
Как любая наука политология имеет свой объект и предмет исследования Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности подлежащих... Согласно второй позиции политология это общая теория политики не пытается... Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку хотя и внутренне...

Роль политических субкультур в политической культуре общества
Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления… Первоначально понятие имело сугубо прикладной характер и использовалось для… Выработка людьми ценностных ориентаций и соответствующих форм поведения на основе групповых целей и идеалов…

Тема реферата: Роль государства в смешанной экономике Роль государства в смешанной экономике
Федеральное агентство по образованию... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования...

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова
Роль религии в жизни конкретных людей обществ и государств неодинакова Достаточно сравнить двух человек одного живущего по законам какой либо... Религия являясь мировоззрением т е системой принципов взглядов идеалов... Религия дает людям утешение надежду духовное удовлетворение опору Совершенно не случайно люди чаще всего...

Понятие права. Роль права в жизни государства и общества
В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно… То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы позитивные…

Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества
Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития… Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в… Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде…

Место и роль государства в политической системе общества
Что она представляет? Из каких частей состоит? Какое место в ней занимают и какую роль играют государство и право? Эти и им подобные вопросы издавна… Итак, цель курсовой работы – определить государство как стержневой элемент… К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации.

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

Роль государства в политической власти
Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив,… Еще древнеримский оратор философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон… Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное…

Роль СМИ в жизни общества
Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в нужное русло. Многие… Исходя из этих фактов тему, касающуюся роли Средств массовой информации (СМИ)… Интересно отметить, что многими исследователями в процессе работы над понятием СМИ и роли этого явления в общественной…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам