Реферат Курсовая Конспект
Историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи - раздел История, Вопрос №1. Предмет И Структура Политологии И Бла Бла Бла. Как Любая ...
|
Вопрос №1. Предмет и структура политологии и бла бла бла.
Как любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности, подлежащих рассмотрению. Не исключено, что один и тот же объект может изучаться различными науками под особым углом зрения, с позиции своего предмета и методов. Объектом политологии является политическая сфера общества и все процессы, которые в ней происходят. Но существует более десяти гуманитарных и социальных наук, рассматривающих политику: например, философия, социология, теория государства и права, история. В связи с этим возникает вопрос о специфике предмета политологии, т.е. того круга проблем, подлежащего всестороннему исследованию.В отечественной политологии сложились две позиции относительно предмета политологии. Согласно первой, политология - это целостная и интегративная наука о политике, которая включает в себя весь комплекс частичных политических знаний. Сама же политология выступает как междисциплинарное знание, а ее предмет составляет совокупность закономерностей функционирования и развития различных сторон политической деятельности, исследуются отдельными субдисциплины - политической философией, политической социологией, политической психологией и т.д.
Согласно второй позиции, политология - это общая теория политики, не пытается охватить всю политическую проблематику и имеет свой специфический предмет исследования: закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, механизм властеотношений и взаимодействий между властвующих и подвластными, управляемыми и управляющими . При этом власть рассматривается как сущность феномена политики. Не вступая в дискуссию о политологию, можно высказать мнение, что "широкое" и "узкое" понимание предмета политической науки не противоречат друг другу, а соотносятся как два "концентрические круги" накопления политического знания.
Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку, хотя и внутренне дифференцированную на субдисциплины.
В зависимости от проблематики, изучаемой она включает в себя следующие направления:
политическую философию , которая исследует ценностные аспекты политики, идеалы и нормы, на основе которых функционирует политика и власть, кроме того, политическая философия формирует понятийный аппарат науки, ее методологическую базу;
теорию политики ; это более конкретная дисциплина, изучающая политику и власть, механизмы функционирования последней, она имеет свои внутренние структурные звенья: теория политической системы, теория власти, теория демократии, теория элит и т.п.;
политическую социологию , которая акцентирует внимание на социальном обосновании власти: влияние социальных групп и в целом гражданского общества на политику;
политическую психологию , которая исследует роль установок, убеждений, мотивов и бессознательных факторов на политическое поведение; эта дисциплина рассматривает как массовые формы участия в политических процессах, так и психологические аспекты феномена лидерства;
историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи;
политическую антропологию , которая изучает влияние социобиологическую качеств человека на политику, а также связь политики с культурой и национально-психологическими особенностями того или иного народа;
теорию международных отношений , которая рассматривает проблемы мировой политики и взаимоотношений государств; внутри этого направления выделяют геополитику, что рассматривает использование государствами пространственных факторов для достижения политических задач
Вопрос №7.
Национально – экономическая парадигма и бла бла бла
Джон Локк (1632-1704) –выдающийся английский философ и политический мыслитель, автор книги “Два трактата о правлении”, виднейший теоретик и непосредственный участник английской революции, государственный деятель, заложивший основу современной британской политической системы. Острые социально-политические противоречия английского общества второй половины XVII в., динамизм, противоречивость процессов привели к острой идеологической борьбе, к дальнейшему развитию концепций, ориентирующихся на буржуазно-демократические ценности и идеалы.
Локк сформулировал многие основополагающие принципы буржуазной государственности, ее организации и идеологического обоснования, заложил теоретические основы системы буржуазного либерализма.
Он решительно выступал против феодальных и теологических теорий власти и права, против теократии и вмешательства государства в дела веры. Был заложен один из главных классических принципов буржуазной политической теории и права – формальное понимание равенства, свободы, естественных прав человека, демократии независимо от социальной сущности всех политических институтов. Гуманистический подход к общественной жизни, праву и государственной власти у Локка выражен полно и абсолютно в принципе: “все люди по природе свободные, равные и независимые”.
Теория общественного договора (или “теория согласия”) закладывает основу важнейших методологических построений Локка. Он четко отделяет государство от общества, признает их относительную самостоятельность, выделяет политическую власть как особый феномен от других видов власти.
По Д. Локку, естественное состояние не “война всех против всех” (как у Гоббса), оно имеет общественный и относительно упорядоченный характер, регулируется нормами естественного права (они определяют поведение человека, диктуются разумом). Локк называет его то “законом Бога”, то “законом природы”. Можно сказать, что естественное право представляется ему какдолжное право, как правосознание. Совершенствование естественного состояния общества ведет постепенно к формированию элементов “гражданского, политического общества государству” (часто Локк употребляет все эти категории как взаимозаменяемые).Учреждение государства Локк рассматривает как торжество разума, как процесс исторически закономерный и прогрессивный. Содержание теории общественного договора включает важнейший принцип “согласия”, поэтому договор – это не отказ от власти и передача ее в руки одного лица или группы лиц, а соглашение одного лица с другими об объединении в сообщество с целью мира, безопасности, стабильности. По этому договору граждане не отказываются от своих естественных прав как таковых, соглашение носит ограниченный и строго определенный характер и цель. Как подчеркивал Локк, “государство – любое независимое сообщество”.
Именно такой общественный договор ведет к возникновению государства, но не всесильного (как Левиафан У. Гоббса) при полном бесправии народа, а государства всех подданных. Государство включает такие важные структуры, как общий установленный закон, судебные учреждения по разрешению споров и наказанию преступников, органы, утверждающие судебный приговор.
Локк провозглашает принцип закономерности и всеобщего политического и юридического равенства граждан: “Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества”.
Личная собственность граждан рассматривается им как основа, гарант не только свободы и независимости человека, но и организации общества согласно законам природы.
Значительное внимание Локк уделяет проблеме контроля и ограничения государственной власти, гарантий от нарушений закона и соблюдения режима суверенитета личности. “Власть общества или созданного людьми законодательного органа не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага”.
Интересами обеспечения основных прав человека проникнута вся концепция Локка. Он предлагал такие меры регулирования жизни общества, как регламентация сферы деятельности государства, введение принципа согласия граждан как основы деятельности государственных органов, признание права на вооруженное восстание против тирании, утверждение принципа разделения властей. Государство обязано “править согласно установленным законам, провозглашенным народом и известным народу; ...править с помощью беспристрастных и справедливых судей, ...в интересах мира, безопасности и общественного блага народа”.
Локк подчеркивает примат представительной законодательной власти среди других видов власти и выделяет три вида власти в государстве: законодательная, исполнительная и природная (сюда относятся вопросы войны и мира, межгосударственных коалиций и др.).
Типология государственных форм предлагается им на основе такого критерия, как субъект законодательной власти: самые достойные, их наследники или преемники (олигархия); одна персона (монархия); одна персона и его наследники (наследственная монархия); одно лицо пожизненно (выборная монархия); выборные должностные лица (демократия). Тирания – это осуществление власти независимо от права: “где кончается закон, начинается тирания”.
Идеи Локка оказали огромное влияние на мыслителей французского Просвещения, идеологов французской революции и деятелей американского освободительного движения.
Томас Гоббс (1588-1679) – выдающийся английский философ и политолог, автор труда “Левиафан”. Учение Гоббса о государстве и обществе является производным от его философской теории, вытекает из понимания имчеловеческой природы. Гоббс был последовательным сторонником материалистической философии Ф.Бекона, отождествлявшим законы развития мира с законами механики, он развил механистическую теорию в понимании всей социальной жизни, государства и сущности человека.
В человеческом общежитии индивидуальное и частное – первичное, а государственно-общественное является производным, вторичным.
Учение Гоббса отражало интересы утверждающейся буржуазии, буржуазные представления о человеке (в отличие от феодально-религиозных) как о прирожденном эгоисте, индивидуалисте, когда каждый ищет для себя добро, избегая зло. Гоббс и его индивидуалистический подход к государству и обществу были знаменем борьбы с феодальной сословностью, корпоративностью, он подчеркивал принципиальное равенство людей как частей природы, отрицал религиозные концепции происхождения государственной власти.
Гоббс разработал рационалистическую концепцию происхождения и сущности государства в основной работе “Левиафан”, а также в “Гражданине” и др. Опираясь на идеи естественного права и подход Гроция, он модернизировал понятие “общественный договор” как конкретный источник государственной организации людей. Естественному праву он противопоставляет естественный закон, понимаемый как найденное разумом общее правило, запрещающее любому человеку делать пагубное для его жизни. Главный признак гражданского, государственного состояния – это наличие суверенной и обязательной для всех власти. Она утверждается путем общественного договора, заключенного между всеми индивидуумами, становящимися в результате гражданами.
Гоббс отмечал, что существует два основных состояния общества: естественное, негосударственное (здесь царит несвобода, вражда, ненависть, страх) и государственное, гражданское. Совершенствование человеческой природы, общества происходит только при государственной организации.
Сторонник механистического подхода Гоббс рассматривает государство в виде искусственного механизма, итога человеческого творчества, состоящего из систем и элементов, функционирующих по законам механики. Человек – важнейший элемент, частица этой системы, но государство не сводится к простому механическому соединению элементов.Сохранение человека и государства возможно при соблюдении “естественных законов” (стремление к жизни, ее самосохранению). Для утверждения этих законов, преодоления страстей и эгоизма необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть.
Лишь указы верховной государственной власти придают естественным законам силу обязательного закона гражданских прав. Гоббс практически отождествляет юридические законы общества и естественные, т. е. моральные принципы. Однако Гоббс в ряде работ различает эти понятия: “существует большое различие между законами и правом, ибо законы – это узы, право же есть свобода, и они противоположны друг другу”. В главной своей работе “Левиафан” Гоббс пытается решить это противоречие: “Естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем, ... это различные части закона”.
Государство – прежде всего институт, реализующий разумность человеческой природы, поэтому дело власти – приказывать, а гражданина – подчиняться, исполнять законы. Государственная власть становится самосущей ценностью, свободной от любых посягательств по ее ограничению, ослаблению. В то же время Гоббс ставит и актуальную проблему политики – политическое отчуждение, ибо государство возникает в процессе отчуждения значительной части принадлежащих людям естественных прав и свобод.
В качестве суверена власти Гоббс видит и монарха, и коллективный орган (собрание), “суверен является законодателем... и он сам не подчинен гражданским законам”. Политическими идеалами Гоббса осталась монархия, сильная централизованная власть, он не разделял мнения о закономерности разделения властей в государстве. Детально определяя направления деятельности власти (“Об обязанностях суверена”), Гоббс подчеркивал, что главной задачей государства является “обеспечение блага народа”. Цель государства – “обеспечение безопасности”, ибо до появления государства в обществе царила “война всех против всех”.
Государство, по Гоббсу, есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа, ибо вне государства господство страстей, война, страх, варварство, невежество, дикость; “в государстве – господство разума, мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательство”.
В современной политологической теории принято считать, что ряд положений Гоббса о государстве является основой будущих авторитарных теорий власти, что вызывало острую критику еще в XVII-XVIII вв.
Хотя основной труд Гоббса “Левиафан” (1651) написан уже после английской революции, мыслитель по-прежнему остается сторонником монархии – “при монархии король есть народ”. В типологии лучших форм правления он выделяет три вида: монархия, демократия, аристократия. Пропагандируя буржуазно-демократические ценности, Гоббс тем не менее видел слабость демократии в непрофессионализме, эгоизме толпы, неосведомленности большинства, в неустойчивости законов, в борьбе партий (которые рассматривал как источник смуты и войн).
Способы легитимизации власти
Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации.
Понятие «политическая система» - это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом.
Функции:Являясь самостоятельным организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:
Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т. д.);
Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;
Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;
Госуда́рство — это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами. В отличие от страны, государство не имеет национальных требований к своим гражданам.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
-Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.
Классификации форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства.
Наиболее важной является классификация форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства на непосредственные и опосредованные, выражением которых является, соответственно, прямая и представительная демократия. При этом непосредственные формы участия граждан в управлении делами государства не могут быть отождествлены с формами непосредственной демократии. Опосредованные же формы участия граждан в управлении делами государства напрямую связаны с понятием представительной демократии, хотя и не тождественны ей.
Помимо этого, формы участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства предлагается классифицировать по следующим основаниям:
– в зависимости от сферы применения формы участия граждан в управлении делами государства можно разделить на формы, реализуемые в области правотворчества; в сфере исполнительной власти; в сфере отправления правосудия;
– исходя из стадий управленческого процесса возможно участие граждан в формировании органов публичной власти, деятельности этих органов и при осуществлении общественного контроля за их деятельностью;
– по субъектам применения можно выделить коллективные и индивидуальные формы участия граждан в управлении делами государства;
– в зависимости от способа применения формы участия граждан в управлении делами государства могут быть прямыми и опосредованными;
– исходя из уровня нормативного закрепления - конституционные, законодательно-определенные и не имеющие нормативного закрепления формы участия граждан в управлении делами государства;
– с точки зрения субъективных поведенческих факторов различают добровольное и принудительное участие. Добровольные формы основаны на правосознании социально-активного и законопослушного гражданина и выражаются, к примеру, в голосовании на выборах, создании политических партий, организации митингов и др. Принудительные формы (в советской политическое реальности их аналогом являлось мобилизационное участие) предполагают исключительно внешнее проявление политической активности без соответствующей субъективной оценки;
– в зависимости от интенсивности и последовательности можно выделить регулярные и иррегулярные формы участия граждан в управлении делами государства. Регулярные формы предполагают системное, постоянное выражение собственной воли; иррегулярные - охватывают разовые, эпизодические действия граждан (например, забастовки, митинги и т.д.);
– в соответствии с критерием содержательной направленности участия граждан в управлении делами государства можно выделить легитимирующие и протестные формы. В первом случае активность субъектов гражданского общества направлена на поддержку деятельности государственных институтов, признание их субъектного состава, принятых решений и т.д. Во втором - предполагается негативная реакция субъектов на сложившуюся в обществе политическую, экономическую, иную ситуации или конкретные действия государственных органов и их должностных лиц.
4. Отсутствие единого кодифицированного акта на международном уровне, определяющего порядок организации и проведения выборов в органы публичной власти не препятствует постепенному формированию международных избирательных стандартов. В процессе продолжающихся политико-правовых реформ, всесторонней модернизации, российская избирательная система, ассимилировав международные избирательные стандарты, учитывает императивные установления, содержащиеся в универсальных международных документах. Российское избирательное законодательство, хотя и вводит дополнительные ограничения пассивного избирательного права для российских граждан, в целом отражает основные закономерности демократического развития государств в условиях глобализации.
Избирательная система:Понятие избирательной системы.
Избирательная система— это лишь определенный способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов. Именно в этой связи избирательные системы различных стран подразделяются прежде всего на два типа — мажоритарная избирательная система и пропорциональная избирательная система.Избирательная система в широком смысле — это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов.
Основные типы избирательных систем. Различают два основных типа избирательных систем по порядку определения результатов голосования — пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Пропорциональная избирательная система предполагает, что в соответствии с принципом пропорциональности депутатские мандаты распределяются в соответствии с количеством и долей голосов, поданных на выборах за список кандидатов данной партии или блока партий и иных объединений (избирательного блока). Такая избирательная система достаточно справедлива, ибо позволяет, например, иметь своих представителей в парламенте тем малым партиям и частям общества, идущим за ними, которые собирают на выборах сравнительно небольшое число голосов. Она применяется в условиях создания многомандатных избирательных округов; при этом чем больше по своим размерам такие округа, тем полнее реализуется принцип пропорциональности (идеальной здесь создается ситуация, когда вся страна (например, Израиль) представляет собой единый многомандатный избирательный округ). Но это последнее возможно лишь в небольших по размеру государствах, да и то далеко не всегда. Вместе с тем такая избирательная система связана с возникновением немалых трудностей и проблем, особенно если в стране нет такой крупной и влиятельной партии или блока партий, которые и при этой избирательной системе способны завоевать устойчивое абсолютное большинство голосов, что бывает в жизни наиболее часто. С одной стороны, в рамках пропорциональной избирательной системы избиратели голосуют не столько за конкретных кандидатов, сколько за партии, их блоки и в лучшем случае за нескольких их лидеров, которые обозначаются в бюллетенях для голосования; а с другой — в результате выборов чаще всего образуется парламент, в котором ни одна партия не имеет абсолютного большинства, а наличие относительного большинства требует создания межпартийных коалиций при создании правительства, что, естественно, может порождать его неустойчивость и недолговечность.Мажоритарная (от франц. majorite — большинство) избирательная система означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат (при одномандатном округе) или ряд кандидатов (при многомандатном округе), которые представляли избирательный список, получивший большинство голосов в данном округе. Поскольку большинство может быть относительным, абсолютным и квалифицированным, в рамках мажоритарного типа избирательной системы различают такие три его разновидности, как мажоритарные избирательные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства в зависимости от того, требуется ли по закону для победы на выборах получение кандидатом (списком кандидатов) соответственно — либо больше, чем любой другой кандидат (список); либо хотя бы на один голос больше, чем половина всех голосовавших (или зарегистрированных) избирателей, либо установленный законом процент голосов, обычно более или менее существенно превышающий половину проголосовавших или зарегистрированных избирателей (например, несколько меньше или больше двух третей голосов).Совершенно очевидно, что мажоритарная избирательная система выгодна и обычно поддерживается сравнительно крупными партиями и серьезными блоками партий и иных политических объединений, сумевших договориться о выдвижении единых избирательных списков. Достоинством этой системы является то, что избиратель непосредственно знает, за какого или каких именно кандидатов он голосует. Практика применения мажоритарной избирательной системы показывает, что она способна обеспечить более успешное формирование парламентов с устойчивым (однопартийным) большинством и меньшим числом разнородных партийных фракций, что немаловажно для стабильности правительств. Не случайно, что мажоритарная избирательная система имеет в целом большее распространение в мире, нежели пропорциональная. Она действует в США, Великобритании, Франции, Австралии и еще в нескольких десятках стран. В то же время нельзя не видеть, что мажоритарная избирательная система серьезно сужает возможности на парламентском уровне отражать широкий спектр интересов меньшинства, особенно мелких и даже средних партий, часть из которых часто остается без парламентского представительства, хотя в совокупности они могут вести за собой очень значительную, а то и большую часть населения. В условиях мажоритарной системы относительного большинства при наличии большого числа кандидатов (списков) победу на выборах может одерживать кандидат, набравший лишь десятую часть голосов избирателей.
27) Политическая элита – лица, принимающие в рамках политической системы главные решения, отдающие приказы и контролирующие посредством бюрократического аппарата их выполнение.
В каждом обществе политическая элита занимает главенствующее положение и осуществляет функции политического руководства. Но в условиях конкретных политических систем, сложившихся традиций, по способам формирования и функционирования элиты могут существенно отличаться. Это многообразие нуждается в осмыслении, и здесь может помочь выделение типов элит, т.е. типология, с помощью которой можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты.
С учетом того, что исследование конкретных явлений политической жизни может проводиться в разных парадигмах, меняются теоретико-методологические подходы к выделению критериев типологизации элит.
В рамках социальной парадигмы, суть которой состоит в том, что политическая жизнь общества понимается как следствие внешних по отношению к ней явлений (господствующей формы собственности, складывающихся на этой основе социальных классов и групп, их роли в политических процессах), деление элиты на типы возможно с точки зрения того, какой род деятельности ею осуществляется. В зависимости от этого элита подразделяется на политическую, экономическую, военную, бюрократическую или культурно-информационную. Кроме того, возможно выделение типов элит с точки зрения степени их социальной представительности, т.е. того, насколько полно (неполно) в составе правящей элиты представлены разные социальные слои.
В рамках рационально-критической парадигмы, которая рассматривает политику как явление, развивающееся по своим внутренним законам вне зависимости от внешних факторов (форм собственности, классового деления общества и др.), элита анализируется как самостоятельная категория. Различаются типы элит в зависимости от способа их формирования, места в политической системе, складывающихся внутриэлитных отношений.
– Конец работы –
Используемые теги: историю, политических, учений, изучающая, этапы, эволюции, представлений, политической, жизни, компонентов, Различные, Политические, эпохи0.152
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов