рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религиозная программа.

Религиозная программа. - раздел Социология, Социальная работа с осужденными Десятилетие Тому Назад Пенитенциарная Система Российской Федерации Стала Откр...

Десятилетие тому назад пенитенциарная система Российской Федерации стала открываться общественным и религиозным объединениям. Изменение философии пенитенциарной системы было закреплено в новом Уголовно-исполнительном кодексе РФ от 18.12.1996, в том числе гласящем, что “уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма... осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания... общественные объединения... принимают участие в исправление осужденных”. Общественные объединения обнаружили обширное поле для деятельности, так как в пенитенциарной системе находится большое количество людей, нуждающихся в социальной, психологической и духовной поддержке. Это десятилетие стало временем создания законодательного пространства как для работы самой пенитенциарной системы, так и для религиозных объединений. Человек, лишенный свободы, по определению является “дезинтегрированным” относительно социума (без анализа правомерности лишения его свободы). Но чаще всего «отход» от общества происходит еще до попадания в места лишения свободы – как следствие нарушения закона.

Люди, отбывающие наказание, в большинстве своем пренебрегли общепринятыми нормами поведения, нарушили общечеловеческие заповеди. В колонию поступает много молодых людей, не обремененных угрызениями совести за содеянное, бравирующих своим криминальным прошлым. Они имеют устойчивое антиобщественное мировоззрение, являются нравственно ущербными. Каждый шаг, каждое действие воспитательной работы должны помочь осужденному осознать свою вину и побудить его вести себя достойно. Достигнуть этого невозможно без воспитания и развития у сотрудников колонии необходимых профессиональных, личностных качеств. Плодотворно работать с осужденными могут люди духовно богатые, щедро отдающие это богатство своим подопечным. Еще В. С. Соловьев писал: «Первое и самое важное условие есть, конечно, то, чтобы во главе пенитенциарных учреждений стояли люди, способные к такой высокой и трудной задаче, – лучшие из юристов, психиатров и лиц с религиозным призванием».

Исследования показали, что покаяние в основном чуждо преступникам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, более того, такая задача чаще всего в учреждениях и не ставится. Между тем, оно крайне необходимо не только для решения абстрактных нравственных проблем, но и многих практических задач, и в первую очередь, – предупреждения рецидива преступного поведения, изменения поведения вообще на основе обретения духовности и обращения к иным ценностям. Покаяние – не только признание собственных ошибок и заблуждений, но и достижение человеком нового качества. Исповедь и покаяние могут стать существенным способом снижения высокого уровня тревожности осужденных и напряженности в их среде.

Покаяние, раскаяние (лат. – penitencia; отсюда пенитенциарный) представляет собой чувства стыда, угрызения совести. Это морально-психологическое переживание имеет исключительное значение для нравственного совершенствования осужденного, так как сопровождается самопорицанием, самоупреками и самоосуждением поведения. Регулирующая роль этой важнейшей этической категории заключается в том, что стыд представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, гнев, обращенный внутрь. Стыд и совесть значимы с педагогической точки зрения еще и потому, что являются индивидуальными психическими механизмами, через которые общество воздействует на личность для саморегуляции поведения и, следовательно, для самовоспитания.

Необходимость привлечения к воспитательной работе с осужденными представителей религиозных конфессий обусловила создание религиозной программы как одного из направлений деятельности попечительского совета.

Первым этапом в формировании подпрограмм явились богослужения методистской церкви, проводившиеся в клубе учреждения с 1991 г.

Проведенный опрос в декабре этого же года показал необходимость регулярной работы с небольшой группой осужденных, желающих изучать Библию и участвовать в культовых мероприятиях и духовных уроках. По согласованию с администрацией учреждения была оборудована комната духовного общения, где Объединенная методистская церковь еженедельно проводит занятия, которые посещаются на добровольных началах.

Тематика занятий предусматривает не только чтение и толкование Писания, но сочетание теологических занятий с воспитательными воздействиями на осужденных с использованием текста Библии. Например, необходимость соблюдения дисциплины и доверительного отношения с сотрудниками учреждения подтверждается стихами из Послания к Евреям, гл.13 с. 17: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». О необходимости покаяния как базы духовной реабилитации осужденного говорят стихи из этого Послания, гл.3 ст.12 – 15: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».

Одной из существующих преград на пути к покаянию осужденного является феномен психологической защиты, проявляющейся в различных формах сопротивления воспитательному воздействию. Мы полагаем, что воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы с помощью индивидуального психотерапевтического воспитательного воздействия постепенно преодолевать этот барьер. Для успеха в этой работе важную роль играет умение воспитующего выявить и использовать в своих целях склонность осужденного к концентрации на проблемах собственной жизни, помочь пробудить у него интерес к самому себе и к тому, что его окружает.

Участие в духовных уроках привело к стремлению создать хор духовной музыки, для чего попечительский совет приобрел музыкальный инструмент и пригласил хормейстера для организации прослушивания и репетиций. После прослушивания более 300 человек был создан хор, в составе которого постоянно занимаются около 25 человек. В настоящее время хор также является субъектом воспитательной работы, принимая участие во всех культурно-массовых мероприятиях учреждения.

Число осужденных, постоянно посещающих комнату-часовню, возросло с 8 до 63 человек. Эти осужденные содержатся в разных отрядах, и информация о религиозных мероприятиях, о вопросах, которые разбираются на проходящих занятиях, переносится в отряды, что, в свою очередь, вызывает интерес у других осужденных. Для ответов на возникающие вопросы в отрядах проводятся встречи с представителями церкви, что приводит к увеличению желающих посещать занятия в комнате-часовне. По просьбам осужденных, причисляющих себя к православным, и осужденных, исповедующих Коран, попечительским советом были приглашены к участию в религиозной работе как составному компоненту воспитательного процесса представители Русской православной церкви и Духовного Управления мусульман. На территории колонии была построена церковь и открыта комната для мусульман.

В церкви, сооруженной самими осужденными, ежедневно проходят богослужения и обряды; дважды в неделю с мусульманами встречается представитель мечети. Попечительский совет координирует религиозную работу в колонии: лидеры представленных в учреждении конфессий являются членами совета; проводятся совместные с религиозными объединениями благотворительные акции.

Экуменическая деятельность совета, бесспорно, оказывает положительное воспитательное воздействие на осужденных как пример сотрудничества и решения общей задачи – нравственного воспитания осужденных. Нам кажется, что без обеспечения свободы вероисповедания невозможно воспитывать людей, нарушивших закон.

Религиозные конфессии, осуществляющие свою деятельность в колонии, входят в попечительский совет учреждения, а их лидеры (в нашем случае – пастор Объединенной методистской церкви, лидер общины Русской православной церкви, хазрат Духовного Управления мусульман Свердловской области) являются членами Координационного комитета. Это дает возможность представителям конфессий быть в курсе всех дел и проблем совета, информировать о них членов соответствующих религиозных объединений. С другой стороны, при организации мероприятий в колонии лидеры могут обратиться за помощью к другим членам совета. Примером служит проведение встреч осужденных с детьми из детских домов области. Идея принадлежит Объединенной методистской церкви, которая начала эту деятельность. В настоящее время все религиозные конфессии участвуют в сборе средств и в организации приезда детей, к этой работе также привлечены спонсорские организации – члены совета и родительский комитет.

В колонии существует три общины – православная, методистская и мусульманская. Из числа осужденных назначены ответственные за проведение мероприятий соответствующих конфессий в отведенных им помещениях. Все мероприятия заранее согласуются с воспитательным отделом колонии. В каждом отряде выбраны по желанию ответственные за религиозную работу, в их функции входит организация духовных бесед в отрядах с приглашением представителей конфессий, обеспечение присутствия на общих религиозных мероприятиях колонии желающих в них участвовать из числа осужденных своего отряда, составление заявок на необходимую духовную литературу. Использование коллективного (проведение общих мероприятий в колонии) и индивидуального (духовные беседы, оказание конкретной помощи) воздействия на осужденных является стимулом их участия во всех формах работы религиозных конфессий.

Более подробно мы остановимся на социальной деятельности христианской общины в исправительной колонии № 2 г. Екатеринбурга. Как известно, типичный заключенный, отбывающий в местах лишения свободы наказание за совершенное преступление, имеет, как минимум, дважды порванную связь с социумом: по факту девиантного поведения и по факту лишения свободы. Само девиантное поведение может быть обусловлено множеством факторов ранней дезинтеграции (асоциальная семья, безработица, миграция, алкогольная или наркотическая зависимость). Таким образом, дезинтеграция осужденного подобна дереву, где корнями являются причины его девиантного поведения, стволом – само девиантное поведение, а плодами – лишение свободы, и, как следствие – усугубление социальных проблем. Следовательно, социальное состояние тех, кто осужден к лишению свободы и проходит исправление в пенитенциарной системе, комплексно, а, значит, и процесс, направленный на холистичное участие в жизни осужденного, приносящий нормализацию, реинтеграцию в социум и решение его социальных проблем, тоже должен быть комплексным.

Исходя из этого можно утверждать, что социальная работа религиозных конфессий в пенитенциарном учреждении должна быть направлена на все три уровня дезинтеграции осужденного (причины совершения преступления, само нарушение закона, последствия изоляции), а ее идеальной целью должна быть нормализация во всех областях.

Проблема полноценного возвращения в социум (покаяния) преступников – острейшая проблема современного общества, в котором различные формы преступности (от наркомании и проституции до организованных бандитских формирований) продолжают расти, а существующая система по исправлению бывших преступников в силу недостаточного финансирования, недостатка кадров и необходимости перестройки структуры и методов воздействия на личность не всегда успешно справляется с поставленными задачами.

Большую активность в работе пенитенциарных учреждений и попечительских советов при них принимают различные религиозные организации, в том числе и христианской направленности. Поэтому на фоне необходимости поддержания пенитенциарной системы России чрезвычайно важными представляются социальные аспекты работы христианских конфессий в тюрьмах, колониях и следственных изоляторах.

Как же мы понимаем социальную работу христианских конфессий в пенитенциарном учреждении? Чтобы в дальнейшем не было разных толкований смысла понятия «христианская конфессия», необходимо определить его содержание. Последнее десятилетие стало временем бессистемности в области употребления религиоведческих терминов. В “Законе о свободе слова и вероисповеданий” используются такие термины, как «религиозная организация» (местная или централизованная), «религиозное объединение» и «религиозная группа». Правом осуществления проповеднической деятельности в государственных учреждениях (в том числе и пенитенциарных) обладают религиозные организации. Это несколько противоречит гл.2. ст.14 УИК РФ, так как там не указываются критерии ограничения вероисповедной практики осужденных. Для получения статуса религиозной организации установлены соответствующие временные квоты или признаки вхождения в централизованную религиозную организацию. Такие организации регистрируются Министерством юстиции РФ как на федеральном (централизованные) так и на региональном уровне.

Под христианскими конфессиями мы будем понимать все ответвления христианского вероучения, которые в российской конкретике имеют статус религиозной организации (централизованной или местной); таким образом, сюда войдут Российская Православная Церковь (РПЦ), Римско-католическая церковь, все ответвления традиционного протестантизма (лютеранство, баптизм, методизм, армия спасения), новые протестантские движения (пятидесятничество, харизматизм, адвентизм). Такое определение основывается на действующем законодательстве и на практике его применения, а не на религиоведческих и теологических основаниях. Под христианскими конфессиями (направлениями исповедания, или деноминациями) мы понимаем все множество легально действующих на территории России церквей, их миссий и объединений христианского вероисповедания. Эти общины могут разниться в литургических и доктринальных вопросах, а также в вопросах практического осуществления личной и церковной жизни; общим для нас признаком будет исповедание Никео-Царьградского символа христианской веры (Credo), признание книг Ветхого и Нового заветов в качестве Священного Писания и отсутствие иного Священного писания. Именно такие группы и их представители, осуществляя деятельность в пенитенциарной системе, идентифицируют себя как “христианские церкви” или “христианские общины”.

Говоря о пенитенциарной системе, нельзя не обратить внимания на тот факт, что само слово “пенитенциарная” происходит от лат. penitentio – покаяние, тем самым подразумевается, что система предназначена для покаяния (от греч. metanoia – обращение, изменение пути и направления движения) оступившегося человека. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации гласит: “Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними... К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение”(гл.2, ст. 14), и еще: “Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и повышения их образовательного и культурного уровня...” (гл. 15, ст. 109).

Таким образом, под социальной работой христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях, мы понимаем процесс, направленный на индивида (или их группу), лишенного свободы и находящегося в системе УИН, через холистичное участие легально действующих религиозных организаций христианского исповедания в его (её) жизни, приносящее нормализацию, реинтеграцию в социум и социальную адаптацию.

Предпосылки становления христианских конфессий как субъекта социальной работы в пенитенциарном учреждении. Говоря об исторических предпосылках участия христиан в работе пенитенциарных учреждений, нельзя обойти вниманием тот факт, что современная “тюремная” система складывалась в христианизированном историческом пространстве Европы. И само название “пенитенциарная” имеет несомненные христианские корни, так как в понятии “покаяние” упор делается не на наказание, а на исправление и возвращение в нормальный человеческий социум.

Истоки особого отношения христиан к тюремным учреждением следует искать в еврейской истории. Как известно, в истории еврейского народа были многочисленные случаи масштабного пленения (см. Исаия, Иеремия, Иезекииль, Бытие), также и пленение патриархов (например, Иосиф) и пророков. Поэтому в еврейском менталитете (см. например Мидраш и поздние талмудические писания а также работы таких исследователей иудаизма, как Steinten Milton), сохраняется милосердие к людям, заключенным в тюрьму.

Уже в самой христианской письменности, в 25-й главе Евангелия от Матфея мы видим следующие слова: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... ибо я был болен, и в темнице, и вы не посетили меня”. На протяжении веков христиане понимали и понимают эту заповедь как повеление для посещения тюрем и ободрения и помощи находящимся в них заключенным.

Образ тюрьмы и заключения был связан у первых христиан и с пребыванием там Иисуса Христа, первых апостолов (Петра и Павла). Апостолы свидетельствовали о Боге в тюрьмах и помогали как заключенным, так и их стражникам (см. Деяния апостолов).

Далее тюрьмы становятся местом пребывания многих верных христиан и руководителей христианских общин в эпоху гонений (I – II вв. н.э) и находящиеся на свободе члены общин заботятся об их духовном и физическом состоянии. Не избежали заключения Поликарп, епископ Смирнский, мученник Иустин и Ириней Лионский. (Т. Лейн. Христианские мыслители. СПб., 1997. С.14 – 18). Из исторических писаний следует, что христиане часто поддерживали своих заключенных собратьев, а иногда путем влияния на стражу стремились улучшить условия их содержания. В те времена христианская община истолковывала заповедь Христа в контексте собственной гонимости, и понимала ее как обязательство посещать своих собратьев по вере, находящихся в заключении и всячески поддерживать их в суровых условиях тюремного быта.

Со времен огосударствления церкви она становится мощным социально-политическим институтом. Монастыри из обителей святых вскоре становятся оплотом церковной власти, и используются светской властью для регуляризации политических процессов. Так, некоторые монастыри становятся местом покаяния и исправления (пенитенции) для согрешивших священнослужителей и мирян. Ссылки туда носят иногда временный, а иногда постоянный характер, притом функция покаяния нередко является вторичной по отношению к изоляции нарушителя общественного порядка. Ряд монастырей обретает опыт социально-политического института, весьма схожего с опытом современных тюрем.

Еще одним важным фактором в историческом вовлечении церкви в жизнь тюрем является институт тюремных священников, или капелланов (в западной практике). В их функции входило исповедание заключенных (конфессионарий), свершение таинств и предсмертных ритуалов, попечение о духовных нуждах заключенных. История знает немало случаев, когда отдельные священнослужители, а также их ордена (например, орден Францисканцев) уделяли особое внимание условиям содержания заключенных под стражу, заботясь не только об их духовных, но также и о физических нуждах. Итак, к средним векам церковь приобрела опыт духовного и социального попечения в тюрьмах, разработала методику и технологию пенитенции в монастырях.

С появлением протестантизма и социально направленного христианства в Англии XVII вв., особенно при распространении методистского движения (положившего впоследствии основание Армии спасения), церковь стала уделять особое внимание социальным причинам преступности и нечеловеческим условиям содержания заключенных. Например, основатель методизма Джон Весли сам посещал тюрьмы, кормил заключенных, жертвовал им одежду, общеразвивающую и духовную литературу, призывая к этому своих последователей. Учение Христа о “посещении темниц” приняло совершенно иную окраску – посещать тюрьмы надо не только ради своих мучеников, но и просто ради холистичного служения ближнему.

В XIX и XX вв. религиозные организации, особенно в США, активно влияли и на формирование законодательного поля в целях реформирования системы исправления осужденных. Именно под влиянием противостояния светских и разносторонних религиозных мироощущений предлагаются и отвергаются различные системы социальной помощи осужденным.

В российской исторической практике (до переворота 1917 года) существовала традиция общественного призрения тюрем, движимая христианскими ценностями. Именно видные православные священнослужители становились наиболее активными попечителями тюрем. В XIX веке наиболее яркие движения попечения о тюрьмах в России связаны с именами о. Иоанна Кронштадского (православный священник), и доктора Гааза (католик-врач). Эти люди действительно стремились исполнять заповеди Христа, посещая своих ближних в тюрьмах и относясь к ним, как к самим себе. Попечительские советы, создаваемые с 1819 года при тюрьмах, возглавлялись видными церковными деятелями, чаще всего в архиерейском сане. В эпиграфе “Попечительного о тюрьмах общества” стояла цитата из Библии, а вице-президентом его стал преосв. Филарет, архиепископ Тверской и Каширский.

Когда сегодняшняя церковь идет в пенитенциарные учреждения, то важно помнить о том, что у нее богатый опыт служения в местах лишения свободы, богатый опыт помощи как духовным, так и материальным нуждам заключеных.

Почему же христианские конфессии идут сегодня в тюрьмы для осуществления служения?

Во-первых, всё также сильна заповедь Христа о посещении тюрем, остается в силе чувство идентификации осужденных с героями веры Ветхого и Нового заветов (Моисей был убийцей, а раскаявшийся на дереве преступник стал первым, кто пошел за Христом в рай).

В сегодняшней российской ситуации особую роль играют причины политические. Наличие служения в тюрьме является для многих церквей статусным символом признания их влияния, или попытка утвердить свое влияние на власть. Так, Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП) в 1998 – 1999 годах заключила договоры о стратегическом сотрудничестве на местном и федеральном уровне со многими государственными структурами (Министерство образования, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции). В настоящее время можно свидетельствовать и о влиянии христианских конфессий на законодательные процессы, так, например. в феврале 2000 года предстоятель РПЦ МП выступил с политической инициативой об объявлении амнистии некоторым категориям осужденных.

При оценке факторов участия христианских конфессий в работе пенитенциарных учреждений нельзя недооценивать фактор личностного участия руководителей и членов христианских общин. У ряда этих лиц близкие родственники находятся или находились в заключении, кто-то сам провел несколько лет в условиях лишения свободы... Все они стремятся работать как представители христианских конфессий в тюрьме отчасти и для удовлетворения своих личностных психологических потребностей.

Итак, если говорить о причинах социальной деятельности христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях, то можно сделать вывод, что христианскими конфессиями в ряде случаев движет призвание и понимание необходимости такого рода служения, и это призвание подкреплено историческими прецедентами, а иногда причины нужно искать в политических или личностных аспектах. Тем не менее, независимо от причин, христианские конфессии активно участвуют в работе УИН Министерства юстиции РФ.

Особенности христианских конфессий как субъекта социальной работы в пенитенциарном учреждении.Почему человек преступает закон? Что с ним при этом происходит? Как человек приходит к раскаянию? Отличается ли осужденный преступник от обычного человека?

Эти и другие вопросы не давали покоя христианским мыслителям на протяжении веков. Ответам на них посвящены как серьезные теологические трактаты, так и менее серьезные (но не менее глубокие) детективные рассказы английского писателя-христианина Г.К. Честертона про отца Брауна.

Христианские конфессии априорно смотрят на мир, как на сотворенный Богом. В этом мире нет ничего изначально плохого, ведь при сотворении все было «хорошо весьма» (Быт. 1:1-27). Многие вещи, как духовные, так и материальные, замутнены беззаконием, и они подлежат искуплению. Такое мировоззрение делает христианство носителем надежды на изменение и искупление всех сторон жизни человека. В этом христиане, осуществляющие служение в пенитенциарной системе, зачастую отличаются от специалистов-профессионалов в конкретной области (психолог, нарколог, педагог-пенитенциарист и т.д.). Поэтому и имеет смысл обратить внимание на специфику христианских конфессий как субъектов социальной работы. К этим особенностям можно отнести исторический опыт, холистичность в понимании человеческого состояния, волонтернство, многопрофессиональный потенциал, кредит доверия и др. (см. таблицу).

 

Отличительная характеристика христианской конфессии Эффект на осуществление социальной работы
Вероучение · Повеление идти в тюрьмы · Милосердное отношение к человеку · Взгляд на человека как на творение Божие · Ценность любой человеческой жизни · Альтруизм в действиях · Холистичное восприятие личности и мира · Надежда спасения и искупления греха · Интегральное понимание проблем человека и причин его поведения
История · 2000-летний опыт осуществления каритативной деятельности в тюрьмах · Опыт создания попечений · Эффективные технологии социальной адаптации · Опыт направления в покаянии · База “историй успеха” реабилитировавшихся
Социальный статус · Кредит доверия в обществе · Возможность влияния на социальные и политические процессы на региональном и федеральном уровнях
Организация · Непрофильное направление деятельности · Мультипрофессионализм · Волонтерство

 

Христианская церковь как социальный институт имеет наибольшую историю осуществления социальной работы (за исключением государства и семьи). Благодаря “встроенности” социальной направленности церкви и разнообразности интерпретации отношения «церковь – общество» (исследовано в работах Кьеркегора, Нибура, Барта, Н. Бердяева, Тойнби и Т.С. Эллиот), христианство накопило разносторонний теоретический и практический опыт осуществления социальнообразующей и нормализующей деятельности.

К таким разнообразным подходам можно отнести опыт теологии “либерации” (Мартин Лютер Кинг мл.), опыт теологии и практики “социального евангелия” (Джон Весли, методисты, Армия Спасения), опыт “христианской общины” классических протестантов и квакеров. Практика умаления францисканцев и других бедных монастырских орденов, опыт каритативной деятельности орденов милосердия, традиции образования бедноты среди иезуитов – все это богатейшее наследие западной социальной христианской мысли.

В Восточной части церкви – колоссальное влияние монастырей и их благотворительной деятельности, плеяда монахов-подвижников, традиции пустыней, принимающих обездоленных и священников-бессребренников (Иоанн Кронштадский). В западном и восточном христианстве веками использовались такие устойчивые системы попечения и патронажа, как институт крестных. Все это – практическое и теоретическое наследие, которым владеют представители многих современных христианских конфессий.

Другая немаловажная особенность христианских конфессий как субъектов социальной работы – холистичность в понимании состояния человека. Не секрет, что в современной практике в одном и том же человеке врач видит больного, социальный работник – бедного и асоциального, педагог – необразованного, психолог – интроверта, воспитатель колонии – осужденного по статье УК, склонного к рецидиву. Мало кто видит человека во всей его целостности. Но наиважнейшим принципом социальной работы является комплексность в понимании индивида и его состояния.

Христианство обладает историческим опытом восприятия человека как целостной личности, созданного по образу и подобию Божиему, но запятнанному грехом. Социальные, медицинские, психологические проблемы индивида различны, в то же время – это одна проблема, это один человек. Такой подход позволяет естественно реализовать главный принцип социальной работы – комплексность в охвате объекта.

Волонтерство – еще один важный признак христианских конфессий как субъектов социальной работы. В христианской общине большинство людей не получает заработную плату и участвует в работе добровольно. К сожалению, еще нет достоверной статистики, но предварительные опросы лидеров христианских конфессий позволяют предположить, что большинство активных прихожан (выполняющих работу как в церкви, так и за ее пределами) находится в протестантских конфессиях.

В настоящее время в РПЦ был поднят вопрос о низком уровне активности молодежи в служении церкви и необходимости активизировать участие прихожан в жизни и программах церкви. Хочется верить, что в скором будущем уровень участия прихожан православных церквей сравняется с протестантским, и можно будет говорить о достаточном добровольном “трудовом потенциале” в христианских конфессиях.

Наряду с волонтерством еще один отличительный признак христианской конфессии – ее многопрофессиональный потенциал. Если типичная общественная организация объединяет людей одного-двух профилей работы, то в христианской конфессии найдутся представители различной профессиональной ориентации: медики, психологи, педагоги, юристы и т.д. Таким образом, на основе волонтерства силами большой христианской конфессии может быть оказана и разносторонняя профессиональная помощь.

И, наконец, несмотря на ошибки церкви и вопросы “нетрадиционности”, христианские конфессии имеют несомненный кредит доверия по сравнению с другими социально-политическими институтами, например с такими, как правительство, армия и т.п. Такая особенность социального статуса религиозной организации, как кредит доверия, позволяет христианским конфессиям осуществлять эффективную реабилитационную деятельность в исправительных учреждений.

Направления деятельности христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях.Для современного светского человека достаточно сложно представить себе, каким инструментарием обладает церковь при попытке помочь осужденным встать на путь духовного исцеления, исправления и обретения новой жизни. Чрезвычайно сложно и пытаться анализировать то, что происходит во время богослужений и совершения таинств с духовной, психологической и социальной точки зрения.

Мы классифицировали деятельность христианских конфессий в пенитенциарной системе по следующим видам: просветительская, керигматическая, катехизаторская, догматическая, сакраментальная, мартиологическая и диаконская. Эти виды деятельности затрагивают самые разнообразные сферы бытия человека: духовную, социальную, психологическую и политическую. Деятельность эта направлена как на личность, так и на группу (общину).

Классификация Название Суть Связь с социальной работой
По видам религиозной деятельности     просветительская Просвещение о основах вероучения, общих положениях морали и нравствености Смена ориентиров осужденного, морально-нравственное образование, повышение общего образовательного уровня
  керигматическая Провозглашения Евангелия и основ вероучения при принятии керигматической проповеди – вхождение в социум верующих
  катехизаторская Обучение началам веры, подготовка к крещению Повышение образовательного уровня, вхождение в социум верующих, подготовка к принятию нового социального статуса и новых моделей поведения
  догматическая Утверждение в основах веры путем научения Закрепление в социуме, обретение нового социального статуса и его осознанная реализация
  сакраментальное Свершение Таинств церкви Восполнение духовных и психологических нужд, освящение телесных нужд, покаяние, инициация в церковь (в случае крещения), продолжение статуса воцерковления
  мартиологическая Свидетельство церкви через действия, в т.ч. мученические и бытовое самопожертвование Формирование устоев группы, демонстрация новых моделей поведения, обучение новым моделям поведения
  диаконская Служение бытовым нуждам осужденным Восполнение социально-бытовых и социально-медицинских нужд осужденных, формирование альтруистических моделей поведения
По сферам влияния духовная Формирование нового вида духовности Формирование индивидуальной и коллективной духовности в рамках пенитенциарного учреждения, Влияние на моральные, нравственные и аксеологические установки
  социальная Формирование новых социальных образований, Разрушение старых социальных образований Формирование групп по изучению Библии, молитвенных групп, товариществ Разрушение систем социального отношения типа свой-изгой
  психологическая Восполнение психологических нужд Восполнение психологических нужд осужденных (принятия, понимания, участия...)
  политическая Влияние на политические процессы Влияние на политические процессы на уровне учреждения, правительства, Думы

 

Под просветительской деятельностью понимается просвещение контингента и персонала пенитенциарного учреждения относительно общечеловеческих и общекультурных ценностей, знакомство с разнообразными пластами человеческой культуры (живопись, музыка, литература).

Керигматическая деятельность – это деяетельность проповедническая, от гр. kerygmata – проповедь. Деятельность керигматическая направлена на провозглашение истин христианского вероучения, жизни и учения Иисуса Христа, ее цель – обращение грешников (не уверовавших во Христа людей) к покаянию. Керигматическая деятельность осуществляется как в амвонной (богослужебной) проповеди, так и посредством радиопередач, распространением христианской литературы соответствующего характера.

Катехизаторство – следующая по смыслу ступень служения церкви, включающая наставление “новоначальных” в основных понятиях и положениях христианской веры. Катехизатарство исторически есть подготовка к крещению. В современном смысле – это осознанное введение человека светского в ритм и уклад церковной жизни.

Следующий вид деятельности – догматический, он построен на утверждении в вере христиан, введение их в понимание догматических (как теолого-догматических, так и нравственно-догматических) положений веры. Здесь речь идет о глубоком изучении текстов Священного Писания и Предания, трудов по вопросам естественной, библейской и нравственной теологии. Это период “цементирования” в вере и познания ее интеллектуальных глубин.

Христианская конфессия – не только просвещающий и провозглашающий институт, это еще и институт, свершающий таинства. Священнослужители христианской конфессий (в зависимости от теологической направленности) свершают основные таинства (Крещения, Причащения, Исповеди). Но и само участие прихожан и священнослужителей христианских конфессий (священников, пасторов, проповедников) несет в себе сакраментальную, освящающую функцию: следуя определению блаженного Августина, они являются “видимыми признаками невидимой благодати”. Осуществление таинств в церкви очень важно для заключенных, так как дает им реальное, “видимое” чувство того, что они такие же, как и люди на свободе. Чрезвычайно важно понимание того, что Божья благодать за колючей проволокой изливается так же обильно, как на свободе и нет разницы между Святым Причастием «на воле» и в колонии.

Мартиологическое служение церкви в местах лишения свободы осуществляется ее членами как из числа свободных, так и из числа отбывающих наказание. Церковь свидетельствует своими мучениками – людьми, которые, несмотря на существующие порядки и установления, могут утверждать волю Бога, истинность Его слова и присутствие Его Духа. Не секрет, что верующие в пенитенциарной системе (как приходящие из числа не осужденных, так и сами осужденные) подвергаются высмеиванию и являются предметом нападок и непонимания. Достойное, иногда радостно-мученическое перенесение такой ситуации делает человека свидетелем истинности и силы веры, и является одним из важнейших служений церкви в пенитенциарной системе – оно как бы кричит: “можно жить по другому!”

Диаконское служение церкви (от гр. diakonia – служение) состоит именно в служении физическим нуждам осужденных. Распространение гуманитарной помощи, передача лекарств, облегчение быта осужденных – все это есть признаки диаконского служения христианской конфессии. Диаконское служение принимает самые разнообразные формы, оно обращено как на верующих, так и на неверующих. В этом служении церковь служит нуждам мира, при этом ее задачей не является накормить или одеть всех на свете. Именно диаконское служение часто дает выпавшим из общества людям почувствовать равную заботу и внимание, теплоту и нежность, явленные в практических и простых делах.

По влиянию на различные сферы бытия осужденных работа христианских конфессий в пенитенциарном учреждении делится на духовную, социальную, психологическую и политическую.

Церковная проповедь, общение с прихожанами, таинства и молитва восполняют одну из самых глубоких и малоизученных современной наукой нужд человека – нужду в духовности. Первичная направленность работы христианской конфессии в пенитенциарном учреждении – именно на духовные нужды заключенных.

Христианские конфессии в своей работе затрагивают и социальную сферу. Вольно или невольно, в условиях колонии формируется социум верующих, имеющих общие интересы, и устанавливаются связи с представителями христианской конфессии; тем самым создается религиозный социум и восполняется нужда в социализации.

Психологические потребности заключенных восполняются через установление глубоких, доверительных отношений (часто на базе исповедальной практики) со служителями церкви, с ее прихожанами и с другими заключенными. Потребность в принятии и самореализации через участие в жизни поместного прихода благотворно влияет на психологическое состояние осужденного. Leanne Payne в своей классической работе “Восстановление разбитого образа” описывает процесс глубокого психологического исцеления в результате благодатного действия молитвы и сакраментальных действий церкви.

Христианская община влияет и на политические стороны жизни в пенитенциарном учреждении. Под ее влиянием внутри пенитенциарного социума меняется политика отношения к заключенным, могут создаваться новые структуры (попечительские советы, клубы и кружки внутри пенитенциарного учреждения).

По охвату своей деятельностью христианская община действует на микро-, мезо- и макроуровнях. На микроуровне происходит личное взаимодействие с заключенным, на мезоуровне формируются малые группы, и, наконец, у представителей христианской общины существуют возможности обращения к осужденным на макроуровне – в публичной проповеди, через средства массовой информации (как специализированно пенитенциарных, так и специализированно конфессиональных).

Рассмотрев различные способы и формы участия христианских конфессий, нельзя не заметить, что признаки социальной работы есть не только в диаконском служении церкви, но и во многих других.

* * *

В настоящее время достаточно трудно собрать достоверную статистику и обобщить всероссийский опыт служения христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях. Статистика не только скудна (вряд ли представляется возможным узнать количество часовен и молитвенных комнат в УИН), но и неполноценна (не удастся узнать общий денежный оборот гуманитарной помощи, переданной пенитенциарным учреждениям РФ от христианских конфессий). Совсем трудно оценить именно “участие в жизни осужденного, приводящее к нормализации и ресоциализации”.

Тем не менее, можно давать некоторую средне-статистическую оценку участия различного вида конфессий в пенитенциарной системе, сравнивая с некоторыми российскими и западными показателями. Как мы уже упомянули, РПЦ принадлежала ведущая роль в с служении в пенитенциарных системах до 1917 года, в настоящее время количество христианских конфессий протестантской направленности и их активности превышает количество приходов РПЦ (такова статистика по Москве, Петербургу, Екатеринбургу).

По информации агентства Благовест-Инфо, патриарх РПЦ Алексий (Ридигер) II неоднократно анонсировал приоритетность служения в тюрьмах. По статистике епархиального управления архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, 70% пенитенциарных учреждений Свердловской области имеют специально оборудованные помещения для совершения Богослужений и священников, окормляющих их. Разумеется, РПЦ еще очень далеко до наличия в каждой тюрьме штатного священника, постоянно опекающего осужденных. В среднем по России на одного священнослужителя РПЦ приходится около 100 тысяч человек. Учитывая, что 50% провозглашают себя православными, а придерживаются правил исповедания менее 10%, то на православного священнослужителя приходится менее 10 тысяч верующих, что все же крайне много.

Из этого следует, что очень редко РПЦ может оказать адресную профессиональную помощь силами своего священноначалия. Но, именно благодаря этому, важность прихода и социальных отношений внутри него повышается. Так, в ряде колоний прихожане православной часовни нередко сами проводят службы “мирским чином” по благословению священнослужителя, сами собираются для духовных бесед и изучения Священного Писания и Священного Предания церкви.

Таким образом, недостаток священнослужителей иногда может быть полезным фактором при организации групп заключенных, их социализации, и, следовательно, социальной реабилитации. Отсутствие священнослужителей также подталкивает прихожан РПЦ посещать тюрьмы, что способствует контакту между осужденными и мирянами церкви. Такие контакты тоже способствуют социализации осужденных и их реинтеграции в социум.

Самый яркий пример участия христианских конфессий католического и протестантского исповедания в пенитенциарной системе России – институт капелланства в колонии для иностранных заключенных, совершивших преступление на территории РФ. Многие из находящихся там в заключении – по своему традиционному исповеданию католики и протестанты.

В других исправительных учреждениях деятельность христианских конфессий протестантского и католического исповедания нередко носит бессистемный характер и сводится к эпизодическим благотворительным и проповедническо-концертным акциям. Но есть и примеры серьезного, системного, холистичного подхода к служению в пенитенциарных учреждениях.

Не секрет, что у западных конфессий (и для традиционных для России в том числе), благодаря постоянным связям с собратьями по вере из-за рубежа, имеется больший опыт ведения холистичного тюремного служения. Как известно, в Европе и США существует большое количество как деноминационных, так и экуменических служений, специализирующихся на пенитенциарной тематике. К ним относятся: Prison Ministries Intl., Kairos, Freedom for life и т.п. Существуют и специальные программы профилактики наркотической и алкогольной зависимости (Born free – stay free), околоцерковные группы реабилитации Ал-Анон (для созависимых) и АА, НА (для страдающих алкогольной и наркотической зависимостями соответственно).

У христианских конфессий, имеющих связи с западными финансовыми потоками, может быть больше возможностей для оказания благотворительной помощи и проведения реабилитационных проектов.

На сегодняшний день можно говорить о том, что, с одной стороны, накоплен достаточный положительный опыт социальной работы христианских конфессий в пенитенциарной системе. С другой стороны - социальная работа христианских конфессий в пенитенциарной системе еще недостаточно документирована, изучена и систематизирована, чтобы можно было говорить о типичности успешной социальной работы христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях. Но сегодня приятно отметить, что христианские конфессии остро понимают нужды пенитенциарной системы, идут на контакт с начальниками учреждений и оказывают холистичное участие в жизни осужденных.

Деятельность христианских конфессий направлена на нормализацию духовной, психической, социальной и политической сферы жизни осужденного. Духовное возрождение и покаяние, происходящее в результате керигмы, катехизации, догматизации и сакраментальных действий церкви и ведет к духовной и психической нормализации. Осужденный под влиянием служения христианской конфессии раскаивается в совершенных им противоправных действиях. Мартиологическое служение церкви укрепляет его волю для продолжения твердого стояния в вере. Социализация, неизбежно возникающая при присоединении к христианской конфессии, влечет за собой новую социальную характеристику, что способствует ресоциализации заключенного. Диаконское служение церкви затрагивает бытовую сторону жизни осужденного и обеспечивает его достойное существование в условиях лишения свободы.

Одно из основных направлений социальной работы в пенитенциарном учреждении связано с решением проблемы рецидивной преступности. Рецидивы преступлений – это нерешенные духовные, социальные и психологические проблемы, лежащие в основе причин девиантного и делинквентного поведения. При должном покаянии и закреплении в христианской конфессии после освобождения из места лишения свободы, по данным мировой статистики, показатель рецидивной преступности уменьшается в 2 – 5 раз.

Таким образом, при системном участии христианской конфессии как в период отбывания срока лишения свободы, так и после выхода из места заключения многие из социальных проблем разрешаются и происходит полная или частичная ресоциализация индивида, нормализация социальных отношений. Особенно важны здесь программы переходного периода.

К программам переходного периода может относиться помощь в трудоустройстве, поисках временного жилья и в обеспечении необходимыми условиями существования (еда, одежда).

В результате проведенного анализа потребностей пенитенциарных учреждений в социальной работе и деятельности христианских конфессий видно, что многообразная, системная и направленная деятельность христианской конфессии способна восполнить многие нужды учреждения в социальной работе.

В теории управления считается, что удачная деятельность – это деятельность, достигшая своей цели. Цель социальной работы – нормализация состояния индивидума и его ресоциализация, решение его жизненных проблем. Следовательно, удачная социальная работа христианской конфессии в пенитенциарном учреждении - это изменение девиантных моделей поведения в осужденном, его ре-социализация после освобождения.

К сожалению, в отличие, скажем, от системы США, где осуществляется очень жесткий пост-пенитенциарный контроль, особенно освободившимся условно-досрочно, в РФ такого контроля нет. Единственным показателем успешности социальной адаптации и в целом социализации служит уровень рецидивности (т.е. повторно совершаемых преступлений). По понятным причинам, эта статистика не показательна относительно установления взаимосвязи между нормализацией состояния индивидуума и участием христианской конфессии в его жизни.

Необычайно сложно разработать статистическую модель оценки деятельности конкретного субъекта социальной работы в контексте мульти-субъектных отношений (пенитенциарная система, социальный работник, родственники, христианская конфессия), направленной на одного объекта (осужденный).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социальная работа с осужденными

На сайте allrefs.net читайте: "Социальная работа с осужденными"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозная программа.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исторические аспекты социальной помощи осужденным в России и за рубежом
Понятие “пенитенциарная система” восходит к латинскому слову рoenitentia (раскаяние) и включает в себя систему правовых норм, исполнительных органов и учреждений, организующих отбывание уголовного

Социальные аспекты уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
К моменту принятия нового Уголовно-исполнительного законодательства Россия уже ратифицировала многие международно-правовые акты о правах человека и цивилизованном обращении с осужденными, в частнос

Вопросы для самоконтроля
1. Пенсильванская система: функции наказания и исправления осужденных. 2. В чем состоит суть «прогрессивной» системы? 3. Социальная работа в современных английских тюрьмах.

Организационно-административные аспекты социальной работы в исправительных учреждениях
Социальная работа как вид деятельности. Появление и становление социальной работы связано прежде всего с секулярной эмансипацией идеологии нашего общества, общественной психологии,

Психологические аспекты социальной работы в учреждениях исполнения уголовного наказания общего режима
В учреждения исполнения наказания попадают люди, имеющие к преступной деятельности очень разное отношение. Чаще других там оказываются те, кто, совершая преступление, не планировал ссориться с обще

Данные предварительного социального обследования
Медицинская информация Семья     Коллектив Данные психологического обследования Направленность личности Предварительные выв

В сфере коллектива
Образования Получение профессии Динамика отношений с родственниками (в семье) Субъективное отношение к родственникам Отношение родственников Динамика п

К карте социально-психологической диагностики
Карта состоит из двух частей: в первой части отражается накопление уточняющей информации по отдельным направлениям (сферам) социальной адаптации осужденного. Во второй части содержится описание исс

Педагогические аспекты социальной работы в исправительном учреждении
**Воспитательное воздействие в исправительной колонии признается средством духовного влияния на осужденного, попыткой улучшить его личность за период отбывания лишения свободы путем целенаправленно

Зависимость методов воспитательного воздействия от типа девиации и характеристики осужденного
  Тип девиантного поведения Характеристика   Тип осужденного Методы социально-педагогического воздействия

В исправительной колонии
На 1.07.2001 Колледж МГСУ Срок обучения, стоимость в год 2года, 3 года 10 месяцев 3000 руб. 5 лет 50

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная политика государства? 2. В чем суть социально-педагогической модели социальной работы? 3. Реализация педагогики сотрудничества в социальной работе с осужде

Постпенитенциарная реабилитация осужденных
В доперестроечный период ведущая роль в постпенитенциарной реабилитации бывших осужденных, точнее, в их быто- и трудоустройстве, отводилась органам власти на местах. Сама по себе эта роль была обус

Система учреждений социальной реабилитации освободившихся лиц
Для эффективного решения вопросов социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказания в местах лишения свободы, необходимо создание государственной специализированной службы, состоящ

Вопросы для самоконтроля
1. С какими проблемами трудо- и бытоустройства сталкиваются лица, освобожденные из мест лишения свободы? 2. Какие права имеют бывшие заключенные? 3. В чем заключается социальная п

Становление социального образования в России
В последнее десятилетие XX века в нашей стране зародилось и начало стремительно развиваться социальное образование. Социальное образование как новый компонент общего и профессионального обуч

Профессиональная подготовка кадров для работы с осужденными
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки специалиста по социальной работе, он должен: ▪ осознавать л

Второе высшее профессиональное образование
1. Получение второго высшего профессионального образования по специализации «социальный работник пенитенциарного учреждения» предполагает наличие у человека базового высшего юридического, педагогич

Пенитенциарных учреждений
В курсовой подготовке могут участвовать лица, имеющие базовое высшее образование социального работника пенитенциарной системы, и специалисты, работающие в должности социального работника, имеющие в

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные функции социального образования. 2. Какова направленность социального образования? 3. Перечислите уровни отечественного социального образования. 4. Н

Библиографический список
  1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. 2. Агаларзаде А.З., Волков В.Н., Шишков С.Н. Неотложная психиатрия в деятельности пенитенциарных учрежден

Общая характеристика специальности
1.1. Специальность утверждена приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 06.05.92г № 142, Госкомвуза РФ от 05.03.94 № 180. 1.2. Нормативная длительность обучения по данной специа

Региональной общественной организации
«Попечительский совет» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Региональная общественная организация «Попечительский Совет», именуемая в дальнейшем Организация, является добровол

Цели и задачи
  Основная цель создания Центра – профилактика рецидивной преступности в регионе, проводимая путем: – создания социальных гарантий для бывших осужденных, не имеющих их;

Структура и управление
  1. Центр создается по решению Общего собрания. В него входят представители от Управления исполнения наказаний, Управления внутренних дел, администрации города, градообразующих предп

Обязательства членов Координационного Комитета Центра
Управление исполнения наказаний 1. Регулярно информировать администрацию города и осужденных исправительных учреждений об условиях и результатах деятельности Центра. 2. Орг

Управление внутренних дел
1. Осуществлять контроль надсоблюдением клиентами Центра норм и правил проживания, установленных действующим законодательством РФ и Положением Центра. 2. Проводить с клиентами Центра занят

Общежитии-пансионате Центра
  В общежитии-пансионате поселяются только лица, освободившиеся из исправительных колоний, не имеющие социальных гарантий, сроком до 6 месяцев. Отбор кандидатов, подавших заявления на

Требования к клиентам Центра и гарантии
С каждым поступающим в Центр заключается договор, в котором оговариваются требования по соблюдению дисциплины и распорядка, по продолжительности проживания, по системе оплаты, по обязательному труд

Имущественные отношения
Денежные средства и имущество Центра формируются за счет: · благотворительных взносов и пожертвований организаций и граждан, в том числе иностранных, · поступлений от проводимых в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги