рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Становление социального образования в России

Становление социального образования в России - раздел Социология, Социальная работа с осужденными В Последнее Десятилетие Xx Века В Нашей Стране Зародилось И Начало Стремитель...

В последнее десятилетие XX века в нашей стране зародилось и начало стремительно развиваться социальное образование. Социальное образование как новый компонент общего и профессионального обучения имеет ряд особенностей, производных как от стадии своего развития, так и от условий, в которых происходит его становление. Первое разъясняет, почему социальное образование пока не воспринимается педагогической общественностью как самостоятельное и масштабное явление, второе влияет на определение предметного поля новой междисциплинарной области знаний.

В самом общем виде социальное образование является ответом на бурный рост знаний, резкое усиление теоретических, системных, прогнозных доминант в теории познания. Социальные знания не подаются в форме готовой истины или рецепта реального действия. В арсенале новой дисциплины – набор теорий, социальных технологий, опыт политических модернизаций, изложение вариантов экономических преобразований и модели социального развития, колоссальный потенциал компаративного анализа совокупного опыта развития цивилизации.

Расчеты показывают, что к 2015 году сократится количество людей, занятых в сфере материального производства; возрастет роль квалифицированного труда в сфере быта и услуг; увеличится численность государственных служащих и специалистов в области управления персоналом; приобретет особое значение статус социального работника и невероятно масштабными с точки зрения сегодняшнего дня станут параметры его деятельности.

Не нужно быть прорицателем для того, чтобы с уверенностью сказать, что в течение 10 – 15 лет в системе высшего образования наибольший простор для динамичного развития получат университеты, обладающие способностью и возможностями перестроить свою деятельность с учетом новых социально-трудовых отношений.

Это означает, что в системе подготовки образованных специалистов перспективы университетов будут производны от их способности готовить образованных специалистов для:

▪ фундаментальных областей знаний (как естественнонаучных, так и гуманитарных), а также для воспроизводства научно-педагогических кадров;

▪ государственной службы и систем управления персоналом;

▪ социального обслуживания населения и управления процессами, развивающимися в этой сфере.

Социально-гуманитарное образование в вузах призвано способствовать распространению научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфике и общности интересов различных социальных групп и слоев, о тенденциях изменения института образования. Влияя на утверждение ценностей демократии, свободы, прав человека, правового государства, оно призвано помочь специалисту освободиться от власти тоталитарной идеологии и фетишистских форм сознания, осознать себя активным, деятельным субъектом гражданского общества, раскрепостить потенциал души и интеллекта, стимулировать инициативу, творчество, способствовать принятию ответственности за самостоятельные поступки.

Социальное образование наиболее применимо для формирования активной творческой личности, обладающей энергичной гражданской позицией, сориентированной на защиту интересов труда, соблюдение конституционных прав и гражданских свобод и способной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое социальное развитие страны.

С одной стороны, система образования является важнейшим социальным институтом, универсальным инструментом социализации личности. С этой точки зрения все образование является социальным. С другой стороны, речь идет о том направлении решения образовательных задач, которое призвано готовить специалистов для социальной сферы. Например, Академия экономики и права Московского государственного социального университета, как и другие аналогичные учреждения, выпускает специалистов по специальности «юриспруденция», однако ее учебный план, сохраняя базовые позиции Государственного образовательного стандарта, включает и такие дисциплины, как социология, демография, математические методы анализа явлений и процессов, социальная антропология, социальное прогнозирование и моделирование, высшая математика. Очевидно, без этих и некоторых других дисциплин может обойтись юрист, если его призванием станет, например, конституционное право, но они крайне необходимы тому, чье юридическое образование найдет применение в сфере правового обслуживания социальных интересов человека.

Социальное образование имеет четыре функции: три из них – профессиональная, духовно-нравственная и культурная – рассчитаны на человека, четвертая – гуманитарная – на гуманитаризацию всего общества.

В системе социального образования субъектом обучения становится не рассудок человека, а он сам, с его интеллектуальным, духовным, нравственным и культурным потенциалом. Именно в этом смысле справедливо представление, что образование есть руководство к изменению всего человека в его существе (Хайдеггер).

Субъект социального образования предстает как человек, воспринимающий, интерпретирующий, подвергающий сомнению, познающий смысл постулатов, догм, определений, версий и доктрин, и таким образом получающий знания. В этом плане интериоризация социальных смыслов – одно из фундаментальных оснований образования, определяющая степень его индивидуальной эффективности. Внутренний духовный мир субъекта, состоящий из опыта, личных представлений и сложившихся образов, подвергается воздействию совокупности текстов, теорий, предметов культуры, пополняется различными областями знаний. обогащается систематизированным представлением о способах деятельности и формах социальной практики.

Таким образом, элементы всеобщего знания, полученные на предыдущих стадиях образования, в результате интериоризации превращаются в сплав знаний и умений, аккумулируемых теорией и практикой социального образования.

Такое представление о системе социального образования требует определить особенности субординации культуры и образования.

При эволюционном развитии общества образование и культура отражают две стороны единого процесса развития личности и общества. На протяжении XX столетия взаимодействие культуры и образования находилось в сложных субординационных отношениях и развивалось как в единстве, близком к генетическому, так и автономно, дифференцированно.

Принято считать, что культура является решающим условием цивилизованного развития общества, фактором становления социума, движущей силой социального прогресса. Исходя из такого понимания, культура, с одной стороны, есть результат развития общества, а с другой – важнейшая характеристика общественно-политической, социальной и экономической системы, как неотъемлемый и один из наиболее существенных компонентов движения. Неразрывность отмеченных свойств и особенностей взаимодействия социума и культуры объясняет широкое и оправданное применение терминов «социокультурная система», «социокультурная деятельность», «социокультурные комплексы» и так далее.

В конце XX столетия и культура, и образование разошлись организационно, изменились содержательно и расчленились на две самостоятельные линии, дифференцированные даже в учреждениях образования и просвещения. Это произошло за счет ослабления институциональной роли культуры, а также в результате деградации образовательных систем. Социально-гуманитарные компоненты ослаблены и там, и там. Интеграционные процессы еще сохраняют силу инерции, но уже не в состоянии заблокировать нарастающую автономизацию – а порой и противопоставление – образования и воспитания культуре.

Если с древних времен и до XIX века принято было считать, что образование помогает нравственному становлению личности, то к XX столетию этот взгляд уже поставлен под сомнение. Время меняет социальный тип личности и социальные свойства человека.

Во-первых, образованный человек не всегда обладает чертами, необходимыми для его восприятия как «хорошего» человека, во-вторых, во многих случаях первоклассное образование используется для достижения целей, не относящихся к числу благородных. Это происходит вследствие того, что социальное развитие разорвало триаду «образование – воспитание – культура», что создало нишу для цинизма, бездуховности, лицемерия.

Соединить эту триаду в состоянии лишь набирающее ныне силу социально-гуманитарное образование. Здесь процесс обучения неразрывно связан с активизацией духовной культуры личности. а содействие появлению образованного человека сопровождается созидательным стремлением воспитать человека культурного, нравственно состоятельного и способного реализовать весь свой потенциал в социальной сфере, для которой и ведется его воспитание и обучение.

В отличие от физики, математики и других дисциплин, обладающих собственной древней историей, позволившей сформулировать теоретико-методологические и другие основы, определиться в предмете дисциплин и методах их изучения, социальные науки, наполняющие социальное образование, в большинстве случаев лишь приступили к разработке собственного понятийного аппарата, характеризующего социальное пространство теории познания и образования.

Дисциплины, в классическом виде выражающие социальное образование (социальная работа, социальная экология, социальная антропология, социальная психология, социальное право, феминология, социальная история и др.), носят междисциплинарный характер, но не противостоят накопленным знаниям и предметным полям традиционных дисциплин. Социальное образование рассчитано на подготовку специалистов, способных управлять процессами, протекающими в социальной сфере. Уровень социального образования влияет на качество решения управленческих задач, то есть на качество управления социальной сферой в целом. Изучение, обобщение, разработка основных форм, приемов, способов и технологий управления социальной сферой является императивом социального образования и основным предметом социальных дисциплин.

Социальное образование включает в себя четыре основных аспекта: научно-исследовательский, прикладной, нравственный и духовный. Это и естественно: без использования научных достижений в учебном процессе нельзя сформировать профессиональные качества; без внедрения знаний, умений и навыков в социальную практику нельзя рассчитывать на способность выпускника вуза реагировать на стремительно меняющуюся социальную ситуацию в обществе; без соблюдения основных нравственных ценностей люди, представляющие область социальной работы, не могут пользоваться доверием тех, кого они обслуживают; духовность как свойство личности является совокупностью тех ее черт, которые отражают предрасположенность человека действовать в социальной сфере.

Социальное образование имеет своей целью не только формирование профессиональных и нравственных качеств: речь идет о подготовке специалиста с таким типом поведения, который должен пользоваться авторитетом и доверием населения.

Политическая миссия социального образования заключается в том, что оно является инструментом общественного согласия, интеллектуальной основой гражданской консолидации, способом понижения избыточного социально-политического напряжения.

Социальная проблематика выдвигается на первый план в силу ряда обстоятельств, связанных с развитием цивилизации на рубеже второго и третьего тысячелетий.

Во-первых, в конце XX столетия мировое сообщество приобрело асимметрические черты: высокий уровень материально-технического развития в одних странах сочетается с регрессом в других; избыточное производство и потребление продуктов и продукции высокого качества «золотым миллиардом» населения и крайняя нищета абсолютного большинства жителей Земли; высочайшие достижения науки и распространение средневековых суеверий и невежества; абсолютное преобладание верующих (из каждых семи человек на Земле только один не верит в Бога) и лавинообразное распространение пороков; усиление демократических тенденций и живучесть диктаторских режимов, тоталитарных методов политического господства и так далее.

Преодоление этих и других противоречий будет определять содержание общественной деятельности, направленной на социальное переустройство мира с целью достижения большей гармонии и благополучия.

Во-вторых, логика развития цивилизации разбалансировала научно-технический прогресс, сохранение природной среды и развитие самого человека. Социальные проблемы взаимодействия социума, экологической среды и технологического развития государств можно решить на базе совокупного научного знания, стержнем которого в данном случае являются социально-гуманитарные науки: социальная антропология, социальная экология, социальная философия, социальная работа, социальная история и так далее.

В-третьих, важнейшим объектом социального знания становится сам человек, его социальная сущность, смысл жизни и социальное призвание, познание внутреннего мира и образа жизни, личностных качеств, мотивов, поступков, изучение особенностей мыслительной деятельности.

В-четвертых, существенное влияние на актуализацию социальных знаний оказывает аксиологический кризис, порождаемый процессами, развивающимися на всем постсоветском пространстве.

В буквальном смысле аксиология – это учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре целостного мира, то есть о связи различных ценностей между собой. с социальными факторами и структурой личности.

Под влиянием политики «перестройки» и в результате либеральных реформ произошли колоссальные изменения в политической организации общества; изменились природа и форма собственности; наряду с позитивными изменениями в жизнь человека ворвались такие явления, как утрата доступных социальных благ в области здравоохранения, образования, занятости и так далее. Разгул преступности, нарастание девиаций, безработица, вынужденная миграция и многое другое повлияло на общественное сознание.

Обострение социальных противоречий изменило личностное восприятие нового мира, сформировало новую шкалу ценностей, изучение которой – удел социальной науки.

Наконец, научное социальное измерение необходимо для изучения социальных, конституционных и других прав человека, а также сложных проблем становления среднего класса, формирования гражданского общества, правового государства, утверждения примата прав личности по отношению к интересам государства.

Социальное образование по своей сущности и содержанию направлено на обучение и воспитание личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере.

Отечественная система социального образования носит непрерывный характер, имеет устойчивую структуру, обладающую всеми признаками субординации по объему знаний, умениям и навыкам.

Выделяются следующие уровни социального образования:

Начальное социальное образование, получаемое в профессиональных и медицинских училищах (лицеях).

Среднее специальное социальное образование. получаемое в учебных заведениях типа колледжа или техникума.

Высшее социальное образование. получаемое, как правило, в негосударственных учебных заведениях на уровне бакалавра.

▪ Высшее с углубленной социальной подготовкой,получаемое в университетах, академиях и институтах с линейными моделями обучения в течение 5 – 6 лет.

Высшее магистерское социальное образование, сориентированное на исследовательско-аналитическую и преподавательскую деятельность по циклу специальных и профессиональных дисциплин.

Аспирантская, послевузовская социально ориентированная подготовка.

Докторская, послевузовская социально ориентированная подготовка.

В эту систему в качестве отдельного блока следует включить курсовую переподготовку и повышение квалификации практических дипломированных специалистов социальной сферы и преподавателей кафедр вузов, факультетов социального профиля.

Особое место в системе социального образования занимают Государственные образовательные стандарты.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) установлены Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Правительство Российской Федерации постановлением от 10 августа 1993 года № 773 утвердило порядок разработки и введения в действие Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Другим правительственным постановлением (от 12 августа 1994 года № 940) был утвержден Государственный образовательный стандарт, определивший общие требования к структуре высшего профессионального образования, учебным программам и условиям их реализации.

Начиная с конца 1993 года Государственным комитетом по высшему образованию с привлечением профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников были разработаны и постепенно утверждались государственные требования к минимуму содержания дисциплин и уровню подготовки студентов и выпускников высших учебных заведений.

Многие педагогические коллективы в процессе работы над содержанием учебных планов стремились повысить планку стандартных требований и качество учебно-нормативной продукции. В этом отразилось стремление вузов к более целостному выражению в дидактических единицах основного содержания дисциплин и областей знаний.

С учетом накопленного опыта Московский государственный социальный университет в содружестве с ведущими специалистами страны предложил по всем дисциплинам собственные дополнения, превращающие Государственный стандарт в эффективное средство подготовки современного образованного специалиста.

Изучение профессиональных образовательных программ многих университетов и колледжей Великобритании, Германии, США, Швеции, Финляндии, сориентированных на подготовку специалистов для социальной сферы, позволяет сделать вывод, что отечественное социальное образование обладает качественным, отвечающим самым высоким стандартам, программным продуктом, что является исходной предпосылкой рациональной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса.

Важнейшим условием обеспечения высокого качества подготовки специалистов для социальной сферы является профессионализм профессорско-преподавательского состава, уровень его научной, методической компетентности, духовной культуры.

В реализации программ подготовки социальных работников в вузах России по состоянию на 1 января 2000 года участвовали свыше 2500 преподавателей, среди них – 250 докторов наук, профессоров. 580 кандидатов наук, доцентов.

В учебном процессе Московского государственного социального университета (МГСУ) участвуют члены Коллегии Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В территориальных центрах социального образования с лекциями и докладами выступают руководители социальных служб и органов управления. «Круглые столы», семинары и практические занятия проходят с участием ответственных работников, имеющих практический опыт решения социальных проблем. С докладами на конференциях, организуемых МГСУ, выступают члены Правительства России и Москвы, заместители глав администраций субъектов Российской Федерации, руководители территориальных социальных служб, органов и учреждений труда и занятости.

Однако проблема кадрового обеспечения учебного процесса решается весьма сложно, особенно по блоку социальной специализации.

Во многом это объясняется тем, что большинство социальных дисциплин, курсов, спецкурсов не изучались ранее и по ним не проводилась специальная подготовка преподавательских кадров. Сегодня большинство вузов и факультетов социального профиля остро ощущают недостаток подготовки специалистов в области теории, истории, технологии социальной работы, специальных психологических, медико-социальных, социологических, правоведческих, экономических дисциплин, практически по всем дисциплинам и курсам специализаций.

Ситуацию можно изменить, приняв необременительные для бюджета, но эффективные меры.

1. Необходимо на ближайшие 3 – 5 лет изменить нормативы расчета платной численности профессорско-преподавательского состава по вузам, факультетам и кафедрам, осваивающим новые программы подготовки специалистов для социальной сферы, и ввести коеффициент: одни преподаватель на 5 студентов по дневной форме обучения; один преподаватель на 8 студентов по вечерней форме обучения и один преподаватель на 15 студентов по заочной форме обучения, что позволило бы сделать более разумной и рациональной модель учебной, методической и исследовательской работы преподавателей (сейчас действуют расчетные коэффициенты 1:8; 1:15; 1:35).

2. Назрела необходимость создания Всероссийского института или факультета повышения квалификации преподавателей, занимающихся общепрофессиональной или специальной подготовкой социальных работников.

3. Остается частично решенной проблема учебно-методического, информационно-технического обеспечения учебного процесса.

Учебная продукция для студентов социальных вузов должна отвечать следующим критериям:

▪ фундаментальности, логичности;

▪ научной новизне и актуальности;

▪ системности;

▪ информативности;

▪ соблюдению методических и технологических принципов.

4. Качество учебного процесса во многом предопределяется рациональной и эффективной организацией контрольных мероприятий: зачетов, текущих и государственных экзаменов, различного рода письменных работ.

В целом «оценочная политика» вузов, факультетов, кафедр и преподавателей требует критического осмысления, использования как отечественного, так и зарубежного опыта.

Во многих случаях это – достаточно подробное экзаменационное задание, состоящее из набора вопросов. письменные ответы на которые позволяют экзаменатору оценить не только уровень знаний студента, но и его методологическую культуру., способность к логическим умозаключениям и суждениям.

В соответствии с Положением об итоговой государственной Аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза от 26 июня 1994 года, вузам предоставляется право самим определять модель аттестационных испытаний.

По специальности «социальная работа» в систему аттестационных испытаний, как правило, входят:

▪ итоговый профильный междисциплинарный экзамен;

▪ итоговый экзамен по одной из ключевых дисциплин специализации;

▪ защита выпускной квалификационной (дипломной) работы (или проекта).

По социально ориентированным специальностям наряду с профильным экзаменом и выпускной работой устанавливается итоговый экзамен по теории социальной работы. Тематика дипломных работ и проектов определяется совместно с органами социальной защиты, которые привлекаются в качестве заказчиков.

5. Одно из важных условий обеспечения высокого качества подготовки и повышения квалификации специалистов для социальной сферы – создание 7 – 8 региональных центров социального образования, методически, а может быть, и организационно объединенных в единый учебно-научный социально ориентированный комплекс, функционирующий в тесном договорном сотрудничестве с министерствами и ведомствами социального блока. Это могут быть социальные университеты, академии, вузы, факультеты ведущих университетов России, имеющие качественный состав преподавателей, соответствующие учебно-методическую, информационную, материально-техническую базы.

Можно выделить следующие приоритетные функции вузов социального профиля и факультетов социальной работы:

▪ удовлетворение потребностей студента – будущего социального работника – в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

▪ удовлетворение потребностей в получении высшего образования и квалификации специалиста по социальной работе;

▪ удовлетворение потребностей отрасли. И прежде всего Министерства труда и социального развития России. В квалифицированных специалистах;

▪ удовлетворение потребностей вузов России в подготовке научно-педагогических кадров по проблемам теории, технологии социальной работы, социального менеджмента, социальной психологии, социальной педагогики, коррекционной педагогики, социологии социальной сферы, феминологии и семьеведения и ряду других направлений научного знания;

▪ переподготовка и повышение квалификации специалистов и работников социальной сферы;

▪ повышение квалификации преподавателей, читающих курсы общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальностям: социальная работа, социальная педагогика, менеджмент в социальной сфере и другим;

▪ организация и проведение исследований по актуальным проблемам социальной работы и социальной политики.

Степень эффективности подготовки кадров для социальной сферы опредляется во многом выбором приоритетных типов организации учебного процесса.

С учетом складывающейся экономической ситуации к разряду наиболее приоритетных относится заочно-дистанционная подготовка социальных работников.

Высшая школа большинства стран мира давно и активно использует дистанционное обучение.

Динамика роста высших учебных заведений с дистанционным обучением выглядит так:

1900 – 1960 годы – открыто 79 вузов;

1960 – 1970 годы – открыто 70 вузов;

1970 – 1980 годы – открыто 187 вузов.

Интенсивный рост высших учебных заведений с дистанцилонным обучением продолжается и сегодня. В той или иной мере эти технологии используют все вузы.

Дистанционное обучение включает три компонента: организацию обучения, содержательно-методическое наполнение курсов в соответствии с государственными стандартами и информационные технологии.

Организация дистанционного обучения осуществляется в четырех основных формах; заочной, вечерней, через экстернат и на основе использования систем телекоммуникаций и других информационных технологий.

Приоритетной в организации дистанционного обучения для вузов, готовящих кадры для социальной сферы, является заочная форма. Это объясняется возможностью более оперативного. а при должной организации и более эффективного способа получения высшего профессионального образования работниками, занятыми в социальной сфере.

Заочное обучение дает возможность более полно реализовать основные принципы Закона Российской Федерации «Об образовании», обеспечивая общедоступность образования, большую адаптивность этой формы обучения к уровню, особенностям развития и профессиональной подготовки обучающихся.

Заочное обучение – одно из важнейших средств реализации принципа непрерывности образования. Потенциальные возможности заочного обучения определяются наличием у студента-заочника накопленного опыта социальной работы, навыков практической деятельности, что значительно облегчает усвоение им общепрофессиональных и особенно специальных предметов. Учитывая огромную территорию нашей страны, заочное обучение в ряде случаев может быть единственно возможной формой получения высшего социального образования.

Динамично развивающееся заочное обучение является реальным и наиболее рациональным методом насыщения социальной сферы профессионально подготовленными кадрами высокой квалификации.

Вузы социального профиля. Факультеты социальной работы активно сотрудничают с общеобразовательными учреждениями по широкому кругу проблем, включая профессиональную ориентацию учащихся по специальностям социально-гуманитарного цикла. разработку авторских курсов, учебных программ, совместное проведение научных исследований, решение задач повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров.

В начале 90-х годов XX столетия вузы России стали переходить на предметную систему обучения. Предметная модель реализации образовательных программ предъявляет повышенные требования не только к формированию целостного пространства науки, но и к логизации учебного процесса, его содержательной технологизации, исключающих и излишнюю фрагментарность научной картины мира, и повторение одних и тех же единиц знаний в различных предметных сферах.

Такой переход потребовал более логично выстроить содержание образования по всем четырем циклам учебных дисциплин, устранить алогизмы, нерациональность отбора дидактических единиц в учебных планах и программах философско-культурологических, политологических и и правоведческих дисциплин, предметов экономического, психологического и социологического блоков.

В контексте логизации и оптимизации учебного процесса научно-педагогическому сообществу предстоит пополнить свой арсенал новыми образовательными технологиями.

Следует подчеркнуть, что в условиях теоретического, мировоззренческого и идеологического плюрализма, тотального старения учебной литературы, а по ряду дисциплин ее отсутствия, возрастает рол лекций.

Лекционный курс составляет основание изучения любого предмета, в том числе и элективных курсов. Содержание и методика чтения лекций остается в центре внимания преподавательских кафедральных коллективов, учебно-методических объединений, деканов и советов факультетов.

Наряду с лекцией интенсивно развиваются те направления научно-педагогического труда, которые активизируют познавательную деятельность, эффективно влияют на организацию самостоятельной работы студентов, придают стремлению пополнять знания и совершенствовать навыки характер устойчивой потребности.

Качество учебного процесса во многом зависит от содержания и эффективности его активных форм – семинарских, практических занятий, внедрения в учебный процесс интенсивных обучающих технологий.

Содержание социального образования, сохраняя все классические принципы деятельности высшей школы, имеет и по этому параметру ряд существенных особенностей.

Социальное образование развивается как под воздействием индивидуальных возможностей человека, так и в силу условий, созданных для реализации творческого потенциала личности. Из этого вытекает такой принцип, как индивидуализация образовательной деятельности. Он складывается из совокупности индивидуальных свойств личности ученика и способностей учителя. Взаимодействие двух индивидуальностей предопределяет их развитие, выражающееся как в получении, так и в передаче знаний. Основное свойство взаимодействия учителя и ученика выражается в их взаимном обогащении. Отсюда и то внимание, которое в отечественном образовании уделяется педагогике сотрудничества.

Не менее важную роль играют целостность, системность и непрерывность обучения. Этот принцип производен от возрастных особенностей личности обучаемого, индивидуальной способности усвоить сумму знаний, соответствующих его возможностям и средствам передачи информации. От простых истин до целостных систем в процессе непрерывного получения и поглощения знаний находит выражение этот педагогический принцип.

Образование и воспитание, представляющие собою единой целое, есть процесс становления полноценного специалиста и гражданина и не может восприниматься иначе, как высший принцип образовательной деятельности, поскольку названное единство готовит человека к семейной, общественной и государственной жизни. От индивидуального состояния образования и воспитания зависит главное – интеллектуальный потенциал и степень нравственного здоровья нации. В отечественной педагогике этот принцип всегда занимал особое место и воплощался в формуле: «Образование ума и нравов».

Одним из ведущих принципов развития социальных знаний является взаимодействие и гармонизация религиозного воспитания и социального образования.

Высокомерно- пренебрежительное отношение к тому. Что среди студентов и учащихся в большинстве стран преобладают верующие, недопустимо. Известно, что в мире число верующих в 7 – 8 раз превышает количество тех, кто считает себя атеистами.

В различных регионах России уровень религиозности составляет от 35 до 60 процентов, при этом тенденции уменьшения количества верующих не наблюдается. Напротив, все большее число людей принимает участие в отправлении различных религиозных обрядов, что свидетельствует об усилении влияния религии и сохранении доверия к церкви. Крупнейшей религиозной организацией в России остается Русская православная церковь (РПЦ), на долю которой приходится около 60 процентов зарегистрированных религиозных объединений.

Гуманная компонента организации воспитания в условиях социального вуза сводится к утверждению в поведении студентов таких свойств духовности, как честь, совесть, достоинство, порядочность, способность сопереживать, испытывать сострадание, проявлять бескорыстие и человеколюбие, осуждать и отвергать жестокость, насилие, стяжательство. В этой части организация учебно-воспитательного процесса вуза, вовлеченного в развитие социального обучения, совпадает с функциональным назначением религиозного, прежде всего православного, воспитания.

Недавнее прошлое страны было связано с глобальным атеизмом. Общественное мнение осудило отрицание влияния религии на формирование духовности и нравственности, а также игнорирование религиозной составляющей в отечественной культуре. Однако при этом обнаружилась другая крайность: началась демонстрация персональной религиозности теми, кто совсем недавно абсолютизировал атеизм. Политический цинизм стал наносить ущерб христианской морали, отвергающей ложь и лицемерие. Свобода выбора стала ограничиваться агрессивным неприятием того, что связано с критикой религии в трудах Спинозы и Гете, Фрейда и Ницше, Камю и Сартра, Шоу и Твена. Рассела и Хайдеггера, Моэма и Кюри, не говоря уже о французских просветителях и отечественных мыслителях.

Думается, что нужно избегать абсолютизации как науки, так и религии, не следует ввергать их, как это было в прошлом, в истребительную борьбу. И наука, и религия – важнейшие социальные институты цивилизации, от развития которых зависит и гражданский мир, и степень общественного согласия. В целом нельзя изучать социальные процессы. Тем более прогнозировать развитие событий, без учета религиозного фактора, который по-разному, но всегда ощутимо проявляется в социальной истории и политическом развитии государств. Особое значения религиозные представления имеют в той части, где отражен нравственно-психологический опыт многовековых теологических наблюдений за развитием человека.

В любом обществе есть ниши, заполняемые верой, духовностью, нравами, обычаями. Без этих компонентов немыслим внутренний мир человека, как немыслим он и без мира знаний, умений и навыков.

Ценности, производные и от веры, и от знания, как правило, канонизируются, а нередко и противопоставляются друг другу.

Обеспечить их взаимное восприятие. Взаимодействие и гармонию, быть в «ладах» и с религиозной культурой, и со светской – один из базовых принципов развития социального образования.

Еще одна особенность социального образования состоит в том, что в этом направлении обучения и воспитания важна роль духовности. В данном случае различия в понимании светской духовности и религиозной не являются существенными. Как известно, духовное всегда связывается с личностными свойствами и ценностями, выходящими за пределы индивидуализма, эгоистических интересов, личной выгоды.

Как категория, отражающая социально-бытовые отношения, духовность содержит три начала: познавательное, нравственное, эстетическое. Взаимодействуя в сфере реальных отношений, они создают качества, обладающие и в светской, и в религиозной жизни ценностями, относящимися к разряду высших: истину, добро, красоту.

В идеале истина, добро и красота могут восприниматься как экзистенциальные константы людей, как способы обретения высшего смысла жизни, согласия с собой и с миром. В гражданском выражении духовность обладает свойствами, признание и развитие которых является составной частью гармонизации социальных отношений.

Социальное образование будет неполным, если его содержание построено только на рационализме доктрин и механизмах социальных технологий. Вне духовного измерения можно дать знания, но нельзя подготовить специалиста, способного понять сущность явлений, влияющих на социальное положение и состояние человека.

Духовность, если она пронизывает образование, переместится и в политику, ограничивая параметры должностного произвола, бюрократического цинизма и глумления над человеком, нуждающимся в помощи и поддержке.

С профессиональной точки зрения социальная деятельность представляет собой служение людям, ибо в реальной жизни социальная работа – конкретная помощь тем, чьи психологические, моральные и другие ресурсы недостаточны, материальные возможности невелики, физические – ограничены, а способности решать свои проблемы самостоятельно – неудовлетворительны.

По своей природе социальные проблемы производны не только от бедности, психики, состояния здоровья: к социальному неблагополучию может приводить и богатство, порождающее социальные пороки. Как и в первом случае, единственной преградой на их пути способна стать, выдержать натиск и излечить духовность.

В процессе обучения духовность становится составной частью и нравственной основой формирования гуманной ответственности работников социальных служб за отношение к делу и результатам своего труда.

Важно знать и другое – моральная сила общества определяется его духовностью. Не многие народы имели возможность это осознать. Специалисты, изучающие историю и национальный характер населения разных стран, лишь по отношению к России заметили:»Россию можно опасаться только тогда, когда она становится моральной силой» (Д.Гелбрайт). Не будем дискутировать по поводу того, какую опасность и для кого представляет Россия: это тема для политических спекуляций. Сами россияне знают: страна не несла, не несет и не будет нести угрозу народам мира. Противники России рассуждают о ее силе или слабости не для установления истины, а для определения того момента, когда Россия слаба и ее интересы можно не учитывать или даже игнорировать. Такой момент в результате политики «перестройки» наступил: лицемерная политика лишила Россию моральной силы.

Без преувеличения можно сказать: духовность способна вернуть России моральную силу и восстановить нравственность. В достижении этого светское социальное образование может и должно опираться на таких могучих союзников, как истина, добро, красота и другие символы православной веры.

Значительные возможности в формировании устойчивых социальных знаний открываются при соблюдении принципа историзма в научном познании и преподавании учебных дисциплин.

Историзм как принцип изучения прошлого помогает получать достоверные знания о действительных процессах и реальном месте в истории тех или иных персонажей. В противовес этому во все времена преобладало проправительственное, комплиментарное изложение истории Отечества. Так, Иван Грозный в учебниках истории воспевался и как великий государь, и как кровожадный тиран; опричнина то возводилась в ранг прогрессивной реформы, то изображалась как форма истребления неугодных. Первое соответствовало восприятию И.В. Сталина, второе отвечало представлениям Н.С. Хрущева.

Другая крайность насилия над наукой – высокомерно-пренебрежительное отношение к социальной истории России и к народам, населяющим ее.

С точки зрения историографии последнего десятилетия XX века ранее существовавшие неисследованные зоны исторического познания, первоначально названные «белыми пятнами», постепенно стали заполняться версиями, предположениями, догадками, домыслами и превратились в зияющие черные дыры, в которые уносится главное, чем должны дорожить историки и наука, которую они представляют, – доверие к людям и уважение к знаниям. Разгул фальсификаций, обрушившийся на читателя, поверг в отчаяние людей знающих и полностью дезориентировал желающих знать.

Важнейшим принципом развития социального образования является дополнение традиционных методов обучения национальной интеллектуальной элиты новейшими отечественными и зарубежными достижениями.

Особого внимания заслуживают компаративные факторы преподавания университетских дисциплин, компенсационный подход к использованию знаний, накапливаемых смежными с социальными науками областями познания.

*

* *

Таким образом, в стране получили развитие социальное образование и подготовка на этой интеллектуальной, духовной и нравственной основе образованного специалиста, способного результативно влиять на процессы, развивающиеся в социальной сфере.

Степень развития социальной науки и уровень преподавания социальных дисциплин определяются многими факторами, в числе которых ведущее место занимают:

▪ содержание и структура учебных курсов;

▪ качественные характеристики профессорско-преподавательского состава;

▪ уровень познавательной активности обучаемых;

▪ социально-экономическая ситуация в стране;

▪ нравственные, духовные и иные параметры общественного состояния

▪ цели правительственной политики в области образования и другие факторы.

Социальное образование стало одним из инструментов общественного согласия, условием гармонизации общественных интересов, консолидации населения и придания социальному развитию устойчивого характера.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социальная работа с осужденными

На сайте allrefs.net читайте: "Социальная работа с осужденными"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Становление социального образования в России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исторические аспекты социальной помощи осужденным в России и за рубежом
Понятие “пенитенциарная система” восходит к латинскому слову рoenitentia (раскаяние) и включает в себя систему правовых норм, исполнительных органов и учреждений, организующих отбывание уголовного

Социальные аспекты уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
К моменту принятия нового Уголовно-исполнительного законодательства Россия уже ратифицировала многие международно-правовые акты о правах человека и цивилизованном обращении с осужденными, в частнос

Вопросы для самоконтроля
1. Пенсильванская система: функции наказания и исправления осужденных. 2. В чем состоит суть «прогрессивной» системы? 3. Социальная работа в современных английских тюрьмах.

Организационно-административные аспекты социальной работы в исправительных учреждениях
Социальная работа как вид деятельности. Появление и становление социальной работы связано прежде всего с секулярной эмансипацией идеологии нашего общества, общественной психологии,

Психологические аспекты социальной работы в учреждениях исполнения уголовного наказания общего режима
В учреждения исполнения наказания попадают люди, имеющие к преступной деятельности очень разное отношение. Чаще других там оказываются те, кто, совершая преступление, не планировал ссориться с обще

Данные предварительного социального обследования
Медицинская информация Семья     Коллектив Данные психологического обследования Направленность личности Предварительные выв

В сфере коллектива
Образования Получение профессии Динамика отношений с родственниками (в семье) Субъективное отношение к родственникам Отношение родственников Динамика п

К карте социально-психологической диагностики
Карта состоит из двух частей: в первой части отражается накопление уточняющей информации по отдельным направлениям (сферам) социальной адаптации осужденного. Во второй части содержится описание исс

Педагогические аспекты социальной работы в исправительном учреждении
**Воспитательное воздействие в исправительной колонии признается средством духовного влияния на осужденного, попыткой улучшить его личность за период отбывания лишения свободы путем целенаправленно

Зависимость методов воспитательного воздействия от типа девиации и характеристики осужденного
  Тип девиантного поведения Характеристика   Тип осужденного Методы социально-педагогического воздействия

В исправительной колонии
На 1.07.2001 Колледж МГСУ Срок обучения, стоимость в год 2года, 3 года 10 месяцев 3000 руб. 5 лет 50

Религиозная программа.
Десятилетие тому назад пенитенциарная система Российской Федерации стала открываться общественным и религиозным объединениям. Изменение философии пенитенциарной системы было закреплено в новом Угол

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная политика государства? 2. В чем суть социально-педагогической модели социальной работы? 3. Реализация педагогики сотрудничества в социальной работе с осужде

Постпенитенциарная реабилитация осужденных
В доперестроечный период ведущая роль в постпенитенциарной реабилитации бывших осужденных, точнее, в их быто- и трудоустройстве, отводилась органам власти на местах. Сама по себе эта роль была обус

Система учреждений социальной реабилитации освободившихся лиц
Для эффективного решения вопросов социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказания в местах лишения свободы, необходимо создание государственной специализированной службы, состоящ

Вопросы для самоконтроля
1. С какими проблемами трудо- и бытоустройства сталкиваются лица, освобожденные из мест лишения свободы? 2. Какие права имеют бывшие заключенные? 3. В чем заключается социальная п

Профессиональная подготовка кадров для работы с осужденными
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки специалиста по социальной работе, он должен: ▪ осознавать л

Второе высшее профессиональное образование
1. Получение второго высшего профессионального образования по специализации «социальный работник пенитенциарного учреждения» предполагает наличие у человека базового высшего юридического, педагогич

Пенитенциарных учреждений
В курсовой подготовке могут участвовать лица, имеющие базовое высшее образование социального работника пенитенциарной системы, и специалисты, работающие в должности социального работника, имеющие в

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные функции социального образования. 2. Какова направленность социального образования? 3. Перечислите уровни отечественного социального образования. 4. Н

Библиографический список
  1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. 2. Агаларзаде А.З., Волков В.Н., Шишков С.Н. Неотложная психиатрия в деятельности пенитенциарных учрежден

Общая характеристика специальности
1.1. Специальность утверждена приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 06.05.92г № 142, Госкомвуза РФ от 05.03.94 № 180. 1.2. Нормативная длительность обучения по данной специа

Региональной общественной организации
«Попечительский совет» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Региональная общественная организация «Попечительский Совет», именуемая в дальнейшем Организация, является добровол

Цели и задачи
  Основная цель создания Центра – профилактика рецидивной преступности в регионе, проводимая путем: – создания социальных гарантий для бывших осужденных, не имеющих их;

Структура и управление
  1. Центр создается по решению Общего собрания. В него входят представители от Управления исполнения наказаний, Управления внутренних дел, администрации города, градообразующих предп

Обязательства членов Координационного Комитета Центра
Управление исполнения наказаний 1. Регулярно информировать администрацию города и осужденных исправительных учреждений об условиях и результатах деятельности Центра. 2. Орг

Управление внутренних дел
1. Осуществлять контроль надсоблюдением клиентами Центра норм и правил проживания, установленных действующим законодательством РФ и Положением Центра. 2. Проводить с клиентами Центра занят

Общежитии-пансионате Центра
  В общежитии-пансионате поселяются только лица, освободившиеся из исправительных колоний, не имеющие социальных гарантий, сроком до 6 месяцев. Отбор кандидатов, подавших заявления на

Требования к клиентам Центра и гарантии
С каждым поступающим в Центр заключается договор, в котором оговариваются требования по соблюдению дисциплины и распорядка, по продолжительности проживания, по системе оплаты, по обязательному труд

Имущественные отношения
Денежные средства и имущество Центра формируются за счет: · благотворительных взносов и пожертвований организаций и граждан, в том числе иностранных, · поступлений от проводимых в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги