рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современные проблемы и национальные традиции

Современные проблемы и национальные традиции - раздел Социология, Министерство Науки И Образования Р. Ф. Сибирская Государственная Гео...

Министерство науки и образования Р. Ф.

Сибирская государственная геодезическая академия.

 

Кафедра гуманитарного образования.

 

 

Доклад по социологии по теме

«Образование как социальный институт:

современные проблемы и национальные традиции»

 

Выполнил: Проверил:

Студ. гр. ГК-11. Фёдорова Г. И

Завьялова М. В

Разумовский И. В.

 

 

Новосибирск. 2008.

Оглавление.

Введение……...……………………………………………………………………2

Образование как социальный институт…………………………………………4

История формирования системы образования…………….................................5

v Образование и воспитание в Древнем Египте……………...…………..5

v Древнегреческое образование…………………………………………...5

v Образование в Древнем Риме……………………………………………6

v Образование в Средние века…………………………………………….7

История системы образования в России от древней Руси до конца XX века...8

Современные системы образования …………………………………………...16

o В Америке…………………………………………………………..16

o В России…………………………………………………………….23

Проблемы современной системы образования в России……………………..24

Приложения……………………………………………………………………...41

Список литературы……………………………………………………………...44

 

Введение.

Решись быть мудрым!

Гораций

 

Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.

Иммануил Кант

 

Великий немецкий философ Иммануил Кант в своём труде «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» писал: «Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое состояние, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения. Леность и трусость – вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, всё же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, то мне нечего и утруждать себя. Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить; этим скучным делом займутся вместо меня другие. Но более возможно, что публика сама себя просветит, если только предоставить ей свободу – свободу во всех случаях публично пользоваться собственным разумом». И действительно, состояние несовершеннолетия было свойственно человечеству с древних времён, свойственно оно ему и сейчас. Всегда над людьми есть опекуны, способные говорить, что лучше для человека и как необходимо поступать. И никогда нет свободы для публичного использования собственного разума.

Многие историки, политологи и социологи в разное время изучали проблемы образования. Так, ещё М. В. Ломоносов изучал такие проблемы, как сущность воспитания и образования, организация обучения и его содержание. Он был убеждён в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России. Актуальными и сегодня остаются идеи Ломоносова о формировании российского юношества. Сегодня проблемы современной системы образования также привлекают большое внимание исследователей, например: И. Стрелковой, М. Агрономич, В. Троицкого и других. Исследования Стрелковой актуальны для современной системы образования в России, показывают основные проблемы и источники их появления.

На пороге XXI столетия один из значимых факторов развития цивилизаций мира– это образование, ибо целый комплекс новейших технологий и научных знаний определяет жизнеспособность общественных систем и выживаемость человечества. Само постиндустриальное общество предполагает наличие обширной системы университетов и научных учреждений, которое только и сможет обеспечить его устойчивое развитие. Сила и богатство любой из множества цивилизаций Запада и Востока зависит от качества образования, его эффективности. Поэтому национальная система образования всегда была и остаётся одной из главных основ государства. И всегда было известно, что у кого в руках образование, у того и власть. Каким будет государство зависит от школы, которая является первым шагом от детства к взрослости, которая закладывает основы полноценной личности, эстетического воспитания, верного миропонимания. Но и какой будет школа зависит от государственной политики в области образования. Изменение системы образования – это кардинальные изменения всего общества. Именно поэтому реформы в области образования всегда играли важную роль в общественной жизни.

В настоящее время полным ходом идёт глобализация. И процесс этот характерен не только для нашей страны. В системе образования всегда были проблемы, традиционные, существующие многие столетия, и возникающие, которые требовалось быстро и эффективно решать. Глобализация и существующие проблемы требуют от современности реформирования системы образования. И такие реформы осуществляются и разрабатываются в данный момент. Но порой они приносят также большие проблемы, ставят неразрешимые вопросы, требующие обсуждения, а не безоговорочного принятия, снижают уровень образования, не принося положительных результатов.

Итак, попробуем разобраться в системе образования. Для этого обратимся к истории, начиная с древнейших времён и до современности. Обратим внимание на реформирование системы образования в России и других странах, цель и итоги произведённых реформ. Также обратим внимание на современную систему образования в России, её проблемы, реформы и проекты, их цели и последствия.

 

Образование как социальный институт.

Образование - это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей.

Образование является автономной системой, имеющей относительную самостоятельность, образование способно оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества.

Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение.

Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

 

 

История формирования системы образования.

Обратимся к истории с целью изучения систем образования различных стран. Образование и воспитание детей в различных странах формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Описать подробно, как проходил процесс обучения в древности не представляется возможным из-за скупости сведений, которые дошли до наших дней о древних цивилизациях. И всё же рассмотрим системы образования нескольких древних цивилизаций.

 

Образование и воспитание в Древнем Египте. Дома жизни.

В Древнем Египте серьезно относились к обучению людей, которым предстояло заниматься управлением государства, архитектурой, строительством, врачеванием. В конце второго тысячелетия до н. э. Египет стал бюрократическим государством, в котором всё подвергалось учету, поэтому надобность в образовании в то время была велика. Армия чиновников считала полученный урожай в хозяйствах, перераспределяла его, создавала законы, вела судебные тяжбы и доводила до сведения людей приказы фараона. Простой люд грамоте не обучался. Дети ремесленников, хлебопашцев, слуг обучались ремеслу у своих родителей и наставников в мастерских.

Школы находились при храмах. Родители приводили детей с малолетства, когда они решали, что ребенок созрел для обучения. Девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет. Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. При школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения. При обучении египетских чиновников уделялось много внимания заучиванию различных священных текстов. На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наук. Будущие чиновники должны были разбираться в строительстве, изготовлении различных технических устройств и даже в военном деле. Чиновники и жрецы были самыми образованным людьми в Древнем Египте. Чиновниками считались архитекторы, инженеры, художники, организаторы производства и военные специалисты.

Но все же мудрецами – учеными следует называть жрецов, которые занимались не только организацией религиозных обрядов, но и науками: астрономией, магией, философией. Как и сыновья чиновников, они становились жрецами по наследству. Школьников, которых готовили стать жрецами, учили читать, писать, считать. Но, после того как они освоят азы обучения, им все свое внимание переходилось переключать на изучение религиозных догм и религиозных обрядов. Ученики сдавали экзамены. Того, кого признавали выдержавшим экзамен, делали жрецом. Наиболее одаренные молодые люди могли посвятить себя наукам в университетах древности “Домах жизни”.

 

Древнегреческое образование.

Иной была система образования в Греции. Греческое образование и его педагогическая теория неоднократно менялись на протяжении истории. В Древней Грециивозникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. В период самостоятельного развития греческих полисов физическое воспитание и военное обучение занимали важное место. В зависимости от условий развития древнегреческих полисов сложились различные системы воспитания и образования, из которых наиболее известны афинская и спартанская.

Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счёту, и позже— кифаристские школы, где учились музыке. С 12—13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физическое воспитание. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии.

В Спарте контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни ребёнка: новорождённых осматривали и отбирали для государственного воспитания только здоровых детей (хилых и болезненных, по преданию, сбрасывали в пропасть). До 7 лет дети воспитывались дома. Существовавшая с середины 6 в. до н. э. система государственного школьного обучения была обязательна для каждого спартиата от 8- до 20-летнего возраста. В этих школах велось преимущественно военно-спортивное и общественно-религиозное обучение. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в др. полисах в 5 в. до н. э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определённую специализацию, поэтому дети от 6—7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько — для обучения разным предметам. Чтение сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно.

Дальнейшее образование дети 13—15 лет получали в гимнасии. В Аттике гимнасии были организованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц — гимнасиархов. В восточной Грециии Ионии обучение в школах, доступное для всех свободнорождённых, велось педагогами (оплачивались за счёт общества) и было рассчитано на два года. В некоторых местах существовали подобные школы для девочек, в которых их обучали музыке и литературе. Гимнасии распространились по всей Греции.Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Зачатками высшего образования в Греции можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных учёных. «Школы» в этих случаях именовались по имени учёного или месту обучения.

Образование в Грециибыло доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Древней Грецииполучила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит). Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.

 

Образование в Древнем Риме.

Возникновение элементарных школ в Рим древний историк Тит Ливий относит к 5 в. до н. э. Во время превращение Рима из города-государства в огромную средиземноморскую державу появилась потребность в образованных людях, способных управлять государством, и уже в 60-х гг. 2 в. до н. э. возникли школы повышенного типа: грамматические школы и риторские школы, которые, ввиду того что обучение стоило дорого, были доступны лишь детям знатных и состоятельных римлян. К середине 1 в. до н. э. в Древнем Риме насчитывалось около 20 грамматических школ. Обучение было совместным, принимались дети с 7 лет и занимались в течение 4—5 лет. Дома или в школах детей обучали латинскому, греческому языкам, письму, чтению и счёту. Эти школы давали подростку широкое гуманитарное образование и подготавливали его к деятельности политического и судебного оратора (грамматики руководили литературным образованием своих питомцев, приучая к чтению и разбору греческих и римских авторов).

В 1 в. н. э. появились грамматические школы для девочек. В риторских школах обучались подростки и юноши в возрасте от 13—14 до 16—19 лет. Риторская школа давала навыки ораторского искусства. Первые школы были с преподаванием на греческом языке, и обучаться в них могли лишь те, кто в совершенстве знал этот язык. Уже в начале 1 в. до н. э. была основана латинская риторская школа. Эта школа, открывавшая путь к политической карьере относительно широкому кругу лиц. Учащиеся риторских школ писали сочинения на заданные темы, практиковались в контроверсиях — вымышленных судебных делах, упражнялись в ораторском искусстве. Школы знакомили с правом, философией, историей, поэзией. Концепция риторского образования нашла систематическую разработку в трактатах Цицерона. Теоретик ораторского искусства Квинтилиан оставил довольно подробную программу преподавания в риторской школе.

По мере усложнения бюрократического аппарата росла потребность в специально подготовленных юристах. Со 2 в. н. э. появились группы правоведов, занимавшихся обучением лиц, желавших специализироваться в данной области. Эти юристы-учителя согласовывали своё преподавание друг с другом и постепенно образовали группы, получившие название «кафедр» права. По такому же типу оформляются «кафедры» риторики и философии, медицины, архитектуры. В этот же период учреждается несколько высших школ. При покровительстве императора Марка Аврелия (2 в.) — «философа на троне» — получила дальнейшее развитие высшая школа в Афинах, собиравшая студентов из разных частей империи. Студенты организовывались в «хоры» — землячества, каждое из которых примыкало к тому или иному учителю (профессору).

Значение высшего образования в судьбе высших слоев общества Римской империи и самой римской державы трудно переоценить. Для заинтересованного в получении полного образования человека высшая школа была средством самоидентификации: здесь он стремился не только удовлетворить свою любознательность, но и, прикоснувшись к вселенской мудрости, облагородить свою душу. Сформированные высшей школой ценности и жизненные принципы определяли стиль поведения человека, служили ориентирами в его самостоятельной жизни, в общественно-политической практике.

Высшая школа, противница узкой специализации, пыталась снабжать своих выпускников универсальным, энциклопедическим знанием, стремилась развить все возможности человеческого существа, с тем, чтобы её воспитанник был способен выполнить любую задачу, в зависимости от общественных потребностей и личного призвания. Через высшую школу человек мог войти в круг интеллектуального «братства», объединённого знанием поэзии, философии, ораторского искусства. Следовательно, высшие школы были средством интеграции личности в элитарные слои социума.

Высшее образование было важным фактором историко-культурного генезиса римской цивилизации. Оно гарантировало сохранение таких формообразований культуры, как знания и достижения, опыт и навыки в интеллектуальных видах деятельности, ценности и моральные нормы, А это в свою очередь обеспечивало создание однородного социокультурного пространства державы, играло доминирующую роль в производстве культуры в эталонном выражении её духовного пласта, картины мира, культурных смыслов позднеантичной эпохи. Таким образом, высшее образование было неотъемлемым компонентом истории и культуры древнеримской цивилизации, жизни человека и общества Римской империи.

 

Образование в Средние века.

Первоначально школы имелись только при монастырях; в них элементы античных знаний сводились воедино с целью приспособить их к потребностям христианской церкви. Внецерковные школы начинают возникать в начале 12 в., когда развивающиеся города начинают испытывать потребность в грамотных, образованных людях для оформления торгово-ремесленнических операций, работы в органах городского управления, составления документов. Специфической чертой нецерковных школ было то, что они были частными, а их преподаватели – магистры – жили за счет платы, взимаемой с учеников. В стремлении уничтожить нецерковные школы церковь противопоставляла им школы церковные, упорно отстаивала свое «право» давать разрешения на преподавательскую деятельность. В начале 12-13 вв. церковные школы, с желательным для церкви составом магистров и учащихся, были основаны в ряде крупных монастырей и во многих епископальных городах – епископальные школы.

Лежавшие в основе античной системы обучения «семь свободных искусств» в 6 в. были разделены на две ступени. Низшую составлял тривиум: грамматика, риторика и диалектика; высшую, квадривиум – геометрия, астрономия, арифметика и музыка. Риторика рассматривалась лишь как предмет, который учит церковному красноречию и умению литературно оформлять свои мысли. Диалектика (формальная логика) – как «служанка теологии», помогающая церкви в ее борьбе с ересями; арифметика – как предмет, облегчающий религиозно мистическое истолкование чисел, встречающихся в Писании. Из науки выхолащивалось все, что не гармонировало с церковными требованиями и могло побудить стремиться к поиску знаний, основанных на опыте.

В 12-13 вв. в западной Европе начинает формироваться высшая школа – университет. Обычно в университетах было четыре факультета: младший, «артистический», на котором изучали «семь свободных искусств», а также медицинский, юридический и богословский. Большинство школяров шла в университеты и школы лишь для того, чтобы получить минимум знаний, который обеспечил бы их заработком. К окончанию богословского факультета стремились лишь те, кто принадлежал к духовному званию. Диплом, полученный в любом из университетов, признавался в каждом другом; образование, начатое в одном университете, можно было продолжить в любом другом. Все обучение велось исключительно на латыни, так что обучаться могли студенты из разных стран. Учебный процесс заключался в слушании и записывании лекций студентами (утром бесплатных, вечером – платных).

 

История системы образования в России от древней Руси до конца ХХ века.

 

Теперь рассмотрим историю формирования системы образования в России. Образование в России формировалось в условиях централизации государственной власти. Процесс формирования отечественной системы образования был длительным и, порой, противоречивым. Развитие образования не было каким-то поступательным, постоянным процессом, а имело отрывочный, молниеносный характер реформ. Кратко остановимся на исторических аспектах становления и развития высшего образования в России.

 

Начало образования на Руси.

На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.

Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы.

Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

Сохранились многочисленные свидетельства наличия высокого уровня образования. Например, открыты так называемые граффити, оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., по содержанию которых видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, встречались и грамоты, написанные женщинами. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси.

Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия. Из светского оно стало духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли роль хранителей и распространителей российского образования.

 

Образование в Московском государстве в допетровское время

Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой – была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования.

В XVI–XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. В борьбе против политического и идеологического наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением. На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия.

С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Вместо буквенного обозначения цифр стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения. Появились толковые словари для учащихся.

Важно подчеркнуть демократический (внесословный) характер образования уже в допетровское время. Так, при создании Славяно-греко-латинской академии в ней было 76 учеников (не считая подготовительного класса, или «школы словенского книжного писания»), в том числе священники, дьяконы, монахи, князья, спальники, стольники и «всякого чина москвичи» вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха.

 

Образовательная реформа Петра Великого.

Согласуясь с потребностями военно-феодального режима России XVIII в., учебные заведения служили целям усиления военной и экономической мощи государства. При Петре I сама учеба в вузах рассматривалась как служба: обучающийся получал жалованье, а за неисполнение своих обязанностей подвергался серьезным служебным взысканиям. Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы. Суть образовательно-профессиональной программы в этих вузах состояла в приобретении профессиональных навыков. Этим объясняется крайне сдержанное отношение государственной власти к развитию университетского образования, которое в связи со своей нацеленностью на культурологическую функцию образования рассматривалось как источник западноевропейского вольнодумства и демократии. Ни в том, ни в другом авторитарное российское государство не нуждалось.

К 1722 году в разных городах России были открыты 42 «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Поэтому основным контингентом цифирных школ были солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже после смерти Петра, в 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, математическое и инженерное образование. Часть духовных («архиерейских») школ расширили свой курс за счет «средних» и «высших» классов и стали именоваться «семинариями». В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа – духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования. Кроме того, именно при Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян).

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти – в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства).

В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

 

Российское образование при Екатерине II.

Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Отсюда новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения» (П.Н. Милюков). Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.

За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ – малые, средние и главные. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника.

Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. Для этой цели в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария – прообраз педагогического института.

Екатерининская реформа не была доведена до конца, но сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек. Но среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной «комиссия об училищах» разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

 

Российское образование в первой четверти XIX века.

В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским наряду с другими преобразованиями осуществила и реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения. Вводились три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии (губернские училища). Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. В отличие от екатерининской школьной системы, эти три типа школ соответствовали трем последовательным ступеням общего образования (учебный план каждого следующего типа школы не повторял, а продолжал учебный план предыдущего). Сельские приходские училища финансировались помещиками, уездные училища и гимназии – из государственного бюджета. Кроме того, были духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, училища, подчиненные ведомству учреждений императрицы Марии (благотворительные) и военному министерству. Особую категорию составляли элитные учебные заведения – Царскосельский и другие лицеи и благородные пансионы.

Были открыты новые университеты – Казанский и Харьковский. Устав Московского университета, принятый в 1804 г. и ставший образцом для других университетских уставов, предусматривал внутреннюю автономию, выборность ректора, конкурсное избрание профессоров, особые права советов факультетов (факультетских собраний) в формировании учебных планов. Но, начиная с 1817 года, заметен откат этой системы на консервативные позиции. Были разгромлены либеральные университеты, их лишили многих академических свобод.

 

Российское образование при Николае I

После смерти Александра I и восстания декабристов реакционный откат российской системы образования продолжался. Уже в мае 1826 года императорским
рескриптом был образован специальный Комитет устройства учебных заведений, которому было поручено немедленно ввести единообразие в учебную систему.

Николай I прекрасно понимал, что борьбу с революционными и либеральными идеями надо было начинать со школ и университетов. Системе образования был возвращен сословный характер.

Общее устройство системы образования осталось тем же, но школы были переведены в прямое подчинение Министерству народного просвещения. Было изменено преподавание в гимназиях. Главными предметами стали греческий и латинский языки. Гимназии рассматривались лишь как ступень к университету; таким образом, учитывая сословный характер гимназий, разночинцам был практически закрыт доступ к высшему образованию. Благородные пансионы и частные школы, плохо поддававшиеся тотальному контролю со стороны государства, были преобразованы или закрыты.

Именно из уст министра народного просвещения С.С. Уварова прозвучала печально знаменитая формула «православие, самодержавие, народность». В 1850 году новый министр, Ширинский-Шихматов, докладывал Николаю I, что «все положения науки должны быть основаны не на умствованиях, а на религиозных истинах и связи с богословием». Он же писал, что «лица низшего сословия, выведенные посредством университетов из природного их состояния... гораздо чаще делаются людьми беспокойными и недовольными настоящим положением вещей...».

В университетах и других высших учебных заведениях была отменена выборность ректоров, проректоров и профессоров – они теперь прямо назначались Министерством народного просвещения. Поездки профессоров за границу были резко сокращены, прием студентов ограничен, была введена плата за обучение. Для всех факультетов стали обязательными богословие, церковная история и церковное право. Ректоры и деканы должны были наблюдать, чтобы в содержании программ, в обязательном порядке представляемых профессорами перед чтением курсов. Из учебных планов была исключена философия, признанная ненужной.

Были приняты меры к укреплению дисциплины среди студентов, т.е. к гласному и негласному надзору за ними. Студенты были одеты в форму, регламентировалась даже их прическа, не говоря уже о поведении и манерах.

В 1839 году в некоторых гимназиях и уездных училищах были открыты (с 4-го класса) реальные отделения, где преподавались промышленно-естественная история, химия, товароведение, бухгалтерия, счетоводство, коммерческое законоведение и механика. Но объективно это означало отход от господства классического образования в сторону реальных потребностей общества.

Система образования во второй половине XIX века.

Среди реформ, осуществленных в либеральную александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ.

Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. В 1863 году был принят новый университетский устав, возвращавший университетам автономию, дававший большие права университетским советам, разрешавший открытие научных обществ и даже позволявший университетам выпускать бесцензурно научные и учебные издания. Ректоры и деканы вновь стали выборными, опять стали посылать профессоров за границу, были восстановлены кафедры философии и государственного права, было облегчено и резко расширилось чтение публичных лекций, отменены ограничения на прием студентов.

Роль общества в российской системе образования второй половины XIX века была исключительно большой. Основывались педагогические общества, комитеты грамотности, собирались педагогические съезды. Фактически российское общество контролировало дошкольное, начальное народное образование, профессиональную школу, женское и внешкольное образование.

При Александре II сложилась чёткая многоступенчатая система образования (Приложение № 1). Она состояла из трёх уровней: начального образования, среднего и высшего образования.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Земская школа.

Земские школы открывались в сельской местности и находились в ведении земств. Подавляющее большинство учеников составляли дети крестьян. Земские школы предполагали 3-4 летний срок обучения; в них преподавали закон Божий, чтение, письмо, арифметику, пение, природоведение, география, история.

Церковно-приходская школа.

Церковно-приходские школы создавались при церковных приходах, в основном – в сельской местности. Существовали трех- и пятигодичные школы. В этих…

Высшее начальное училище.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Классическая гимназия.

Гимназии являлись основой среднего образования. Большая часть учебного времени отводилась гуманитарным предметам. В гимназиях преподавались грамматика, литература, отечественная история, иностранные языки, а также древние языки.

Существовали мужские и женские гимназии. В гимназию принимались дети всех сословий и вероисповеданий, начиная с 8-9 летнего возраста. Срок обучения для мальчиков составлял 8 лет, для девочек – 7-8 лет. По окончании гимназии проводились выпускные экзамены и выдавался аттестат зрелости. Выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. Девушкам, окончившим 7 классов гимназии, выдавался аттестат на звание учительницы начальной школы, а окончившим 8 классов – домашней учительницы. Кроме того, девушки, окончившие 8 классов гимназии, могли поступить без экзаменов на Высшие женские курсы.

Реальное училище.

Изначально реальные училища назывались реальными гимназиями и были 7-ми классными. Основное место в учебном плане училищ отводилось естественным и точным наукам. Большое внимание уделялось иностранным языкам.

В реальные училища принимались только мальчики. Срок обучения составлял 6 лет. Выпускники реальных училищ могли поступать в высшие технические учебные заведения или на физико-математические и медицинские факультеты университетов.

Кадетский корпус.

Курс обучения составлял семь лет. По окончании кадетских корпусов воспитанникам присваивалось офицерское звание или гражданский классный чин.

Институт благородных девиц.

Институты благородных девиц являлись закрытыми учебными заведениями, куда принимались, в основном, дочери дворян. Учебный план включал иностранные языки, русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, танцы, рукоделие. Курс обучения и воспитания в институтах благородных девиц составлял 7-8 лет. По окончании института девушки имели право поступления в высшие женские учебные заведения.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Университет.

Помимо студентов университеты могли посещать вольнослушатели, которые допускались ко всем видам занятий и к государственным экзаменам, но не имели…

Высшие женские курсы.

Первые высшие женские курсы появились в 1869 году в Москве и в Петербурге. На них принимались выпускницы гимназий и институтов благородных девиц. Курсы были двухгодичными. В составе высших женских курсов находились физико-математическое, историко-филологическое, естественно-историческое, химико-фармацевтическое отделения. Выпускницы женских курсов получали право преподавания в гимназиях вплоть до старших классов, им присваивались звания учительницы средних учебных заведений или врача.

Институт. Курсы.

Образование всех ступеней являлось платным, и оплата была довольно высока. Поэтому, несмотря на формальное отсутствие разграничений между…   Российское образование в конце XIX – начале XX века

– Конец работы –

Используемые теги: Современные, проблемы, Национальные, традиции0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современные проблемы и национальные традиции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Традиция или идеология: основная проблема современного образования
Мировоззрение строится либо на традиции, либо на идеологии. Традиция складывается в течение сотен и тысяч лет. Это тот поток, уклад, дух жизни, с… Традиция укоренена в онтологии. Православная традиция зиждется на Божественном… В социальном плане традиция объединяет, сплачивает народ, создает основу возрастания полноценной, целостной личности,…

Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране
Вместе с тем, существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений. В системе… Вместе с тем, на формирование национальной идеи, политических установок,… Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос. Национальный вопрос — это, прежде…

Актуальные проблемы современной экологии
Первые два — экосистема и биоценоз — абсолютно тождественные. Они означают любую совокупность взаимодействующих живых организмов. Последний… И даже теперь в курсах общей экологии основное место занимают проблемы,… Промышленная революция, начавшаяся в XVIII веке, внесла существенные изменения во взаимоотношения природы и человека.…

Проблемы корпоративного управления в Украине на современном этапе развития
Их объединяют интересы, капиталы и взаимодействие владельцев и работников в совместной хозяйственной деятельности. В современных условиях… Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего… Акцентируя роль частной собственности как необходимого исходного условия функционирования рыночных механизмов, многие…

Проблема элитарности и социального символизма в современной социологии
Решение этой важной научной задачи существенно осложняется неразработанностью в мировой социологической литературе самого понятия "элита", хотя на… Именно последний в процессах формирования и утверждения элитарных структур… Именно символика, совершенно определенная по содержанию и форме, позволяет элитам самоутвердиться, приобрести в глазах…

Актуальные проблемы современной рыночной инфраструктуры телевидения
В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике)… В этой работе рассмотрены проблемы современной рыночной структуры в целом и… Однако опыт США или европейских капиталистических стран различен и для анализа в Украине не пригоден, не в плане…

Проблема языка в современных исследованиях по искусственному интеллекту
Тьюринг исходит из предпосылки, что если поведение машины неотличимо от поведения человека, то это – достаточный критерий считать такую машину… Тьюринг исходит из представления о разумном поведении как деятельности,… Если такая машина может имитировать поведение любой другой машины, то она, в таком случае, сможет быть универсальным…

Идентичность человека в современном обществе как социально-философская проблема
Происходит процесс изменения социально - культурных моделей, обеспечивающих воспроизводство национальных социумов, характеризующийся «возрождением… Возникает необходимость в создании исследовательской программы с привлечением… Рассматриваемое понятие «идентичности» позволяет подойти к изучению связи «индивид-социум» в рамках современной…

Современные проблемы развития генетики
Однако лишь в начале XX в. ученые стали осознавать в полной мере важность законов наследственности и ее механизмов.Хотя успехи микроскопии позволили… Первый действительно научный шаг вперед в изучении наследственности был сделан… С тех пор генетика достигла больших успехов в объяснении природы наследственности и на уровне организма, и на уровне…

Проблемы гуманизма в современном российском обществе и его будущее
Гуманизм традиционно определяется как система воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие, и… Среди ценностей традиционной русской культуры важное место занимали ценности… Гуманизму были противопоставлены идеи собственничества и самодостаточности (культ денег) В качестве идеала россиянам…

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Мотивация персонала в современной организации: проблемы и цели В качестве общей тенденции, проявляющейся во всех направлениях, можно назвать снижение степени и эффективности проводимой государственной политики… Снижение роли государства в условиях перехода к рынку во всех бывших… Система трипартизма, принятая Международной организацией труда (МОТ) в качестве основного структурообразующего…
  • Глобализация проблемы войны и мира в современном политическом мире Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных… Их значение возрастает еще больше в наши дни, когда все страны вплетены в… Точно не известно, сколько раз за обозримый период времени наша цивилизация стояла на грани катастрофы.
  • Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики Отсюда - острая необходимость в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо- лодом поколении качества во все времена отличавшие… Существует две тенденции для осмысления уроков в националь- ной школе 1… Ис- тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра- зованию, но обращать внимание на образование…
  • Проблемы единства мира в свете современной науки Долгое время этот процесс шел стихийно. В итоге это привело к осознанию самой задачи поиска единого в различном. Чтобы быть уверенными в своих… Их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью… Последовательность в признании единого начала – материи или духа – называется философским монизмом. Противоположностью…
  • Современная экономика США и ее проблемы В настоящее время США является ведущей страной в мировом хозяйстве, одним из крупнейших по территории, населению государством мира. Они занимают… Он поглощает примерно 90 всего объема внутреннего производства и, кроме того,… По масштабам хозяйства США значительно опережают любую другую промывшленно развитую страну.