Реферат Курсовая Конспект
ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ - раздел Социология, ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ ...
|
Каждая наука претендует на раскрытие одной из тайн, загадок окружающего мира или по крайней мере на то, чтобы приоткрыть завесу над той или иной загадкой.
Тайна, которую пытаются раскрыть социологи, — это общество, в котором мы живем, которое нас повседневно окружает и которое мы, казалось бы, должны хорошо знать и понимать. Но парадокс заключается в том, что ничто не представляет для нас большую тайну, чем общество. Можете ли вы объяснить главный его феномен: поколения людей сменяют друг друга, а общество в основных своих моментах остается неизменным? Как обеспечивается такой порядок, при котором очень разные по темпераменту и биологической конституции люди живут в согласии, каждый делает свое дело и при этом не мешает другому?
Видный английский социальный мыслитель XVII в. Т. Гоббс сформулировал главную тайну общества в виде научной проблемы: почему в обществе не происходит «войны всех против всех»? — ведь по своему естеству люди алчны, своекорыстны, ищут только личной выгоды. Как создается логика человеческих деяний, обусловливающая отсутствие этой, казалось бы, естественной и неизбежной войны и наличие организованной, упорядоченной общественной жизни? Иначе говоря, как возможно общество, по выражению социологов?
«Расколдовывание» проблемы общества — задача не из легких. Все ли ясно отдают себе отчет в том, что значит для каждого человека магическое слово «общество»? Нередко звучат малопонятные фразы «так требует общество» или «обществу это принесет вред»... Наука, которая берется разгадать тайну столь магически священного и непонятного явления, как общество, должна обладать особыми инструментами.
Путь, по которому шли социологи, непрост и тернист. Не все тайны раскрыты, не все разгадки убедительны для простых смертных... Мы выберем путь, который, на наш взгляд, ведет к наиболее убедительной версии объяснения общества. При этом будем стремиться к тому, чтобы каждый наш шаг был понятен читателю. Конечно, добиться такого изложения проблем социологии, раскрытия «тайны» социальной жизни, при котором все стало бы ясно каждому, очень непросто. Но мы попытаемся изложить даже самые сложные и отвлеченные проблемы ясно, доступно и наглядно.
108
Начнем с анализа исходных проблем, исходных понятий, которые потребуются при рассмотрении самых сложных явлений социальной жизни. Эти исходные понятия — своеобразный инструмент, с помощью которого мы попытаемся раскрыть тайны общества. Их анализ (что особенно важно) позволяет увидеть как бы источник всех основных проблем, коллизий социальной жизни (а значит, и социологической науки).
Глава IV. Социальное действие как родовое понятие социологии
§ 1. Проблема родового понятия в социологии
Приступая к научному описанию социальной жизни, необходимо прежде всего выделить ее своеобразные «первокирпичики», «складывая» которые, можно «выстроить» такие сложные социальные здания, как группа, организация, нация, государство и т.д. Любая наука, пытаясь развить свои идеи, теории, стремится предварительно выделить такой элемент, кристаллизация, агрегация которого пред-ставляюет возможность описать более сложные образования.
Эти «первокирпичики» принято называть/?одо<?ьш понятиемтой или иной науки. Но важно учесть: выбор родового понятия, как в зародыше (эмбрионе), в решающей степени определяет общую тенденцию дальнейшего научного анализа. Ведь в родовом понятии содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, факторы изучаемых процессов. Выбор определенного родового понятия позволяет увидеть мир в тех параметрах, которые заложены в этом понятии. Выбрав другое родовое понятие, можно увидеть мир иначе, обратить внимание на иное.
При этом определение родового понятия должно отвечать нескольким общим требованиям. Назовем главное из них: родовое понятие не должно быть самым элементарным, простейшим и далее неразложимым. Оно должно фиксировать простейшее, элементарное, но сохраняющее жизнеспособность, чтобы выразить основные коллизии, проблемы данной науки.
Известно, например, что элементарные частицы в физике являются более простейшими, чем атом, но понять их значение, место и роль можно только в рамках атома.
Иначе говоря, родовое понятие — это, скорее всего, элементарная, но жизнеспособная, саморазвивающаяся микросистема. На это справедливо указывал П. Сорокин*, отвергая попытки определить в ка-
Сорокин П Человек. Цивилизация. Общество, с.190—191.
109
честве родового понятия социологии, с одной стороны, самые элементарные явления (индивид и т.д.). которые еще не несут социальности, а с другой стороны, достаточно сложные социальные явления (коллективные формы, примитивное общество, семья и т.д.).
Итак, родовое понятие должно сочетать в себе элементарность и жизнеспособность.
По поводу определения родового понятия, а значит, и путей построения научной картины и понимания логики социальной жизни в социологии имеются две основные точки зрения — сторонников социологического номинализма и сторонников социологического реализма*.
Социологический реализм. Сторонники данной ориентации утверждают, что общество, социальные группы, социальные институты — это самостоятельные сущности, социальная первома-терия, несводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Истинными носителями социальности являются над- и сверхиндивидуальные целостности, а не конкретные индивиды.
Ведь не общество, не государство, не нация (как надиндивиду-альные целостности) получают свои качества от единичных людей, а наоборот, единичные люди получают социальные ценности, нормы поведения, статусы, приобщаясь к над- и сверхиндивидуальным образованиям. Классическим выразителем подобной позиции был Э. Дюркгейм, который общество называл «высшим существом» и фактически обожествлял его.
...Поскольку общество состоит только из индивидов, то с позиции здравого смысла, — пишет Э. Дюркгейм, — кажется, что социальная жизнь не может иметь иного субстрата, кроме индивидуального сознания; она кажется висящей в воздухе и плывущей в пустоте. Однако, когда какие-либо элементы, комбинируясь, образуют фактом своей комбинации новые явления, нужно представлять себе, что эти явления располагаются уже не в элементах, а в целом, образованном их соединением... Твердость бронзы не заключена ни в меди, ни в олове, ни в свинце, послуживших ее образованию и| являющихся мягкими и гибкими веществами; она в их смешении.! Текучесть воды, ее пищевые и прочие свойства сосредоточены не в| двух газах, из которых она состоит, но в сложной субстанции, обра- ■ зуемой их соединением.
* Понятие «социологический реализм» и «социологический номинализм» образованы по аналогии с понятиями и дискуссиями средневековой философии, где для одних философов реализм был связан с представлениями о независимости реального существования абстрактно-всеобщих понятий (универсалий) от номиналий — единичных вещей. И наоборот, другими философами номиналии признавались исходными по отношению к универсалиям. — Прим. авт.
110
Применим этот принцип к социологии. Если указанный синтез особой реальности, образующей всякое общество, порождает новые явления, отличные от тех, что имеют место в отдельных сознаниях... то нужно также допустить, что эти специфические факты заключаются в том самом обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. в его членах. В этом смысле, следовательно, они являются внешними по отношению к индивидуальным сознаниям... Состояния коллективного сознания по сути своей отличаются от состояний сознания индивидуального... Мышление группы иное, нежели отдельных людей, у него свои собственные законы*.
Социологический номинализм. Сторонники данной ориентации убеждены, что единственным реальным социальным субъектом является единичный индивид и, соответственно, источником социальных явлений — единичное социальное действие. Именно на основе единичных субъектов и их действий должны формулироваться основные характеристики социальных явлений, общностей, процессов.
Впервые наиболее последовательное обоснование социологический номинализм получил в трудах М. Вебера, который подчеркивал: «Социология рассматривает отдельного индивида и его действие как первичную единицу, как «атом» (если считать допустимым это само по себе сомнительное сравнение)... Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., в социологическом понимании означают — если выразить это в общей форме — категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению, а такое сведение всегда означает только одно — сведение к поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей»**.
Э. Дюркгейм делает акцент на «обществе», М. Вебер — на «личности». Их подходы не являются диаметрально противоположными, поскольку они дополняют, уточняют друг друга. Разве общество не принуждает нас к определенным действиям, не оказывает на нас влияние, существуя независимо от наших желаний? И наоборот, разве общество может существовать без постоянной активности личности, чьи каждодневные действия и придают энергию обществу? Что такое общество без личности, ее жизненной активности?
Как видим, именно парадоксы реальной жизни людей породили различные методы анализа социальной жизни, которые взаимодополняют друг друга.
* Дюркгейм Э О социальном разделении труда. Метод социологии, с 398-
** Вебер М. Избранные произведения, с 507.
111
Впрочем, социологии известны и другие попытки выделить исходное понятие. Так, П. Штомпка, стремясь создать процессуальный образ общественной жизни, чтобы общество рассматривалось «не как статичное, стабильное состояние, а как процесс, не как жесткий квазиобъект, а как постоянно длящийся, бесконечный поток событий», утверждает, что «общество (группа, общность, организация, национальное государство) может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит (случается), предпринимаются какие-то действия, протекают какие-то процессы... При таком подходе «событие» становится мельчайшей фундаментальной единицей социологического анализа, причем под событием имеется в виду любое моментальное состояние социального поля»*. Признавая вполне обоснованным такой (процессуальный) анализ социальных явлений, мы не можем не признать, что само событие по существу есть комплекс различных социальных действий...
Социологический номинализм и социологический реализм не существуют в виде каких-то жестких «непробиваемых» схем. Но в виде общенаучных ориентации (ученые сказали бы: «методологии социологического теоретизирования»), которые влияют на выбор логики исследования (и, кстати, построения учебника), интерпретацию полученных данных, те или иные акценты в их анализе безусловно проявляются. Это различие общенаучных подходов (включающих множество отдельных теорий) представляет собой одну из драм и вместе с тем сокровищниц социологической мысли.
Для представителей номинализма приоритетом является анализ действий отдельных людей. Общество, наука, государство — это не что иное, как «окаменевшие» комплексы, процедуры действий отдельных людей, обретшие качество образцов, стандартов поведения. Возникшие как результат упорядочивания и согласования действий отдельных индивидов, эти образцы затем закрепляются как некие обязательные формы, приобретают устойчивость, способность принуждать отдельных индивидов к выполнению стандартов поведения, выработанных и принятыми другими.
Практический аспект номиналистского подхода к социальной жизни заключается в том, что в центре его внимания — личность, ее активность, изобретательность, предприимчивость. Общество — лишь изобретение самих людей, которое в конечном счете подвластно людям.
Для социологов, разделяющих позицию реализма, приоритетом является анализ тенденций, законов развития социальных систем, социальных над- и сверхиндивидуальных образований. Эти системы диктуют определенные правила, нормы поведения любому индивиду, включенному в эту систему. Индивид, становясь социальным субъек-
* Штомгтка П. Социология социальных изменений. — М., 1996, с. 27—28. 112
том (т.е. элементом социальной системы), в ощутимой степени утрачивает свободу выбора, вынужденно становится неким безропотным социальным роботом, автоматом. И эта «вынужденная безропотность» не просто произвол системы, ее каприз, а необходимое условие существования социальной системы. Причем свойства последней невыводимы и несводимы к свойствам единичных индивидов, характеристикам их единичных действий. Внезапно (эмер-джентно) возникает системный эффект, прирост (новообразование), который и требует своего «безропотного» обслуживания, так как он необъясним в рамках личных целей и намерений.
Номинализм, успешно решая проблему человеческого контекста социальной жизни, показывая механизмы изменения общества посредством изменения мотивов людей, их действий, вместе с тем имеет тенденцию к недооценке системных эффектов, затрудняется объяснить, почему и как люди подчиняются нормам, законам, которые существуют вне конкретного человека, независимо от его личных интересов. Кроме того, общественная жизнь, если следовать представлениям некоторых течений номинализма, приобретает сугубо волюнтаристский характер (как люди думают, желают — такой социальная жизнь и состоится).
Социологический реализм, имея теоретические возможности для объяснения функционирования общественных систем, самовозобновления норм, правил, образцов поведения, встречается с непреодолимыми трудностями при ответе на вопрос, как и почему изменяются общественные системы, нормы, правила игры и т.д., каким образом это возможно без активности отдельных индивидов, принятия ими новых образцов.
С тех пор как в социологии явственно стали проступать эти две тенденции в понимании родового понятия (и соответственно, исходных тенденций анализа социальной жизни), возникают попытки преодолеть эти противоположности, объединив достоинства каждой из них.
Подобный синтез одним из первых предпринял Т. Парсонс в своей работе «Структура социального действия». Что особенно любопытно, начиная исследования скорее как номиналист, в процессе создания своей книги он изменил свои взгляды и стал приверженцем реализма. Причина этой эволюции в том, что, детализируя процесс выбора личностью того или иного плана действия, Т. Парсонс увидел, что индивид осуществляет свой выбор, руководствуясь нормами, которые утвердились в обществе. Более того, он обнаружил, что любая система социальных действий (т.е. социальная система) несводима к сумме личных действий, а обладает независимостью, здесь возникают эффекты, невыводимые из личных целей и мотивов.
113
Сущность теоретического поиска в социологии конца XX в. — прежде всего попытка синтеза двух рассмотренных тенденций; ее предпринимали, в частности, Ю. Хабермас, П. Бурдье, Э. Гидденс, Н. Луман и др.
Перейдем к анализу родового понятия социологии — социальному действию.
§ 2. Единичное действие
Действие в социологии — это конкретные, отграниченные во времени и пространстве целенаправленные акт, усилие. Необходимо отличать поведение человека от его действий. Поведение — это реакция на внутренние или внешние раздражители. Поведение может быть инстинктивным, неосознанным или разумным, осмысленным, преднамеренным.
Действиями в социологии (такую трактовку действия предложил М. Вебер) называют только те поведенческие акты, которые носят в той или иной мере преднамеренный характер, являются мотивированными, т.е. осуществляются во имя определенной цели, связаны с анализом, выбором определенных средств, способствующих достижению цели в данной ситуации, в данных условиях.
Т. Парсонс на основе этих общих представлений предложил достаточно тщательно разработанную, детализированную схему «единичного действия». Дж. Тернер, резюмируя парсоновскую модель единичного действия, отмечает, что Актор (русский аналог — «Деятель») преследует некую цель, действие же включает принятие Актором субъективных решений относительно средств достижения целей, причем все решения (относительно определения цели, выбора средств ее достижения) принимаются под давлением идей и условий ситуации*.
Модель единичного действия Т. Парсонса можно представить в виде схемы (рис. 1), основные контуры которой предложены Дж. Тернером.
Данная модель представляет «идеальный тип» действия, процедура мотивирования Актором своего действия в ней выглядит упрощенно, огрубленно, статично. Это неизбежно в ходе научного анализа. Важно учесть главное: центром данной модели является соотношение того, что необходимо Актору и с чем он вынужден считаться и реально руководствоваться в своем действии.
Социологов интересует действие как тип, без конкретизации психических механизмов побуждения, актуализации. К сожалению, иногда психологизаторские описания социального действия трак-
* См.: Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985, с. 61—62 114
альные возможности, природно-климатические условия). Эти условия предлагают, а точнее, имманентно содержат в себе определенный более или менее ограниченный набор различных вариантов, средств, способов достижения цели; • принятые в данном обществе правила, нормы и другие культурные традиции, диктующие, как, каким образом следует удовлетворять эту потребность в данных условиях, т.е. что следует считать целью и какие средства следует выбрать для ее достижения.
Контролируемые элементы ситуации — это отобранные самим Деятелем средства, методы, тактика действия для достижения цели. Иначе говоря, именно этот элемент ситуации непосредственно обусловлен активностью Деятеля, его желаниями, пристрастиями, жизненными притязаниями, его «Я».
Итак, в начале действия, с одной стороны, имеется Актор со своими потребностями, конкретными способностями прогнозировать, анализировать, а с другой стороны — ситуация.
Начинается ориентация на ситуацию, мотивировка, т.е. осмысление Актором ситуации и выработка цели, плана своих действий по удовлетворению своих потребностей.
Сделаем небольшое отступление и остановимся на мотивации. Именно этот элемент определяет направленность усилий, энергию, которую намеревается применить (и применяет) индивид ради достижения цели. Энергетическое усилие, не имеющее смысла, который определяет его целенаправленность, — не более чем скорлупа, оболочка. Даже рукопожатие становится лишь простым соприкосновением рук, если не призвано выразить (посредством продолжительности, интенсивности) симпатию или, наоборот, неприязнь. Именно это имеется в виду, когда утверждается, что «действие — это некоторый процесс в системе «субъект действия — ситуация», имеющий мотивационное значение для действующего индивида»*. Мотивация как сложное духовное явление, определяемое и самой личностью, ее потребностями, и географическими, физическими, материальными, технологическими обстоятельствами действия, и принятыми в данном обществе нормами, идеями, образцами подобных действий, становится «демиургом», творцом действий человека. Именно поэтому, говоря о действии, социолог как бы отвлекается от энергетики и концентрирует внимание на мотивации, ее изменчивости, внутренних противоречиях.
Мотивация в социологии понимается довольно широко и емко. «Мотивом, — писал М. Вебер, — называется некое смысловое един-
* Парсонс Т Система координат действия и общая теория систем действия .. В кн.: Американская социологическая мысль — М., 1994, с 449.
116
ство (курсив наш. — А.Э.), представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия»*. Реальная мотивация как смысловое единство, которое мы придаем своим действиям,,формируется как осознание и цели, и средств, и тактики ее достижения в конкретных условиях.
Причем, мотивация — это не только и не столько непосредственные побуждения, сколько пространный и подвижный сценарий, выражающий репертуар идей, предпочтений, ориентации на ценности, нормы, варианты прогноза последствий и разумные планы действий. Мотивация — это процесс постоянной оценки шансов, отслеживание и реагирование на вновь возникающие, ранее непредвиденные обстоятельства. Иначе говоря, мотивация как смысловое единство — это самовозобновляющийся процесс смыслооб-разования, смыслонаполнения и смыслоподчинения действия.
Однако вернемся к Деятелю.
Итак, в начале действия, с одной стороны, имеется Актор, а с другой стороны — ситуация.
Начинается ориентация на ситуацию, мотивировка.
Предположим, кто-то намеревается занять более высокое служебное положение — к этому его могли подвигнуть материальные потребности, потребности в реализации своих способностей, потребность во власти и т.д.
Неконтролируемые условия — в данном случае уровень подготовки, интеллектуальное развитие, возраст, пол, профессиональная компетентность, наличие свободных должностей — создают определенные ограничения по поводу того, на какую должность он может претендовать. Происходит первая корректировка, конкретизация цели. Каким образом достичь этой цели? Принятые в обществе, в данном коллективе культурные нормы и традиции предлагают определенный набор вариантов поведения: использование нужных деловых связей, завязывание новых знакомств с «власть предержащими», активизация своей профессиональной деятельности, проявление инициативы, демонстрация своей «незаменимости», наконец, взятка вышестоящему лицу, от которого зависит назначение на должность, и т.д. Принятые в данной среде образцы карьерного продвижения как бы содержат различные сценарии действия. Причем в той или иной среде вероятная результативность этих сценариев, как правило, различна. Поэтому происходит еще одна конкретизация цели и средств ее достижения.
И уже в зависимости от того, что считает для себя приемлемым сам Деятель как личность, он выбирает наиболее желательный из предлагаемых сценариев — наиболее эффективный или менее результативный в данной среде, но более нравственно ценный для него лично. Но во всех случаях выбирается один из предложенных культурой вариантов. Произошла еще одна корректировка цели и средств ее достижения.
Вебер М Избранные произведения, с. 611.
Из приведенного примера можно сделать несколько выводов.
Первый. Влюбом действии существует оппозиция Деятеля к ситуации. В отличие от романтично-наивных «либеральных» представлений, которые абсолютизировали роль индивидуальной активности, сводили вопрос о мотивации к анализу внутренних желаний, намерений Деятеля, проанализированная модель целенаправленного разумного действия вводит серьезное уточнение: выбор цели и средств действий в значительной мере обусловлены внешними обстоятельствами. Внутренняя интенция Актора корректируется внешними условиями и культурными традициями, нормами, и лишь после этого действие становится не только целенаправленным и преднамеренным, но и адекватным внешним обстоятельствам, а также приемлемым для данной культуры.
В каждом действии «мотивация — это ориентация относительно улучшения баланса удовлетворения — неудовлетворения действующего лица»*. То обстоятельство, что Актор действует в ситуации, налагающей ограничения на действие, вызывает необходимость, как упоминалось, многократной корректировки цели, которая как бы заземляется: романтически возвышенные «мечтания» трансформируются в реально возможную в этих условиях и приемлемую в данной культуре цель.
В результате конкретная потребность удовлетворяется не в максимальной (желаемой для Актора), степени, а в приемлемых, «дозволенных» для данной ситуации степени и форме.
Второй. Вдействии необходимо различать его замысел, ход и результат. В замысле, сколь реалистичным бы он ни был, ситуация отображается всегда беднее, схематичнее реальности, в которой осуществляется действие. Соответственно, реакция окружающих условий среды, других людей (поддержка или противоборство, безразличие или апатия) да и собственная воля, последовательность Актора никогда не могут быть им самим просчитаны до конца. Действие, даже «рутинное», многократно повторяющееся, всегда несет риск столкновения с непредвиденным, непросчитанным. Поэтому результат всегда отличается от замысла.
В этой связи мы хотели бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. Деятель, так же как и его оппоненты, не может просчитать все до конца. Соответственно, результат их взаимодействия, конфликта или сотрудничества всегда несет в себе элементы непредвиденного, непросчитанного. Как же складывается тогда история? Неужели результаты действий людей предопределены судьбой, «роком», «провидением», «объективной необходимос-
* Парсонс Т Система координат действия... с. 455. 118
тыо», которые действуют как бы за спиной самих деятелей, независимо от них?
Нет, совокупный результат, итог действия, несмотря на наличие непредвиденного, непросчитанного, прежде всего воплощает в себе баланс силы, воли, настойчивости самого Деятеля и его оппонентов, сумевших объединить вокруг себя своих сторонников. Итог рождается из суммарных усилий людей, ничто не «предопределено свыше» — итог предопределен самими людьми, их активностью, умением разрабатывать наиболее эффективный для данных условий план действий, организованностью и т.д.
Итак, человеческая жизнедеятельность всегда глубже, чем сами мотивации действия. При этом Деятель в своей мотивации если и не всесилен, то достаточно мудр, изворотлив, поскольку в соответствии с вновь открывающимися обстоятельствами, непредвиденными последствиями он корректирует свои цели и планы.
Третий. Акцент на ситуации требует осмысления взаимоотношений двух неконтролируемых Деятелем элементов: внешних условий и культурных норм (идей, образцов действий) — в этом одна из главных интриг социологического понимания социальной жизни, конкретные сюжеты которой будут рассмотрены нами в ходе дальнейшего анализа проблем социологии.
Внешние условия (природно-климатические, генетические, материально-технические, вещественно-предметные, энергетические и т.д.), выступая в виде обстоятельств осуществления действия, таят (т.е. в открытую не содержат) в себе различные возможности, тактики, варианты, средства достижения цели.
При этом следует учесть, что, во-первых, весьма редко внешние условия определяют единственный вариант достижения цели. Во-вторых (и это очень важно), внешние условия никогда не содержат ни целей человеческих действий, ни приемов, ни средств их осуществления, ни сценария (плана) действия.
Цели, средства, технологии и планы определяются («изобретаются», «высматриваются») людьми в виде идей, символов, которые аккумулируются в виде культурных традиций, норм. Разные культуры в сходных обстоятельствах могут выработать, изобрести разные средства достижений потребностей людей, разные системы символической адаптации.
Оба неконтролируемых элемента воздействуют на Актора в момент его ориентации на ситуацию, в момент мотивировки. Но внешние условия можно образно представить как некую глину, а культура повелевает, что из этой глины вылепить — детскую игрушку или прекрасную статую или посуду (а другие будут долго вертеть глину в руках, так и не «высмотрев», что же из нее можно сделать полезного).
119
Итак, внешние природно-вещественные условия представляют собой предпосылку к действиям человека, а культурные идеи, образцы, символы — некий «банк идей» о целях и способах действия в этих условиях. Внешние условия предлагают действия, создают для них возможность, а культурные традиции и нормы повелевают, как вести себя в этих условиях, как этими возможностями распорядиться.
§ 3. Специфика социального действия
Проанализированная схема характеризует любые действия — и человека, который хочет заложить свой сад, и политического лидера, и предпринимателя, и отца семейства и т.д. Однако действия последних ориентированы на возможную ответную реакцию других людей (соответственно избирателей, покупателей продукции, членов семьи). Именно такие действия называются социальными действиями, составляющими лишь определенную часть всех действий Актора.
«Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей»*.
Эта классическая формулировка сыграла (и играет) по сути основополагающую роль при вычленении собственно предметной области социологии (и других социальных наук), позволяет четко отграничить сферу социальной жизни от более широкой области жизнедеятельности человека. Вместе с тем отграничение социального от несоциального позволило существенно углубить анализ социальной жизни людей, выявить фундаментальные, базисные основы, которые при иной фокусировке менее отчетливы, а подчас и незаметны.
Итак, социальное действие — это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия.
Следовательно, социальное действие должно отвечать двум условиям:
преднамеренность, мотивированность;
ориентированность на другого (других).
Поэтому не все преднамеренные действия являются социальными, как и не все поведенческие воздействия на другого можно причислить к социальным. Рассмотрим этот тезис подробнее.
* Вебер М. Избранные произведения, с. 625.
120
1. Итак, не всякое человеческое действие есть действие социальное — достижение не всякой цели предполагает ориентацию на
других людей.
Так, ученый-естествоиспытатель стремится реализовать научно-познавательную цель. Он знает, какова научно-познавательная ситуация (что известно об изучаемом феномене, а что является еще предметом споров, дискуссий), и вырабатывает план решения сугубо научной задачи, выдвигая гипотезу и определяя пути ее доказательства. Данное взаимоотношение (в данном случае познавательное) человека с природой не является социальным действием. Конечно, способность человека формулировать научную цель и определять пути ее достижения — это продукт социального развития. Поиск ученого базируется на научном фундаменте, созданном предшествующими поколениями (и не только учеными), и каждая формула, технология — это социальный продукт. В этом смысле ученый, исследуя природу, рассматривает ее с высоты многолетних достижений сообщества ученых, но в данный конкретный момент, в ходе решения сугубо познавательной задачи, сам поиск ученого не есть социальное действие. Однако в процессе решения познавательной задачи у него возникает потребность создать наиболее благоприятные социальные условия для этого: получить признание коллег, преодолеть возможные препятствия со стороны других и т.д. — все это подразумевает взаимодействие с людьми и, соответственно, действия ученого по упреждению возможных препятствий со стороны других, обеспечению признания своего достижения в сообществе ученых — это уже социальные действия.
Таким образом, действие человека приобретает характер социального в том случае, когда ориентировано на других, предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, действие может быть ориентировано как на конкретное лицо, так и на группу лиц — знакомых или незнакомых (например, пассажиры автобуса); на сообщество, членом которого является человек (коллектив, нация), или на все общество; оно может иметь в виду как прошлое (месть, благодарность), так и настоящее или ожидаемое будущее (в том числе упреждающие действия).
Из этого примера следует также, что вычленение социального действия особенно непросто в сферах, в которых человек ориентирован на природные субъекты (материальное производство, наука и т.д.).
Например, разработка производственных технологий (совершенствование методов обработки металла, компьютерных технологий и др.) не является социальным действием. Деятель в этом случае ориентирован на природные объекты и законы. Но поскольку чаще всего при этом требуется согласование технологий с другими людьми, возникает параллельная мотивация — социальная, которая, как правило, и становится решающей. Онча способна блокировать исследовательский поиск или, наоборот, его стимулировать. Вот почему
121
удачная или неудачная социальная организация науки, технического творчества, материального производства оказывает решающее воздействие не только на число научных открытий, технологические инновации, но и, главное, на их внедрение, массовость использования. (Вспомним, сколько великих научных изобретений деятелей российской науки и техники XIX — начала XX в. не было востребовано в тогдашней России.)
2. Не всякое воздействие на другого есть социальное действие. Можно выделить целый пласт мнимых социальных действий, т.е. действий, которые, имея явные внешние признаки социальных действий, таковыми не являются.
Рассмотрим житейскую ситуацию: первое действие — прохожего обрызгала машина, случайно проехавшая по луже; последующие действия: прохожий выражает неудовольствие по поводу того, что по вине водителя машины испорчен его новый плащ; водитель, увидев, что он натворил, останавливает машину и выходит, чтобы извиниться перед прохожим; между прохожим и водителем происходит небольшой обмен любезностями. Установим, являются ли их действия социальными.
Первое действие водителя не относится к числу социальных — ведь социальными считаются только те действия, в которых ориентация на другого осуществляется преднамеренно и осмысленно. В данном случае это мнимое социальное действие; прохожий совершил социальное действие; водитель совершил социальное действие; и водитель, и прохожий вошли в социальный контакт.
И еще одна ситуация, о которой упоминал еще М. Вебер. Но здесь речь идет уже о другом виде мнимых социальных действий.
Представим, что внезапно пошел дождь — все прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя внешне, казалось бы, прохожие сговорились или открыли зонты по команде. Но зонты были открыты не в результате договоренности между людьми, а так как на всех них свалилась одна общая беда — дождь. Однообразность, схожесть реакций, вызванных общей внешней причиной, — это массово-однородное действие, один из самых распространенных видов «мнимых» сознательных действий.
Другой пример массово-однородных действий — паника в зрительном зале, вызванная вестью о пожаре, и т.д.
Различение социальных действий и мнимых социальных действий — важное условие анализа социальных явлений. В частности (и это будет подробно проанализировано позже), оно позволяет точнее понять причины объединения людей в разные по степени интегри-рованности социальные общности, отличие последних от мнимых общностей, которые часто воспринимаются нами как подлинные.
* * *
Механизм осуществления социального действия в общих чертах аналогичен механизму осуществления единичного действия. Однако здесь необходим ряд серьезных уточнений.
122
Первое. Социальные действия и взаимодействия представляют собой сложный синтез «социальности» и «материальности».
Рассмотрим социальное взаимодействие в семье. Вы убираете квартиру, осуществляя материально осязаемое усилие, руководствуясь предположением, что этим вы помогаете родителям. В вашей семье есть правило, в соответствии с которым дети обязаны взять на себя часть забот по дому. Родители контролируют, как вы выполняете договоренность, высказывают или благодарность, удовлетворенность, или замечание, упреки.
Собственно «социальное» в ваших действиях, как мы видим, принимает вид договоренностей, правил, обязательств, ожиданий (наказания или поощрения), как бы в виде образов, символов, оно скрыто от глаз. Напомним о «магнитном поле» взаимных обязательств, прогнозов, которое возникает благодаря «ожиданию ожидания ожидания», о чем мы говорили ранее, подчеркивая особенности социальной регуляции. Это «магнитное поле» мы не можем увидеть, но постоянно ощущаем, оно заставляет нас действовать, радоваться или гневаться.
Конечно, социальные действия различаются по степени (высокая или низкая), форме (непосредственная или опосредованная), «отягощенное™» материальной составляющей. В этом смысле не вызывают сомнений материальная «отягощенность» уборки квартиры с целью помочь родителям, применение силы с целью наведения общественного порядка, материальная помощь, плата за услугу. Но значительное количество социальных действий, играющих огромное значение в установлении успешных и эффективных взаимодействий между людьми, в смысле физических усилий ничтожны. И наоборот, роль собственно социально-символической составляющей может быть огромна, ибо огромны практические последствия социальных действий для других — к примеру, распоряжение об увольнении, отданное начальником одним росчерком пера, закон, который способен активизировать или блокировать применение вооруженной силы, и т.д.
Можно возразить, что в любом действии мысленно воображаемое, замысел предшествуют действию. Однако есть существенная разница между замыслом, предшествующим обычному действию, и мысленно воображаемым, что составляет суть социального действия.
Предположим, архитектор подготовил проект нового дома, который осязаемо воплотился в построенном здании. Представим себе, что вы разрабатываете новую схему взаимодействия сотрудников в фирме, управления ею. Что в последнем случае приобретается из категори-и материально-осязаемого? Работники фирмы те же, они могут сидеть в прежних кабинетах, расположенных на тех же этажах, т.е. их физически-пространственная организация может и не из-
меняться. Изменения произошли в области взаимоотношений людей: кто кем будет руководить? кто за какой участок работы будет отвечать? кто какие права и обязанности получит? Руководить, отвечать, иметь права и обязанности — вот ткань социального, создающая невидимую сеть взаимозависимости.
Мысленно воображаемым в этом примере является не только проект (что характерно для любого проекта, замысла) новой системы, но и его воплощение носит отнюдь не материально-осязаемый характер, приобретая при этом реально-практическое значение (последствия). Сформировавшаяся сеть взаимоотношений между сотрудниками фирмы не материальна. Эта сеть соткана из материи (магнитного поля) мысленно символических явлений: ожиданий, предпочтений, норм, традиций — сдерживающих или направляющих действия людей, т.е. существующих реально и имеющих практические последствия.
Что такое подчинение, уважение, влияние? Какое непосредственное физически-материальное содержание скрывается за подобными и многими другими социальными действиями (взаимодействиями)?
Как вообще могут быть объединены люди? Телесно? Но ведь во всех объединениях (семья, политическая партия, студенческая группа, коллектив работников и т.д.) индивид телесно остается изолированным субъектом. Люди связаны, объединены между собой лишь мысленно, с помощью воображения, каких-то идей, т.е. символически.
Социологи пытаются найти понятие, образ, термин, который наиболее точно передал бы смысл этой мысленно-воображаемой символической ткани. Словосочетание «мысленно-воображаемая ткань» создает впечатление какой-то воздушности, чрезмерной легкости, а потому и несерьезности, недолговечности, иллюзорности. Поэтому социологи употребляют термины «интерсубъективное» (А. Шюц и его последователи) или «межчеловеческое пространство» (П. Бурдье, П. Штомпка и др.). Но все солидарны в том, что эти термины не в полной мере раскрывают сущность, практическую (хотя и не материальную) осязаемость социальной мысленно воображаемой ткани. Такая воображаемая ткань способна неожиданно ударить вас «невидимой дубинкой», и довольно ощутимо. Поэтому мы подчеркиваем, что эта мысленно воображаемая, символическая ткань существует реально и имеет реально-практические последствия, воплощается в том числе в материальном.
Подведем некоторый итог. Ведущие способы реализации «социальности» в социальном действии, организации «социального» пространства, определяющие, кто выше, кто важнее и т.д., — это осо-
124
бые, преимущественно символические, мысленно осуществляемые способы, приемы, имеющие практические последствия.
Второе. Социальные действия не бывают единичными, дискретными. Они должны самовозобновляться, быть регулярными, т.е. приобрести свойство системы. Но для этого требуется, чтобы поведение Актора по отношению к партнеру (партнерам) было предсказуемым, ожидаемым последним, так же как должна быть предсказуемой и ответная реакция партнера, на которого ориентировано социальное действие Актора. Как же добиться подобной взаимной предсказуемости? Актор и его партнер должны совершать социальные действия по отношению друг к другу по единым стандартам, правилам, которые выработаны в этом обществе, нормам, которые всем известны и приемлемы в данной среде, т.е. на основе культурной традиции. Следовательно, «ориентация на другого» (основа социального действия) — это не произвольная, а стандартная ориентация, а потому и ожидаемая. Наличие взаимно согласованных, разделяемых стандартов не только порождает эффект предсказуемости, но и эффект обязательности выполнения взаимно согласованного, разделяемого. Тем самым посредством культуры возникает обязывающая сила символов.
Таким образом, взаимная откорректированность и отрегули-рованность, «переплетение смыслов, ожиданий и поведения, основанного на взаимной ориентации»* становятся возможными благодаря принятым в обществе идеям, нормам, правилам, образцам поведения, т.е. благодаря культуре. В этом случае культура употребляется в несколько ином значении, чем при анализе единичного действия (вспомните пример с глиной), — там речь шла о том, что культура «изобретает» средства достижения потребностей людей. В данном же случае делается акцент на другом: культура объединяет, интегрирует людей, наделяя их стандартами поведения, делает их жизнь предсказуемой и ответственной. Это две взаимосвязанные социальных функции великого изобретения человека— культуры.
Следовательно, системы социальных действий как комплексы, основанные на регулярных, самовозобновляющихся взаимных ори-ентациях индивидов, невозможны без символической связи, наполненной культурной традицией, и одно из самых главных чудес социальной жизни — это то, что, людям, использующим «воздушные», «неосязаемые» символически-культурные элементы, удалось построить впечатляющее здание современного общества.
Бергер П Приглашение в социологию. — М , 1996, с. 32.
125
Глава V. Социальная реальность
§ 1. Что такое социальная реальность?
Вычленив социальное действие из всей совокупности человеческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаментальное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное действие», — «социальная реальность».
Формирование более или менее точного представления о социальной реальности является залогом и понимания тонкостей и нюансов социологической науки, и практического применения выводов социальной науки применительно к реальным проблемам (в семейной жизни, в управлении людьми, в политической жизни и т.д.).
Понятие «социальная реальность» несет, на наш взгляд, вполне определенную смысловую нагрузку.
Мы используем это понятие для подчеркивания особенности той среды, в которой осуществляется социальное действие (взаимодействие), несводимости, невыводимости ее основных законов из логики развития других реальностей (физической, биологической, психической). Подчеркивается, что социальная реальность — это sui generis — особая, в своем роде реальность (термин, введенный Э. Дюркгеймом для обозначения социальной реальности), и это, пожалуй, общепризнанная трактовка понятия «социальная реальность».
Под социальной реальностью, социальной жизнью подчас понимается все, что создано, сотворено человеком*. Тот факт, что во всем, что создано человеком, воплощены результаты социальных взаимодействий людей, дает многим основание чрезмерно широко трактовать социальную жизнь, социальную реальность.
У некоторых не вызывает сомнения социальность Робинзона (поэтому любое его действие социально? — А.Э.), заброшенного волею судеб на необитаемый остров, поэтому они «не согласны с альтернативным пониманием социальности и, в частности, с М. Вебером, считавшим социальным только те действия, которые по своему смыслу ориентированы на поведение других...»**.
Откровенно говоря, подлинно научное понимание социальной реальности, более или менее четко отграниченной от других «реальностей», в отечественной социальной науке только формируется. Лишь выделив собственно социальную реальность, социальную
* См/ Сорокин П. Человек. Цивилизация Общество, с. 156—160
** Момджян К.Х. Социум. Общество История. — М., 1994, с. 75, 97, 98.
126
жизнь, социальное пространство, социальное поле (по сути эти понятия в данном контексте являются синонимами), мы получаем возможность научно корректно анализировать проблемы социальной жизни. По крайней мере социологический анализ предполагает такую процедуру.
Можно ли ставить знак равенства между тем, что создано благодаря социальным действиям и взаимодействиям, т.е. благодаря социальной жизни, социальной реальности (здания, автомобили, компьютеры, музыка и т.д.), и тем, что такое собственно социальная реальность?
Социальная реальность — это аналитически вычленяемая из всех явлений, охватывающих жизнедеятельность людей, система действий и взаимодействий между людьми. Социальная реальность может быть воплощена и погружена в материально-вещественные объекты, атрибуты, ресурсы (помещения, технологии), но не включает их в себя, представляя собой особую систему, развивающуюся по особым законам. Под термином «социальная реальность» «мы понимаем всю совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракций (взаимодействий. — А.Э.). Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого должны найти свою точку опоры и с которым должны наладить взаимоотношения»*.
В чем своеобразие той ткани, первоматерии, из которой сотканы основные элементы социальной реальности?
Следует иметь в виду, что человеческому сознанию легче воспринимать неосязаемые, но практически существующие явления по аналогии с природными объектами, которые зримы, осязаемы, легко воспринимаемы сознанием. Таких аналогий-иллюзий множество. Причем речь идет не только о так называемых социальных объектах, но и о магнитном поле, гравитации, где также используются аналогии — иллюзии.
Поэтому использование таких слов, как «объект», «объекты», «формы», «линии», «сеть», «социальные связи» и т.п., сугубо условно. Говоря о социальной реальности и, соответственно, об объектах социальной реальности, мы отнюдь не имеем в виду материальный объект, который можно осязать. «Социальная реальность предстает межиндивидуальной реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обрядов, отношений личной преданности... Существуют специфические, принципиально
* Шюц А Формирование понятий и теории в общественных науках. В кн : Американская социологическая мысль — М., 1994, с. 485.
127
важные для жизни «узлы», «комплексы», «сплетения» социальных отношений, которые мы научились вычленять и говоря о которых склонны прибегнуть к языку материализма: мы называем их группами, сообществами, организациями, национальными государствами. То, что они существуют в качестве реального объекта, — иллюзия»*.
Социальная реальность — это сфера обитания, сотканная из социальных действий и взаимодействий. Все, что мы говорили о социальных действиях, их преимущественно символически-культурной природе, возникающей в результате переплетений ожиданий, обязательств, норм, требований, контроля и т.д., — все это отправные моменты для понимания социальной реальности, вычленения ее из всей жизнедеятельности людей.
Что такое общество?Люди, находящиеся на определенной территории, машины, здания, реки, горы и т.д.? Нет. Все перечисленное — это демографические, географические, материально-техни-, ческие ресурсы общества. Общество — это определенная система социальных взаимодействий индивидов, проживающих на определенной территории, создавших города, работающих на промышленных предприятиях и т.д. Данная система, «невидимая паутина» сцеплений между людьми, регулируется определенными нормами, правилами, ценностями (мы даем самое упрощенное понимание общества). Уместно использовать образное выражение П. Бергера: «Мы можем сравнить общество с невидимым каркасом здания, фасад которого (территория, население и т.п. — А.Э.) скрывает его от посторонних глаз**.
Что такое государство? Это не территория, имеющая определенные границы, это не задание правительства, это не герб, флаг, гимн, а особым образом отрегулированный комплекс социальных действий и взаимодействий, который позволяет более жестко контролировать, управлять действиями людей в наиболее важных сферах жизни. А пограничный столб — это метка территории, на которую этот комплекс распространяется.
Что такое коллектив студенческой группы? Это особая невидимая сеть взаимодействий студентов (симпатии и антипатии, обязательства друг перед другом, разделяемые ценности и т.д.), которые образуют определенную целостность связей при сохранении физической изолированности каждого индивида. Эта целостность базируется на единстве цели, определенных правилах поведения; формируется управление этой системой взаимодействий (староста, профорг, неформальные лидеры и др.).
* Штомпка П. Социология социальных изменений, с. 28, 29. ** Бергер П. Приглашение в социологию, с. 35.
128
Что такое вуз как социальное явление? Это не аудитории, лаборатории и т.д. — это особым образом организованный комплекс социальных взаимодействий преподавателей между собой, преподавателей и студентов с целью обучения последних. В этом сложном комплексе взаимодействие осуществляется по определенным нормам, критериям, кому-то дано право руководить организацией учебного процесса, кто-то обеспечивает контроль за качеством преподавания, кто-то преподает, приобретя для этого определенные знания. Аудитории, лаборатории, компьютерные классы —это ресурсы, которыми вуз как система социальных взаимодействий располагает.
Что такое социальные изменения? Это не изменения материальных благ, технологий и т.д. — это изменения в системе социальных сцеплений, социальных связей (т.е. во взаимоотношениях между индивидами), в правилах, в соответствии с которыми организуются социальные взаимодействия, в нормах, принципах, которыми руководствуются люди.
Причем социальная реальность является не просто схемой социальных сцеплений, некой паутиной, сетью взаимодействий — это определенная среда, которая постоянно пульсирует, вбирая в себя мотивы, устремления, ожидания людей. Она управляется нормами, культурой, традицией. Иначе говоря, социальная реальность — это социокультурная реальность.
Приведенные примеры помогают нам понять важные положения социологической науки. Остановимся на двух из них.
§ 2. Социальная реальность — «парадоксальная» реальность
Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акторами, — межчеловеческий мир.
Но социальная реальность не только по своей плоти (или онтологически), но и с точки зрения логики (физических явлений) — парадоксальный мир. В нем своя логика, свое понимание высоты, протяженности, свои, если так можно выразиться, секунды, часы, метры, километры, своя логика неодолимых тенденций. В социальном пространстве словосочетание «близко друг к другу» означает близость не пространственную, а близость социальных позиций, образования, материальных возможностей и т.д. «Высоко» означает не физическую высоту, а лишь социально-символическую — например, особая значимость действий руководителя объясняется не тем, что он обладает недюжинной физической силой, а тем, что ему позволено навязывать свои решения другим, которые обязаны ему подчиниться.
129
5 Общая соцнолотя
Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выразиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, которые объективируются в физическом пространстве.
«Так, например, пространство Парижа представляет собой распределение жилья между центральными кварталами, периферийными кварталами и пригородом; еще и очень заметную оппозицию «правого берега» «левому берегу», соответствующую основополагающему делению поля власти, главным образом между искусством и бизнесом»*. То же можно сказать о любом городе, в котором есть «престижный» центр и «спальные» районы. Еще более простой пример—любой вуз. В нем есть главный этаж, где находятся кабинеты администрации, ректора. Получить помещение на том же этаже — это признак престижа.
Парадоксальность логических связей социальной реальности свидетельствует о наличии собственных законов, тенденций, неодолимость, повторяемость которых объясняется иными, чем в физическом мире, причинами.
Эта парадоксальность обусловлена самой природой социальности, в частности тем, что:
ведущий способ реализации социальности — символически-культурная коммуникация. Это мысленная связь, соответственно логика развития данных явлений может и не быть логикой физических явлений и объектов;
в отличие от законов развития психики единичного индивида логика развития социального — это логика развития кооперации, коллективности. Это логика согласования, обеспечения регулярности взаимодействий, престижа, подчинения, изменения коллективных субъектов, а не просто индивидов как биологических существ и т.д.
В данном случае речь идет об источниках лишь парадоксальности социального мира, того специфического, неповторимого, что есть в социальной реальности. Но есть и нечто общее для социальной и физической реальности. Так, реализация биологической программы самосохранения обусловливает тот момент, что Актор, входя во взаимодействие с другими, оценивает необходимость возобновления, укоренения этого взаимодействия с точки зрения личностной целесообразности.
Иными словами, логика развития социальных явлений — это логика интеграции живых людей на основе социально-символической коммуникации. Поэтому логику развития социальной реальности нельзя сводить лишь к специфическим, парадоксальным моментам. Хотя их значение в организации социальной жизни по мере
* Бурдье П. Социология политики. — М., 1993, с. 36—37. 730
усовершенствования системы взаимодействий, форм коллективности, кооперации все более усиливается, но никогда не сможет стать абсолютным.
Итак, социальная реальность образует некую оболочку, которая в существенной степени изолирована, автономна, независима от внешних условий, хотя постоянно в них погружена, «отягощена» материально. Это (и здесь мы согласны с Э. Дюркгеймом) особая реальность, которая и своей символической первоматерией (онтологически), и своей логикой качественно отлична от физической, биологической, индивидуально-психической реальности.
Законы социальной жизни — это особые законы (а) интеграции (б) живых индивидов на основе (в) символической культурной коммуникации. Это законы координации и кооперации людей, обеспечения порядка (предсказуемости и самовозобновляемости приемлемого поведения людей) и изменения сетей социальных взаимодействий. Уясняя внутреннюю логику социальной жизни, мы прежде всего стремимся постигнуть тенденции развития от случайных взаимодействий между Акторами к систематическим, регулярным взаимодействиям, от ситуативных ориентации к устойчивым ценностям. Эти законы впрямую не выводятся из материальных условий и предпосылок социальных взаимодействий, их логика не есть продолжение логики материально-физических объектов. Это может быть главное, но и самое сложное в понимании социальной реальности, что, в свою очередь, порождает ощутимую сложность социологического анализа, который и направлен на изучение этих невидимых, развивающихся по своей особой логике сцеплений. Социолог все время должен оперировать не самими осязаемыми объектами, имеющими привычную логику отношений, а аналитически вычленяемыми связями, зависимостями, отношениями, которым присуща своя, во многом не имеющая аналогов логика.
§ 3. Что и в какой степени обусловливает социальные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил
Проанализируем взаимодействия внесоциального и социального. Насколько организация социальных взаимодействий, критерии, нормы, которыми регулируются взаимоотношения акторов, обусловлены внесоциально?
Ранее мы уже в определенной степени затрагивали этот вопрос. Сейчас же мы рассматриваем его гораздо шире: на что люди обречены извне, а что является итогом их собственной активности, воли, изобретательности? Что зависит и не зависит от людей в организации социальной жизни? Ответы на данные вопросы важны и
для наших соотечественников, желающих понять причины драм и 1
успехов, взлетов и падений в нашей собственной истории. <
В социологии сформировались три концепции понимания соци- '
ально-исторического процесса. ;
Согласно первой концепции внесоциальные, внешние факторы играют решающую роль в развитии социальной реальности. Данная точка зрения наиболее явно проявилась в географическом, биологическом, экономическом, технологическом детерминизмах. Согласно этим учениям в мотивации социальных действий в духовных формах воспроизводится положение вещей, существующее вне социальной реальности. Социальная мотивация представляет собой сугубо производное, более или менее точно отражающее внешние условия социальных взаимодействий: географические, биологические, материально-технические и др.
Особое место в ряду концепций внесоциальной детерминации общественной жизни занимает марксизм — одно из самых последовательных, логически строгих, концептуализированных учений об обществе. Следует учесть, что не всегда и не во всем имеется возможность однозначно интерпретировать идеи К. Маркса в понятиях, принятых в современной социологии.
В контексте данного раздела нас интересует лишь один из аспектов, играющий, пожалуй, роль исходного принципа в марксистском учении, — признание за материально-технологическими факторами, производительными силами определяющей роли в развитии общества. Поэтому именно прогресс производительных сил — источник развития, изменения всей системы социальных взаимодействий.
Отправным моментом концепции общества, предложенной К. Марксом, является прямое признание того, что человек (человеческое общество) в большей или меньшей степени воспроизводит, отражает внешние обстоятельства, что является непременным ус- t ловием существования общества как субъекта в определенной внешней среде. «Все те обстоятельства, которые воздействуют на человека, модифицируют в большей или меньшей степени все его функции и виды деятельности»*.
К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» подчеркивали, что главной исторической необходимостью является материальное производство, определяющее в конечном счете все другие стороны общественной жизни. «Люди должны иметь возможность жить, чтобы быть в состоянии «делать историю». Но для жизни нужны прежде всего пища, питье, жилище, одежда и еще кое-что»**. Главная дви-хсущая сила развития самой социальной реальности, изменения
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 26, ч I, с. 283. ** Маркс К., Энгельс Ф Соч Т 3, с 26.
132
характера социальных связей, критериев, правил игры в сети социальных взаимодействий усматривалась ими в развитии производительных сил. «Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались... Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке»*.
Конечно, идеи, ценности, нормы могут оказывать «обратное» воздействие, они «относительно независимы», что признавалось К. Марксом. Но определяющее, решающее значение в организации социальной жизни К. Маркс придавал детерминации производительными силами общественной жизни.
Развитие производительных сил как во многом материально-вещественного фактора становится основным элементом, «мостиком» между обществом и природой с присущей последней жесткой причинностью, неизбежностью определенных последствий, тенденций и т.д. Связав общество прежде всего с внешними материально-вещественными факторами, производительными силами, а посредством их — с физической природой, К. Маркс именно в этой связи видит основание для утверждения о неодолимой «естественно-исторической необходимости», «объективной необходимости», благодаря которой история имеет заранее написанный, но до определенной поры неизвестный обществу с
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ серия основана в г... ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ... УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под общ редакцией д ф н проф Л Г Эфендиева...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов