рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идеологическая нейтральность

Идеологическая нейтральность - раздел Социология, ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Социология Ориентируется На Получение Тип Знания,Ид...

Социология ориентируется на получение

тип знания,идеологически нейтрального знания, незави-

добываемогосимого от социальной позиции исследователя.

социологическогоС°ЦИОЛОГ' ставящий перед собой чисто науч-
методаные задачи, должен уклоняться от оценки. Если

вам не нравится вызывающее поведение ва­шего товарища, то как каждый человек, обладающий собственным представлением о должном и допустимом, вы можете порицать его, даже ссориться с ним. Социолог же попытается определить, в ка­кой социокультурной среде сформировался этот человек, какие стандарты поведения в ней приняты, на какой почве возник конф­ликт.

Это и есть отнесение к ценности, а не утверждение определенной оценки (мы уже говорили о необходимости различения оценки и отнесения к ценности в концепции М. Вебера).

Для того чтобы соблюдать идеологическую нейтральность, со­циология выработала целый ряд процедур, которые помогают ис­ключить оценочную позицию (правда, не всегда это удается). Так, одним из основных требований к инструментарию социологичес­кого исследования является уравновешенность положительных и отрицательных вариантов, чтобы максимально исключить возмож­ность склонения респондента к ответу, желательному для социоло­га, заказчика.

Стремление социологии к неоценочному знанию, идеологи­ческой нейтральности — во многом залог ее научной непредвзя­тости, объективности и достоверности. Это один из самых слож­ных вопросов социологической практики и даже этики социоло­га, который особенно важен для нашего обществознания, долгие десятилетия развивавшегося как идеологическая наука. Завет М. Вебера соблюдать идеологическую нейтральность, как прави­ло, никем впрямую не оспаривается, но воспринимается как труд­нодостижимый идеал.


Важно видеть, с одной стороны," различия, а с другой стороны, взаимосвязь между научной и гражданской позицией социолога. Как ученый любой социолог должен максимально стремиться к непред­взятости анализа, нейтрализации своих приверженностей. Это дос­тигается не только определенными методами, приемами (о неко­торых из них уже упоминалось), но и научными обсуждениями, дискуссиями, в ходе которых проверяется научность проведенной работы. Само ожидание подобной дискуссии незримо контролиру­ет социолога, заставляет его воздерживаться от идеологической ангажированности.

Но было бы наивно и неверно не видеть определенной взаи­мосвязи научной и гражданской позиции социолога. Последняя не может не углубляться, уточняться, а иногда и меняться под воздействием неоспоримых социологических фактов, результа­тов научного анализа. Более того, гражданское мышление соци­олога обусловлено социологической требовательностью к дока­зательности и т.д. В то же время и научная позиция социолога всегда связана посредством миропонимания, мировоззрения с гражданской. Трудно вообразить полную рассогласованность на­учной и гражданской позиций социолога как личности. В то же время необходимо ясно и недвусмысленно разводить эти пози­ции, те способы взаимодействия, отношения к действительнос­ти, которые их характеризуют.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ серия основана в г... ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ... УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под общ редакцией д ф н проф Л Г Эфендиева...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идеологическая нейтральность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВВОДНЫЙ

Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутрен­няя логика эволюции науки об обществе обусловили острую по­требность в новой модели, типе социальных знаний. Со

Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опыт­ной модели научного знания в первую очередь претерпели есте­ственные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила

Конкретный, дифференцированный анализ социальной жизни
Социологический тип знания характеризуется еще одной важ­ной особенностью. Выходя из недр философии, социология стре­мится к целостному, концептуальному осмыслению социальных явлений. Вместе с тем

Принцип общезначимости
Принцип общезначимости, повторяемости результатов прове­денного опыта, исследования, возобновляемости выявленных свя­зей, зависимостей и соответствующих выводов и умозаключений, безусловно, важнейш

Принцип квантификации
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения ка­чественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии. С одной стороны, колич

Теория и эмпирия как основные элементы СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ современного социологического знания
социологическогоСуществуют два основных способа получе- ЗНАНИЯния социологического знания: эмпирический (способ получения конкретных фактов о с

Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем. • Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожи­данные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре

Истоки современного социологического многоголосия
В конце XIX — начале XX в. французский социолог Э. Дюркгейм и немецкий мыслитель М. Вебер предложили свое решение этих вопросов, предуказав развитие мировой социологии на многие де­сятилетия. При в

XX век: вслед за ускользающей реальностью
Парсонс ставит своей задачей синтезировать в рамках единой интеллектуальной схемы методологические подходы Дюркгейма и Вебера, что, по его замыслу, даст возможность своевременно и профессионально п

ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФОРМЫ, ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ: СТРУКТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫХ
институтов ла> УкРепляются государства, но превалируют аскриптивно-партикуляристские нормы сначала личного служения, затем предоставления сословиям прив

ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖЕНИИ СЕБЕ ПОДОБНЫХ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

КУЛЬТУРА КАК
ления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от при­роды. • Прежде всего к числу этих явлений относятся феномены, воз­ никающие лишь

KyJ ID I УННЫС
универсалииватель проблемы культуры, ее роли в организа­ции социальной жизни, разработал «Ареальную картину человеческих отношений» по более чем 600 культурам. Бла­годаря этому ему

ЛоЫК КАК
идентификаторно> первая подфункция языка) — идентифика­ция партнерами в ходе общения тех или иных кодов, знаков, сигналов с одними и теми же объектами, отноше­ниями,

ИНСТИТУТ
Сила и значимость религии в жизни общества потому столь велика, что религия, точнее, рели­гиозная практика, функционирует как важнейший социальный ин­ститут, обеспечивающий соответствующее п

Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы
Раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изу­чению личности, всегда вызывает повышенный интерес читателей. И это понятно — человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучш

D IU I UKDIA
УТВЕРЖДАЕТСЯ женного обществом) индивид занимается поис- АВТОНОМИЯ ком варианта, который позволил бы полнее ис- личности пользовать его способности, реализовать его жиз- ненны

ОБЩЕСТВО

Механизмы функционирования общества как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовос­производство, устойчивый процесс воссоздания базовых элемен­тов, структур, функциональных связей, определяющих качествен­ную определенность со

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ _
СОЦИОЛОГИИ одновременно коллективным субъектом ско- оперированной деятельности. Она также может быть определена как целевой, жестко структурированный соци­альный институт, обеспечивающий с

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
nmrrnLuno™ ... является неотъемлемым признаком любой раз- ФОРМИРОВАНИЕвитой организации. Логика ее формирования была ИЕРАРХИИ КАКнамечена еще А. Файолем, к

НЫХ ОТНОШЕНИИ тл гг I гт xr r^ in
листов, как Р. Дарендрофа, Л. Козера, Э. Шилза и др. Согласно представлениям М. Вебера, власть, понимаемая как реальная способность одних людей модифицировать поведение дру­гих в своих интересах, в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги