Принцип квантификации - раздел Социология, ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Принцип Квантификации, Т.е. Количественного Измерения Качественных Признаков...
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.
С одной стороны, количественное выражение качественных явлений делает возможным их измерение, доказательное сопоставление и т.д. Применение количественных методов в измерении социальных процессов, использование статистическо-математического
аппарата является важнейшим вкладом социологии в развитие всех общественных наук. Возможность применения количественных методов — яркая отличительная черта современной социологии, существенно повышающая", во-первых, точность социологического знания, во-вторых, познавательно-эвристические возможности социологического анализа. Так, статистико-корреляционный анализ (касающийся взаимозависимости, сопряженности изучаемых явлений) позволяет с математически выверенной достоверностью определить наличие или отсутствие функциональных связей между различными изучаемыми социальными явлениями, что, естественно, предельно важно для социальных наук.
Количественные методы существенно повышают надежность и достоверность выводов, так как предъявляют повышенные требования к числу наблюдений (репрезентативность), процедуре отбора наблюдаемых объектов и т.д.
С другой стороны, нельзя абсолютизировать количественные методы. Во-первых, они не являются единственными, во-вторых, они не во всех случаях применимы, в-третьих, при анализе сложных социокультурных феноменов использование количественных методов может сопровождаться серьезными погрешностями. Так, при использовании опроса (это один из главных элементов количественных методов) возникают серьезные проблемы: варианты ответов в анкете, с одной стороны, являются подсказкой, с другой стороны, так или иначе принуждают респондента выбирать лишь между теми вариантами, которые предлагает исследователь; духовный мир респондента фактически располагается в пределах той сетки понятий, ценностей, которые предложил автор анкеты.
Кроме того, как измерить такое сложное явление, как, например, совесть? Насколько здесь вообще применимы количественные методы? И если применимы, то какие именно?
Современная социология осознает эти ограничения количественных методов и активно использует качественные методы (наблюдение, нестандартизированные интервью и т.д.), которые стремятся описать и зафиксировать определенные феномены как единое, целостное, уникальное явление.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ серия основана в г... ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ... УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под общ редакцией д ф н проф Л Г Эфендиева...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Принцип квантификации
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе обусловили острую потребность в новой модели, типе социальных знаний.
Со
Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опытной модели научного знания в первую очередь претерпели естественные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила
Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение
тип знания,идеологически нейтрального знания, незави-
добываемогосимого от социальной позиции исследователя
Конкретный, дифференцированный анализ социальной жизни
Социологический тип знания характеризуется еще одной важной особенностью. Выходя из недр философии, социология стремится к целостному, концептуальному осмыслению социальных явлений. Вместе с тем
Принцип общезначимости
Принцип общезначимости, повторяемости результатов проведенного опыта, исследования, возобновляемости выявленных связей, зависимостей и соответствующих выводов и умозаключений, безусловно, важнейш
Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем.
• Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожиданные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре
Истоки современного социологического многоголосия
В конце XIX — начале XX в. французский социолог Э. Дюркгейм и немецкий мыслитель М. Вебер предложили свое решение этих вопросов, предуказав развитие мировой социологии на многие десятилетия. При в
XX век: вслед за ускользающей реальностью
Парсонс ставит своей задачей синтезировать в рамках единой интеллектуальной схемы методологические подходы Дюркгейма и Вебера, что, по его замыслу, даст возможность своевременно и профессионально п
СОЦИАЛЬНЫХ
институтов ла> УкРепляются государства, но превалируют
аскриптивно-партикуляристские нормы сначала личного служения, затем предоставления сословиям прив
КУЛЬТУРА КАК
ления, свойства, элементы человеческой жизни,
которые качественно отличают человека от природы.
• Прежде всего к числу этих явлений относятся феномены, воз никающие лишь
KyJ ID I УННЫС
универсалииватель проблемы культуры, ее роли в организации социальной жизни, разработал «Ареальную картину человеческих отношений» по более чем 600 культурам. Благодаря этому ему
ЛоЫК КАК
идентификаторно> первая подфункция языка) — идентификация партнерами в ходе общения тех или иных кодов, знаков, сигналов с одними и теми же объектами, отношениями,
ИНСТИТУТ
Сила и значимость религии в жизни общества потому столь велика, что религия, точнее, религиозная практика, функционирует как важнейший социальный институт, обеспечивающий соответствующее п
D IU I UKDIA
УТВЕРЖДАЕТСЯ женного обществом) индивид занимается поис- АВТОНОМИЯ ком варианта, который позволил бы полнее ис-
личности пользовать его способности, реализовать его жиз-
ненны
Механизмы функционирования общества как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, определяющих качественную определенность со
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ _
СОЦИОЛОГИИ одновременно коллективным субъектом ско-
оперированной деятельности. Она также может быть определена как целевой, жестко структурированный социальный институт, обеспечивающий с
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
nmrrnLuno™ ... является неотъемлемым признаком любой раз- ФОРМИРОВАНИЕвитой организации. Логика ее формирования была ИЕРАРХИИ КАКнамечена еще А. Файолем, к
НЫХ ОТНОШЕНИИ тл гг I гт xr r^ in
листов, как Р. Дарендрофа, Л. Козера, Э. Шилза и др. Согласно представлениям М. Вебера, власть, понимаемая как реальная способность одних людей модифицировать поведение других в своих интересах, в
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов