рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НЫХ ОТНОШЕНИИ тл гг I гт xr r^ in

НЫХ ОТНОШЕНИИ тл гг I гт xr r^ in - раздел Социология, ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Листов, Как Р. Дарендрофа, Л. Козера, Э. Шилза И Др. Согласно Представлениям ...

листов, как Р. Дарендрофа, Л. Козера, Э. Шилза и др. Согласно представлениям М. Вебера, власть, понимаемая как реальная способность одних людей модифицировать поведение дру­гих в своих интересах, всегда базируется на готовности другого к подчинению*. При этом, хотя власть может базироваться на силе подчиняющего или интересе подчиненного, устойчивая власть свя­зана с признанием законности (легитимности) формируемых вла-

* См.: Вебер М. Три типа господства. 580


стных отношений. Основаниями для признания легитимности вла­стных отношений, согласно тезисам М. Вебера, могут быть:

• признание подчиненными за лицом (лицами), претендую­
щим на власть, дефицитных или уникальных для данного
социума качеств — «харизматическая форма легитимного
господства»;

• вера подчиненных в незыблемость и естественность уста­
новленных отношений — «традиционная форма легитимно­
го господства»;

• вера подчиненных в рациональность установленных отно­
шений — «легальная форма легитимного господства».

Проблема легитимности в западной традиции находит отраже­ние и в понятиях «формальный авторитет» и «неформальный авто­ритет», которые связаны с признанием подчиненными права на власть у конкретного лица в уже сформированной системе деловых отношений (А. Файоль, М. Фоллет, Ч. Барнард, Г. Саймон и др.). Формальный авторитет определяется как юридически закреплен­ное право на власть, обусловленное спецификой занимаемой дол­жностной позиции. Оно никак не связано с индивидуальными ка­чествами данного лица и целиком определяется сферой делегиро­ванных ему и нормативно закрепленных властных полномочий. Не­формальный авторитет соотносится с веберовским понятием «ха­ризматическое лидерство» — право на власть, полученное вслед­ствие признания подчиненными факта, что конкретный руководи­тель обладает набором дефицитных и уникальных в данном социу­ме качеств или набором качеств (административных, профессио­нальных, моральных и др.), необходимых, с точки зрения подчи­ненных, для занятия и выполнения функций, связанных с этой должностью. Представление о неформальном авторитете тоже во многом является продуктом западной культуры. Здесь продвижение работника по служебной лестнице, занятие им позиции руководи­теля рассматривается как производная от его неоспоримых досто­инств (профессиональных или моральных). Признание фактичес­кого права на власть предполагает соотнесение представлений под­чиненных о том, какими качествами должен обладать руководи­тель, с его реальными свойствами.

Согласно некоторым современным западным концепциям, имен­но неформальный авторитет является главным фактором призна­ния его власти подчиненными.

Например, в концепции Ч. Барнарда неформальный авторитет — это прежде всего продукт признания подчиненными моральных достоинств руководителя, обусловленных соблюдением руководи­телем набора разнообразных принятых (писаных и неписаных) пра­вил и социальных норм (профессиональных, административных, граж-


данских и др.), именуемых моральными кодексами. При этом вы­полнение подчиненными распоряжений руководителя обусловле­но отношением к нему, признанием его права на власть. Характер­но, что в этой концепции именно подчиненные рассматриваются как обладающие фактическим правом «накладывать вето» на вы­полнение распоряжений руководителя*.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Из сказанного совершенно очевидно, что в цен­тре изучения организации в рамках общей тео­рии организаций находится функция обеспече­ния социального порядка, как предпосылка це­ленаправленной деятельности и самого существо­вания организации. Исследование средств ее обес­печения — одна из центральных проблем теории организаций. Однако, как уже говорилось, организация — сложное и гетерогенное образование. Социальный порядок здесь может быть обеспечен (и фактически обеспечивается) множеством факторов, имеющих разную природу, — технологических, экономических, социокультурных и др. Не отрицая важности указанных факторов для обеспечения социального порядка, социология организаций в соответствии со спецификой своего предметного видения ставит в центр исследования организации и рассматривает как базовую лишь одну из подсистем социальной регуляции поведения и деятельности социальную организацию. Под последней обычно понимают относи­тельно автономную подсистему социальной регуляции поведения людей в организации, в которой источником воздействия на соци­альный объект является культура.

В рамках социальной организации, в свою очередь, обычно вы­деляют две подсистемы: формальную (официальную) и неформаль­ную.

Формальная организация — это базовая подсистема организации. Она образует костяк любой административной системы, а иногда термин «формальная организация» употребляется как синоним по­нятия организации. Формальная организация — это ориентирован­ная на достижение общеорганизационных целей, искусственно и жестко структурированная безличная система регуляции деловых взаимодействий, закрепленная в нормативных документах. Послед­няя представляет собой:

• систему взаимосвязанных должностных и профессиональ­
ных позиций — формальных статусов;

• соответствующую систему прав', обязанностей, властных пол­
номочий, подчиненности и ответственности для каждого
должностного лица;

* Гвишиани Д М. Организация и управление, с 203—206. 582


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ серия основана в г... ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ... УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под общ редакцией д ф н проф Л Г Эфендиева...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НЫХ ОТНОШЕНИИ тл гг I гт xr r^ in

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВВОДНЫЙ

Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутрен­няя логика эволюции науки об обществе обусловили острую по­требность в новой модели, типе социальных знаний. Со

Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опыт­ной модели научного знания в первую очередь претерпели есте­ственные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила

Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение тип знания,идеологически нейтрального знания, незави- добываемогосимого от социальной позиции исследователя

Конкретный, дифференцированный анализ социальной жизни
Социологический тип знания характеризуется еще одной важ­ной особенностью. Выходя из недр философии, социология стре­мится к целостному, концептуальному осмыслению социальных явлений. Вместе с тем

Принцип общезначимости
Принцип общезначимости, повторяемости результатов прове­денного опыта, исследования, возобновляемости выявленных свя­зей, зависимостей и соответствующих выводов и умозаключений, безусловно, важнейш

Принцип квантификации
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения ка­чественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии. С одной стороны, колич

Теория и эмпирия как основные элементы СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ современного социологического знания
социологическогоСуществуют два основных способа получе- ЗНАНИЯния социологического знания: эмпирический (способ получения конкретных фактов о с

Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем. • Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожи­данные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре

Истоки современного социологического многоголосия
В конце XIX — начале XX в. французский социолог Э. Дюркгейм и немецкий мыслитель М. Вебер предложили свое решение этих вопросов, предуказав развитие мировой социологии на многие де­сятилетия. При в

XX век: вслед за ускользающей реальностью
Парсонс ставит своей задачей синтезировать в рамках единой интеллектуальной схемы методологические подходы Дюркгейма и Вебера, что, по его замыслу, даст возможность своевременно и профессионально п

ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФОРМЫ, ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ: СТРУКТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫХ
институтов ла> УкРепляются государства, но превалируют аскриптивно-партикуляристские нормы сначала личного служения, затем предоставления сословиям прив

ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖЕНИИ СЕБЕ ПОДОБНЫХ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

КУЛЬТУРА КАК
ления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от при­роды. • Прежде всего к числу этих явлений относятся феномены, воз­ никающие лишь

KyJ ID I УННЫС
универсалииватель проблемы культуры, ее роли в организа­ции социальной жизни, разработал «Ареальную картину человеческих отношений» по более чем 600 культурам. Бла­годаря этому ему

ЛоЫК КАК
идентификаторно> первая подфункция языка) — идентифика­ция партнерами в ходе общения тех или иных кодов, знаков, сигналов с одними и теми же объектами, отноше­ниями,

ИНСТИТУТ
Сила и значимость религии в жизни общества потому столь велика, что религия, точнее, рели­гиозная практика, функционирует как важнейший социальный ин­ститут, обеспечивающий соответствующее п

Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы
Раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изу­чению личности, всегда вызывает повышенный интерес читателей. И это понятно — человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучш

D IU I UKDIA
УТВЕРЖДАЕТСЯ женного обществом) индивид занимается поис- АВТОНОМИЯ ком варианта, который позволил бы полнее ис- личности пользовать его способности, реализовать его жиз- ненны

ОБЩЕСТВО

Механизмы функционирования общества как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовос­производство, устойчивый процесс воссоздания базовых элемен­тов, структур, функциональных связей, определяющих качествен­ную определенность со

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ _
СОЦИОЛОГИИ одновременно коллективным субъектом ско- оперированной деятельности. Она также может быть определена как целевой, жестко структурированный соци­альный институт, обеспечивающий с

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
nmrrnLuno™ ... является неотъемлемым признаком любой раз- ФОРМИРОВАНИЕвитой организации. Логика ее формирования была ИЕРАРХИИ КАКнамечена еще А. Файолем, к

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги