КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - раздел Социология, ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ ...
Завершив анализ социальных институтов и общностей как систем социальных взаимодействий, переходим к следующему важнейшему разделу общей социологии — исследованию смыслообра-зующего элемента социальных взаимодействий, тех правил игры, содержания норм, критериев, которыми руководствуются люди во взаимоотношениях друг с другом.
Рассматривая, в частности, «Исходные элементы социальной жизни», мы неоднократно подчеркивали роль, которую отводит социология ценностям, нормам, избранным данным народом, данной общностью для понимания их судеб, способности дать эффективный или менее эффективный ответ на вызовы среды, природы и истории.
Фактически для всех социологических школ, направлений характерно признание особого ключевого значения культуры, придумок самих людей в развитии общества. Э. Дюркгейм и М. Вебер, П. Сорокин и Т. Парсонс, Р. Мертон и А. Щюц, П. Бурдье и Э. Гид-денс — все более или менее крупные социологи признают, что культура обьединяет людей в сообщества и в то же время является во многом решающим элементом, обьясняющим своеобразие исторических судеб того или иного общества. Не естествен но-природная основа человеческого бытия предопределяет ту или иную судьбу, а люди, которые на основе своей природы изобрели много-бразные вариации человеческого существования.
Картина общественной жизни, которую воссоздает социология, — рациональная, доказательная, опирающаяся на факты, не принимающая ничего на веру (в том числе и идею об «обьектив-ной необходимости», которая «предопределяет естественно-историческим образом» нашу судьбу), придает особое значение культуре, ценностям, оценкам, идеям, нормам, образцам поведения. Когда мы хотим доказательно, фактуально, отвергая мистику и предположения, ответить на вопрос, почему люди действуют именно так, а не иначе, факты, однозначно толкуемые обстоятельства, волей-неволей заставляют исследователя признать ключевую роль культурных смыслообразующих элементов организации социальной жизни. Поэтому для социолога социальная жизнь, социальная реальность — всегда социокультурная реальность, а для социологии социокультурный подход к анализу социальных явлений — один из главных.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ серия основана в г... ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ... УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под общ редакцией д ф н проф Л Г Эфендиева...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе обусловили острую потребность в новой модели, типе социальных знаний.
Со
Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опытной модели научного знания в первую очередь претерпели естественные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила
Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение
тип знания,идеологически нейтрального знания, незави-
добываемогосимого от социальной позиции исследователя
Конкретный, дифференцированный анализ социальной жизни
Социологический тип знания характеризуется еще одной важной особенностью. Выходя из недр философии, социология стремится к целостному, концептуальному осмыслению социальных явлений. Вместе с тем
Принцип общезначимости
Принцип общезначимости, повторяемости результатов проведенного опыта, исследования, возобновляемости выявленных связей, зависимостей и соответствующих выводов и умозаключений, безусловно, важнейш
Принцип квантификации
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.
С одной стороны, колич
Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем.
• Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожиданные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре
Истоки современного социологического многоголосия
В конце XIX — начале XX в. французский социолог Э. Дюркгейм и немецкий мыслитель М. Вебер предложили свое решение этих вопросов, предуказав развитие мировой социологии на многие десятилетия. При в
XX век: вслед за ускользающей реальностью
Парсонс ставит своей задачей синтезировать в рамках единой интеллектуальной схемы методологические подходы Дюркгейма и Вебера, что, по его замыслу, даст возможность своевременно и профессионально п
СОЦИАЛЬНЫХ
институтов ла> УкРепляются государства, но превалируют
аскриптивно-партикуляристские нормы сначала личного служения, затем предоставления сословиям прив
КУЛЬТУРА КАК
ления, свойства, элементы человеческой жизни,
которые качественно отличают человека от природы.
• Прежде всего к числу этих явлений относятся феномены, воз никающие лишь
KyJ ID I УННЫС
универсалииватель проблемы культуры, ее роли в организации социальной жизни, разработал «Ареальную картину человеческих отношений» по более чем 600 культурам. Благодаря этому ему
ЛоЫК КАК
идентификаторно> первая подфункция языка) — идентификация партнерами в ходе общения тех или иных кодов, знаков, сигналов с одними и теми же объектами, отношениями,
ИНСТИТУТ
Сила и значимость религии в жизни общества потому столь велика, что религия, точнее, религиозная практика, функционирует как важнейший социальный институт, обеспечивающий соответствующее п
D IU I UKDIA
УТВЕРЖДАЕТСЯ женного обществом) индивид занимается поис- АВТОНОМИЯ ком варианта, который позволил бы полнее ис-
личности пользовать его способности, реализовать его жиз-
ненны
Механизмы функционирования общества как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, определяющих качественную определенность со
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ _
СОЦИОЛОГИИ одновременно коллективным субъектом ско-
оперированной деятельности. Она также может быть определена как целевой, жестко структурированный социальный институт, обеспечивающий с
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
nmrrnLuno™ ... является неотъемлемым признаком любой раз- ФОРМИРОВАНИЕвитой организации. Логика ее формирования была ИЕРАРХИИ КАКнамечена еще А. Файолем, к
НЫХ ОТНОШЕНИИ тл гг I гт xr r^ in
листов, как Р. Дарендрофа, Л. Козера, Э. Шилза и др. Согласно представлениям М. Вебера, власть, понимаемая как реальная способность одних людей модифицировать поведение других в своих интересах, в
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов