Теория и эмпирия как основные элементы СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ современного социологического знания
Теория и эмпирия как основные элементы СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ современного социологического знания - раздел Социология, ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ СоциологическогоСуществуют Два Основных Способа Получе- ...
социологическогоСуществуют два основных способа получе- ЗНАНИЯния социологического знания: эмпирический
(способ получения конкретных фактов о социальной действительности) и теоретический (способ описания и анализа полученных фактов).
Один из парадоксов развития социологии как науки в том и заключается, что социология, возникнув как протест против умо-
2 Общая социоло! ия
зрительного анализа общества, еще долго не могла выйти за его границы. Вплоть до конца XIX— начала XXв. фактически шло параллельное развитие эмпирических и теоретических социологических исследований. Эмпирические исследования социальной жизни, в особенности условий жизни, труда и быта в городах и т.д., стали развиваться с XVII—XVIIIвв., и лишь в конце XIX — начале XX в. выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм объединил в своей научной деятельности эти два направления.
Уже более 100 лет в социологической науке с определенной регулярностью возобновляется дискуссия о соотношении теории и эмпирии. При этом выявились две крайности: тенденция к абсолютизации эмпирического начала социологии и тенденция к пренебрежению, ее недооценке. Сторонники эмпирического начала, активно занимаясь прикладными социологическими исследованиями, свою задачу видят в том, чтобы в лучшем случае теоретически нейтрально, бесстрастно описывать полученные результаты, группировать, классифицировать их. Все, что не подтверждено конкретными фактами, цифрами, они воспринимают как выдумки теоретиков, результат их теоретического произвола и нажима, которые не могут быть названы наукой.
Сторонники эмпиризма в социологии сыграли огромную роль в совершенствовании методов социологических исследований. Во многом благодаря их усилиям создана эмпирическая база, на которую опираются социология, социальная психология, этнография и т.д.
Вместе с тем пренебрежение теоретической составляющей может дорого стоить социологии. Этого нельзя забывать и российским социологам, которые в последнее время отдают явное предпочтение оперативным социологическим опросам общественного мнения; получение эмпирической информации подчас становится самоцелью.
Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе обусловили острую потребность в новой модели, типе социальных знаний.
Со
Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опытной модели научного знания в первую очередь претерпели естественные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила
Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение
тип знания,идеологически нейтрального знания, незави-
добываемогосимого от социальной позиции исследователя
Конкретный, дифференцированный анализ социальной жизни
Социологический тип знания характеризуется еще одной важной особенностью. Выходя из недр философии, социология стремится к целостному, концептуальному осмыслению социальных явлений. Вместе с тем
Принцип общезначимости
Принцип общезначимости, повторяемости результатов проведенного опыта, исследования, возобновляемости выявленных связей, зависимостей и соответствующих выводов и умозаключений, безусловно, важнейш
Принцип квантификации
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.
С одной стороны, колич
Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем.
• Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожиданные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре
Истоки современного социологического многоголосия
В конце XIX — начале XX в. французский социолог Э. Дюркгейм и немецкий мыслитель М. Вебер предложили свое решение этих вопросов, предуказав развитие мировой социологии на многие десятилетия. При в
XX век: вслед за ускользающей реальностью
Парсонс ставит своей задачей синтезировать в рамках единой интеллектуальной схемы методологические подходы Дюркгейма и Вебера, что, по его замыслу, даст возможность своевременно и профессионально п
СОЦИАЛЬНЫХ
институтов ла> УкРепляются государства, но превалируют
аскриптивно-партикуляристские нормы сначала личного служения, затем предоставления сословиям прив
КУЛЬТУРА КАК
ления, свойства, элементы человеческой жизни,
которые качественно отличают человека от природы.
• Прежде всего к числу этих явлений относятся феномены, воз никающие лишь
KyJ ID I УННЫС
универсалииватель проблемы культуры, ее роли в организации социальной жизни, разработал «Ареальную картину человеческих отношений» по более чем 600 культурам. Благодаря этому ему
ЛоЫК КАК
идентификаторно> первая подфункция языка) — идентификация партнерами в ходе общения тех или иных кодов, знаков, сигналов с одними и теми же объектами, отношениями,
ИНСТИТУТ
Сила и значимость религии в жизни общества потому столь велика, что религия, точнее, религиозная практика, функционирует как важнейший социальный институт, обеспечивающий соответствующее п
D IU I UKDIA
УТВЕРЖДАЕТСЯ женного обществом) индивид занимается поис- АВТОНОМИЯ ком варианта, который позволил бы полнее ис-
личности пользовать его способности, реализовать его жиз-
ненны
Механизмы функционирования общества как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, определяющих качественную определенность со
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ _
СОЦИОЛОГИИ одновременно коллективным субъектом ско-
оперированной деятельности. Она также может быть определена как целевой, жестко структурированный социальный институт, обеспечивающий с
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
nmrrnLuno™ ... является неотъемлемым признаком любой раз- ФОРМИРОВАНИЕвитой организации. Логика ее формирования была ИЕРАРХИИ КАКнамечена еще А. Файолем, к
НЫХ ОТНОШЕНИИ тл гг I гт xr r^ in
листов, как Р. Дарендрофа, Л. Козера, Э. Шилза и др. Согласно представлениям М. Вебера, власть, понимаемая как реальная способность одних людей модифицировать поведение других в своих интересах, в
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов