рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Запись голоса через микрофон на компьютер

Запись голоса через микрофон на компьютер - раздел Высокие технологии, Запись Голоса Через Микрофон На Компьютер 1. Работа С Микрофоном Кач...

Запись голоса через микрофон на компьютер 1. Работа с микрофоном Качество записи и воспроизведения звуков реальных источников зависит от бесконечного количества факторов, но выделить основные составляющие все-таки можно и нужно аналого-цифровой преобразователь АЦП цифро-аналоговый преобразователь ЦАП тракт микширования и усиления звуковых сигналов помещение, в котором производится запись микрофон.Не станем сейчас рассматривать первые три пункта этого перечня, о них речь пойдет ниже. В библиотеках все еще можно найти книги 1, 17, 38, 41, 49, 67, 69 , в которых перечисляются и обосновываются требования к помещениям, предназначенным для звукозаписи, приводятся варианты планировки студий, разъясняются меры, направленные на снижение уровня электрических и акустических помех.

На этом вопросе мы также не станем задерживать ваше внимание, ибо, к сожалению, все подобные рекомендации стоят умопомрачительно дорого и в домашних условиях вряд ли реализуемы. Ясно одно живой звук с помощью микрофона надо записывать в помещении, где уровень шумов в том числе и вызванных работающим компьютером минимален.

Правда, применение компьютерной обработки звукового сигнала позволяет частично избавиться от записанных посторонних звуков и шумов, что оставляет некоторую надежду на получение терпимого для демо-версий качества записи, выполненной в необорудованном помещении.Желательно также, чтобы уровень звуков, отраженных от стен и предметов обстановки, был минимальным. Общеизвестно, что для этого следует оборудовать помещение звукопоглощающими материалами.

В работе 38 для этих целей рекомендуется использовать ковры. Запись звука с микрофона при наличии перспективы дальнейшей обработки с помощью редакторов класса Cool Edit с точки зрения распределения уровней и времени реверберации звуковых волн смягчает требования к помещению студии.Не следует заботиться столь же тщательно, как и при аналоговых методах обработки записываемого сигнала, о том, чтобы помещение студии обеспечивало заданную естественную реверберацию.

Пусть лучше отраженные сигналы совсем не попадают на микрофон. Звуковые редакторы позволяют имитировать акустические свойства практически любых помещений. Из перечисленных выше элементов, влияющих на качество записи звука, сначала мы рассмотрим микрофон.Микрофон может не только ослабить влияние недостатков помещения, но и сделать их еще заметнее. 1. Микрофоны и их основные параметры Работ, в которых рассказывается о принципах действия микрофонов различного типа, их характеристиках и применении довольно много.

Вот только некоторые 1, 17, 38, 75 . Однако большинство из них изданы относительно давно и к настоящему времени стали малодоступны. Когда эти книги издавались, проблема выбора микрофона существовала лишь теоретически. Ныне ситуация противоположная микрофонов в ярких упаковках сколько угодно в любом ларьке с радиотехническим уклоном, не говоря уж о специализированных магазинах.Глаза разбегаются.

Что выбрать? Давайте разберемся в этом, не слишком глубоко вдаваясь в технические аспекты. Принцип действия микрофона заключается в преобразовании звуковых колебаний в электрические таким образом, чтобы содержащаяся в звуке информация не претерпевала заметных изменений.Для этого микрофон должен отвечать следующим требованиям при рабочих уровнях звука микрофон должен вырабатывать электрический сигнал, в достаточной мере превышающий уровень собственных электрических шумов вырабатываемый сигнал не должен иметь существенных искажений ? микрофон должен практически без изменений передавать все звуковые частотные составляющие, содержащиеся в сигнале в пределах частотного диапазона аппаратуры, к которой он подключен.

Микрофоны отличаются по способу преобразования колебаний звукового давления в колебания электрические. С этой точки зрения различают электродинамические, электромагнитные, электростатические, пьезоэлектрические, угольные и полупроводниковые микрофоны.Электродинамические микрофоны делятся на катушечные и ленточные.

К электростатическим микрофонам относятся конденсаторные и электретные, широко используемые в профессиональных целях.Электромагнитные и пьезоэлектрические микрофоны не получили распространения в звукозаписи из-за узкого частотного диапазона и неравномерной частотной характеристики. Последние две группы микрофонов - угольные и полупроводниковые - из дальнейшего рассмотрения можно смело исключить, так как принципы их действия не обеспечивают выполнения ни одного из требований, предъявляемых к микрофонам для звукозаписи.

Принципы действия микрофонов различных типов объединяет способ преобразования звуковых колебаний в электрические мембрана диафрагма микрофона воспринимает и передает колебания звукового давления элементу, осуществляющему их преобразование в электрический сигнал. Общее представление об устройстве микрофонов, часто используемых для высококачественной звукозаписи можно получить из рис. 1.1-3. Принцип действия электродинамических микрофонов заключается в преобразовании колебаний звукового давления в механические колебания диафрагмы и связанной с ней катушки индуктивности в катушечных микрофонах или ленты в микрофонах ленточных в магнитном поле постоянного магнита.

Это приводит к возникновению в катушке или ленте э.д.с. самоиндукции, в изменении которой и заложена информация. Конденсаторные микрофоны требуют внешнего источника питания.Жестко натянутая мембрана под действием изменяющегося звукового давления совершает колебательные движения относительно неподвижного электрода.

Эти два элемента составляют конденсатор, являясь его обкладками. При колебаниях мембраны емкость конденсатора изменяется с частотой воздействующего на мембрану звукового давления.В электрической цепи появляется переменный ток, пропорциональный звуковому сигналу. Электретные микрофоны по принципу действия не отличаются от конденсаторных, однако эффективность преобразования сигнала в них выше, т. к. напряжение на обкладках конденсатора обеспечивается не только обычным внешним источником, но и электрическим зарядом мембраны или неподвижного электрода.

Материал этих элементов обладает электретным свойством - способностью сохранять заряд длительное время. К основным характеристикам и параметрам микрофонов, определяющим их качество, относятся следующие Чувствительность - отношение напряжения на выходе микрофона к воздействующему на него звуковому давлению.Динамический диапазон - разность между уровнями предельного звукового давления и собственных шумов.

Рабочий частотный диапазон. Частотная характеристика ЧХ . Характеристика направленности - зависимость чувствительности микрофона от угла между его акустической осью и направлением на источник звука. Важными параметрами микрофона являются также уровень собственных шумов и выходное сопротивление. Очевидно, хороший микрофон должен быть малошумящим.Выходное сопротивление микрофона должно соответствовать входному сопротивлению аппаратуры, к которой он подключен.

Вообще говоря, без учета условий применения при решении конкретных задач нельзя утверждать, что микрофон с теми или иными характеристиками хуже или лучше. Не для всех параметров также справедливо утверждение Чем значение выше, тем лучше . Например, микрофон с высокой чувствительностью хорош в подслушивающем устройстве для записи звука с большого расстояния.Но тот же микрофон малопригоден в руке солиста, поющего в сопровождении оркестра, т. к. он будет воспринимать не только голос певца, но и искаженные при распространении звуки музыкальных инструментов.

Для правильной передачи звучания басовых музыкальных инструментов не обязательно использовать микрофон с высокой верхней граничной рабочей частотой. Хотя, чем шире рабочий диапазон частот чем меньше нижняя и больше верхняя граничные частоты , тем универсальнее микрофон.Одним из важнейших показателей при выборе микрофона является характеристика его пространственной направленности.

Графически ее изображают в полярных координатах в виде диаграммы направленности в горизонтальной плоскости. По виду характеристики направленности микрофоны делят на три основных типа ненаправленные, двусторонне и односторонне направленные. В первом приближении считается, что ненаправленные микрофоны одинаково воспринимают звук с любого направления.Рабочей областью ненаправленного микрофона является сфера, а его диаграмма направленности представляет собой окружность, как это показано на рис. 1.4, а. Рис. 1.4. Виды характеристик направленности микрофонов Двусторонне направленные микрофоны обладают одинаковой чувствительностью как с фронтальной, так и с тыльной стороны.

Диаграмма направленности напоминает цифру 8 рис. 1.4, б Односторонне направленные микрофоны чувствительны только к звуковым волнам, приходящим с фронтального направления.Их диаграмма направленности представляет собой кривую, носящую название кардиоида и действительно напоминающую сердечко рис. 1.4, в . Кроме направленных микрофонов, существуют еще и остронаправленные.

На рис. 1.4, г показана диаграмма направленности такого микрофона, описываемая суперкардиоидой. Обратим ваше внимание на то обстоятельство, что представленные на рисунках диаграммы направленности идеализированы. Важно понимать, что реальные характеристики направленности близки к этим идеализациям только в пределах узкого диапазона частот.Особенно сильно сказывается зависимость вида диаграммы направленности от частоты для ненаправленных микрофонов.

Чем выше частота, тем меньше телесный угол, в пределах которого ненаправленный микрофон воспринимает звуковые волны. На рис. 1.4, кроме идеализированных диаграмм направленности, представлены реальные характеристики направленности соответствующих микрофонов в рабочем диапазоне частот. Пренебрежение подобными реалиями может привести к грубым ошибкам.Например, если запись группы вокалистов производится одним ненаправленным микрофоном, то исполнителей с более высокими голосами следует размещать так, чтобы микрофон был нацелен на них фронтальной стороной. В противном, случае, будет нарушено соотношение громкостей и отдельные голоса будут подвержены амплитудно-частотным искажениям.

Изделия фирм, уважающих себя и покупателей, снабжаются паспортами, в которых приводятся диаграммы направленности для нескольких частот, подобные приведенным в качестве примера на рис. 1.5 для динамического МД-78 и на рис. 1.6 для электретного МКЭ-2 микрофонов.

Рис. 1.5. Диаграмма направленности микрофона МД-78 Рис. 1.6. Диаграмма направленности микрофона МКЭ-2 Наряду с диаграммой направленности, другой не менее важной характеристикой микрофона является его частотная характеристика. Принципиальным требованием к частотной характеристике является ее равномерность. Чем равномернее ЧХ микрофона, тем правильнее он передает тембр голоса певца или инструмента.При использовании микрофона в системе звукоусиления концертного зала неравномерность ЧХ микрофона является одной из причин возникновения неприятного для ушей публики эффекта - самовозбуждения акустической системы.

На рис. 1.7 и 1.8 в качестве примера представлены ЧХ микрофонов МД-78 и МКЭ-2. По оси абсцисс отложено значение частоты в герцах, а по оси ординат - чувствительность микрофона в логарифмических единицах децибелах . яб Рис. 1.8. Частотная характеристика микрофона МКЭ-2 На рис. 1.8 показана зависимость чувствительности микрофона МЭК-2 от частоты для фронтального 0 и противоположного ему тылового 180 направлений.

Из рис. 1.7 видно, что осевая частотная характеристика микрофона МД-78 сильно зависит от расстояния, на котором микрофон находится от источника звука. Сравнивая рис. 1.7 и 1.8, можно сделать вывод о том, что ЧХ электрет-ного микрофона существенно равномернее ЧХ микрофона динамического.Небольшую неравномерность ЧХ можно до некоторой степени скорректировать при обработке сигнала многочастотными узкополосными фильтрами с управляемыми параметрами - эквалайзерами.

Такие фильтры, реализованные программным способом, имеются в составе звуковых редакторов. 1.1.2. Рекомендации по применению микрофонов При выборе микрофона следует учитывать как всю совокупность его технических характеристик, так и условия записи, поэтому конкретные рекомендации дать довольно трудно.Однако общие правила выбора микрофона все же существуют 38 . Ненаправленный микрофон можно применять при записи пения и музыки в сильно заглушенном помещении.

Его же следует использовать для передачи общей акустической обстановки при многомикрофонной записи. Односторонне направленный микрофон с характеристикой типа кардиоида желательно применять при записи в помещении с большим количеством звуковых отражений. Применяют его и в том случае, когда в помещение, где проводят запись, проникают посторонние шумы. Микрофон следует устанавливать тыльной стороной к источнику звуковых помех.Такой микрофон рекомендуется использовать при широком фронте размещения исполнителей. Этот микрофон применяют при маловероятной в любительских условиях многомикрофонной записи для четкого разделения групп исполнителей, а также при размещении исполнителя близко к микрофону, чтобы снизить низкочастотные искажения, присущие в этом случае ненаправленному и двусторонне направленному микрофонам.

Двусторонне направленный микрофон с диаграммой типа восьмерка следует применять при записи в заглушенном помещении, когда необходимо увеличить относительный уровень переотраженных сигналов, а также при записи отдельных музыкальных инструментов и певцов для выделения низких частот в условиях близкого размещения, исполнителей у микрофона.

Используют такой микрофон и в том. случае, когда необходимо отстроиться от направленных источников шума. Для этого микрофон ориентируют зоной нулевой чувствительности к источнику шума. Двусторонне направленный микрофон, сориентированный в горизонтальном направлении, оказывается полезным для ослабления звуковых волн, отраженных от пола, потолка и боковых стен помещения. Это позволяет применить акустическую обработку только двух стен за исполнителем и напротив него. В помещениях с жесткими параллельными ограничивающими поверхностями полупустых комнатах с необработанными в акустическом отношении стенами могут возникнуть так называемые стоячие волны.

Стоячие волны представляют собой собственные колебания в объемном резонаторе, в роли которого выступает помещение с недостаточным затуханием звуковых колебаний. Частоты стоячих волн связаны с размерами помещения.

Собственные акустические колебания возникают на частотах, при которых тот или иной размер помещения оказывается кратным половине длины волны.В прямоугольном помещении возможно одновременное существование множества стоячих волн кратных частот мод колебаний . Скорость распространения звука составляет около 330 м с, поэтому вдоль того измерения помещения, которое составляет, например, 3 м, возникнут собственные акустические колебания с частотами 55, 110, 165 Гц, и т. д. Наибольшей интенсивностью характеризуются самые низкочастотные моды. По мере увеличения частот собственных колебаний их амплитуды уменьшаются.

Поэтому в помещении, имеющем большие высоту, ширину и длину, стоячие волны проявляют себя слабее, ведь частоты наиболее интенсивных мод оказываются ниже нижней границы частотного диапазона микрофона. Влияние стоячих волн заключается в искажении спектрального состава записываемого сигнала.В различных точках помещения амплитуды собственных резонансных частот оказываются различными, поэтому тембр одного и того же источника звука зависит отточки расположения микрофона.

Особенно сильно резонансные свойства помещения и неравномерность частотной характеристики микрофона проявляются тогда, когда источник звука формирует широкополосный сигнал, способный возбудить колебания практически на любых резонансных частотах. Это характерно для некоторых ударных инструментов.При записи же речи и пения может происходить неестественное подчеркивание свистящих и шипящих согласных с, х, т, ц, щ. На рис. 1.9 схематично показаны источник звука И и микрофон М . Взаимное расположение микрофона и источника звука определяется тремя параметрами углом а между прямой, проходящей через источник звука и микрофон, и акустической осью микрофона характеристикой направленности источника звука углом 3 между прямой ИМ и акустической осью источника звука расстоянием между источником звука и микрофоном L. Все музыкальные инструменты по характеристикам направленности можно разделить, хотя и довольно условно, на три группы ? инструменты, обладающие выраженной направленностью, например, медные духовые инструменты инструменты, не обладающие заметной направленностью, к ним относятся ударные инструменты, занимающие промежуточное положение между первыми двумя группами.

Эта группа инструментов наиболее многочисленна.

Параметры а, р и L рис. 1.9 определяют уровни сигналов, приходящих к микрофону, тембры источников звука, соотношение между уровнями полезного и мешающих сигналов.

При повороте микрофона вокруг своей оси и увеличении угла а из-за отличия формы диаграммы направленности от круговой происходит изменение уровня записываемого сигнала. Аналогичным образом влияет и увеличение угла р. Изменение любого из этих двух углов приводит к завалу высших частот, что сказывается на тембре записываемого звука.Особенно сильно это проявляется в заглушенных помещениях и в случаях, когда расстояние L мало, т. к. основное значение имеет прямой звук, энергия которого в точке М меняется значительно.

При больших L или при использовании гулкого помещения доля отраженных звуковых волн, попадающих в микрофон, достаточно велика, и поэтому частотные искажения менее заметны. Для ленточного микрофона, у которого характеристика направленности почти не зависит от частоты, изменение угла а не приводит к частотным искажениям.Наилучшие условия для записи будут в том случае, когда ее 0 и р 0. При записи с нескольких микрофонов необходимо заботиться об их фазиро-вании сигналы с микрофонов не должны попадать в тракт записи в противо- фазе, т. к. это может привести к взаимной их компенсации вплоть до полного исчезновения.

Без заметного искажения тембра, вызванного интерференцией прямого и отраженного сигналов, микрофон можно приближать к какой-либо отражающей поверхности на расстояние, составляющее величину не менее 1-1,5 м. Все усилия по повышению качества записи могут оказаться напрасными, если не соблюдать очевидных правил.

Одной из распространенных ошибок является ручное использование микрофона. Его можно считать оправданным только при записи голоса исполнителя, находящегося в движении. Ручное использование микрофона требует большого опыта. Наблюдая по телевизору певцов, едва ли не жонглирующих микрофоном, знайте, что в большинстве случаев вы слышите не живое исполнение, а фонограмму.Большинство исполнителей, получивших в руки микрофон, не умеют правильно им пользоваться.

Наиболее частыми ошибками являются использование микрофона на слишком близком расстоянии, излишне резкие и ненужные движения им, движение пальцев, охватывающих микрофон. В крайнем случае, с этим можно смириться при однократном живом исполнении, но никак не во время сеанса записи.Микрофон следует надежно закрепить с помощью эластичного материала на стойке с журавлем , ножки которой также должны быть снабжены амортизаторами, предотвращающими воздействие на микрофон помех ударов, вибрации , распространяющихся по стенам и полу помещения.

Сигнальный кабель должен быть экранированным, соединения должны быть надежными, рядом с кабелем не должны располагаться источники мощных помех.Микрофон и музыкальные инструменты При дополнении композиций, записанных в исполнении синтезированных MIDI-инструментов, записями партий реальных музыкальных инструментов необходимо представлять себе особенности их звучания 40 . Это поможет верно выбрать тип микрофона, определить наилучшее взаимное расположение микрофона и музыкального инструмента, а также избежать искажения его натурального звучания. Важнейшая характеристика любого музыкального инструмента, наиболее существенно влияющая на выбор микрофона частотный диапазон звучания.

На рис. 1.10 представлены диапазоны звучания различных музыкальных инструментов 16, 38 . Цифры в верхней строке - логарифмическая шкала частот в герцах.Для наглядности эти данные приведены в сравнении с частотным диапазоном фортепиано, который простирается от звука ля суб-контроктавы частота 27,5 Гц до звука до пятой октавы частота 4 186 Гц . Важно знать, что кроме спектра основных частот, каждый инструмент характеризуется дополнительными частотными составляющими - обертонами.

Рис. 1.10. Частотные диапазоны некоторых музыкальных инструментов Частотные диапазоны обертонов инструментов показаны на рисунке серыми полосами.Особое звучание того или иного инструмента определяется распределением амплитуд всех частот - и основных, и обертонов.

Относительная мощность звуковых колебаний, излучаемых инструментами в различных участках частотного диапазона неодинакова. Большинству музыкальных инструментов присуще усиление основных частот или обертонов в определенных относительно узких полосах частот. В таких случаях говорят о наличии формант в спектре частот инструмента. Объясняется это резонансными свойствами элементов конструкции музыкальных инструментов.Для каждого инструмента формантные области занимают свои специфические Компьютерному музыканту о звуке 27 положения на оси частот.

Частоты формантных областей составляют, например, для кларнета 250 - 600 Гц, для тромбона 300 - 900 Гц, для саксофона 350 - 900 Гц. Музыкальные инструменты отличаются и силой, звучания. Пиковые мощности звучания инструментов составляют 25 Вт для большого барабана, 12 Вт для малого барабана, 6 Вт для тромбона, 0,4 Вт для фортепиано, 0,3 Вт для саксофона, 0,05 Вт для кларнета.Учитывать различия в этих цифрах необходимо для того, чтобы при записи верно передать баланс уровней громкостей инструментов, а также для правильного выбора расстояния L и чувствительности микрофона, исключающего нелинейные искажения, вызванные перегрузкой микрофона и усилительного тракта.

Наряду с абсолютным параметром - силой звучания - музыкальные инструменты характеризуются также динамическим диапазоном звучания отношением мощности звука, извлекаемого из инструмента при исполнении фортиссимо максимальная громкость , к мощности звука при игре пианиссимо минимальная громкость . Динамический диапазон D звукового сигнала принято измерять в децибелах D 201g P,nax Pmin i где Рщах и Pmin-максимальное и минимальное звуковые давления. В практических целях при определении динамического диапазона источника звука используют уровни звукового давления, вычисляя их разность.

Например, максимальный уровень звучания рояля составляет 80 дБ, а минимальный - 35 дБ, то говорят, что его динамический диапазон составляет 80 - 35 45 дБ. При этом 80 и 35 дБ - это уровни звукового давления относительно условного нулевого акустического уровня порога слышимости . В табл. 1.1 приведены параметры, характеризующие динамический диапазон некоторых источников звука.

Таблица 1.1. Динамические диапазоны источников звука Источник звука Уровень минимальный максимальный , дБ Динамический диапазон, дБ Гитара 40 55 15 Пение женское 45 80 20-35 Пение мужское 40 85 20-45 Орган 50 85 35 Виолончель 35 70 35 Рояль 35 80 45 Эстрадный оркестр 45 100 45-55 Симфонический оркестр 35 110 60-75 Музыкальные инструменты принято объединять в группы струнно-смыч-ковые, деревянные, медные духовые, ударные, струнно-щипковые.

В книге 3 можно узнать много интересного обо всех классических музыкальных инструментах. Однако из всего объема сведений о музыкальных инструментах нас сейчас интересуют только те, от которых зависит успех применения микрофона.Да и вряд ли в своей любительской практике вы столкнетесь с проблемой записи звуков арфы или, скажем, настоящего духового органа.

Поэтому в заключение остановимся лишь на вопросах, связанных с записью инструментов, использование которых для оживления звучания электронного оркестра наиболее вероятно. В состав струнно-смычковой группы входят скрипки, альты, виолончели и контрабас.Разумеется, в банках MIDI-инструментов все перечисленные инструменты имеются, но заменить живую скрипку и виолончель никакой, даже самый совершенный алгоритм синтеза, не в состоянии. Скрипка - самый маленький инструмент этой группы, обладающий самым высоким голосом.

Наибольшая часть звуковой энергии особенно высоких звуков излучается с передней стороны скрипки. Поэтому при записи рекомендуется 38 направлять микрофон на прорези эфы в верхней деке инструмента. Для некоторых звуков виолончели, особенно басовых, характерен подчеркнутый резонанс.Это может дать нежелательный эффект, особенно в том случае, когда частоты этих звуков совпадут с какой- либо из собственных частот помещения, максимумами ЧХ микрофона или элементов усилительного тракта.

Контрабас -сложный для записи инструмент, на звучание которого акустические свойства помещения оказывают наиболее сильное влияние. Субъективно это воспринимается как неясность, тусклость, плохая четкость нижних частот.Попытки устранения этого дефекта путем подъема нижних частот в процессе частотной коррекции положительных результатов не дают. При записи ансамбля рядом с контрабасом обязательно должен быть установлен отдельный микрофон.

К наиболее популярным инструментам группы деревянных духовых инструментов относятся флейта и кларнет. Особенность звучания флейты состоит в том, что даже в заглушенном помещении она сохраняет воздушность и ясность. Для инструмента характерно наличие регистров, в которых уровень звучания довольно слабый.Поэтому микрофон следует размещать ближе, но не настолько, чтобы в записи прослушивались специфические шумы свистящие звуки струи воздуха, рассекаемой краями амбушюрного отверстия инструмента. Еще сложнее записывать кларнет, здесь все соткано из противоречий при близком расположении микрофона может прослушиваться шум дыхания, вызванный избыточным давлением в фазе атаки в верхнем регистре звук у кларнета резкий и крикливый, и по этой причине инструмент желательно удалять от микрофона, но при мягкой игре в низком регистре полный, сочный и нежный звук лучше воспринимается близкорасположенным микрофоном.

Возможно, многие будут удивлены, но к группе деревянных духовых инструментов причисляют и саксофон, хотя, глядя на переливающийся всеми цветами радуги и сверкающий явно металлическим блеском инструмент, этого и не скажешь.

Тем не менее, это так. Изобретатель этого столь популярного ныне инструмента, бельгиец А. Сакс, в свое время поставил перед собой цель создать музыкальный инструмент, занимающий промежуточное положение между деревянными и медными духовыми З . Для осуществления этой идеи он соединил в одном инструменте коническую трубку с клапанным механизмом гобоя и тростью кларнета.

В дальнейшем появилось целое семейство саксофонов различных размеров, обладающих различными тембрами сопрани-но, сопрано, альт, тенор, баритон, бас и контрабас. Саксофон имеет довольно широкий диапазон частот и обладает большей, по сравнению с остальными деревянными духовыми инструментами, силой звука.В звучании саксофона заметна вибрация. При записи звучания саксофона следует учитывать, что звук идет из отверстий на теле инструмента, прикрываемых клапанами, а звуки самых нижних частот испускаются в основном из раструба.

Микрофон следует располагать на расстоянии 1-1,5 м. Наиболее популярны инструменты, входящие в группу медных духовых - труба и тромбон. Труба обладает самым ярким по тембру звучанием среди инструментов медной духовой группы. При громкой игре в верхнем регистре она хорошо слышна даже на фоне мощно звучащего оркестра. При тихой игре или игре с сурдиной ее можно размещать вблизи микрофона.В общем случае из-за сильно выраженной направленности ее следует размещать сбоку от оси микрофона.

Тромбон обладает более низким по регистру звучанием, чем труба.Громкость звучания особенно велика в диапазоне от 2 000 до 3 000 Гц. Так как в этом диапазоне находится максимум спектральной чувствительности уха, то при одновременной записи нескольких инструментов тромбон желательно располагать в стороне от микрофона и на достаточном расстоянии от него. Из инструментов, не входящих в оркестровые группы, рассмотрим лишь р о яль. Его важнейшей частью, определяющей акустические свойства инструмента, является резонансная дека, установленная под струнами и рамой, вклеенная краями в корпус инструмента. Звуки рояля издаются в основном верхней стороной деки и после отражения от крышки инструмента направлены преимущественно параллельно струнам.

Однако общая направленность инструмента зависит от частоты звука и особенно ощущается при больших расстояниях до микрофона.У рояля различают несколько характерных зон направленности рис. 1.11 . При записи микрофон следует устанавливать, как правило, в зоне нормальной звучности. Необходимо экспериментальным путем выбрать такое положение микрофона в рабочей зоне, чтобы уравновесить интенсивность звучания партий левой и правой рук исполнителя.

Обычно микрофон устанавливают на расстоянии 1,5-5 м от инструмента на высоте 1,5 м от пола, ориентируя его непосредственно на струны.Выбором угла наклона микрофона добиваются минимального проявления интерференции, вызванной взаимодействием прямого и отраженного от крышки звуков. Микрофон и вокал Звуковысотный диапазон певческого голоса определяется интервалом между наиболее низкой и высокой нотами, которые певец в состоянии воспроизвести.

Певческие голоса делятся по высоте на мужские бас, баритон и тенор и женские контральто, меццо-сопрано, сопрано и колоратурное сопрано . Диапазоны основных групп певческих голосов распределяются следующим образом 82-349 Гц для баса, 110-392 Гц для баритона, 132-523 Гц для тенора, 165-698 Гц для контральто, 220-880 Гц для меццо-сопрано, 262- 1046 Гц для сопрано и 330-1397 Гц для колоратурного сопрано 39 . Такие некруглые цифры обусловлены тем, что классификация певческих голосов, сложившаяся в далеком историческом прошлом, была привязана вовсе не к частотам, измеряемым в герцах, а к определенным нотам определенных октав. Профессиональный певец, обладающий одним из певческих голосов, должен владеть им в диапазоне не менее двух октав.

У непрофессиональных певцов диапазон уже. На первый взгляд кажется, что для записи вокальных партий достаточно самого низкочастотного и узкополосного микрофона, однако это впечатление ошибочно.

Чтобы передать характерные особенности тембра певческого голоса, нужно записывать значительно более широкий частотный диапазон примерно 80-10 000 Гц. В каждом из певческих диапазонов различают несколько регистров низкий, средний и высокий. Каждый регистр характеризуется особым тембром.Добиться ровности голоса по регистрам -довольно трудная задача подготовки профессионального певца, решение которой не всегда удается.

Микрофон же особенно чуток к переходам от регистра к регистру и подчеркивает все неровности голоса.Голоса певцов, несмотря на все их разнообразие, характеризуются общими закономерностями сильной выраженностью высоких обертонов с частотами 2 500-3 000 Гц верхняя певческая форманта и наличием низкой певческой форманты в области 300-600 Гц. Верхняя певческая форманта придает голосу певца серебристый оттенок, нижняя - впечатление мягкости и массивности.

Даже небольшой завал этих частот трактом звукозаписи приводит к значительному искажению тембра голоса.Недостаток в голосе певца этих частот можно попытаться компенсировать частотной коррекцией с помощью соответствующих фильтров. Хороший певец должен владеть приемом вибрато интенсивность извлекаемого звука при этом колеблется с частотой 5-7 Гц. Это позволяет не только обогатить тембр голоса, придать ему особую окраску, но и скрыть некоторые характерные недостатки небольшие неровности звука по интенсивности, неточность интонации, гнусавость.

При отсутствии вибрато или недостаточно хорошей технике исполнения микрофон подчеркнет все указанные недостатки.Пение отличается от обычной разговорной речи большей мощностью и громкостью. Если запись проводится в заглушенном помещении, то исполнителю кажется, что его голос звучит слабо и тихо. Невольно он будет стараться достичь привычной громкости и форсировать звук. Микрофон неизбежно подчеркнет неестественность пения.

Динамический диапазон максимальная разница в силе голоса между форте и пиано у профессиональных певцов достигает 20-45 дБ. Динамический диапазон певцов-любителей не превышает 10 дБ. Маловероятный вариант записи пения в сопровождении аккомпанирующего инструмента мы не станем рассматривать, т. к. в случае использования компьютерной звуковой студии можно предварительно создать фонограмму аккомпанемента.Более подробные сведения об оборудовании помещений студий звукозаписи и приемах работы с микрофонами при записи музыкальных коллективов в различных условиях можно найти в книге 38 , подробная информация о микрофонах, изготовленных в СНГ, содержится в справочнике 75 . В журнале IN OUT систематически публикуются технические сведения и информация рекламного характера о микрофонах ведущих зарубежных фирм 35, 53, 68 . Правда, цены на них такие, что многие владельцы любительских компьютерных студий, создавая демонстрационные варианты композиции, скорее всего, откажутся от столь дорогих покупок, а остановят свой выбор на чем-нибудь более доступном, хотя и менее совершенном. 1.2. Цифровая звукозапись с помощью звуковой карты В процессе общения с читателями книги Персональный оркестр в персональном компьютере нам приходилось слышать приблизительно такое мнение Из контекста книги следует, что авторы ориентируют читателей не на самые совершенные звуковые карты.

Многие примеры относятся к картам Sound Blaster AWE32 и Sound Blaster AWE64, хотя известно, что для этих звуковых карт характерен относительно большой уровень собственных шумов . На это замечание можно ответить следующим образом. Да, действительно, заявленный изготовителем уровень шумов SB AWE32 - 80 дБ выше, чем, например, заявленный другим изготовителем уровень шумов Turtle Beach Multisound Pinnacle -96 дБ . Но, во-первых, для новой модели Sound Blaster фирмы Creative Technology Ltd звуковой карты SB AWE64 Gold - заявлен уровень собственных шумов - 90 дБ. Во-вторых, многие заявления любых производителей о тех или иных возможностях своих продуктов требуют дополнительной проверки.

Для ее проведения требуются измерительные приборы, способные оценить столь высокие параметры, не внося погрешностей, вызванных их собственными шумами.

Не случайно в рамках соответствующей конференции FIDO на месяцы и уже даже на годы растянулись дискуссии поклонников звуковых карт различных фирм. Если научиться улавливать смысл этих высказываний, замаскированный специфическим жаргоном, то можно узнать много интересного.

Например, можно встретить оценки реальных шумовых характеристик звуковых карт, которые сильно отличаются в худшую сторону от заявленных всеми без исключения производителями.

Обратим ваше внимание на тот факт, что даже уровень собственных шумов - 80 дБ - слишком хороший показатель для неэкранированной звуковой карты, установленной внутри корпуса компьютера, насыщенного всевозможными электромагнитными колебаниями.

В цепях карты наводятся помехи, от которых не спасут никакие рекомендации типа установить карту в самый дальний слот, изолировать от корпуса некоторые узлы компьютера, заменить шумящие вентилятор или винчестер. Приблизиться в некоторой степени к заявленному уровню шумов позволило бы размещение звуковой карты в индивидуальном стальном экране и дополнительная фильтрация по цепям питания. Неспециалисту такие доработки выполнить сложно.Иными словами, будучи установленными в компьютер, любые в том числе и самые дорогие звуковые карты шумят практически одинаково.

В-третьих, мы и не утверждаем, что продукция фирмы Creative Technology Ltd безусловно, самая лучшая в мире. Мы убеждены только в том, что звуковые карты класса SB AWE32 обладают достаточно высокими показателями при цене, делающей их доступными для массового пользователя компьютера и не очень богатого любителя компьютерной музыки. MIDI-КОМПОЗИЦИИ можно делать на чем угодно.Шумовые свойства звуковой карты на качество MIDI-КОМПОЗИЦИИ в процессе ее создания не влияют.

От них зависит только качество ее воспроизведения. А уж готовый MIDI-файл можно проигрывать на самом дорогом и малошумящем MIDI-синтезаторе. С записью живого звука дело обстоит, конечно, не так хорошо. Если уж звук записан с повышенным уровнем шума, то избавиться от него будет очень непросто.Поэтому мы не устаем повторять, что наши книги не для профессионалов, а для любителей, и эта книга не о том, как выпустить альбом на CD, а как научиться решать основные проблемы при создании демонстрационной версии композиции, с которой не стыдно будет, предъявляя ваши творческие возможности, обращаться к профессионалам в области звукозаписи и шоу-бизнеса.

Из всего вышесказанного следует, что мы и впредь намерены, рассказывая о способах решения тех или иных задач, связанных с записью живого звука, ориентироваться на звуковые карты семейства Sound Blaster AWE. Это не должно никого разочаровывать.Конкуренция между фирмами-производителями заставляет их учитывать все лучшее в работе соперников.

Поэтому и в конструкциях, и в элементной базе, и в функциях, и в программном обеспечении различных звуковых карт очень много общего.Перейти к новому средству обработки звука, зная основные принципы работы с аналогом, значительно легче, чем начинать все с нуля. 1.2.1. Важнейшие параметры звуковых карт Для получения приемлемого качества записи компьютерной музыки необходимо пользоваться аппаратурой, способной его обеспечить.

Число различных моделей звуковых карт составляет несколько десятков. А если учитывать еще и различные версии одних и тех же устройств, то при покупке карты приходится выбирать почти из сотни наименований. Для наших же целей подходят многие, но не все модели.Не всякая звуковая карта способна на большее, чем озвучивание компьютерных игр. Конечно, принадлежность звуковой карты к продукции известных фирм является веской причиной того, что именно ее следует выбрать, это скажется в дальнейшем на надежности работы. Но не у всех наших читателей имеется возможность неограниченного выбора.

Тем важней понимать сущность и значение нескольких основных параметров звуковой карты. К таким параметрам относятся, в первую очередь метод синтеза музыкальных звуков, реализованный в синтезаторе зву ковой карты разрядность АЦП ЦАП звуковой карты диапазон частот дискретизации.О методах синтеза музыкальных звуков мы достаточно подробно рассказывали в 63 . В современных звуковых картах по-прежнему применяется частотный синтез звуков FM-синтез , но это делается в основном в целях обеспечения поддержки старых игр. Основным методом синтеза в настоящее время является волновой метод, или, как его еще называют, метод волновых таблиц WT-синтез . Возможно, это несколько субъективно, и кто-то с нами не согласится, но после первого же сравнения звучания MIDI-инструментов в FM- и WT-вариан-тах мы безоговорочно решили для себя, что FM-инструменты не стоят того, чтобы тратить на них время.

Поэтому дальше речь пойдет только о WT-синте-заторах звуковых карт. Разрядность звуковой карты существенно влияет на качество звука.

Однако перед тем как перейти к более детальному обсуждению этого вопроса, следует пояснить, что речь идет о разрядности АЦП и ЦАП. Звуковые карты двойного назначения имеют в своем составе одновременно два функционально независимых узла WT-синтезатор и устройство оцифровки звуковых сигналов, поступающих с внешнего источника.В каждый из узлов входит как минимум по одному ЦАП. В устройстве оцифровки, кроме того, имеется АЦП. В недавнем прошлом прямое указание на разрядность звуковой карты содержалось в ее названии в виде числа 16. Тем самым изготовители подчеркивали, что в их продукции качество цифрового звука как бы соответствует качеству звука лазерного проигрывателя, а не какой-нибудь там 8-битной карты.

В дальнейшем 16 разрядов в ЦАП АЦП стали нормой, а числа 32 или 64 в названиях стали означать совсем другое - максимальное количество одновременно звучащих голосов синтезатора звуковой карты полифонию . Некоторые высококачественные звуковые карты оборудованы 18-битными и даже 20-битными ЦАП АЦП. Звуковые редакторы, работая с любыми звуковыми картами, в том числе и 16-битными, в процессе преобразований отсчетов сигнала используют арифметику с разрядностью двоичного представления числа, превышающей 16. Это позволяет уменьшить погрешность, накапливающуюся в процессе выполнения сложных алгоритмов обработки, которая в противном случае проявлялась бы как искажение звука.

Почему же столь важно наличие большого числа разрядов в устройствах ЦАП и АЦП? Дело заключается в том, что непрерывный аналоговый сигнал преобразуется в цифровой с некоторой погрешностью.

Эта погрешность тем больше, чем меньше уровней квантования сигнала, т. е. чем дальше отстоят друг от друга допустимые значения квантованного сигнала.Число уровней квантования, в свою очередь, зависит от разрядности АЦП ЦАП. Погреш- ности, возникающие в результате замены аналогового сигнала рядом квантованных по уровню отсчетов, можно рассматривать как его искажения, вызванные воздействием помехи.

Эту помеху принято образно называть шумом квантования. Шум квантования рис. 1.12, в представляет собой разность соответствующих значений реального рис. 1.12, а и квантованного по уровню рис. 1.12, б сигналов.Из рис. 1.12 видно, что в случае превышения сигналом значения самого верхнего уровня квантования старшего кванта , а так же в случае, когда значение сигнала оказывается меньше нижнего уровня квантования младшего кванта , т. е. при ограничении сигнала, возникают искажения рис. 1.12, д , более заметные по сравнению с шумом квантования.

Для исключения искажений этого типа динамические диапазоны сигнала и АЦП должны соответствовать друг другу значения сигнала должны располагаться между уровнями, соответствующими младшему и старшему квантам.При записи внешних источников звука это достигается с помощью регулировки их уровня, кроме того, применяется сжатие компрессия динамического диапазона, о которой речь пойдет ниже. В звуковых редакторах существует операция нормализации амплитуды сигнала.

После ее применения наименьшее значение сигнала станет равным верхнему уровню младшего кванта, а наибольшее - нижнему уровню старшего кванта на рис. 1.12 - это числа 6 и 1 . Таким образом, от ограничения сигнал сверху и снизу будет защищен промежутками, шириной в один квант.Разумеется, если при записи уже имело место ограничение амплитуды, то нормализация не избавит сигнал от искажения.

Для нормированного сигнала относительная величина максимальной погрешности квантования равна 1 N, где N - число уровней квантования.Этой же величиной, представленной в логарифмических единицах децибелах , оценивается уровень шумов квантования АЦП звуковой карты. Уровень шумов квантования определяется по формуле Д 201д 1 1 1 .ДлятрехразрядногоАЦП см. рис. 1.12 N 8, иД - 18 дБ для восьмиразрядного-М 256,Д -48дБ для шестнадцатиразрядного - N 65 536, Д -96 дБ для восемнадцатиразрядного АЦП N 262 144, Д - 108 дБ и для двадцатиразрядного АЦП N 1 648 576, Д - 120дБ. Эти цифры наглядно демонстрируют, что с ростом разрядности АЦП шум квантования уменьшается.

Приемлемым считается 16-разрядное представление сигнала, являющееся в настоящее время стандартным для воспроизведения звука, записанного в цифровой форме.С точки зрения снижения уровня шумов квантования дальнейшее увеличение разрядности АЦП нецелесообразно, т. к. уровень шумов, возникших по другим причинам тепловые шумы, а также импульсные помехи, генерируемые элементами схем компьютера и распространяющиеся либо по цепям питания, либо в виде электромагнитных волн , все равно оказывается значительно выше, чем -96дБ. Однако увеличение разрядности АЦП обусловлено еще одним фактором - стремлением расширить его динамический диапазон.

Мы уже говорили о динамическом диапазоне звука.Динамический диапазон некоторого устройства обработки может быть определен выражением D 201g Smax S,nin , где S ax и Smin - максимальное и минимальное значения сигнала, который может быть преобразован в цифровую форму без искажения и потери информации.

Вы уже, наверное, догадались, что минимальный сигнал не может быть меньше, чем напряжение, соответствующее одному кванту, а максимальный - не должен превышать величины напряжения, соответствующего N квантам.Поэтому выражение для динамического диапазона АЦП звуковой карты примет вид D 201g N . Ведь можно считать, что Smax kN, aS,nm kl, ek - некоторый постоянный коэффициент пропорциональности, учитывающий соответствие электрических величин тока или напряжения номерам уровней квантования.

Сравнивая выражения для Д и D, становится ясно, что при одинаковой разрядности АЦП эти величины будут отличаться лишь знаками.Поэтому динамический диапазон для 16-разрядного АЦП составляет 96 дБ, для 18-разрядного- 108 дБ, для 20-разрядного- 120 дБ. Иными словами, для записи звучания некоторого источника звука, динамический диапазон которого составляет 120 дБ, требуется двадцатиразрядный АЦП. Если такого нет, а имеется только шестнадцатиразрядный, то динамический диапазон звука должен быть сжат на 24 дБ со 120 дБ до 96 дБ. В принципе, существуют методы и устройства сжатия компрессии динамического диапазона звука, и мы еще будем говорить о них. Но то, что они проделывают со звуком, как ни смягчай формулировки, все равно искажает его. Именно поэтому так важно для оцифровки звука использовать АЦП, имеющий максимальное количество разрядов.

Владелец 16-битной звуковой карты может еще раз взглянуть на табл. 1.1. с тем, чтобы убедиться в отсутствии особых причин для расстройства динамические диапазоны большинства источников звука вполне соответствуют динамическому диапазону такой звуковой карты. Кроме того, 18-битное или 20-битное представление сигнала применяется только на этапе обработки звука.

Конечная аудиопродукция CD и DAT реализуется в 16-битном формате.

После того как мы немного разобрались с разрядностью звуковой карты, пришло время поговорить о частоте дискретизации. В процессе работы АЦП происходит не только квантование сигнала по уровню, но и его дискретизация во времени. Сигнал, непрерывно изменяющийся во времени, заменяют рядом отсчетов этого сигнала. Обычно отсчеты сигнала берутся через одинаковые промежутки времени.Интуитивно ясно, что если отсчеты отстоят друг от друга на слишком большие интервалы, то при дискретизации может произойти потеря информации если важные изменения сигнала произойдут не в те моменты, когда были взяты отсчеты, они могут быть пропущены преобразователем.

Получается, что отсчеты следует брать с максимальной частотой. Естественным пределом служит быстродействие преобразователя. Кроме того, чем больше отсчетов приходится на единицу времени, тем больший размер памяти необходим для хранения информации.Проблема отыскания разумного компромисса между частотой взятия отсчетов сигнала и расходованием ресурсов трактов преобразования и передачи информации возникла задолго до того, как на свет появились первые звуковые карты.

В результате исследований было сформулировано правило, которое в отечественной научно-технической литературе принято называть теоремой Котельникова Котельников В.А. Теория потенциальной помехоустойчивости М Госэнергоиздат, 1956 . Если поставить перед собой задачу обойтись без формул и использования серьезных научных терминов типа система ортогональных функций , то суть теоремы Котельникова можно объяснить следующим образом.

Сигнал, представленный последовательностью дискретных отсчетов, можно вновь преобразовать в исходный непрерывный вид без потери информации только в том случае, если интервал между соседними отсчетами не превышает половины периода самого высокочастотного колебания, содержащегося в спектре сигнала.Из сказанного следует, что восстановить без искажений можно только сигнал, спектр которого ограничен некоторой частотой F ax- Теоретически все реальные сигналы имеют бесконечные спектры. Для того чтобы при дискретизации избежать искажений, вызванных этим обстоятельством, сигнал вначале пропускают через фильтр, подавляющий в нем все частоты, которые превышают заданное значение Fmaxi и лишь затем производят дискретизацию.

Согласно теореме Котел-ьникова частота, с которой следует брать отсчеты, составляет Рд 2Fmax- Теорема получена для идеализированных условий. Если учесть некоторые реальные свойства сигналов и устройств преобразования, то частоту дискретизации следует выбирать с некоторым запасом по сравнению со значением, полученным из предыдущего выражения.

В стандарте CD частота дискретизации равна 44,1 кГц. Для цифровых звуковых магнитофонов 25 стандартная частота дискретизации составляет 48 кГц. Звуковые карты, как правило, способны работать в широком диапазоне частот дискретизации. Важно, чтобы максимальное значение частоты дискретизации было не менее 44,1 кГц, в противном случае качества звучания CD достичь не удастся.

Следует различать частоту дискретизации в АЦП ЦАП, предназначенных для оцифровки внешних сигналов, и частоту дискретизации в ЦАП WT-синтезатора звуковой карты. Значение последней может не совпадать с указанными стандартными значениями.Довольно часто изготовители, доказывая преимущество своих звуковых карт, подчеркивают еще два обстоятельства наличие у звуковой карты выхода, на котором информация представлена в цифровой форме наличие дуплексного режима прямого доступа к памяти.

Действительно, если звуковая карта имеет выход, на который сигналы поступают не в аналоговой после ЦАП , а в цифровой форме, то это позволяет уменьшить искажения, связанные с дополнительными преобразованиями при дальнейшей цифровой обработке сигнала вне звуковой карты.Это становится актуальным при записи композиции на CD или DAT. Так, например, в звуковых картах SB AWE32, AWE64 имеется разъем интерфейса S PDIF Sony Philips Digital Interface Format - формат цифрового интерфейса фирм Sony и Philips , который предназначен для передачи звуковых сигналов от WT-синтезатора в цифровой форме, Но не следует забывать, что S PDIF представляет собой лишь упрощенный вариант профессионального студийного интерфейса AES EBU Audio Engineers Society European Broadcast Union , разработанного Европейским радиовещательным союзом.

Для разгрузки процессора работа АЦП ЦАП звуковых карт организуется в режиме прямого доступа к памяти Direct Memory Access - DMA . Полный дуплекс Full-Duplex означает способность звуковой карты одновременно воспроизводить и записывать звук. Для этого требуется поддержка звуковой картой одновременно двух каналов DMA. Для звуковых карт семейства AWE возможна организация одного 16-разрядного и одного 8-разрядного каналов.

По одному из них возможна запись, а по другому воспроизведение.Это ограничение затрудняет работу с программами многоканального монтажа и сведения, а также подготовку материала для записи CD на том же компьютере, на котором установлена звуковая карта. 1.2.2. Подключение микрофона к звуковой карте Начнем с критики микрофона, который прилагается к современным моделям Sound Blaster.

Микрофон так и называется Creative Microphone. И хотя он имеет неплохие частотные характеристики - диапазон частот от 100 до 16 000 Гц, при неравномерности частотной характеристики 4дБ - использовать его для записи музыки не следует.Он может служить средством общения при голосовой модемной связи или источником сигналов для подачи команд компьютеру, но для звукозаписи он имеет слишком много недостатков легкая подставка без амортизаторов, жесткое крепление к ней микрофона, отсутствие на микрофоне ветрозащиты, короткий кабель.

Поэтому приобретите микрофон посолиднее. Но при этом учтите ряд обстоятельств.Имейте в виду, что микрофонный вход большинства звуковых карт в частности, семейства Sound Blaster AWE рассчитан на подключение конденсаторного электретного микрофона. Это означает, что, во-первых, входное сопротивление звуковой карты соответствует выходному сопротивлению электретного микрофона, во-вторых, чувствительность входного усилителя соответствует уровню напряжения на выходе электретного микрофона.

Кроме того, в целях создания удобства пользования электретным микрофоном, требующим для своей работы внешнего питания, для подключения единственного монофонического микрофона используется трехконтактный разъем, который в стандартном варианте применения служит для подключения источника стереосигналов.

В данном случае его контакты выполняют следующие функции через концевой контакт к звуковой карте подключается сигнальный провод микрофонного кабеля, на средний контакт подается питающее микрофон напряжение 5 В, оставшийся третий контакт соединяет экран кабеля с общим проводом звуковой карты.Из сказанного следует, что при подключении неродного микрофона необходимо разобраться в схеме распайки проводников микрофонного кабеля на контактах его разъема. Если вы имеете дело с электретным микрофоном, который не содержит внутреннего источника питания и требует подачи внешнего напряжения, то распайка разъема должно быть такой, как и для Creative Microphone.

Если электретный микрофон имеет внутренний источник питания например, при эксплуатации МКЭ-2 необходимо поместить внутрь развинчивающегося корпуса элемент питания, заключенный в специальный футляр , то следует задействовать только земляной и сигнальный контакты разъема. По возможности избегайте замыкания концевого и среднего контактов.

Вряд ли что-нибудь перегорит, но при этом микрофонный вход звуковой карты оказывается соединенным с источником питания 5 В компьютера.А это может привести, во-первых, к проникновению в тракт усиления преобразования лишних помех не полностью отфильтрованных пульсации с частотой 50 Гц и с частотой преобразователя импульсного блока питания и, во-вторых, к снижению чувствительности и изменению частотной характеристики микрофонного входа из-за его шунтирования внутренним сопротивлением источника питания.

Итак, лучше всего разобраться с фактической распайкой разъема микрофона. В крайнем случае, сгодится рекомендация, высказанная по этому поводу на конференции FIDO избежать замыкания можно, обернув средний контакт штекера микрофона узкой полоской тонкой липкой ленты.Использовать микрофоны других типов со звуковыми картами, рассчитанными на электретные микрофоны, не рекомендуется, т. к. из-за несоответствия входного и выходного сопротивлений, чувствительности микрофонного входа карты и уровня выходного сигнала микрофона могут возникнуть значительные частотные и нелинейные искажения.

Некоторые звуковые карты имеют переключатели Dynamic Condenser для выбора типа микрофона. Перейдем к вопросу о количестве микрофонов, которые можно подключить к звуковой карте.После внимательного изучения технической документации на звуковую карту вы можете разочароваться на карте удалось найти только один разъем для подключения микрофона, да и тот, как только что мы выяснили, имеет лишь один сигнальный контакт.

Значит, к звуковой карте можно подключить только один микрофон.Самое интересное, что подавляющее большинство звуковых карт других типов за исключением нескольких самых дорогих, специально предназначенных для многоканальной записи имеют по одному микрофонному входу. Выходит, что с мечтой о сте-реозаписи голоса певца или акустических музыкальных инструментов нужно расстаться? И да,и нет. Да, действительно, если бы вы поставили перед собой цель, используя микрофонный вход звуковой карты, сохранить в стереофонической записи реальную акустическую обстановку концертного зала, то этого сделать бы не удалось.

Для такой записи обязательно нужна стерео пара микрофонов. А еще, как сказано в работе 38 , нужен ненаправленный микрофон для передачи общего акустического фона и микрофоны для индивидуальной записи отдельных инструментов или нескольких групп инструментов.Но многомикрофон- Компьютерному музыканту о звуке 41 ная технология в наши дни применяется не так часто, как раньше пожалуй, лишь при записи оркестров, театральных постановок, т. е. в тех случаях, когда необходимо обеспечить высокую верность воспроизведения имеющегося звукового материала с сохранением естественной акустики помещения.

Основу современной технологии записи голосов певцов и акустических музыкальных инструментов составляет монофоническая запись с последующим расщеплением моносигнала на два канала и применением различных эффектов задержки сигнала, реверберации и т. д в целях получения эффекта распределения источников звука по стереопанораме.

Эти и им подобные операции выполняются с помощью специального дорогостоящего студийного оборудования, но их может проделать и компьютер, оснащенный звуковой картой и звуковым редактором.Если вы сомневаетесь в реальности получения стереозаписей такого рода с помощью единственного микрофона, обратите внимание на многочисленные музыкальные видеоклипы.

Аппаратура студии звукозаписи имеет столь привлекательный вид, что приобрела не только техническую но и эстетическую ценность. Редкий певец или композитор откажет себе в удовольствии поместить в клип кадры, снятые непосредственно в студии.Вот и припомните, сколько микрофонов размещено, например, перед поющими в студии разумеется, не одновременно И. Аллегровой или А. Апиной? Большой, красивый, с защитой от любых вибраций, дорогой, но один. В наши дни несколько трансформировались художественные цели, которые ставят перед собой творцы музыкальных произведений, записанных и тиражированных на современных носителях.

На второй план ушло стремление к точности передачи звуковой атмосферы зала и голоса певца. Появились технические возможности для того, чтобы получить из исходного аудиоматери-ала звук, обладающий почти любыми заранее заданными свойствами.Таким образом, наличие только одного микрофонного входа у звуковой карты не препятствует дополнению композиций, исполненных MIDI-инструмен-тами, стереофоническими записями вокала и акустических инструментов.

Правда, иногда для качественной записи требуется не менее двух монофонических микрофонов. Примерами тому могут служить запись певца, аккомпанирующего себе на гитаре, и запись партии акустической ударной установки. Положение не такое уж и безвыходное, как может показаться. У всех звуковых карт, кроме монофонического микрофонного входа, имеется стереофоническая пара линейных входов.В типовом варианте они служат для подачи на звуковую карту стереосигнала от таких внешних источников, как магнитофон или CD-плейер.

Непосредственно подключить микрофоны к ним нельзя, так как чувствительность этих входов недостаточна для восприятия относительно слабых электрических сигналов с выхода микрофона. Но к каждому из этих входов может быть подключен или микрофонный усилитель, или внешний микшер, содержащий микрофонные усилители.В этом случае число микрофонов ограничено лишь числом каналов микшера, что позволит вам осуществить настоящую стереозапись с помощью пары микрофонов.

Работа звукооператора - это настоящее творчество и даже искусство. Не все здесь можно объяснить с позиции физики. На результат влияют слишком уж много факторов, учесть которые очень трудно.Поэтому расценивайте материал, посвященный микрофонам, как средство предотвращения грубых ошибок, основу для размышлений и приобретения личного опыта. 1.2.3. Подключение электрогитары к звуковой карте Мысль написать этот маленький параграф возникла у нас после общения с несколькими самодеятельными музыкантами, выступающими в составе рок-группы.

Как оказалось, эти ребята хотели бы использовать в своем творчестве компьютер, но, непременно, сочетая MIDI-КОМПОЗИЦИИ с записью партий в исполнении электрогитар. Они задали нам довольно много вопросов, ответы на которые содержатся на страницах этой книги. А самый первый и самый несложный вопрос касался того, каким образом подключить электрогитару к звуковой карте.Частично ответом на этот вопрос можно считать материал о подключении микрофона к звуковой карте.

Выходное напряжение некоторых электрогитар сравнимо с выходным напряжением микрофона, поэтому они могут быть подключены у. микрофонному входу звуковой карты. Если при этом не слышны искажения, вызванные ограничением амплитуды из-за перегрузки микрофонного входа, то все в порядке. Если нелинейные искажения заметны, подключать такую гитару к микрофонному входу нельзя.Для гитар с большим уровнем сигнала на выходе содержащих встроенные предварительные усилители , так же как и для гитар, к которым подключены педали, управляющие различными эффектами, существуют другие способы подключения к звуковой карте.

Мы уже говорили, что у рассматриваемых в качестве примера звуковых карт семейства AWE имеется линейный стереовход. Это еще одна возможность подключения одной гитары со стереофоническим выходом или двух монофонических гитар.Разъем линейного входа Jack размещен на задней планке звуковой карты.

Для подключения электрогитары к линейному входу карты ее сигнальный шнур должен оканчиваться штекером, идентичным штекеру головных телефонов, подключаемых к обычному плейеру. Существует дополнительная правда, не очень удобная возможность подключения еще двух электрогитар к звуковой карте. Речь идет об аудиовходах для подключения CD-ROM. Неудобство заключается в том, что этот разъем размещен на плате звуковой карты и находится внутри корпуса компьютера.Чувствительность этого входа того же порядка, что и чувствительность линейного. По каждому из перечисленных четырех входов в микшере звуковой карты имеется отдельная регулировка уровня входного сигнала.

Если гитара подключена к звуковой карте, нет особого смысла использовать различные приставки к гитаре педали, гитарные процессоры , вносящие дополнительные помехи.Все эффекты, которые можно создать с помощью них, и еще огромное количество других можно получить, обрабатывая не искаженный ничем серебряный звон гитарных струн средствами звукового редактора. В частности, рассматриваемый в гл. 2 музыкальный редактор Cool Edit, наряду с сотнями разновидностей других эффектов, реализует и чисто гитарный эффект Distortion.

Гитаристы знают, что сущность этого эффекта заключается в ограничении амплитуды сигнала.Колебания принимают почти прямоугольную форму, звучание становится длительным, амплитуда практически не изменяется на всем протяжении единожды извлеченного звука. В приставках к гитарам при реализации этого эффекта идут на различные схемотехнические ухищрения, чтобы сгладить неустранимый недостаток - сильные искажения, скрежет в последней фазе звучания струны, когда амплитуда сигнала становится сравнимой с шумами и фоном.

Эффект Distortion, реализованный в звуковом редакторе, полностью свободен от этого недостатка. 1.2.4. Микшер звуковой карты Возможно, до подключения внешнего микшера с целью увеличения числа сигнальных входов звуковой карты дело у вас дойдет не очень скоро.А вот микшером, встроенным в звуковую карту, придется пользоваться частенько.

О нем сейчас и пойдет речь, но не сразу, а после того, как мы уясним, что в процессе работы с компьютерной музыкой приходится использовать микшеры двух разновидностей виртуальные и аппаратные.Виртуальные микшеры существуют в виде составных частей музыкальных редакторов. Суть работы этих микшеров сводится к преобразованию ваших манипуляций мышью в соответствующие MIDI-сообщения или команды, запускающие подпрограммы математической обработки записанных аудиодан-ных. Число каналов в таких микшерах практически не ограничено.

Особенности работы с виртуальным микшером одного из музыкальных редакторов мы рассмотрим ниже. Сейчас же речь пойдет о микшере, реализованном аппаратным путем. Подобные узлы, незначительно отличающиеся друг от друга, имеются в каждой звуковой карте.Как мы и предупреждали, в качестве основы для анализа взята звуковая карта семейства Sound Blaster AWE. Возможности аппаратного микшера звуковой карты следующие раздельная регулировка уровней сигналов, поступающих на монофонический микрофонный и стереофонический линейный входы, а также вход для подключения CD-плейера раздельная регулировка уровней стереосигналов с выходов устройств проигрывания MIDI- и WAVE-файлов, а также с программно реализованного в SB AWE64 дополнительного WT-синтезатора раздельная регулировка тембра по низким и высоким частотам многие считают наличие этих регулировок недостатком SB AWE, так как велика вероятность того, что вы можете забыть вернуть регуляторы тембра в нейтральное положение, и запись будет выполнена с частотными искажениями общая регулировка уровня суммарного звукового сигнала, поступающего на линейный выход звуковой карты Master общая регулировка уровня звукового сигнала, поступающего к динамику PC весьма бесполезная возможность, которая годится лишь для управления громкостью звука метронома музыкального редактора, если вы направили его в динамик PC раздельные регулировки стереобаланса для всех звуковых источников и выходов за исключением микрофона и спикера.

Следует сразу же оговориться, ч

– Конец работы –

Используемые теги: Запись, голоса, через, микрофон, Компьютер0.077

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Запись голоса через микрофон на компьютер

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Защита компьютера от атак через интернет
Угроза раскрытия заключается том, что информация становится известной тому, кому не следовало бы ее знать.В терминах компьютерной безопасности… Обычно считается, что угрозе раскрытия подвержены в большей степени… Реально блокирование может быть постоянным, так чтобы запрашиваемый ресурс никогда не был получен, или оно может…

КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ
На сайте allrefs.net читайте: "КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ"

Установка Windows XP на компьютер с Windows Vista
На сайте allrefs.net читайте: "Установка Windows XP на компьютер с Windows Vista"

Природа компьютера и философские вопросы информационной реальности
На сайте allrefs.net читайте: "Природа компьютера и философские вопросы информационной реальности"

Комплектующие компьютера
На сайте allrefs.net читайте: "Комплектующие компьютера"

Топология физических связей. Адресация компьютеров
На сайте allrefs.net читайте: "Топология физических связей. Адресация компьютеров"

Атака через Internet. Книга 2
Авторы: Медведовский И.Д., Семьянов П.В., Платонов В.В. "Атака через Internet"...

Компьютер, его механические и математические первоисточники
На сайте allrefs.net читайте: "Компьютер, его механические и математические первоисточники"

Человеческий голос как инструмент
Голос, для человека, важен так же, как его внешность, манеры, имидж, умение держаться на людях. Это тот инструмент, с помощью которого люди доносят… Человеческий голос - могущественный инструмент. Человеческий голос - самый… Вот как описывает “аппарат” Фёдора Ивановича Шаляпина писатель Ираклий Андроников: “Я посмотрел в горло Шаляпину и…

Переміщення через митний кордон України
Стаття 111. Митні процедури на транспорті Транспортні засоби, якими переміщуються громадяни та товари через митний кордон України, підлягають… Митні процедури, що здійснюються під час митного контролю та митного… Стаття 113. Сприяння посадовим особам митних органів у здійсненні митних процедур З метою прискорення здійснення…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Компьютеры: преступления, признаки уязвимости и меры защиты Служащий имеет в своем распоряжении столько точной и оперативной информации, сколько никогда не имел. Но использование компьютеров и… Все увеличивается число компьютерных преступлений, что может привести в… И так как автоматизация привела к тому, что теперь операции с вычислительной техникой выполняются простыми служащими…
  • Компьютер - порабощающий помощник Безусловно, компьютеры многократно облегчают труд человеку фактически любой профессии. Так, певцу-вокалисту они помогают производить запись голоса,… В настоящее время существуют доступные библиотеки на цифровых носителях,… Тем не менее, компьютер хорош именно после ознакомления со всеми другими аспектами жизни, а так же - после получения…
  • Гигиенические требования к организации работы с персональным компьютером Цвет штор должен гармонировать с цветом стен, ширина занавесей в 2 раза больше ширины окна, для того чтобы их можно было повесить в складки. 7. В… Кроме того, обеспечивают более точную цветопередачу, свет от них по своему… В отличие от ламп накаливания, люминесцентные являются не тепловым, а «холодным» источником света, что не ведет к…
  • Эстетическое воспитание детей через изучение искусства Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания, изображая сцены охоты, рыбной ловли, бытовые… Это не совсем правильно, ребенок должен знать, что привычный его глазу дом был… Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим…
  • Компьютер и история философии Наиболее известными из них являются: Ассоциация социально научной истории; Комитет по количественным данным Американской исторической ассоциации;… И этому есть свои объяснения. Так, отсутствие информации об успешных историко-философских исследованиях, опирающихся на компьютерные технологии,…