Реферат Курсовая Конспект
ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ - раздел Полиграфия, Министерство Образования И Науки Рф Федеральное Госу...
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЁВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия по направлениям подготовки
030901 «Книжное дело», 035000 «Издательское дело»
САМАРА
Издательство СГАУ
УДК 002(075)
ББК 61я7
П 31
Составители: Е.В. Шокова,С.А. Нечитайло
Рецензент к. э. н., доцент А.А. Гнутова
Печатные и электронные средства информации: учеб. пособие / сост. Е.В. Шокова, С.А. Нечитайло. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2011. – 64 с.
Учебное пособие разработано в соответствии с новыми требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для подготовки бакалавров по направления 030901 –«Книжное дело», 035000- «Издательское дело».
Предлагаемый материал излагается с учетом новейших изысканий в области развития информационных технологий отрасли.
Учебное пособие рассчитано на студентов дневной и заочной форм обучения. Может быть использовано практиками издательского бизнеса.
УДК 002(075)
ББК 61я7
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2011
Оглавление
Глава 1. Средства информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Печатные средства информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1.1. Книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.2. Журналы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.3. Газеты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1.4. Брошюры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1.5. Прочая печатная продукция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Электронные средства информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Электронные средства информации . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4. Распространение печатной продукции и объем рынка
полиграфической промышленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.5. Тенденции и сценарии будущего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.5.1. Изменения в традиционной печати . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.5.2. Новые средства информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2. Производство печатных изданий . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Верстка, набор, графический дизайн . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.1.1. Шрифты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1.2. Набор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.1.3. Графический дизайн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.2. Допечатные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3. Печать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.4. Послепечатная обработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Глава 3. Полиграфические материалы . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.1. Печатные материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.2. Печатные краски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.3. Лаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава 4. Послепечатные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
4.1. Сушка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
4.2. Обработка печатной продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Глава 5. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ . . . . . . . . . . .42
5.1. Общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
5.2. Типы и структуры данных и их применение . . . . . . . . . . . 43
5.2.1. Текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
5.2.2. Графика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
5.2.3. Иллюстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
5.2.4. Аудио . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
5.2.5. Видео . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
5.2.6. Анимация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
5.2.7. Виртуальная реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
5.2.8. Расширенная реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
5.2.9. Мультимедиа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
5.2.9. Документ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Глава 6. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА
ИНФОРМАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
6.1. Примеры печатных и электронных средств
информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
6.2. Производство печатных и электронных средств
информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
6.3. «Электронные» книги, «электронная» краска
и «электронная» бумага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
6.3.1. «Электронные» книги (E-Books) . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
6.3.2 «Электронная» краска (E-Ink),
«Электронная» бумага (E-Paper) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Глава 1
Средства информации
Книги
Изобретение Гутенберга и его первые печатные издания в середине XV века, основанные на изготовлении печатных форм, составляемых (набираемых) из отдельных шрифтовых знаков, вызвали революцию в производстве книг. Это содействовало развитию образования, культуры и увеличению степени доступности информации для населения по сравнению с ранее существовавшими рукописными книгами. Благодаря этому неграмотность в последующие века отошла на задний план. Открытие Гутенберга способствовало повышению красочности печатной продукции. На протяжении более 500 лет после изобретения Гутенберга доминирующим способом печати при изготовлении книг оставалась высокая печать. Только в 70-е годы XX века широкое распространение получи ли фотонабор и офсетная печать. Книга стала относительно недорогим средством информации не только из-за рациональных способов ее изготовления, но и благодаря наличию дешевой бумаги. Для изготовления печатной книги стали использоваться не только наборные, но и иллюстрационные формы. Произошла трансформация шрифтов, имитирующих рукописные буквы, в шрифт, созданный с учетом эстетических требований, удобочитаемости, начертания, ассортимента и т.д.
С одной стороны, книжный рынок опирается на востребованность книги, с другой стороны, на соответствующее полиграфическое исполнение, будь то ценные тома c шитьем нитками и в кожаном переплете с «золотым» обрезом или простые, скрепленные клеем, дешевые издания. В книжном ассортименте есть как однокрасочные издания, так и высококачественные альбомы с цветными репродукциями. В настоящее время в Германии велик по объему выпуска не только книжный рынок, но и рынок других печатных изданий, например, журналов, в том числе иллюстрированных, газет, брошюр и т.д.
Газеты
Одним из самых значимых средств информации сегодня является газета. Первые газеты появились в Европе в начале XVII века. Предшественниками газеты были листовки, выпускавшиеся в XVI веке. Большинство газет издаются ежедневно большими тиражами. Некоторые газеты печатаются в утреннее и вечернее время с целью повышения актуальности их содержания. Самыми значимыми категориями газет являются ежедневные и еженедельные. Внешне газеты существенно отличаются от журналов. Газеты обычно состоят из самостоятельных листов большого формата, подобранных в комплект. В этом случае газета имеет несколько различных по содержанию частей. Газеты изготовляются на специальных печатных машинах. Это ротационные высокопроизводительные газетные комплексы, которые обеспечивают экономичность выпуска изданий на газетной бумаге. Классической газетной печатью была черно-белая. Современные рулонные печатные машины позволяют обеспечить экономичную многокрасочную печать. Благодаря этому внешний вид газеты соответствует современным визуальным привычкам читателя (цветные фотографии, телевидение). Размещаемая в газетах красочная реклама также отвечает требованиям заказчиков. Так как рекламные приложения и объявления покрывают большую часть стоимости выпуска газеты, цена ее экземпляра для конечного пользователя становится относительно низкой.
Брошюры
В настоящее время выпускается множество проспектов, описаний и другой небольшого объема различной потребительской продукции. Такого рода печатные издания называются брошюрами. В отличие от журналов и газет они не издаются периодически. Другое существенное отличие брошюр от газет и журналов – это весьма низкий тираж. Брошюры большей частью выпускаются многокрасочными и поставляются в виде сфальцованных листов или скрепленных тетрадей. Брошюры представляют продукцию более высокого качества, чем газеты. Они служат большей частью для представления фирмы или продукта на рынке. Расходы по изготовлению брошюр обычно несут не читатели, а заказчики тиражей.
Прочая печатная продукция
К важной группе печатной продукции относится упаковка. Она изготавливается из разных материалов, например, бумаги, картона, пластмассы, металла или стекла. В первую очередь упаковка предназначена для обеспечения сохранности продукта. Она также является средством его презентации и предоставления достоверной информации о потребительских свойствах. Для печати на упаковке используются все основные способы печати, а также часто их комбинации.
Распространение печатной продукции и объем рынка полиграфической промышленности
Полиграфическая промышленность является отраслью, в которой работают преимущественно малые и средние предприятия. Средняя численность сотрудников (приблизительно 90% типографий) составляет менее двадцати человек. Развитие полиграфии определяется такими общеэкономическими факторами, как, например, рост промышленности в целом и спрос потребителей на конкретные товары. Важнейшими видами продукции являются коммерческая рекламная, упаковочная и этикеточная печать. Каталоги по стоимостному объему имеют наименьшее значение.
Рисунок 1-2 – Примерное распределение мирового объема рынка на отдельные виды продукции
Тенденции и сценарии будущего
По оценкам фирмы Heidelberg, ежегодный прирост объемов выпуска печатной продукции будет составлять от 2,5 до 3%. Ведущее положение на мировом рынке полиграфических услуг займут печать упаковки и этикеток, а также такие сегменты продукции, как рекламная/коммерческая печать, газеты, каталоги, иллюстрированные журналы и книги (рис. 1-2). При этом рост по регионам земного шара будет существенно различаться. Так, например, для рынка Китая и других развивающихся стран прогнозируется самый большой рост, а в странах с развитой экономикой ожидается его небольшое увеличение. В целом мировая полиграфическая промышленность характеризуется произошедшими в последние годы существенными структурными и технологическими изменениями. Наряду с процессами, затрагивающими традиционные печатные технологии, в ближайшие годы будет осуществляться также их интеграция с электронными средствами информации (сетевыми технологиями, CD-ROM и др.).
Новые средства информации
Наряду с классическими сферами деятельности – производством печатных средств информации – в обществе становятся очень важными и другие услуги. Так, в настоящее время крайне востребованы дизайн печатных изданий, изготовление мультимедийных продуктов (CD-RОМ, сайтов в Интернете, печатных медиа в сочетании с электронными средствами и т.д.), консультативные услуги и индивидуальный тренинг. Эти услуги часто также требуют подкрепления полиграфической продукцией. Все увеличивающееся производство электронных медиа, в особенности CD-ROM и Интернета, снижает конкурентоспособность печатных медиа и отчасти заменяет их, и в то же время создает новые виды печатной продукции.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные сегменты рынка печатной продукции.
2. Перечислите и опишите основные группы печатной продукции.
3. Дайте определение понятия электронное средство информации.
4. Дайте определения понятия мультимедиа и опишите кратко ее роль в структуре производства электронных и печатных средств информации.
5. Расскажите о долях распространения печатной продукции и объем рынка полиграфической промышленности на мировом рынке.
Глава 2
Производство ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ
Как показано на рис. 2-1, производственные процессы в полиграфическом производстве подразделяются в основном на несколько этапов: допечатные процессы, собственно печатный процесс и послепечатная обработка. Производственные этапы связаны друг с другом посредством потока обрабатываемых материалов, таких как формные пластины между допечатными процессами и собственно печатью, запечатанными листами между печатью и послепечатной обработкой. В последнее время возрастает значение потока цифровой информации как «рабочего потока», используемого в процессе изготовления печатных изданий, а также как потока, способствующего организации производства и управления им. Для оптимизации исполнения отдельных производственных процессов и работы оборудования (с целью получения продукции высокого качества и экономичности) обязательно требуется оперативная и достоверная цифровая информация в виде базы данных.
На рис. 2-1 показано, что содержание печатной продукции поступает в виде аналогового оригинала, а также информации, поставляемой в форме цифровых данных. Согласно этой же схеме, печатная продукция по системе распространения доставляется конечному потребителю или пользователю. Организация производства и сбыт продукции также поддерживается наличием цифровых данных для управления и корректировки технологического процесса. Производственная цепочка (допечатная подготовка – собственно печать – послепечатная обработка продукции) связана посредством логистики с хранением необходимых для производства материалов, полуфабрикатов и с конечной продукцией, изготовленной в результате выполнения заказов. Связь и поддержка этапов производства печатной продукции с системой архивирования данных все больше и больше зависят от используемых для этих целей техники и выбранной системы управления производством.
Рисунок 2-1 – Производственный поток, а также потоки материалов и данных для производства печатной продукции
Верстка, набор, графический дизайн
Развитие шрифта, набора и графики занимает особое место в истории культуры, хотя другие ее сферы, такие, как живопись, музыка или литература, более известны. Область изображения языковых символов также имеет большое значение, так как язык – средство общения между людьми. Шрифт, набор и графика дают возможность понять информацию. Все эти три области неразрывно связаны друг с другом: шрифт служит предпосылкой для набора, а тот, в свою очередь, наряду с иллюстрациями и фотографиями является важной составной частью графического дизайна. Каждое из этих коммуникационных и оформительских средств имеет собственную сложную и богатую нюансами историю развития. В плане исторических, технических и эстетических позиций по ним можно отслеживать вехи развития культуры человечества.
Шрифты
Возникновение шрифта.Шрифт появился как магическое средство на пути человечества из непознанного к знаниям. Иероглифический шрифт возник из-за стремления человека через рисунок передать информацию. Правда, в иероглифах отсутствовала точность, поэтому их требовалось истолковывать. С углублением и уточнением человеческих знаний росла необходимость кодировать язык яснее, универсальнее и более правильно. Пиктографическое (знаковое) письмо возникло после того, как образовались отдельные слова, выражающие понятия в обиходной речи и часто произносимые вслух. Каждое слово обладало собственным знаком (рис. 2-2), и чем выразительнее и развитее был язык, тем больше в нем было знаков. Достаточно развитые системы письма были в Китае, Индии, Египте и Месопотамии.
Рисунок 2-2 – Старокритские иероглифы шрифта эпохи легендарного царя Миноса на острове Крит (сверху), линейный шрифт той же эпохи (внизу)
Около 3000 лет до н.э. шумеры разработали клинопись, т.е. слоговое письмо, состоящее, приблизительно, из 600 знаков. Следующим радикальным шагом было создание в 1400 г. до н.э. финикийцами алфавита, состоящего из согласных звуков. Этот алфавит включал уже 22 буквы, и был упрощенным вариантом египетского иероглифического письма и вавилонской клинописи. Финикийский алфавит (рис. 2-3) и стал основой всех европейских шрифтов.
Рисунок 2-3 – Алфавиты (Финикия, Греция, Рим, с VI по III в. до н. э.)
Около 1000 лет до н.э. греки переняли финикийское письмо и ввели в него гласные буквы a, e, i и о, u. Римский алфавит придерживался греческих правил. Возник шрифт, состоящий из прописных букв (СарitаIis monumentalis) (рис. 2-4), из которого развилось первое строчное письмо. В первые века н. э. начался переход от свитков с нанесенным на них содержанием к используемой в настоящее время книжной форме. Средние века (от IV до XV века) в части изготовления шрифтов и оформлений писаний были очень плодотворным временем. Глина, камень, дерево, шелк, папирус, а затем и пергамент стали носителями знаков письма и текстов. В VII веке из Китая в страны Ближнего Востока пришла бумага, позже она распространилась в Испании, затем по всей Европе. Распространяемые тексты были уникальными экземплярами и писались вручную. Их приходилось снова и снова переписывать до тех пор, пока, сначала в Китае (приблизительно в 870 г. н. э.), а затем в Корее, не изобрели многократную печать с форм, использующих отдельные литеры из металла.
Рисунок 2-4 – Прописной шрифт «СарitаIis monumentalis»; алфавит на цоколе троянской колонны в Риме (113 в. до н. э.)
И наконец, в 1440 г. Гутенбергом была изобретена высокая (типографская) печать, которая ознаменовала собой начало нового времени эпохи коммуникаций. Сначала старые шрифты были просто переплавленными буквами из свинца, но вскоре появились и специальные типографские шрифты, не утратившие до сих пор свою привлекательность по форме и исполнению.
Значительный вклад в дизайн шрифтов внесли Клоуд Гарамонд (1480–1561), Николас Йенсон (1420–1480) и Альдус Манутиус (1459–1515). После открытия Гутенберга существовали параллельно две различные концепции: римские шрифты, типа Антиква и Курсив, и ломаные шрифты, типа Фрактура, Готика и Швабский шрифт (рис. 2-5).
Рисунок 2-5 – Шрифты: а римские шрифты: Антиква и Курсив; б сложные формы: Фрактура и Готический
Из этих форм, полученных из рукописного шрифта, создавались многие типографские шрифты, отличающиеся существенными нюансами. Технические новшества и эстетические поиски позволили появиться в дальнейшем другим вариантам. Классификация типографских шрифтов. В соответствии с разработанной в 1964 г. классификацией (стандарт DIN I65I8) типографские шрифты по их форме делятся на 11 групп (образцы шрифтов на рис. 2-6):
1. Венецианский Ренессанс – Антиква (Венецианская).
2. Французский Ренессанс – Антиква (старая форма).
3. Барокко – Антиква (переходная).
4. Классическая Антиква (современная форма).
5. Акцентированная линейная Антиква (плоский акцент).
6. Неакцентированная линейная Антиква.
7. Романские варианты Антиквы (декоративные и выставочные).
8. Рукописный шрифт.
9. Рукописная Антиква.
10. Ломаные шрифты.
11. Иностранные шрифты (нелатинские, нероманские).
Даже новейшие шрифты по своей форме согласуются с данной классификацией и относятся к группам, сформированным на ее базе. В настоящее время готовится к изданию новая классификация. Однако ее содержание еще находится в стадии обсуждения. Основные параметры букв и обозначения элементов изображены на рис. 2-6.
Рисунок 2-6 – Построение букв и названия их частей
Набор
Шрифт во всем разнообразии форм является основой набора. Изготовление книги – это, прежде всего, использование шрифтов для расположения их элементов на полосе, т.е. набор. Выбор имеющихся шрифтов для текста, расположение слов и абзацев на бумажных полосах или других носителях (стендах, вывесках и т.д.) являются областью оформления, требующей многолетнего обучения и регулярной практики. После этого необходимо определить структуру набора текста: интерлиньяж; межбуквенный пробел; ширину колонок; абзацный отступ; вид выключки. Различают набор с полной выключкой, набор с односторонней выключкой строк (флаговый) и с выключкой по центру (симметричный набор). В XX веке появились новые принципы оформления с экспрессионистскими и образными формами. Изменились функциональные стили, появились модные направления с использованием различных изобразительных приемов. К шрифтам бавляются графические и изобразительные элементы, т.е. текст несет еще и изобразительное содержание. Однако основные приемы набора текстов коренным образом не изменялись с момента изобретения Гутенберга, а только снова и снова совершенствовались.
Графический дизайн
В течение многих веков оформление осуществлялось с использованием тем преимущественно религиозного содержания. После того, как во Франции и в других странах произошла промышленная революция и расширились формы хозяйственной деятельности, количество печатных изданий росло лавинообразно. До конца XIX века оформление изданий было преимущественно черно-белым, книги печатались на бумаге. В XX веке широкое распространение получили плакаты, рекламные листы, проспекты, журналы и, конечно же, книги, ставшие важными носителями информации. Оформление приобрело особое значение, чтобы сделать издания более привлекательными. Наряду с рисованными иллюстрациями вскоре начали применять фотографии.
Печать
Процесс переноса краски на бумагу (или на другой запечатываемый материал) посредством печатной формы называется печатью (рис. 2-9).
Рисунок 2-9 – Печатный процесс в производственном потоке изготовления печатной продукции
За несколько веков было разработано большое количество способов печати, которые в зависимости от используемой печатной формы подразделяются на четыре основных (рис. 2-10).
Рисунок 2-10 – Четыре основных традиционных способа печати
Дадим краткий обзор существующих печатных технологий и оборудования.
Высокая печать.В этом способе печати верхние участки печатающих элементов (буквы, линии, растровые точки и т.д.) выступают над поверхностью формы и расположены в одной плоскости. Когда печатная форма покрывается краской, краска сцепляется с выступающими (печатающими) элементами и затем под давлением переносится на запечатываемый материал. Наиболее распространенным примером высокой печати являются типографская (книжная) печать. На протяжении нескольких веков этот способ высокой печати был доминирующим. К высокой печати относится и флексографская печать, которая с середины XX века в основном используется для печати на упаковке. В типографской книжной печати используется жесткая печатная форма (из металлического сплава), во флексографской печати – мягкая, эластичная печатная форма.
Глубокая печать.Здесь печатающие элементы на формном материале, наоборот, углублены. Печатная форма покрывается жидкой, низковязкой краской, избыток которой затем удаляется таким образом, чтобы остались заполненными краской только углубления в форме. Когда к форме прижимают запечатываемый материал, он «забирает» краску из углублений. Основными разновидностями глубокой печати являются ротационная глубокая печать, а также встречающаяся в области искусства печать с гравюр на меди и стали. Кроме того, этот способ используется при печати ценных бумаг.
Плоская печать.Печатающие и пробельные элементы располагаются в одной плоскости, но соответствуют различным материалам (например, алюминий и полимерное покрытие) с отличающимися химикофизическими поверхностными свойствами. В процессе печати не подлежащие запечатыванию участки вначале обычно увлажняются для того, чтобы потом отталкивать краску. Затем на печатную форму накатывается краска, и она «налипает» только на печатающие элементы. Главной разновидностью плоской печати является офсетная печать, являющаяся в настоящее время доминирующим способом печати.
Трафаретная печать.Печатная форма в трафаретной печати состоит из тонкой сетки (например, нейлона), причем, покрытие (шаблон) закрывает непечатающие элементы. Как и в глубокой печати, на печатную форму накатывается краска, а затем она проталкивается через форму ракелем (лезвием) на лежащий внизу запечатываемый материал.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте краткое описание производственных процессов в полиграфическом производстве.
2. Дайте определения и основные характеристики понятий: верстка, набор, графический дизайн.
3. Расскажите об истории создания шрифтов и их современной классификации.
4. Расскажите об основных параметрах букв и обозначении их элементов.
5. Дайте краткое описание допечатных процессов при производстве печатной продукции.
6. Расскажите об эволюции допечатных процессов путем оцифровывания сегментов обработки.
7. Дайте краткое описание печатных процессов в производственном потоке изготовления печатной продукции.
8. Расскажите о четырех основных способах традиционных печати.
9. Дайте краткое описание процессов послепечатной обработки в производственном потоке изготовления печатной продукции.
Глава 3
ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Лаки
Лаки служат для облагораживания и защиты запечатываемого материала.
Для нанесения лака необходимы специальные лакировальные печатные устройства (секции), которые преимущественно соединены с печатной машиной в линию, т.е. после одно- и многокрасочной печати производится нанесение лака.
Лаки используются для того, чтобы удовлетворить следующим требованиям:
• повышение глянца печатных красок (глянцевые лаки);
• достижение эффекта матирования (матовые и шелковистые лаки);
• повышение устойчивости материала к истиранию (защитные лаки).
Вопросы для самопроверки
1. Расскажите об истории создания полиграфических материалов и классифицируйте их по сортам и параметрам.
2. Расскажите об основных параметрах и составных элементах печатных красок.
3. Расскажите о полиграфических лаках и основных требованиях предъявляемых к ним.
Глава 4
ПОСЛЕПЕЧАТНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Сушка
Понятие «сушка» охватывает процессы, которые происходят после передачи краски, например, с офсетного цилиндра или печатной формы на запечатываемый материал. В процессе ее происходит связывание запечатываемого материала и печатной краски. При этом печатная краска переходит в твердое состояние. Это является необходимым предварительным условием для надежной послепечатной обработки и использования изготовленной продукции.
Основные способы сушки:
· Сушка горячим воздухом;
· ИК-сушка;
· УФ-сушка;
Пример установки сушильных устройств приведен на рисунке 4-1.
Рисунок 4-1 – Установка различных сушильных систем в листовой офсетной машине (Speedmaster CD, Heidelberg)
Вопросы для самопроверки
1. Расскажите о процессе сушки в полиграфическом производстве и основных ее способах.
2. Дайте краткие определения и расскажите об основных характеристиках результатов обработки печатной продукции:
- листовки, выкройки;
- продукты фальцовки;
- газеты;
- брошюры;
- многотетрадные блоки с обложкой и книги;
- книги в твердых переплетах (крышках);
- продукция для прямой рассылки по почте.
Глава 5
Текст
Простые текстовые массивы данных содержат текст без какого-либо форматирования. Массив текстовых данных может содержать стандартные знаки определенного набора (например, ANSI, ASCII), включая знаки пробелов и выделения абзацев. Указанные в скобках наборы приняты в качестве стандартов Международной организацией ISO. Поэтому текстовые массивы данных, представленные в них, могут – независимо от компьютерной платформы – импортироваться во все программы, которые обрабатывают текст, и являются предпочтительным форматом текстового обмена между разными пакетами программ (например, Microsoft Office, Star Office) и платформами (например, Apple Macintosh, PC, рабочая станция Unix). Прежде всего, при обмене текстовой информацией между разными компьютерными платформами некоторые специальные знаки (например, буквы с умляутом) могут распознаваться недостаточно корректно. Это может происходить, например, при открытии на компьютере РС сообщения электронной почты, написанного на компьютере Macintosh.
Формат RTF (Rich Text Format) содержит, помимо прочего, инструкции по форматированию текста (вид шрифта, выравнивание абзацев и т. д.). Они могут быть прочитаны и интерпретированы совместимыми с форматом RTF программами по обработке текста, графики и верстки.
Программы обработки текста (например, Microsoft Word, Star Office) используют не стандартизированные форматы массивов данных, которые наряду с отформатированным текстом могут включать информацию о структуре документа, а также графические элементы и внесенные в память иллюстрации. Файлы в большин стве случаев не могут быть импортированы из других программ без потери информации и поэтому они не являются стандартными для обмена информации.
Аудио
Под звуком понимают изменение давления (акустической волны) в газах, жидкостях и твердых телах. Акустическая система человека воспринимает звук в частотном диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Наибольшая чувствительность приходится на частоту примерно в 1 кГц, т. е. на частоту, в окрестностях которой находится основная часть речевого сигнала. Для записи акустических сигналов звуковой сигнал обычно преобразовывается в электрический (например, посредством конденсаторного микрофона). При цифровом описании сигналы представляются в дискретном и квантованном виде. В аудио-CD используется частота в 44 100 Гц. Каждое значение (отсчет) имеет разрядность 16 бит (т. е. 65 536 ступеней). При двух каналах (стерео) передается объем данных 44 100 Гц х 16 бит х 2 канала = 1,41 Мбит/с. Если ограничиться средним качеством передачи речи, как это имеет место обычно в телефонной связи, то при частоте 8000 Гц и разрядности 8 бит скорость передачи данных составляет 8000 Гц х 8 бит х 1 канал = 64 Кбит/с.
Видео
Под видео понимают запись упорядоченной во времени последовательности пиксельных изображений (кадров). При этом разрешение и количество изображений, визуализируемых в секунду, определяет объем данных. Наряду с действующими в телевидении аналоговыми способами записи и передачи информации все больше используются цифровые форматы. Видео, которое демонстрируется в Интернете, является цифровым. Наряду со специально разработанными форматами используются и стандартные. В качестве стандартов кодирования можно назвать Motion JPEG и MPEG (Motion Pictures Expert Group). Motion JPEG находит применение там, где планируется дальнейшая обработка информации (например, в цифровом монтаже). MPEG вследствие своей специальной кодировки менее подходит для монтажа. MPEG позволяет дополнительно к видеосигналу кодировать синхронный аудиосигнал (т.е. связанная последовательность изображений и звуков).
Анимация
В анимации речь идет о созданных с помощью компьютера объектах и сценах. Соответствующие описания движения, позиция наблюдателя и направление его взгляда определяют временной интервал сцены. Течение времени является четко заданным и не может быть изменено наблюдателем. Для создания анимации используется техника двух- и трехмерной графики, которая реализуется через трудоемкий рендеринг (под рендерингом понимают генерирование изображений из имеющихся цифровых сцен) за счет формирования последовательности растровых изображений высокого качества. Трудно отличить видео от анимации.
Расширенная реальность
В начале развития технологии виртуальной реальности в нее входила область расширенной реальности, или «Augmented Reality». «Расширенная реальность» в сочетании с виртуальной реальностью способствует облегчению выполнения определенных работ. Примером могут служить наладочные операции, при которых техник через специальные очки может получать информацию, которая совпадает с его чувством реальности и относится к обслуживаемому прибору. Он получает достаточно точную информацию о том, какой прием для решения его задания следует применить и как выглядит невидимое невооруженным глазом внутреннее пространство объекта. Эта техника предполагает получение более точных результатов вычислений, чем требуемые в виртуальной реальности (дополнительные вычисления для геометрического соответствия изображения реальности).
Мультимедиа
Мультимедиа означает интеграцию большинства из уже описанных технологий. Это может быть как объединение текста, графики, неподвижных и движущихся изображений (видео, анимация), так и аудио и др. Комплексы информации разных видов могут быть сохранены на компакт-дисках (CD) или размещены в Интернете или локальной сети, представлены как публикации, например компакт-диск и книга или комбинации компакт-дисков и сети. Использование различных средств представления информации для публикации называется «Cross Media Publishing». Особенно интересно в Cross-технологиях то, как данные будут представлены в зависимости от области размещения выходных данных. Например, при выводе полутонового изображения к нему предъявляются совершенно другие требования, чем в случае его размещения в Интернете с точки зрения воспроизведения цветов, разрешения и формата.
Документ
Документ – это структурированное целостное собрание компонентов информации логически завершенного объема (например, книга, CD-ROM, сетевая вебпрезентация, виртуальная реальность VR). Формы визуализации могут быть осуществлены в пассивном или интерактивном виде. Компоненты документа также могут быть активными элементами, например, в виде программ или их частей. Часто они приводятся в действие при определенных условиях и могут создавать определенные сцены.
Вопросы для самопроверки
1. Расскажите об общих понятиях электронных средств массовой информации.
2. Классифицируйте типы данных электронных изданий.
3. Дайте краткие определения понятиям:
- текст,
- текстовые массивы,
- обмен текстовой информацией
- форматирование текста
- программы для форматирования текста.
4. Дайте краткую классификацию и определения видов графики.
5. Расскажите об основных видах и форматах иллюстраций электронных изданий.
6. Дайте определения понятиям и расскажите о возможностях применения в электронных изданиях аудио- и видеоинформации, анимационной графики, виртуальной реальности.
Глава 6
ПЕЧАтные и электронные Средства информации
Примеры печатных и электронных средств информации
Коммуникация в деловой и частной сферах осуществляется в весьма значительной степени с помощью средств информации (медиа). В предыдущих главах были подробно рассмотрены различные их виды и соответствующие средства технической поддержки.
Среди печатных медиа особенно большие доли рынка занимают газеты, книги и каталоги. Огромное значение для полиграфии имеет производство упаковки, а также изготовление рекламных и деловых печатных продуктов. Печатную продукцию в большинстве случаев выпускают средними и большими тиражами, так как производственные технологии дают возможность недорого ее изготовить и с высоким качеством. Информационное содержание печатных средств информации (текстовая и изобразительная информация) статично и не может быть быстро и интерактивно изменено. Новые производственные технологии все больше и больше позволяют выполнять персонализацию печатных средств в соответствии с пожеланиями заказчиков, осуществлять подготовку информации по требованию. Особая значимость печатных медиа заключается в их простом использовании без дополнительных приспособлений.
Электронные средства и мультимедиа подробно описаны в лекции 5. Информация (типы данных) посредством электронных устройств (создания, обработки, хранения и передачи) наряду с текстом, графикой и иллюстрациями может содержать также аудио- и видеоряды (речь, музыка, динамические изображения) (например, на CD-ROM). Пользователь может многократно в интерактивном режиме вступать в диалог, делать выборки из представляемой информации. Использование электронных средств требует применения прежде всего дополнительных устройств, в частности, для приема, воспроизведения и визуализации.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите примеры электронных и печатных средств информации.
2. Расскажите о компоненты для изготовления цифрового документа как основа для производства печатных медиа и/или электронных медиа.
3. Расскажите о премедиа (premedia) как основе производства электронных и печатных медиа и мультимедийных документов с рабочим процессом Workflow и передаточными медиа для пользователей.
4. Расскажите об основных характеристиках и вариантах применения следующих средств информации:
- «Электронные» книги (E-Books);
- Электронная» краска (E-Ink);
- «Электронная» бумага (E-Paper);
- Дисплеи большой гибкости на LED и LEP.
Список литературы
1. Вуль, В.А. Электронные издания [Текст]: учебное пособие / В.А. Вуль. – М.: МГУП 2004. – 336 с.
2. Киппхан Гельмут. Энциклопедия по печатным средствам информации. Технологии и способы производства [Электронный ресурс]: учебное пособие / Гельмут Киппхан; пер. с нем. – М.: МГУП, 2003. – 1280 с.
3 Михеева, Е.В. Информационные технологии в издательской деятельности [Текст]: учебное пособие / Е.В. Михеева. – М.: Велби: Проспект, 2008. – 448 с.
4. Добросклонская, Т. Г. Язык средств массовой информации [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Г. Добросклонная. – М.: Издательство КДУ, 2012. – 116 с.
5. Миронова, Г.В. Организация полиграфического производства [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г.В. Мироновой. – М.: МГУП, 2002. – 352 с.
6. Козлова, Е. Б. История печатных средств информации [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: МГУП, 2008. – 202 с.
7. Марченко, А. Л. Актуальные вопросы разработки и использования электронных изданий [Текст]: учебное пособие. – М.: Наука, 2010. – 271 с.
8. Гасов, В. М. Методы и средства подготовки электронных изданий [Текст]: учебник для вузов / В. М. Гасов, А. М. Цыганенко. – М.: МГУП, – 736 с.
9. Буковецкая, О. А. Основы допечатной подготовки [Текст]: учебное пособие / О.А. Буковецкая. – М.: НТ Пресс, 2005. – 160 с.
10. Малколм Дж. Послепечатные технологии [Текст]: учебник для вузов / Дж. Малком; пер. с англ. – М.: ПРИНТ-МЕДИА центр, 2005. – 280 с.
Учебное издание
ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ
Составители: Шокова Екатерина Викторовна
Нечитайло Сергей Александрович
Редактор Н.А. Березина
Компьютерная верстка Л.П. Ашурова
Подписано в печать 4.11.11. Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Печать цифровая.
Усл. печ. л. 3,72.
Тираж 100 экз. Заказ 81.
Самарский государственный
аэрокосмический университет.
443086, Самара, Московское шоссе, 34
Изд-во Самарского государственного
аэрокосмического университета.
443086, Самара, Московское шоссе, 34
– Конец работы –
Используемые теги: печатные, Электронные, средства, информации0.073
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов