Эстетика - Термин « Романский Стиль» Появился В Начале 19 Столетия. Так Обозначали Евро...
|
Термин « романский стиль» появился в начале 19 столетия. Так обозначали европейское искусство 10 – 12 вв. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого « романского» зодчества (от латинского romanus – « римский»). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название « романское» сохранилось.Монах Рауль Глабер, автор хроник, так писал о начале романского периода: «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Италия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий.… В то время почти все епископальные, монастырские церкви, посвященные разным святым, даже маленькие деревянные часовни были перестроены верующими и стали еще краше». Так формировался первый общеевропейский стиль: рождалась романская архитектура. Крупные монастыри обладали тогда громадной властью и богатствами.
Сюда стекались не только паломники, но и ремесленники в поисках работы.Огромную роль в жизни средневековых людей играло паломничество – путешествие к святым местам.
На дорогах к монастырю строили большие паломнические церкви, в которых были реликварии. Архитектура паломнических церквей подчинялась их главной задаче – вместить большое количество людей, желающих принять участие в богослужениях и поклониться драгоценным реликвиям. Именно в романской архитектуре впервые в Средневековье появились огромные здания, целиком выстроенные из камня.Размеры церквей увеличивались, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные толстые стены, крупные опоры, Обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент - характерные черты романской церкви.
В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в неприступные крепости. В Центре замка находилась каменная башня – донжон.На первом этаже располагались кладовые, на втором – комнаты хозяина замка, над ними – помещения для слуг и охраны, в подвале – тюрьма.
На вершине башни выставлялся дозор. За крепостной стеной замка находились многочисленные хозяйственные постройки, конюшня, кухня. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. В конце 12 в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу для того, чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.По принципу защищенной крепости строили и первые города, окруженные стенами и рвами. Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции - романское искусство формировалось здесь наиболее последовательно.
Выдающиеся сооружения романского периода были созданы во французских провинциях – Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии.Бургундия (Восточная Франция) - один из самых богатых районов страны, в котором были сосредоточены торговля и ремесла. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские соборы Франции.
Именно бургундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. Церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни ( 1088-1131 гг.)- типичный пример французской романской архитектуры. Сохранились только небольшие фрагменты этой постройки. Тогда это была самая большая церковь в Европе.Общая длина храма составляла 127м, высота – свыше 30 м. Пять высоких башен украшали церковь.
К наиболее известным романским постройкам Бургундии относится церковь Сен-Лазар и Сен-Мадлен Для архитектуры Оверни (Центральная Франция) характерны мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами Скульптурные украшения использовались скупо. На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество.Античные орнаменты, колонны с античными капителями – все свидетельствует о том, что традиции древней культуры здесь не были забыты.
Храмы Прованса богато украшены скульптурой, но она не покрывает всю поверхность стен , как в церквах Бургундии, а появляется только на капителях и по сторонам порталов. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями, большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре здания. Представление о романской живописи во Франции дает оформление монастырской церкви.В Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Все внутренние поверхности этого небольшого здания покрывали фрески.
Изображения располагались длинными полосами в два яруса. Сюжеты росписей были необычайно разнообразны. Это сцены из Ветхого и Нового заветов и эпизоды из басен Эзопа- с вороной и лисицей, повешенным крысами котом. Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась 11 в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В 12 в. скульптура распространилась практически во всей Европе.К выдающимся памятникам искусства романского периода относятся скульптурные украшения бургундских Церквей Сен-Лазар в Отене и Сен-Мадлен в Везле. Рельеф со сценой Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130-1140гг.) разделен на несколько ярусов.
Вверху справа ангелы сопровождают праведников; слева черти тащат грешников в ад; там же взвешивают добрые и дурные поступки людей. В нижнем ярусе показаны души, с трепетом ожидающие Суда. Выразительно изображен суд; ангел и черт держат чаши весов, и каждый старается перетянуть весы в свою сторону.У ног ангела в маленькие человечки прячутся в складки его одежды, в страхе ожидая решения Суда. На рельефе были начертаны две фразы: «Так воскреснет тот, кто не вел безбожную жизнь» и « Пусть содрогнется от ужаса впавший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображенная здесь» Имя мастера известно - сохранилась латинская надпись: «Гислебертус это сделал». Другой яркий образец бургундской скульптуры – композиция « Сошествие Святого Духа» в церкви Сен - Мадлен в Везле (начало 12 в.) В центре сцены изображен Христос, наставляющий апостолов, по краям находятся фигурки полуфантастических существ: пигмеи, люди с огромными, как у слона, ушами, чудовища собачьими головами.
Вероятно, эти существа символизировали страны, куда проповедники несли христианскую веру. Наиболее полно и ярко романский стиль в Германии воплотился в архитектуре, в 11-12 вв. началось строительство крупных соборов в городах на Рейне - в Вормсе, Шпейере, Майнце.
Собор в Вормсе(1181-1234гг.) был похож на непреступную крепость.
Его толстые гладкие стены, узкие окна, массивные башни выглядели суровыми и величественными. В Германии сохранились, и памятники светской архитектуры того времени - феодальные замки и крепости. Романская живопись Германии почти не сохранилась. Но то, что дошло до нашего времени, свидетельствует о рассвете этого искусства в романский период. Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов.На фасадах она стала встречаться лишь в конце 12в. Сначала это были рельефные вставки, а позднее - развернутые композиции. Деревянные раскрашенные распятия, украшения светильников, подставок для чтения книг, купелей, надгробий подчеркивали отличие мира Божественного, воплощенного в церкви, от окружающего греховного мира. Изображения кажутся отрешенными от земного существования, они условны, обобщены.
Примером может служить созданное в Брауншвейге распятие (около 1160г.), на котором сохранилась надпись мастера: «Имервард сделал меня». Христос представлен властелином мира, победившим смерть и страдания. Крест – это символ воскресения, победы, а не орудие мученической смерти В этот период в Германии появился один из первых в средневековом искусстве светских памятников.
В 1166г. Генрих Лев, герцог Саксонский, поставил перед замком фигуру бронзового льва – памятник собственному могуществу. Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых культурных традиций.К выдающимся произведениям архитектуры Италии относится знаменитый комплекс в Пизе. Ансамбль включает в себя собор, башню и баптисперий.
Самой известной частью комплекса является Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи предполагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать ее наклонной. Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций. Самые знаменитые скульптуры созданы в северной Италии.Это рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской и французской культуры.
Как ни в одной стране Западной Европы, в Испании развернулось строительство замков- крепостей. Настоящей страной замков стало королевство Кастилия - ее название произошло от испанского слова «castilo», что означает «замок». Один из самых ранних замков – королевский дворец Алькасар - был построен в 9 в. в Сеговии.Он сохранился до наших дней. Дворец стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами со множеством башен.
В церковных постройках Испании романского периода практически отсутствуют скульптурные украшения. Храмы имеют облик неприступных крепостей. Министерство образования Российской Федерации МОУ ЦО « 99» Доклад Тема: «Романский стиль в архитектуре» Выполнила: Елизавета - ученица 10 «е» г. Барнаул 2005 г.
– Конец работы –
Используемые теги: эстетика0.04
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетика
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов