рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Цивилизационная концепция А. Тойнби

Работа сделанна в 2004 году

Цивилизационная концепция А. Тойнби - Реферат, раздел Философия, - 2004 год - Министерство Образования Российской Федерациии Московский Институт Электроник...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ Московский институт электроники и математики технический университет Реферат по курсу Социальная философия на тему Цивилизационная концепция А. Тойнби Выполнила студентка группы МЭ-82 Романова Т. П. Проверил к.ф.н проф. Мокроусов С. М. Москва, 2004 Содержание 1. Введение 2. Методика исследования эмпирический анализ 3. Цивилизация единица измерения человеческого бытия 4. Три поколения цивилизаций 5. Обзор обществ 6. Классификация обществ 7. Стадии цикла генезис, рост, надлом, распад 8. Общественный прогресс и перспективы развития современной цивилизации 9. Критика концепции 10. Заключение Введение Цивилизация главное понятие, служащее Арнольду Тойнби 1889 1975 для организации всего конкретно-исторического материала.

На сегодняшний день учеными-историками выдвинуто огромное количество самых разнообразных предложений по разделению всех известных цивилизаций на типы Теорию А. Тойнби можно рассматривать как кульминацию тех теоретических разработок, которые были проделаны его предшественниками, Н. Данилевским и О. Шпенглером.

Теория Тойнби была осуществлена независимо от их работ, основана на несравненно более широком историческом материале и является подлинным шедевром исторического и макросоциологического знания.

Методика исследования эмпирический анализ

Тойнби Цивилизация перед судом Истории. С-Пб. 25. На протяжении всего основного своего труда Постижение Истории, состоящ... Многие сущности, вводимые Тойнби, не имеют четких формулировок, а стан... С одной стороны, большой фактический материал является хорошим подкреп...

Цивилизация единица измерения человеческого бытия

Цивилизация единица измерения человеческого бытия. Прежде чем рассмотреть цивилизационную концепцию, необходимо понять, ч... Тойнби Постижение Истории. Москва Прогресс, 1990, стр.40 b Именно циви... д должны рассматриваться не сами по себе, а исходя исторического конте...

Три поколения цивилизаций

из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восем... Он подробно исследовал вопрос о возникновении очагов цивилизации второ... . Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения Шпенглера, соглас... Западная христианская 2.

Обзор обществ

Фактически рассмотренные общества являются на сегодняшний день едва ли... Во-первых, в индском обществе, в отличие от индуистского, где основой ... Родина древнекитайского общества - бассейн Желтой реки. Из основных достижений хеттов можно отметить, что именно хетты-колонис... Вавилонское общество.

Классификация обществ

Попытка классификации по критерию религии выстроила следующий ряд во-п... Табл Таблица Отечески родственное обществоСыновне родственное общество... На уровне человека рост означает всю меньшую зависимость от физиологич... Не имея достаточно четкого и однозначного ответа на вопрос о причинах ... Его ответной реакцией является создание вселенской церкви.

Общественный прогресс и перспективы развития современной цивилизации

Общественный прогресс и перспективы развития современной цивилизации. А. Непрерывность пространства - времени выступает как перетекание дискрет... Возраст человечества Тойнби определяет в 300 тысяч лет, а возраст циви... Современный этап развития поставил перед человечеством ряд глобальных ...

Критика концепции

Критика концепции В заключение, хотелось бы более подробно рассмотреть критику цивилизационной концепции. Один из наиболее основательных разборов работы А. Тойнби как впрочем, и его предшественников-цивилизационщиков, Н. Данилевского и О. Шпенглера, а также его критика принадлежит П. Сорокину.

Аналогично со своим подходом к работам двух предшествующих отцов-основателей цивилизационной теории, П. Сорокин прослеживает в духовных конструкциях английского историка основную философско-историческую и общесоциологическую схему его концепции, чтобы затем подвергнуть ее сокрушительной критике.

Критика же Сорокина была также подвергнута критике уже другими учеными, в частности Д. Уилкинсоном и О. Андерле. В итоге полемика между Сорокиным и его оппонентами составила целый том, вышедший в 1963 году. В конце этого тома Сорокин вновь отверг возражения своих критиков. А его полемика с А. Тойнби продолжилась в дальнейшем на первой конференции Международного общества по сравнительному изучению цивилизаций, где оба они фигурировали как сопредседатели.

Возражений П. Сорокина против цивилизационной теории А. Тойнби достаточно много. Выделим некоторые наиболее принципиальные из них. 1. Из тысяч или десятков тысяч социокультурных образований доцивилизационного уровня, существовавших в истории человечества, лишь очень немногие выработали исторически самостоятельные формы цивилизации, а все остальные были поглощены расширяющимися цивилизациями. 2. Цивилизации не обязательно основываются на какой-либо Большой идее, которая в них формулируется, развивается и реализуется.

Они могут не представлять собой логично построенную или эстетически целостную систему. Напротив, они заключают в себе крайние противоречия, приводящие к конфликтам, диалектическим процессам, что и получает выражение в их исторической динамике. И, кроме того, жизненный путь цивилизации может вовсе не состоять из трех циклов, предложенных Тойнби, Данилевским и Шпенглером рождение, развитие, распад, что по мнению Сорокина чрезмерно общая модель. 3. Помимо этого П. Сорокин называет большой ошибкой цивилизационной теории Тойнби и Данилевского, и Шпенглера смешение культурных систем с социальными системами.

К последним Соркин наиболее склоняется при собственном определении цивилизации, хотя сами цивилизационщики говорят скорее о первом. Это смешение заключается в том, что название цивилизация дается существенно различным группам и их общим культурам. В ответ на эти возражения П. Сорокина Д. Уилкинсон в своей работе П. Сорокин против цивилизационной теории А. Тойнби, отмечая, однако, что, хотя П. Сорокин подвергал концепцию Тойнби основательной критике, рассматривая выделяемые ученым единицы анализа как ошибочные, тем не менее, твердо поддерживал многие его положения.

Ниже мы приведем соображения Уилкинсона по поводу критики П. Сорокина. Д. Уилкинсон пишет, что хотя каждая цивилизация представляет собой казуально детерминированную систему, эта детерминация не обязательно сводится к смысловой системе.

Степень ее осмысленности может возрастать или уменьшаться. Цивилизации представляют собой реальность, отличающуюся от ее частей, и эти части взаимосвязаны. Они зависят от целого и сами оказывают на него воздействие. Они сохраняют свою самобытность, несмотря на все изменения своих частей. Они имеют внутреннюю морфологическую структуру. Они эволюционируют в силу эндогенных источников до тех пор, пока не попадают под влияние других цивилизаций. Претерпевая постоянные изменения, цивилизации вместе с тем подвержены циклическим ритмам, определенным тенденциям.

Изучение циклических закономерностей или динамических универсалий - важная задача цивилизационной теории. Фазы эволюции и конечные этапы, через которые проходят цивилизации имеют много сходного. В рамках цивилизаций чередуются национально-государственные образования с универсальными государствами. Другой социолог, откликнувшийся на критику П. Сорокина, О. Андерле, отмечает в своей работе Возражения П. Сорокину, что сам критик стал одним из наиболее влиятельных сторонников цивилизационного подхода.

Он пишет, что в этом новом типе исследований культуры предметом является не столько цивилизация как таковая, а скорее цивилизации, а целью исследований является не выяснение того, что происходило, т.е. описание фактов, а как это происходило, т.е. определение законов, управляющих процессами. Выдвинутые П. Сорокиным критические положения заставили многих цивилизационщиков включая самого А. Тойнби более строго определить теоретические основания цивилизационного подхода в результате чего эта теория все больше стала уходить из сферы философии истории и философии культуры в область исторической социологии, общей культурологии, социокультурной истории и компаравистики.

Вот, например, что пишет по этому поводу ученый У. Макнейл в своем опусе Замысел А. Тойнби. Идеи, выдвинутые в работе А. Тойнби, произвели огромное впечатление на широкую публику, что само по себе стало событием в интеллектуальной истории нашего времени.

Но вместе с тем его работа стала серьезным вызовом академическому сообществу и профессиональным историкам. Этот вызов имеет две стороны. Во-первых, он смело пересек условные границы между дисциплинами в сфере истории. А вторая сторона брошенного нам вызова со стороны А. Тойнби заключается в прорыве привычных границ истории уже не в горизонтальном, а в вертикальном направлении. Здесь имеется в виду то, что А. Тойнби связал свое изучение истории с конечными философскими и теологическими проблемами каковы судьбы человечества Какие законы действуют в человеческом обществе Какую роль Бог играет в человеческих делах Тогда как профессиональные историки склонны избегать этих великих загадок человеческого бытия.

По словам другого исследователя А. Тойнби, М. Перри, его концепция предстала странным образом неуместной для XX века. В то время как ученые, работающие в разных научных дисциплинах, выкраивали все более узкие сферы специализации, Тойнби предпочел создание всеобщей истории.

В век интеллектуальной фрагментации он выдвинул концепцию, утверждающую наличие всеобъемлющего смысла за рамками исторических фактов. В эпоху стремлений к знаниям, отвечающим стандартам науки, для Тойнби большая часть истории раскрывается через поэзию и творчество. В век светского мировоззрения он увидел в религии основную жизненную цель и предмет существенных интересов историка. Такие взгляды неизбежно вызвали поток критики в его адрес.

Далее М. Перри выступает с собственной критикой в адрес концепции А. Тойнби. Ниже мы приведем основные пункты этой критики. 1. А. Тойнби предстает как противник либерально-рационалистической традиции. Он предвещал и приветствовал упадок Запада, начало которому положил Ренессанс. По словам Г. Тревора-Роупера, для А.Тойнби ненавистно все, что говорит о совбоде человеческого разума и человеческого духа, и в своем учении мессианского пораженчества он подхватывает свидетельства надвигающегося крушения западной цивилизации как носительницы такого духа. Подобное обвинение в неприятии либерализма и рационализма ему предъявляет С. Поллард. 2. А. Тойнби усматривает спасение западной цивилизации только в возвращении к христианским ценностям, что предстает, по мнению П. Гейля, как неосуществимое и неудовлетворительное решение. 3. А. Тойнби утверждает пессимистичный и пораженческий взгляд на жизненный путь цивилизаций, демонстрируя историю их гибели и показывая, что ни одна из них не могла избежать исхода циклического процесса. 4. Надежды А. Тойнби на гармонизацию отношений между мировыми религиями в процессе соучастия в установлении устойчивого мира не имеют основания, так как существующие между ними различия затмевают их стремления к достижению высшей реальности.

М. Перри частично согласен с критиками А. Тойнби в том, что тот недооценивал огромность достижений современного запада в защите индивидуальных свобод, утверждении правовой системы, изучении природы и выработке новых подходов к ней. И хотя религия несомненно является полезным общественным институтом, она не может стать достаточным мировоззрением для современного человека.

Однако М. Перри расходится с резкими негативными оценками А. Тойнби, полагая, что английский историк стремился разрешить фундаментальную проблему Запада, заключающуюся в разрыве между духовностью и бездушным материализмом.

Он полагал, что рационализма недостаточно для защиты человека от разрушительной гонки за материальным благополучием.

Он искал пути к воссоединению светского рационализма с духовными ценностями, формируемыми религией. Большинство авторов признают его выдающиеся достижения в плане общей концепции мировой истории, в выделении цивилизации как особого и самозначимого начала в крупномасштабном устроении общества, в признании плюрализма мировой истории и роли изучения динамики различных обществ. Многие авторы работ об А. Тойнби раскрывают глубокие внутренние изменения в сасосознании ученого, отразившиеся и в его понимании мировой истории.

Как нередко отмечается, важными источниками, на которые опирался А. Тойнби, были Библия, труды Блаженного Августина, работа Э. Гиббона История упадка и падения Римской империи, постоянно сопоставлявшего процесс крушения Рима с политическими реалиями современной Европы. В объяснении жизненного цикла цивилизаций он во многом опирался на идеи А. Бергсона о творческой эволюции и жизненном порыве, определяющие самодвижение общества, о религии и морали как двух основах этой эволюции. Эти факторы и стали определяющими в его концепции цивилизации к умалению влияния роли хозяйственной деятельности или государства в плодотворном развитии общества.

Заключение Концепция Тойнби, поражавшая как грандиозностью замысла, так и непоследовательностью его исполнения весьма неоднозначно воспринималась как на Западе, так и в нашей стране. У нас Тойнби было принято ругать как представителя буржуазной истории и социологии, стремящегося переосмыслить все общественно-историческое развитие человечества в духе лжетеории круговорота локальных цивилизаций, опровергнутой марксистским учением.

Западные историки не могли простить Тойнби недостаточную строгость изложения, столь свойственную его труду, а также мнимую претензию на универсальность. Однако без вдумчивого анализа Постижения Истории Тойнби духовная картина XX века не может быть понята. Его философия истории не является безупречной и - тем более - пророческой Тойнби всего лишь показал, что истории открыта для постижения и что человечество способно дать достойный Ответ на Вызов мироздания.

От себя хочу заметить, что Постижение истории, безусловно, очень интересная и уникальная работа здесь содержится исторический материал практически с IV тысячелетия до нашей эры до 30-х годов XX века нашей эры. Но на изучение этого труда, состоящем из 12 томов, нужно много времени. Конечно, в данном реферате, я не смогла передать весь смысл рассуждений Тойнби. При чтении Постижения появляется вс больше моментов, с которыми хочется иногда соглашаться, иногда, наоборот, спорить.

Для того, чтобы понять Тойнби, важно помнить что он - мыслитель религиозный. А для религиозного, христианского сознания, источником истины может быть как Разум, так и Откровение, наилучшим же является сочетание двух этих первоначал Истины. Именно поэтому в творчестве Тойнби причудливым образом переплелись методы строгого научного познания и элементы рационалистического интуитивизма.

История есть дело рук Творца, осуществленное через существование человека и человечества, и в этом смысле она является венцом божественного Откровения. Присутствие Откровения в истории внушает христианскому мыслителю некоторый оптимизм история не лишена смысла, и человек должен только постичь его. Список использованной литературы 1. А. Тойнби Постижение Истории. Москва Прогресс, 1990 2. А. Тойнби Цивилизация перед судом Истории. С-Пб. Ювента, Прогресс, Культура, 1995 3. Ссылки по теме А. Тойнби. Постижение истории Источник httpwww.malaspina.comsiteperson1138.asp 4. Сравнительное изучение цивилизаций Хрестоматия Учебное пособие для студентов вузовСост. Б.С. Ерасов.

М. Аспект Пресс, 1999 5. Философия Учебник для вузовПод ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М. ЮНИТИ, 2002 584 с.

– Конец работы –

Используемые теги: цив, зационная, Концепция, Тойнби0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Цивилизационная концепция А. Тойнби

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

"Исторический анализ систем "карандаш", "общество", "договор" в свете четырех основных концепций: концепции системного подхода, концепции самоорганизации объекта, концепции неопределенности (дуализма), концепции ноосферн
Так как грифель находится внутри основы, то для дальнейшего выполнения функции письма происходит воздействие на основу - процесс подтачивания, т.е.… В объекте «карандаш» существует одна связь между элементами системы… При этом каждое положительное действие со стороны основы сопровождается вредным действием со стороны грифеля, т.е.…

Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби.
Звучат даже слова о конце истории человечества.Вот, например, как отреагировал американский историк Фрэнсис Фукуяма на реформы в бывшем Советском… Но как можно всю неповторимость и многообразие различных культур сводить к… Напротив, история для них - это развитие отдельных общественных сущностей более или менее взаимодействующих друг с…

Цивилизационная принадлежность России
Создается впечатление, что именно история страны, ее оценка разделяют людей более глубоко и непримиримо, чем проблемы сегодняшнего дня. Тупиковость… Очень сложно быть объективным в оценке явлений, которые являются частью… Отсюда мифологизированность современной политики. Очень сложно быть объективным в оценке явлений, которые являются…

Взаимосвязь культуры и цивилизации в философской концепции Освальда Шпенглера
Действительно, не- мецкий теоретик создает свой метод исследования истории, в рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древ- ности, и… Базовыми понятиями для этой концепции являются культура и цивилизация, которые… Сделанные О.Шпенглером выводы о неизбежной гибели Запа- да оспариваются многими исследователями его творчества его…

Человеческая цивилизация становится "цивилизацией городов"
В 2000 году горожанами были уже 47% населения, в городах и их ближайших пригородах проживало более 2.8 млрд. человек. 411 городов мира насчитывали… Большинство горожан стран Африки живет в городах с населением менее 10 тыс.… Судя по всему, на всем протяжении человеческой истории (первые статистические данные впервые были получены лишь в…

Развитие исторической науки в России. Исторические школы, концепции, формационный и цивилизационный подходы
Оказывается, не так и давно и не сразу. Превращение истории России в науку происходило постепенно.Стремление описывать историю России, как это… Затем в трудах немецких ученых И.Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера,… Среди них- два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач.XVIIIв). После Карамзина известными были историки Н.А.…

Формирование России как Евразийского государства и её роль в современном цивилизационном процессе
Особенно размышления о судьбе России обостряются в переходные периоды, когда рушатся старые устои и появляется необходимость в новых идеях. Современный период, когда произошло крушение большевистского режима, особенно… Сейчас теория евразийства приобретает новых сторонников и представляет собою более современную теорию, которая…

Гипотеза глобальной цивилизационной войны Хантингтона
Уже первые главные сочинения Xантингтона Политический порядок в изменяющихся обществах 1968 , Кризис демократии 1975 - положили начало… Он всемерно подчеркивает важность сохранения политико-экономических устоев… Хантингтон полагает, что сложившееся в период холодной войны разделение человеческой цивилизации на страны первого…

Социотехнологические комплексы: новый вид цивилизационного взаимодействия
Такое положение дел более чем нетерпимо, так как после радикальной и подчас чрезмерной критики форма-цпонной теории общественные науки и… Подобная странность объясняется тем, что современная научная коммуникация… Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что это далеко не полный перечень противоречий.Формирование…

Институциональные механизмы обеспечения безопасности цивилизационного развития России
Разрыв с прежней, тоталитарной системой произошел, но окончательный выбор в пользу подлинно демократического управления еще не сделан.С одной… С другой стороны, все эти демократические атрибуты в значительной мере… Осложняющим фактором госуправления и его реформирования является коррупция, пронизывающая практически весь…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Концепции цивилизации С помощью функционального метода Малиновский использовал понятие культуры как органической совокупности взаимосвязанных социальных систем, которые… Он аргументировал понятие культурного обмена, как процесс, во время которого… Вслед за Ницше, он исходил из понятия органичности жизни и неограниченного расширения. Понимая культуру как организм,…
  • Формирование России как евразийского государства и ее роль в современном цивилизационном процессе Особенно размышления о судьбе России обостряются в переходные периоды, когда рушатся старые устои и появляется необходимость в новых идеях. Современный период, когда произошло крушение большевистского режима, особенно… Как писали основоположники евразийства, «русские люди и люди народов «Российского мира» не суть ни европейцы, ни…
  • Концепции цивилизации С помощью функционального метода Малиновский использовал понятие культуры как органической совокупности взаимосвязанных социальных систем, которые… Он аргументировал понятие культурного обмена, как процесс, во время которого… Вслед за Ницше, он исходил из понятия органичности жизни и неограниченного расширения. Понимая культуру как организм,…
  • Западники и славянофилы - дискуссия по поводу цивилизационной политической идентичности России Лишь на этом пути может быть продолжен процесс развития национального самосознания и идентификации как условие достижения тех результатов, которые… Поэтому понятен устойчивый интерес к прошлому отечественной мысли и крупнейшим… Важное место среди них занимают славянофилы, творчество которых оставило ярчайший след в русской истории и культуре.…
  • Культуры и цивилизации Латинской Америки. Связь с мировой цивилизацией. Государства Латинской Америки имеют своеобразную и богатую событиями историю, самобытную культуру.В результате долгой борьбы с испанскими и… Общее проявляется также и в их экономической зависимости от могу щественного… Это связано, прежде всего, с тем, что они раньше других государств развивающегося мира в ступили на путь…