рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Рене Декарт и Джордж Беркли

Рене Декарт и Джордж Беркли - раздел Философия, Содержание Введение 1. Существуют Ли Вещи? 3 2. Бог Как Первопричина. 6 Закл...

Содержание Введение 1. Существуют ли вещи? 3 2. Бог как первопричина. 6 Заключение 8 Список литературы 9 Введение Рене Декарт и Джордж Беркли – представители философии Нового времени. В это время философия испытывала влияния материалистических учений, так как одно за другим осуществлялись научные открытия в области естествознания. Одновременно философская мысль не утрачивала веру в духовную субстанцию.Декарт – родоначальник рационализма, занимавшийся физикой, механикой, математикой, был близок к материализму, но он отождествлял материю с протяжением, или пространством, и, кроме того, в качестве движущей причины, создателя и критерия истинности ввел в свое учение Бога, таким образом, склоняясь больше к дуализму.

Беркли – английский философ – отвергал какое-либо существование материальной субстанции. Он изучал теологию, в основу мира ставил духовную субстанцию – Бога. Беркли решительно критиковал материализм. Он занимался теорией богопознания, разрабатывал свое доказательство бытия Бога. Свое учение он называл «имматериализмом». 1. Существуют ли вещи? В произведении «Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом» Декарт пытается отыскать критерий действительного (реального) существования вещей.

Философ начинает с самого себя, доказывает свое собственное существование. Ход его рассуждений заключается в следующем: я мыслю, и было бы абсурдным считать, что процесс мышления может происходить без субъекта мышления, поэтому я, несомненно, существую. «Откуда мне известно, будто, помимо перечисленных, не существует других вещей, относительно которых не может быть ни малейшего сомнения? Но ведь я убедил себя в том, что на свете ничего нет – ни неба, ни земли, ни мыслей, ни тел; итак, меня самого также не существует? Однако коль скоро я себя в чем-то убедил, значит, я всё же существовал?» (Р. Декарт, «Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом»). Идея самого себя как вещи мыслящей представляется ясно и отчетливо.

То же самое мы можем сказать и об идеи бога – она представляется нам ясно и отчетливо, поскольку должна быть совершенная и бесконечная причина всего, а в данном случае меня самого.

Что касается вещей, то они, несомненно, реальны и наше знание о них истинно только в том случае, когда и их мы представляем, воспринимаем, понимаем ясно и отчетливо. «Мне кажется, можно установить в качестве общего правила: истинно всё то, что я воспринимаю весьма ясно и отчётливо» (Р. Декарт, «Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом»). Таким образом, Декарт признает существование вещей, но критерием истинности их существования является ясное и отчетливое их понимание.

С точки зрения Беркли, вещи так же существуют реально. Но если у Декарта, они находятся вне нас, вне нашего ума, ум лишь – критерий, который указывает на то, действительно ли та или иная вещь существует, то у Беркли идеи существуют только в восприятии.

Если я вижу эту вишню, если я могу попробовать ее на вкус, ощутить запах ее цветов, то она, несомненно, реально существует, но – в моем восприятии. «Чувственные вeщи поэтому не что иное, как те же чувственные качества или сочетания чувственных качеств», – определяет Беркли (Дж. Беркли, «Три разговора между Гиласом и Филонусом»). Если я не воспринимаю вещь в данный момент, то она также существует, но в восприятии другого человека, духовного существа или Бога. Сама же вещь не имеет самостоятельного бытия.

Итак, по мнению Беркли, вещь существует только в восприятии ее умом человека, других духовных существ и бога. В каком-то смысле и Беркли, и Декарт отождествляют ощущения с мышлением. Так у Беркли, как уже говорилось выше, вещи существуют только в восприятии, то есть в уме, в нашем мышлении, и, таким образом, ощущение, вызываемое вещью, – это часть мышления, один из способов мышления. Так и Декарт говорит, что «достоверно, что мне кажется, будто я вижу, слышу и согреваюсь.

Последнее не может быть ложным, и это, собственно, то, что именуется моим ощущением; причём взятое именно в этом смысле ощущение есть не что иное, как мышление» (Р. Декарт, «Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом»). Стоит, однако, отметить, что в конечном итоге философы приходят к разному выводу: Беркли отрицает реальное существование вещей за этими ощущениям, Декарт же – наоборот – признает.

Он рассуждает: я ощущаю некоторые вещи, от которых исходят мои идеи; поскольку эти идеи приходят ко мне помимо моей воли (без моего согласия), то нельзя отрицать воздействие на меня моих чувств; это воздействие должно было исходить от какого-то объекта. «Идеи, воспринимаемые чувством, были гораздо более живыми и выразительными, да и к тому же в своём роде более отчётливыми, нежели некоторые из тех, что я сам, при всех своих познаниях и опыте, мог измыслить путём рассуждения или же отыскать в своей памяти как отпечатки, становилось вполне очевидным, что эти идеи не могли исходить от меня самого; таким образом, оставалась лишь одна возможность – а именно что они исходили от каких-то других вещей» (Р. Декарт, «Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом»). Оба мыслителя опираются на способность мышления и ставят под сомнение наши чувства.

Но в конечном итоге, Декарт все же признает существование вещей вне ума, если они представляются ясно и отчетливо. «Мне, по крайней мере, известно, что материальные вещи, поскольку они представляют собой объект чистой математики, могут существовать, – когда я воспринимаю их ясно и отчётливо» (Р. Декарт, «Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом»). Беркли же, как уже говорилось выше, считает, что вещи не существуют вне ума, они суть наши восприятия.

Далее следует отметить, что Декарт, будучи еще и математиком, во многом доверяет числам.

Он признает, что вещи действительно присущи первичные качества, такие как протяженность, величина, количество и т.д. Математические аксиомы истинны, мы можем на них опираться. «Телесные вещи существуют. Правда, быть может, они существуют не вполне такими, какими воспринимают их мои чувства, поскольку такое чувственное восприятие у многих людей весьма туманно и смутно; однако в них, по крайней мере, содержится всё то, что я постигаю ясно и отчётливо…». (Р. Декарт, «Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом»). Согласно Декарту, вещи материальны.

Беркли, в отличие от Декарта, не признает существование материи. Материя – немыслящая, пассивная субстанция, поэтому невозможно, чтоб она могла произвести какие-либо вещи, и не только произвести; невозможно, чтоб Бог использовал материю как орудие, как материал для сотворения из нее вещей, ведь Бог совершенен и бесконечен, он не нуждается, таким образом, в посреднике и способен творить вещи непосредственно.

Беркли отрицает и существование первичных качеств. Они ничем не отличаются от вторичных. Первичные качества не присущи вещам, первичные качества – это наши ощущения, особенности восприятия вещи. «Ведь разным по размерам животным и размеры окружающего кажутся разными, а одна и та же вещь не может быть одновременно огромной и маленькой… раз признано, что протяжение не имеет существования вне ума, необходимо признать то же самое о движении, плотности и тяжести, так как все они, очевидно, предполагают протяжение», – говорит Беркли (Дж. Беркли, «Три разговора между Гиласом и Филонусом»), – поэтому первичные качества, как и вторичные, существуют только в уме. 2.

Бог как первопричина

Бог как первопричина. И у Беркли, и у Декарта Бог – это конечная причина всего: и нас (мысля... Значит Бог действительно существует. Беркли исходит из того, что чувственные вещи должны каким-то образом с... Кроме того, у Декарта Бог выступает не только как создатель, но и как ...

Заключение

Заключение Итак, Декарт и Беркли отталкиваются от реального существования вещей.

Но у Беркли они реальны только в восприятии, у Декарта же вещи материальны и существуют вне ума. Декарт соглашается с Локком и другими материалистами Нового времени в действительном существовании первичных качеств (величина, форма, протяжение и другие). Субъективны только вторичные качества, те качества, которые мы получаем из непосредственно из наших ощущений (цвет, запах, вкус и другие). Беркли отрицает объективность и первичных качеств.

С его точки зрения первичные качества также являются сугубо нашими ощущениями.

Оба философа считают, что первопричиной всех вещей является Бог. У Беркли все вещи исходят непосредственно от Бога, они не нуждаются в материи как посреднике, так как Бог совершенен и бесконечен. У Декарта Бог также является создателем вещей, но при этом они все же материальны, протяженны. Таким образом, у Декарта и Беркли мы находим как общее, так и разногласия в философских представлениях.

Список литературы

Список литературы 1. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом, цель которых [разговоров] – для опровержения скептиков и атеистов ясно доказать реальность и совершенство человеческого познания, нетелесную природу души и непосредственное Божественное Провидение, а также разработать метод для того, чтобы сделать науки более простыми, полезными и краткими. 2. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом.

– Конец работы –

Используемые теги: Рене, Декарт, Джордж, Беркли0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рене Декарт и Джордж Беркли

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Рене Декарт и его трактат "Правила для руководства ума"
Использование одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его исторической значимости.Годы жизни Декарта - 1596-1650. В… Связь функций "частичных работников" "деталей" потенциальной машины -… Причиной коренного изменения характера предметной деятельности является принцип машинного производства, а именно,…

Философия духа и материи Рене Декарта
Такая борьба была почти всегда неодноплановой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление человеческого знания, усложнение сознания… Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую ступень.… Это были времена успехов раннебуржуазной культуры, представленной богатейшим творчеством гуманистов. Как известно,…

Философия духа и материи Рене Декарта
Важ- нейший принцип методологии исследования историко-философского про- цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских учений,… Такая борьба была почти всегда неоднопла- новой и неоднозначной. Развитие ее… Это были времена успехов раннебуржуазной культуры, представленной бо- гатейшим творчеством гуманистов. Как известно,…

Конспект по философии Рене Декарт - метафизические размышления
В космогонии Декарта исключительно важна сама идея развития, но проведение ее оставалось в основном умозрительным, так сказать,… Математический ге¬ний Декарта фактически не развернулся в объяснении… Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв истинно только то, что укладывается в определенную логическую…

Джордж Беркли
Родом из Ирландии, старейшей английской колонии, Беркли был старшим из семи детей в семье мелкопоместного дворянина. С юных лет его жизнь была связана с религией и, получив образование, он бросил… Его работы преследуют только одну цель - "изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все…

Проблема методов в философии Рене Декарта
Именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит название "универсальной математики" и с помощью, которого… Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы.… Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и…

Рене Декарт. Рассуждение о методе.
Лейбниц писал Я считаю сочинения Декарта подступом к истинной философии, поскольку хотя он и не проник в самую ее сердцевину, однако приблизился к… Это суждение одного великого философа о другом дает точное представление о… Родом из знатной семьи его отец, Иоахим советник парламента в Бретани, он очень рано был отдан в иезуитский колледж…

Рене Декарт и его трактат "Правила для руководства ума"
Нельзя вырвать философскую те- орию из той исторической, экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование одного только… Во времена Декарта ремесло в чистом виде начало оттес- няться в таких странах,… Связь функций частичных работников - деталей потенци- альной машины - отщепляется от них самих и в виде плана, ал-…

Рене Декарт
Первый математически вывел закон преломления света экспериментально этот закон установил около 1621 года В. Снеллиус . Дал теорию магнетизма. Был основоположником картезианства, стремился построить общую картину природы,… Основной удар картезианским взглядам нанес Исаак Ньютон. В математике Декарт первым ввел в 1637 понятие переменной…

Рене Декарт в России
Пушкин его не минуешь... и к нему всегда возвратишься... о чем бы ни началась речь А А Григорьев В году А Д Кантемир...

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам