Реферат Курсовая Конспект
Основные философские идеи Ф. Аквинского - раздел Философия, Содержание Введение 1. Человек 2. Взаимосвязь Человека И Общества 3. Связь К...
|
Содержание Введение 1. Человек 2. Взаимосвязь человека и общества 3. Связь культуры и человека 4. Ценности и смысл человеческого бытия Заключение Список литературы Введение Человек коренным образом отличается от животных. И суть этого различия заключается вовсе не в его морфофизиологической организации.Отличие физической организации человека от анатомической организации животных, конечно, существует. Но не только не менее, а иногда и гораздо более значительным может быть различие между организмами животных разных видов.
Вряд ли могут быть сомнения в том, что, например, шимпанзе по своей морфофизиологическая организации значительно больше отличается от паука, чем от человека (1, стр. 90). От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемое адекватное существо.
Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, «сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, которые она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах.
Совпадение, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни. 1. Человек Одной из основных, центральных тем в обсуждениях философов едва ли не всех исторических эпох остается загадка человеческого бытия.
Особенно, оживляются философствования на эту тему в кризисные периоды жизни общества, сопряженные с поисками «нового неба», с попытками человека заново определить свои отношения с природой, обществом себе подобных – в общем, когда приходит ясное осознание утраты прежних ценностей и необходимости заново определить свое место в мире и смысл своей жизни. Человек – это природное, социальное и в то же время духовное существо, обладающее сложным внутренним миром с его сознательными и бессознательными процессами, памятью, волей, верой, знаниями, чувствами, существо мыслящее и переживающее, любящее и страдающее.
Мир стремлений, мир любви и ненависти, надежд и разочарований – это внутренний духовный мир человека, с собственной логикой и законами. В сложной структуре человеческой личности качество духовности относится к наиболее трудно определяемому в традиционных строго научных понятиях. Человека можно назвать духовным лишь постольку, поскольку он в своем реальном поведении способен во имя высокой цели, идеи, ценности встать над повседневными интересами, выйти за пределы наличного бытия как созданного природой, так и людьми (6, стр. 76). Диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке делает его самой сложной системой из всех в окружающем его мире. Человек не принадлежит целиком ни природе, ни обществу, ни культуре и не является их простой суммой: взаимодействие, взаимовлияние, взаимоопосредование природы, общества и культуры рождают в нем новые качества. 2.
Таким образом, необходимостью стало становление совершенно новых, неиз... А она состоит в том, что мораль, как и право, есть форма общественной ... И эти императивы, имеющие корни в структуре общественного организма, я... Императивы, имеющие корни в общественных отношениях, имплантируются в ... Оно всегда происходит далеко не в адекватной форме.
Культура есть общезначимый опыт. Поэтому в каждой из них складывался свой собственный опыт, отличный от... Их принято называть локальными культурами. Отличались в культурном отн... Наиболее яркие примеры – замещение на территории Месопотамии в конце I... Чем больше иерархическим и деспотичным является общество, тем в меньше...
Заключение Человек – это природное, социальное и в то же время духовное существо, обладающее сложным внутренним миром с его сознательными и бессознательными процессами, памятью, волей, верой, знаниями, чувствами, существо мыслящее и переживающее, любящее и страдающее.
В ходе исторического развития были созданы культурные ценности, многообразные как по форме, так и по содержанию. Передаваясь из поколения в поколение, они накапливались, переосмысливались человечеством. Культурные ценности и духовные богатства, запечатленные в произведениях искусства, науки и творчества, могут порождать живой непосредственный отклик в душах людей.
Все эти плоды развития человеческой цивилизации включены в сложную систему, объединенную общим понятием «культура». В центре культуры стоит человек, находящийся в тесной связи с внешним миром, природой, где он живет, с обществом, в котором он действует и реализует себя как личность, и той духовной средой, которая его питает и которую он, в свою очередь, творит. Становление основ гуманистического постиндустриального общества выдвигает на передний план весь комплекс наук о человеке, в том числе исследования в области психологии, социальной и культурной антропологии, а также философии человека в целом, призванных помочь человечеству выработать новую систему глобальных и национальных приоритетов и дать достойный ответ на вызов истории.
Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осознавать, что смысл – не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл – всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное.
Наличие смысла связано с наличием целей, понятых и пережитых. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние. Даже при самом мудром образе жизни, реальной безграничности продвижения вперед нам в нашем индивидуальном бытии не дано – именно через неумолимый конец последнего. Хоть как бы мы общались с окружающим миром, как глубоко достигали бы в его тайне, всему этому рано или поздно приходит конец, и перед каждым из нас, в его последнем одиночестве, появляется то же таки вопрос: зачем мне это все? Зачем вообще живет человек? Можно, конечно, надеяться, что вечный смысл бытия преодолевает конец индивидуального человеческого существования, однако такие надежды немногого стоят, пока мы не заглянем в глаза самому этому концу – только так, в конечном итоге, можно понять, что же это за вечность, которая ей не чужая и к которой она стремится.
Список литературы 1. Антология мировой философии. Т. 1–4. М 1969–1972 2. Введение в философию. / Фролов И. – М 1989. 3. Введение в философию.
Ч. 1. М 1989. 4. Введение в философию. Ч. 2. М 1989. 5. История философии. Запад – Россия – Восток/ Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М 1995–1998. Кн. 1–3. 6. Лосев А. Дерзание духа. – М 1988. 7. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М 1992. 8. Мифологический словарь. М 1991. 9. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М 1979. 10. Межуев В. Культура и история. – М 1977. 11. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1. М 1991. 12. Мир философии. Книга для чтения.
Ч. 2. М 1991. 13. Ойзерман Т. Проблемы историко-философской науки. – М 1982. 14. Сагатовский В Вселенная философа. – М 1972. 15. Франкфорт Г Уилсон Дж Якобсен Т. В преддверии философии. – М 1984. 16. Хрестоматия. Основы философских знаний. М 1993.
– Конец работы –
Используемые теги: основные, Философские, Идеи, Аквинского0.068
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные философские идеи Ф. Аквинского
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов