рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

"Анализ философских идей Фридриха Ницше"

"Анализ философских идей Фридриха Ницше" - раздел Философия, Анализ Философских Идей Фридриха Ницше Введение Фридрих Ницше – Немецкий Фил...

Анализ философских идей Фридриха Ницше Введение Фридрих Ницше – немецкий философ и литератор. Он – явление исключительное во всех отношениях. Его труды при жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации.Его философия сразу же стала вызывать яростные споры, не утихающие по сей день. Его считали идеологом нацизма, но это совершенно не так. Очень многие считают, что идеи Ницше – это следствие болезни, по нашему же мнению, они оказались предвестниками того массового безумия, которое творилось в Европе первой половины XX века и которое угрожает нам и сегодня.

Подлинная философия Ницше настолько непревзойденна, убедительна и проницательна, как никакая другая существовавшая до нее или возникшая после.Читая его, вы понимаете, что философия действительно воздействует на умы. Насколько мы можем судить после прочтения его произведений «Так говорил Заратустра», а также посмертно изданной «Воли к власти» позиция Ницше является достаточно устойчивой, но его мысль постоянно развивалась в разных направлениях.

Это значит, что он часто противоречит сам себе или оставляет вопрос открытым для противоречивых толкований. Однако некоторые понятия вновь и вновь встречаются в его работах, в чем можно обнаружить элемент систематичности. Нас заинтересовали такие концепты как сверхчеловек, вечное возвращение и воля к власти. В данной работе мы попытаемся проанализировать данные понятия.Все эти комплексы взаимосвязаны, но в то же время представляют собой вполне самостоятельные учения.

Мы заметили, что понятия вечное возвращение и сверхчеловек служат для раскрытия смысла воли к власти.Невозможно описать последний концепт, не обращаясь к первым двум и не зная их значения в философии Ницше. Вечное возвращение Вечное возвращение разбивает идеалистическую веру, согласно которой развитие мира покоится на плане провидцев, стремящихся к тому, чтобы установить господство Морали. «Длительность существования без цели и без смысла – вот наиболее парализующая мысль особенно тогда, когда человек понимает, что над ним издеваются и все же не имеет силы оградить себя от этого.

Продумаем эту мысль в самой страшной форме: жизнь, как она есть, без смысла, без цели, но возвращающаяся неизбежно, без заключительного «ничто»: «вечное возвращение».1 Ницше пытается доказать учение о всеобщем возвращении. Он видит в нем необходимое последствие закона сохранения энергии.Закон этот заключается в том, что энергия или сила вообще не возникает и не уничтожается.

Мировая энергия не убывает и не увеличивается. Она – навеки определенная, неизменная и, значит, ограниченная величина. Но раз мировая энергия – величина количественно определенная, то само количество ее проявлений не может быть беспредельным.Количество это может быть огромным, но в бесконечном времени все возможные комбинации должны быть исчерпаны; следовательно, в течение бесконечного времени всякая из возможных комбинаций должна повторяться; мало того, она должна повторяться бесконечное число раз. А так как в каждый данный момент существования мироздания бесконечное время уже протекло, то, стало быть, все возможные комбинации мировых сил уже бесконечное число раз повторялись и столь же бесконечно будут повторяться.

Но так как между каждой данной комбинацией и ближайшим ее возвращением в будущем должны пройти все вообще возможные комбинации мировых сил, то мировой процесс представляется в виде круговорота, в котором вечно возвращаются абсолютно тождественные ряды событий.

Ницше подчеркивает ту мысль, что его понимание мирового процесса составляет необходимое последствие атеистической точки зрения: если над миром нет иной высшей силы, направляющей его к цели, если над ним нет божественного произвола, то мировое движение не может быть чем-либо иным кроме процесса круговращения… Прежде всего, для человека всеобщее возвращение означает своего рода бессмертие, вечную жизнь.Но эта вечная жизнь не в каком-то ином мире, а именно в этом, в котором мы находимся сейчас.

Ницше справедливо видит в этом бессмертии новое испытание и новую муку. «Вечное Возвращение – это не только избирательная мысль, но и избирательное бытие. Возвращается одно утверждение, … только радость возвращается назад. Все, что можно отрицать и что может отрицать все это отрицается в самом движении Вечного Возвращения. (…) Вечное Возвращение есть повторение; именно повтор производит отбор, именно повторение приносит спасение.Изумительный секрет освободительного и избирательного повторения. Преобразование ценностей обретает, таким образом, четвертый и последний облик: оно подразумевает и порождает сверхчеловека.

Ибо по сути своей человек существо реактивное, он соединяет свои силы с нигилизмом. Вечное Возвращение отвергает и гонит прочь такого человека».2 То есть, по Ницше мы должны жить так, как если бы наша жизнь повторялась вновь и вновь.Каждый момент мы должны прожить так, чтобы нам хотелось прожить его снова и снова, то есть переживать его вечно.

По сути, это действия, направленные на моральное совершенствование человека. Ницше выступает с призывом прожить наши жизни полнокровно. И в этом утверждении есть два момента, один из которых делает идею Ницше в каком-то смысле бессмысленной. Во-первых, мы справедливо задаемся вопросом, а помним ли мы каждую из возвращающихся жизней? Если, да, мы, безусловно, можем в ней что-то изменить. А если нет, то нет и смысла в вечном возвращении.Очевидно, что Ницше хотел, чтобы эта идея стала жизненным принципом, только тогда человек может прийти к сверхчеловеку.

Но этот образ вечного возвращения не совсем ясен нам, чтобы стать таковым. Сверхчеловек Нет ничего более ошибочного при оценке ницшеанской идеи «сверхчеловека», чем трактовать ее как основу своеобразной эволюционной доктрины, аналогичной доктрине Дарвина.Наоборот, он полемизирует с ними. Ницше противопоставляет дарвинизму два соображения: низшие формы не способны создать высшие формы, и – еще более досадное – в большей части одни лишь слабые и посредственные люди выигрывают в борьбе за жизнь.

Правила требуют того, чтобы сильные личности с элитарными душами погибали или терпели бедствие.Нет никакой возможности проникнуться идеей Ницше о сверхчеловеке, если не признать доктрину селекции, которая выступает гарантом обязательного появления сверхчеловека; в первую очередь, это воспитание воли к власти самой по себе, воспитание, предназначенное для того, чтобы создать независимую сущность, делом жизни которой будет вечное возвращение.

Отбор по мысли Ницше это не чисто биологический процесс, направляемый природой, и не диалектика истории, а специальный метод обучения, направленный на воспитание воли к власти у компетентного меньшинства. Селекция по Ницше ориентирована на создание сверхчеловека, противостоя идеалистическому одомашниванию, ориентированному на создание «низшего» человека.Одомашнивание человека – это священническое изобретение, техникой которого является заглушение инстинктов в сочетании с формированием чувства вины и боязни греха.

Отбор, по Ницше, напротив, старается облагородить инстинкты, а также придать им смысловое значение. Предлог «сверх» в слове «сверхчеловек» подразумевает выражение наиболее полного его значения: подчеркивается, что сверхчеловек появится лишь в результате преодоления самого себя, где воля к власти человека выполняет свое настоящее предназначение.Заратустра объявляет об этом: «Я учу вас познавать сверхчеловека.

Человек есть нечто, что должно быть побеждено».3 В этом случае необходимо четко разграничить: изменяется первым человек, а не окружающий его мир, который затем вынужден быстро приспосабливаться к нему. Ницше утверждает это, показывая, как человек, находящийся в упадке, трансформируется в сверхчеловека: «В человеке великое то, что он – мост, а не цель; что можно любить в человеке, так это то, что он есть переход и падение»;4 и далее: «Я люблю тех, кто не знает, как надо жить, они – погибающие, потому что переходят на ту сторону».5 «Сверхчеловек» есть нечто доселе не бывшее, это надо твердо помнить для ясного понимания всей концепции Ницше: Заратустра, а тем более сам Ницше, не типы «сверхчеловека», но лишь пророки и провозвестники его».6 Таким образом, мы можем сказать, что учение о сверхчеловеке очень глубоко. Сверхчеловек – это не лучший человек, а вообще нечто иное, вот почему эту идею нельзя считать основой для идеологии нацизма.

Ницше в этом понятии утверждает основной принцип поведения человека: каждый должен нести абсолютную ответственность за свои действия, совершенные им в этом мире. Каждый, будучи абсолютно свободным должен сам создавать себе ценности.

Воля к власти Это понятие является главным в философии Ницше. Он пришел к выводу, что человечество движимо волей к власти. Основополагающим импульсом всех наших действия следует признать только этот источник.Этому понятию предназначалась роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить все то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что котировалось как наука.

Ницше истолковывает мир, исходя из его философии воли к власти. Власть Ницше понимал как волю к власти, воля к власти - сущность власти. Власть – это не политический феномен по Ницше. Ницше находит, что там, где есть жизнь, всегда также есть и воля к власти. Понять что такое бытие, мы можем лишь через жизнь и волю к власти.Воля к власти ищет то, что есть жизнь на самом деле. Присущая жизни воля к власти – это не воля к жизни как просто жизни. Бытие, которое есть воля к власти, имеет под собой жизнь как нечто, от чего следует оказаться ради подлинного бытия.

Воля к власти – это жажда свободы в тех, кто оказался в рабстве, это стремлении господствовать и превосходить других в тех, кто является более сильным и более свободным.Несмотря на формулы, в которых воля к власти определяется не как воля того или иного существа, но как борьба, стремящаяся лишь поддерживать самое себя, решающие позиции Ницше определяются как раз тем, что воля к власти, хотя всегда однородна, но в своем роде не единственна.

Оценки у Ницше всегда кажутся неоднозначными: все зависит от точки зрения, с которой они осуществляются и получают свое особое право. Сущность воли к власти может составлять как собственно власть, так и, наоборот, слабость.Слабость в воле к власти проявляется, например, везде, где побудительной силой выступает необходимость преодоления опасности.

Истинная же власть как высокая ценность бытия, будучи осуществляемой в мире, может даже парадоксальным образом отвергнуть путь прямого приумножения власти. Ницше на собственном опыте знает, что у подлинно могущественных борьба идет как против грубой власти, так и против фактического превосходства бессилия, и что парадоксальные отношения власти и ценности достигают в этом своей кульминации.В действительности воля к власти представляет собой свойство, инвариантное для всех нас, как слабых, так и сильных.

Это – не что иное, как присущее всему роду живых существ свойство. Что наиболее важно, оно не является неким особым побуждением наряду с другими, например с половым влечением: и половой инстинкт, и потребность утолить голод, и любые другие возможные стремления суть не что иное, как формы или вариации воли к власти. Таким образом, мы вправе сказать, что воля к власти является фундаментальной движущей силой. Однако воля к власти – это не то, чем мы располагаем.А то, что мы собой представляем на самом деле. Не только мы суть воля к власти, а и все вообще в человеческом и животном мире, в мире одушевленном и материальном.

Во всем мироздании нет ничего более элементарного, и вообще нет ничего иного, чем это стремление и его разновидности. Заключение Подводя итог наших рассуждений, мы не будем затрагивать учения о вечном возвращении и сверхчеловеке, так выводы были сделаны в конце каждого параграфа.Мы остановимся на идее власти, или воли к власти. Власть – это всепроникающая воля к власти.

Это тождественные понятия у Ницше. Воля к власти есть основной и всеопределяющий принцип жизни, отрицающий статус субъекта и вообще всякую причинность, начало, закон, необходимость и т.п. Воля к власти – праформа существования живого, она не может быть сведена ни к чему иному, не имеет смысла и цели. Принцип воли к власти Ницше переносит не только на области человеческой активности, но и на неживую и органическую Природу.Ход истории, по Ницше зависит от сверхчеловека, сильных личностей, стремящихся к власти.

В культе «сверхчеловека» он довел до крайней степени волюнтаризм и индивидуализм. Таким образом, власть – это, безусловно, положительное явление. В отличие от современных трактовок, власть у Ницше – это не просто подчинение, авторитет, а понятие намного шире и многограннее этих узких значений.Это категория философии Ницше, через которую он истолковывает мир и которой он пытается заменить все то, что до сих пор называлось философией.

Литература 1.Делёз Ж. Ницше / Пер. с франц посл. и коммент. С.Л. Фокина. – СПб.: Axioma, 2001. – 184с. 2.Ницше Фридрих Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – М.: «Refl-book», 1994. – 352 с. 3.Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Так говорил Заратустра: избранные произведения в двух книгах.Кн.1. – Итало-советское издательство «Сирин», 1991. – 445с. 4.Рассел Бертран История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах.

Изд. 3-е, стереотип. – М.: Академический проект, 2000. – 768с.

– Конец работы –

Используемые теги: анализ, философских, идей, Фридриха, Ницше0.082

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: "Анализ философских идей Фридриха Ницше"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философский анализ трансформаций свободы (логико-исторический аспект)
К этой теме обращались не только отдельные выдающиеся мыслители, но и целые философские течения, такие как марксизм, экзистенциализм, философия… Понятие свободы пронизывает все сферы активности человека и общества. Свобода… Свобода насквозь дуалистична и антиномична, внутренне противоречива и амбивалентна. Свобода рождается там, где…

"Рождение трагедии из духа музыки" – первая манифестация идей Ф.В. Ницше"
Кроме того, Ницше рассматривает идею преемственности западноевропейского мировоззрения от греческого и способы смены мировоззрения.Говоря о разных… Но совсем по-другому ведёт себя третий тип мировоззрения – сократический.Он… Появление духа Сократа Ницше связывает с началом классического периода в греческой культуре и считает, что именно этот…

Основные философские идеи Ф. Аквинского
Вряд ли могут быть сомнения в том, что, например, шимпанзе по своей морфофизиологическая организации значительно больше отличается от паука, чем от… Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, «сама жизнь… Совпадение, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории и в…

Философские идеи в психоанализе З.Фрейда
Распространение психоанализа во всем мире, как в области теории, так и в терапевтической практике, стало давно бесспорным и очевидным фактором.Если… Выводы, которые делаются из теории, далеко отходят от первоначальной доктрины.… Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда,…

Философские идеи в древнегреческой медицине
Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий во многих случаях эти гипотезы… Под влиянием передовых философских учений древних греков стихийного… Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с…

Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры
Ничто не может быть большей гарантией от умственной деградации и стимулом к развитию, чем изучение Библии. Как средство развития мышления Библия… Разум, соприкасающийся с мыслями Вечносущего, не может не расширяться и не… На ее страницах можно найти историю глубокой древности, рассказы о благородной жизни, принципы правления государством,…

Анализ почв и агрохимический анализ
Таким образом, а. х. исследует состав с х. растений, почвы, удобрений и процессы их взаимного влияния. Равным образом она изучает процессы приготовления удобрений и вещества,… В этой области а. х. соприкасается с почвоведением и общим земледелием. С другой стороны, а. х. опирается на…

Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого и их влияние на духовную жизнь России
Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с о = пазом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью… Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы,… Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии.Именно она призвана…

Анализ организации и деятельности коммерческой службы фирмы с позиций маркетингового анализа
Важную роль в этом в рыночных условиях играет использование принципов маркетинга, получивших широкое распространение в мировой практике. Маркетинг… Маркетинг требует творческого подхода. "Не существует единой универсальной… Сегодня в информационную эпоху, когда запросы и нужды потребителей быстро распространяются по миру, структуры рынков…

Жизнь Фридриха Ницше
Таковы Платон, Руссо, Фихте и Ницше Раскрытие мировоззрений этих философов невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний.… И действительно, Ницше заплатил безумием за героическую непокорность своей… Он медленно и верно погружался в одиночество. Каждая новая книга отрезала от Ницше небольшую горсть последователей. Он…

0.045
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Переоценка всех ценностей Фридриха Ницше Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на… Это толкование нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, поэтому оставим этот… Наоборот, это произведение наполнено жизненной силой, взрывами новых взглядов, оно направлено только лишь на…
  • Философский анализ книги Ошо "Осознанность Его книга "Осознанность" - попытка пробудить сознание западного человека, призыв к обращению к своей внутренности, приглашение каждого из нас в… Слово "осознанность" характерно для буддизма (buddha dhamma, "Учение… Сам автор говорит, что без осознанности жизнь не имеет смысла, современный человек не умеет жить в настоящем моменте,…
  • Философский анализ проблемы Логоса Изучение Логоса в античной философии - "первенствующей для метафизики" "идеи Абсолюта", по определению С.Н. Трубецкого способствует пониманию… Творчество С.Н. Трубецкого исследовано недостаточно, особенно… При этом необходимо отметить, что обращение С.Н. Трубецкого к проблеме Логоса в отношении разума и веры способствовало…
  • Фридрих Ницше Ницше видит идеал в единстве двух противоположных начал – дионисийского и апполоновского. Уже здесь содержатся зачатки учения Ницше о бытии как… Его утопическая философия истории искала идеал в досократовской Греции. Такие… Показательно обращение философа к форме эссе в своих ранних работах: «Человеческое, слишком человеческое» (1878). Его…
  • ТЕРМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. АНАЛИЗ ДИАГРАММ СОСТОЯНИЯ ДВОЙНЫХ СПЛАВОВ На сайте allrefs.net читайте: ТЕРМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. АНАЛИЗ ДИАГРАММ СОСТОЯНИЯ ДВОЙНЫХ СПЛАВОВ...