рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Герменевтика Дильтея

Герменевтика Дильтея - раздел Философия, Содержание Введение 1. Вильгельм Дильтей И Философия Жизни 1.1 Жизнь И Сочин...

Содержание Введение 1. Вильгельм Дильтей и философия жизни 1.1 Жизнь и сочинения 1.2 «Школа Дильтея» 2. Введение Герменевтика (греч. Hermeneuoи разъясняю) искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов (например, Гомера) и развивается в средние вв. и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика). В 19 в. начинается развитие так называемой «свободной» герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста.

Основоположником этой герменевтики стал Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор». У Дильтея герменевтика превращается в специфический метод наук о духе, призванный обеспечить реконструкцию духа культур прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений деятелей.

При этом «понимание» в обществознании противопоставляется «объяснению» в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего закона. В 20 в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках онтологических исканий экзистенциализма (Хайдеггер), затем собственно в философской герменевтики. В учении Гадамера герменевтика приобретает функции онтологии (поскольку «бытие, которое может быть понято, есть язык» и социальной философии и понимание есть форма осуществления общественной жизни) и «критики идеологии». Результатом оказывается замыкание философии в сфере языка, что роднит герменевтику с неопозитивистским «анализом языка». В рамках Франкфуртской школы герменевтика как «критика идеологии» должна раскрыть на анализе языка «средство господства и социальной власти», служащее «оправданию отношений организованного насилия». У Хабермаса, К О.Апеля, А.Лоренцера и др. герменевтика выступает одним из средств консолидации различных течений современной западной философии, причем усиливается ее субъективизм; герменевтика призвана уже не столько «понять» текст, сколько вложить в него новые «интерпретации». Сформировавшуюся в различных частных гуманитарных науках методику понимания Дильтей впервые попытался применить в более общем плане - к человеческой жизни в целом, что дало исследователям основание называть Дильтея основателем философской герменевтики.

Надо, однако, учесть, что термин «герменевтика» сам Дильтей применительно к собственной философии практически не употребляет. Впервые это сделал Хайдеггер в лекциях 1919-1925 гг. Новый импульс развитию темы «Дильтей и герменевтика» был дан в шестидесятых с появлением «Истины и метод» Г.Г.Гадамера.

Метод философии жизни базируется, по Дильтею, на триединстве переживания определенных жизненных состояний и процессов, выражения (термин, который Дильтей употребляет в качестве синонима для «объективаций жизни») и понимания. Цель данной работы: попытаться понять и охарактеризовать философскую герменевтику Дильтея.

РСтруктура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Общий объем работы 18 страниц. 1.

Вильгельм Дильтей и философия жизни

Вильгельм Дильтей и философия жизни 1.1

Жизнь и сочинения

в городе Биберих, в семье священника. В духе традиций семьи Дильтей го... Обращение к феномену понимания делает философско-методологическую прог... Наше сознание этого мира всегда предполагает его предварительное освое... Много размышляя о специфике исторических наук, противопоставляя их нау... По мнению Дильтея, существует только одна наука, способная постичь эту...

Заключение Вклад, внесенный Дильтеем в философию вообще и в теорию познания, в частности, был оценен по достоинству уже после его смерти.

Отчасти это случилось из-за старомодной терминологии - вместо терминов «культура» и «науки о культуре» (гуманитарные науки) Дильтей пользовался терминами «дух» и «науки о духе», что сразу же помещало его в традицию классического немецкого идеализма и романтизма. Таким образом, несмотря на то, что Дильтей, по сути, разрабатывал ту же проблематику, что занимала «философию культуры» конца 19 - начала 20 вв Дильтей долгое время не был включен в ее контекст.

Между тем для дильтеевского подхода характерен ряд моментов, выгодно отличающих его от концепции культуры, предложенной неокантианством. Во-первых, проблематику специфики историко-гуманитарного знания Дильтей, в противоположность Виндельбанду и Риккерту, не сводит к методологическим вопросам. Для Риккерта различение между «науками о культуре» и «науками о природе» обусловлено теоретико-познавательными причинами, а именно особенностями «образования понятий» в различных видах познания - историческом, с одной стороны, и естественнонаучном, с другой.

Если естественные науки оперируют ценностно ненагруженными и «генерализирующими», т.е. обобщающими, отвлекающимися от индивидуальности, методами, то историческое познание является ценностным, «индивидуализирующим». Отличие сферы «природы» от сферы «истории» носит, согласно Риккерту, исключительно формальный характер: они познаются по-разному не в силу их онтологических свойств, а в силу того, что при их познании применяются разные логические средства. Очень похожее различение вводит Виндельбанд.

У него оно предстает в виде дихотомии «номотетических» и «идиографических» методов. Номотетический метод естествознания направлен на выявление закономерностей, тогда как идиографический метод исторического познания описывает индивидуальность, уникальную неповторимость явлений. У Дильтея же различие двух типов познания носит предметный характер: ученому-гуманитарию предстает в известной мере другая действительность, нежели та, с которой имеет дело представитель естественных наук. Во-вторых, содержание гуманитарного познания («наук о духе») далеко не сводится к исторической науке.

Если для неокантианства «наука о культуре», по сути, тождественна истории как науке, то Дильтей рассматривает гуманитарное познание в качестве высоко дифференцированной целостности. К области «наук о духе» относятся, наряду с историей, филология, искусствознание, религиоведение и т.д. В-третьих, в том, что касается собственно методологического аспекта затронутой проблемы, Дильтей, опять-таки в противовес неокантианству, не редуцирует метод гуманитарного познания к «индивидуализирующим» процедурам историографии: наряду с «историческими», он выделяет «системно-теоретические» и «культурно-практические» методы гуманитарных наук. Наконец, в-четвертых, место познания культурно-исторического мира в неокантианстве определено рамками «философии ценностей»; культура предстает в результате как застывшая система, как неподвижный мир ценностей.

Предлагаемая Дильтеем категория «жизнь» (и, соответственно, «философия жизни») обещает послужить гораздо более адекватным средством теоретического схватывания реальности культуры в ее динамике и изменчивости.

Список использованной литературы 1. История философии. Запад-Россия-Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Кн. 3 М.: 1998. 2. Сборник научных трудов. Выпуск XVIII Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. 3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник / А.Г.Спиркин М.: Гардарики, 2002. 4. Суворова А.Н. Введение в современную философию.

Учебное пособие. / А.Н.Суворова - Киев, 2005.

– Конец работы –

Используемые теги: герменевтика, Дильтея0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Герменевтика Дильтея

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Аналитическая философия и герменевтика (К. -О. Апель)
Философия Апеля прошла в своем развитии ряд этапов, последовательность которых связана с ориентацией, в частности, на философские учения Канта и… На формирование философских взглядов Апеля существенное влияние оказал также… Апель развил учение Пирса в аспекте трансцендентальной семиотики.На основе критического анализа достижений…

Интерпретация и понимание в философской герменевтике
Основная цель герменевтического метода - понять автора и его текст. Текст и речь превратились в альфу и омегу герменевтики. Один из основателей… Не человек говорит на языке, а язык (по М. Хайдеггеру, само бытие) - через… Язык имеет самостоятельное бытие относительно индивида. Как подчеркивает В. Четвернин, в практике толкования текста…

Герменевтика эпохи Реформации
Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется герменевтом. Предмет… Исследование этой традиции позволяет выделить основные приемы толкования … Герменевтика также призвана изучить историческое возникновение методов истолкования Священного Писания и проследить их…

ИСТИНА И МЕТОД: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ
На сайте allrefs.net читайте: "ИСТИНА И МЕТОД: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ"

Рикёр П. Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике
o... Рик р П Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике От переводчика Поль Рик р...

КОГНИТИВНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА
На сайте allrefs.net читайте: "КОГНИТИВНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА"

Герменевтика как философское направление
Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности… Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность… Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром». М.…

Основы Герменевтики
Всякий раз, читая Библию, мы понимаем ее, исходя из целого набора различных условий, в которых находимся говорят, что следует держаться только… С одной стороны, это совершенно правильный принцип. Есть очень религиозные люди, которые читают только Библию и приводят из нее изречения люди высокого благочестия и…

Герменевтика
Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст. Первыми герменевтиками были… Чтобы составить целостное представление о ней, необходимо рассмотреть… В античной философии и филологии под герменевтикой понимали искусство толкования иносказаний, многозначных символов,…

Герменевтика в социологии
Необходимость толкования текстов вызвана следующими причинами 1 неясность древнего текста, зависящая от содержащихся в законе архаических, вышедших… Метод понимания действия путем аналитической интерпретации текста или действия… А. КамюЭстетический объект это произведение искусства, воспринятое как таковое, произведение искусства, добившееся…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Социология - герменевтика Начинаю искать , что для них правильно и какая точка отсчета. Правильно- это значит, с какой точки зрения. То есть когда получается каша такая, это… Если человек умеет расставить акценты, хотя бы видит, что отличает одних от… Взяли у схоластов, это вообще в дальней философии, и испортили, а после этого говорят, сто вот интенция, Гуссерль, и…
  • Театральная герменевтика и анализ театрального текста Четвертая - осознание источников, целей, мотивов, причин процесса осмысления явления или сообщения 2. М. Бахтин в Эстетике словесного творчества… Это утверждение явно перекликается с высказываниями П. Успенского в такой,… Понимание - это - не знание, ибо знание фиксирует сокращает подвижность отражения того, что в движении, а понимание…
  • ХАОС, ГЕРМЕНЕВТИКА, ЖУРНАЛІСТИКА, або Світоглядницькі засади творчості у мас-медіа Зовн вона вигляда надзвичайно хаотично, ця нерозбрана маса повдомлень нформацйних агентств, прес-служб, нших редакц, власних вражень та планв. В нй… Зрозумти, у як причинно-наслдков ланцюги складаються державн, економчн,… На жаль, теоря масово комункац розвиваться окремо вд ц галуз сучасно науки та, як у випадку з теорю розумння,…
  • Герменевтика в социологии Необходимость толкования текстов вызвана следующими причинами 1 неясность древнего текста, зависящая от содержащихся в законе архаических, вышедших… Метод понимания действия путем аналитической интерпретации текста или действия… А. КамюЭстетический объект это произведение искусства, воспринятое как таковое, произведение искусства, добившееся…