рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Душа по Аристотелю

Душа по Аристотелю - раздел Философия, Аристотель «О Душе» Аристотель Как Никто Другой Понимал Важность Вопроса О К...

Аристотель «О душе» Аристотель как никто другой понимал важность вопроса о категориальной принадлежности души. Прежде всего, говорил он, мы должны определить, к какой категории относится душа. Есть ли она материя или форма, качество или количество, сущее в возможности или сущее в действительности? И здесь Аристотель схватывает самую суть: главная трудность в вопросе о душе – определить ее категориальную принадлежность.В конце концов, Аристотель дает такое решение проблемы: душа есть форма и энтелехия живого тела. Эти определения не отличаются прозрачностью и потому нуждаются в разъяснениях.

Проще всего понять первое определение: душа – форма живого тела. С формой мы уже знакомы из «Метафизики» и потому готовы к уяснению того, что это определение означает: душа – сущность живого тела и причина его бытия. Без души тело лишается жизни, но и сама она без тела не существует.Однако сути самой души это определение не задевает: оно касается не столько ее самой, сколько ее отношения к телу. Второе определение куда богаче по содержанию, но и куда труднее для понимания.

Со словом «энтелехия» мы еще не встречались, и не случайно переводчики оставляют его без перевода.Ибо очень трудно подобрать русское слово, которое передавало бы смысл Аристотелевой «энтелехии». К уяснению смысла «энтелехии» ведут приводимые Аристотелем примеры: энтелехия глаза – зрение (или видение), энтелехия топора – раскалывание. Более того, Аристотель прямо уподобляет душу зрению: «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение». И далее: «…Как раскалывание и видение суть энтелехия, так и бодрствование; а душа есть такая энтелехия, как зрение и сила орудия…» (О душе, кн. 2, гл. 1). [1] Разумеется, душа не есть зрение и тем более не есть раскалывание.

Однако в этих уподоблениях Аристотель схватывает главное – категориальную принадлежность души. Душа относится к телу ровно так же, как зрение – к глазу, а раскалывание – к топору.Душа, зрение и раскалывание суть одна и та же категория, как бы ни отличались они между собой во всем остальном.

Увидеть в душе нечто похожее на зрение и раскалывание мешает повседневная речь. Мы говорим «душа болит», и тогда душа куда ближе к глазу и топору, чем к зрению и раскалыванию.Ибо разве может болеть зрение? Разве не глазу подобает «боление»? Мы говорим также «не лезь в душу» или «у меня в душе все кипит», и тогда душа куда ближе даже не к глазу или топору, а к сфере, куда можно «пролезть» и где «кипят» всякие там страсти и прочее.

Иными словами, можно понять то, почему категориальное определение души по Аристотелю не прижилось, да и вообще осталось непонятым. Тем более что и сам Аристотель не проявил должной последовательности и постоянно изменял своему же собственному определению.Но каким словом мы должны назвать категорию, к которой относятся душа, зрение и раскалывание? А также слушание и осязание, сидение и хождение, чтение и писание? Следуя некоторым высказываниям Аристотеля, все перечисленное можно было бы назвать «деятельностью», но лучше – способом бытия. «Способ бытия» – вот имя категории, к которой относится душа вместе со зрением и раскалыванием. «Способ бытия» – вот русское словосочетание, которое передает смысл Аристотелевой «энтелехии». Ответ на вопрос «какой категории душа?»: душа – способ бытия, – и именно Аристотель первым дал этот ответ.

Словосочетание «способ бытия» можно сократить до слова «бытие», но только если понять бытие правильно.Правильное понимание предполагает четкое отделение бытия от сущего.

Примеры сущего: камень, дом, кошка. Примеры бытия: падение (камня), горение (дома), выслеживание (кошкой мышки). Видно, что бытие передается всегда существительным, которое образовано от глагола: падать, гореть, выслеживать. Сущее тоже передается существительным, но от глагола не образованным. Животная душа Все живые существа обладают душой растительной, но животные – еще и животной.Животная душа – это способность ощущения, а ощущение – это восприятие формы вещи без материи.

Ясно, что в данном случае речь идет о пространственной форме вещи, ибо форма как сущность ощущению недоступна. Вместе со способностью ощущения у животных появляется и способность желания. Ибо тот, кто способен ощущать, способен испытывать удовольствие от приятного, а значит и желать, так как желание есть стремление к приятному. Следовательно, животная душа имеет по меньшей мере две части – способность ощущения и способность желания.Но на самом деле частей куда больше, так как способность ощущения не едина.

Она распадается на столько способностей, сколько имеется органов чувств: способность зрения, слушания, обоняния, вкуса, осязания.Кроме того, частью животной души является способность воображения, а также всевозможные страсти: гнев, отвага, скорбь, радость и т.д. Множественность «частей» души вызывает у Аристотеля некоторое смущение: «И здесь сразу возникает затруднение: в каком смысле следует говорить о частях души и сколько их. Ведь с какой-то стороны кажется, что имеется бесчисленное множество их…». В конце концов, он так преодолевает эту трудность: «…Определение души одно в том же смысле, в каком одно определение геометрической фигуры.

Ведь ни в последнем случае нет фигуры помимо треугольника и производных от него фигур, ни в первом случае душа не существует помимо перечисленных способностей души. Однако, так же как для фигур возможно общее определение… точно так же обстоит дело и с упомянутыми душами» (О душе, кн. 2, гл. 3). [2] Из этих слов следует, что каждая из перечисленных выше способностей есть животная душа, подобно тому как треугольник, квадрат и т.д. есть геометрическая фигура. Благодаря животной душе животные способны двигаться.

Сама душа остается при этом неподвижной и движет телом так, как движет предмет желания. Животное воображает предмет желания и стремится к нему ради удовольствия. Учение Аристотеля о душе заслуживает высокой оценки.Стагирит первым определил душу как способ бытия живого существа и этим надолго опередил время. Правда, он не смог удержаться в рамках своего определения и в частных исследованиях души толковал ее скорее как способность.

Однако даже в таком толковании душа куда ближе к способу бытия, чем когда мы толкуем ее как целое. Вместе с тем Аристотелю не удалось найти «видовое отличие» души. Способность питания не годится на роль такого отличия, ибо трудно признать все питающееся одушевленным.Ближе к душе способность ощущения, но и она до души все же не дотягивает. Неужели все ощущающее тем самым и одушевлено? Неужели способность воспринимать форму вещи без материи отличает одушевленное от неодушевленного? Что-то такому отождествлению явно противится, хотя и трудно сказать «что». Ясно лишь одно: душа есть нечто большее, чем способность ощущения.

Но что?.

– Конец работы –

Используемые теги: Душа, Аристотелю0.055

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Душа по Аристотелю

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Размышления о душе
Сегодня душа существует пока только для чувствующих. Я предлагаю гипотезу её материального существования для видящих. Итак, душа – это название… Информация может быть считана другим материальным объектом, имеющим устройство… Можно высказать предположение – в материальном теле происходит не только запись и сохранение информации, но более…

Концепт "душа" как основа русской ментальности: особенности речевой реализации
Общее понятие рассматривается как акт нашего сознания; слово экстрагирует переживание, которое испускает импульсы эмоционального спектра.Определение… В русском художественном дискурсе важно определить корреляции таких понятий,… Онтологический статус концепта или значения можно определить, лишь выявив и дифференцировав взаимокорреляции концепта…

Душа человека.
Но ведь если задуматься для чего нужны деньги и для каких целей мы их тратим. Все это не приносит духовного успокоения. Мы мечтаем о шикарной даче,… Мы обсудили материальные ценности, а теперь поговорим о духовном состоянии… Я сама часто была в таких ситуациях, но как-то пыталась их решать. У меня не всегда – это получалось и мне помогали…

"Черные дыры" в человеческой душе
Гёте возвращается в родительский дом во Франкфурте - у него нет больше силпродолжать учебу в Лейпцигском университете. Почти полтора года провел он… Недаром Всемирная организацияздравоохранения, центр которой находится в… А в результате более 800 000 человек в мире сегодня страдают от подавленности духа в такой степени, чтоищут выход из…

ТМ: душа и чистое сознание
Ключевыми понятиями для учения Махариши Махеш Йоги о высших состояниях сознания и, соответственно, наиболее часто используемыми являются: чистое,… Комментарий Махариши Махеш Йоги к ней: «Здесь Господь разъясняет необходимость… Отдавая должное мудрости Махариши Махеш Йоги, фиксируем ключевой вопрос для данной статьи вопрос: «Разве практики…

Учение Аристотеля о душе. Разум и воля.
Разумная же душа, которой обладает из всех животных одни лишь человек, помимо перечисленных функций, общих у человека с растениями и животными,… По-следний главным образом присущ человеку, тогда как деятельный разум - лишь… Пытаясь разрешить трудность, возникшую у Платона в связи с учением о “трех душах” и вызванную стремлением объяснить…

«Школа Kaysen : система развития души и тела»
На сайте allrefs.net читайте: "«Школа Kaysen : система развития души и тела»"

Изображение души в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя
Нужно отметить, что изучение «петербургского» цикла гоголевских произведений именно в контексте духовной проблематики началось не так давно.… Предметом исследования является идейно-художественный замысел «петербургских»… Исследуется единство проблематики «петербургских» повестей, анализируются «сквозные» для всех произведений цикла темы…

Душа человека
Из таких первичных ощущений образуется всё дальнейшее содержание нашего духа. Само отношение взаимодействия человека с окружающим миром содержит в… Материей мы называем всё то, что разделено, что обособлено, что оказывает нам… Соответственно, материальность мира означает, что всё в нём разделено и существует только в виде множества отдельных…

Философские взгляды H. Бердяева. Н. Бердяев о "российской душе
Причиной разрыва с марксизмом для Бердяева было неприятие им идеи диктатуры и революционного насилия, несогласие с тем, что историческая истина… Но даже встав на позиции христианства, он искал не веры, а знания, он и в… А в 1922 году Бердяева арестовали и после допроса на Лубянке у самого Дзержинского выслали за границу на "философском…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Целостный анализ произведения "Мертвые души" Н.В. Гоголя Конфликтом "Мертвых душ" писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и… С одной стороны – мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками… Несомненно в поэме «Мертвые души» присутствует сатирический пафос. На мой взгляд, в отношении помещиков, да и самого …
  • Диалектика души у художника А.М. Шилова и писателя Л.Н. Толстого Познакомившись с их творческими особенностями, мы сможем более точно сравнить два разных языка передачи душевных мыслей. Итак, художник XX столетия,… По ту сторону полотна мир живет так, как, наверное, автор хотел его увидеть.… Так, смерть дочери заставила художника пересмотреть многие взгляды на жизнь, а значит и изменить свое отношение к…
  • Новелла Мериме "Души чистилища" В новелле «Души чистилища» 1834 разрабатывается легенда о Дон Жуане, в ней затрагиваются важные, на мой взгляд, проблемы, о двойственной жизни… Ярко выписанные характеры мы находим в этой новелле, это и сам дон Хуан и Дон… Это своеобразная удвоенная новелла, или эллипсис. Под эллипсисом понимается такая форма художественного произведения,…
  • Мертвые души» потрясли всю Россию… Перед нами предстает обычный губернский город NN, вместе со всем его высшим светом – местными чиновниками, провинциальными барышнями и прочими… Этот герой являет собой новый для русской литературы тип… Но, когда учитель, более других ценивший рвение нашего героя, был выгнан из школы за пьянство, Чичиков меньше всех…
  • Книга женской души А именно эти качества присущи женской душе. Лирика рождается из непреодолимой потребности душевного самораскрытия, из жадного стремления поэта… Вся гамма чувств доступна женской лирики — любовь и гнев, радость и печаль,… Личность поэта должна быть непременно значительной, духовно богатой и тонкой. Только при этом условии лирическая…