ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ - раздел Философия,
Эмерих Корет
Основы ...
Эмерих Корет
ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ
Перевод В. Терлецкого
Киев: "Тандем", 1998
Emerich Coreth. Grundriss der Metaphysik. Innsbruck-Wien: Tyrolia-Verlag, 1994
Аннотация
Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Что такое метафизика?
1.1.1. Вопрошание человека
1.1.2. К понятию метафизики
1.1.2.1. Греческая философия
1.1.2.2. Фома Аквинский и схоластика
1.1.2.3. Мышление Нового времени
1.1.3. Критика метафизики
1.1.4. Значение метафизики
1.2. Как возможна метафизика?
1.2.1. К вопросу о методе
1.2.2. Предмет и метод
1.2.3. Трансцендентальная рефлексия
1.2.4. Начинание в вопросе
1.2.5. Язык вопрошания
1.2.6. Основные элементы метода
ОТ ВОПРОШАНИЯ К БЫТИЮ
2.1. Вопрос
2.1.1. Вопрос как начало
2.1.2. Вопрос о вопросе
2.1.3. Условия вопрошания
2.1.4. Трансцендентальное условие
2.2. Предзнание вопрошания
2.2.1. Нетематическое предзнание
2.2.2. Эмпирическое предзнание
2.2.3. Чистое предзнание
2.2.4. Чистое предвосхищение
2.3. Горизонт бытия
2.3.1. Понятие горизонта
2.3.2. Вопрошание о бытии
2.3.3. Безусловная значимость
2.3.4. Неограниченная сфера
2.4. Понятие бытия
2.4.1. Всеобщее понятие
2.4.2. Трансцендентное понятие
2.4.3. Аналогическое понятие
2.4.4. Аналогическое понятие бытия
2.4.5. Истолкования аналогии
2.4.6. Аналогия действительности бытия
БЫТИЕ И СУЩЕЕ
3.1. Тождество и различие
3.1.1. Субъект и объект
3.1.2. Знание и бытие
3.1.3. Субъект и объект сами по себе
3.1.4. Конечное сущее
3.2. Бытие и сущность
3.2.1. К истории проблемы
3.2.2. Бытие сущего
3.2.2.1. Принцип существования
3.2.2.2. Принцип содержания бытия
3.2.2.3. Принцип возможного
3.2.2.4. Принцип вседействительности бытия
3.2.3. Сущность сущего
3.2.3.1. Принцип ограничения
3.2.3.2. Сущность сущности
3.2.4. Различие бытия и сущности
3.3. Субстанция и акциденция
3.3.1. Категории
3.3.2. Субстанция
3.3.3. Акциденция
3.3.4. Субстанциальная целостность
БЫТИЕ И ДЕЙСТВИЕ
4.1. Действие как самоисполнение
4.1.1. Бытие как принцип действия
4.1.2. Сущность как принцип действия
4.2. Действие на другое
4.2.1. Действие как отношение действия
4.2.2. Действие и противодействие
4.2.3. Способ действия и исполнение действия
4.3. Духовное действие
4.3.1. Дух как при-себе-бытие
4.3.2. К истории проблемы
4.3.3. Сознание
4.3.4. Конечное и бесконечное
4.3.5. Духовное бытие
4.3.6. Знание и воление
4.3.6.1. Исполнение субъекта и объекта
4.3.6.2. Двойственность знания и воления
4.4. Законы бытия
4.4.1. Закон тождества
4.4.2. Закон причинности
4.4.2.1. К истории проблемы
4.4.2.2. Основные понятия
4.4.2.3. Обнаружение принципа
4.4.3. Закон финальности
4.4.3.1. К истории проблемы
4.4.3.2. Основные понятия
4.4.3.3. Обнаружение принципа
4.4.4. Единство законов бытия
ЕДИНОЕ, ИСТИННОЕ И БЛАГОЕ
5.1. Трансценденталии
5.1.1. Трансцендентное и трансцендентальное
5.1.2. Трансцендентальные свойства
5.1.3. К методическому обнаружению
5.2. Бытие как единство
5.2.1. К понятию единства
5.2.2. Сущностное единство
5.2.3. Единичность
5.2.4. Все-единство
5.2.5. Аналогия единства
5.3. Бытие как истина
5.3.1. Истинное и благое
5.3.2. Логическая истина
5.3.3. Онтическая истина
5.3.4. Онтологическая истина
5.3.5. Бесконечная истина
5.3.6. Аналогия истины
5.4. Бытие как благость
5.4.1. От знания к волению
5.4.2. Примат теории или практики
5.4.3. Онтическая и исполненная благость
5.4.4. Основание онтической благости
5.4.5. К проблеме ценности
5.4.6. Онтологическая благость
5.4.7. Бесконечная благость
5.4.8. Аналогия благости
5.4.9. Проблема зла
5.5. Единство трансценденталий
5.5.1. Единое как истинное и благое
5.5.2. Дальнейшие трансценденталий?
БЫТИЕ И МИР
6.1. Мир человека
6.1.1. Понятие мира
6.1.2. Действительность мира
6.2. Ступени бытия
6.2.1. Материальные вещи
6.2.2. Телесная жизнь
6.2.3. Человеческое существование
6.2.4. Основная свобода
6.2.5. Дух в другом
САМО БЫТИЕ
7.1. Бытие Бога
7.1.1. Вопрос о бытии как вопрос о Боге
7.1.2. Вопрос о доказательствах бытия Бога
7.1.3. Необходимость бытия
7.1.4. Причина мира
7.1.5. Конечная цель духа
7.2. Сущность Бога
7.2.1. Аналогическое познание Бога
7.2.2. Абсолютное бытие
7.2.3. Бесконечный дух
7.2.4. Личностный Бог
7.3. Человек и Бог
7.3.1. Отношение к Богу
7.3.2. Философия и религия
Список литературы
От переводчика
Эмерих Корет
ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ
Учеб. пособие. – Киев: "Тандем", 1998. – 246 с.
Аннотация
Предлагаемое вниманию читателя учебное пособие австрийского философа и теолога Э. Корета (р. 1919) являет собой единственную, пожалуй, в настоящее время попытку систематического изложения метафизики. Основные элементы метафизической традиции представлены в ней как условия личностной самореализации человека в горизонте бытия. Раскрывается сущностная направленность человеческого духовного самоисполнения на абсолютное бытие.
Для студентов вузов, преподавателей, для всех, интересующихся философией.
© Терлецкий В., пер с нем., 1998
© ПК ООО "Тандем", 1998
ПРЕДИСЛОВИЕ
"То, что доныне называлось метафизикой, подверглось, так сказать, радикальному искоренению и исчезло из области наук", ибо "утрачен интерес отчасти к содержанию, отчасти к форме, отчасти к обоим". Эти слова подтверждают, что уже Гегель в свое время сожалел о "закате метафизики". Подобное могло быть сказано и в наше время, ибо не только в значительной мере исчез интерес к метафизике, но объявляется также "преодоление метафизики", провозглашается наступление "пост-метафизического" века. Но знают ли те, кто так молвит, о чем идет речь?
Гегель считает "примечательным", что когда "народ утрачивает свою метафизику", возникает "странное зрелище": "образованный народ без метафизики выглядит подобно храму, в общем-то роскошно украшенному, но без святыни" (WW G1 4, 13 f.). Мы можем усомниться, является ли наш мир настолько уж "роскошно украшенным" "храмом"" а также следует ли почитать метафизику как "святыню"" и обязан ли "народ" иметь метафизику. Последняя никогда не была делом каждого, но лишь тех, кто вновь вместе с Гегелем готов предаться "напряжению понятия".
Кто отваживается на это, тому могут проясниться смысл и значение метафизики. Она – наука ль, или нет, – уже по Канту, есть "природная склонность" человека. Более того, она всегда и необходимо предполагается и со-подтверждается в самоисполнении человеческого существования, потому что коренится в изначальном знании исполнения, которое не отчетливо, а лишь нетематически уже заключает в себе знание о бытии, об основных законах и основных структурах бытия. Дело метафизики – посредством рефлексии тематизировать,
Здесь и далее "звездочкой" обозначены ссылки на русские переводы данных произведений (см. Примечания). приводить к понятию и вести речь об этом нетематическом понимании бытия, которое как условие лежит в основе всякого отдельного знания, а также воления и поступков.
Задачей моей "Метафизики" (1961, 3-е издание, 1980) было показать это. Она задумывалась лишь как попытка, но, сверх ожидания, привлекла некоторое внимание и нашла распространение. Так, после долгих колебаний я принял решение дать сжатую новую редакцию, скромно представленную здесь как "Основы метафизики".
В ней, пусть более чем три десятилетия спустя, я заявляю о своей приверженности к прежним духовным истокам и направлению мышления, к традиции схоластической философии, в особенности трансцендентальному повороту со времен Ж. Марешаля, в чем К. Ранер усмотрел конец подлинной неосхоластики и преобразование способа мышления. К этому привели или в этом особенно утвердили меня И. Б. Лотц и К. Ранер, не менее чем собственные исследования трансцендентально-философского мышления от Канта до Гегеля и др. За помощь проясняюще-сомыслящего характера я искренне благодарен В. Бруггеру и О. Мукку. То, что произошло в моем собственном мышлении, я не хотел бы связывать с конкретным именем (например с Марешалем), а просто предметно обозначу как трансцендентальную или (нейтральнее выражаясь) как рефлексивную метафизику.
На основании этого подхода уже предпринимались теоретико-познавательные исследования, однако еще нет цельной, методически и систематически осуществленной метафизики; ее, насколько мне известно, не существует до сегодняшнего дня. Нечто подобное я и хотел осуществить; из этого возникла моя "Метафизика". Я стремился включить в нее наиболее важные содержательные моменты традиции метафизического или онтологического мышления, однако представить их по-новому благодаря трансцендентальной рефлексии, т.е. показать их как условия личностного самоисполнения. Явившиеся следствием этого воззрения в то же время хотелось отнести к новейшей философии, чтобы благодаря этому вновь сделать метафизику жизненной и плодотворной. Я стремился не только изложить (категориально-онтологические) способы бытия конечного сущего, но прежде всего достичь (трансцендентально-метафизического) горизонта бытия, т.е. сущностной, a priori изначальной открытости человеческого духа бытию, т.е. своеобразия духовного самоисполнения в горизонте бытия, а следовательно, показать его сущностно-конститутивную направленность на абсолютное бытие – человек есть трансценденция. Только в этом метафизика обретает свой смысл и свою цель.
Таким образом, предлагаемые "Основы метафизики" возобновляют, по существу, устремление, а также методический подход прежней "Метафизики" и есть продолжение ее, но в другой форме. Текст составлен заново, но многое могло быть взято из предшествующего. Я стремился сохранить в весьма ограниченном объеме наиболее важные моменты, еще яснее, понятнее и нагляднее изложить, а также дополнить их с иной точки зрения или внести поправку с позиций сегодняшнего видения. При этом многое, прежде всего историко-философские экскурсы, пришлось опустить или ограничиться краткими указаниями. Из этого должен был получиться не тезисный учебник, а книга, которую можно читать со-мысля. Пусть лишь в виде "Основ", но все же она призвана вершить дело метафизики, пытаясь соблюдать, приблизить и сделать пригодным к академическому преподаванию то, что может и должна осуществить даже в наше время метафизика как рефлексия над основным знанием человека в горизонте бытия. Если этот опыт вносит лепту в то, что метафизика не "искореняется радикально", а далее и по-новому выполняет свою задачу, то он стоил того, чтобы потрудиться, и его цель достигнута.
К тексту следует заметить: чтобы облегчить внутренние отсылки, использовалась десятичная нумерация разделов, поэтому указания на другие тексты (в скобках) даются с цифрой раздела. Сноски по возможности исключались. Ссылки на других авторов отмечены в скобках с указанием заголовка и года первого издания сочинения, во всяком случае с сокращением названия. Цитируемые издания можно найти в списке литературы, где приведены не только процитированные в тексте, но и рекомендуемые для дальнейшего изучения.
За готовность помочь и плодотворное сотрудничество, прежде всего за техническую обработку текста на компьютере, я выражаю особую сердечную благодарность госпоже Габриэле Винклер из Института христианской философии: без ее помощи труд не удался бы в такой мере. Я также искренне признателен издательству "Tyrolia". Когда-то издание моей "Метафизики" было издательским риском. Если это издательство (после многих других) ныне еще раз переиздало мой старый труд, я могу лишь быть благодарен и в то же время надеяться, что он и в этой форме внесет свой вклад в служение истине бытия.
Инсбрук, май 1994 г.
Эмерих Корет SJ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Что такое метафизика?
Но как мы вопрошаем, кого или что? Изначальным местом вопрошания является разговор. Так, уже ребенок спрашивает, что есть нечто и почему оно есть. И… 1.1.1.2. О чем мы вопрошаем? Что мы хотим знать? Прежде всего мы обязаны… 1.1.1.3. Эмпирические науки вместе с технологией прежде всего не дают ответа на вопрос о смысле человека. Это не их…
1.1.2.1. Греческая философия
1.1.2.1.1. Первым вопросом западноевропейской философии уже в раннем греческом… Существенное различие основания и обоснованного впервые ясно познается Платоном (427-347 до Р. X.). По ту сторону…
Если тем самым уже в сфере опыта понятия утрачивают свою реальную значимость, го еще меньше они могут осмысленно употребляться за пределами опыта.… 1.1.3.2. Из этого исходит английский эмпиризм (Джон Локк, 1632-1704),… При таких воззрениях усмотрение разумом не имеет самостоятельной, выходящей за пределы чувственного познания функции.…
Значение метафизики может вытекать только из ее предметного развертывания. Здесь следует лишь предварительно указать на некоторые аспекты ее… 1.1.4.2. Если метафизика не только понимается как понятийно-абстрактный… Так как метафизика раскрывает и излагает то основное знание, которое как условие предшествует всякому предметному…
1.2.1.1. Уже самим названием мета-физика она обозначена как такая наука, которая не имеет дела с ограниченной, предданной опыту предметной сферой,… 1.2.1.2. Кроме того, для метафизики невозможны какие-либо методические… Физика (как наука) не есть предмет физического исследования. Математика (как наука) – не арифметическая задача.…
Совершенно иначе обстоит дело в метафизике, ибо ее "предмет" не является опытно предданным. "Сущее как сущее", тем более… 1.2.2.2. Но не дает ли уже сам этот вопрос подход к ответу на него? Могли бы…
Это понимание не ново. Не все содержания познания возникают из опыта. Мы мыслим и говорим всеобщими понятиями, значимость которых выходит за пределы… Фома Аквинский, сделавший решительный поворот к Аристотелю, также знал об… Подобные воззрения лежат также в основе учения Декарта о "врожденных идеях", хотя он слишком…
Гегель говорит, что начало должно "быть или опосредствованным или непосредственным", но "ни одним, ни другим быть не может; тем самым… Под "непосредственным" началом он понимает как чистое "Я… С тех пор вопрос о правильном подходе ставился вновь и вновь, за исходное брали суждение, язык, историю, человеческое…
Истоком языка является разговор, диалог, отношения и общение с другими людьми. Лишь поэтому мы научаемся говорить, врастаем в общность некоего… 1.2.5.2. Что происходит в языке? Примечательный, почти таинственный… 1.2.5.3. Язык предполагает, что мы дистанцируемся от отдельных, непосредственно воспринимаемых вещей или событий и…
1.2.6.1. Первый момент можно обозначить с помощью ключевых слов опосредствование непосредственности. Гегелю принадлежит уразумение того, что все… Всякое уразумение, уже всякий вопрос, да и всякое прочее отношение обусловлено… Для нашего подхода существенно то, что уже в исполнение акта вопрошания (а также знания и воления) входят…
Вопрос
Вопрос о начале, однако, сам дает ответ: начало есть вопрос. Такое начало является бесспорным и беспредпосылочным. Если оно ставится под вопрос, то… В стремлении новейшей философии к методическому обоснованию вопрос о…
Такой ход мысли не является логической конструкцией, он есть изложение того, что происходит во мне самом: если я вопрошаю о начале и в этом познаю… В определенном отдельном вопросе (содержательно) можно усомниться, правильно… Здесь речь идет не о языковой форме вопросительного предложения в его логико-грамматической структуре, а о реальном…
Здесь обнаруживается условие в строгом смысле (conditio sine qua non). Оно означает: только если дано некоторое (А), тогда и только тогда возможно… 1 О понятиях "условие", "основание" и "причина"… 2.1.3.2. Все же существует вопрос, как или из чего становится понятным указанное отношение условия. Ответ может быть…
2.1.4.1. Онтическое условие предположено как (реально) сущее, если возможен акт (исполнение); однако само оно не входит в акт и в последнем не… 2.1.4.2. Логическое условие есть такое условие, которое, хотя и нетематически,… Суждение может быть ложным, если высказанное содержание не соответствует, не отвечает предметным или формальным…
Предзнание вопрошания
Понятие "предзнание" [Vorwissen] имеет двойственный смысл: оно обозначает, что мы "прежде" нечто знаем – до того, как можем… Однако предзнание вначале (а чаще всего и впоследствии) остается… 1 Понятия "тематический" и "нетематический" сформировались в феноменологии Гуссерля, восприняты…
Поскольку определенный вопрос возможен лишь при условии определенного эмпирического предзнания, то мы можем назвать его конститутивным предзнанием.… Эмпирическое предзнание, конститутивно ли оно или только модификативно, есть…
Эмпирическое предзнание есть определенно ограниченное единичное знание, которое само еще стоит под вопросом; оно еще не засвидетельствовано как… Эмпирическое предзнание есть условие вопроса, поскольку это определенный… Во всяком вопрошании происходит предвосхищение как устремление от уже познанного к еще не-познанному, которое я хочу…
1 Уже Фома Аквинский говорит об "excessus", который он обосновывает в "intellectus agens", что особенно тщательно изложил… 2.2.4.2. На что направлено это предвосхищение? Насколько далеко оно… В эмпиризме (особенно у Юма) познание ограничено чувственно данным, в неопозитивизме – верифицируемым во внешнем опыте…
Горизонт бытия
2.3.1.1. Э. Гуссерль понимает под горизонтом "зону" или "задний план" отдельного восприятия, которое, благодаря наличию такого… 1 Husserl E., Ideen, 202; vgl.76, 199 u.a. 2 Husserl E., Erfahrung und… Это понятие воспринял М. Хайдеггер, однако понимал под горизонтом не только эмпирически установленный, но прежде всего…
2.3.2.1. Этот вопрос опять-таки сам (через реторсию) дает ответ: простирание вопрошания направлено на все, о чем я вообще могу вопрошать, на… Вопрошание как условие своей возможности предполагает предзнание, и не только… Если я все же вопрошаю о чем-либо, то я вопрошаю, "есть" ли оно и что оно "есть". Ничто из того,…
2.3.3.1. Решающее значение здесь имеет понимание момента безусловной значимости, содержащегося во всяком вопросе и во всяком суждении (поскольку оно… 1 Тем самым мы принимаем фундаментальное Марешалево понимание анализа суждения… Всякий отдельный вопрос о том или об этом уже предполагает предварительное знание о спрошенном. Я прежде уже знаю, как…
С одной стороны, со стороны субъекта, это означает, что есть нечто безусловно значимое для всякого познающего, способного к постижению истины… С другой стороны, а именно со стороны объекта, это предполагает: то, что… 2.3.4.2. Сказанное выше подтверждается обратным образом: если бы наше вопрошание и знание исполнялось в некоем…
Слово "сущее" непривычно в естественном словоупотреблении; так же мало было в ходу латинское слово "ens"1. По-иному обстояло… 1 Латынью говорили "absens" или "praesens", однако не…
Это не предполагает ни реальной всеобщности, к которой причастны отдельные вещи (понятийный реализм Платона), ни то, что понятие есть лишь внешнее… Понятие "сущего" (в краткой форме: понятие бытия1) в этом смысле… 1 Это обозначение пока еще не учитывает онтологическою различия между бытием и сущим, которое должно быть изложено…
Даже не принимая Аристотелево учение о категориях, мы можем утверждать, что понятие сущего охватывает решительно все, о чем мы вопрошаем, что мы… Ниже будет показано, что понятие бытия не единственное трансцендентное понятие…
2.4.3.1. Унивокативным (однозначным) является понятие, которое обо всех отдельных вещах, к которым оно относится, высказывается в одном и том же… 2.4.3.2. По сравнению с унивокативным, эквивокативное (многозначное) – это… 2.4.3.3. Аналогическим является понятие, которое, хотя и сохраняет свое значение (поэтому оно понятие, а не только…
Множество предполагает единство, различность предполагает общность (как единство во множестве). Иначе все распадалось бы на совершенно бессвязную… 2.4.4.2. Логически трансцендентное понятие не может быть ни эквивокативным, ни… Из этого следует, что понятие бытия не может совершенно отделяться (абстрагироваться) от дальнейших определений, ибо…
2.4.5.1. В школе строгого томизма аналогию пропорции (analogia proportionalitatis) развивал Фома де Вио Каэтан (в XVI ст.). Она подразумевает… Аналогия атрибуции, согласно Франсиско Суаресу (ок.1600), напротив, покоится… 2.4.5.2. В обеих формах аналогии кроется дальнейший вопрос: присуще ли на основе аналогического отношения не только…
Если указанное отношение мыслится в унивокативном смысле, то различность упраздняется в однообразном единстве. Так мыслят единство монизм или… Если же, напротив, отношение понимается эквивокативно, то единство… Таким образом, метафизика возможна только на основе аналогии бытия. Но то, что до сих пор было выведено из горизонта…
Однако чистого, абсолютного противопоставления все-таки быть не может, иначе как бы оно могло опосредствовать вопрошание и знание, благодаря… 3.1.1.2. Отношение субъекта и объекта стало проблемой в мышлении Нового… 1 Этим снимается противоположность объекта и субъекта, однако объект нивелируется до "момента" абсолютного…
В этом проявляется подлинный и изначальный смысл бытия: это само-по-себе-бытие, положенное-бытие [Gesetzt-Sein] как таковое, но не в смысле… Точно так же раскрывается смысл знания: оно есть не другое и внешнее по… То, что в при-себе-бытии заключается сущность "духовного" акта, должно быть еще показано (ср. 4.3.1; 6.2.3 и…
И все же в вопрошании одновременно полагается различие. Мы знаем, что мы не все знаем, что мы не все суть; мы вопрошаем о другом и предполагаем его… Различие первоначально проявляется в противоположности субъекта и объекта. Оно… Подобным же образом дело обстоит с субъектом, который сам себя знает в исполнении акта вопрошания и знания. Я…
Быть "конечным" означает быть бытийно-сообразно ограниченным. Конечность следует понимать не только в количественном смысле, т.е. что… Конечность есть основной опыт человека в его мире. Все вещи этого мира…
Бытие и сущность
Все, что есть, может быть опрошено, есть "ли" оно и "что" оно есть. Ответ на это дают "бытие" (esse) и "сущность" (essentia); говорят также о Dasein и Sosein, экзистенции и эссенции и т.п. Дальнейшие различения будут следовать из предмета.
Только когда нет (греческого) вечно по необходимости происходящего, а имеет место свободное творение Бога, тогда ставится проблема контингенции,… Фома Аквинский впервые применяет к отношению бытия и сущности (esse et… 3.2.1.2. Это учение было подхвачено схоластикой Средневековья и особенно обстоятельно развито Фомой Аквинским (в XIII…
3.2.2.1. Принцип существования
3.2.2.1.1. Если сущее есть то, что "есть", то бытие, которое ему… Мы можем всё опрашивать о том, есть ли оно (an sit) и что оно есть (quid sit). На первый вопрос ответ дается благодаря…
3.2.3.1. Принцип ограничения
3.2.3.1.1. Конечное сущее не есть само бытие; в нем положено лишь ограниченное… Всякое отрицание есть определенное отрицание: определенное тем, к чему оно относится и что оно отрицает. Относительное…
3.2.4.1. Если сущее опрашивается о том, есть ли оно и что оно есть, то существование и сущность оказываются понятийно отличаемыми аспектами. Их… Однако вопрос заключается в том, существует ли сверх этого какое-либо реальное… 3.2.4.2. Суаресианцами, в соответствии с их пониманием бытия, полностью и конкретно конституированное сущее…
Следовательно, полная действительность сущего еще не схвачена и не исчерпана тем, что конституировано посредством бытия и сущности. Имеются, кроме…
1 Особенно в "Категориях", которые комментировались уже Порфирием (в III ст. по Р. X.) в "Isagoge" (Введение); они были известны…
Решающим для этого был поворот от Платона к Аристотелю. Платон "первой субстанцией" (prote ousia) считал всеобщую идею как "поистине… 3.3.2.2. В этом смысле понятие субстанции вошло в традицию философского…
Такого рода суть (приведенные как примеры) количество (столь большой, столь тяжелый и т.п.), качество – как чувственные (цвет, тон, запах и т.д.),… Отношение акциденции к субстанции обозначается как ингеренция (от лат.… 3.3.3.2. Следует также обратить внимание на то, что реальная акциденция как определение субстанции, т.е. как…
Субстанция есть целое: реальная сущностная целостность или сущностный смысловой образ сущего. В основании давней дискуссии об атомарных носителях… Однако к конкретной действительности некоей конечной субстанции необходимо… Здесь уже обнаруживается действие, в котором мы можем усматривать основную акциденцию1. Все сущее есть действующее…
Мы поначалу пытались схватить это – уже в предварительном взгляде – в различии субстанции и акциденции, т.е. действие есть не (субстанциально)… Что есть действие – это может быть установлено лишь посредством рефлексии над…
В исполнении действия положенная действительность есть бытие, которое, однако, превышает первое осуществление сущего (actus primus) и перемещает его… 4.1.1.1. Даже будучи ограничено в конечном сущем благодаря сущности, бытие все… 4.1.1.2. Иными словами, бытие есть тождество, сущность же полагает различие. Если бытие и положено в различие конечной…
Как было показано выше, конечная сущность есть относительное отрицание как отрицательное отношение (3.2.3). Относя себя к другому и выделяя себя из…
Действие на другое
Из этого следует: в действии сущее, относя себя к другому и выделяя себя из другого, полагает само себя в новую сущностно определенную… 4.2.1.2. В силу этого сущее благодаря своей сущности не только – статически –…
Из этого следует далее, что сущее благодаря своему действию в другом не только активно причиняет или порождает (actio) действия в этом другом, но и… 4.2.2.2. Это также должно приниматься во внимание и тогда, когда необходимо… Однако внутреннее действие также всегда сообусловлено воздействием или влиянием извне, которые действующий должен сам…
4.2.3.2. Рефлексия над исполнением действия показала, что оно как акциденциальная величина не тождественно с субстанцией, а отлично от нее.… Однако и способность действия не тождественна с субстанциальным сущим. Она не… 4.2.3.3. С другой стороны, способность действия вытекает из субстанциального сущего: из бытия и сущности. Если бытие…
Духовное действие
Однако в то же время я знаю, что я вопрошаю, что я сам "есмь" как вопрошающий, который полагает или может полагать этот акт вопрошания… Знание о себе исполняется лишь в знании о другом. Однако знание о другом… Однако оба знания – знание о себе в знании о другом – есть знания о бытии. В том же самом акте я знаю, что я…
1 "Sui causa" превращается в определение свободы, частично у Фомы Аквинского; у Спинозы же, напротив, "causa sui" превращается в… 2 KpV B 155ff.; Grundlegung zur Metaphysik der Sitten, WW 4, 428ff..
Это остается значимым и для идеализма, для Фихте, который говорит об "относящем себя к себе дело-действии…
Исключительно лишь в этом заключается основание того, что мы можем "рефлектировать" над исполнением акта, т.е. имплицитное или… Из этого следует взаимное отношение условия: лишь в отношении к другому я могу… 4.3.3.2. Сознание, однако, есть исполнение бытия; сознательный акт сам есть некая положенная в действии…
Отсюда следует, что таковому акту во взаимном обусловливании присущи конечность и бесконечность. Он есть конечный акт, ибо исполнение действия… Эта бесконечность означает не актуальное обладание, а виртуальное простирание,… 4.3.4.2. Кант придерживался лишь конечности человеческого познания, вследствие чего, однако, был утерян безусловный…
Что это означает – может быть детальнее раскрыто только из сущности материи, т.е. материального бытия и действия (см. 6.2.1). Однако уже здесь…
Конечное духовное существо обязано осуществлять само себя в собственном действии – в актуальной конечности и виртуальной бесконечности. Его действие… Эта двойственность есть относительная противоположность [Gegensatz], она не… В манере и способе моего исполнения другого обнаруживается, однако, сущностное различие, имеющее основополагающее…
1 Законы бытия могут также подчиняться трем трансцендентальным определениям бытия: единому, истинному и благому (ср.5.1 и сл.). Однако так как это…
Этим доказывается изначальное знание о тождестве сущего, соответственно – об исключении не-тождества, как условие возможности осмысленного… 4.4.1.2. Часто этот закон выражают в краткой форме: А=А. Это правильно, однако… Закон тождества не простая тавтология и не чисто аналитическое положение, а синтетическое суждение, чей предикат…
4.4.2.1. К истории проблемы
Понимание необходимости основания для всего становления и всего изменения… Такое понимание осталось не без последствий. Оно воспринимается и уточняется, помимо прочих, у Фомы Аквинского.…
Определены ли и направлены ли "финально", или "телеологически", и в каком смысле естественные события всей вне- или… 4.4.3.1. К истории проблемы
4.4.3.1.1. Телеологическая картина мира свойственна всей классической греческой философии. Она была основополагающей…
4.4.4.1. Бытие необходимо есть бытие, оно исключает небытие; оно есть необходимое тождество. Последнее никогда не может быть всецело снято, т.е. не… 4.4.4.2. Если тождество бытия положено в различие сущего, то необходимо… 4.4.4.3. Если бытие в сущем положено в различие с самим собой, то оно необходимо стремится сверх себя к чистому…
Трансценденталии
В традиции они кратко были названы трансценденталиями, точнее "трансцендентальными свойствами сущего" (proprietates transcendentales… 1 Понятия "трансцендентное" и "трансцендентальное" часто…
Только в схоластике Средневековья данные определения бытия понимаются как трансцендентальные свойства сущего и приводятся к систематической… 1 Например: "Nihil est autem esse quam unum esse" (De mot. Manien.…
В их тематическом разворачивании вновь проявляется поступательная диалектика понятия и исполнения. Первое тематически схваченное свойство бытия… 1 На вопросе, имеются ли сверх этого еще дальнейшие трансценденталии, мы…
В акте я отношу себя к "другому". Я могу это лишь потому, что прежде знаю: это другое есть "оно само", тождественное с самим…
И все-таки здесь еще необходима понятийная дифференциация: под "неразделенным в себе" (внутреннее единство) и "разделенным со всем… Понятийно, поэтому "divisum" (отделенное) значит больше, чем…
Отсюда следует: единство сущего в этом, первом, смысле есть сущностное единство. В том, что есть, должно быть осуществлено все, что принадлежит к… Это сущностное единство как целостность дано благодаря бытию сущего. Так как и…
5.2.3.2. Тем самым дано, что конкретное сущее как то, что оно "есть", не повторимо, а решительно уникально [einmalig]. Если специфическая… 5.2.3.3. Если мы исходим из внешнего единства (divisum ab omni alio), оно… 5.2.3.4. Исторически с давних пор ставится проблема индивидуации, т.е. вопрос о возможности множественности…
Однако это единство часто обострялось до строгого "монизма" (мышления единства). Уже согласно Пармениду (ок. 500 до Р. X.) имеет место… Такой взгляд оказывал длительное влияние на пантеистические воззрения,… 5.2.4.2. Здесь необходимо отметить: бытие есть принцип единства всего сущего, так как и поскольку ему присуще бытие,…
Бытие как истина
Акт вопрошания, из которого мы исходили, предполагает знание – предзнание о спрошенном и знание-себя вопрошающего. Однако вопрошание в то же время…
5.3.2.2. В отличие от классической теории адекватности или корреспонденции в новейшее время развивались другие "теории истины". Теория… Теория корреспонденции, напротив, не указывая критерий отыскания истины, тем… Это значит: "приравнивание" подразумевает не отображение предмета в сознании, а только то, что…
5.3.3.2. Между онтической и логической истиной существует отношение взаимного обусловливания возможности и действительности (потенции и акта).… С другой стороны, ум (intellectus) как способность духовного познавания… Обе потенции осуществляются в одном и том же самом акте. Уже Аристотель, а вслед за ним и Фома Аквинский, учил, что…
1 Тем самым мы следуем за Хайдеггером в онтологическом различии сущего и бытия, однако не в том, что он понимает бытие лишь как историю бытия.… Сущее онтически истинно, т.е. из себя самого способно схватываться и… Однако таким образом сущее мыслится как иное по отношению к духу и дух как иное по отношению к сущему – через…
5.3.5.2 Абсолютное бытие есть изначальное единство и бесконечная полнота всей действительности бытия. Все чистые содержания бытия суть здесь… Абсолютное бытие есть абсолютное знание, и теперь не только в том смысле, что… "Праистина" – онтологическая истина в абсолютном смысле – обосновывает и подтверждает онтическую истину…
Все сущее познаваемо (интеллигибельно), оно онтически истинно. Если его истина не исполнена в знании, то она лишь потенциальная, еще не…
Бытие как благость
5.4.1.1. Исполнение конечного духа в своем другом есть актуальное единство субъекта и объекта. Если такое единство полагается в субъекте, то это –… Уже знание исполняет другое как сущее, поскольку оно "есть". Оно… 5.4.1.2. Из этого получается, что чистый основной акт воления есть утвеждение другого ради него самого, участие…
В христианском мире примат воли и любви особенно подчеркивает Августин. В схоластике Средневековья это приводит к контроверзам между… В раннем Новом времени вновь на передний план отчетливо выступает… В новейшей философии практическое чаще всего находится на переднем плане – у Маркса и вплоть до неомарксизма, у Ницше…
5.4.3.2. Под бытийно-сообразной благостью всего сущего подразумевается лишь принципиальная ценностность, притягательность, а также заведомая… 5.4.3.3. Отсюда вытекает различение между онтическим благом и исполненным…
5.4.4.1. Мы исходили из вопрошания. Отсюда следует: мы можем вопрошать обо всем, что вообще "есть", без всяких границ в неограниченном… 5.4.4.2. Стремление и действие превосходят познавание, и потому в духовном… Познание выполняет здесь обусловливающую и опосредствующую функции. Исполнение меня самого в моем другом…
5.4.5.2. В противоположность этому новейшая "философия ценностей" представляет некоторый иррационализм в их понимании. Согласно этому на… Насколько справедливым было желание "спасти" ценности, настолько же…
Однако таким образом сущее предстает как "благо" (в своей онтической ценности), как другое по отношению к духу и дух – как другое по… Это единство – опять-таки – может лежать лишь в бытии. Субъект, как и объект,… Это – аналогично "онтологической истине" – есть онтологическая благость как единство истока стремления и…
Абсолютное бытие есть изначальное единство и бесконечная полнота любой возможности бытия. Все чистые содержания бытия осуществлены в нем решительно… 5.4.7.2. Абсолютное воление и любовь решительно тождественны с абсолютным… В этом состоит последнее основание онтической благости всего сущего. Оно есть лишь онтически благое (потенциально…
Онтическая благость – опять-таки аналогически – присуща сущему в меру его содержания бытия, в чем также пребывает ценностное содержание для…
5.4.9.1. На этот вопрос давались самые разные ответы. Среди односторонне радикальных ответов одну из крайностей составляет оптимизм, который… Против (часто неправильно понимаемого) учения о "наилучшем из возможных… Из древних попыток опосредствованно объяснить реальность как благого, так и злого [Böse] вытекает дуализм,…
Единство трансценденталий
Так в духовном исполнении сущее раскрывает свои трансцендентальные определения. Однако это не значит, будто они редуцируются к конечному исполнению… 5.5.1.2. Однако в духовном исполнении акта трансцендентальные определения не… Не-духовное (материальное) сущее не может, зная и волея, исполнять само себя. Оно зависимо от духа, благодаря которому…
Мир человека
6.1.1.1. Понятие мира многозначно, однако во всяком случае оно подразумевает некую целокупность нам пред-данной действительности. Так, под миром… И все же мы употребляем слово "мир" преимущественно по отношению к… 6.1.1.2. Но так как мир, понятый как космос или универсум, сам по себе никогда не дан чисто объективно, а всегда…
Только в новейшей философии – Декартом, Кантом и идеализмом – познавательно-критически вопрошалось о реальности внешнего мира и предпринималась… Тем самым идеализм, по крайней мере его самые значительные представители (от… Теоретико-критический вопрос о реальности "внешнего мира" запаздывает, ибо он прилагается как критерий…
6.2.1.2. Это вопрос о сущности материи или, точнее, – материальности. Как мы знаем из опыта, существует жизнь, а также духовная жизнь, в которой… Принцип сущности материального сущего не следует считать материей, или даже… 6.2.1.3. Согласно классическому учению о первой материи у Аристотеля (prote hyle), как и у Фомы Аквинского (materia…
6.2.2.1. Это касается уже вегетативной жизни растений. Она зависима от другого (света, воды, питательных веществ), однако осуществляется в… 6.2.2.2. Значение внутренней деятельности возрастает в чувственной жизни… Жизнь и поведение животного предполагают некий "центр", подобный человеческому сознанию. Чтобы разграничить…
6.2.3.1. То, что отличает человека от всех других сущих этого мира и составляет его сущность, есть при-себе-бытие духа. Мы уже указали на это (ср.… Уже у Анаксагора (в V ст. до Р. X.) при-себе-бытие духа выражается в… В идеализме, начиная с Фихте, "Я" уж тем более возвышается до абсолютного субъекта, но исходя из того…
Уже всякое вопрошание, тем более вопрошание о собственной сущности, показывает, что мы не связаны непосредственным, а, зная-незная, выходим за его… "Специфическая неспециализированность" человека не делает его… 6.2.4.2. И все-таки это показывает, что человек живет не в непосредственности, а в опосредствовании, которое он сам…
1 Ср. к этому мою киту "Was ist der Mensch?", в которой основные черты философской антропологии разворачиваются шире.
6.2.5.1. Человек есть дух в теле, т.е. дух в материи, в мире, в среде и… 6.2.5.2. Это указывает на сущностную связь духа и тела, – на древнюю философскую проблему тела и души.
Бытие Бога
1 Их мышление неправильно истолковывается, если его понимают (со времен Античности) лишь как натурфилософию. Оно, по сути, является борьбой за одно… С XVIII и еще более в XIX столетии против этого протестует атеизм. Если Ницше,…
С раннего Нового времени точное естествознание считается идеальной нормой всякого научного познания, так считал еще и Кант, который ставил вопрос о… 7.1.2.2. Сегодня мы, напротив, знаем о широком разнообразии наук с их не… В многообразии наук философия также имеет свое право на существование, и метафизика как наука собственного вида все…
Основное уразумение необходимости бытия, праутверждения бытия, исключающее небытие, предположено и нетематически со-подтверждено как условие во… 7.1.3.2. Против этого возражают: необходимость бытия, которую высказывает… На это следует возразить: гипотетическая необходимость предполагает аподиктическую необходимость. Обусловленное…
7.1.4.1.1. Все сущее контингентно (может быть или не быть), если оно пребывает в потоке становления, следовательно, возникает и исчезает, начинается… Этот критерий контингенции, тем не менее, ограничен. Чаще всего мы преднаходим… 7.1.4.1.2. Сфера контингенции, однако, расширяется благодаря критерию временности. Что бы ни подлежало времени,…
7.1.5.2. Таковое, с сущностью конечного духа данное стремление не может уходить в пустоту; его цель должна быть по меньшей мере возможна (ср. 4.4.3;… 7.1.5.3. Но если абсолютное бытие возможно, то оно необходимо действительно. В… 1 Мы не представляем здесь "онтологическое доказательство бытия Бога", которое, правда, уже у Ансельма…
Сущность Бога
Проблема суждения о Боге исторически восходит прежде всего к негативной теологии неоплатонизма (Плотин, Прокл): о Боге можно лишь (негативно)… 7.2.1.2. Все сущее согласуется в бытии, различаясь большим [Mehr] или меньшим… 1 Это определил в классической формуле IV Латеранский собор (1215): "Inter creatorem et creaturas non polest…
Однако если имеется само бытие, то все, что вообще возможно в содержании бытия или совершенстве бытия (perfectio essendi), вначале должно быть… Кант возражал, что из понятия наисовершеннейшего существа (ens perfectissimum)… 7.2.2.2. Из этого следует единство и простота абсолютного бытия. То, что оно может быть лишь одно, совершенно…
Но как можно мыслить действие, которое есть не осуществление возможного, а чистое исполнение действительности и потому происходит не во времени, а в… 7.2.3.2. Это не то действие, которое (непосредственно) переходит на другое,… Жизненное действие, не связанное обусловленной и ограниченной сферой, а исполняющее себя в безусловном и…
В философии вновь и вновь ставилось под вопрос или оспаривалось, что понятие личности приложимо к Богу, потому что это понятие, как считают,… Исключительно в личностном бытии и жизни Бога кроется основание того, что мы… 7.2.4.2. Философски мы можем продвигаться к обнаружению личностного Бога, однако не прийти к троичному Богу…
Человек и Бог
Но не все вещи могут исполнять это отношение к Богу в собственном действии. На это способен лишь конечный дух в сознательном духовно-личностном… Поэтому трансценденция к Богу конститутивно и потому необходимо принадлежит к… Из этого в то же время следует, что человек в своей свободе высвобожден именно благодаря трансценденции, необходимо…
Более того, мы знаем, что имеется много способов поведения животных, которые схожи и сравнимы с человеческим поведением. Однако в животном поведении… 1 Мы не останавливаемся здесь на философии религии, которая в настоящее время… 7.3.2.2. В философии Нового времени имеются различные объяснения религии. Мы не учитываем здесь радикальную критику…
Новости и инфо для студентов