рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Индийский мудрец Свами Праджнянпад (1891-1974) при жизни был малоизвестен не только на Западе

Индийский мудрец Свами Праджнянпад (1891-1974) при жизни был малоизвестен не только на Западе - раздел Философия, Свами Праджнянпад – Азбука Мудрости Составитель ...

Свами Праджнянпад – Азбука мудрости

Составитель

Даниил Руманов

 

Самара

Издательский дом «Агни»

2004 г.

 

Индийский мудрец Свами Праджнянпад (1891-1974) при жизни был малоизвестен не только на Западе, но и в Индии. Призна­ние духовных искателей пришло к нему уже после смерти. Этому способствовали многочисленные публикации французских учеников, вызвавшие интерес к его учению. Интерес этот можно объяс­нить новым, оригинальным, а порой и вызываю­щим подходом Свами Праджнянпада к духовности и духовной традиции Индии.

Свами Праджнянпад, или Йогешвар Чхатопадхьяя, как его звали первоначально, родился в браминской семье в За­падной Бенгалии. Несмотря на раннюю смерть ро­дителей, получил традиционное браминское вос­питание, хорошо знал санскрит и Упанишады. По настоянию старшего брата поступил в инженерное училище, но потом перешёл в Калькуттский уни­верситет, где изучал физику. Окончил его с золотой медалью, которой награждались особо одарённые студенты.

Что делать дальше? В глубоком раздумье Йогеш­вар обратился за советом к профессору С. Бозе, будущему нобелевскому лауреату. Тот посоветовал молодому человеку занять­ся научно-исследовательской работой. Однако в то же самое время, в 1921 году, в Индии прозвучал призыв М. Ганди к отказу от сотрудничества с бри­танскими властями, и Йогешвар решил посвятить свою жизнь просвещению народа.

Сначала он преподавал физику в индуистском учебном заведении провинции Бихар, затем по предложению профессора Раджендры Прасада (первый президент Индии после осво­бождения страны в 1947 году) перешёл в только что от­крывшийся первый индуистский университет священного города Бенареса, где помимо физики преподавал также английскую литературу.

Для университетской библиотеки профессор Раджендра Прасад заказывал новейшие книги, из­данные на Западе. Благодаря этому Йогешвар по­знакомился с произведениями 3. Фрейда, которые произвели на него сильнейшее впечатление. В них он нашёл «отсутствующую связь» между ежеднев­ной обыденной жизнью и возвышенными идеала­ми Упанишад.

Рассматривая духовную традицию, Свами Праджнянпад неизменно применял научный под­ход. Он не принимал на веру никакие традицион­ные наставления, какова бы ни была их общепри­нятая святость. Так, восхищаясь Упанишадами, которые считал «одним из самых величайших сокро­вищ человечества», он заимствовал из них только то, что соответствовало его разуму и его собствен­ному опыту. Таким же был его подход ко всем ду­ховным ценностям религиозно-философских уче­ний Индии.

То, что при жизни Свами Праджнянпад был из­вестен только десяткам учеников, объясняется тем, что он никогда не стремился к распространению своего учения и никогда не искал общественного признания. Он не читал лекций, не писал книг и не создал никакого центра.

В 1930 году после кончины своего учителя Сва­ми Нираламбы, Свами Прадж­нянпад унаследовал его маленький ашрам — три хижины в деревушке Чанна примерно в тридцати километрах от города Бурдван в Западной Бенгалии и переехал туда, оставив про­фессорскую должность в Бенаресе. К окружённо­му рисовыми полями ашраму невозможно было добраться на автомобиле, там не было элементар­ных удобств, электричества и водопровода. Учени­кам же это место казалось центром мира!

Когда прекращались муссонные дожди, в этом ашраме Свами Праджнянпад принимал посетите­лей. В основном это были местные жители: индусы и обитатели соседних деревень. Также его посещали некоторые бывшие студенты и их дру­зья. Со временем у Свами Праджнянпада появились французские ученики.

Автору этих строк посчастливилось стать пер­вым французским посетителем Свами Праджнянпада. Это было в октябре 1959 года. Впоследствии в ашраме Чанна появились другие французские ученики. Всего их было девять. Каждого учитель принимал наедине, ежедневно, на протяжении ча­са (не более шести недель подряд в году), отвечая на заданные вопросы. Состояние здоровья не поз­воляло ему иметь большее количество учеников. Поэтому эти первые девять, выполняя просьбу учителя, не распространяли сведения о его суще­ствовании.

Учение Свами Праджнянпада прежде всего по­ражает своей оригинальностью и особой спо­собностью опровергать традиционные формули­ровки или, точнее, интерпретировать их иначе. Приведём несколько примеров.

1. Как известно, в Индии общепринято разли­чать три способа достижения того, что называют «цель человеческой жизни», «совершенство», «са­мопознание» или «реализация».

Эти способы носят название «йога»: йога позна­ния, йога набожности или любви и йога действия. В зави­симости от человека и его темперамента предпо­чтение отдаётся интеллектуальному или сердечному подходу через любовь к Богу или же дейст­вию служения другим, которое проповедо­вал Ганди.

Однако для Свами Праджнянпада существует только один подход, позволяющий объединить интеллект, сердце и действие, ибо подлинное по­нимание означает «видеть то, что есть», а следова­тельно, чувствовать. А чувство выражается в дейст­вии, которое само по себе вытекает из чувства.

2. Принято считать, что для вхождения в духов­ный мир необходимо покинуть мир обыденной жизни. Для Свами Праджнянпада непривязанность достигается не волевым усилием и не ухо­дом из мира. Непривязанность — непосредствен­ный результат жизненного опыта. «Мир не поки­дают. Покинуть можно только свой собственный мир. Освобождение приходит в результате жиз­ненного опыта, который предполагает продолже­ние контакта с миром» — эта точка зрения приво­дит к парадоксальным следствиям, не совмести­мым с традиционными учениями;

— Не следует отказываться от желаний; напротив, необходимо пытаться удовлетворить их... для того, чтобы увидеть и на собственном опыте испытать, что никакое желание не может быть удовлетворено.

— Не нужно стремиться уничтожить эго, но сле­дует предоставить ему возможность наибольшего расцвета, чтобы эго объяло всё, и тогда исчезнет чувство отделённости.

— Согласно Свами Праджнянпаду, по-настоя­щему человека освобождает только знание. Одна­ко речь идёт не об обычном интеллектуальном или книжном знании, получаемом в школах и уни­верситетах, а о знании, проистекающем из опыта окружающего мира. Оно подразумевает работу над нашими ментальными представлениями, эмо­циями и действиями.

Чтобы избежать недоразумений, связанных с содержанием предлагаемой читателю книги, не­обходимо уточнить, что она написана не Свами Праджнянпадом. Это перевод небольшого фран­цузского издания, составленного из высказываний индийского мудреца. По условиям публикации книга не должна была превышать ста страниц. И поэтому изречения Свами Праджнянпада оста­лись без необходимых пояснений, которыми он их обычно сопровождал. Эти изречения были отобраны из писем учителя, конспектов учени­ков, записанных сразу после бесед с ним, и магни­тофонных записей этих бесед. Сам учитель эти тексты никогда не просматривал.

С каждым собеседником Свами Праджнянпад общался по-разному — в зависимости от просьб, личных особенностей и потребностей ученика. При этом суть его учения оставалась неизменной. Ответы Свами Праджнянпада, носившие на первый взгляд личностный характер, имели обобщающее значение. При переводе изречений учителя на рус­ский язык составитель стремился сохранить их раз­говорный стиль, не всегда отвечающий правилам грамматики. Язык Свами Праджнянпада прост, кон­кретен и естествен, ему чужды возвышенные при­зывы и абстрактные метафизические рассуждения.

Наибольшее значение Свами Праджнянпад при­давал восприятию фактов такими, какие они есть на самом деле, и вёл по этому пути шаг за шагом каждого ученика.

Главное, повторял он постоянно, — это «ви­деть». Видеть означает не только смотреть и на­блюдать, но рассматривать, распознавать, изу­чать... и только потом — но ни в коем случае не прежде — вбирать в себя, то есть принимать или, другими словами, «делать своим». Затем можно действовать, т.е. осуществлять на практике увиден­ное и прочувствованное. Лишь тот, кто увидел и усвоил, может правильно действовать.

Человеку сначала следует понять и почувство­вать и только потом действовать, ибо обратный порядок вызывает чувство принуждения, которое, по словам учителя, «свойственно только живот­ным и недостойно человека».

Согласно Свами Праджнянпаду, всё зависит от «видеть», противоположного «думать», которому учитель придаёт негативное значение. Конечно, та­кое понимание может показаться шокирующим пред­ставителю западной культуры, с малых лет при­ученному к тому, что «думать» — это наивысшее до­стижение человека. Ведь способность «думать» отли­чает его от животного и позволяет подняться над предрассудками суеверия и слепой веры.

Однако, критикуя «думать» — источник мышле­ния, индийский мудрец вовсе не отрицает ум и ра­зум. Напротив, в своём учении он постоянно и тща­тельно различает интеллектуальность, или пра­вильное употребление интеллекта, и интеллектуа­лизм — пародию на интеллектуальность, отделён­ную от чувства и действия. Интеллектуализм, при­сущий мышлению, или, можно сказать, менталь­ным процессам, называется на санскрите manas.

Смысл понятия manas неоднозначен и для рус­ского читателя нуждается в пояснении. Значение этого слова на санскрите варьируется в зависимо­сти от эпохи, философских школ, а иногда и от взглядов их представителей.

Понятие manas трудно перевести буквально. В своём учении Свами Праджнянпад использовал для перевода английское слово mind, наиболее точно передающее его смысл. Однако в русском языке слово manas традиционно переводится как «разум», «ум», «дух», «душа». Но ни одно из этих по­нятий не соответствует тому значению, которое вкладывал в слово manas Свами Праджнянпад. Manas для него означает некий «орган», вырабаты­вающий ошибочные представления о мире. На уровне интеллекта manas выступает как «думать»; на уровне ощущения — как эмоция; на уровне дей­ствия — как действие-противодействие.

Представляется, что наиболее адекватным это­му слову был бы неологизм «ментал», но в перево­де слова тагш8 на русский язык мы предпочитаем употреблять слово «мышление».

Ложные представления о действительности («думать» или «мышление») создают эмоции, в свою очередь побуждающие к действиям, не соот­ветствующим действительности. Такие действия вызывают противодействия. Появление противо­действий, в свою очередь, позволяет осознать, что наши представления о мире не соответствуют дей­ствительности.

Иными словами, «мышление» — источник всех наших страданий, Поскольку освобождение от страданий является целью любого духовного по­иска, успех его возможен, лишь когда прекращает­ся деятельность «мышления», этого изворотливого обманщика, творца иллюзий и мифов, постоянно вводящего нас в заблуждение.

Но что происходит в случае уничтожения «мы­шления»?

- На интеллектуальном уровне исчезают лож­ные представления, фантазии, предрассудки, оценочные суждения — одним словом, всё то, что обычно называется «мышление». В результате че­ловек видит действительность такой, какая она есть.

- На уровне чувств исчезают эмоции. Их заме­няют чувства.

- На уровне действий прекращаются колеба­ния, возникающие на стыке действия и противо­действия. Человек обретает возможность действо­вать по-настоящему: действие происходит само собой, в зависимости от требований обстоя­тельств.

Исчезает противостояние ума, сердца и дейст­вия, они объединяются в единое целое. Человек становится внутренне целостным. Он живёт в единстве со всем, в не-двойственности. В этом для Свами Праджнянпада, так же как и для Упанишад — цель человеческой жизни. Достиже­ние совершенства, о котором говорят мудрецы и к которому призван каждый человек.

Изречения Свами Праджнянпада расположены в алфавитном порядке, но знакомство с ними мож­но начинать с любой страницы. Поначалу произ­вольность изложения материала может создать некоторые трудности. В самом деле, одни изрече­ния могут показаться слишком очевидными, другие — не очень понятными, третьи — не связанны­ми друг с другом. Тем не менее составитель надеет­ся, что у терпеливого и вдумчивого читателя окончательное впечатление окажется иным, ибо непо­нятное на одной странице проясняется на другой.

Учение Свами Праджнянпада похоже на разно­цветную мозаику, красоту которой можно оценить, только рассматривая картину с разных сторон.

Прежде всего я благодарен Владе Владимиров­не Травен, которая не только печатала на машинке первоначальную версию, но и внесла значитель­ные поправки. Я признателен также Николаю Александровичу Рубайло, вопросы которого по­могли найти более точный перевод.

Но самый большой труд совершила Виктория Дмитриева, без которой эта книга не могла бы по­явиться на свет. Её знание английского совместно с санскритом, знакомство с духовной жизнью и учениями Индии оказали большую помощь в ра­боте над книгой, а её вопросы дали возможность уточнить перевод и сделать его более понятным русскому читателю. Выражаю признание и благо­дарность за её усердную работу.

Даниил Руманов

 

 

А

АБСОЛЮТ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ(см. Истина)

 

Абсолют — это то, что не меняется в зависимос­ти от времени, места и обстоятельств.

Абсолют не находится за пределами относи­тельного. Это означало бы, что относительное не есть Абсолют и следовательно, Абсолют не был бы Абсолютом.

Вы должны приложить максимальные усилия, чтобы дойти — куда? Туда, где вы находитесь. Здесь и сейчас есть всё, но вы этого не видите.

Как узнать, есть ли что за оградой? Пока вы са­ми не приблизитесь к ней, узнать это невозможно. Но если вы внутри ограды, вы не можете знать, что находится за её пределами. Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны подойти к ограде и посмотреть наружу.

Нет никакого различия между Абсолютом и ог­раниченным, малым и большим. Это Истина. Истина везде и всегда. Она здесь, здесь и сейчас. Если она не здесь и не сейчас, то говорить о ней бес­смысленно.

Несомненно, надо стремиться за пределы форм. Но только пройдя через формы.

Всё нейтрально, всё абсолютно, всё так, как есть. Это вы превращаете всё в хорошее или пло­хое, приятное или неприятное.

Видеть, чувствовать и действовать в относи­тельном, воспринимая его как относительное, — значит достигнуть такого совершенства, когда от­носительное или изменение не трогают вас.

Разговоры об Абсолюте и относительном — ил­люзия, интеллектуальная иллюзия! То, что вы ви­дите интеллектуально, чувствуете эмоционально, и то, что вы не можете не осуществлять в действии, — Абсолют это или относительное? Практически вы можете знать только относительное. Именно поэтому вы здесь и сейчас. Это, значит быть Абсо­лютом здесь и сейчас.

 

Б

БОГ

 

Понятие о Боге как о личности — полная иллю­зия. Она порождена потребностью компенсации земных отца и матери. Понятие о Боге — понятие вечного ребёнка. Люди инфантильны, и хотя они с годами взрослеют, их мышление остаётся детским. Поэтому они нуждаются в личностном Боге.

Тяга к форме и привязанность к ней так силь­ны! Вы не можете жить без форм. Но в то же время хотите избавиться от них! Вы чувствуете в этом на­сущную потребность. Однако не можете осущест­вить её. Что же вы делаете в таком случае? Вы пыта­етесь заключить в форму бесформенное. Отсюда поклонение идолам и всё прочее.

Принижая человека, вы создаёте Бога. Каждый человек - потенциальный Будда. Будда — не суще­ство, а состояние, которое может быть достигнуто каждым.

 

В

 

ВИДЕТЬ

Необходимость видеть

Пытайтесь постоянно наблюдать за собой. Вы сможете легко избавиться от недостатков и разно­образных ошибок, если, обнаружив их, вы просто посмотрите… Чтобы измениться, вы должны сначала видеть то, что следует изменить. До тех… Освобождение придёт только тогда, когда вы увидите всё таким, как есть, а не через воображе­ние или мысленное…

Видеть то, что есть

Умение видеть вещи такими, как они есть, при­меняется на всех уровнях восприятия: от самого грубого до самого тонкого. Видеть то, что есть здесь и сейчас, и есть созер­цание. Есть разница между видеть и думать, что вы видите. Человек редко видит, а чаще думает, что видит.

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ МИР

Всё, что вовне, находится во мне. Всё, что вовне, даёт мне возможность постоян­но видеть и наблюдать себя.… Только я один отвечаю за все мои действия и эмоции. Их причина не вовне, а внутри. Снаружи ничего нет. Ответственность…

ДАВАТЬ И ПОЛУЧАТЬ

 

Каждый действует только в своих интересах.

Придерживайтесь этой абсолютной, незыбле­мой истины: никто никому ничего не может дать. Индивид — это тот, кто берёт... Каждый желает брать. Человек… Никто ничего ни для кого не делает и не может сделать. Нет... Всегда только…

Невозможно что-нибудь дать без личного интереса.

Почему следует пытаться понять другого? Пото­му что без этого вы не сможете с ним взаимодейст­вовать. Понимать другого в ваших же интересах. Не… Даже самый великий мудрец, счита­ющий другого «своим», действует в собственных… Индивид всегда будет действовать в собствен­ных интересах в той или иной форме. Каждый мо­жет действовать только в…

Давать, чтобы, в свою очередь, получать.

До тех пор пока у вас есть желание получить, вы не можете его удовлетворить, не давая. Если вы да­ёте, вам нужно получить, чтобы быть… Сперва постарайтесь получить то, что вы хоти­те. Смогли? Нет. Сказано: «Дай,… Чтобы получить, нужно дать. Тем не менее, вы чувствуете: «Хотя я даю, но не получаю ни того ка­чества, ни в том…

Готовность получать.

Когда вы что-то даёте другому, то сначала об­ратите внимание на положение его руки: готова ли она принять? И это ещё не всё, нужно, чтобы и другой… Перед тем как дать, посмотрите, готов ли дру­гой принять. Давать можно лишь… Не стоит давать советы людям, у которых по­требность в них ещё не возникла. Сначала сле­дует убедиться, что другой…

Готовность давать.

Слепой не должен пытаться вести слепого. Только прозрев сам, он сможет помогать другим. Это, однако, не значит, что нужно ждать полного озарения,… Ведя кого-то, следует просто указывать на фак­ты, а не высказывать мнения и… Право каждого — просить. Ваше право — да­вать. Когда человек просит, он обращается не к вам, а к тому образу вас,…

Давать — дарственная дорога к единству.

Чем больше отдаётся получающему, тем мень­ше остаётся от мелочности дающего. Его сердце обогащается и наполняется. Он чувствует себя удовлетворённым… «Быть человеком... Цель человечества, озаре­ние, отсутствие желания,…  

Единство и двойственность.

Если весь мир придёт к единству, то игра при­роды прекратится, потому что она основана на двойственности. Значит, весь мир стал бы еди­ным... А это… Разве это возможно? Не тело является препятствием к единству, а со­знание того, что вы существуете только в пределах тела.

Единство всегда здесь.

Когда вы поглощены работой, замечаете ли вы присутствие эго? Нет. Разделения нет. Вы пишете: «Я счастлив и признателен». Быть счастливым означает «опираться» на… Двое не могут занимать одно и то же место. Один должен уйти. Вас покинут ваши сын, жена, муж и даже Бог, если вы…

ЖЕРТВА И УБИЙЦА

Чувствующий себя оскорблённым неизбежно агрессивен. Жертва реагирует как убийца. Так что жертва и убийца — две стороны одной медали, два аспекта одного и того же опыта.

Вы не хотите убивать? Тогда постарайтесь осво­бодиться от чувства, что вы жертва.

 

З

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Не разрывайтесь между тем, что вы представля­ете собой здесь и сейчас (относительное), и тем, кем вы должны стать (Абсолют). Такое деление или двойственность — корень всех страданий. Если вы живёте в сейчас, то вы — в бесконечнос­ти. Но это парадоксально. Как можно быть в беско­нечности, живя в…

ЗНАНИЕ

 

Знать — значит уничтожить разделение между собой и другим.

Кто страдает? Тот, кто не знает себя. Знать — значит быть. То, что мы есть, определяет основу нашего знания. Лишь живущий в самом себе явля­ется самим собой. Он превосходит страдания.

Итак, кто же страдает? Тот. кто не знает себя и не живёт внутри себя. Что же тогда? Что существу­ет вовне? Внешний, другой мир, другой человек, другие люди. Живущий в «другом» обречён стра­дать. Откуда же возникает «другой»? Его создаёт мышление.

Вы способны говорить, чувствовать или дейст­вовать лишь на том уровне и в том состоянии, в ко­тором находитесь. Вы ничего не можете сделать за его пределами. Таким образом, вы можете задавать любой вопрос, касающийся вашего состояния. Спрашивать же о том, что выше или за вашими пределами, бессмысленно. Поэтому рассуждать о состоянии реализации в каком-то смысле недо­ступно для вас, следовательно, лучше не говорить об этом.

 

Интеллект становится чувством.

Интеллектуальность — это правильная работа интеллекта, а интеллектуализм — излишество ин­теллекта. Излишество интеллекта — мышление.

Интеллект позволяет видеть, а когда видишь, то чувствуешь. Поэтому между интеллектом и серд­цем нет противопоставления.

 

Знать — это быть.

Знать одно, а жить по-другому — ложь и, следо­вательно, напряжение. Напряжение это возникает из-за разделения между мыслями и чувствами. Знать — это… Зная иллюзорность двойственности, вы ей не подвержены. До тех пор пока вас… Когда вы утверждаете, пытаетесь дать точное определение или отметить особенности чего-ли­бо с помощью интеллекта,…

ИДЕАЛИЗМ

Идеализм — это отрицание жизни. Правильный идеализм: вы испытываете непо­средственную радость; ощущаете силу и… Идеал должен соответствовать вашей природе и быть чуть выше того уровня, на котором вы нахо­дитесь.

ИЗМЕНЕНИЕ

Природа — это изменение: ничто не постоянно, ничто не останавливается даже на мгновение. Незыблемый закон природы: всё, что возникает, — исчезает. Ничто не остаётся в… Нет возникновения без исчезновения. Нет ис­чезновения без возникновения.

Праздник нового.

  Любой опыт, любой случай, любое событие — таковы, как они есть. Они ни с чем… Чтобы испытать эту новизну полностью, усвой­те её сначала интеллектуально, а когда она уже су­ществует как факт,…

ИСТИНА

Истина, или то, что есть.

Что значит истина? То, что есть. Но это неполное определение. Это только одна половина. Вторая по­ловина: ничего и не может быть другого, кроме… Истина — это то, что есть, и ничего другого. Мы­шление же такое сложное и… Всё частичное и относительное принадлежит к области не истины. Определение истины: это то, что есть. Если вы…

Истина проста и легка.

Истина проста, непосредственна, и её источник — в ней самой. Поэтому природа истины — это вы­зов, который должен быть проверен на практике! Истина —… Эмоция — ложь, иллюзия. Это абсолютная ис­тина. Но сейчас эмоция — истина! Это…  

Истина на практике.

Истина — это постоянное принятие изменения. Она сводится к одному слову: «да». Всё, что происходит в данный момент, — это истина этого момента... Истина… Если я испытываю какую-либо эмоцию, то это означает, что я не пребываю в истине.

Подлинная любовь и страсть

Какая разница между подлинной любовью и страстью? Страстная любовь не может ждать. В лю­бой момент она стремится выразиться. Подлинная любовь уверена в себе. Любовь не нуждается в вы­ражении. Она может ждать. Она вся в сердце.

Если я люблю одного и не люблю другого — это страсть. Любить — это любить всех.

 

Любовь — выражение единства через чувства

Любить — значит понять, что другой отличает­ся от вас (см. «Различие»). Любить — это не думать вместе, а вместе расти. Сначала видят, потом понимают, затем испы­тывают симпатию и, наконец, появляется любовь. Возникновение любви означает…

МЕДИТАЦИЯ

 

Активная медитация

Активная медитация — это видеть уловки мыш­ления, видеть свои недостатки, а не стремиться к совершенству, что может дать только временное облегчение.

Для вас сейчас медитация заключается только в том, чтобы закрепить в сознании истину неизбеж­ности законов различия и изменения. Оба этих за­кона должны быть как можно лучше закреплены в вашем сознании и осознаны как неизбежные.

 

Пассивная медитация

  МОРАЛЬ (Правила морали)  

МЫШЛЕНИЕ

 

Толкователь фактов

Мышление — это непереваренные эмоции про­шлого. Мышление — это думать, то есть предполагать или воображать, вместо того чтобы… У «я» два аспекта: один — реальный, другой — ложный. Реальное «я» не конфликтует с окружа­ющим. Конфликтующее «я» —…

Мышление — фокусник

Мышление фиксирует и делает закостеневшим всё, с чем оно сталкивается: «Это так и всегда будет так». «Только я!» — говорит мышление. Мышление сложно и выражается через проти­воречия: «да» у него соседствует с… Мышление достаточно изощрённо, чтобы вас обмануть, или, скорее, обмануть самого себя.

Мышление — создатель

Пока вы не видите определённую ситуацию, как она есть на самом деле, на её месте возникает что-то другое. Не принимая того, что есть в…   4. Мышление — контролёр

Загнать мышление в угол и познать его полностью

Отбросьте здесь всякую терпимость и мягкость. Предатель-мышление ускользнет через малейшую оставленную лазейку, потому что всё существую­щее…   Н

НАСЛАЖДЕНИЕ И ОПЫТ

Наслаждайтесь тем, что вы делаете

Любить и получать наслаждение можно только от того, что ваше. Вы не любите то, что не ваше... то, что вы делаете по приказу, по принуждению. Никогда ничего не делайте, не любя или не по­лучая удовольствия! Действуйте…  

ОБЩЕСТВО

Для чего существует общество? Для защиты индивида и для его наиболее полного самовыра­жения.

 

ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ

Действуя так, от частного вы придёте к общему. Или частное станет общим. Идите от частного к общему. Люди хотят иметь дело с общим, но важность…  

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Быть свободным — значит знать

Надо знать, что такое эмоция, и тогда вы сможе­те стать свободным. Нельзя освободиться от того, чего вы не знаете. Быть свободным — это знать... Зная что-то, вы становитесь свободным от этого.… Что значит быть свободным? Присутствует что-либо или нет — вам это безразлично. Быть свобод­ным от влечения к женщинам…

Единство интеллекта, чувства и действия

Обладание сверхъестественными способностями (siddbi) указывает на то, что мышление ещё не совсем исчезло.

Привязанность находится в мышлении, внутри вас. Вы не можете освободиться от вашей привя­занности каким-либо внешним действием.

 

Освобождение от мышления и эго

Освободиться не «от мира, как он есть», но от «моего собственного мира». Если вы свободны от прошлого, вы совершенно свободны и вместе с тем — вы… От чего зависит освобождение? От силы и ха­рактера мышления. Следовательно, от силы ваше­го прошлого (Ибо мышление…

Любое отношение иллюзорно, так как предполагает раздельность

Каждый — различен. Никто не может понять другого, поэтому отношения с другим — невоз­можны.

Все отношения в своей основе иллюзорны. По­чему? Любое отношение создано вами, потому что вы проецируете на него ваши чувства, и они к вам возвращаются.

 

2. И всё-таки без другого не обойтись

«Я не могу обойтись без отношений. Это явный и простой факт. Я не могу быть один. Я должен за­воевать другого, я должен его принять. Это моя по­требность — сделать его своим и создать с ним от­ношения».

«Если у меня с кем-то какое-нибудь дело, тогда я постараюсь его понять. Что он за человек? По­чему он именно это говорит, как он держится, ка­ково его поведение? Я постараюсь всё это узнать. Только тогда я смогу общаться с ним. А если я в этом не нуждаюсь, то просто достаточно при­знать, что он здесь. Он здесь. Каждый на своём месте».

Отношение возникает, когда вы стараетесь кем-то стать (супругом, отцом и т.д.). У индивида нет отношений (Индивид - это человек, обладающий эго. Индивид вос­принимает других отделёнными от него, поэтому он не может иметь отношения с другими. Любые отношения, не основанные на единстве, иллюзорны, так как их основание - эго. Эго - это узость видения).

 

Единство — это реальность

Чувство единства в отношениях — путь к росту.

Два потока не встречаются, а сливаются в один.

Двойственность — это чувство отношений с кем-то. Жить в единстве — это не иметь никаких отно­шений, так как вы их все переросли.

 

Правила поведения в отношениях

Он или она просто такие, как он или она есть. Смо­трите только на то, что есть. Вы не можете ничего со­здать воображением. Другая сущность — это… «Как у вас идут дела в вашей новой профессио­нальной жизни?» (Из письма… Не ждите ничего от другого, а попытайтесь уви­деть, что он ждёт от вас в данной ситуации.

Когда другой высказывается...

Когда другой высказывается, то скажите себе: «Он стремится сбросить своё напряжение».

Каждый говорит в зависимости от того состоя­ния, в котором он находится.

Действия другого не оказывают на вас никакого эффекта, если вы не сопротивляетесь.

«Он меня оскорбляет», — говорите вы. Вас ос­корбляет не его действие, а то, как вы его принима­ете.

Никто вас не знает, поэтому никто не может о вас ничего сказать. Каждый что-нибудь думает о вас и имеет о вас некоторое представление. Потом он высказывает мнение, основанное на своём представлении, или, скорее, каждый видит не вас, а создание своего мышления. Почему это должно вас беспокоить? Молчите, как будто другие говорят о чём-то другом.

Его выражение, как он выражается и почему, — всё это касается только его. Вам с этим нечего де­лать. Вы не можете подвергать это сомнению, по­тому что ваш собеседник уникален. Его выражение не может вас затронуть... Вы не можете подвергать сомнению выражение кого бы то ни было, но мо­жете сомневаться в его высказываниях.

Мнения других — самый большой камень претк­новения. Люди говорят о формах, созданных их мышлением в соответствии с тем, что им нравится или не нравится. Поэтому никто не может ни знать вас, ни говорить о вас. Таким образом, ничто вас не затрагивает. Но не рвите отношений с другими, так как вы всё равно не можете от них отстраниться.

 

Расширение эго до единства

Чувство, что «я есть он», придёт само собой. Это не так, как если бы вы заставляли себя чувствовать, что «я есть он». Не приписывайте это чувство…   ОТРЕЧЕНИЕ (см. Действовать)

ОШИБАТЬСЯ

Ошибаться естественно; найдя причину ошиб­ки, вы её исправите. Нечего огорчаться или беспо­коиться. Ведь вы знаете пословицу: «Чтобы встать,…   ПАРА(Жить парой)

Принимать то, что есть

Понимание включает два этапа. Во-первых, увидеть то, что есть, и принять это. Во-вторых, если вы хотите узнать, почему это произошло, постарайтесь глубже… Что значит принять? Это означает принять то, что есть здесь и сейчас, и то, что будет.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Экономическая независимость — база всего ос­тального: быть независимым, зависеть только от самого себя. База эта должна быть прочной, ста­бильной и… Вам кажется, что вы вынуждены оставаться на этой службе, что вы обязаны её… Говорите: «Это моя работа, я её выполню», а не: «Я должен её выполнить».

РОСТ

Расти — значит развиваться, исходя из того со­стояния, в котором вы находитесь сегодня.

Опирайтесь на самого себя. Никому не подра­жайте и не приписывайте себе того, чего вы ещё не достигли. Не перепрыгивайте. Старайтесь только расти.

Для того чтобы ваша жизнь была совершенной, настоящей и естественной, каждый этап жизни — младенчество, детство, отрочество и юность нуж­но прожить полностью, окончательно и совер­шенно.

С

 

САМОЗАВИСИМОСТЬ (см. Учитель и ученик)

Двое не могут быть вместе долго, двое не могут быть вместе всегда. Поэтому ничего нельзя пост­роить на зависимости. Так будьте самостоятельны.

Двое никогда не могут оставаться вместе. Им всегда быть «разделёнными»: будь это жена, дети или имущество. Всё, что вне вас, должно быть от­делено от вас. Таков закон природы. Лишь неотде­лимое реально.

«Я ваш» — зависимость. «Я с вами» — независи­мость.

Никто вас (по-настоящему) не видит, никто не может вас оценить, никто не может вас осудить, так как никто вас (подлинно) не знает. Когда вы ни от кого не зависите, вы зависите только от самого себя, и вы — единственный судья ваших действий.

 

СЕКСУАЛЬНОСТЬ(см. Желание, Удовлетворение желаний)

 

Инстинкты и сексуальные желания

У Кама (Kama - бог любви в индийской мифологии, имеющий двух жён — Рати и Прити), т.е. либидо, у страсти есть две энер­гии. Они текут в двух… Сексуальность выражается на двух уровнях: фи­зическом и ментальном. На… Сексуальность человека имеет два плана — фи­зический и ментальный. Что же порабощает? Не физическая сторона, а…

Сексуальность — энергия и удовольствие от контакта двоих

Что значит сексуальность? Это удовольствие, происходящее где бы то ни было от любой комби­нации. Если читая, вы получаете удовольствие, то оно… Наслаждение, испытываемое от любых взаимо­отношений,.— сексуально. Видеть,… Когда бы вы ни испытывали потребность полу­чить удовольствие от контакта с другим, потреб­ность эта сексуальна.

Опыт и удовлетворение сексуальности

До тех пор пока вы что-то не испытаете, вы не можете выйти за его пределы. Если кто-то вас при­влекает и эта тяга сохраняется, то пытаясь её…  

Невозможность удовлетворения

Если бы вы получили полное наслаждение хотя бы один раз, второго раза вам бы не понадобилось. Но обычно вам необходимо повторять это снова и снова.… Если бы вы отдавались любви полностью и це­ликом, а не в силу привычки, вы бы… Половое влечение сравнивают с голодом. Но это не так. Если вы удовлетворены, то кончено. Вы не повторяете этого. Если…

Удовлетворение желаний

Удовлетворить желание — единственное сред­ство истощить его энергию. Пока желание здесь, примите его и сделайте всё необходимое, поскольку в этот… Не подавляйте ваших желаний. По мере воз­можности удовлетворяйте их все, но так, чтобы не ранить ни себя, ни…

Желание не может быть удовлетворено

Желание выражает фундаментальную тенден­цию человека быть беспредельным, выйти за пре­делы всех ограничений. Помните: «что-то другое» — постоянный зов. Ничто ограниченное не в состоянии… «Желание во мне, но удовлетворение его зави­сит от внешних факторов. Я не могу это контроли­ровать!» Это против…

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ

Всё в человеке — непослушание природе. Это так просто потому, что он отдалился от природы, — это действие. Поэтому в человеке живет… Животное, ребёнка или невежу уносят желания. Эти желания требуют немедленного… Животные не чувствуют себя узниками приро­ды, и поэтому вопрос свободы для них даже не воз­никает. Человек сам себя…

Чуткость сознания и концентрация

Что значит сконцентрироваться на чём-то? От­рицать всё остальное.

Чуткое сознание (awareness) — открыто, кон­центрация — обособлена. Но в чутком сознании присутствует концентрация. В концентрации же нет чуткого сознания.

Чуткость сознания — это не самоконтроль. Чут­кость сознания — осознание того, что есть.

 

Чуткость сознания на практике

Прежде чем быть выполненным, каждое дейст­вие должно заплатить дань Его Величеству Чуткости Сознания. Следует развивать чуткость сознания во всех ваших действиях, то есть не только… Вы говорите «я, я, я», словно вы единственный существуете. Но это не так. Приглядитесь.

Условия чуткости сознания

Чуткость сознания может появиться только тог­да, когда отсутствует чувство вины. Если возникает чувство вины или оценочное суждение, чуткость вашего сознания будет моментально нарушена.

Постарайтесь избавиться от всего, что препят­ствует чуткости сознания. На самом деле, она все­гда с вами. Вы не можете её создать или обрести, приложив какие-либо усилия. Можно лишь прило­жить усилия для устранения всего препятствую­щего чуткости сознания.

 

Чуткость сознания вас освобождает

Вы возбуждены. Первым делом осознайте это возбуждение. Если есть чуткость сознания, то по крайней мере четверть вашего возбуждения будет этим осознанием поглощена.

Когда чуткость сознания постоянна, без коле­баний, то это необычайно.

Озарение, Реализация. Вы можете называть это как хотите: Совершенство, Абсолют и т.д., потому что в этой чуткости сознания нет никакого беспо­койства.

 

Э

 

ЭГО

1. Ощущение отдалённости

У ребёнка нет чувства собственного «я»... нет ощущения «я вижу», «я слышу». Пока нет отожде­ствления с телом, подобных ощущений не будет...

Для ребёнка существует только предмет, фор­ма... С этой формой он входит в контакт, что, в свою очередь, вызывает ощущение. Постепенно это ощущение становится всё глубже и определён­нее. Когда, наконец, оно приобретает установив­шийся характер, тогда развивается отождествле­ние с чувством достижения и восторга. Тогда появ­ляется центр «я»: тот, кто переживает всё это. Это называется эго (abamrara), и развивается оно по­степенно.

Эго — не что иное, как смесь сенсорных явле­ний. Как формируется эго? Через контакты с внеш­ним миром.

Эго связано с прошлым, или, скорее, оно пред­ставитель или голос прошлого. Какова его природа? О! Это всего лишь подавленные неудовлетво­рённые эмоции. Это плач неудовлетворённых эмоций... Неудовлетворённость — знак или сим­вол эго.

Какова натура эго? Отрезать себя, отделиться от всего остального. «Существую только я, никто дру­гой». И к этому добавляется: «Я буду существовать всегда».

Эго неустанно повторяет: «Здесь я, только я здесь, и никто другой. Я — вечно и неизменно».

Почему вы связаны? Вы связаны вашими влече­ниями, всегда стремясь получить от другого то, что вы хотите, в соответствии с вашими влечени­ями.

Пока сохраняется индивидуальность — вос­приятие других как отделённых от вас, недобро­желательность не может не преобладать.

 

Расширение эго до бесконечности

Если вы не удовлетворены самим собой, вы не можете быть удовлетворены никем. Что значит «я сам»? Тот, кто всепоглощающ. И в то же время отключён от всего.… Опыт «я есть» возникает через опыт «я имею». «Я есть, — говорит ребёнок, — потому что я имею». А ребёнок, не имеющий…

В действительности эго не существует

Как доказать, что у вас нет эго? Доказательство возникает тогда, когда у вас не появляется никакой эмоции. Появление эмоции говорит о том, что ва­ше… Но что же такое «я»? Всего лишь поток, одна из многих форм, следующая… Эго всеядно. Можно сказать, что само по себе — это постоянное желание быть. В глубине сердца эго чувствует, что может…

Источник эмоций — отрицание

Каждый раз, когда вы чем-то встревожены, за этим следует цепь действий и противодействий. Тогда можете быть уверены, что где-то обязатель­но есть… Эмоции появляются только тогда, когда вы от­рицаете ситуацию, в которой… Когда зарождается эмоция? Когда вы видите не то, что есть, а что-то другое. Это продукт недоразумения, ошибочного…

Сила эмоции

Только эмоция является движущей силой. Ин­теллект или рассудок беспомощны. Рассудок лишь подобен водителю машины.

Если вы охвачены эмоцией, то вы можете раз­мышлять и выдвигать сколько угодно аргументов и т.д. И всё это — ложно.

 

Освобождение от эмоций

Ваши действия обусловлены эмоциями. Не пе­репрыгивайте сразу к заключениям, сначала про­сто примите самого себя. Вопрос не в том, как жить без… Эмоция — не что иное, как сигнал о том, что вы не пребываете в истине. Эмоции учат. От не истины, которую вы в дан­ный момент принимаете за истину, они ведут вас к истине. Поэтому эмоции…

Список опубликованных книг о Свами Праджнянпад и его учении.

 

Письма Свами Праджнянпад

 

- L'Art de Voir (T.1), 1988, Ed. Accarias-L'Originel (Paris)

- Les Yeux Ouverts (T.2), 1989, Ed. Accarias-L'Originel (Paris)

- La Verite du Bonheur (T.3), 1990, Ed. Accarias-L'Originel (Paris)

Книги, написанные индийскими учениками

- R. Srinivasan: Talks with Swami Prajnanpad Indian Edition: 1977, Pub. Bharatiya Vidya Bhavan (Bombay) Edition francaise: Entretiens avec Svami Prajnanpad, 1984, Ed.… Revised English Edition: Talks with Swami Prajnanpad, 1987, Pub. Element Books Ltd (Shaftesbury, Dorset)

Книги, написанные французскими учениками

- Arnaud Desjardins: Les Chemins de la Sagesse, 1972, Ed. La Table Ronde (Paris) Смотрите также все книги этого автора у того же самого издателя. - Denise Desjardins: De Naissance en naissance, Ed. La Table Ronde (Paris)

Другие книги.

 

- Andre Comte-Sponville: De l'autre cote du Desespoir: Introduction a la pensee de Svami Prajnanpad, 1997, Ed. Accarias-L'Originel (Paris)

 

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ……….……….………………………………………………………………… 2

АБСОЛЮТ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ……………………………………………………………….6

БОГ………………………………………………………………………………………………….6

ВИДЕТЬ

1. Необходимость видеть………………………………………………………………………..7

2. Как видеть?................................................................................................................................7

3. Видеть то, что есть……………………………………………………………………………8

ВИНОВНОСТЬ

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ МИР……………………………………………………………..8

ГАРМОНИЯ………………………………………………………………………………………..9

ДАВАТЬ И ПОЛУЧАТЬ

1. Каждый действует только в своих интересах………………………………………………10

2. Невозможно что-нибудь дать без личного интереса………………………………………10

3. Давать, чтобы, в свою очередь, получать...............................................................................10

4. Готовность получать………………………………………………………………………….11

5. Готовность давать…………………………………………………………………………….11

6. Давать — дарственная дорога к единству…………………………………………………..12

ДЕЙСТВИЕ-ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ(см. Энергия)…………………………………………......12

ДЕЙСТВОВАТЬ (Обдуманное действие)……………………………………………………….12

ДОСТОИНСТВО (Иметь чувство достоинства)………………………………………………...12

ЕДИНСТВО (недвойственность)

1. Единство и двойственность…………………………………………………………………..13

2. Единство всегда здесь………………………………………………………………………...13

ЖЕЛАНИЕ (см. Удовлетворение желаний) …………………………………………………….13

ЖЕРТВА И УБИЙЦА……………………………………………………………………………..14

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС………………………………………………………………………………...14

ЗНАНИЕ

1. Знать — значит уничтожить разделение между собой и другим………………………….15

2. Интеллект становится чувством……………………………………………………………..15

3. Знать — это быть……………………………………………………………………………...15

4. Знание — путь к освобождению и един­ству………………………………………………..15

ИДЕАЛИЗМ ……………………………………………………………………………………….16

ИЗМЕНЕНИЕ

1. Всё приходящее уходит……………………………………………………............................17

2. Праздник нового……………………………………………………........................................17

3. Всё — только текущий процесс…………………………………………………...................17

ИЛЛЮЗИЯ........................................................................................................................................17

ИНТЕЛЛЕКТ (Роль интеллекта) ....................................................................................................18

ИСТИНА

1. Истина, или то, что есть ...........................................................................................................18

2. Истина проста и легка ..............................................................................................................18

3. Истина на практике ..................................................................................................................18

КОНТАКТ (Быть в контакте) .........................................................................................................18

ЛЮБОВЬ

1. Подлинная любовь и страсть…...............................................................................................18

2. Любовь — выражение единства через чувства .....................................................................18

МЕДИТАЦИЯ

1.Активная медитация...................................................................................................................18

2. Пассивная медитация ...............................................................................................................18

МОРАЛЬ (Правила морали) ...........................................................................................................18

МЫСЛИ ...............................................…………………………………………………………….18

МЫШЛЕНИЕ

1. Толкователь фактов...................................................................................................................18

2. Мышление — фокусник...........................................................................................................18

3. Мышление — создатель...........................................................................................................18

4. Мышление — контролёр..........................................................................................................18

5. Загнать мышление в угол и познать его полностью………………………………………..18

НАСЛАЖДЕНИЕ И ОПЫТ

1. Наслаждайтесь тем, что вы делаете.........................................................................................18

2. Подлинное наслаждение и поверхностное наслаждение…………………..........................18

3. Станьте сначала действующим лицом, чтобы стать наслаждающимся…….......................18

НЕОБХОДИМОСТЬ (Чувство крайней необходимости)……………………………………….19

НОРМАЛЬНОСТЬ И СВЕРХНОРМАЛЬНОСТЬ ........................................................................19

ОБЩЕСТВО .....................................................................................................................................19

ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ......................................................................................................................19

ОЖИДАНИЕ (Ожидать невозможно)............................................................................................19

ОСВОБОЖДЕНИЕ

1. Быть свободным — значит знать.............................................................................................19

2. Единство интеллекта, чувства и действия..............................................................................19

3. Освобождение от мышления и эго..........................................................................................20

4. Постепенное или немедленное освобождение?.....................................................................20

5. Что происходит после освобождения?............………………………………………………20

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.....................................................................................................................20

ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМ

1. Любое отношение иллюзорно, так как предполагает раздельность.....................................20

2. И всё-таки без другого не обойтись.........................................................................................20

3. Единство — это реальность......................................................................................................20

4. Правила поведения в отношениях...........................................................................................20

5. Когда другой высказывается....................................................................................................20

6. Расширение эго до единства ....................................................................................................20

ОТРЕЧЕНИЕ.....................................................................................................................................20

ОТРИЦАНИЕ....................................................................................................................................20

ОШИБАТЬСЯ...................................................................................................................................20

ПАРА (Жить парой).........................................................................................................................20

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ.....................................................................................................................20

ПРЕДЕЛЫ (Не выходить за пределы)...........................................................................................20

ПРИНИМАТЬ (Делать всё своим)

1. Принимать то, что есть.............................................................................................................20

2. Принять — это всё сделать своим ..........................................................................................20

ПРИЧИННОСТЬ (Причина и следствие)......................................................................................20

ПРОЕКЦИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ.....................………………………………………………20

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ.................................................................................................20

ПУТЬ ................................................................................................................................................20

РАВНОВЕСИЕ ................................................................................................................................20

РАЗЪЕДИНЕНИЕ ...........................................................................................................................20

РАЗЛИЧИЕ ......................................................................................................................................22

РАСПОЗНАВАНИЕ ........................................................................................................................24

РЕШЕНИЕ (Как принимать) ..........................................................................................................25

РОДИТЕЛИ — ДЕТИ (Отношения между ними).........................................................................26

РОСТ .................................................................................................................................................29

САМОЗАВИСИМОСТЬ..................................................................................................................30

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

1. Инстинкты и сексуальные желания.........................................................................................31

2. Сексуальность — энергия и удовольствие от контакта двоих..............................................32

3. Опыт и удовлетворение сексуальности ..................................................................................33

4. Невозможность удовлетворения .............................................................................................33

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ.......................................................................................................................35

СРАВНЕНИЕ (Невозможность сравнивать) .................................................................................36

СТРАХ...............................................................................................................................................37

СУДИТЬ (Невозможность)..............................................................................................................38

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

1. Удовлетворение желаний ……………………………………………………........................39

2. Желание не может быть удовлетворено.................................................................................40

УДОВОЛЬСТВИЕ И СТРАДАНИЕ...............................................................................................40

УСИЛИЕ...........................................................................................................................................41

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК....................................................................................................................41

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ..................................................................................................................................42

«ЧТО Я ХОЧУ?»..............................................................................................................................42

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ВОСПРИИМЧИВОСТЬ ...................................................................43

ЧУВСТВО.........................................................................................................................................43

ЧУТКОСТЬ СОЗНАНИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ

1. Чуткость сознания и концентрация........................................................................................43

2. Чуткость сознания на практике ..............................................................................................43

3. Условия чуткости сознания ....................................................................................................44

4. Чуткость сознания вас освобождает ………………..............................................................44

ЭГО

1. Ощущение отделённое.............................................................................................................44

2. Расширение эго до бесконечности..........................................................................................45

3. В действительности эго не существует..................................................................................45

ЭМОЦИЯ

1. Источник эмоций — отрицание..............................................................................................46

2. Сила эмоции..............................................................................................................................46

3. Освобождение от эмоций…………………………………………………............................46

ЭНЕРГИЯ.........................................................................................................................................46

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ О

СВАМИ ПРАДЖНЯНПАДЕ И ЕГО УЧЕНИИ ...........................................................................46

 

 

 

Индийский мудрец Свами Праджнянпад (Svami Ргаjnanpad) (1891-1974) при жизни был малоизвестен не только на Западе, но и в Индии. Это объясняется тем, что он никогда не стремился к распространению своего учения и никогда не искал общественного признания. Он не читал лекций, не писал книг и не создал никакого центра.

Признание духовных искателей пришло к нему уже после смерти. Этому способствовали многочисленные публикации французских учеников, вызвавшие интерес к его учению. Интерес этот можно объяснить новым, оригинальным, а порой и вызывающим подходом Свами Праджнянпада к духовности и духовной традиции Индии.

Он не принимал на веру никакие традиционные наставления, какова бы ни была их общепринятая святость. Он заимствовал из них только то, что соответствовало его разуму и его собственному опыту. Таким же был его подход ко всем духовным ценностям религиозно-философских учений Индии.

Известный французский философ Комте-Спонвиль пишет о нем: «Свами Праджнянпад — блестящий, незаурядный учитель», один из редких мудрецов нашего времени, которого можно сравнить с праведниками прошлого. Он указывал на новый духовный путь, лежащий между Востоком и Западом, учил не как думать, а как жить; он не философ, а мудрец. Он тот учитель, который необходим, когда потеряна надежда».

* * *

Даниил Руманов родился в Париже в 1936 году. В поисках учителя после окончания университета в 1959 году он отправился в Индию и ездил по всей стране. Руманов останавливался у Святой Ма Ананда Майи, бывал у Свами Рамдаса и других мудрецов, а в конце концов стал учеником Свами Праджнянпада. После возвращения во Францию Д. Руманов поступил на курсы санскритского языка при Сорбонне и посвятил докторскую диссертацию учению Свами Праджнянпада.

 

www.e-puzzle.ru

 

– Конец работы –

Используемые теги: индийский, МУДРЕЦ, Свами, Праджнянпад, жизни, был, малоизвестен, только, Западе0.132

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Индийский мудрец Свами Праджнянпад (1891-1974) при жизни был малоизвестен не только на Западе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Есть только одна раса — раса человечества, Есть только один язык — язык сердца, Есть только одна религия — религия любви
Мое отношение к религии или Что я вижу в мире Бога... Есть только одна раса раса человечества Есть только один язык язык... Есть только один Бог и Он вездесущ...

Земля в период возникновения жизни. Начало жизни на Земле. Эволюция форм жизни
Она знала периоды расцвета, исторических испытаний и тяжелых кризисов, прежде чем достигла в наши дни своего великолепного богатства. Сегодня науке… Окаменевшие останки живших некогда существ, которые содержатся в земных… Человек понимает, что он смертен, что одни рождаются, а другие умирают, что он создает орудия труда, обрабатывает…

философия о жизни смерти и смысле жизни.
Считая, что он родился не по собственной воле, что жизнь ему как бы навязали извне независимо от его желания, человек хочет знать, зачем он пришел в… Многие тысячелетия мыслящие люди стремились решить и решают эту проблему,… Материалистические концепции, соответствующие первой точке зрения, были изложены ещ в Древней Греции Эпикуром 311 370…

Индийские религии — религии, сформировавшиеся на Индийском субконтиненте
Инди йские рели гии религии сформировавшиеся на Индийском субконтиненте К индийским религиям относят индуизм джайнизм буддизм и... Индуи зм одна из индийских религий которую часто описывают как... Древнейшая в мире религия не имеет основателя отсутствует единая система верований и общая доктрина...

Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества
Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития… Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в… Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде…

Анализ балансовой прибыли и прибыли от реализации отчёт по практике
Наша задача проанализировать как результаты деятельности предприятия , так и экономические факторы , которые на них повлияют. Таким образом мы будем исследовать балансовую прибыль и определять, какие… Также проведем анализ рентабельности производства, объективно оценим эфективнность хозяйственной деятельности.

Определение времени жизни носителей в высокоомном кремнии. Влияние времени жизни на параметры высоковольтных приборов на кремнии
Обычно компромисс между этими конкурирующими параметрами достигается путм облучения электронами, протонами или легированием примесями , дающими… Также время жизни является важным параметром для характеризации высокоомного… В программах моделирования полупроводниковых приборов одномерных 1, двумерных 2 решаются стандартные уравнения…

БЕЛАЯ КНИГА ЖИЗНИ. БЛАГАЯ ВЕСТЬ О НОВОЙ ЖИЗНИ В КРАСОТЕ, ЧИСТОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ И СВОБОДЕ
На сайте allrefs.net читайте: "БЕЛАЯ КНИГА ЖИЗНИ. БЛАГАЯ ВЕСТЬ О НОВОЙ ЖИЗНИ В КРАСОТЕ, ЧИСТОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ И СВОБОДЕ"...

Определение времени жизни носителей в высокоомном кремнии. Влияние времени жизни на параметры высоковольтных приборов на кремнии
Обычно путём облучения электронами, протонами или легированием примесями , дающими глубокие уровни в кремнии достигается компромисс между этими… Например, для многих приборов, таких как высоковольтные транзисторы, необходим… V th = (3kT/m) 1/2 » 10 7 см/сек – тепловая скорость носителей s p , s n – сечение захвата электронов и дырок…

Культура Запада и Востока
Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка с середины 2… Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь… Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.Кроме того, в…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Обман в нашей жизни. Я предлагаю поразмышлять над тем, как, по каким признакам можно понять, что твой собеседник тебя обманывает. И как уберечься от этого. Кто он, этот… Играя на психокомплексах клиента, таких, как любопытство (судьба, любовь,… Именно этим приемом можно пользоваться для определения того, обманывает вас человек или говорит правду.Задав вашему…
  • Был бы эффект, а вывеска засветится. Использование физических эффектов в конструкциях наружной рекламы Идеально, если он задействует ресурсы, уже имеющиеся в системе. При рекламе каких товаров можно использовать лед со столь необычным свойством, Вы… Рис. 1. 1 - источник света, 2 - диафрагма, 3 - призма, 4 - экран.Почему бы не… Но в тот момент, когда пучок белого света падает на вершину призмы, лучи не проходят сквозь призму. Это значит, что…
  • Паутина в жизни пауков Даже название классу паукообразных, в который пауки входят в ранге отряда, дано благодаря способности пауков плести паутину. В греческом мифе о… Эволюционное значение паутины для пауков Паутина имела решающее значение в… Действительно, пауки при большом видовом разнообразии сохраняют единство в особенностях биологии, типе питания,…
  • Социальная реклама на Западе и в России При этом, можно предположить, что в процессе перечисления этот вид рекламы окажется на первом месте.В чем причина такого несовпадения, почему… Развитие социальной рекламы в США Термин «социальная реклама» в его… Несмотря на то, что новый вид рекламы был также рассчитан на широкую общественность, он, в отличие от коммерческой…
  • Роль корпоративной культуры в жизни компании И вдруг оказывается, что 80% сотрудников отказываются работать в Вашей компании. Вы им сулите золотые горы, предлагаете интересный мотивационный… Но уже первые шаги показали, как глубоко мы ошибались. А общее собрание… Как следствие, после двух недель работы из 250 человек осталось два десятка сотрудников. Они и поныне успешно…