рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 13. Право в человеческом измерении

Тема 13. Право в человеческом измерении - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ 1. Права Человека: Философский, Политический И Юридический Смысл...

1. Права человека: философский,
политический и юридический смысл

 

В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценности человеческой личности, то есть такая мировоззренческая система, где человек уподобляется Богу, несет в себе его черты и подобие. Нельзя мыслить абсолютную ценность чего-либо, отказывая в существовании самому Абсолюту. Нельзя одновременно признавать безусловный характер прав человека и отрицать их абсолютное значение в социальной жизни. Если мы действительно считаем, что права и свободы неотъемлемы от личности, нас не должны интересовать какие-либо соображения о целесообразности их государственно-правовой защиты и регламентации.

Кастовое мировоззрение исходит из того, что человек занимает ту социальную нишу, которая соответствует его духовной природе. Однако в философских системах буддизма и позже христианства утверждается иной взгляд на личность.

В буддизме за человеком признается возможность бесконечного совершенства. Каждый вслед за Буддой может стать носителем высшего сознания и пробудиться от обманов житейского сна. Поэтому ценность человеческой личности не может измеряться исключительно его наличными достоинствами: статусом, подвигами, характером и т.д.

Путь к высшему сознанию лежит в буддизме через отрицание действительности. Отрицание мира достигается его познанием. В христианстве путь к нравственному совершенству лежит через поступок. "Вера без дела мертва есть". Поэтому лишь в европейской цивилизации, основанной на христианских принципах, идея абсолютной ценности человеческой жизни воплотилась в институт "права человека".

До христианства античный мир Европы и Древний Восток понимал человека лишь как представителя рода, государства, то есть некоего гражданского союза. Свобода была нужна человеку лишь для исполнения своего гражданского долга. Конфликт Афин и Сократа – одно из первых свидетельств столкновения в человеческой истории двух способов социального бытия. Принадлежит ли человек всецело тому социальному организму, частью которого он является, или же его бытие превосходит рамки социального, и в таком случае человек из проводника общественной жизни становится ее источником?

В философских концепциях, где личность понимается исключительно как социальное существо, наделение правами и предоставление свобод объясняют прежде всего интересами самого гражданского общества. Назначение прав человека состоит лишь в обеспечении социальной защищенности личности и ее участия в общественной и государственной жизни. Что же в таком случае будет служить основанием уважения прав человека? Если государство наделяет гражданина свободой в собственных интересах, оно всегда ревниво относится к тому, как граждане пользуются предоставленными юридическими возможностями.

Одна из проблем перестройки советского общества в конце 80-х именно в этом и состояла: переход к правовому государству, одним из принципов которого является признание неотъемлемых прав человека, был невозможен без уважения личности как таковой. Свободой наделяли не собственно человека, свободой наделяли роль, функцию в общественном организме. Однако "права гражданина" вовсе не тождественны "правам человека".

Естественно, что свобода вселяет страх в души политических лидеров вовсе не по причине их дурной человеческой природы. Недоверие к собственному народу, институту прав человека и демократии покоится на громадном опыте, накопленном человеческой цивилизацией. Свобода пахнет дымом и кровью, она может обернуться против самого человека, если тот ею неумело воспользуется. Понятно, что у каждого народа имеются свои политические традиции и политическая культура, содержание которой и позволяет ответить на вопрос о целесообразности свободы. Однако философы должны ответить на вопрос, звучащий несколько иначе: в силу каких причин политик, находящийся у государственной власти, предоставляет свободу человеку, не зная и даже не желая знать, зачем она тому нужна?

Философия лишь в XX столетии подошла к выводу о принципиальной невозможности познания человека и его личности научными методами. Объект научного познания – факт, нечто объективированное, то есть выраженное вовне содержание. Однако особенность личности как объекта познания состоит в том, что в ней есть внутреннее содержание; личностная начинка не всегда являет собою факт. Деятель не исчерпывается деянием, тождество личности и поступка мыслится правоведами в качестве принципа правовой политики, но условность его очевидна: не полагая, что хулиганство обусловлено хулиганскими мотивами, я бы не имел морального права на наказание хулигана.

У философии перед наукой применительно к теме нашей беседы много преимуществ, однако и она не может претендовать на знание о человеке, потому что всякий философ, осознавая сущность человека, одновременно интерпретирует ее и защищается от открывшейся ему истины. Источники человеческого поведения нам никогда не откроются, личность навсегда останется непредсказуемой реальностью.

Поэтому в основе уважения личности лежит не ее действительное содержание – ценностные ориентации, черты характера, привычки или потребности, а возможное. В противном случае мы никогда бы не стали без лицемерия рассуждать о защите прав человека безотносительно к его нынешнему социальному статусу: право в равной мере защищает жизнь героя и мерзавца, министра и бродяги, ученого и неуча, преуспевающего и беспомощного. И даже в случае очевидного достатка добродетелей мы уважаем человека не за то, кем он стал, а за то, кем он будет. Мы ценим в человеке способность перевоплощаться, менять свою природу, мы уважаем космический, а не социальный статус человека.

Нельзя уважать компьютер за то, что он считает намного быстрее нас, невозможно представить уважительное отношение человека к слону по причине больших ушей. Человек не стал бы уважать другого только за то, что какие-то человеческие свойства получили большее развитие: бесстрашие, чувство долга, умение что-то сделать и т.д. Уважение – это переживание человеком встречи с более развитым существом, с более организованной материей, с более духовной субстанцией. Уважать могут лишь те, кто чувствует иерархическое начало мира, кто наделен космическим мироощущением. Поэтому, кстати сказать, уважение часто соседствует со страхом, в котором человек переживает собственную ничтожность в мире и зависимость от непонятных ему сил.

Право не может заставить нас ни любить, ни уважать другого человека. Но оно способно охранять свободу, благодаря которой становится возможным путь к добру и реализация человеческих стремлений. Поэтому провозглашение прав человека – это всегда победа над внутренним деспотом, отказ от господства над другим человеком. Чтобы понять весь трагизм и сложность этого шага мировой цивилизации к новому правопорядку, обычно обозначаемому термином "правовое государство", надо видеть основания, на которых утверждается деспотизм и слепое повиновение.

В основе деспотизма, по мнению С.Л.Франка, лежит идея непогрешимости и императив служения общему благу. Лишь обладая абсолютной истиной, то есть зная, что именно будет добром для человечества, нации, государства, населения или отдельного человека, можно претендовать на насильственную опеку.

К деспотизму ведут как обожествление одного лица (восточный деспотизм), так и обожествление "общей воли" народа, которой приписывается высшая разумность (европейский тоталитаризм). Убеждение в том, что коллективные решения обладают высшей разумностью по отношению к единичной воле или настроениям меньшинства, было серьезно поколеблено итогами Великой Французской революции и политической практикой большевиков. Юрген Хабермас в этой связи употребляет как уже вполне устоявшиеся термины: "тирания большинства" и "тирания легального". Слепая вера в то, что демократическая процедура принятия законодательных решений сама по себе служит гарантом справедливого выхода из конфликтных ситуаций, в XX столетии постепенно уступает место более трезвому пониманию возможностей права: оно гарантирует мир и справедливый порядок лишь в известных пределах.

Отказ от деспотизма трагичен для человека тем, что последний вынужден отказываться от осуществления тех идеалов, которые составляют основу его личности и смысл его жизни. Зная открывшуюся истину, трудно видеть впустую растрачиваемые усилия других. Отказ от деспотизма – это признание ограниченности, конечности человеческого. Абсолютная гармония мира не может быть всецело воплощена ни в политической программе, ни в религиозном учении или догмате, ни в чем остальном. Человек не способен к абсолютному добру и абсолютной истине, потому что он не Бог, он содержит в себе лишь стремление к абсолютному и бесконечному. Поэтому вся правда жизни недоступна ни мне, ни другим. Уважение к правам человека, можно заключить, являет собой победу над присущей человеку гордыней. Оно приходит лишь с отказом от всяких попыток собственными притязаниями осчастливить весь остальной мир.

Политическое значение прав человека состоит в том, что ни одна власть, признавшая верховенство прав человека и их неотчуждаемый характер, уже не способна легально возвысить какую-либо идею над человеком. Перед властью, уважающей права человека и последовательно реализующей этот принцип во всех сферах правовой и политической жизни, перестает маячить вопрос: "Что нужно сделать для человека?", поскольку смысл своей жизни определяет каждый самостоятельно. Но перед ней остаются не менее сложные задачи создания такого механизма, посредством которого человек мог бы достичь самостоятельно поставленных целей. Иначе говоря, власть должна решать вопрос: "Как это сделать?"

Признание прав человека неизбежно ограничивает власть как предметно, так и процессуально. Конституционное признание личности и человеческой жизни высшей ценностью государственной политики, если не наделять этот принцип исключительно декларативным содержанием, обозначает пределы политической власти: она уже не смеет покушаться на его внутренний мир, убеждения, ценности и т.д. "Помимо своих действий, – писал К.Маркс, – я не существую для государства". Власть ограничивает посредством прав человека также и процессуальные полномочия государственных учреждений: отныне они легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти.

Уважение прав человека составляет важнейшую предпосылку международной безопасности, поскольку предотвращает появление неподконтрольных народу и мировой общественности диктаторских режимов. Признание абсолютной ценности человеческой личности, если рассматривать это событие в историческом контексте, повлекло за собой утверждение религиозной и моральной автономии личности, и прежде всего, ее независимости от государства и иных гражданско-политических союзов. В 1555 г. был заключен Аугсбургский мирный договор о признании равенства католиков и лютеран в Священной римской империи.

Юридическое закрепление свободы совести своим логическим следствием имело появление многих иных правовых актов: о свободе слова, общения, о физической неприкосновенности личности и т.д. В XX столетии в каждом государстве, имеющем конституцию, можно обнаружить нормативные акты, посвященные правам человека, юрисдикционные органы, осуществляющие их защиту, и многое другое, что в совокупности образует юридический механизм обеспечения прав человека. В чем юридический смысл появления этих документов и учреждений?

Законодательное провозглашение прав человека однозначно меняет всю правовую систему, поскольку теперь критерием ее совершенства становится полнота юридической регламентации субъективных прав личности. Дело не в том, что в процессе правотворчества появился еще один документ, содержащий в себе перечень новых возможностей. Речь должна вестись о том, что впервые в истории мировой цивилизации личность стала субъектом политико-правовой жизни.

Деспотическое государство знает лишь привилегии. Тоталитарное государство знает классовые права. Буржуазное государство, если оно не стремится к тому, чтобы стать правовым, наделяет правами функцию социального организма. И лишь с признанием прав человека личность обретает новый уровень существования и "очеловечивает" собою не только политико-правовые институты, но и весь социальный мир, в котором до этой революции права господствовали отчужденные сущности человека: политические партии, бюрократия, знать и т.п. Мы здесь вновь возвращаемся к вопросу о сущности человека, к природе и сути гуманизма.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 13. Право в человеческом измерении

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
  Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения     Красноярск 2001   ББК87 К

Сущность философии
  Попытаемся ответить на вопросы: – Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет? – Почему в течение множества веков великие умы человечества обра

Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией. Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении

Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.   1. М

Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов

Бытие и сознание
  Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным. Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей.

Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти

Истоки и исторические формы идеализма
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм&

Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ. Идеалисты пытаются стере

Материальное единство многообразного мира
  В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл

Движение
Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Вопро

Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех

Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн

Диалектика как теория развития
  Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращен

Принцип системности
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое. Целое рассматривалось как резул

Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао

Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие: 1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу

ТЕМА 5. Проблема человека в философии
1. Что такое человек?   Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле

Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг

Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,

Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол

Человек как индивид и как личность
  Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле. Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система. Индивид –

Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена

Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с

Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире? Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб

Эволюция форм отражения
  Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо

Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности п

Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл

Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает

Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает

Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн

Историческое развитие теории познания
  В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания

Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны

Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот

Чувственное и рациональное
Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все чел

Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

Специфика социального познания
  Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук

Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то

Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных

Общественное сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует

Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени

Смысл человеческой истории
  Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира

Направленность исторического процесса
Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному. 1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше насто

Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ

Пути социально-экономического прогресса
  Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств

Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП: а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.

Духовный прогресс
Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития лю

Значение философии права
  Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко

Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра

Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск

Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)

Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели. Ритуал существует внутри мифологическог

Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо

Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности

Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт

Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.

Специфика российского правопонимания
Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигд

Тема № 1. Философия, ее предмет и предназначение
  1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989. 2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №

Тема №3. Философская картина мира
  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982. 2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //

Тема №7. Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988. 2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.

Тема №13. Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989. 2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73. 3. Нено

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги