рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Истоки и исторические формы идеализма

Истоки и исторические формы идеализма - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Идеализм – Основное Философское Направление, Утверждающее Первичность Сознани...

Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм" не следует путать с обыденным употреблением в повседневных рассуждениях на моральные темы слова "идеалист" (бескорыстный человек, стремящийся к достижению возвышенных целей, ИДЕАЛОВ).

Признавая, что бытие зависит от сознания, философы-идеалисты по-разному объясняют, как складывается эта зависимость, каким образом сознание обуславливает, порождает бытие. При всем единстве идеалистического направления внутри него различают две главные формы:

объективный идеализм, рассматривающий сознание как внеприродное, сверхчеловеческое, объективное духовное первоначало, создающее весь мир, природу и человека, и

субъективный идеализм, понимающий бытие не как существующую вне человеческого сознания объективную реальность, а лишь как продукт активности человеческого духа, субъекта.

Французский материалист Д. Дидро в 1749 г. назвал идеализм "самой абсурдной из всех систем". Однако идеализм – не прихоть недомыслия философов, к тому же гениальных, он имеет свои глубокие исторические, гносеологические и социальные истоки и корни.

1. Исторические корни идеализма – присущий мышлению первобытных людей антропоморфизм, очеловечивание и одушевление всего окружающего мира, рассмотрение природных сил по образу и подобию человеческих поступков, обусловленных сознанием и волей. В этом идеализм, особенно объективный, тесно связан с религией.

2. Способность человеческого мышления к теоретическому познанию становится в дальнейшем гносеологическим истоком идеализма. Ведь в самом процессе познания возможен отрыв мысли от действительности, уход ее в сферу воображения. Образование общих понятий (человек, добро, истина, сознание) и возрастающая степень абстрагирования необходимы в процессе теоретического мышления. Однако отрыв этих понятий от материальных предметов и оперирование ими как самостоятельными сущностями приводит к идеализму. Гносеологические корни идеализма уходят далеко в глубь истории и связаны с процессом формирования отвлеченных понятий, с прогрессом познавательной деятельности, с углублением разума в сущность вещей.

3. Эти гносеологические корни закрепляются в силу определенных исторически сложившихся социальных факторов, берущих начало в отделении умственного труда от физического, что связано с образованием в обществе классов и тем, что умственный труд становится привилегией господствующего класса. В этих условиях представители господствующего класса монополизируют умственный труд, руководят политикой, тогда как материально-производственная деятельность становится уделом трудящихся масс. Такое положение способно породить и порождает иллюзию, что идеи – главная определяющая сила, а сфера материального производства – нечто низшее, вторичное, зависимое от сознания.

Примерно в середине первого тысячелетия до н.э. в трех очагах древней цивилизации – в Индии, Китае, Греции – практически одновременно из мифологического миросозерцания рождается философия. Исторический прообраз объективного идеализма усматривается уже в текстах древнеиндийских Упанишад (6-3 вв. до н.э.), где материальный мир рассматривался как "покрывало" иллюзии (Майи), за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала – Брахмана. Человек, не преодолевший иллюзии майи, не может познать истинную сущность бытия (Брахмана), а живет лишь в видимости, скрывающей от него эту первосущность. Объективный идеализм начинается тогда, когда идея вещи начинает мыслиться не как отражение вещи, а как извечно существующая до нее и остающаяся после разрушения этой вещи.

В Древней Греции Пифагор (580-500 до н.э.) считал числа самостоятельными сущностями вещей, а сущностью Вселенной – гармонию чисел. Родоначальником философской системы объективного идеализма считается Платон (427-347 до н.э.). Он утверждал, что помимо мира вещей есть еще мир идей, которые человек может видеть лишь "очами разума". В этом мире существуют идеи шара, амфоры, человека, а конкретные медные шары, глиняные амфоры, живые люди – лишь материальные воплощения идей, их несовершенные тени. Мы принимаем мир вещей за действительный, хотя он представляет собой лишь тени скрытого от нас мира идей, духовного мира. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека обитает его бессмертная душа. Попадая на землю и временно находясь в смертном теле, душа вспоминает о мире идей, и в этом припоминании состоит истинный процесс познания.

Идеализм Платона критиковал его гениальный ученик Аристотель (384-322 до н.э.): "Платон мне друг, но истина дороже!". Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой. Сама по себе материя пассивна, она содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, чтобы превратить эту потенциальную возможность в реальную действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма – цель, идеальный образ, причина появления многообразных вещей из однообразной косной материи. Таким образом, Аристотель оторвал форму вещей от самих вещей (шарообразность от конкретного шара) и превратил ее в самостоятельную субстанцию аналогии с миром идей Платона.

Средневековье с его безраздельным господством религиозной идеологии, проникающей во все сферы духовной жизни общества, наложило отпечаток и на развитие философии, которая в эту эпоху фактически становится служанкой богословия. Она должна была обосновывать церковные догмы, доказывать их истинность и непоколебимость. Основной догмат христианства о творении богом мира из ничего утверждал зависимое происхождение материальной земной жизни от идеальной воли верховной Личности и предполагал ограниченность мира во времени (начало и конец света). Очень много внимания в средневековой философии уделялось вопросу об универсалиях (общих понятиях). Реалисты (лат. realis – "вещественный, действительный") утверждали, что универсалии существуют независимо от вещей, они реальны сами по себе. Им возражали номиналисты (лат. nomen – "имя"): существуют лишь конкретные вещи, общие понятия, идеи – только слова, имена, даваемые этим вещам.

Систематизатором схоластики считается богослов Фома (Томас) Аквинский (1225-1274), который, опираясь на учение Аристотеля, философски обосновал христианские догматы. Например, божественную сущность Христа он толковал как духовный образ, воплотившийся в человеческой природе. Учение Фомы – томизм – стало официальной философской доктриной Католической церкви. Современная христианская философия – неотомизм – пытается приспособить учение Фомы к условиям сегодняшнего дня.

Идеи объективного идеализма в новое время развивал немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716): мир состоит из мельчайших элементов, монад, обладающих активностью и самостоятельностью, способных к восприятию и сознанию. Единство и согласованность монад – результат предустановленной богом гармонии: низшим монадам присущи лишь смутные представления (неорганический мир, растения), у животных эти представления достигают степени ощущения, а у человека – разума. Монада – индивидуальный мир, зеркало единой и бесконечной Вселенной.

Высшей степени развития объективный идеализм достиг в философии Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831). Основой всего существующего Гегель считал Мировой Разум, который он называл Абсолютной Идеей или Абсолютным Духом. Абсолютная Идея постоянно развивается, порождая систему понятий. В процессе своего развития Абсолютная Идея облекается в материальную оболочку, выступая сначала в виде механических явлений, потом химических соединений, затем порождает жизнь и человека. Вся природа – "Царство окаменевших понятий". С появлением человека Абсолютная Идея пробивается через чуждую ей материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме – сознания, мышления. С развитием человеческого сознания Идея все больше освобождается от материи, познавая себя и возвращаясь в себя. Идеализм Гегеля проникнут идеей развития, диалектики. Объективный идеализм отрывает общие понятия, законы от конкретных единичных вещей и явлений, абсолютизируя идеи, толкуя идеи как первосущности мира.

Субъктивный идеализм доказывает зависимость бытия от сознания человека, отождествляя наблюдаемые нами явления и предметы с нашими ощущениями и восприятиями. "Единственная реальность – сознание самого субъекта, а мир – только проекция этого сознания вовне".

Классический вариант субъективного идеализма – учение английского епископа Джорджа Беркли (1685-1753). По его мнению, то, что мы считаем вещами, на самом деле – просто устойчивые комбинации наших ощущений. Например, яблоко. Комплекс ощущений: красное, твердое, сочное, сладкое. Сами же вещи существуют лишь как комбинации ощущений в нашем сознании.

Последовательно развивая такой подход к пониманию действительности, пришлось бы в конце концов сделать вывод, что в мире не существует вообще ничего, кроме моих ощущений. Эта крайность называется СОЛИПСИЗМ (лат. solus – "один", лат. ipse – "сам"). Пытаясь избежать солипсизма, Беркли утверждал, что все ощущения не возникают у нас произвольно (мы не можем не ощущать вообще), а вызываются воздействием Бога на душу человека. Таким образом, Беркли переходит от позиции субъективного идеализма к объективному. Вообще, последовательное отстаивание принципов субъективного идеализма рано или поздно приводит к переходу на позиции религии и объективного идеализма.

В современной философии к субъективно-идеалистическим воззрениям близки экзистенциалисты С. Кьеркегор (1813-1855), Л. Шестов(1866-1938), Н. Бердяев (1874-1848), М. Хайдеггер (1889-1976), Г. Марсель (1889-1973), Ж.П. Сартр(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Исходным у экзистенциалистов является не сущность (essentia) объективного мира, а существование (exsistentia) отдельного человека с его чувствами, переживаниями. Поэтому задача философии – не исследование бытия как сущности мира, а открытие смысла существования человека, подлинной экзистенции. Лишь через уяснение смысла собственного существования человек может судить о том, что находится вне его, в окружающем мире. Научное познание вещей, пишет К. Ясперс, не может ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки. Истинной формой философского познания экзистенциалисты считают интуицию, непосредственное видение смысла рассматриваемой реальности, которая представляет собой в конечном счете субъективные переживания личности. Они различают подлинное и неподлинное существование человека в мире: подлинное – свободное, абсолютно независимое от реальных общественных отношений, определяемое только самой личностью: неподлинное – погружение индивида в обыденную жизнь, в повседневность. Чтобы поступать как свободная личность, человек должен сам принимать решения и отвечать за свои поступки. Это требует усилий, преодоления трудностей, мужества, поэтому естественно, что люди выбирают неподлинное существование.

К субъективному идеализму тесно примыкает другое философское направление ХХ века – персонализм (лат. persona – "личность"). Персоналисты рассматривают человека в двух аспектах: духовном – человек-личность и материальном – человек-индивид. Человек-личность, потому что он располагает свободной и разумной духовной первоосновой, свободой выбора и независим от мира. Человек-индивид, так как он – частица материи, то есть природы и общества, подчиняется законам природы и общества. Но если человек-индивид подчинен обществу, государству, то человек-личность подчинен только богу. Отсюда персоналисты доказывают необходимость религии, которая соединяет человека с верховной, божественной Личностью и раскрывает тайны бытия.

В пределах двух главных форм идеализма в истории философии выделяются их варианты, определяемые тем, как понимается духовное, идеальное первоначало:

– как мировой разум (у Гегеля) или мировая воля (у Шопенгауэра);

– как единый дух или как множество духовных первоэлементов (Лейбниц);

– как разумно постигаемое начало или как нелогичное иррациональное начало, которое невозможно научно познать.

Хотя идеализм зачастую опирается на сложные умственные построения, которые трудно согласуются с житейским опытом, его никоим образом нельзя рассматривать как совокупность сплошных заблуждений. В идеалистических учениях выдвинуто немало идей, играющих большую роль в развитии человеческой культуры. Эти учения отражают, порой преувеличивая, определенные черты и особенности человеческого отношения к миру, отвечают на запросы своей эпохи и содержат в себе зерна конкретно-исторической истины.

Сознание отражает мир не так, как зеркало или фотопленка; образы материальных явлений в зеркале или на фотопленке – тоже материальные явления, а образы, в которых идеальное сознание отражает материальные явления, – идеальны.

Идеальное отличается от материального:

1) по способу своего существования: материальное существует как объективная реальность, идеальное – как субъективная реальность. Оно реально только для субъекта, в сознании которого существует, а вне его сознания не имеет самостоятельного существования;

2) идеальные образы материальных объектов сами по себе не обладают теми признаками, которые свойственны этим объектам: идея шара не кругла, представление о синем море не синее, воспоминание о запахе розы ничем не пахнет, мысль об утюге не горячая и не имеет тяжести. Идеальный образ – не "дубликат" вещи, а форма, в которой субъект ее воспринимает или представляет. Субъективные формы восприятия вещей дают субъекту ИНФОРМАЦИЮ об их свойствах: размерах, цвете, аромате, температуре, тяжести и т.д., но это свойства самих вещей, а не свойства информации;

3) в мире идеальных образов не действуют законы, по которым существуют и изменяются отображенные в этих образах материальные объекты, поэтому субъект имеет широкий простор для произвольного создания и уничтожения, изменения и комбинирования идеальных образов, причем он может это делать безо всяких физических усилий. Это позволяет субъекту перерабатывать поступающую через его органы чувств информацию в соответствии с его желаниями и целями – воображать и творить в сознании.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Истоки и исторические формы идеализма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
  Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения     Красноярск 2001   ББК87 К

Сущность философии
  Попытаемся ответить на вопросы: – Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет? – Почему в течение множества веков великие умы человечества обра

Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией. Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении

Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.   1. М

Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов

Бытие и сознание
  Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным. Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей.

Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти

Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ. Идеалисты пытаются стере

Материальное единство многообразного мира
  В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл

Движение
Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Вопро

Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех

Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн

Диалектика как теория развития
  Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращен

Принцип системности
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое. Целое рассматривалось как резул

Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао

Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие: 1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу

ТЕМА 5. Проблема человека в философии
1. Что такое человек?   Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле

Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг

Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,

Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол

Человек как индивид и как личность
  Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле. Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система. Индивид –

Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена

Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с

Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире? Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб

Эволюция форм отражения
  Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо

Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности п

Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл

Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает

Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает

Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн

Историческое развитие теории познания
  В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания

Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны

Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот

Чувственное и рациональное
Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все чел

Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

Специфика социального познания
  Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук

Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то

Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных

Общественное сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует

Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени

Смысл человеческой истории
  Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира

Направленность исторического процесса
Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному. 1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше насто

Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ

Пути социально-экономического прогресса
  Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств

Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП: а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.

Духовный прогресс
Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития лю

Значение философии права
  Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко

Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра

Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск

Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)

Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели. Ритуал существует внутри мифологическог

Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо

Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности

Тема 13. Право в человеческом измерении
1. Права человека: философский, политический и юридический смысл   В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценно

Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт

Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.

Специфика российского правопонимания
Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигд

Тема № 1. Философия, ее предмет и предназначение
  1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989. 2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №

Тема №3. Философская картина мира
  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982. 2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //

Тема №7. Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988. 2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.

Тема №13. Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989. 2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73. 3. Нено

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги