рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести

Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести - раздел Культура, Содержание Введение 3 История Возникновения 4 Ритуалы 9 Посвящение В Рыцари 9...

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 4 РИТУАЛЫ 9 ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ 9 ТУРНИРЫ 13 ОБЕТЫ 20 СИМВОЛИКА 22 ГЕРБЫ 22 ДЕВИЗЫ И ВОЕННЫЙ КЛИЧ 26 КОДЕКС ЧЕСТИ 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 БИБЛИОГРАФИЯ 32 ВВЕДЕНИЕ Конечно же, все мы слышали о рыцарях. О них написано много книг, существуют также многочисленные мифы и легенды, связанные с рыцарством. Скажите, кто из нас не слышал что-нибудь о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола? Мы можем не только читать о рыцарстве, но в наше время - также смотреть различные фильмы, дающие нам визуальное представление о том, как все происходило в эпоху Средневековья.

Существуют различные взгляды и представления о том, какими были рыцари на самом деле. Одни говорят, что они были благородными, доброжелательными с низшими, мужественными. Конечно, все это соответствует основным законам их Кодекса чести.

Другие же считают, что это действительно были только законы, какие-то идеи, а на самом деле рыцари были жестокими, высокомерными по отношению к другим людям, считали себя наивысшим сословием. В своем реферате я постаралась отметить оба этих взгляда на средневековое рыцарство. Сейчас, конечно, оно уже не существует. Но, мне кажется, что люди нашего времени должны перенять кое- какие черты тех воинов, как честь, храбрость, благородство, сделаться как бы прообразами тех, кто когда-то, несколько веков назад, защищали свой народ и отчизну от несправедливости.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Прежде, в начале средних веков, только право сильного могло бороться п... Ложь и вероломство считались между рыцарями самыми гнусными преступлен... И в этом смысле он - мера целой эпохи. Сколь ни романтичны подобные представления, тем не менее они отвечают ... Разумеется, в действительной жизни все обстояло не так гладко, как на ...

ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ Рыцарство с течением времени благодаря своей храбрости, великодушию и честности приобретало все более и более значения но в силу этого и посвящение в рыцарское звание становилось все более и более затруднительным. Только родовой дворянин по отцу и матери, достигший 21-го года, мог быть посвящен в рыцари. Необходимо было, чтобы человек, добивавшийся рыцарского звания, был приготовлен к этому с самых юных лет тщательным и хорошим воспитанием он должен был быть настолько силен и крепок, чтобы выносить без вреда для своего здоровья все трудности воинской жизни кроме того, от него требовалось основательное изучение всех обязанностей воина.

Желавший получить рыцарское звание должен был сначала на низших степенях воинского звания доказать свое мужество, великодушие, честность и доблесть и проявить себя достойным такого высокого звания, такой великой чести. Обыкновенно сыновья рыцарей и родовых дворян начинали свою службу с пажей.

Когда ребенок достигал десятилетнего возраста, его отсылали на воспитание, по заведенному обычаю, к главнейшим рыцарям, с которыми его родители состояли в родстве или в дружбе. Советы и пример таких рыцарей составляли истинное и окончательное воспитание, называвшееся bonne nourriture хорошее воспитание. Всякий рыцарь считал для себя большой честью, если какой-либо отец поручал ему довершать воспитание своего сына. Дослужившись до должности оруженосца и находясь в этом звании уже несколько лет, отличившись хорошим поведением, скромностью, мужеством и храбростью, молодой человек начинал домогаться рыцарского звания и просил о нем навести справки тогда государь или грансеньор, к которому обращались с просьбой, уверясь в храбрости и других доблестях молодого оруженосца, назначал день посвящения.

Для этого обряда обыкновенно избирались кануны каких-нибудь торжеств, например, объявления мира или перемирия, коронования королей, рождения, крещения или брака принцев, больших церковных праздников Рождества, Пасхи, Вознесения, и преимущественно канун Пятидесятницы.

Такой оруженосец, или новик novice, несколько дней приготовлялся к посвящению в рыцари он соблюдал строгий пост и раскаивался в своих грехах. После исповеди и приобщения Святых Тайн новика облекали в белую, как снег, льняную одежду как символ непорочности, необходимой в рыцарском звании, отчего и произошло слово кандидат candidatus от candidus - белый. Кандидат, или новик, отправлялся в этом одеянии в церковь, где должен был провести всю ночь и молиться.

На рассвете приходили за новиком старые рыцари, его восприемники, то есть избранные предстоять с ним во время посвящения затем они вели его в баню, которая из уважения к рыцарству была приготовлена великим камергером. После этого сопровождавшие новика рыцари надевали ему на шею перевязь с мечом, укладывали его в постель и покрывали простым белым полотном, а иногда и черным сукном в знак того, что он прощался со сквернами мира сего и вступал в другую, новую жизнь.

В таком наряде восприемники вводили в церковь новопосвящаемого в сопровождении родственников, друзей и соседних рыцарей, которых приглашали на эту торжественную церемонию. когда посвящали в рыцари отпрыска семейства высшей знати, для большей торжественности одновременно с ним посвящали значительное число его сверстников. В церкви священник, благословляя меч новика. По окончании этого обряда восприемники уводили новика в комнаты и там его одевали. Сначала на него надевали нечто вроде темной фуфайки, а на неё - газовую, тканную золотом рубашку затем уже его облачали в кольчугу и накидывали ему на плечи мантию, всю испещренную цветами и гербами рыцаря. В этом парадном костюме новопосвященный рыцарь отправлялся туда, где король или какой-нибудь знаменитый, прославившийся своими подвигами рыцарь должен был облобызать его. Такое лобзание давалось вновь принятому рыцарю обыкновенно в церкви или в часовне.

Шествие кандидата было само церемониальное под звуки барабанов, труб и рогов впереди этой процессии шли наиболее знаменитые рыцари и несли на бархатных подушках доспехи, которыми вооружали кандидата по прибытии его на место только щит и копье вручали ему после освящения.

По прибытии на место совершали литургию во имя Святого Духа. Посвящаемый выслушивал ее на коленях, став как можно ближе к алтарю, даже впереди того, кто давал ему лобзание. По окончании обедни церковнослужители выносили аналой с книгой рыцарских законов, которые кандидат и все присутствовавшие должны были выслушать с большим вниманием. см.гл. КОДЕКС ЧЕСТИ . По окончании чтения рыцарского устава посвящаемый преклонял колено перед государем, который произносил торжественные слова.

Кандидат отвечал на них следующим образом Обещаю и клянусь в присутствии Господа моего и государя моего положением рук моих на Святое Евангелие тщательно блюсти законы и наше славное рыцарство. После этого государь вынимал свой меч и три раза ударял им по плечу новоизбранного потом давал троекратное лобзание новому рыцарю затем государь давал знак восприемнику, повелевая ему надеть новоизбранному золотые шпоры - эмблему возлагаемого достоинства, помазать его елеем и объяснить ему таинственный смысл каждой части его вооружения.

Восприемник, повинуясь указанию своего государя, надевал на нового рыцаря шпоры и говорил Эти шпоры означают, что, поощряемый честью, ты обязан быть неутомимым в предприятиях. За восприемником подходил к новопосвященному другой рыцарь, держа в руках металлический или кожаный нагрудный щит, на котором был изображен родовой герб молодого рыцаря, и, навешивая этот щит ему на шею, говорил Господин рыцарь, даю тебе этот щит, чтобы защищаться тебе от ударов врагов, чтобы нападать тебе на них отважно, чтобы ты понял, что большая услуга государю и отечеству в сохранении дорогой для них твоей особы, чем в побиении многих врагов.

На щите этом изображен твой родовой герб - награда доблести твоих предков сделайся его достойным, умножь славу твоего рода и прибавь к гербу праотцев какой-нибудь символ, который напоминал бы, что твои доблести подобны рекам, узким в истоке и расширяющимся в течении. За вторым подходил к новоизбранному третий рыцарь и, надевая посвященному на голову шлем, говорил Господин рыцарь, как голова есть важнейшая часть человеческого тела, так шлем, её изображение, составляет главнейшую часть рыцарских доспехов вот почему его изображают над щитом герба - представителем прочих частей тела как голова есть твердыня, в которой пребывают все душевные способности, то покрывающему голову этим шлемом не следует предпринимать ничего, что не было бы справедливо, смело, славно и высоко не употребляй этого доблестного украшения головы на низкие ничтожные деяния, а старайся увенчать его не только рыцарским венцом, но и короною славы, которая да дастся тебе в награду за доблести. Далее уже восприемник начинал объяснять и остальные части рыцарского вооружения и их символическое значение.

Этот меч имеет вид креста и дан тебе в поучение как Иисус Христос побеждал грех и смерть на древе Креста, так ты должен побеждать врагов твоих этим мечом, который для тебя представитель креста помни также и то, что меч - это представитель правосудия, а потому, получая его, ты обязуешься всегда быть правосудным. Панцирь, который ты носишь на себе как защиту против вражеских ударов, означает, что рыцарское сердце должно быть недоступно никаким порокам своею крепостью как крепость окружается крепкими стенами и глубокими рвами, чтобы преградить доступ неприятелю, так панцирь и кольчуга закрывают тело со всех сторон в знак того, что рыцарское сердце должно быть недоступно измене и гордости. Это длинное и прямое копьё есть символ правды, железо на нем означает преимущество правды над ложью, а развевающееся на конце его знамя показывает, что правда должна не скрываться, а всем показываться. Булат означает силу и мужество, ибо как булат выдерживает всякие удары, так сила воли защищает рыцаря от всех пороков. Перчатки, защищающие твои руки, указывают ту заботу, с какою рыцарь должен беречься всякого нечестивого прикосновения и отвращаться от кражи, клятвопреступления и всякой скверны. По окончании всего этого новый рыцарь и его спутники выходили церемониально из церкви, и новопосвященный шел сбоку государя или монсеньора, давшего ему лобзание.

Затем один из старых рыцарей подводил новопосвященному красивого коня, покрытого дорогой попоной, на всех четырех концах которой был изображен родовой герб молодого рыцаря наглавник на коне был украшен нашлемником, подобным нашлемнику на каске рыцаря.

При этом говорили Вот благородный конь, назначаемый тебе в помощники для твоих славных подвигов.

Дай Бог, чтобы этот конь помогал твоему мужеству води его только туда, где стяжаются честь и добрая слава! Часто случалось, что сама супруга государя повязывала новому рыцарю шарф, прикрепляла перья на шлем и препоясывала новопосвященного мечом.

Если новый рыцарь был сыном короля или принца, то ему надевали мантию из красного сукна как знак его царского происхождения.

И новый рыцарь сидел в этой мантии и во время пиршества, которое происходило в парадной зале дворца или замка.

В этот день новопосвященный пользовался особым почетом. За столом во время пиршества он занимал почетное место по правую руку того короля, грансеньора или славного рыцаря, от которого получил лобзание. И обыкновенно, в особенности в первые времена учреждения рыцарства, в этих новопосвященных не заметно было ни гордости, ни кичливости, ни напыщенности, ни высокомерия.

Они были просты в своем обхождении с людьми вежливы с высшими, снисходительны и добры с низшими. Таков был обряд посвящения в рыцари в мирное время при дворах королей, принцев и грансеньоров. Но в военное время обряд посвящения в рыцарское звание совершался намного проще тут в виду неприятеля некогда было тратить время на разные торжественные церемонии. Отличившемуся на поле битвы рыцарское звание жаловалось среди лагеря до победы или после нее в проломе укреплений взятого приступом города.

Если какому-либо из государей являлось желание удвоить силы своей армии, не увеличивая числа низших воинов, то он создавал рыцарей. Если кто-либо из старших оруженосцев отличался на поле битвы, то его возводили в рыцарское звание. При возведении в рыцарское звание в военное время обряд посвящения был очень прост. Вновь посвящаемого ударяли три раза мечом по плечу с произнесением следующих слов Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и Святого Великомученика Георгия жалую тебя рыцарем. Затем следовал обыкновенный обряд лобзания этим и оканчивалось посвящение.

Подобное ведение дел порождало целые миллионы героев. Влияние почета было до такой степени могущественно, что одно уже звание рыцаря побуждало каждого превосходить самого себя и делало из него из него какое-то сверхъестественное существо. Рыцари, посвящаемые в это звание в военное время, носили и различные названия, сообразно тем обстоятельствам, благодаря которым им жаловали это почетное звание так, были рыцари битвы, рыцари приступа, рыцари подкопа и прочие.

Как уже говорилось ранее, в рыцарское звание возводились только дворяне но были и такого рода случаи, что в это звание возводились и простолюдины обыкновенно это делалось или ввиду каких-либо особенных заслуг простолюдина, или при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах. Но в данном случае один только государь имел право возводить простолюдина в звание рыцаря, а пожалованный со дня посвящения делался уже дворянином и пользовался всеми правами рыцарского звания.

Посвящаемые в рыцари из простых воинов и крестьян назывались рыцарями из милости les chevaliers de grace. Большое число рыцарей-трубадуров вышло из простолюдинов, и только благодаря своим славным подвигам эти люди достигли такой чести. ь Так, в преданиях о короле Артуре есть эпизод, когда Артур посвящает в рыцари сына скотопаса. Правда, далее оказывается, что посвященный - незаконный сын одного короля, но, посвящая его в рыцари, Артур не знал об этом. Но было еще и такое звание, которого могло домогаться только высшее дворянство, а именно звание знаменного рыцаря les chevalier banneret. На поле сражений перед знаменными рыцарями несли квадратное знамя с изображением их герба и девиза такое знамя несколько напоминало церковную хоругвь.

В то время были еще знаменные оруженосцы les ecuyers bannerets. Под их начальством служили рыцари и даже знаменные рыцари это делалось по приказанию короля но знаменные оруженосцы никогда не имели ни одной из привилегий рыцарства.

ТУРНИРЫ Как всем известно, турнирами назывались военные упражнения, которые происходили на особо устроенной арене, окруженной местами для зрителей. Обыкновенно в Западной Европе короли и владетельные принцы назначали турниры по какому-нибудь особенно торжественному случаю, например, по случаю браков самих королей или принцев крови и их крестин, по случаю заключения мира или перемирия и вообще во всех тех случаях, когда при дворе бывали большие собрания.

На этих турнирах происходил так называемый примерный бой, или примерная битва. Такой бой состоял в том, что одинаковое число рыцарей с каждой стороны бились тупым оружием - копьями с закругленными, а не с острыми концами, или с затупленными мечами поэтому удары, наносимые противникам друг другу, не представляли большой опасности. На турнирах воспрещалось наносить удары острием, а нужно было наносить их плашмя, тупым оружием, и тоне по лицу. Новики, оруженосцы и пажи, которые домогались рыцарского звания, постоянно во избежание опасности сражались деревянными мечами и ломали пихтовые копья.

Но турниры и поединки с отпущенным оружием, то есть бои насмерть, строго запрещались это не допускалось даже и религией. Кстати, если на турнирах и бывало кровопролитие, то это совершалось непреднамеренно, так как, несмотря на все предосторожности, иногда некоторые не совсем искусные в военном деле или разгоряченные бойцы все же проливали кровь своих противников но такие примеры случались очень редко.

Обыкновенно о днях, назначенных для турнира, объявлялось заранее, а именно за несколько месяцев вперед, самое меньшее - за один месяц. О турнирах объявляли герольды, которые отправлялись в города и в замки с гербовым щитом приглашавшего. По словам Маршанжи, в мирное время турниры назначались очень часто во- первых, это позволяло дворянам избежать праздности, а во-вторых, они не отвыкали от военных занятий и у них не остывал воинственный пыл. Место для турниров выбирали всегда около больших городов, находившихся близ реки или близ леса, так что оградой для ристалища был с одной стороны город, а с другой - лес деревянные барьеры закрывали оба пролета, а вне их были вывешены флаги начальников турнира.

После того, как герольды возвестят о дне турнира, все рыцари, витязи, их жены и взрослые дочери начинают приготовления к этому торжественному дню. Собиралось на турнир дворянство целого округа с семьями, пажами, оруженосцами и слугами.

Все жители округа, как дамы, так и мужчины, носили платье одинаковых цветов или белое с золотым галуном, или же красное с серебряным. Рыцари, прибыв к месту, назначенному для турнира, развешивали до его открытия свои шлемы и гербовые щиты вблизи ристалища. Вот собственно в чем состояла обрядность турниров и приготовления к ним, по словам многих писателей того времени. Король или владетельный князь обыкновенно посылал герольда с двумя оруженосцами или с двумя молодыми дворянами герольду вручался также и гербовый щит этого короля или князя.

Посланный отправлялся к тому королю или владетельному князю, с которым хотел состязаться его государь, и от имени своего монарха вручал ему вызов. Король, конечно, принимал вызов и тотчас же начинал вербовать рыцарей, желавших принять его сторону, и ввиду этого, конечно, помогал им во всем необходимом. Высшие рыцари носили цвета и гербы какие они желали, только у них должен был быть какой-нибудь значок, по которому можно было бы узнать, на чьей они стороне низшие же рыцари носили цвета и гербы того короля или владетельного князя, за которого они стоят.

Знамена могли поднимать только начальники дружин. Дружины же разделялись на три равных отряда последний отряд всегда состоял из самых мужественных рыцарей, которые могли бы выдержать натиск и окончательно выиграть битву. Принявший вызов являлся за три или четыре дня до турнира но он располагался со своими сторонниками против города, так как ему не дозволялось въезжать в него прежде, чем окончится турнир.

Трибуны для благородных дам строились именно в том месте, где сходились ристалища, которые примыкали обыкновенно к городским стенам. У каждого ристалища было по трое больших ворот в них въезжали рыцари по шесть с обеих сторон для того, чтобы приготовиться к бою под своими знаменами. Накануне турнира вся та молодежь, которая претендовала на получение на этом турнире рыцарского звания, одевалась в одинаковое платье и обедала у своих сеньоров после обеда, они все вместе отправлялись к вечерне в сопровождении старых рыцарей.

После этого главный начальник собирал всю эту молодежь и давал им наставление, как следует вести себя хорошему и доблестному рыцарю. Затем они отправлялись в церковь и поводили всю ночь в бдении и молитве. После пения молитвы и после благословения, установленному по этому случаю, главное лицо давало им лобзание, препоясывало их всех мечом, а в это время низшие члены надевали рыцарям шпоры.

Потом новопосвященные опять садились на свои места, и по окончании обедни молодые люди опять отправлялись к главному начальнику на пиршество. В девятом часу вечера рога трубили сбор на вечерний турнир сюда являлись рыцари в богатом убранстве и на конях, но только не с разноцветным щитом, а с одноцветным, и не препоясанные мечом, а с пихтовым копьем. После битвы они снимали с себя оружие и в роскошном одеянии являлись к ужину к главному начальнику тот из рыцарей, который отличился больше всех, сидел за одним столом с главным начальником.

На следующий день после обедни все рыцари, вооруженные с головы до ног, являлись на ристалище в первом часу до полудня все становились под свои знамена. На турнире у всякого был такой девиз, какой ему нравился но в девизе должен был быть непременно хоть какой-нибудь знак того короля или владетельного князя, сторону которого они держали не имели девиза только приехавшие случайно, которые не хотели быть узнанными.

Когда все были в сборе, то раздавался сигнальный рожок, в ристалище въезжал первый ряд рыцарей, и начиналась битва. Конечно, счастье переходило то на ту, то на другую сторону иногда случалось, что целые ряды расстраивались и им на подкрепление посылали свежие иногда случалось и так, что все рыцари обеих сторон появлялись на ристалище наконец, если одна сторона совершенно ослабевала, то на арену являлись неизвестные рыцари и помогали ей, так что победа, вероятно, осталась бы за ней, но тут к противной стороне подоспевало подкрепление, и та снова одерживала верх. Наконец, окончательно побитая и пораженная сторона убегала в лес оттуда рыцари показывались поодиночке без коней и без оружия, но победители не заманивали их более, а собирались под свои знамена.

Большей частью неизвестные рыцари, одержавшие победу на турнире, тотчас же удалялись, так как не хотели открывать своего имени за ними часто пускались в погоню, чтобы привести ко двору короля или князя, который устраивал турнир, и тогда этот король или князь ласково и милостиво принимал победителя.

Иногда побежденным предлагали возобновить битву на следующий или какой-либо другой день. В Государственной Парижской библиотеке есть подлинная рукопись иерусалимского короля Рене дАнжу. Это сочинение можно назвать самым полным. Он в своей книге относительно увеселительных турниров касается самых мелких подробностей относительно всех постановлений турнира. Так, по поводу гербов, мечей и шпор автор упомянутой книги говорит следующее Герб должен быть непременно кожаный и крепко набит волосом или шерстью, по крайней мере в толщину меча на гербе должен быть изображен шлем со всеми его атрибутами сверх намета должен быть еще герб, а вокруг него - бурелет или жгутик какого угодно цвета, толщина также может быть по желанию рыцаря. Ширина меча должна быть около четырех пальцев, чтобы он не мог пройти сквозь сетку забрала толщина и вес мечей определяются судьями накануне турнира мечи должны иметь клейма для предупреждения незаконной длины или веса. Короткие шпоры удобнее длинных, потому что в свалке их труднее сорвать с ног. Перед турниром дамы выбирали почетного рыцаря, который был посредником на турнире его обязанность заключалась в том, чтобы удерживать излишнюю запальчивость и защищать слабого от победителя, разраженного спокойствием и хладнокровием противника.

Почетный рыцарь обязан был также наблюдать и за тем, чтобы рыцари, приговоренные к битью и к исключению из турнира, не были подвергаемы увечью.

Знаком власти почетного рыцаря был особого рода головной убор, который он получал от дам, и потому такой убор назывался merci des dames.

Теперь же следует описать сам турнир, а также рассказать и о тех наградах, которые получали победители за свое мужество, ловкость и храбрость. Само облачение рыцарей при отправлении их на состязание было обставлено известной торжественностью. С самого раннего утра того дня, на который был назначен турнир, оруженосцы входили в покои рыцаря, чтобы одеть и вооружить его. Народ в праздничных одеждах толпами валил по улицам, усыпанным цветами и венками.

Те сеньоры, которые не принимали участия в бою, являлись на носилках в длинных горностаевых мантиях с откинутыми отворотами. Рыцари также стекались со всех сторон одни были в великолепном одеянии и с многочисленной свитой, так что толпа приветствовала их появление громкими криками другие же были с черным или вороненым оружием, без всякой свиты, и становились в стороне от своих блистающих роскошью собратьев.

Щиты этих черных, мрачных рыцарей были покрыты чехлами зрители увидят их гербы только тогда, когда чехлы этих гербов будут пробиты копьями и мечами тогда только узнают присутствующие, кто эти храбрые витязи, так тщательно скрывающие свои имена. В числе этих рыцарей были и знаменитые витязи, о подвигах которых трубадуры и миннезингеры могли бы порассказать много чудесного и увлекательного. На турнире появлялись также и унылые рыцари, не знавшие счастья и любви, так как избранные ими дамы сердца оставались к ним совершенно равнодушны иной из этих рыцарей по указанию прорицателя появлялся на турнире в надежде на славу взамен счастья.

Были там также и рыцари, только что окончившие разные опасные предприятия и вышедшие победителями из всевозможных опасностей. Сюда являлись также и такие рыцари, которые отвергли корону, предлагаемую им их народом, освобожденным ими от постыдного ига и от страшных узурпаторов власти.

Но этим людям не надо было ни короны, ни власти, раз они не имели на это права по своему рождению. Они творили добрые дела согласно рыцарскому уставу - защищать слабых и притесненных, помогать неимущим и сеять везде добро и милосердие. На турниры приезжали и бедные рыцари без роду и племени эти люди, в звании рыцарей низшего разряда, искали случая отличиться и заявить о себе какой-либо доблестью, каким-либо выдающимся подвигом щиты у них были совершенно белые, и только одна победа над противником могла доставить им герб. Девиз этих рыцарей низшего разряда был таков Честь выше всего. Но вот звук труб усиливается, звон колоколов раздается все громче и громче, и король в сопровождении своего двора приближается к месту турнира. Шествие открывают герольды они идут попарно и несут жезл или ветвь мира повязка или дубовый венок украшает их лоб они одеты в полукафтанье, обшитое золотым галуном, а на груди у них эмалированная бляха с гербом родины.

Особа герольда считается неприкосновенной они совершенно безбоязненно могут проходить через поле брани и даже подойти к военачальнику неприятеля и передать ему от имени народа слово ненависти и мести объявить войну, мир, перемирие, возвестить о турнире и устроить его, присутствовать при посвящении рыцаря, были на турнире и обуздывать пыл состязающихся.

В шествии к месту турнира за герольдами следовал герольдмейстер его сопровождали маршалы, оруженосцы и пажи. Герольдмейстер был всегда одет в великолепный костюм.

Далее за герольдмейстером следовали гайдуки в черной одежде, вышитой жемчугом или блестящим гагатом затем ехала запряженная шестью белыми конями колесница, которая должна была изображать собой Фаэтона и Солнце эту колесницу окружали Времена Года и Аврора. Далее следуют еще сто гайдуков они предшествуют другой колеснице, покрытой скалами и деревьями, которую везут волы, а впереди идет трубадур, изображающий Орфея с лирой. За этим кортежем скачут на своих конях 30 знаменных рыцарей.

За каждым из этих знаменных рыцарей следовало по 50 стрелков, а впереди несли знамя как неотъемлемый знак власти этого рыцаря. Все эти знаменные рыцари обладали большими поместьями, и потому у них было много вассалов, так что они имели возможность поднять свое знамя в королевском стане. За этими знаменными рыцарями едут судьи в своих длинных одеждах, а в руках держат белые жезлы как знак беспристрастного суда лошадей этих судей ведут под уздцы пажи в роскошных костюмах. Между этими рядами идут королевские барабанщики, флейтисты и трубачи в ярких костюмах. За судьями следуют оруженосцы принцев в полукафтаньях из белой тафты, вышитых серебром, с голубыми рукавами, обшитыми золотым галуном, в изящных шапочках с белыми и голубыми перьями.

За оруженосцами следуют пажи. Наконец, следовал и сам король в окружении принцев крови, герцогов, высших сановников, коннетабля, мундшенка, мундкоха, почетного рыцаря, сокольничих и егермейстеров все эти придворные были одеты в платье из золотой парчи и алого бархата с символами той должности, которую они занимали. Сам король надевал всегда для присутствия на турнире белую тунику, усеянную золотыми цветами он ехал всегда на белом ратном коне, украшенном бархатным чепраком небесно-голубого цвета, также усеянном золотыми цветами этот чепрак всегда был так длинен, что волочился по земле.

Подле короля ехал всегда верховой оруженосец с вызолоченным и усеянным золотыми звездочками копьем. За королем следовал поезд королевы с ее свитой, а за ним - приставы, стрелки и гайдуки каждый из них должен был ехать по утвержденному церемониалу.

Лишь только король и королева занимали свои места на среднем балконе, как герольдмейстер выходил вперед и возвещал о начале турнира. После этого возвещения участникам турнира дают место, чтобы отправиться и приготовиться к бою. Затем судьи, подняв свои белые жезлы, возвещали Рубите канаты и пустите рыцарей в бой. Тогда простые воины, вооруженные топорами, тотчас рубили канаты, которые обыкновенно протягивали перед каждым рядом коней, чтобы умерить их пыл. При этом раздается звук труб, и со всех сторон мчатся рыцари.

При открытии турниров рыцари въезжали на ристалище кадрилями. На арену въезжают сначала два кадриля рыцарей. Они сталкиваются на середине, и мигом ломаются вдребезги восемь копий. Перемена оружия допускалась двенадцать раз но всякий раз их крепкие деревянные копья ломались, как хрусталь. Вся арена усеяна обломками оружия, клочьями оборванных шарфов словом, вскоре рыцари теряют большую часть своих отличительных знаков и остаются только в кое-каких запыленных доспехах.

Большинство рыцарей, которые в течение стольких часов выказывали свою силу и ловкость, принуждены были прекратить бой, и из всех сражающихся на арене оставалось всего только двое бойцов. Успех победителя провозглашается трубами и громогласными кликами. Рыцари всегда отличались деликатностью и великодушием победители никогда не гордились своим преимуществом и почти всегда обращались с теми, кого побеждали, так что последние никогда не завидовали своим победителям, а чаще всего становились их искренними друзьями.

Турнир обыкновенно продолжался несколько дней подряд на другой день опять стекались зрители и опять на арену являлись бойцы, желавшие выказать свою силу, ловкость и мужество изменялся только род битвы. В первый день турнира, как уже говорилось выше, происходило обыкновенное ломание копья, но в следующие два дня велась более серьезная битва, которая была изображением почти всех опасностей войны тут происходила и воображаемая атака бастиона, и взятие приступом вала, защита дефиле или моста через реку. Но вот бой окончен наступила минута наградить победителя.

Герольды и маршалы начинали собирать голоса присутствующих, в особенности дам, которых считали вполне компетентными в этом деле собрав голоса, герольды и маршалы отдавали отчет, вполне точный и беспристрастный, тому королю или принцу, который председательствовал на турнире. Тогда судьи во всеуслышание провозглашали имя победителя, а герольды громко прославляли его. Прославляемый победитель подходит к балкону королевы и преклоняет перед ней колено, а она, взяв из рук супруга почетный венок, надевает его на голову коленопреклоненному перед ней победителя.

После этого рыцарь произносит благодарственную речь королю. Окончив свою короткую речь, победитель поднимается с колен, его голова увенчана лавровым венком, что в то время считалось великой наградой тогда снова раздаются восклицания и рукоплескания.

Восторгу публики нет границ храбрый победитель, взволнованный такими похвалами и таким восторгом, положительно изнемогает под бременем такого счастья и такой всеобщей похвалы. После турнира рыцарь снимал свое запыленное, а иногда и сломанное вооружение и отправлялся в баню вымывшись, он уже не надевал тяжелых лат и кольчуги и облачался в легкое полукафтанье это платье всегда было какого- нибудь яркого цвета, с прекрасной вышивкой оно доходило до колен и застегивалось спереди, как туника.

К этому костюму надевали узкие панталоны, цветные короткие ботинки, белый шелковый пояс, обшитый золотой бахромой, и весь этот костюм дополняла красная мантия с богато вышитым воротником. На груди обычно красовались рыцарские ордена. Нарядившись таким образом, рыцари ожидали верных пажей, которые должны были сопровождать своих патронов во дворец, где было приготовлено пиршество для придворных дам и кавалеров, а также и для всех участников турнира.

Тут, в роскошных залах дворца, собиралось самое отборное общество но взоры всех присутствующих были обращены на победителей. Все обращали на них особенное внимание, все расточали им похвалы. Когда все гости были уже в сборе, то их приглашали садиться за стол рыцари, одержавшие победу на турнире, садились подле короля или вблизи него, но непременно за одним столом. Ни одно из блестящих празднеств греков и римлян не напоминало французского турнира. Олимпийские игры греков, славнейшего народа в мире, не имели ничего общего с турнирами рыцарей их нельзя было даже и сравнивать, так как преимущество, конечно, осталось бы на стороне рыцарских турниров.

Маршанжи. ОБЕТЫ Кроме обетов, которые давали рыцари как воины, они еще в силу своей набожности давали и другие обеты как хорошие христиане эти обеты состояли в том, чтобы посещать разные святые места, к которым они питали особое благоговение затем, они складывали в храмах или монастырях или свое собственное оружие, или оружие побежденного врага кроме того, они налагали на себя посты и епитимьи.

Отвага и удальство рыцарей вызывали их на различные трудноисполнимые обеты так, например, кто-либо из рыцарей давал обет водрузить первым знамя на самой высокой башне осажденного замка, или же первым броситься в середину неприятелей, или представить какое-либо другое доказательство своего мужества и своей храбрости. Самые храбрые из рыцарей всегда старались превзойти один другого в соревновании, принести пользу своему отечеству и истребить его врагов. ь У рыцарей существовал так называемый обет павлина или фазана voeu du paon on du faisan. Эти благородные птицы блеском и великолепием своих перьев как бы олицетворяли важность государей и великолепие их наряда, в котором они являлись на большие выходы.

Для принесения рыцарями торжественного обета назначался всегда особый день перед тем, как идти на могущественного врага или чтобы предпринять войну в защиту религии, или по какому-либо другому поводу в этот назначенный день для принесения обета день все рыцари собирались в одном каком-либо назначенном месте, и дамы или девицы торжественно вносили в это многочисленное собрание рыцарей жареного павлина или фазана, украшенного красивыми перьями и положенного на золотое или серебряное блюдо эту птицу подносили каждому рыцарю, и каждый произносил над ней обет потом блюдо ставили на стол и жаркое разделяли между всеми присутствующими. Нужно было большое умение разрезать птицу так, чтобы каждому из собравшихся рыцарей досталось хотя бы по небольшому куску.

Тогда дамы или девицы избирали самого добросовестного из всего собрания рыцаря и вместе с ним несли блюдо к самому храброму из всех рыцарей, а избранный дамами рыцарь ставил это блюдо перед ним и разрезал его на порции.

Следует заметить, что избранный дамами самый храбрый из рыцарей не сразу соглашался принять такое почетное для него звание, и только после долгих упрашиваний со стороны дам и других рыцарей он соглашался на то, чтобы блюдо было поставлено перед ним. Военные подвиги и различные предприятия рыцарей, как, например, поединки и вызовы, всегда предпринимались рыцарями по обету.

Сим волами таких предприятий всегда бывали цепи, кольца, ожерелья и другие знаки. Лишь только рыцарь надевал на себя один из таких символов, то не вправе был его снимать ранее года, а иногда и ранее нескольких лет, смотря по условию данного обета но если случалось, что он встречал другого рыцаря, который вызывал его на поединок и снимал с него этот знак, то первый освобождался от данного им обета.

По поводу обетов Шатобриан в своих Исторических исследованиях говорит следующее. В 15 столетии, как известно, происходила сильная борьба между Францией и Англией, и эта-то продолжительная борьба до такой степени воспламенила рыцарский дух, что положительно заперла обе нации в ристалище. При дворе графа Геннегау часто появлялись молодые английские рыцари, носившие повязку на правом или не левом глазу эти рыцари, как оказывалось, давали обет носить повязку на каком-нибудь из глаз до тех пор, пока не совершат такого подвига, который может принести вред Франции.

А мессир Готье де Мони дал еще такого рода обет в Англии, что явится первым во Францию, первым возьмет там какой-нибудь укрепленный замок или город и совершит там массу славных подвигов. Часто случалось, что бароны и рыцари клялись святыми или дамами своего сердца на рубеже оплота неприятеля, что возьмут этот оплот в известный срок, но подобная клятва являлась роковой или для них самих, или для их отечества Несмотря на то, что рыцари наперебой старались перещеголять друг друга в храбрости, мужестве и отваге, между ними никогда не существовало раздоров - по крайней мере, в первые времена существования рыцарства. Все рыцари отличались скромностью и великодушием, и чем храбрее был рыцарь, тем он был скромнее и великодушнее.

Так как рыцари участвовали всегда вместе в сражениях против неприятелей, на турнирах и в военных играх, то весьма понятно, что между некоторыми из них завязывалась и самая тесная дружба, в которой они клялись друг другу. Такое братство по оружию возникало и проявлялось в самых разнообразных формах некоторые из рыцарей в знак своей тесной дружбы пили из одного и того же кубка свою смешанную кровь другие же товарищи по оружию знаменовали свои взаимные клятвы различными священными обрядами.

Кроме того, в знак своей тесной дружбы они почти не расставались один с другим вместе отправлялись в путешествия, вместе ехали не турниры, вместе отправлялись на поклонение святым местам, вместе посещали храмы Божьи и вместе причащались Святых Тайн. Когда соседние государи были в дружбе, то братство заключалось и между разноплеменными рыцарями но лишь только государи объявляли один другому войну, как братство расстраивалось, хотя, за исключением только подобного случая, узы братства были тверже всех прочих уз. Братья по оружию, как бы члены одной и той же семьи, носили и одинаковое платье, и одинаковое оружие.

Всякие предприятия они тоже начинали сообща.

СИМВОЛИКА

ГЕРБЫ Происхождение гербов. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным... Гербы коронованных особ часто составляют одновременно и гербы тех госу... 2 Уступленные гербы armoiries de concession. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух сопе...

ДЕВИЗЫ И ВОЕННЫЙ КЛИЧ

ДЕВИЗЫ И ВОЕННЫЙ КЛИЧ Девизы представляли как бы памятники храбрости, великодушия и вежливости того или иного рыцаря и служили полезными уроками для его потомства эти девизы были как бы сокращением тех рифмованных рассказов, которые сочиняли трубадуры, странствовавшие из одного замка в другой эти рифмованные рассказы они пели под аккомпанемент арфы, лиры и других инструментов менестрелей это, конечно, вполне согласовывалось с духом рыцарства.

Девизом часто являлась какая-нибудь пословица, согласная с духом и наклонностью рыцаря, которому принадлежал герб. Слава и любовь создали также множество таких девизов. Девизы относились всегда к каким-либо эмблемам, и от этого они получали еще большую силу. Например, изображали пустой колчан и ставили к нему девиз Его стрелы в моем сердце или изображали бутон розы и к нему девиз Меньше показываясь, становится прекраснее ласточку, перелетавшую море, и к ней надпись Чтобы найти солнце, покидаю отечество раковину, обращенную к солнцу Ее красота нисходит с небес при изображении горностая был такой девиз Лучше умереть, чем посрамиться девиз Франциска1, герцога Бретани для бутона подсолнуха Лучами.

– Конец работы –

Используемые теги: Средневековое, Рыцарство, История, возникновения, ритуалы, символика, кодекс, чести0.114

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести
Существуют различные взгляды и представления о том, какими были рыцари на самом деле. Одни говорят, что они были благородными, доброжелательными с… Другие же считают, что это действительно были только законы, какие-то идеи, а… ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ О рыцарстве и о его происхождении писали очень многие, но не все сочинения придерживаются одного…

Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести
Существуют различные взгляды и представления о том, какими были рыцари на самом деле. Одни говорят, что они были благородными, доброжелательными с… Другие же считают, что это действительно были только законы, какие-то идеи, а… ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ О рыцарстве и о его происхождении писали очень многие, но не все сочинения придерживаются одного…

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

Возникновение и развитие металлургии. История развития металлургии в России. Возникновение и развитие высшего металлургического образования
ФГАО ВПО УрФУ имени первого Президента России Б Н Ельцина... ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ... Направление металлургия...

История возникновения солнечной системы
Современные астрономические наблюдения свидетельствуют о том, что началом Вселенной, приблизительно десять миллиардов лет назад, был гигантский… Рождались звезды, системы, состоящие из огромного количества элементарных… Можно предположить, что в глубокой древности примерно десять миллиардов лет назад плотность Вселенной была очень…

История возникновения и расколы христианства в Зарубежной Европе
Христиа нство от греч пома занник месси я авраамическая мировая религия... Христианство самая крупная мировая религия как по численности приверженцев... История христианства в Европе начинается с Павлом Он был в Риме Италия и написал свое послание оттуда...

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

История возникновения паранджи
Особенно привлекательной в плане изучения является паранджа, которая в нашей стране стала неким символом головных накидок вообще. В средствах… Вопрос о происхождении и времени появления различных видов головных накидок не… Все силы были брошены на борьбу с ней, она была символом угнетенной женщины Востока. Стране нужен был хлопок и…

История возникновения тестирования
В этой связи интересно проследить, как формировались некоторые важные психодиагностические методы в рамках основных школ психологии.Тестовые… Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в… В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим…

История возникновения МВФ Международный валютный фонд
Необходимость создания организации для регулирования мировой валютной системы стала обнаруживаться во время Великой депрессии которая разрушила... Всеобщее недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на... В начале х годов Харри Декстер Уайт США и Джон Мейнард Кейнс Великобритания практически одновременно внесли...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • история возникновения ислама Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной,… Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама… Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда – Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран…
  • Российская государственная символика: история и современность Проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы,… С этих позиций рассматривается герб, флаг и гимн Российской империи.ГЛАВА 1.… За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения.XV век Время правления…
  • История возникновения представлений о психике Назрела необходимость обращения к прошлому психологии для того, чтобы более адекватно оценить возможности этой науки на современном этапе и в… Особое положение истории психологии заключается в том, что она представляет… История возникновения представлений о психике имеет большое значение для развития самой психологической науки, являясь…
  • История природы и история человечества Пр Фролова С.М М. 1989г. 2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие.Пр Бычко К. 1993г. 3. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.… Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том… У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию…
  • История возникновения солнечной системы Современные астрономические наблюдения свидетельствуют о том, что началом Вселенной, приблизительно десять миллиардов лет назад, был гигантский… Рождались звезды, системы, состоящие из огромного количества элементарных… Можно предположить, что в глубокой древности примерно десять миллиардов лет назад плотность Вселенной была очень…