рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Архитектура Древней Руси (X-XIII вв.)

Архитектура Древней Руси (X-XIII вв.) - Контрольная Работа, раздел Культура, Московский Государственный Агроинженерный Университет Им. В.п. Горячкина Факу...

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Горячкина Факультет заочного обучения Кафедра Истории и политологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по культурологи на тему Архитектура Древней Руси X-XIII вв. ВЫПОЛНИЛ . гр. ЭЛ шифр Москва ПЛАН РАБОТЫ Введение 1. София Киевская2.Золотые ворота во Владимире3.Спасо-Преображенский собор в Чернигове4. Старая Рязань5.Суздаль6. Литература1.Введение Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура.

Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная издавна славились русские древодели.

До конца X века на Руси не было монументального каменно-кирпичного строительства. Все древнерусские постройки этого времени были деревянными или деревоземляными. Жилища эпохи палеолита представляли круглое в плане строение, обложенное внизу камнем, с покрытием в виде шатра из жердей и шкур. Захоронения славян имели вид шатров курганов, внутри которых устраивался обложенный из камня круглый колодец, что напоминало жилище живых людей.

Примерно во втором тысячелетии в курганах вместо каменных колодцев стали возводить срубные. Это говорит о том, что, видимо, жилые дома людей стали уже делать из срубов. В южных степных областях широко использовались жерди и плетни. Срубное жилище характерно для славян средней полосы, Прибалтики и Севера, дерево было основным строительным материалом. Окончательное разложение родоплеменного строя и образование классового общества в IХ Х вв. привело к созданию раннефеодального Русского государства, что не только изменило социально-экономическую структуру общества, но и обусловило появление новых форм национальной культуры. 1. София Киевская КИЕВ ГОРОД ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет. вся честь и слава и величество и глава всем землям русским Киев - так с гордостью начертал неизвестный летописец. Знаменитая София КиевскаяГде-то за порогом шумит двадцатый век, а здесьЗдесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад.

Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого.

В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В Повести временных лет под 1037 годом об этом сказано так Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины. Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней Церкви дивна и славна всем округниим странам Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян.

С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии посажения на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями.

Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг. Последние перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас.

Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания 37 55 метров и высота 29 метров остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид что отражало внутреннюю пятинефную структуру, с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей.

Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича плинфы на розовом цемяночном растворе.

Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство.

В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части аналогичная южной и северной и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид. Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке.

Сохранившиеся мозаики и фрески это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле характерная черта Софии Киевской. Золотые ворота в Киеве один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества.

Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности смешанной, или полосатой кладки ряды камня и плинфы на цемяночном растворе.

Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ малую башню проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале.

Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.

Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы Слово о полку Игореве киевский князь Святослав. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором.

Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками. Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад восток. Его размеры 31 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах.

Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. полосатой кладки на известняково-цемяночном растворе. Центральное подкупольное пространство храма высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части контрастировало с остальными помещениями полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах.

Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей.

Различен и характер интерьеров обоих соборов в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного живописного пространства Софии киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты изображение святых Константина и Елены, пророков, а также некоторые другие, делает интерьер новгородской Софии более суровым.

В интерьере внутреннем пространстве новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного перетекания пространств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создат впечатление необычайной энергии вертикального движения собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы прорезают внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранные кубические зоны. Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы. 2.

Золотые ворота во Владимире

К югу за рекой простирается клязьменская пойма, окаймленная синей поло... Золотые ворота Владимира являются редчайшим памятником русской военно-... Первые повреждения, по-видимому, они получили еще в 1238 году, во врем... Обветшавший свод здания был переложен и на нем поставлена новая Таким ... Высота проездной арки делала чрезвычайно затруднительной их оборону. П...

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Богатство Старой Рязани обусловлено тем, что она стояла на торговых пу... Бесстолпная церковь Ново-Ольгова городка конец XII начало XIII века ст... Таким образом архитектура Старой Рязани вырисовывается как оригинально... Да и пропорции арочного пояска выглядят немного неуклюжими. Чем это об... Арочный поясок был для него тем же, чем и дорогой пояс на княжеской од...

Литература

Литература 1.София Киевская альбом Киев, 1984г 2.Бродский Б. Связь времен Москва, 1983г 3.Рязань.

Памятники архитектуры и искусства Москва,1985г.

– Конец работы –

Используемые теги: архитектура, древ, Руси, X-XIII0.046

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Архитектура Древней Руси (X-XIII вв.)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Архитектура Руси X-XIII в.в
Естественно, что культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывала влияние соседних земель и государств.Особенно ощутимым… Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в… Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Мы взяли из…

Архитектура Древней Руси
Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных… Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими… В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх…

Архитектура Древней Руси
Из сокровищницы мировой мудрости. Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать.Достаточно заметить и,… Несколько слов о самом понятии культура. В переводе с латыни cultura то, что… Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.Архитектурные сооружения раннехристианской Руси…

Архитектура Древней Руси
Из сокровищницы мировой мудрости. Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать.Достаточно заметить и,… Несколько слов о самом понятии культура. В переводе с латыни cultura то, что… Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.Архитектурные сооружения раннехристианской Руси…

Культурный облик Древней Руси
Но надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во первых летописные повествования о событиях прошедших до XI века… Большое место занимала поучительно – бытовая литература такая, как притчи и… Этот сюжет – мировая история, эта тема – смысл человеческой жизни»(1,70). Подобную направленность основных жанров…

Правда Русская - первый свод законов Древней Руси
Первый текст был явлен на свет в 1973 г. Татищевым В.Н. Нормы «Правды» располагаются в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих… Когда обычай принят государственной властью (а не мнением, традицией), он… Уголовные законы, за убийство – денежные пени, кража людей, пеня за побои, воровство, поджигательство, беглые, долги,…

Архитектура Руси в 14-16 вв
Е развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных… После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях… Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится…

Бани Древней Руси
Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали». Нестор в своей летописи заключает: «Ни кем не будучи мучимы, сами себя мучили, и совершали не… Другие историки-археологи предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня… Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь:…

"Третья" культура в Древней Руси
Вот, например, как обосновывает свою точку зрения на эту проблему Н.И. Толстой: “Существовал еще третий источник, во многом принятый славянами… Так проникали в славянскую среду элементы поздней античности-эллинства, мотивы… С некоторой осторожностью или условностью к элементам обозначенной нами “третьей” культуры можно отнести юродство…

Архитектура Руси XIII - XIVвв.
После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская … Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует… С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. …

0.024
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам