рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Живопись церковная и светская

Живопись церковная и светская - раздел Культура, Живопись Церковная И Светская В Наши Дни В Первой Половине Vi Века В Христиа...

Живопись церковная и светская в наши дни В первой половине VI века в христианском мирепроизошли два знаменательных события, напоминание о которых может явитьсясвоеобразным эпиграфом к данной теме. В 522 году в палестинской пустыне отошла коГосподу великая подвижница Христианской аскезы, преподобная Мария Египетская.В 537 году в Константинополе был освящен один извеличайших храмов христианского мира - храм св. Софии. Сооружение несказаннойкрасоты и великолепия, благоукрашенное золотыми мозаиками, иконами и всяческимидрагоценностями А у Марии Египетской, 48 лет прожившей в пустыне, не былобуквально ничего, может быть даже нательного креста, было лишь испепеленноезноем и холодом собственное тело, которое само стало живой иконой.

Какой разительный контраст! Иногда возникает искушение противопоставить этидва начала и сурово напомнить, что, дескать, золотом иконостасов и церковныхриз душа не спасается. Но вот какой удивительный разговор произошел в первыеминуты встречи аввы Зосимы с преподобной Марией, заговорившей впервые послеполувекового молчания Скажи мне прежде авва вопрошает преподобная, -как живут ныне христиане, как растут и благоденствуют святые БожииЦеркви? Вот чем озабочена великая подвижница! Авва Зосима отвечал ей Вашими святыми молитвами Бог даровал Церкви и нам всем совершенный мир.Но внемли и ты мольбе недостойного старца, мать моя, помолись, ради Бога, завесь мир Мы видим, что жизнь Церкви соединяет в себе дванеразделимых начала личное и соборное, и без этого двуединства жизньхристианина не может быть полной.

Личное духовное делание совершаетсясокровенно в душе каждого христианина - и за это он несет ответственность передБогом. А вот соборная жизнь Церкви нуждается в строгих уставах и правилах,зафиксированных письменно, в текстах и чинопоследованиях.

Эти правила тожеимеют двойственную природу они рождаются из личного духовного опыта, но должныбыть приняты соборно, ибо соборное согласие является залогом и свидетельствомсуществования Церкви как единого Тела Христова.

В эту всеобъемлющую системувходят и различные искусства архитектура, пение, прикладные ремесла - иживопись.То, что существует живопись светская и церковная,доказывать не надо. Более того, в наше время утвердилось представление об ихвнутреннем противостоянии и даже враждебности. Но всегда ли так было? Являетсяли это противостояние изначальным? Если мы окинем взглядом историюизобразительного творчества, то у истоков его такого противостояния необнаружим - оно возникло в результате искажения природы изобразительноготворчества.

Поэтому церковная живопись должна сегодня видеть врага не всветской живописи, а в глубинной ущербности сознания, которая одинаковоотрицательно влияет как на светскую, так и на церковную культуру в целом. В чем же заключается эта ущербность? Творческийпроцесс в любом искусстве - это таинство сердца, и сколько бы мы о нем ниговорили, мы всегда будем высвечивать лишь какую-то часть, а целое останетсятайной, ибо истоки его уходят за пределы человеческого сознания.

Мы можемсказать только, что истинное произведение рождается как результат встречи ВолиБожественной и воли человеческой, как результат их взаимной любви и согласия. Если же человеческая воля самочинствует, то возникают ущербные формыкультуры, которые мы характеризуем в светском искусстве как заумные, холодные,уродливые, а в церковном как мертвые, внешне стилизованные.Так что самочинствочеловеческого сознания, которое на поверхности жизни проявляется как духовноеизвращение или как воинствующее невежество - вот основной враг любой культуры,как светской, так и церковной.

Противопоставляя живопись светскую и церковную,ревнители благочестиия иногда акцентируют внимание на том, что, дескать,иконописец должен, в отличие от светского художника, духовно готовить себя кработе, очищать душу, поститься, усиленно молиться и т.д. Все это правильно, небудем только забывать, что внутренняя рассеянность и легкомысленная растратажизненных сил светскому художнику тоже пользы никогда не приносила.

Кроме того,если даже церковный художник добросовестно ведет благочестивый образ жизни, тоздесь его подстерегает опасность самообольщения - этакая заведомая уверенностьв святости результатов собственного труда. Ведь с церковного художника неснимается условие, которое на первом месте стоит и перед светским живописцем увидетьобраз внутренним зрением прежде, чем воплотить его в живописномматериале.И по этой шкале труд художника оценивается без всяких скидок и привилегий в отношении его церковности и даже не взирая на личноеблагочестие самого художника. Скорее наоборот, спрос с церковного художникаболее высокий - потому что настоящую икону написать гораздо труднее, чемкартину, и духовное напряжение здесь требуется гораздо более высокое и чистое.Поэтому, когда в наши дни иконописание становится подчас сравнительно быстро илегко приобретаемой профессией, полем деятельности для начинающих художниковили даже вообще не художников, то ожидать настоящего возрождения иконописнойтрадиции довольно трудно.

Потребность человека в создании изображений-неотъемлемая часть его духа, сознания.

Эта потребность сплетается из двухстремлений. Одно из них - стремление к подражанию видимой природе. Другоеисходит из желания видимого запечатления вещей невидимых . Это возможнос помощью создаваемых художником живописных объектов - знаков.Знаковость визобразительном искусстве - область художественного мышления, некое умноеделание в сфере зрительного познания мира. Православный иконописный канон- это таинственно сложившаяся знаковая система, знаковый язык, на которомосуществляется молчаливая, умозрительная проповедь Православной Церкви.

Знак - слово одного корня со словами знать , знаменить - это то, что подлежит узнаванию,запоминанию и наполнению живым содержанием.Подражание природе и знаковость -отнюдь не взаимоисключающие стороны живописи, но два ее крыла, на которые онаопирается. В светской живописи знаковая система иная, чем в иконописи - оначаще всего подчинена подражательности, мимезису.

Но и светская живопись беззнаковости превращается в хаос и унылый натурализм. Живопись же церковная сегодня предстала переднами как необозримый океан многовековых традиций. Но в сфере современнойпрактики это пока смоковница, не дающая плода. Осмелюсь утверждать, что сегодняни один учебный курс иконописи, даже в специальных учебных заведениях особыхнадежд не вызывает.Сегодня нужен самоотверженный, по сути, первопроходческийтруд - и лучше не в одиночестве.

Поэтому уже давно назрела идея создания некоего центра , где могло бы идти серьезное обучение иконописанию безштатных учителей, где бы накапливался иконографический и текстовый материал поиконописанию и где можно было бы собираться учащимся иконному делупрофессионалам художникам.Сегодня нужно не учить, а учиться - учитьсяпрактическому профессиональному освоению иконописного канона. Это - самаяглавная задача церковной живописи на сегодняшний день. Плодотворный путь открыт- он, без сомнения, долгий и трудный, особенно в наше время, но всегда радостныйвнутренне.

Уныние одолевает человека, идущего ложным, легким путем, а путь,ведущий к реальным плодам чем труднее, тем радостнее, потому что это путьвозвращения к живым истокам изобразительного творчества.Автор Артемьев А.В.

– Конец работы –

Используемые теги: живопись, церковная, светская0.055

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Живопись церковная и светская

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Светское искусство Средневековья
Для нас эту роль будет играть высокое средневековье XI -XIII века. В пространственном отношении центром средневекового запада является территория… Но даже на этой территории не все процессы проходили одновременно и… Например, Балканы все это время находились под действием иной Византийской цивилизации, а Скандинавия стала…

Живопись
Он хотел, чтобы художник не выпускал кисти из рук, наподобие того, как не прекращают работу на огороде. Не ограничиваясь этим, он пожаловался… Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что онтысячу раз… Он воспринял “Тайную вечерю” как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то…

Живопись Древнего Рима
Римское изобразительное искусство, подобно искусству греков, составляет неотъемлемую часть художественной системы античности. Границы Римского… Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических… Именно по этому порой не трудно по стилистическим признакам определить время создания того или иного произведения. С…

Церковные праздники
В других песнопениях, как и в чтенииЕвангелия, повеству ет об иссохшей смоковнице, которая изоб ражает судьбулукавого сонмища Иудейского,… ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК Во Вторник, предлагая в наше назида ниепритчи о десяти девах и… ВЕЛИКАЯ СРЕДА Господь Иисус Христос частообличал первосвященников и книжников, потому они искали случая погубить Его.…

Живопись Японии
По-моему, уже это придало всей выставке необычную атмосферу, потому что мой взгляд привык к совершенно традиционным формам во время других посещений… Постепенно привился вкус к китайским картинам и состоятельная знать начала… В Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и живописных принципов. Соответственно в японской…

Критическое изображение светского общества в романе "Война и мир"
Судьбу России решают многочисленные советники, фавориты,временщики, министры, придворные. Ординарность императора заключается в том, что он не имеет… Правительство и генералитет проигрываютодну войну за другой. Армия,… Эта часть высшего общества бесконечнодалека от борьбы народа.Несмотря на захват Москвы, жизнь в Петербурге идет…

Церковные праздники
В других песнопениях, как и в чтении Евангелия,повеству ет об иссохшей смоковнице, которая изоб ражает судьбу лукавого сонмищаИудейского, … ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК Во Вторник, предлагая в наше назида ние притчи о десяти девах… На отпуск часов свя щенник читает с главопреклонениеммолит ву Владыко многомилостива и затем ис прашивает как и…

British painting in the 17-18th centuries (Британская живопись 17-18 вв.)
Its principal feature is that wonderful elaboration of interlaced ornament derived from the patterns of metal-work in the Celtic Iron Age, which is… Its pages were originally still larger but a binder, a century or so ago,… No manuscript approaches the book of kells for elaborate ornamentation. A continuous chain of ornamentation runs…

Живопись Франции второй половины ХIХ в. Камиль Коро
Теодор Жерико и Эжен Делакруа творчески восприняли их свободную манеру и колорит и продолжили традицию романтизма в живописи, тем самым подготовив… Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно… Меру реалистичности произведения определяет мера проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного…

Фламандская живопись 17 века
II февраля 1618 молодой художник вступил в гильдию св. Луки в Антверпене. Теперь он мог принимать заказы от своего имени. С этой даты он становится… Эти ранние произведения близки картинам Йорданса вместе с которым Ван Дейк… Однако наряду с этим Ван Дейк начинает свою собственную карьеру. Его картины "Св. Мартин и нищий" (ц. в Завентеме) и…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам