Реферат Курсовая Конспект
Ученым советом ВЕИП - раздел Образование, Частное Образовательное Учреждение ...
|
Частное образовательное учреждение
Высшего профессионального образованиЯ
«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»
Утверждено
Ученым советом ВЕИП
«4» октября 2010 г.
Протокол №3
Председатель
Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор
______________________ Решетников М.М.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
АНТРОПОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Антропология» предназначена для изучения человека как биологического вида: его происхождении и биологической изменчивости во времени и пространстве. Одновременно человек изучается и как биосоциальный феномен, поскольку проявления его биологической природы во многом опосредованы его биосоциальной средой.
Курс реализуется в рамках специальности «Психология» и относится к разделу федерального стандарта общего гуманитарного образования
Формы контроля
Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачет.
Текущий контроль. Перед началом каждой лекции студенты отвечают на вопросы небольшой контрольной работы в виде теста (6-10 вопросов). Кроме того, студенты выполняют две самостоятельные работы по основным разделам курса. В течение семестра проводится учет текущей успеваемости.
Содержание дисциплины
Новизна курса (научная, содержательная; сравнительный анализ с подобными курсами в России и за рубежом) его актуальность - для дисциплин специальной подготовки.
Антропологическая наука представляет собой фундаментальное знание о человеке, его единстве и разнообразии во времени и пространстве. Идя по пути специализации, эта наука стала по истине мультидисциплинарной и комплексной. Антропологи используют разнородные данные и методы как естественных, так и гуманитарных дисциплин, стремясь к достижению целостного органичного представления о человеке. Высокий уровень знаний в области антропологии в наше время становится необходимым требованием в профессиональной подготовке психолога. Данный курс освещает последние открытия в области эволюции, генетики, физиологии человека, медицины.
Содержание отдельных разделов и тем
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1. Предмет антропологии. Развитие антропологии, ее содержание и взаимодействие со смежными науками. Двойное понимание смысла антропологии, установившиеся в западноевропейской науке с XVI века. Междисциплинарный характер антропологических знаний. Основные разделы физической антропологии. Антропогенез, этническая антропология (расоведение), морфология человека. Задачи физической антропологии.
Раздел 2. Эволюционная антропология.
Тема 2.1. Место человека в системе животного мира. Общая характеристика приматов. Объединения обезьян. Человек как примат. Особенности биологии современного человека. Признаки адаптации к двуногому передвижению, комплекса “трудовой руки”, строения гортани, связанные с речевой функцией, специфические признаки черепа и зубов, редукция волосяного покрова.
Тема 2.2. Биологические предпосылки очеловечения. Симиальная теория антропогенеза. Главные проблемы антропогенеза. Использование данных палеоантропологии, эволюционной морфологии и эмбриологии, молекулярной биологии, приматологии, палеонтологии приматов, психологии и физиологии, геологии и археологии, этнографии, лингвистики для решения проблем антропогенеза.
Тема 2.3. Источники реконструкции филогенеза приматов и гоминид. Методы палеоантропологии, методы датировки скелетных остатков. Стратиграфия. Эры геологической истории Земли. Международная шкала подразделений Кайнозоя.
Тема 2.4. Животные предки человека. Основные этапы эволюции приматов. Эволюция гоминоидов. Проконсул, кениапитек, дриопитеки, сивапитек, уранопитек, рамапитеки. Отделение гоминидной линии эволюции, ведущей к человеку. Шимпанзоидная гипотеза и «молекулярные часы». Гоминидная триада.
Тема 2.5. Ранние этапы эволюции гоминид. Австралопитеки – двуногие человекообезьяны. История изучения австралопитеков. Находки Р. Дарта в Южной Африке, М. и Л. Лики в Восточной Африке, Д. Джохансона в Эфиопии. Australopithecus africanus («бэби из Таунга»), А. afarensis (Люси), парантропы, или «робустные» австралопитеки – боковая тупиковая ветвь гоминид (Paranthropus robustus, P. aethiopicus,P. boisei). Находки на рубеже тысячелетий – усложнение родословного древа человека. Australopithecus anamensis, Ardipithecus ramidus, Australopithecus garhi, Australopithecus bahrelghazali, человек тысячелетия - Orrorin tugenensis, плосколицый кениец - Kenianthropus platiops, Ardipithecus ramidus kadabba, Sahelanthropus tchadensis – самый древний предок. Физический тип австралопитеков. Брахиация и вертикальное лазание (climbing) как исходные типы древесной локомоции, обусловившие формирование анатомических предпосылок прямохождения. Пищевые стратегии ранних гоминид.
Тема 2.6. Первые представители рода “Человек” (HOMO) в Восточной Африке. Открытие Луиса Лики: Homo habilis (человек умелый) и Олдувайская культура. Открытие Ричарда Лики: Homo rudolfensis (череп инв. № 1470).
Тема 2.7.Архантропы. Начало ледникового периода. Homo ergaster и Homo erectus. Ашельская культура. Карликовые архантропы – Флоресский гоминид. Палеоантропы. Homo heidelbergensis, Homo antecessor и Homo neanderthalensis. Мустьерская культура. Неоантропы.
Тема 2.8. Время и место возникновения Homo sapiens. Гипотезы моно- и полицентризма. “Митохондриальная Ева” и “Y-хромосомный Адам”. Эволюционное древо популяций по данным ДНК-маркеров. Расселение африканских популяций современного человека по Евразии.
Тема 2.9. Социальные аспекты происхождения человека. Проблема начала и конца социогенеза. Концепция двух скачков. Появление и господство социальных закономерностей.
Тема 2.10. Ранние предлюди. Зоологические объединения предшественников. Переход к полуназемному образу жизни. Праорудийная деятельность. Доминирование, отношения между полами. Распределение мяса.
Тема 2.11. Стадо поздних предлюдей. Возникновение орудийной деятельности. Типы стоянок (стойбища, разделочные стоянки). Отношения между полами, исчезновение эструса.
Тема 2.12. Превращение стада поздних предлюдей в праобщество формирующихся людей. Грегарный (групповой) отбор. Эволюция орудий. Коммуналистические отношения. Табу.
Тема 2.13. Эпоха архантропов - начальная стадия формирования человеческого общества. Праобщины. Отношения между полами.
Тема 2.14. Эпоха палеоантропов – заключительная стадия становления человеческого общества. Расселение, увеличение населения. Жилища и образ жизни. Формирование общественных отношений. Отношение к мертвым. Шанидар.
Тема 2.15. Эпоха палеоантропов. Возникновение тотемизма, магии, искусства. Стоянка Ла Феррасси, Ле Мустье. Праобщины поздних палеоантропов – замкнутые изолированные коллективы.
Тема 2.16. Завершение становление человеческого общества. Экзогамия. Половые производственные табу. Разделение труда между мужчинами и женщинами. Пространственное и бытовое разобщение полов. Оргиастические празнества. Возникновение дуально-праобщинной организации. Возникновение человека современного физического типа. Зачатки искусства - пещерная и наскальная живопись, скульптурные изображения животных и людей из камня, рога, глины, гравировка на кости, украшения.
Раздел 3. Возрастная антропология.
Тема 3.1. Общие задачи возрастной антропологии. Онтогенез. Закономерности онтогенетической изменчивости. Ауксология.
Тема 3.2. Фундаментальные характеристики ростового процесса. Аллометрический и изометрический рост. Непрерывность, постепенности и необратимость, цикличность, периоды активации и торможения роста, гетерохрония, или разновременность, чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам, половой диморфизм, индивидуальность онтогенеза.
Тема 3.4. Два этапа онтогенетического развития человека: пре- и постнатальный онтогенез. Характеристика кривой скорости роста длины тела, полуростовой и пубертатный (ростовой) скачок. Возрастная периодизация.
Тема 3.5. Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст. Акселерация и ретардация. Критерии биологического возраста. Система требований к показателям биологического возраста. Показатели морфологической зрелости. Функциональные, физиологические и биохимические показатели. Показатели возрастной динамики психики.
Тема 3.6. Зубной возраст. Зубные формулы. Дифиодонтизм. Эпохальные изменения морфологии черепа.
Тема 3.7. Определение скелетного возраста в пренатальном периоде, в пожилом возрасте и в течение всего периода онтогенеза.
Тема 3.8. Половой диморфизм и развитие скелета.
Тема 3.9. Критерии половой зрелости. Половая формула. Групповые различия скоростей роста и созревания.Влияние климатических факторов на процессы роста и развития. Изменчивость под влиянием урбанизации. Влияние социальных факторов на рост и развитие.
Тема 3.10. Эпохальные тенденции изменения темпов развития.
Тема 3.11. Старение и продолжительность жизни.
Раздел 4. Конституциональная антропология.
Тема 4.1. Общая конституция - интегральная характеристика организма человека. Частная конституция.
Тема 4.2. Морфологические аспекты конституции. Координаты телосложения: узко-широтная, костно-мышечная и жировая. Половые различия компонентов тела. Андроморфия и гинекоморфия.
Тема 4.3. Конституциональные схемы. Типология Э. Кречмера (лептосомный, ателтический, пикнический типы), К. Сиго (респираторный, дигестивный, мускулярный, церебральный типы), М. В. Черноруцкого (астеники, нормостеники, гиперстеники), Г. Виола и Л. Мануврие (конституции по пропорциям тела), В.В, Бунака и И.Б. Галанта, схема для детей и подростков В.Б. Штефко и А.Д. Островского. Возрастные и половые различия в пропорциях тела.
Тема 4.4. Функциональные аспекты конституции. Понятие о биохимической индивидуальности.
Тема 4.5. Соотношения морфологического и функциональных аспектов конституции.
Тема 4.6. Психофизиологические и психологические аспекты конституции.
Тема 4.7. Генетические основы конституции.
Тема 4.4. Медицинские и экологические аспекты конституции. Экологические градиетны. Адаптивные типы.
Раздел 5. Полиморфизм и политипия Homo sapiens.
Тема 5.1. Понятия популяция, изменчивость, признак.
Тема 5.2. Признаки с непрерывной изменчивостью. Пигментация, цвет кожи, волос, глаз. Описательные шкалы. Волосяной покров головы. Третичный волосяной покров. Морфология мягких тканей лица (глазничной области, носа, области рта, ушной раковины). Остеологические признаки. Одонтологические признаки. Дерматоглифические признаки. Признаки с дискретной изменчивостью. Иммунные системы крови. Тканевые системы крови. Признаки с другими типами изменчивости. Обонятельная чувствительность, цветовое зрение, эпигенетические признаки черепа.
Тема 5.3. Географическая и популяционная политипия Homo sapiens. Раса и подвид. Биологические и социальные термины человеческих общностей. Племя, народ, народность, этнос, нация, национальность.
Тема 5.4. Типологический и популяционный подходы при классификации. История классификаций. Расовые классификации по И. Деникеру (1898-1902 гг.), Е. Ейкштедт (1934 г.). Классификация Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина (1963 г.), Г.Ф. Дебнца (1958). Классификация В.В. Бунака (1980).
Тема 5.5. Морфологическое описание “больших” рас. Европеоидная, австрало-негроидная, монголоидная расы. Географическая локализация основных антропологических типов. Малые расы.
Тема 5.6. Смешение, адаптация и изоляция у Homo sapiens. Миграция и мигранты. Смешение и генный поток как факторы изменчивости.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для предварительной аттестации
1. Постройте последовательный эволюционный ряд форм от обезьян до человека. Укажите период и место существования каждого вида в этом ряду.
2. Приведите отличия и сходство приматов и человека (биологические и небиологические).
3. Что такое "гоминидная триада", какие другие биологические и небиологические признаки можно считать уникальными для гоминид?
4. Охарактеризуйте форму объединения, социальные отношения и отношения между полами у ранних предлюдей.
5. Дайте характеристику образу жизни и социальным отношениям архантропов.
6. Охарактеризуйте механизмы превращения стада поздних предлюдей в праобщество формирующихся людей.
7. На каком этапе антропосоциогенеза возникло разделение труда между мужчинами и женщинами?
8. Охарактеризуйте основные этапы возникновения дуально-праобщинной организации
9. Что изучает ауксология?
10. Охарактеризуйте основные особенности онтогенеза человека
11. Что такое биологический возраст и каковы методы его оценки?
12. Как проводится определение зубного возраста?
13. Как проводится определение скелетного возраста?
14. Как проводится оценка стадий полового созревания?
15. Какие факторы влияют на ростовой процесс?
16. Что такое эпохальная акселерация развития? Какие стороны онтогенеза человека она затрагивает?
17. Расшифруйте понятие общая конституция человека. Приведите примеры частных конституций.
18. Кратко охарактеризуйте компоненты тела человека.
19. На соотношении каких координат телосложения основаны мужские конституционные схемы В.В. Бунака. Перечислите основные и промежуточные типы.
20. В чем отличие женской конституционной схемы И.Б. Галанта? Перечислите основные типы.
21. Что такое дерматоглифические признаки? Перечислите основные элементы рисунка ладоней и пальцев и их варианты.
22. Дайте определение понятию раса в зоологии и антропологии. В чем заключается разница между понятиями раса и вид?
23. Что такое этнос? Укажите наиболее важные характеристики этноса. В чем заключается разница между понятиями народ, нация, национальность?
24. В чем заключается разница между понятиями полиморфизм и политипия?
Темы рефератов
Написание рефератов является интегральной частью системы оценки знаний, однако темы последних могут быть предметом обсуждения, не будучи строго ограниченными, предлагаемым ниже списком. Объём реферата определяется лишь необходимостью адекватного раскрытия заявленной темы.
· Этапы становления физической антропологии в России.
· Значение работ К.М. Бэра в развитии знаний о человеке.
· Научная и организаторская деятельность А.П. Богданова и Д.Н. Анучина в области антропологии.
· Понятие об изменчивости антропологических признаков.
· Классические и "новые" направления антропологических исследований.
· Объекты и уровни исследования в антропологии.
· Популяция, группа и антропологическая выборка.
· Критерии древней популяции человека (палеопопуляции).
· Общее понятие об антропологических признаках и их классификация.
· Принципы наследования антропологических признаков.
· Методы описания и изучения изменчивости в антропологии.
· Картографический метод в антропологии. Дискретное и непрерывное картирование как метод описания и исследования изменчивости.
· Достоверность и относительность нашего знания.
· Обзор концепций возникновения человека.
· Сколько раз создавали человека?
· Будущее человечества в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского - единство и разница взглядов.
· Ч. Дарвин и его последователи о происхождении человека.
· Человек - примат или Человек?
· Возникновение человека - недостающие звенья. /Человек заселяет планету Земля. Глобальное расселение Гоминид. М: Институт географии РАН. 1997/
· Австралопитеки - обезьянолюди или человекообезьяны? /Козинцев А.Г. Проблема связи между человеком и животными: антропологический аспект. Этнографическое обозрение.1997. №4/
· Критерии культуры и ее начало.
· Архантропы - антропология и культура. /Зубов А.А. Эволюция рода Homo от архантропа до современного человека. Становление и эволюция человека. М: ВИНИТИ. 1987./
· К проблеме близости культуры и биологии палеоантропов и людей современного вида.
· Люди верхнего палеолита - возникновение современной психики.
· Центры сапиентации - число и время возникновения. /Торн А., Уолпоф М. Мультирегиональная эволюция человечества. В мире науки. 1991 №6/.
· Развитие культуры и психики древнего человека.
· К вопросу о динамике развития психики и поведения предков человека по данным археологии и антропологии.
· Концепции расы - различия подходов, различия результатов.
· Социальные и биологические корни расизма.
· Возникновение рас - вопросы и открытия.
· О возрастной динамике расовых признаков.
· История расовых классификаций.
· Расы мира - краткий обзор.
· К вопросу о роли метисации и изоляции в возникновении рас.
· Новые расы - возникновение рас.
· Раса и характер.
· Этническая антропология как историческая дисциплина.
· Соотношение категорий "популяция" и "этнос".
· Роль антропологии в исследовании древних миграций.
· Автохтонное развитие.
· Генетические аспекты исследования в этнической антропологии.
· Популяционная структура и биологическая изменчивость человека.
· История изучения антропологического типа восточных славян.
· Понятие об онтогенезе.
· Основные закономерности процесса роста и развития человека и их проявление.
· Процесс клеточной дифференцировки и морфогенеза.
· Периодизация онтогенеза человека (история изучения).
· Соотношение понятий хронологического и биологического возраста человека.
· Зубной возраст и развитие зубной системы человека.
· Развитие скелетной системы человека (процессы и их регуляция).
· Становление репродуктивной системы человека.
· Половой диморфизм в процессе роста и развития человека.
· Чувствительные периоды онтогенеза человека.
· Модификаторы и регуляторы процесса развития.
· Биологические ритмы и развитие человека.
· Глобальный тренд и другие эпохальные тенденции изменения темпов развития.
· Понятие о конституции человека.
· История изучения конституции человека.
· Функциональные свойства жирового компонента тела.
· Психосоматические конституциональные схемы Э. Кречмера и У. Шелдона (заблуждения и реалии).
· Соматотип и психические особенности - взаимосвязи и противоречия.
· Понятие о физическом развитии (новое и старое в проблеме).
· Медицинская конституция.
· Экологическое направление науки о человеке: основные теории и понятия.
· Способы адаптация и тенденции приспособительной изменчивости человека.
· Экосистема и хозяйственно-культурный тип (соотношение понятий).
· Генотипическая адаптация, акклиматизация и физиологический стресс.
· Гипотеза адаптивных типов человека.
· Адаптивные типы, эволюция и история человека.
· Относительность приспособительной изменчивости человека.
· Химические элементы в среде и в составе тела человека.
· Питание человека и изменчивость антропологических признаков.
· Эпохальная динамика адаптивных процессов у человека.
· Историческая антропоэкология: предмет, задачи, содержание.
Резюме
1. Для того чтобы принять или отвергнуть какое-либо научное положение, необходимо обладать фактическими данными и уметь выводить из них логические заключения. При этом следует пользоваться принятыми в научном сознании терминами.
2. Антропология (от греческого anthropos - человек и logos - слово, учение, наука) в наиболее широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек.
3. В науке установилось двоякое понимание антропологии - как науки о человеческой душе (общая антропология), с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии - с другой (биологическая антропология).
4. Предметом изучения биологической (или физической) антропологии является многообразие биологических признаков человека во времени и пространстве.
5. Задача биологической антропологии - выявление и научное описание изменчивости (полиморфизма) ряда биологических признаков человека и систем этих (т.н. антропологических) признаков, а также выявление причин, обуславливающих это многообразие.
6. Исходным уровнем изучения биологической антропологии является индивид. Применение популяционно-статистических методов и комплексный подход к исследованию предоставляют возможность описания и других уровней организации человека - популяций и их объединений.
7. В своем составе физическая антропология имеет несколько основных разделов - направлений исследования биологии человека. С большой долей условности мы можем говорить о существовании антропологии исторической (исследует историю и праисторию многообразия человека) и антропологии географической (исследует географической вариабельности человека).
8. В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. Практически одновременно в странах Западной Европы и в России были учреждены первые научные антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. Среди основоположников научной антропологии - созвездие выдающихся учёных своего времени: П. Брока, П. Топинар, Р. Мартин, И. Деникер, К.М. Бэр, А.П. Богданов, Д.Н. Анучин и другие.
9. К периоду становления физической антропологии относится разработка общих и частных антропологических методик, формируется специфическая терминология и сами принципы исследований, происходит накопление и систематизация материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия человека как биологического вида.
10. Российская антропологическая наука уже к началу XX в. представляла собой самостоятельную дисциплину и имела в своем основании непрерывную научную традицию, связанную с комплексным подходом к исследованию человека.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Племена с примитивной культурой охотно выбирали себе в предки разных животных. Делавары считали своим родоночальником орла, айны и папуасы из Моресбей - собаку, древние датчане и шведы - медведя, осаги - улитку. В глубокой древности берет начало идея о происхождении человека от обезьяны. Например, такие ультрадарвинистические, как мы могли бы сказать теперь, убеждения бытовали у малайцев и тибетцев. Южные арабы, древние мексиканцы и африканцы берега Лоанго, напротив, считали обезьян одичавшими людьми, на которых рассердились боги.
Люди "возникали" по-разному. У одних народов они появлялись сами по себе, у других их создавали боги. С развитием цивилизаций роль богов возрастала. Своего апогея она достигла в трех мировых религиях - буддизме, христианстве и исламе. Боги делали человека из глины и из дыхания, из тростника и единою мыслью...
Бытовали и иные представления о месте человека в системе природы. Эпоха античности ознаменовалась началом развития философской мысли. Занимаясь в основном вопросами более высокого порядка, античные авторы были не слишком многословны в своих трактовках возникновения человеческого рода. В их работах вопрос антропогенеза часто решался в духе мифологической традиции. Но была и иная точка зрения - возникновение и развитие человека как неотъемлемой части живой и неживой природы. Римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) написал целую поэму, в которой "естественное" происхождение человека описано достаточно подробно:
...Так как в полях еще много тепла оставалось и влаги,
То повсеместно, где только к тому представлялось удобство,
Выросли некие матки, корнями к земле прикрепившись,
Кои раскрылись, когда их зародыши в зрелую пору
От мокроты захотели бежать и нуждались в дыханьи...
(Лукреций Кар "О природе вещей")
Начиная с XVIII в. и до современности вопрос о природе человека оставался весьма популярным у философов, в трудах которых можно найти немало весьма оригинальных взглядов на эту проблему. Но, как ни странно, философы меньше говорят о возникновении человека, и больше - о его месте, значении и предназначении во Вселенной. Зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии. Стройность же своих построений она заимствует у науки.
Наконец, существует и такой феномен человеческой культуры, как наука. Хотя первые высказывания науки по поводу возникновения человека делались с оглядкой на религиозные догматы, с завершением эпохи средневековья она приобрела самостоятельность. Главным отличием науки от религии и философии является стремление обосновать свои выводы, найти им подтверждение в фактах. А факты говорили науке о родстве людей и обезьян. Процесс развития, приведший к появлению современного человека, получил в науке особое название - антропогенез.
Антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Также - наука, изучающая этот процесс.
И религиозные, и философские, и научные взгляды со временем менялись, влияли друг на друга и причудливо переплетались. Иногда крайне сложно разобраться, к какой сфере отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов на происхождение человека огромно.
· Причины этого на наш взгляд следующие:
o большой интерес публики и как следствие - необходимость осторожности в выводах, пересечение с религиозными, философскими, традиционными и даже политическими воззрениями;
o многие неспециалисты занимаются антропогенезом - их точки зрения могут быть более популярны, чем строго научные построения;
o недостаток материалов - ограниченность ископаемых находок, их фрагментарность, часто - труднодоступность для изучения;
Одной из причин является и существование множества методов изучения процесса антропогенеза, часто приводящих специалистов к неоднозначным и неодинаковым результатам.
Согласно религиозным воззрениям, человек был создан неким высшим существом - Богом или несколькими богами. Такая точка зрения называется креационизм (от лат. creatio - сотворение, создание). Пути создания человека в разных верованиях различаются. Слово же "креационизм" применяется обычно в связи с христианством, а еще точнее, католицизмом.
Креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.
Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.
Как ни удивительно, западный католицизм официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика папы Пия XII (1950 г.) допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, впрочем, вложив в него бессмертную душу.
Современные креационисты проводят многочисленные исследования с целью доказать отсутствие преемственности древних людей с современными или же - существование современных людей в глубокой древности. Для этого они используют те же материалы, что и официальная наука, однако смотрят на них под другим углом зрения. Как показывает практика, большинство доказательств по поводу происхождения человека опирается на палеоантропологические находки с неясными датировками или условиями нахождения. Весьма часто креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. Их критика обрушивается на те области науки, что еще недостаточно полно освещены или незнакомы самим креационистам.
Стоит указать, что число креационистких течений, - и философских, и научных, - весьма велико. В России же они почти не представлены, хотя значительное число ученых-естествоиспытателей склоняется к подобному мировоззрению.
С античных времен зародилась мысль, что весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Такое мировоззрение носит название глобальный эволюционизм.
Человек является частью мира и занимает в нем вполне определенное место. Согласно разным вариантам глобального эволюционизма, место это более или менее скромное либо же, напротив, центральное и ведущее.
Представителями глобального эволюционизма являются К.М. Бэр, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев.
В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал "всеобщий закон природы", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня (Бэр К.М., 1924).
Идея непрерывного усложнения Вселенной получила значительное развитие в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского. Их точки зрения на движущие силы этого процесса различны: у П. Тейяра де Шардена это потусторонний мыслящий центр, у В.И. Вернадского - силы природы. Согласно авторам, венцом эволюции материи - космогенеза - является антропогенез. На определенном этапе антропогенеза возникает ноосфера - мыслящая оболочка планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы (Шарден Тейяр П., 1965; Вернадский В.И., 1977; Алексеев В.П., 1984).
Согласно концепции крупного отечественного философа Н.Н. Моисеева, Вселенная представляет собой суперсистему, включающую в себя множество подсистем. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп - популяций, племен и народов. Совершенствование Вселенной в целом и человеческого общества в частности является процессом самопроизвольным. Как и К.М. Бэр, Н.Н. Моисеев считает процесс эволюции мира направленным, идущим от простого к сложному. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды (Мосиеев Н.Н., 1990).
Относительно непосредственно процесса эволюции человека сторонники глобального эволюционизма склоняются к научной точке зрения. И П. Тейяр де Шарден, и Н.Н. Моисеев, кроме направленности эволюционного процесса, признают большое значение для процесса происхождения человека естественного отбора и конкуренции. Что же говорит по этому поводу наука?
После средневекового застоя, в XVIII в. наука начала свое бурное развитие. Естествоиспытатели этого времени - Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, Д. Монбоддо и другие - часто высказывали мнение о "перерождении" одних организмов в другие, в том числе - обезьяны в человека. Изучение анатомии и морфологии самых разнообразных животных приводило к мысли о большем или меньшем их сходстве. Часто это представлялось в виде так называемой "лестницы существ". "Лестница" ведет от низших организмов к высшим, с человеком на вершине, но зачастую вовсе не подразумевает родство этих форм.
Концепция изменения одних существ в другие - биологическая эволюция - приобретала в трудах натуралистов все более отчетливые очертания. Впервые объемное обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от "четвероруких" опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.Б. Ламарком, выглядят слишком простыми и довольно неубедительными. Даже у современников ученого эта теория в своем законченном виде не получила широкого признания.
Куда более резкий общественный и научный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дравина, опубликованная в 1859 г. в книге "Происхождение видов путем естественного отбора", в 1871 г. в книге "Происхождение человека и половой подбор" и в других работах (Дарвин Ч., 1986). С момента опубликования, взгляды Ч. Дарвина получили как горячих сторонников, например, Т. Гексли и Э. Геккеля, так и яростных противников - епископа Уильберфорса, натуралиста Майварта и др. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции. Краткая ее суть заключается в следующем. Генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Существуют несколько видов отбора. Так происходит изменение наследственности со временем, хотя длится оно обычно очень долго - в течение многих поколений. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека.
В настоящее время синтетическая теория эволюции не является единственной научной теорией эволюции. Можно вспомнить, например, разнообразные варианты мутационизма. Согласно им, изменения наследственности происходят не в течение длительного времени, а практически одномоментно и дают сразу новую форму организмов. Однако именно синтетическая теория эволюции имеет в настоящий момент наиболее доказательную базу и подтверждается большинством биологических исследований.
Относительно конкретных факторов, действовавших на предков человека в процессе эволюции, существуют разные взгляды.
В 1876 г. Ф. Энгельс опубликовал статью "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (подробнее, см.: Харитонов В.М., 1998. С. 121-123). В ней он сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. "Труд создал человека", а также и его современную анатомию. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнение деятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение не согласуется с современными представлениями о генетической наследственности, однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна и выявляется вполне определенно.
Альтернативную социокультурной, сугубо биологическую концепцию эволюции человека выдвинул в 1918 г. анатом Л. Больк. Она получила название "гипотеза фетализации". Согласно Л. Больку, человек представляет собой как бы "неповзрослевшую" обезьяну. Множество признаков взрослого человека - большой мозг относительно малого лица, отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, слабая пигментация у некоторых рас - соответствуют таковым у эмбриона шимпанзе. Явление замедление развития (ретардация) эмбриона известно у многих животных. Выпадение из жизненного цикла у животных взрослой стадии, когда размножается личинка, называется неотенией. Таким образом, человек, по Л. Больку, представляет собой половозрелый зародыш обезьяны (подробнее, см.: Харитонов В.М., 1998. С. 119-121).
Данная концепция подверглась серьезной критике. Так, например, замедлением развития невозможно объяснить большие абсолютные размеры мозга у человека. Сейчас ясно, что положения гипотезы фетализации нельзя понимать буквально. Однако собранный Л. Больком сравнительный материал не может быть отвергнут, а идеи эволюции за счет эмбриональных изменений находят своих последователей.
Влияние внешних условий на эволюцию предков человека получило освещение в концепции Г. Вейнерта, опубликованной впервые в 1932 г (Вейнерт Г., 1935). Основными движущими силами он считал климатические изменения на планете. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода. Бороться с этими условиями человеку помогал огонь. Огонь играл огромную роль в жизни первобытных людей - согревал, защищал от свирепых хищников... Человек потерял волосяной покров на теле из-за постоянного ношения одежды и обогревания огнем, большие клыки и челюсти из-за нового способа приготовления пищи на огне и использования огня для борьбы с хищниками. Люди собирались вокруг очагов, что способствовало общению и привело к возникновению речи. Концепция Г. Вейнерта слишком сильно ограничивает возможные факторы эволюции предков человека условиями ледникового периода и, учитывая новейшие знания об изменениях климата на планете и этапах заселения Земли, не может быть полностью принята. Однако идея о важности климатических изменений для биологической эволюции и возникновения общества весьма продуктивна и имеет множество сторонников среди современных антропологов.
Оригинальную гипотезу выдвинул Б.Ф. Поршнев в книге "О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии)" (Поршнев Б.Ф., 1974). Согласно ей, древнейшие предки человека - троглодитиды - уровнем своей психической деятельности не отличались от животных. По способу питания они были падальщиками. Стадия "трупоядения" была промежуточной между растительноядностью и хищничеством. Инстинкт раскалывания камнями орехов или моллюсков троглодитиды перенесли на черепа животных, а затем на сами камни. Таким образом, производство каменных орудий у троглодитид не отличалось по сути от деятельности бобров или муравьев. Вместе с тем, у троглодитид значительно развилась способность к суггестии - психическому внушению, что позволяло им побуждать других индивидов действовать выгодным для внушающего образом. Развилась также и контрсуггестия - вторая сигнальная система, речь. С возникновением речи Б.Ф. Поршнев связывает возникновение собственно людей. Люди отличаются от троглодитид не только наличием речи, но также активной охотой, сознательной трудовой деятельностью и наличием искусства. Однако первым людям приходилось тяжело, поскольку троглодитиды использовали их с помощью аппарата интердикции - способности вызывать нерациональные имитативные рефлексы. Поэтому у части первых людей усилилась способность к суггестии для борьбы с троглодитидами. Другая же часть, во избежание контактов с троглодитидами начала мигрировать по планете. В новых условиях люди приспосабливались как биологически, так и культурно. Когда же Земля оказалась полностью заселенной, началась откатная волна миграций, войны же с троглодитидами стали успешными благодаря достигнутому техническому прогрессу.
Концепция Б.Ф. Поршнева не подтверждается фактическими данными, однако заставляет обратить больше внимания на психологические аспекты эволюции человека.
Как же мы можем узнать о том, откуда взялся человек? Религия предлагает наиболее простой путь решения: все сказано в Священном Писании. Философы выводят свои заключения, исходя из своей логики. Ученые пытаются доказать свои положения, обосновав с помощью известных фактов. Когда фактов не хватает, ученые проводят специальные исследования, восполняя наши знания об окружающем мире.
Согласно современным научным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. Его предки на некотором этапе были одновременно и предками современных человекообразных обезьян, а в более отдаленном прошлом - также и предками других животных. Однако принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием общества - социогенезом. Это является спецификой антропогенеза и одновременно крайне расширяет горизонты исследований. Изучая прошлое человечества, невозможно ограничиться лишь рассмотрением только биологической его стороны или же только социальной. Человек является истинно биосоциальным существом, он не может существовать вне общества, равно как и общество состоит из отдельных индивидов. Потому-то антропогенез и является переплетением множества разнообразных научных дисциплин, а исследование эволюции человека похоже на детективное расследование, где любой мельчайший факт может изменить картину.
· Антропогенез - мультидисциплинарная наука. Комплекс подходов к изучению прошлого человечества включает:
1. Биологические науки:
· биология человека - морфология, физиология, церебрология, палеонтология человека;
· приматология - палеонтология приматов;
· палеонтология - палеонтология позвоночных, палинология;
· общая биология - эмбриология, генетика, молекулярная биология, сравнительная анатомия.
2. Физические науки:
· геология - геоморфология, геофизика, стратиграфия, геохронология;
· химия;
· тафономия (наука о захоронении ископаемых остатков);
· методы датирования - распад радиоактивных элементов, радиоуглеродный, термолюминесцентный, косвенные методы датирования.
3. Социальные науки:
· археология - археология палеолита, археология позднейших времен;
· этноархеология, сравнительная этнология;
· психология.
Прежде всего, нужно оглядеться вокруг. Кто в окружающем мире наиболее похож на человека? По всем признакам - строению, особенностям развития, поведению и просто внешне - нашими ближайшими родственниками являются обезьяны. Их изучает приматология.
Далее, можно заглянуть в прошлое. Информацию о нем можно получить из множества источников. Можно исследовать современного человека, например его генотип. Много информации дает изучение ископаемых останков. Многочисленные фауны, жившие когда-то, исчезли, но от них остались окаменевшие кости. Останки живых организмов изучают палеонтологи, останки древних людей изучают палеоантропологи.
Люди в прошлом, как и сейчас, оставляли на Земле следы своего пребывания - причем иногда в самом прямом смысле. Люди жгли огонь, делали орудия, строили жилища. Все это со временем разрушалось, но в земле сохранялись некоторые остатки - свидетельства этой жизни. Надо только их найти и суметь расшифровать. Изучением материальной культуры прошлого занимается археология. Чтобы узнать, когда происходило то или иное событие в истории Земли, ученые изучают геологию, стратиграфию - последовательность геологических напластований, применяют абсолютные методы датирования.
Так, по фрагментам, собирается информация о прошлом Земли и прошлом человечества. Антропологи пытаются сложить из этих данных единую картину, восстановить прошлое во всех его деталях. Не все еще известно, возникают все новые вопросы, процесс познания продолжается.
.
Резюме
1. Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).
2. Мысль о сотворении человека высшим существом основывается только на мифах. У разных народов существует огромное количество подобных преданий, но чаще вспоминают ближневосточный вариант, ставший основой иудейской, христианской и мусульманской религий. В новейших вариантах христианского креационизма признается возможность морфологичекой эволюции предков человека, но отвергается эволюция его духовной сферы.
3. Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций. Оригинальность этим вариантам придают предсказания будущего человечества, приписывание человечеству глобальной роли в эволюции Вселенной.
4. Мысль о происхождении человека от обезьян спонтанно возникла еще у народов с примитивной культурой, но научной стала лишь в Новое Время. В настоящее время в науке общепризнана фактически только синтетическая теория эволюции. Она основана на теории естественного отбора Ч. Дарвина и данных современной генетики. Согласно ей, человек произошел от приматов в ходе длительной биологической эволюции. Эволюционировали как биологические, так и социальные признаки.
5. Биологические данные говорят о близком родстве человека и приматов. Это родство проявляется как в анатомическом строении, так и поведении. Наиболее близким к человеку приматом является шимпанзе.
РАСОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Концепции расоведения
Расы человека и их классификации
Так что же такое раса - миф или реальность? Индивидуальный комплекс признаков, образ многих популяций или исторически меняющаяся категория? Любая из этих точек зрения, в принципе, имеет право на существование, в поддержку каждой приведено множество аргументов. Чтобы представить объем проблемы и решить ее, необходимо знать современное разнообразие людей планеты. Каково же оно?
Принципы расовых классификаций
· Существует большое количество расовых классификаций. Они отличаются по принципам построения и использованным данным, включенным группам и положенным в основу признакам. Разнообразие расовых схем можно условно разделить на две большие группы:
o созданные на основе ограниченного набора признаков;
o открытые, число признаков в которых может произвольно меняться.
· К первому варианту классификаций относятся многие из ранних систем. Таковы схемы:
o Ж. Кювье (1800 г.), разделявшего людей на три расы по цвету кожи;
o П. Топинара (1885 г.), выделявшего также три расы, но определявшего дополнительно к пигментации ширину носа;
o А. Ретциуса (1844 г.), четыре расы которого различались по сочетанию степени выступания лица и головному указателю.
Одной из наиболее разработанных схем такого типа является классификация рас, созданная польским антропологом Я. Чекановским. Однако небольшое количество использованных признаков и их состав неизбежно приводят к условности таких схем. В лучшем случае они могут достоверно отразить лишь самые общие расовые подразделения человечества. При этом случайным образом могут сближаться очень далекие группы, резко отличающиеся по множеству иных признаков.
Ко второму варианту классификаций, построенных на основе открытого набора признаков, относится большинство расовых схем. Важнейшим принципом их создания является географическое положение рас. Сначала выделяются основные (т.н. или большие расы, или расы первого порядка), занимающие огромные территории планеты. Затем внутри этих больших рас проводится дифференциация по разным морфологическим признакам, выделяются малые расы (или расы второго порядка). Иногда выделяются и расы более мелких уровней (они весьма неудачно называются антропологическим типом).
· Существующие расовые классификации открытого типа можно разделить на две группы:
o схемы, выделяющие небольшое количество основных типов (больших рас);
o схемы, выделяющие большое количество основных типов.
В классификациях с небольшим количеством основных типов их число колеблется от двух до пяти. Схемы с большим числом вариантов предусматривают существование шести, восьми и более основных рас.
Надо отметить, что во всех этих системах несколько вариантов всегда повторяются, а увеличение числа вариантов зависит от придания отдельным группам большего или меньшего ранга. Ясно, что сложность заключается в доказательстве равноценности уровня различий разных групп. Например, расоведы придерживаются разных мнений относительно того, считать ли австралийских аборигенов отличающимися от негроидов Африки настолько, чтобы выделять их в отдельную большую расу? Вопрос этот можно поставить и иначе: какое таксономическое значение придавать разным морфологическим признакам? Что важнее - сходство австралийцев и негров в темной пигментации кожи, волос и глаз или отличия в форме волос, глубине расположения глазного яблока и степени роста бороды? Вследствие сложности решения данного вопроса некоторые ученые вообще предпочитают выделять сразу очень много равноценных рас.
Варианты классификаций
Практически во всех схемах обязательно выделяются как минимум три общие группы (три большие расы): монголоиды, негроиды и европеоиды, хотя названия этих групп могут меняться.
Так, монголоидов иногда называют азиатской (или азиатско-американской) расой, негроидную - экваториальной (или австрало-негроидной), европеоидную - кавказоидной (или евразийской). Суть от этого не меняется. Иногда в качестве больших рас выделяются также австралоиды, американоиды (индейцы), койсаноиды (бушмены и готтентоты), реже - океаноиды (полинезийцы), курильская раса (айны) и лапоноиды (лопари, или саамы).
Среди расоведов ведутся споры о большей или меньшей близости основных расовых ветвей. Так, В.В. Бунак выделял четыре основных расовых ствола равного масштаба - западный, восточный, южный и тропический, соответствующие европеоидной, монголоидной, австрало-веддоидной и негроидной расам (Бунак В.В., 1980).
Я.Я. Рогинский считал более схожими монголоидов и европеоидов, противопоставляя их экваториальной ветви (Рогинский Я.Я., 1969; 1977).
В противоположность им, А.А. Зубов считает более верным выделять основные надрасовые стволы (восточный и западный), каждый из которых имеет в своем составе экваториальную составляющую. Такая точка зрения особо подтверждается одонтологическим материалом (см.: Зубов А.А., 1973 и др).
Более детальная классификация рас представляется довольно сложным и запутанным делом. Существующее антропологическое разнообразие классифицировалось неоднократно, однако всегда эти попытки наталкивались на неравномерность изученности народов планеты. Наиболее разработанными и обстоятельными следует признать схемы И. Деникера, В. Джиуффрида-Руджери, Г.Ф. Дебеца, Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина, Н.Н. Чебоксарова, К. Куна, В.П. Алексеева, В.В. Бунака. Каждая из них имеет свои особенности, но анализировать все мы, конечно, не будем. Большинство выделенных разными учеными рас переходит из схемы в схему (обычно с отличающимися названиями). Спецификой схем является принцип группировки рас и выделение некоторых особых вариантов.
Классификация И. Деникера (1889-1902 гг.)
И. Деникер группировал расы на основе очень небольшого количества признаков, однако глубокие знания существующего антропологического разнообразия позволили ему создать ему весьма достоверную схему (табл. 5.1). В большой степени И. Деникер создавал свою классификацию "на глазок". Возможно, именно это позволило ему абстрагироваться от тонкостей, так сильно перегружающих и усложняющих многие современные расовые схемы. В конце концов, человеческий глаз и ум представляют собой куда более тонкий инструмент анализа, чем статистический аппарат. Расовые признаки - это ведь в основном черты, по которым люди различают "своих" и "чужих" на глаз, без научных измерений и описаний!
Однако схема И. Деникера вызывает ряд возражений у многих расоведов. Так, сближение южноамериканской расы с некоторыми азиатскими - в противовес другим, американским, сближенным, в свою очередь, с другими азиатскими, - не находит подтверждений в современных исследованиях. Также странной выглядит группировка тропических групп Африки, Австралии, Океании, Индии и Индонезии.
И. Деникер впервые использовал идею двух уровней дифференциации - выделение сначала 6 основных, а затем 29 второстепенных рас. При этом он последовательно оставался в рамках морфологического описания, то есть использовал исключительно морфологический критерий классификации. Это первая серьезная система, основанная только на биологических признаках. Выделенные автором группы практически в неизменном виде, хотя и с другими названиями, перешли в более поздние расовые схемы (Деникер И., 1902).
Основные расовые группы | Малые расовые группы |
1) Шерстовидные волосы, широкий нос | Бушменская, негритосская, негрская, меланезийская |
2) Курчавые или волнистые волосы | Эфиопская, австралийская, дравидийская (мелано-индийская), ассироидная |
3) Волнистые, темные или черные волосы и темные глаза | Индо-афганская, арабская, берберская, средиземно-приморская, островная-иберийская, западная, адриатическая |
4) Волнистые или прямые светлые волосы, светлые глаза | Северная, восточная |
5) Прямые или волнистые черные волосы, темные глаза | Айнская, полинезийская, индонезийская, южноамериканская |
6) Прямые волосы | Североамериканская, среднеамериканская, патагонская, эскимосская, лопарская, угорско-енисейская, туранская, монгольская |
Расовая классификация по И. Деникеру
Классификация В. Джиуффрида-Руджери (1910-1917 гг.)
Несколько иных воззрений на дифференциацию человечества придерживался итальянский антрополог В. Джиуффрида-Руджери (табл. 5.2). Он считал человечество "сборным видом" (Homo sapiens species collectiva), состоящим из восьми резко различающихся вариантов. Этим вариантам автор придавал ранг подвидов, или "элементарных видов". "Элементарные виды" он делил на варианты, а последние - на подварианты. Например, среди азиатского "вида" он выделял семь географических "подвидов", а в них - дополнительные морфологические типы. Несмотря не некоторую типологичность этой схемы, выделенные конечные расы весьма полно отражают дифференциацию человечества и совпадают с вариантами, выделенными другими антропологами. Сочетание групп не вызывает особых возражений у антропологов, кроме разве что чрезмерного сближения низкорослых групп, происходящих из очень удаленных географических областей. Сходство этих групп, кроме низкого роста, в действительности весьма поверхностное.
Вид: Homo sapiens species collectiva Giuffrida-Ruggeri, 1912 | |
Подвиды ("элементарные виды") | Дополнительные типы |
1) Homo sapiens australis | Австралийцы, ведды, тасманийцы, меланезийцы |
2) Homo sapiens pygmeus | Негритосы, негрилли, бушмены, готтентоты |
3) Homo sapiens indo-africanus | Индусы, эфиопы |
4) Homo sapiens niger | Негры |
5) Homo sapiens americanus | Индейцы |
6) Homo sapiens asiaticus | Группы монголоидного облика |
7) Homo sapiens oceanicus | Айны, полинезийцы |
8) Homo sapiens indo-europaeus | Группы европеоидного облика |
Расовая классификация по Джиуффрида-Руджери
Главные возражения против этой системы заключаются в слишком резком разделении человечества на отдельные группы. В действительности, большую часть населения мира составляют не типичные представители каких-то рас, а люди со смесью разных признаков. Расы - это не дискретные общности, а группы популяций, между которыми есть плавные переходы (см.: Бунак В.В., 1980. С. 281).
Система Г.Ф. Дебеца (1958 г.)
Очень своеобразна схема расовых взаимоотношений, представленная крупным отечественным антропологом Г.Ф. Дебецом. Вероятно, она является наиболее удачной среди всех расовых схем, поскольку наглядно учитывает взаимные связи отдельных антропологических типов. Из всех других она наиболее близка к генеалогическому древу человека. Однако, из-за этого же схема крайне сложна и практически непредставима в текстовом или табличном виде
Расовое многообразие человечества Г.Ф. Дебец представил в виде куста, или сетки, со сложно переплетенными ветвями. Расхождение этих ветвей отражает изоляцию групп, а слияние - метисацию. В схеме учтены как самые основные, так и самые дробные расовые деления, причем число последних превышает их количество в подавляющем большинстве других классификаций. Все человечество автор разделил на негро-австралоидную, европеоидную и монголоидную большие расы, причем больше сближал первые две. Каждая из них делится на две основных ветви, настолько сложно переплетенные друг с другом, что порой трудно сказать, к какой большой расе относится тот или иной конкретный антропологический тип. Такой принцип построения классификации отражает реальное положение дел: часто мы можем дифференцировать группу на основе комплекса ее признаков, но их сочетание не позволяет достоверно отнести ее к какой-либо большой расе.
Классификация Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина (1963 г.)
Схема, предложенная Я.Я Рогинским и М.Г. Левиным в учебнике антропологии, наиболее широко известна (Рогинский Я.Я., Левин М.Г., 1963). В ней связь основных рас представлена с помощью выделения промежуточных групп .
Большие расы | Малые расы |
Экваториальная или Австрало-негроидная | Австралийская |
Веддоидная (цейлоно-зондская) | |
Меланезийская | |
Негрская | |
Негрилльская (центрально-африканская) | |
Бушменская (южноафриканская) | |
(Промежуточные расы) | Эфиопская (восточноафриканская) |
Южноиндийская (дравидийская) | |
Евразийская или Европеоидная | Индо-средиземноморская |
Атланто-балтийская | |
Беломорско-балтийская | |
Среднеевропейская | |
Балкано-кавказская | |
Уральская | |
Азиатско-американская или Монголоидная | Североазиатская |
Арктическая (эскимосская) | |
Дальневосточная | |
Южноазиатская | |
Американская | |
(Промежуточные расы) | Полинезийская |
Курильская (айнская) |
Расовая классификация по Я.Я. Рогинскому и М.Г. Левину
Экваториальная (или австрало-негроидная) раса включает в себя группы тропического пояса Африки, Австралии, Меланезии и частично Индонезии.
Переходными группами - эфиопской (восточноафриканской) и дравидийской (южноиндийской) расами - она связана с большой евразийской (или европеоидной) расой. Последняя включает население Европы, Северной Африки (до Сахары включительно), Передней Азии и Северной Индии.
На восточной границе ареала эта раса через две переходных расы - южносибирскую (туранскую) и уральскую - соединяется с большой азиатско-американской (или монголоидной) расой. Последняя распространена на большей части Азии и в обеих Америках.
На островах Тихого Океана живут также популяции, которые могут быть расценены как промежуточные между американской и австралийской расами - полинезийская и курильская расы.
Надо отметить, что многие антропологи не согласны с группировкой ряда рас в схеме Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина. Например, рядом оказались австралийская и бушменская расы, общих расовых черт у которых практически нет. С другой стороны, отдельные расы Европы и Азии оказываются на одном уровне с американоидной расой, хотя реальное многообразие внутри последней не меньше, чем среди всей большой монголоидной расы и явно больше, чем, например, отличия атланто-балтийской и беломорско-балтийской рас
Создатели этой классификации ясно понимали условность предлагаемой схемы и особо отметили ее в сопровождающем тексте. Проблема единого масштаба расстояний между расами одного порядка обсуждалась авторами, но не могла быть полностью решена на имевшемся тогда материале (как, впрочем, не может быть решена и сейчас). Можно заметить, что в этой схеме основное внимание уделено расовому многообразию населения СССР, что понятно, учитывая наилучшую его изученность.
Классификация В.В. Бунака (1980 г.)
В.В. Бунак представлял расовую дифференциацию в виде дерева (Бунак В.В., 1980). Его "стволы" и "ветви" он разделял на основе представлений о древности и глубине расхождения отдельных антропологических вариантов
Основные подразделения Бунак назвал расовыми стволами: тропическим, южным, западным и восточным .
Расовый ствол | Расовая ветвь | Расы |
Тропический | Африканская | Бушменская Негрильская Негро-гвинейская Суданская Нилотская |
Океанийская | Тасманийская Негритосская Папуасская Меланезийская | |
Южный | Континентальная | Бадарийская Веддоидная |
Древнеиндонезийская | Австралийская Индонезийская (древняя и современная) Полинезийская Курильская | |
Западный | Кушитская | Берберская Эфиопская |
Средиземная | Семито-аравийская Сирийско-загросскаяИндо-иранская Ферганская Понтийская Кавказская Каспийская | |
Средиземноморская | Иберийская Лигурская Нижнедунайская Балканская | |
Европейская | Атлантическая Центральная западноевропейская Балтийская Центральная восточноевропейская Субарктическая (лопари) | |
Восточный | Уральская | Уральская |
Сибирская | Самодийская (нганасаны) Таежная (эвенкийская) Центральноазиатская (монгольская) Парацентральноазиатская (тюрская) Арктическая сибирская Арктическая азиатско-американская | |
Южноазиатская | Китайская Мяо-яо Южноазиатская вьетская Южноазиатская кхмерская Островная (японцы) | |
Американская | Тихоокеанская Атлантическая Центральноамериканская Амазонская Андская Неоарктическая Патагонская |
Расовая классификация по В.В. Бунаку
Тропический ствол включает африканскую и океаническую ветви, первая из которых представлена расами, распространенными в Африке, а вторая - в Индонезии и Океании. Южный ствол также имеет две ветви - континентальную и древнеиндонезийскую, обе из Восточного полушария. Самое яркое внешнее отличие этих двух экваториальных стволов - в форме волос. У представителей тропического ствола они курчавые, а южного - волнистые. Также, эти стволы отличаются по одонтологическим признакам, большая таксономическая ценность которых обусловлена их неадаптивностью.
Западный расовый ствол делится на ветви, отличающиеся в основном пигментацией. Расы этой группы распространены в Европе, Северной и Восточной Африке, Передней Азии и Северной Индии. Средиземная ветвь включает южные темнопигментированные группы, а эфиопская и берберская расы кушитской ветви представляют переход к африканской расовой ветви. Средиземноморская и европейская ветви отличаются градиентом некоторых признаков, из которых наиболее яркими являются ширина лица (увеличивается с запада на восток), рост бороды и усов (увеличивается с востока на запад), выступание носа (уменьшается с запада на восток).
Уральская раса восточного расового ствола представляет плавный переход к азиатским популяциям (более известным как монголоидные). Среди них наиболее сильно отличаются группы рас Сибири, Южной Азии и Америки. Впрочем, между ними имеются плавные переходы. Стоит отметить, что Бунак объединил расы Америки и Азии в один расовый ствол на основе общего происхождения.
Таким образом, можно видеть, что создание расовой классификации представляется весьма сложной задачей. Тогда как основные, или большие, расы совпадают в большинстве классификаций, конечные деления классификаций часто заметно отличаются. Общепринятой расовой классификации не существует, и это является очевидным следствием непрерывности биологической изменчивости.
Чтобы наглядно представить сложности расоведения, познакомимся с этим аспектом человеческого разнообразия поближе.
Резюме
1. Существующее биологическое разнообразие человечества может быть описано на популяционном уровне при помощи выделения особых антропологических категорий - человеческих рас.
2. Биологические расовые признаки не связаны напрямую с признаками культуры, языка и хозяйственного типа. Иногда наблюдающиеся параллели этих аспектов полностью обусловлены исторической связью.
3. Изменчивость расовых комплексов возникла и поддерживается путем адаптации, изоляции, метисации и автогенетических популяционных процессов.
4. В истории человечества не было момента существования "чистых" рас в понимании полигенистов. Среди современного человечества нет "высших" и "низших", "древних" и "новых" рас. Все расы равны по своей жизнеспособности, по своим интеллектуальным возможностям. Вероятные же различия в интенсивности нервных процессов отражают специфику приспособления к условиям внешней среды и не касаются интеллекта.
5. Между расами человека существует значительное количество плавных переходов, а популяционная сущность расы не позволяет корректно оперировать этим термином в отношении конкретных индивидов.
6. Внешность обманчива.
АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
Этническая антропология
Антропологический материал как исторический источник
Восточные славяне: история и современность
Резюме
Итоги темы логично разделяются на общие (посвященные вопросам использования антропологических материалов в целях изучения этнической истории) и частные (мы наиболее подробно рассмотрели пример одной этногенетической реконструкции - проблемы сложения русских и других восточнославянских народов).
· Итак, что представляет собой этническая антропология как историческая дисциплина:
1. Формирование и поддержание биологической изменчивости (популяционных и расовых особенностей) тесно связано с ходом истории человечества. В связи с этим, справедливо обратное заключение - антропологический материал потенциально представляет большое значение для решения исторических проблем, и в особенности вопросов этногенеза.
2. Этническая антропология - это раздел антропологии, изучающий морфофизиологические особенности отдельных этнических общностей (этносов). Полученные в результате этих исследований материалы дают возможность выяснить родственные взаимоотношения между группами населения и историю их возникновения, а именно место, древность и последовательность этногенетических событий (этногенезов).
3. Исторически определившееся единство по языку, религии (или идеологии) и традициям (то есть чертам культуры в целом), а также территории и типу хозяйства характеризует этнические общности людей. Иначе говоря, этнос - объединение людей на основании общего самосознания, самоопределения (этнонима) и истории.
4. Часто, говоря о популяции и об этносе, мы имеем дело с одной и той же группой населения, имеющей общее происхождение и географическую локализацию (ареал). Это в свою очередь означает, что могут возникать устойчивые параллели между биологическими характеристиками группы (антропологическими признаками) и этническими определителями. Отмечаемые параллели не абсолютны, они определились исторически и также исторически нарушаются.
5. Этническая антропология - несомненно, полезная, но потенциально опасная область знания. Если вы видите, что автор пытается обосновать выявленную статистическую закономерность там, где она не имеет логичного научного обоснования, стоит задуматься над подлинными целями его работы.
6. Методическая последовательность и строгость являются теми положительными чертами, которые характеризуют отечественные работы в области этнической антропологии.
· Какого рода информацию предоставляет исследователям антропологический материал:
1. Будучи важнейшим источником исторических реконструкций, антропологический материал охватывает практически всю историю человечества. Строение тела, особенности черепа и скелета - полигенные признаки, устойчивые к изменению. Благодаря этому происхождение физического типа народов может быть прослежено через многие поколения людей - мы устанавливаем факт преемственности современного и древнего населения.
2. Наиболее важная функция антропологического материала как исторического источника - возможность фиксировать примесь инородных этнических элементов, то есть факт масштабной миграции населения. Появление новых элементов в языке и культуре совсем не обязательно свидетельствует о притоке нового населения. Возникновение же на данной территории нового антропологического комплекса почти однозначно говорит о приходе значительной массы нового населения.
3. Под автохтонным принято понимать, как правило, длительное развитие, происходящее в пределах ограниченного региона, без существенных влияний извне, то есть вариант развития в условиях отсутствия масштабных миграций и смешения (один из очевидных вариантов изоляции).
4. Специфичные антропологические черты могут формироваться в результате миграции, смешения или длительного автохтонного существования. Одним из механизмов их возникновения является действие т.н. генетико-автоматических процессов. Эффект этого явления определяется демографическими параметрами популяции (ее объемом, плотностью и долей населения, участвующего в репродуктивном процессе).
5. Дрейф генов - это случайные изменения частот генов (аллелей) в ряду поколений, происходящие как результат ошибки выборки гамет при скрещивании в небольших по численности популяциях (его наиболее частые варианты - т.н. эффект бутылочного горлышка и эффект основателя популяции).
6. Этнос, как правило, представлен группой из нескольких популяций, а отдельная популяция очень часто бывает полиэтничной, то есть может включать в свой состав локальные общности людей, осознающих себя как представителей отдельных этносов.
7. Этнический фактор способствует появлению устойчивых внутрипопуляционных барьеров, причем его действие часто опосредовано социальной организацией населения.
8. Структурированность популяции, т.е. ее подразделенность на более мелкие локальные группы, оказывает непосредственное влияние на антропологические особенности населения. Происходит это вне зависимости от принципа (этнический, социальный и т.п.), по которому устанавливаются внутрипопуляционные барьеры.
· В ходе изучения происхождения современного русского и восточнославянского населения антропологи пришли к ряду важных выводов:
o о гомогенности антропологического облика русских как населения, вписывающегося в картину изменчивости европеоидных типов;
o о существовании локальных (региональных) антропологических вариантов в составе этого населения, различия между которыми невелики, но весьма отчетливы;
o отметили факт единства средневекового славянского населения в целом (данным краниологии прослежена его близость его к древним балтам и явные отличия от германских народов);
o о том, что, начиная как минимум с савромато-сарматского времени, формируется антропологический пласт, вплоть до позднего средневековья определяющий особенности физического типа населения Восточной Европы;
· Кроме того, было установлено, что:
o антропологическая дифференциация средневекового восточнославянского населения в значительной мере отражает антропологический состав населения Восточной Европы до прихода славян;
o в эпоху позднего средневековья дисперсность (степень различия) антропологических черт в этом населении значительно ослабевает, что особенно четко проявляется в материалах по современному русскому населению;
o при этом, в целом, восточнославянское население остается более гетерогенным. Это обусловлено влиянием субстрата - того местного населения, ассимилируя которое, славяне поэтапно осваивали новые территории. Антропологические данные по древнейшим эпохам свидетельствуют о глубинных истоках этого субстрата на территории Восточной Европы.
Наконец, данные антропологии позволяют сделать заключение о существовании исходного антропологического единства славян, очертить примерные границы их исходного ареала (прародины), понять причины антропологического разнообразия населения на разных этапах его этнической истории с древнейших времен и до наших дней.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ
Основные закономерности онтогенеза человека
Биологический возраст и факторы, регулирующие развитие
Резюме
Наш рассказ о процессе развития человека, конечно, не закончен. С проявлением онтогенетической изменчивости и явлением биологического возраста мы столкнемся во всех последующих темах учебника. Пока подведем промежуточный итог:
Наиболее общее понятие биологии развития - онтогенез - представляет собой жизненный цикл от момента оплодотворения до наступления смерти. Это непрерывный процесс возрастного изменения организма - роста и развития.
Онтогенез можно рассматривать как процесс возникновения и преобразования различных особенностей организма (признаков и систем признаков). Под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды (модификаторов развития) в ходе роста и развития происходит реализация неповторимого генетического материала (генотипа) в его "внешнее" проявление (фенотип).
· С преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связаны все виды изменчивости биологических признаков человека.
o Развитие человека начинается с одной клетки (оплодотворенной зиготы), а дальнейшие преобразования можно разделить на четыре крупных морфогенетических события: гиперплазию (деление клеток); гипертрофию (рост клеток); детерминацию и дифференцировку клеток и морфогенез. Конечным результатом этих преобразований является образование клеточных систем - тканей, а также органов, их систем органов и организма в целом.
o К основным закономерностям процесса развития человека относятся непрерывность, постепенность, необратимость, цикличность, гетерохрония, чувствительность к эндо- и экзогенным воздействиям.
o Существенным аспектом является выраженный половой диморфизм развития.
o Динамика онтогенетического развития каждого человека неповторима (индивидуальна).
o Развитие человека характеризуется периодами активизации и торможения роста. Темпы роста ограничиваются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. Но их воздействие не выводит процессы развития за границы широкой нормы реакции, определенной наследственно.
При нормальном течении, процессы роста и развития четко направлены и способны к самостабилизации, благодаря действию большого числа разнородных регуляторных механизмов. Эти механизмы запускаются благодаря генной экспрессии. Любое ростовое изменение в организме так или иначе связано с характером генетической активности.
Непосредственным каналом реализации наследственной программы являются ферменты, гормоны и другие эндокринные факторы. Изменение уровня их секреции в течение онтогенеза представляет собой ведущий фактор регуляции темпов индивидуального развития.
На всех этапах онтогенеза организм человека остается целостной и открытой биологической системой. Действие регуляторов и факторов развития начинается еще до момента зачатия. Затем уже другие механизмы продолжают контролировать процесс развития в течение всего пренатального периода и постнатального онтогенеза, определяя экспрессию, действуя непосредственно на клеточном и тканевом уровне.
Многие из этих механизмов обладают свойством саморегуляции, и большинство представляют собой сложные межсистемные комплексы, которые сами образуются в ходе онтогенеза. Они запускают и контролируют развитие отдельных систем организма. Мы же получаем хорошую возможность структурировать этот непрерывный процесс на условные этапы (периоды онтогенеза), регуляция в пределах которых оказывается более или менее жестко обусловленной генетически (чувствительные периоды).
Хотя всё или почти всё замыкается в конце концов на генах, даже эндогенные регуляторы роста (та же нейроэндокринная система, призванная канализировать рост), оказываются во взаимодействии с широким спектром экзогенных условий ("шумов" развития), многие из которых имеют случайный характер. Реализация наследственной программы, происходящая в ходе индивидуального развития, в значительной степени попадает под влияние конкретных условий среды, в которой и протекает весь процесс. А ведь эти условия сами непрерывно изменяются.
В результате онтогенез представляет собой целостную и динамичную картину смены этапов, характеризующихся различными темпами роста. Каждый такой этап имеет свою возрастную норму реакции, обычно приближающуюся к среднегрупповой (популяционной) характеристике.
Об этой норме мы узнаем благодаря исследованию биологического возраста - фундаментального и многостороннего показателя темпов развития, отражающего уровень морфофункционального состояния организма на фоне популяционного стандарта.
По ускорению или, наоборот, замедлению темпов роста отдельных систем или всего организма в целом, то есть по степени его акселерированности или ретардированности, мы можем судить о нормальности хода индивидуального развития. А это, с одной стороны, прямой путь к контролю, профилактике и диагностике возможных отклонений, а с другой - возможность для более глубокого понимания причин биологической (и не только) изменчивости человека.
Темпы развития могут отличаться у представителей разных поколений одной популяции людей, и такие изменения неоднократно происходили в истории человечества (эпохальные тенденции изменения темпов развития).
· В течение полутора последних веков наблюдался процесс эпохальной акселерации. Этот процесс (секулярный тренд) затрагивает большинство параметров и систем организма на протяжении всего жизненного цикла.
· В последние десятилетия он стабилизировался и отмечена противоположенная тенденция (эпохальная ретардация или деселерация).
· Эпохальное изменение темпов роста и развития не сводится к равномерному увеличению или уменьшению всех показателей организма. Оно представляет собой изменение развития множества параметров организма, приводящее к изменению дефинитивного состояния. Явление можно описать, как разбалансировку системы регуляции онтогенеза.
· Эпохальный тренд - многофакторный и динамичный процесс, не сводимый к одной причине. В каждой конкретной человеческой популяции, помимо общих причин, определяющих эпохальный сдвиг, действует множество факторов, обуславливающих неравномерность его динамики.
· Эпохальные колебания темпов роста и развития человека представляет собой одно из проявлений микроэволюционного процесса, действующего в популяциях и их системах. Во многом благодаря этим изменениям определяется уровень межпопуляционной изменчивости биологических признаков человека.
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
Компоненты тела
Конституциональные схемы
Функциональные (физиологические) аспекты
Конституция и медицина
Резюме
1. Человеку присущ особый вид изменчивости, отражающий потенциал взаимоотношений организма со средой - конституциональная изменчивость.
2. Конституциональная изменчивость непрерывна по всем своим параметрам, но существующие конституциональные схемы отражают ее в виде условных дискретных типов и призваны упростить картину непрерывности изменчивости.
3. Конституциональные различия, помимо прочих причин, имеют реальную генетическую основу. Они обусловлены особенностями хода процесса роста и развития организма, половым диморфизмом и пр.
4. Внешние проявления конституции являются лишь одной ее стороной. Существуют крайне разнообразные функциональные, главным образом, биохимические конституциональные признаки, которые также можно систематизировать.
5. Связь психологических признаков с морфологическими и функциональными существует, однако имеет скорее характер тенденции, проявляющейся в крайних (часто патологических) вариантах.
6. Конституциональные признаки имеют адаптивную ценность, что проявляется также и в неодинаковых рисках заболеваний для разных конституциональных типов в разных условиях.
7. Не существует вредных и полезных конституций, существуют разные конституции. Положительные или отрицательные качества (риски) тех или иных конституциональных типов проявляются только в определенных условиях среды.
l
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Экологическое направление науки о человеке
Гипотеза адаптивных типов
Реконструкция прошлого: историческая экология
Резюме
Задачей антропоэкологии является исследование приспособительной изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с использованием антропологических методов (рассматривается система "человек-культура-среда").
Под влиянием меняющейся естественной среды в ходе длительного расселения, человеческие популяции приобретают свойства, делающие их более приспособленными к тем или иным географическим условиям жизни. Приспособление осуществляется не только с помощью культурных усовершенствований, но и в результате перестроек функциональных и структурных систем организма.
Любые подобные приспособительные черты (биологического и небиологического порядка), возникшие естественным образом или специально выработанные для успешного существования в данных условиях, называют приспособительными, или адаптивными, изменениями. Вся та доля биологической изменчивости, которая может быть ассоциирована с конкретными экологическими факторами и имеет значение для выживаемости человека, может быть названа экологической, или приспособительной, изменчивостью.
Таким образом, взаимодействие в системе "организм-среда" выстраивается в последовательную схему: изменение экзогенных факторов среды —> приспособление к новым условиям —> экологическая изменчивость.
· При этом важно помнить, что под приспособлением (адаптацией) понимается:
o сам процесс, в ходе которого организм приспосабливается к условиям окружающей среды (адаптация = процесс приспособления);
o степень достигнутого приспособления (адаптация = результат приспособления);
o стратегия выживания, направленная на решение "задач", которые ставит перед организмом среда (адаптация = стратегия выживания).
Приспособление может быть генетически детерминированным явлением, возникающим в ходе естественного отбора по данному ведущему фактору - это т.н. генотипическая адаптация, связанная с "направленным" изменением генных частот в популяции (адаптация ~ отбор, ведущий к изменению наследственной нормы реакции).
Другой вариант приспособления связан с быстрой фенотипической или поведенческой реакцией, возникающей в ответ на тот же фактор в течение короткого времени (адаптацией на уровне фенотипа). Такие индивидуальные изменения никак не затрагивают частоту того гена, который связан с развитием данного адаптивного признака. Механизм развития таких изменений можно описать, используя концепцию физиологического стресса, а частный пример этого явления представляет акклиматизация.
Можно выделить два соподчиненных между собой уровня адаптации: биологический и социальный (небиологический). Процесс биологической адаптации человека находится в постоянном взаимодействии с изменениями в культурной и социальной сфере, а для каждой конкретной группы человека значение того или иного составляющего элемента общего процесса различно. Чаще всего культурные системы сглаживают давление окружающей среды на организм человека, но они же могут многократно усиливать существующий стресс или продуцировать новые типы стресса.
Степень приспособленности - достаточно относительная характеристика, всегда относящаяся к конкретной ситуации. Адаптация всегда конкретна, но ее невозможно описать словами "хорошо" или "плохо". Организм или популяция могут быть лишь более или менее приспособленными к конкретному сочетанию факторов по сравнению с другими организмами или группами, тот признак, который не выглядит в данный момент адаптивным, может стать таковым в других условиях среды, и наоборот. Идеальной (абсолютной) адаптации, как и адаптивно совершенных организмов, не существует.
В результате изучения закономерности географического распределения множества антропологических признаков, было введено понятие об адаптивном типе человека как норме биологической реакции на комплекс условий окружающей среды, возникающей независимо в сходных условиях, и в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически. Достаточно четко выделяются несколько таких устойчивых комплексов (арктический тип, континентальный тип, умеренный тип, аридный тип, тропический тип и высокогорный тип).
Тенденции и черты адаптивной изменчивости человека находят близкие аналогии в закономерности приспособления различных видов животных.
Судя по географической приуроченности, адаптивные типы формировались на протяжении всей истории человечества, а разнообразие популяций значительно возрастало по мере расширения нашего видового ареала. Наиболее древним является, видимо, тропический адаптивный комплекс, а все остальные могут рассматриваться как дочерние по отношению к нему. Изучением истории адаптации человека занимается т.н. историческая антропоэкология. Это направление посвящено изучению образа жизни и динамики адаптивных процессов у человека и его эволюционных предшественников. Оно включает в себя исследования в области палеодемографии, палеопатологии, скелетной морфологии и изучение микроэлементного состава ископаемых останков человека.
Итак, адаптивность - свойство человеческого вида. Приспособительные реакции проявляются на протяжении всей нашей истории. Благодаря этому свойству человек смог освоить всю ойкумену. Для ранних стадий становления человечества воздействие географической среды носило более жесткий характер, но по мере развития социальной жизни и хозяйственно-культурной деятельности давление естественных условий обитания "смягчалось". Тем не менее, в настоящий момент очевидно, что без постоянно происходящих адаптивных изменений человеческие популяции не могут успешно освоить разнообразные экологические регионы Земли. Наша биологическая эволюция продолжается.
– Конец работы –
Используемые теги: Ученым, советом, ВЕИП0.056
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ученым советом ВЕИП
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов