Иоханес ИТТЕН ИССКУССТВО ЦВЕТА - раздел Образование,
Иоханес Иттен Исскусство Цвета
...
Иоханес ИТТЕН ИССКУССТВО ЦВЕТА
Психофизиологическая реальность цвета и есть именно то, что я называю цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают… Если тема произведения идёт от первого эмоционального толчка, то и весь…
Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных… Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и… Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в…
Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем… жёлтый + красный = оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим… Гёте, Бецольд, Шеврёль и Хёльцель указывали на смысловое значение различных… 1. Контраст цветовых сопоставлений
Также как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно… При изменении яркости цвета цветовой контраст получает множество совершенно… Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в…
Серый цвет может быть получен при смешении чёрного и белого или жёлтого, красного, синего и белого, или любой другой пары дополнительных цветов.… На рис. 11 показано развитие композиции из светлых и тёмных тонов,… В европейском и восточно‑азиатском искусстве мы находим много произведений, которые построены исключительно на…
холодный – тёплый
теневой – солнечный
прозрачный – непрозрачный
жёлтый – фиолетовый
жёлто‑оранжевый – сине‑фиолетовый
оранжевый – синий
Рис. 31…36 демонстрируют этот опыт несколько иным способом. В каждый их шести квадратов, окрашенных в чистые цвета, помещено по маленькому квадрату…
Среди пигментных цветов мы также имеем цвета максимальной насыщенности. В связи с этим мы советуем обратить внимание на рис. 15, который выявляет… Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного… Если в какой‑либо смеси участвуют все три цвета «первого порядка», то полученный цвет будет отличаться слабым,…
Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения… Гёте установил для этой цели простые числовые соотношения, очень удобные в… жёлтый: 9
Треугольники. Каждую сторону равностороннего треугольника мы делим на три равные части и соединяем полученные точки линиями, параллельными сторонам… Квадраты. В четырех углах схемы, состоящей из 25 квадратов, поместим белый,… Цветовые тона взятых нами треугольника и квадрата образуют замкнутую единую систему тонов, которые являются между…
На поверхность шара мы наносим шесть параллелей, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга и образующих семь зон, и перпендикулярно к… На рис. 49 мы видим общую поверхность цветового шара. В её экваториальной зоне… Если же мы хотим понять, что происходит внутри шара, то должны произвести его рассечение. На рис. 51 даётся…
В двенадцатичастный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться… С помощью треугольника, который как основная фигура комбинируется с белым и…
Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата.… В целом можно сказать, что квадрат – это символ неподвижной материи,… Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого – это будет трапеция,…
Когда шесть цветов – желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зелёный расположены на чёрном фоне один возле другого без интервалов, то… Жёлтый, красно‑оранжевый и синий на чёрном фоне имеют следующую картину… Все светлые тона на чёрном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлости. На белом фоне…
Симптоматично, что в наше время, при неопределённой ориентации художественных школ, приходится дискутировать о необходимости изучения натуры. Под её… Каждый художник в соответствии со своими наклонностями должен определить для… Рассмотрим теперь проблему цвета в природе. С позиций физики все предметы сами по себе цвета не имеют. Когда белый…
Мне как‑то была рассказана следующая история. Один деловой человек пригласил на ужин целую компанию дам и мужчин. Входящих в дом гостей… Глубокая синева моря и далёких гор очаровывает нас. Тот же самый цвет во… Краснота лица выдает ярость или лихорадку, синеватый, зеленоватый или желтоватый его цвет говорят о болезненном…
Сказать в просторечии «увидеть свет», означало понять скрытую прежде правду. Говоря о каком‑нибудь человеке, что у него «светлая голова», мы… Затуманенная правда – это больная правда, неправда вообще. Поэтому тусклый… Когда жёлтый цвет наложен на оранжевый, то он производит впечатление очищенного светло‑оранжевого тона. Оба…
Красно‑оранжевый цвет плотен и непрозрачен, но так ярок, словно наполнен внутренним жаром. Теплота красного цвета повышается в… Красно‑оранжевый свет благотворно влияет на рост растений и усиливает… Знамена революций были также окрашены в красно‑оранжевый цвет. В этом цвете пылает жар страстной физической…
Синий.
Чистым синим цветом называют цвет, в котором нет ни желтоватых, ни красноватых оттенков. Если красный всегда активен, то синий всегда пассивен, если относиться к нему сточки зрения материального пространства. Сточки зрения духовной нематериальности синий, наоборот, производит активное впечатление, а красный цвет – пассивное. Всё дело здесь заключается в «направлении взгляда».
Синий цвет всегда холодный, красный всегда тёплый. Синий цвет словно сжат и сосредоточен в себе, он интровертен. И если красный подчинён крови, то синий подчинён нервам. Люди, которые в своих субъективных цветовых предпочтениях тяготеют к синим тонам, в большинстве отличаются бледным цветом лица и слабым кровообращением. Зато их нервная система выносливее. Синий цвет обладает мощью, подобной силам природы зимой, когда всё, скрытое в темноте и тишине, копит энергию для зарождения и роста. Синий всегда производит впечатление тени, а в зените своего великолепия стремится к темноте. Синий – это неуловимое ничто, которое всё же постоянно присутствует как прозрачная атмосфера. В земной атмосфере синий цвет разлит, начиная от светлейшей небесной лазури до глубочайшей синей черноты ночного неба. Синий привлекает нас трепетностью веры в бесконечную духовность. Для нас синий цвет – символ веры, как для китайцев он – символ бессмертия.
Когда синий затенён, то его тусклый цвет вызывает в нас чувство суеверия, боязни, ощущение потерянности и печали, но вместе с тем этот цвет всегда указывает путь к сверхчувственно‑духовному, трансцендентному.
На рис. 68…71 показаны изменения впечатлений, которые производит синий цвет в зависимости от цветового окружения. Если синий цвет дан на жёлтом, то он кажется очень тёмным и потерявшим свою яркость. Там, где господствует ясный интеллект, там вера кажется тупой и тёмной. Когда синий цвет осветлён до светлоты жёлтого цвета, он излучает холодный свет. Его прозрачность превращает жёлтый в плотный материальный тон. Синий на чёрном фоне светится в полной своей чистоте и силе. Там, где господствует чёрное невежество, синий цвет чистой веры сияет подобно далёкому свету. Если мы поместим синий на лиловом фоне, то он покажется отчуждённым, пустым и бессильным. Лиловый отнимает у него значимость большой материальной силы, «осуществляющей веру». Когда лиловый становится более тёмным, к синему возвращается его блеск. На тёмно‑коричневом (тускло‑оранжевом) синий возбуждается до сильной вибрации, а рядом с коричневым цветом, как симультанном к нему, он обретает живую силу, а считавшийся «мёртвым» коричневый начинает праздновать своё воскрешение. На красно‑оранжевом фоне синий сохраняет свою тёмную силу, которая находит себе выход в ярком излучении. Здесь синий цвет утверждает и оправдывает себя в своей странной нереальности. Синий на фоне спокойного зелёного цвета приобретает сильный красноватый оттенок. И только благодаря подобной склонности спасается от парализующей насыщенности зелёного цвета, сохраняя при этом своё живое воздействие. Синий, склонный по своей природе к выражению уединения, тихого смирения и глубокой веры, часто используется в картинах, изображающих Благовещение.
Жёлтый: фиолетовый = ясное познание: тёмное, эмоциональное благочестие.
Синий: оранжевый = смиренная вера: гордое самосознание.
Красный: зелёный = материальная сила: сочувствие.
В разделе, посвящённом цветовым созвучиям, уже говорилось о возможностях создания гармоничной композиции. При рассмотрении выразительных свойств… Чем дальше по цветовому кругу один цвет удалён от другого, тем сильнее они… В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции…
Новости и инфо для студентов