рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

УРОК 1. Рисуем линии.

УРОК 1. Рисуем линии. - раздел Образование, Урок 1. Рисуем Линии. ...

УРОК 1. Рисуем линии.

Рисунок должен распологаться под прямым углом к центральному лучу зрения. - Нужно правильно держать в руке карандаш, он держится не так, как пишущий держит ручку. - Проверяем подвижность правой руки на момент начала курса занятий. - Линия - язык рисунка. Рисуем линии. - Рисуем круг, определяем на глаз его центр, делим круг на четыре сектора и заполняем каждый сектор линиями до получения сплошного пятна.

Для первого урока нам потребуется лист любой чистой бумаги, карандаш, можно фломастер или шариковая ручка. Желательно, сесть поближе к окну и чтобы свет падал слева. Освещение должно быть достаточным, чтобы не напрягать зрение, и в то же время нельзя, чтобы солнечные лучи падали на бумагу, отражаясь, свет будет ослеплять. Можно включить лёгкую музыку.

Неопытные начинающие художники, обычно располагаются за столом, на котором горизонтально лежит бумага. Это не правильно, и я убедительно прошу, мой друг, никогда не работать в таком положении. Дело в том, что рисунок должен располагаться под прямым углом к центральному лучу зрения. Только при таком положении можно видеть рисунок правильно, без искажений. Я думаю, со временем у тебя будет мольберт, это специальный стол для рисования, позволяющий менять наклон рабочей плоскости. А пока, надо из подручных средств соорудить наклонную плоскость и прикрепить к ней лист бумаги.

Нужно сразу научиться правильно, держать в руке карандаш, он держится не так, как пишущий держит ручку. Рисующий должен держать карандаш так, чтобы большой палец руки находился сверху, а снизу карандаш придерживался остальными пальцами, при этом мизинец, практически бездействует. Вначале это положение покажется тебе неудобным, но, освоившись, ты быстро оценишь все преимущества такого приёма. Это позволяет художнику держать руку вытянутой без всякого напряжения и проводить уверенные линии. Пальцы руки под карандашом слегка согнуты. Держится карандаш, в основном, большим, указательным и средним пальцами, остальные пальцы только слегка его придерживают. Карандаш должен находиться во время рисования под острым углом к бумаге, тогда он легко скользит по ней, оставляя лёгкую линию. В таком положении происходит самозатачивание стержня карандаша, и он всегда остаётся острым.

А сейчас, мой друг, приготовились, прикрепили бумагу на плоскости, установленной примерно под 45 градусов. Удобно расположились на расстоянии вытянутой руки. Взяли и держим правильно карандаш, большой палец сверху, остальные под карандашом. Точка, в которой мы держим карандаш, находится, примерно, в трёх сантиметрах от острия. Отлично.

Сделаем в таком положении маленькую гимнастику для правой руки: повращаем вытянутую руку, вместе с карандашом вправо-влево, вправо-влево 10 – 15 раз. Передохнем и сделаем, столько же раз вращательные движения, теперь уже только кистью руки. Можно добавить упражнения для рук из своего любимого гимнастического комплекса.

Такую гимнастику и для обеих рук, необходимо проводить перед каждым занятием рисования, пока твёрдость и подвижность рук не восстановятся до нужного для художника состояния.

Проверим подвижность правой руки на момент начала нашего курса занятий. Для этого на прикреплённом листе бумаги определим на глаз, какого размера может уместиться окружность и где будет её нижняя точка. Попробуем нарисовать окружность, или то, что у нас получится, вращением руки, не отрываясь от бумаги, с левого нижнего положения, до правого, максимально нижнего положения намеченной окружности.

Если начальная точка, полученной фигуры, похожей на окружность, слева внизу и конечная точка справа внизу, находятся на расстоянии двух сантиметров и менее, то есть – круг почти замкнулся, я поздравляю тебя, мой друг, подвижность руки хорошо сохранилась. Те, у кого результат получился хуже, не расстраивайтесь, занимаясь с нами, уже через 10 уроков, если вы проделаете это же упражнение и сравните его с сегодняшним рисунком, вы увидите свои успехи.

Правильно будет начать занятия по рисунку с выполнения упражнения по рисованию линий. Линия это язык рисунка. Линии могут быть лёгкие, тонкие, изящные и весёлые или толстые, жёсткие, колючие. С их помощью можно передать различные настроения. Всё зависит от нажатия на карандаш (перо, кисть) и эмоционального состояния художника.

Продолжим начатый рисунок и попробуем, полученную фигуру привести ближе к окружности. Не стирая нарисованной линии, будем рисовать линии рядом, пока не получим правильную окружность. На глаз определим центр нашей окружности и поставим точку. Из этой точки проведём линии – радиусы вверх, вниз, вправо, влево. Таким образом, мы разделим круг на четыре части. Не спеша, заполним такими же линиями – радиусами все четыре сектора круга. Там, где линии, покажутся вам редко расположенными, добавьте, проведя дополнительные линии от окружности к центру. Заполняйте линиями круг до тех пор, пока все линии не сольются в одно сплошное пятно. Отлично, мой друг, я поздравляю тебя с положенным началом творческого периода.

Для дальнейших занятий необходимо приобрести мольберт, специальную бумагу для рисования и обыкновенные простые карандаши различной мягкости, от В до 6В. Чаще всего будут использоваться карандаши средней мягкости. Резинкой для стирания, пока пользоваться не рекомендую.

А ещё советую завести специальную папку для своих работ и сохранять в ней все рисунки, чтобы можно было видеть и самому оценить свои успехи. Не сомневайся, успехи будут, и будут соответствовать приложенным терпению и усилиям. Из этой папки, в конце учёбы, отберём работы на выставку, на которую пригласим своих друзей.
Проделанное упражнение желательно повторить несколько раз, каждый последующий рисунок будет получаться всё лучше и лучше. Желаю успехов.

УРОК 2. Штриховка и тушёвка.

Рисунок является основой всех видов искусства. - Учимся делить линии на равные отрезки без помощи линейки. - Делим лист на 16 равных прямоугольников не прибегая к помощи линейки. - Штриховка лёгкими, тонкими параллельными линиями под углом, примерно, 45 градусов. - Тушёвка. Что это такое?

Основой всех видов искусства, является рисунок. Это самый древний вид изобразительного искусства. Первобытный человек при помощи острого предмета процарапывал изображения, украшая, таким образом, своё жилище, предметы труда и быта.

Основанием для выполнения рисунка, в разное время, служили глиняные дощечки, папирус, пергамент позднеее деревянные дощечки. Первые рисунки на бумаге появились в ХIV веке. Инструментом для рисования служили металлические грифели (штифты) из свинца и серебра, дающие достаточно чёткие и мягкие линии. Рисунки, выполненные серебряными штифтами, с течением времени, приобретали коричневый оттенок. С открытием в Англии месторождения графита в ХVI веке появились графитовые карандаши.

Чтобы изображать окружающие нас предметы и природу, создавать картины, моделировать красивую одежду надо, прежде всего, научиться рисовать. Все известные художники прошлого и настоящего являются, в первую очередь, хорошими рисовальщиками. Рисование, это такая же точная наука, как и математика. Здесь есть свои законы пропорций и перспективы, света и тени, пластической анатомии. Есть свои приёмы передачи формы и объёма, освещённости. Есть классические приёмы рисования, их называют ещё академическим рисунком, освоить которые, в той или иной форме, может каждый желающий, так же, как и таблицу умножения. Сложившиеся же художники имеют каждый свой "почерк", который выделяет их картины, среди работ других художников.

Сегодня мы продолжим наши упражнения по рисованию линий. Попробуем делить линии без помощи линейки на равные отрезки, опробируем штриховку поверхностей от руки и тушёвку.
Штрихами называют короткие линии-чёрточки, при помощи которых художник передаёт тональность при выявлении формы и освещённости предмета. Штриховка - это покрытие плоскости от руки параллельными линиями (штрихами). Она может быть сплошной, когда линии сливаются друг с другом или с промежутками, может накладываться в виде сеточки, наноситься прямыми линиями или узогнутыми по форме изображаемого предмета, например шара.
Тушёвка - сплошное покрытия пятна одним тоном. Для получения более тёмного тона, поверхность затушёвывается за несколько раз мягким карандашом под острым углом к бумаге, усиливать нажим карандаша нельзя, так как при этом образуются штрихи.

Надеюсь, мой друг, что ко второму занятию ты продумал, как правильно оборудовать своё рабочее место. Если мольберта ещё нет, возьмём любую плоскость размером, примерно, 40х50см., разместим наклонно у окна и прикрепим бумагу для рисования, формат листа для первых уроков берём 20х30см. или30х40см.. Специальная бумага для рисования имеет с одной стороны более гладкую поверхность, на ней хорошо делать рисунки пером и тушью, а с другой стороны более шероховатую, на такую поверхность хорошо ложится карандаш. Вот на более шероховатой поверхности мы и будем рисовать. При выполнении русунка, вначале пользуются карандашами средней твёрдости, а заканчивается рисунок мягкими карандашами. Это означает, что для занятий нужно приготовить несколько хорошо заточенных карандашей различной мягкости.

Проведём маленькую гимнастику для рук и правильно возьмём карандаш. Плоскость, на которой прикреплён лист, расположена на расстоянии вытянутой руки. Отступим от края листа в верху и в низу, примерно, на один сантиметр и проведём линии, не отрывая карандаша от бумаги без линейки, с лева на право, параллельно краю листа. С левой стороны листа проведём такую же линию с верху в низ, а с правой стороны с низу в верх. Подрисуем наши линии, полюбуемся на рамку, которую мы нарисовали без линейки и разделим верхнию и нижнию линии рамки, на глаз, пополам, поставим в этом месте точку. Каждую половину линии разделим ещё раз пополам. Верхняя и нижняя линии рамки разделены на четыре равных отрезка. Разделим теперь наш лист по вертикали на четыре равные полосы, соединив линиями без линейки соответствующие точки, которые мы поставили в верху и в низу листа. Далее на глаз, без линейки делим пополам вертикальные линии нашей рамки с права и с лева и каждую половину ещё раз делим пополам. У нас так же получается на каждой вертикальной линии рамки по четыре равных отрезка, только большего размера. Соединяем точки горизонтальными линиями, проводя их с лева на право, не отрывая карандаш от бумаги. Поправляем неровности линий лёгкими штрихами и у нас на листе в рамке получается 16 равных прямоугольников.

 

Каждый из нарисованных прямоугольников нужно заштриховать. Начинаем с верхнего левого угла, проводя лёгкие тонкие параллельные линии примерно под углом 45 градусов в пределах первого прямоугольника карандашом средней мягкости. Расстояние между линиями-штрихами, примерно, 2-3мм. Заштриховываем, таким образом, все 16 прямоугольников. Старайтесь работать в пределах границ прямоугольника, но по началу, линии будут переползать все границы и это нормально.
Второй этап штриховки мы начнём со второго ряда и точно так же пройдёмся последовательно с 5 по 16 прямоугольник, проводя штрихи между линиями первоначальной штриховки.
Далее возьмём более мягкий карандаш и начнём штриховку с третьего ряда. Поменяем направление штриховки с лева -в право, у нас получится, таким образом, сеточка из линий. Так же заштрихуем четвёртый ряд.

Закончим наше упражнение тушёвкой. Пройдёмся по нашему нижнему ряду прямоугольников в двух направлениях штрихами, которые будут сливаться или почти сливаться друг с другом. А ещё возьмём и разотрём линии кусочком ваты, намотав на спичку.
Старые мастера делают для этих целей специальные "растушёвки" из замши или мягкой кожи. Замша вырезается по форме трапеции, размеры основания, примерно, 10см. и 6см., высота 6см.. Намазывается с гладкой стороны клеем для кожи плоскость заштрихованного квадрата. После этого туго закатывается в валик, начиная с большой стороны трапеции и перевязывается. После высыхания заострённые концы валика шлифуются на наждачной бумаге. Такой "растушёвки" хватит для работы на много лет.
Упражнение по штриховке и тушёвке необходимо повторить несколько раз.
Желаю, мой друг, успехов.

УРОК 3. Развиваем глазомер.

Художественное творчество первобытной эпохи послужило основой для развития мирового искусства. - Проверяем глазомер. - Рисуем, а не чертим под линейку. - Совершенствуем навыки штриховки в пределах ограниченной полосы. - С целью развития глазомера и навыка штриховки, повторяем данное упражнение несколько раз.

Самым длительным периодом в истории человечества была эпоха первобытнообщинного строя. Сведения о культуре этого периода, наука черпает из археологических раскопок, найденных предметов быта и орудий труда, первых сооружений для жилья. Большую информацию содержат наскальные рисунки и росписи, сделанные первобытным человеком. Именно "художники" этого периода стали основоположниками всех видов изобразительного искусства: графики (контурные наскальные рисунки), живописи (цветные изображения, выполненные минеральными красками),скульптуры (фигуры, высеченные из камня), декорaтивно - прикладного искусства (рельефы, выполненные по камню, резьба по кости).

Художественное творчество с самого начала, как бы концентрировало в себе некое, свойственное только человеку духовное начало, его стремление к красоте к постоянному самосовершенствованию. С течением тысячелетий совершенствовалась техника исполнения. Если ранние произведения первобытного искусства были схематичными и примитивными то в поздний период первобытного общества развивались уже художественные ремёсла: изготавливались золотые и серебряные украшения, изделия из бронзы. Получает широкое развитие орнамент, им украшались глиняные бытовые предметы, изделия из кости. К концу первобытной эпохи (3-2 тысячилетия до новой эры) появляются первые архитектурные сооружения - крепости. Чаще всего это были укреплённые строения из грубо отёсанных камней. А в Европе (в 1 тысячелетии до новой эры) начинается строительство городищ, они представляли собой поселения, укреплённые земляными валами, бревёнчатыми оградами и рвами. Художественное творчество первобытной эпохи послужило основой для развития мирового искусства.

И мы, мой друг, продолжим наши уроки самосовершенствования.
Приготовились: лист закреплён по вертикали, карандаш держим правильно. Тогда попробуем найти центр на нашем листе бумаги и поставить там жирную точку. Далее проверим наш глазомер. Проведём на глаз от руки прямую линию с левого нижнего угла в правый верхний угол листа, то есть по диагонали и соответственно с левого верхнего в правый нижний угол. Если линии получились не ровные, что совершенно естественно, не огорчайся, мой друг, и попробуй, не стирая первую линию, провести ещё одну линию и ещё одну, пока не увидишь, что линии близки к истинным диагоналям листа. Теперь посмотри, насколько точка пересечения диагоналей совпадает с точкой, поставленной в начале, и оцени свой глазомер... Если оценка оказалась не высокой, не переживай, мы продолжим упражнения по рисованию прямых линий и делению их на равные отрезки без помощи линейки. Такие занятия будут способствовать развитию глазомера.
Продолжая рисунок, попробуем разделить на глаз каждую половину диагонали пополам, а затем каждую четвёртую часть ещё раз пополам. Таким образом, у нас каждая диагональ будет разделена на восемь равных частей. Попробуем теперь соединить линиями, без линейки, полученные точки на диагоналях. Линии пройдут параллельно краям листа и у нас получится три прямоугольника на диагоналях нашего листа. Усложним упражнение и нарисуем ещё четыре прямоугольника, разделяя расстояние между каждыми двумя параллельными линиями пополам и нарисуем самый маленький прямоугольник в центре листа. Далее проверим наши способности в штриховке и заштрихуем, легко держа карандаш, первую полоску вдоль краёв листа по периметру. Пропустим следующую полоску и заштрихуем третью, пятую и седьмую полосы по периметру прямоугольников.Приближаясь к центру штриховку, будем усиливать, переходя на более мягкий карандаш и штриховкой в разных направлениях, в виде сеточки.
Как видиш, получилась красивая картинка и совсем не сложно рисовать.
Попробуй, мой друг, нарисовать на другом листе бумаги квадрат и проделать всё в том же порядке, что мы с тобой только что проделали. Рисунок будет напоминать вид с верху древних пирамид. Упражнение это нужно повторить несколько раз, хотя бы для того, что бы убедиться, что каждый последующий рисунок получается лучше предыдущего.
Такиеупражнения, помимо развития глазомера и навыка проведения прямых линий, способствуют укреплению мышц руки, сосредоточению и улучшению координации движений.Особенно это полезно тем, у кого уже проявляются дрожание рук и нарушение координации движений.

 

Полезно рисовать и тем, кто занят однообразной работой. Нужно положить рядом небольшой альбом для рисования и во время перерывов в работе учиться рисовать, как говорят, совместить полезное с приятным. Приобретя некоторые познания и навыки в рисовании, вы будете делать с натуры интересные зарисовки всего, что вас окружает. Это сделает монотонную работу на много интереснее, вы начнёте замечать то, на что раньше не обращали внимания, в рабочей обстановке появится элемент юмора. Производительность вашего труда от этого только увеличится.

Многие выдающиеся люди в разных областях, не связанных с изобразительным искусством, рисовали с большим увлечением, и это помогало им в основной работе делать важные открытия, изобретения или просто совершенствовать какой-то процесс. А французский философ- материалист Д.Дидро утверждал, что "страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат писать, превзошла бы все остальные страны во всех искусствах".

УРОК 4. Познаём форму предметов.

Все предметы, окружающие нас трёхмерны. - Продолжаем развивать глазомер и рисовать прямые линии. - Геометрические фигуры и геометрические тела, для начала рисуем по сетке. - Первый объёмный рисунок куба, пирамиды, цилиндра.

Для того чтобы научиться рисовать предметы с натуры, необходимо правильно представлять их форму и объём. Под формой предмета мы понимаем геометрический вид его внешнего очертания. Объём предмета представляется его трёхмерным измерением, все предметы имеют ширину, длину и высоту.
Оглянувшись вокруг, мы увидем, что нас окружают объёмные предметы, даже лист бумаги имеет свою толщину. И в то же время отдельные плоскости объёмных предметов, представляют собой всё те же плоские геометрические фигуры, которые мы знаем ещё с уроков геометрии: квадрат, круг, треугодьник, трапеция и др. А сама конструкция любого объёмного предмета состоит из геометрических тел, таких как куб, шар, цилиндр, конус и др.

Наблюдая окружающие нас предметы, нужно учиться анализировать их геометрическую конструкцию. Например, форму бутылки можно представить в виде цилиндра и усечённого конуса.
Чтобы рисовать с натуры, необходимо научиться правильно изображать геометрические фигуры и геометрические тела в пространстве. Видимая форма предмета меняется в зависимости от того, с какой точки на него смотреть. Если взять горизонтально расположенную книгу и установить её на уровне линии глаз, то мы будем видеть только её переплёт.
Форма предмета познаётся легче, если рисуя, стараться представить его себе прозрачным, словно он сделан из стекла.
Сегодня мы продолжим развивать свой глазомер и рисовать прямые линии без линейки, а ещё будем рисовать геометрические фигуры и геометрические тела.
Для начала попробуем рисовать по сетке из клеточек, так будет легче воспроизводить форму геометрических фигур.
Берём стандартный лист бумаги для рисования 30Х40см. и прикрепляем на наклонной плоскости по горизонтали. Из этого чистого листа бумаги нам нужно получить лист в клеточку, размер клеток 1Х1см.. Вот мы и нарисуем тонкими линиями и, конечно же, без линейки сетку из горизонтальных и вертикальных линий. А чтобы было легче рисовать такую сетку, вначале вдоль краёв бумаги поставим точки через один сантиметр на глаз, а затем соединим точки от руки, то есть без линейки, проводя горизонтальные и вертикальные линии. Работа трудная, но надо помнить, что этим мы тренируем глаз и руку. Выполняем не спеша, отдыхая и оценивая свою работу через каждые 5 линий. То, что получится, трудно будет назвать листом в клеточку, скорее это будет лист в "пьяную" клеточку, но это нормально для начинающих. Ничего не стирая подправляем тонкими линиями те места, которые нам не очень нравятся и продолжаем рисовать.
Разделим лист зрительно на 4 равные части и в каждой нарисуем по одной геометрической фигуре: квадрат, треугольник, круг и фигуру в виде перевёрнутой буквы Г, на основании которых нарисуем геометрические тела: куб, призму, цилиндр и объёмную перевёрнутую букву Г.
В левой верхней части листа нарисуем квадрат 6Х6см. по клеточкам. Из каждой точки пересечения линий квадрата (из каждого угла) проведём диагональ через две клеточку вправо. Соединив концы диагоналей, мы получим ещё один квадрат, а в целом это будет уже куб. Представим, что свет падает на наш куб слева, тогда правая грань куба будет в тени. Заштрихуем эту грань равномерно тонкими штрихами, можно в двух направлениях. Усилим более мягким карандашом все видимые линии куба, заодно исправим наши ошибки. Линии клеточек на верхней и передней гранях куба легко удалим мягкой резинкой, чтобы их не было видно. И так, мы получили первый объёмный рисунок, поздравляю тебя мой друг.

В правой верхней части листа нарисуем треугольник, основание и высота которого равны 6 клеточкам. Из каждой точки пересечения линий треугольника проведём диагонали вправо на две клеточки. Соединив концы диагоналей, мы получим ещё один треугольник, а в целом это будет призма. Усилим видемые линии и заштрихуем бокоаую грань.
В левой части листа снизу, в квадрате 6Х6см. нарисуем круг. Сдвинем плоскость квадрата по диагонали вправо на 2 клеточки и нарисуем ещё один круг. Соединив крайние точки двух кругов линиями, мы получим цилиндр. Усилим видимые линии цилиндра, затушуем линии клеточек на его поверхности и нанесём штриховку в предпологаемом месте тени.
В четвёртой части листа нарисуем геометрическую фигуру в виде перевёрнутой буквы "Г" и проделаем всё то же, что мы делали: проведём из каждого угла фигуры диагонали и т.д..
На другом листе бумаги, мой друг, ты можеш нарисовать дом из двух геометрических тел куба и треугольной призмы, но постарайся сделать это уже без вспомогательной сетки.
На следующем занятии нам потребуется любой бытовой предмет, имеющий форму куба.
Желаю успехов.

 

Начало формы

Линейный рисунок куба

В этом уроке, состоящем из двух частей, вы научитесь передавать объем предметов. Все окружающие нас вещи, которые мы хотели бы нарисовать, какими бы сложными по форме они нам не казались, всегда можно схематически представить с помощью простых геометрических фигур, таких как куб, цилиндр, шар. Поэтому, нужно понять, как правильно строить эти простейшие фигуры, и в рисовании более сложных фигур проблем не будет.

Для начала нужно построить куб.

Давайте рассмотрим иллюстрацию ниже. Точка F на рисунке – точка схода. Тут показано фронтальное положение куба в трех возможных случаях:

Когда линия горизонта пересекает куб – это значит куб находится на уровне глаз.

Когда он находится ниже линии горизонта – мы смотрим на куб прямо и немного сверху

Когда куб находится над линией горизонта – мы смотрим прямо и снизу.

Вот всех этих случаях вся передняя грань куба находится на одинаковом расстоянии от наших глаз, поэтому она не изменится в перспективе. Чтобы построить куб во всех этих положениях, достаточно построить переднюю грань, провести линии из четырех углов в точку схода, отложить на этих линиях верхние и нижние ребра и соединить их между собой.

На рисунке 1 видно, что когда куб расположен на линии горизонта, его передние боковые ребра не искажаются, а задние ребра кажутся короче передних, из-за этого верхние и нижние ребра, уходящие в глубину, кажутся не параллельными, и продлив их до линии горизонта, мы получим точку схода.

Если куб поставить ниже или выше линии горизонта (рис 2 и 3), то ребра, уходящие в глубину, поднимутся вверх или, соответственно, опустятся вниз, сходясь на линии горизонта.

Теперь рассмотрим вариант, если куб развернут к нам одним из своих боковых ребер, так же в трех положениях: на линии горизонта, ниже и выше линии горизонта. Как вы, наверное, заметили, здесь две точки схода.

В первом случае, нам будут видны только две грани, расположенные под углом. Ближе всего к зрителю будет находиться переднее боковое ребро, и только оно не подвергнется перспективным сокращениям. Из углов куба уходят вправо и влево прямые, сходящиеся на линии горизонта, на них будут лежать верхние и нижние ребра куба.

Если поставить куб выше или ниже линии горизонта, то нам будет видна верхняя или нижняя грань.
В этом упражнении мы будем рисовать куб, развернутый к нам одним из боковых ребер, расположенный ниже линии горизонта.

Вам нужно будет нарисовать линейный рисунок прозрачного куба, прорисовывая задние ребра. Запомните: вы должны рисовать все линии от руки! Даже если они выходят плохо и криво. В дальнейшем, когда вы получите навык, будет гораздо проще.

Пусть размен нашего куба будет 5х5 см. Карандаш должен быть от Н до 2В

Начните с переднего бокового ребра, которое мы видим без перспективных искажений, и только это ребро будет иметь реальный размер 5 см. На уровне нижнего угла ребра проведите вспомогательную горизонтальную прямую, потом ее можно будет вытереть, она нужна нам, чтобы определить углы, под которыми мы будем строить боковые грани куба. На рисунке это углы альфа и бета. Если они равны, обе боковые грани мы видим одинаково, но в нашем варианте это разные углы. Чем больше угол, тем меньше открыта соответствующая боковая грань.

Определившись с углами, проведите прямые, содержащие горизонтальные ребра. Для тренировки глазомера на листе бумаги желательно не располагать точки схода, и если вы разместите ваш рисунок на вертикально развернутом листе, то они просто не поместятся, главное, чтобы из рисунка было понятно, что эти прямые сойдутся, Но вполне можно довести прямые до точек схода и указать их на линии горизонта, так нарисовать куб будет проще. Теперь, помня о том ,что исходя из законов перспективы, чем дальше от нас что-то тем оно меньше, откладываем на прямых нижние и верхнее горизонтальные ребра.

Здесь можно проверить себя с помощью линейки. Все ребра, кроме переднего бокового должны быть меньше 5 см. Например, дальнее ребро, будет меньше противоположному ему ближнему, так как более удалено от зрителя.
После того, как куб будет построен, попробуйте придать линиям разную толщину, чтобы подчеркнуть этим перспективу. Самым тонким будет дальнее вертикальное ребро, а самым толстым – ближнее. На горизонтальных ребрах нужно сделать плавный переход от более тонкого (дальнего) угла к более толстому (ближнему).
Так будет выглядеть ваш куб.

Начало формы

Теперь, зная, как правильно построить куб, мы будем разбираться, как сделать его объёмным.
Чтобы правильно нарисовать даже простейшие геометрические фигуры, нам понадобится немного теории.

Мы видим предметы, если они освещены. Лучи света по-разному попадают на разные участки поверхности предметов и вы видим его форму, сам предмет закрывает собой доступ для лучей света на какую-нибудь поверхность и образуется падающая тень. Светотеневые участки на любом предмете можно представить в виде нескольких градаций:

· Тень (собственная тень) – Это самый темный участок на поверхности предмета, куда прямые и скользящие лучи света не попадают.

· Блик – бывает на блестящих или лакированных поверхностях, чаще всего отражая свет.

· Рефлекс – участок теневой поверхности предмета, получающий поток отраженных от окружающих лучей света предметов или от поверхности, на которой предмет расположен. Цвет рефлекса зависит от цвета окружающих предметов, а яркость или светлота зависит от характера поверхности предмета: на блестящих объектах рефлексы более светлые и ярче выражены, чем на матовых.

· Падающая тень – это тень, отбрасываемая объектом на какую-нибудь поверхность. Падающая тень темнее, чем собственная, а наиболее темный участок падающей тени ближе всего к источнику света.
Источников света может быть несколько, мы рассмотрим вариант с одним источником света, расположенным вверху слева относительно объекта.

· Свет – это участок поверхности предмета, получающий наибольший поток прямых лучей света.

· Полутон – участок поверхности предмета, освещенных скользящими лучами света. Полутон делится на полутон света и полутон тени.

На стыках по-разному освещенных граней можно наблюдать так называемый краевой контраст. На границе светлого и темного светлое кажется светлее, а темное – темнее.
Для того, чтобы выполнить это упражнение, вам потребуется настольная лампа и гипсовый куб. Гипсовые геометрический фигуры продаются в магазинах для художников, но в домашних условиях вполне можно обойтись, сделав, например, бумажный кубик, вырезанный из белого листа ватмана или картона по такой схеме:

После того, как вы сделаете куб из бумаги, поставьте его на ровную горизонтальную поверхность справа от настольной лампы так, чтобы свет от нее был направлен на куб немного сверху и слева. Желательно, чтобы поверхность стола и фон сзади куба были однотонными, чтобы не отвлекать ваше внимание. Рассмотрите куб в различных положениях, о которых мы говорили в первой части этого урока, И подробнее остановимся на том положении, которой нам предстоит нарисовать. Обратите внимание, как распределяются светотеневые участки на гранях, как ведет себя падающая тень, если приближать или удалять куб от источника света, постарайтесь увидеть краевой контраст и рефлекс.

Теперь мы приступим, собственно, к рисованию куба. Начинать нужно с общей массы. Общая масса — это область на рисунке, в которой будут располагаться Ваши предметы, в данном случае куб. Она нужна для того, чтобы не нарушить компоновку на листе, чтобы она оставалась грамотной и красивой.

Для лучшей компоновки на листе, расстояние от левого и правого краёв до общей массы должно быть приблизительно равным, а расстояние от верхнего края до общей массы должно быть меньше чем от нижнего края.

Для того чтобы построить общую массу, нужно измерить предмет. Как правильно измерять предмет Вы можете узнать в этом уроке — Что такое метод визирования?

Теперь, построив общую массу нам нужно уместить в ней предмет. Так как Вы уже измерили его, это не составит труда. Начинать нужно с передней грани, которая ближе всего находится к нам. Потом следуют все остальные грани, включая те, которые мы не видим. Рисовать их нужно для того чтобы не допустить ошибок в перспективе. Если Вы ещё не знакомы с перспективой, для Вас статья — Что же такое перспектива?

Все внутренние линии на стадии штриховки мы сотрём, останутся только видимые линии. На стадии построения получается приблизительно так:

Теперь стираем все ненужные линии (на рисунке сверху — это все тонкие линии) и приступаем к штриховке. Вот простая тоновая схема:

Самое тёмное — это падающая тень, за ней идёт задняя грань, потом боковая, и, наконец, верхняя.

Вот готовый рисунок:

Спасибо за внимание!

Рисуем пирамиду.

Древние греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой. - Знание законов перспективы и умение применять их на практике является обязательным условием каждого художника. - Рисуем пирамиду, в основании которой лежит квадрат.

Огромный пласт художественного наследия в истории искусств, принадлежит Древней Греции и Древнему Риму. Эти рабовладельческие государства, существовавшие в бассейне Средиземного моря с 1 тысячелетии до н.э. создали великую цивилизацию древнего мира, которую в последствии назвали античной (от латинского слова "антиквус"- древний). Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, многия столетия вдохновляли поэтов, музыкантов и художников всех стран Европы.
С особой силой смысл греческого искусства раскрылся в античной трагедии, материалы для которой сочинители черпали в греческой мифологии. Представления давались по праздничным дням и всегда были большим событием. Всё население города стекалось в театр, который распологался под открытым небом. Афинский театр Дионисия, был устроен на склоне Акрополя, он вмещал 30 тысяч зрителей. Скамьи для зрителей поднимались амфитеатром вокруг обзорной площадки и были высечены прямо в скале. Основой античной трагедии служили хоровые дифирамбы в честь бога вина и плодородия Диониса. Актёры выступали в масках, пение соединялось с танцем-пантомимой. Со временем представление становилось всё более театральным, в нём появились певцы-солисты и чтецы. Музыка усиливала эмоциональную сторону происходящего, пение сопровождалось пластикой движений, жестов, поз, элементов пантомимы. Всё это вместе создавало могучую силу воздействия, и несло зрителям, в самом акте сопереживания, нравственное очищение.

Присутствовал в античном театре также и жанр комедии.
Древние греки называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. Но ещё до рождения греческой культуры в 3-2 тысячелетии до н.э. в Восточном Средиземноморье существовала эгейская цивилизация, центрами которой были легендарная Троя, остров Крит и город Микены на полуострове Пелопонесс.
На месте города Кноса, древней столицы Крита археологи раскопали руины дворца, в эллинских мифах его называли "Лабиринт". Дворец был построен около 1600г. до н.э. на вершине холма и занимал площадь 120Х120 метров. Центральное место в трёхэтажном кносском дворце занимал открытый внутренний двор, где проходили религиозные церемонии и ритуальные обряды. Планировка дворца отличается свободным расположением многочисленных комнат, парадных залов и наличием сложной системы канализации.
Но особого расцвета достигли на Крите искусство росписи ваз и фресковая живопись. Росписи Кносского дворца передают красочные процессии людей, театральные представления, пиршества и танцы на лоне природы.
Извержение вулкана на острове Фера, недалеко от Крита, трагически оборвало развитие критской культуры. Гигантские волны опустошили побережье, а землетрясения разрушили его города. Ведущая роль в эгейском мире перешла к государствам Южной Греции, среди которых наиболее влиятельными в этот период были Микены на полуострове Пелопонесс.
Поселения свои греки-ахейцы, в отличие от критян, чьи города строились у моря, устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом крепостных стен.
Впечатляют, сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб. Поселения такие получили у греков название "акрополь" - верхний город, а дворцы микенских царей стали прообразами эллинских храмов.
В гробницах микенских царей обнаружены великолепные произведения художественной обработки металла "торевтики"- доспехи, кубки, кинжалы с рельефами и изображениями, золотые маски.
В середине ХII в. до н.э., сто лет спустя после событий Троянской войны, государства ахейцев были завоёваны, вторгшимися из северных областей Балканского полуострова, племенами греков-дарийцев. С их приходом завершается история эгейской цивилизации и начинается подлинная история античной культуры, о которой, мой друг, мы поговорим при следующей встрече.
Продолжая изучение основ линейной перспективы, я ещё раз хочу подчеркнуть, что знание законов перспективы и умение применять их на практике является обязательным условием для любого художника, так как это даёт возможность правильно рисовать предметы с натуры.
Сегодня мы попробуем нарисовать пирамиду, в основании которой лежит квадрат. Если основание пирамиды расположено ниже линии горизонта (а л.г. всегда находится на уровне глаз) то квадрат, расположенный в основании пирамиды, будет виден в виде ромба. Ось пирамиды проходит через центр основания, который находится на пересечении диагоналей. Из центра основания проведём вверх линию оси пирамиды. Задаём высоту пирамиды и с верхней точки оси проведём линии к углам основания. Таким образом, мы получили графический рисунок пирамиды. Предположим, что свет на наш предмет падает слева, тогда затушевав не освещённую грань пирамиды, мы получим объёмный рисунок.

В целях развития пространственного воображения, которое просто необходимо художнику, попробуем мысленно представить и разместить на плоскости нашего стола, а затем изобразить на листе бумаги знакомые уже нам предметы куб и пирамиду. Хорошо было бы иметь эти предметы, поставить их на стол и нарисовать с натуры натюрморт из двух геометрических тел, используя полученные знания линейной перспективы. Надеюсь, мой друг, ты так и сделаешь, желаю успехов.

Рисуем призму.

У всех Мастеров были ученики, которые годами и десятилетиями постигали приёмы и методы передачи изображения. - Помешать достижению цели могут два обстоятельства: лень и сомнение. - Изучение принципов рисования простейших геометрических тел, является основой для освоения методов изображения сложных форм окружающих предметов. - Рисуем шестигранную призму, но в начале представим,что призма вписана в параллелепипед и нарисуем его.

Изобразительное искусство можно смело назвать интернациональным языком души всего человечества. Оно позволяет отобразить всю гамму чувств, полёт мысли, желания и чаяния человека, приобретённый опыт и его наблюдения. Тогда азбукой этого языка являются приёмы и методы передачи изображения. Создавалась и совершенствовалась такая "азбука" веками и передавалась непосредственно от учителя к ученику. У всех Мастеров, как правило, были ученики "подмастерья", которые годами и десятилетиями постигали приёмы и методы передачи изображения, становясь затем сами мастерами, начинали обучать других. Уже в Древнем Египте была выработана последовательная система обучения искусству изображения.

В средние века искусство рисования начинают изучать в учебных заведениях. И только к концу XVIIIв. рисование, как общеобразовательный предмет получает широкое распространение.
Изучение принципов рисования простейших геометрических тел таких, как куб, пирамида, призма, конус, цилиндр, шар является основой для освоения принципов и методов изображения сложных форм архитектурных объектов и окружающих нас предметов. Научиться правильно изображать простейшие геометрические формы, это большой шаг в достижении цели стать художником.
А помешать достижению этой цели могут два обстоятельства: лень и сомнение. Лень- это извечное стремление к покою, высшей точкой которого является абсолютный покой или как мы говорим- вечный покой. Значит лень- это медленная смерть. Сомнение- это негативный опыт, накопленный за прожитые годы и прочно засевший в нашем сознании. Отсюда неуверенность в своих силах и отказ от многих возможностей. Все наши неудачи в прошлом это и есть реализованные сомнения. Постарайся, мой друг, оставить не реализованными сомнения стать художником и ты им станешь.
А сейчас, будущий художник, нарисуем шестигранную призму, лежащую на боковой грани. Представим, что призма вписана в параллелепипед и начнём рисунок с параллелепипеда, который рисуется по тому же принципу, как мы рисовали куб. Вначале нарисуем общий вид параллелепипеда и переднее видимое его основание, затем впишем в него шестиугольник. Для этого основание параллелепипеда, в виде прямоугольника, разделим пополам по горизонтали, проведём линию и получим две точки из шести будущего основания нашей призмы. Далее на глаз определим ещё четыре точки основания призмы и соединим их линиями. Аналогично построению данного основания, нарисуем другое не видимое нами основание призмы. Таким образом мы получим 12 точек пространственных углов призмы. Соединив линиями соответствующие углы двух оснований мы получим призму, в основании которой лежит шестиугольник. Хорошо иметь предмет, имеющий форму призмы, что бы поместить его на стол-подставку расположить у окна и посмотреть, как будут распологаться свет и тень на самом предмете и от него на столе, а затем сделать рисунок с натуры. Данное задание несколько сложнее предыдущих и рассчитано на 2 -3 часа времени.

В каждом нашем уроке задания содержат штриховку и упражнения на развитие глазомера. Надеюсь, мой друг, что наши труды не пропадают даром и в том и в другом есть результат.

Рисуем конус.

Питательной средой античных художников была мифология. - Тела вращения. - Круг в перспективном сокращении представляет собой овал. - Рисуем конус по всем законам перспективы. - Плавный переход от света к тени.

Расцвет искусства, культуры и науки Древней Греции в V в. до н.э. связан, в первую очередь, с победой эллинов над персами и процветанием в Афинах политической системы, обеспечивающей широкое участие свободных граждан в управлении государством, так называемой, рабовладельческой демократией. В это время в греческих городах строится множество храмов и общественных сооружений, святилища украшают великолепные мраморные и бронзовые статуи.
Своей владычицей античный человек признаёт природу, а себя её не отъемлемой частью. В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины представляли совершенного человека, в котором красота атлетически тренированного тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Этот идеал формировала сама жизнь, в которой суровые тяготы войн, требовали от каждого воина большой физической силы. Особое значение греки придавали физическому воспитанию юношей, во всех городах устраивались состязания, особенно знаменитые Олимпийские игры, где юные атлеты выступали на стадионах и тысячи зрителей восхищались их атлетической красотой.

Питательной средой античных художников была мифология. Древние мифы отражали языческое представление о мироздании. Силы природы олицетворялись в образах богов и героев, наделённых чертами живых людей. Боги, как и люди, влюблялись, ссорились, плели интриги, но при этом они оставались сильными и прекрасными. А враждебные миру силы выступали, как фантастически ужасные существа в зверином обличье.
Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и причиной такого влияния были простота форм и удивительная пропорциональность всех частей сооружения. Стройные колонны, поддерживающие портик, декоротивные фронтоны, скульптурные элементы, всё гармонично соотнесено друг с другом и представляет полную художественную законченность. Характерно это, в первую очередь, для греческих храмов.
Основным строительным материалом были каменные блоки, из которых выкладывались основания, стены, колонны, фронтоны. Обработанные блоки приобретали декоративные детали, обогощались скульптурой. Таким был прославленный храм Парфенон в центре акрополя, созданный архитекторами Иктином и Калликратом, основная часть скульптурного оформления выполнена Фидием. Эллинские мастера разработали систему соотношений между несущими и несомами частями здания. Эта система получила название ордера от латинского слова "ордо"- строгий порядок. Зодчие Древней Греции использовали три ордера - дорический, который отличался более простыми формами и ионический и коринфский, имеющие большую декоротивность и изящность. В каждом из античных храмов устанавливалась статуя божества, покровителя города, а перед храмом устраивалась площадь, на которой проходили народные собрания.
В гомеровскую эпоху (X-VIIIв. до н.э.) сформировался героический эпос греков. Из "Иллиады" мы узнаём о распространённых в быту песенных жанрах - свадебных, победных, похоронных. "Одиссея" даёт представление о существовании профессиональных певцов - аэдов.Выступая на пирах аэды повествовали о былых подвигах народа о богах и героях, воскрешая таким образом историю Микен, войну с Троей и многое другое. Их исполнение представляло собой напевную декломацию под аккомпанемент струнного инструмента - кифары. Огромная роль музыки в жизни греков, побуждала к разработке некой теории. Здесь закладывается первое учение о музыкальных ладах, как системе организации мелодического одноголосия. Эллинская культура захватила не только страны Востока - она распространилась и на Запад: под её воздействием формировалась культура Древнего Рима. Но об этом, мой друг, мы поговорим на следующем уроке.

Сегодня мы нарисуем очередное геометрическое тело и это будет тело вращения - конус. В основании конуса лежит круг. Круг легко вписывается в квадрат, где центр круга совпадает с точкой пересечения диагоналей квадрата, а четыре точки окружности совпадают с точками середины сторон квадрата. Вернёмся к шестому уроку, где мы рисовали пирамиду, в основании которой лежит квадрат. Точно так же нарисуем квадрат в перспективе, расположенный ниже линии горизонта (т.е. мнимой линии на уровне глаз). Круг в перспективном сокращении будет представлять собой овал. Четыре точки овала мы легко найдём, если через центр квадрата в перспективе проведём диагонали и линии, соединяющие точки 1 - 3 и 2 - 4. В квадрате это будут линии параллельные сторонам квадрата и проходящие через его центр. В нашем случае параллельной будет только линия 2 - 4. А сейчас попробуем применить все полученные нами навыки и нарисовать овал, периметр которого проходит через точки 1, 2, 3, 4. Отлично. Видишь, как всё просто. Остаётся из центра основания провести вертикальную ось, отметить вершину конуса и провести из этой точки касательные к периметру овала. Нужно мой друг иметь конус в натуре, что бы посмотреть как на нём будут распределяться свет и тень при боковом освещении. Обрати внимание какой плавный будет переход от света к тени, как распределится падающая от конуса тень на плоскости.

На следующем уроке мы будем рисовать цилиндр. Позаботься, мой друг, что бы на уроке была натура. Предмет цилиндрической формы не сложно выбрать из бытовых предметов.

 

Рисуем цилиндр.

Культуру Древней Эллады унаследовал рабовладельческий Рим. - Изображение цилиндра следует начинать с определения диаметра оснований и высоты. - Основания цилиндра расположены в разных плоскостях относительно линии горизонта. - Плоскому изображению цилиндра придаём объёмный вид. - Свет. Тень. Полутень. Падающая тень.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА. Художественную культуру Древней Эллады в полной мере унаследовал рабовладельческий Рим, покоривший Грецию во II в. до н.э.. История древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. до V в. н. э.. От ничем не примечательного города Рим прошёл путь до столицы Римской империи и не только воспринял лучшие достижения искусства и ремёсел народов Ближнего Востока и Средиземноморья, но и внёс свой большой вклад в культуру древнего мира. Римляне научились строить превосходные дороги, мосты и водопроводы, первыми стали использовать в строительстве прочный материал – бетон, создали особую систему сооружения больших общественных зданий из кирпича и бетона. Наряду с греческими «ордерами», освоили такие архитектурные формы как арка, свод и купол. Во II – I в. до н. э. в Риме сложилось своеобразное искусство скульптурного портрета, у истоков которого стоял обычай почитания умерших предков и связанная с ним традиция снимать с лица покойного гипсовую или восковую маску. Государственные лица Рима имели право воздвигать свои статуи на форуме – главной площади города. Всё это способствовало развитию реалистического скульптурного портрета.

С установлением Римской империи (I – V в. н. э.) в искусстве этого периода начинается возвеличение личности правителей, создаётся множество монументов римских императоров. В мраморной статуе Октавиана Августа, первого римского императора, в торжественно – величавой позе, мастер сочетал по римски точную трактовку лица с идеализированно могучей фигурой греческого атлета.
К числу наиболее выдающихся творений римского зодчества принадлежат прекрасно спланированные ансамбли городов, гигантские акведуки – водопроводы, величественные мемориальные арки, прославляющие победы римлян, знаменитые императорские бани – термы. Мировую известность получили Колизей, самый большой амфитеатр древнего мира, где проходили кровавые гладиаторские бои и 38 метровая колонна Трояна, покрытая 700 метровой лентой скульптурного рельефа, который запечатлел важнейшие эпизоды войн римлян с даками. Храм всех богов Римской империи – Пантеон был перекрыт куполом диаметром 43 м. и был образцом купольной постройки того времени. Успешно развивались в Риме ювелирное искусство, фресковая живопись и мозаика, хорошо сохранившиеся в развалинах домов богатых рабовладельцев при раскопках Помпей, города погибшего от извержения Везувия в 79г. н.э.. Творческое наследие Древнего Рима, достижения его архитекторов, скульпторов, живописцев, ювелиров, ремесленников, это последняя страница в истории античного искусства, во многом определившего пути развития европейского искусства от средневековья до наших дней.
Характер музыкальной жизни в Римской империи определяла не древняя самобытная культура Италии, а в большей мере музыка древнегреческая, сирийская, вавилонская, испанская, египетско-александрийская. Как и в Греции, в Риме связь поэзии и музыки была велика. Но это уже не было делом поэта, исполнение стихов отличали профессионализм и выучка. Изменился характер музыки в драме: представления имели не столько этически-воспитательный смысл, сколько празднично-развлекательный. Для римского театра характерно было сольное пение в сопровождении тибии, пластическая пантомима под инструментальную музыку, хоровые этюды. По мере расширения империи в Европе и за её пределами, Рим заимствовал элементы культуры разных народов. Большие ансамбли составлялись из музыкантов, собранных со всех уголков империи. Знатные патриции содержали целые хоры и оркестры.
Со II в. н.э. противостоять художественной культуре Рима начинает культура раннего христианства. Сначала это была религия обездоленных и угнетённых, а затем она стала государственной религией. Музыкой ранних христиан были молитвенные песнопения, которые исполнялись сообща членами религиозных общин, при этом поющие отрешались от всего суетного, полностью погружаясь в молитвенное состояние. Истоки этих напевов лежат в древних религиозных песнопениях Иудеи, Сирии и других провинций Рима. Общинные собрания – трапезы – постепенно превращались в церковные богослужения. Из верующих выделялись исполняющие обряд – священнослужители (клир). Совместное пение уступало место всё более тщательно разработанному церковному обряду, сопровождаемому культовой музыкой. На протяжении столетий христианская музыка совершенствовалась, и подлинное своё развитие получила уже после падения Рима – в эпоху средневековья. Но об этом, мой друг, мы поговорим на следующих уроках.

Надеюсь, мой друг, что предмет цилиндрической формы уже стоит на столе и ты полон желания его нарисовать. Тогда начнём.
Цилиндр относится к телам вращения и его форма состоит из двух одинаковых оснований в виде круга и образующей форму цилиндрической поверхности. Ось вращения цилиндра проходит через центры оснований и всегда перпендикулярна к ним.

Построение плоскостей кругов оснований производим так же, как при изображении окружности, вписанной в квадрат. Это мы успешно проделали на прошлом уроке. Отличительной чертой цилиндра является то, что основания его лежат в разных плоскостях относительно линии горизонта. Верхнее основание лежит выше и оно кажется нам уже, чем нижнее. Если поднять цилиндр так, что его верхнее основание окажется на уровне глаз (т.е. линии горизонта), то мы будем видеть вместо круга просто линию. Сейчас наш цилиндр находится ниже линии горизонта и мы видим его основания в виде овалов.

Изображение цилиндра следует начинать с определения его основных пропорций - диаметра оснований и высоты. И посторайся мой друг, разместить рисунок на листе бумаги так, что бы он не казался слишком маленьким или слишком большим. На глаз определяем, как лучше разместить на плоскости листа рисунок и отмечаем высоту и диаметры оснований цилиндра. Затем рисуем в перспективе квадраты, в которые впишем круги верхнего и нижнего оснований в виде овалов. Нижнее основание рисуем полностью так, как бы наш цилиндр был прозрачным. Не спеша линия к линии прорисовываем овалы и когда они покажутся достаточно правильными, от руки проводим касательные, которые образуют поверхность цилиндра. Завершив перспективное построение цилиндра, легко убираем мягкой резинкой лишние линии. На двухмерном листе бумаги, мы имеем плоское изображение цилиндра, которому при помощи штриховки нужно придать объёмный вид.

Освещённую часть предмета оставляем светлой, а ту часть, которая в тени, заштриховываем штрихами в разных направлениях, это будет собственная тень предмета (нужно вспомнить урок2 и посмотреть выполненное на уроке задание по штриховке). Плавный переход от света к тени называется полутень, а тень от предмета на столе - падающая тень. Если поставить цилиндр на лист белой бумаги, мы увидим, как в собственной тени цилиндра появится отражённый от бумаги слабый полусвет это, мой друг, называется рефлексом. Попробуем посмотреть на натуру, чуть прищурив глаза, и определить самое светлое и самое тёмное места в натуре и соответственно повторить это в рисунке. А сейчас приложив всё своё умение посторайся с помощью штриховки передать на плоском изображении цилиндра свет, тень, полутень, рефлекс, падающую тень и ты получишь объёмный рисунок реально передающий видимый тобой предмет.

Упражняться в штриховке желательно каждый день, передавая форму любых предметов, которые поподают в поле зрения. Попробуй нарисовать 7 ежей и ты увидишь, что седьмой будет самым лучшим. Желаю успехов, мой друг.

Рисуем шар.

Контур шара, с любой точки, виден в виде круга. - Сложность выявления формы шара при помощи светотени. - Определение соотношения тональности контура шара и фона. - Блик на освещённой части шара и рефлекс в затенённой части. - Падающая тень удаляясь кажется размытой.

Шар относится к телам вращения, поверхность которого образуется вращением окружности вокруг оси (диаметра). Он имеет абсолютно симметричную форму, все точки лежащие на поверхности шара находятся на равном удалении от центра. Конструктивное построение шара в перспективе не представляет никакой сложности. С какой бы точки мы не посмотрели на шар, мы видим его контур в виде круга. Значительно сложнее выявить форму шара светотенью так, что бы он казался объёмным. И сложность эта связана с множеством светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по сравнению с другими телами. Рисуя конус и цилиндр мы наблюдали на их поверхностях плавный переход от света к тени, но происходило это, в большей степени, только в направлении их образующих. В шаре светотеневой переход наблюдается во всех направлениях и в этом основная сложность. Вторая сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе определения соотношения тональности контура шара и фона. Контур шара на фоне вокруг него должен быть нарисован мягко, убедительно и отличаться от фона должен не контурной линией, а тональностью.

Рисунок шара необходимо начинать с размещения общего пятна рисунка на листе бумаги с тем, что бы оно не казалось ни слишком большим, ни слишком маленьким. Рисовать круг проще в квадрате, это мы уже усвоили. Вписав в квадрат окружность, и удалив лишние линии, мы получаем плоское изображение круга, из которого нам нужно сделать объёмное изображение шара. Определяем направление света, падающего на шар. Если мысленно через центр шара провести плоскость перпендикулярную лучу света, то плоскость разделит шар на условно освещённую и затенённую части. А контур шара, лежащий в этой плоскости, мы будем видеть в виде овала. Здесь, на линии овала и будет располагаться самая глубокая тень на поверхности шара.
Если прищурить глаза и посмотреть на освещённую часть шара, мы увидим самое светлое пятно, которое называют " блик", это точки на поверхности шара расположенные перпендикулярно лучу света.
Отражённые от горизонтальной поверхности лучи света создают "рефлекс" в затенённой части шара. Это мы уже наблюдали, когда рисовали цилиндр. Остаётся ещё определить падающую от шара тень и передать всё это в рисунке. Повторяю, что светотень должна очень мягко переходить от самого светлого пятна "блика" до самого тёмного пятна в собственной тени шара. Не забудьте про "рефлекс" и обратите внимание, что падающая тень не однородна, удаляясь, она кажется более размытой. А ещё нужно очень тонко отделить шар от фона и не контурной линией, а светотенью. Не надейся, мой друг, что уже первый нарисованный шар будет казаться почти круглым, а вот в седьмом рисунке шар будет точно круглым, убедись в этом сам.

Десятым уроком, мой друг, ты заканчиваешь первый класс нашей виртуальной школы изобразительного искусства, с чем тебя и поздравляю. В твоей папке лежит десять законченных рисунков и если их положить по порядку в один ряд, думаю, что успех будет виден. Кратко подведём итоги, что же мы вместе освоили за это короткое время.
1. Ты знаешь, как должна быть расположена бумага, на которой рисуешь.
2. Знаешь, как правильно при рисовании держать карандаш в руке и уже начинаешь к этому привыкать.
3. Научился штриховке и тушёвке, рука стала более послушной, появляется навык.
4. Умеешь анализировать форму предметов.
5. Знаешь что такое линейная перспектива, линия горизонта, точка схода.
6. С учётом перспективного сокращения ты умеешь рисовать куб, пирамиду, призму, конус, цилиндр, шар.
7. Умеешь при помощи блика, света, тени, различных градаций светотени и рефлекса передать в рисунке объёмную форму предмета.
8. Кратко познакомился: с культурой первобытнообщинного строя, культурой древних цивилизаций, культурой античной Греции, культурой древнего Рима, и если тебя что-то заинтересовало, ты можешь расширить свои познания.
9. Но самое главное это то, что ты испытал себя в рисунке и окончательно убедился, что раскрыть талант можно и никогда не поздно.
Желаю, мой друг, успехов.

Автор уроков: Litovka

– Конец работы –

Используемые теги: Урок, Рисуем, линии0.058

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УРОК 1. Рисуем линии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

УРОК 1. Тема уроку: Пісня, танець, марш переростають у пісенність, танцювальність, маршовість
УРОК... Тема уроку Пісня танець марш переростають у пісенність танцювальність... МЕТА УРОКУ Навчальна Пісня танець марш...

Содержание уроков религиоведения 2 –го курса АДУ: (составлено не для всех уроков
Религиоведение курс... Тема ХРИСТАНСТВО УЧЕНИЕ СОЗДАННОЕ САУЛОМ АПОСТОЛОМ ПАВЛОМ...

Конспекти уроків На перший семестр УРОК 1 ТЕМА УРОКУ: Музика мого народу
З музичного мистецтва... для класів... На перший семестр ТЕМА Музика мого народу...

Тема урока: Информация и её виды. Что изучает информатика? Техника безопасности в компьютерном классе Урок информатики в 10 классе 1 Из материалов сайта
Урок информатики в классе... Из материалов сайта Скородянской средней школы Губкинского района... Цель урока Познакомить учащихся с новым предметом Изучить понятие информации Воспитание умения слушать учителя...

Уроки розвитку зв’язного мовлення Уроки розвитку зв’язного мовлення 3 клас Календарне планування
Шепетівської міської ради... Методичний кабінет... Уроки розвитку зв язного мовлення...

Дидактические средства на уроках технологии
Обучение учащихся в образовательной области Технология строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от выбранных технологий… Решить поставленные перед образовательной областью Технология задачи в рамках… Вместе с развитием содержания образования развиваются и методики преподавания 14 . В этой главе представлены различные…

Урок по технологии на тему: "Приготовление бутербродов"
Профориентационная - Методическое оснащение урока. 1. Материально-техническая база: ♪ кабинет технологии; ♪ электрические плиты;… Формы организации познавательной деятельности учащихся: ♪… Бутерброды чаще всего готовят на пшеничном или ржаном хлебе. Его состав и вкус хорошо сочетаются со многими…

Применение программы "BAND in-a-BOX" на уроках обучения игре на синтезаторе
И аранжировка созданная на нем уже не будет актуальна. Это касается, прежде всего, банков звуков и стилей.Изначально – автоаранжировщики создавались… Создатель программы – компания PG Music Inc. Год создания 1991 (в версии для… Также появилась возможность создания собственных пользовательских стилей и функция автоматической гармонизации. 7-я…

Уроки Второй мировой войны и основные направления фальсификации ее итогов
Особое внимание военно-филосовская мысль уделила и уделяет проблеме крайнего проявления насилия - войне, военным конфликтам и другим формам… Ученостью своей, Павлуша, не дави не смыслит твой Фалес, как видно, не… ХХ век со всей очевидностью подтвердил тесную связь войны и политики.Многообразие в этой связи оценок одних и тех же…

Уроки Александра Михайловича Евлахова
Указать на все художественные произведения, в своё время подвергшиеся преследованию либо упрёкам в безнравственности, — невозможно. Это значило бы составить длиннейший мартиролог художников и писателей".… Однако мысли самого Евлахова выделялись в его трудах не только чётко, но и весьма образно.Соответственно, эта самая…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО УРОКА беседа на тему Психология цвета Цвета в доме поощряют или препятствуют семейной беседе и даже могут вызвать бессонницу. Цвета упаковки неназойливо сообщат, что внутри находится полезный, дорогой или… Это относится не только к области одежды, но также к убранству вашего дома, рекламе, графическим разработкам, дизайну…
  • Разработка урока музыки по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной "Музыка" Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать… Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое… Чувства и пе­реживания, которые вызывают произведения музы­кального и изобразительного искусства, отношение к ним…
  • анализ урока Сформированность познавательных умений на среднем уровне.Группа по обучаемости слабодифференцирована, тяжелых неподдающихся обучению студентов… Он направлен на изучение таких понятий как «цена», «ценообразование»,… Основные цели: Дидактическая (связана с формированием и развитием специальных и общеучебных умений, формированием…
  • Влияние патриотического воспитания на формирование всесторонне развитой личности на уроках истории, кубановедения и во внеурочное время Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у… В школе разработана и успешно реализуется программа патриотического воспитания учащихся на 2007-2010 год « Да не…
  • План – разработка открытого урока по истории России в 11-м классе В воспитательных целях особенно следует подчеркнуть, что тяжелейший труд в тылу – это труд наших родных, тех, кто окружает сегодня нас, и тех, к… Она вызвала огромный морально-политический подъем, энтузиазм и личную … Продолжать войну пришлось, имея в тылу промышленный потенциал чуть ли не начала 1930-х гг. 24 июня 1941 г. был создан…