Реферат Курсовая Конспект
Функционально-экологическая несовместимость пешеходных и транспортных путей в композиции города - раздел Образование, Глава первая ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ ФОРМ ГРАДООБРАЗОВАНИЯ Современная Автомобильная Дорога Является Источником Шума, Пыли И Вредных Газ...
|
Современная автомобильная дорога является источником шума, пыли и вредных газов. Ее близкое соседство нежелательно как для жилой среды, так и для пешеходов, что было отмечено еще в «Афинской хартии»:
«Здания всех видов, особенно жилые, должны быть изолированы зелеными поясами от интенсивного движения. В проектной сетке дифференцированных дорог должны быть предусмотрены пешеходные пути, удобные для людей и, поэтому, не обязательно следующие вдоль транспортных направлений»*.
Есть несколько композиционно-планировочных возможностей отделения пешеходного прохода от транспортного проезда.
Самое простое — это отодвинуть тротуар подальше от проезжей дороги, сохраняя их взаимную параллельность. Так поступил Ле Корбюзье в проекте Чандигарха, где каждый квартал-«сектор» пересечен продольной зеленой аллеей и поперечной торговой улицей, которые вместе образуют пешеходную сетку, равновеликую и параллельную сетке транспортных дорог, но сдвинутую наполовину длины и ширины квартала.
Следующий шаг — это отодвинуть тротуар, повернув его так, чтобы он прошел по диагонали квартала от одного транспортного перекрестка до противоположного. В этом случае пешеходная сетка становится почти в полтора раза мельче транспортной, обеспечивая кратчайшие расстояния для ходьбы. Образуется перекрестно-узловая планировка.
Наконец, полная непрерывность и независимость пешеходных путей от проезжих дорог достигается при планировочной сетке типа «гребенка», предложенной К. Стайном и X. Райтом в 1920-е годы для пригорода Рэдберн близ Нью-Йорка.
Уникальным, даже парадоксальным, образцом полнейшего разделения несовместимых видов городского движения является Венеция. Пешеходы идут по улицам и мостам, а пассажирские и грузовые суда плывут по каналам {табл. 51).
Наземные планировочные средства разделения городского движения становятся недостаточными при высокой плотности населения и застройки — возникает необходимость прокладки путей в разных уровнях. Еще Леонардо да Винчи в своих миланских эскизах XVI века намечал двухэтажные улицы, а братья Р. и Дж. Адамы осуществили подобную конструкцию в лондонском квартале Эделфи XVIII века.
В 1960-е годы Т. Кросби установил следующую зависимость между плотностью населения и характером пешеходно-транспортного движения:
«Низкая плотность населения как бы гасит уличный шум, абсорбирует выхлопные газы и снижает опасность наездов. Соотношение «автомобиль—пешеход» увеличивается с повышением плотности населения и, сверх 250 чел./га, становится реальной проблемой. При плотно
стях между 250 и 500 чел./га дилемма «автомобиль—пешеход» становится неразрешимой, потому что стоимость необходимых устройств для вертикального разделения движения слишком высока и распределяется на недостаточное количество людей. Таким образом, плотность 500—750 чел./га оказывается не только возможной, но и почти обязательной»*.
В соответствии с этой закономерностью Т. Кросби предлагал варианты лондонской застройки с надземными пешеходными путями и проездами под ними (табл. 52).
В качестве одной из радикальных форм интенсификации использования территории иногда предлагалось «совмещение» застройки и дороги на ее покрытии. Такая концепция получила свое композиционное выражение в 1930-е годы у Ле Корбюзье — это дома-виадуки с ездой по крыше или между этажами.
В 1960-е годы Дж. Джелико использовал эту идею в своем проекте нового лондонского пригорода «Мотопия». Он писал:
«Одного взгляда на макет достаточно, чтобы понять два принципа, один — научный, другой — романтический: а) дороги помещены на крышах, а вся земля оставлена доступной для пешеходов, и б) создается максимальный контраст между геометрией зданий и свободными формами естественного ландшафта. Внутри этих двух принципов установлены некоторые частные закономерности. Городской центр должен быть в стороне, а не в середине плана, чтобы дать прямой доступ обслуживающему транспорту и посетителям, прибывшим извне, а также обеспечить возможность дальнейшего его расширения. Высота застройки определяется нужным количеством мест на автостоянках под крышей-дорогой. Проект может стать более урбанистич- ным при повышении плотности, но окажется затрудненным въезд и нарушится согласованность отношения между высотой домов и лесными деревьями»**.
Конечно, композиции подобного рода утопичны, но намерение отдать всю землю пешеходу, оградив его от вредных воздействий и опасностей, заслуживает внимания современного архитектора (табл. 53).
[1] Перевод Я.В. Косицкого: Т. Crosby. «Architectut: City Sence.» — L., 1965 (p. 61, 62).
[1] Перевод Я.В. Косицкого: G.Jellicoe. «Motopia». — L., 1961 (p. 143).
Планировочная композиция пешеходных путей должна быть обоснована направлением людских потоков, количеством идущих, скоростью и характером их движения. В отличие от прямолинейности, плавных поворотов и постоянной ширины проезжих дорог пешеходному пути присуще разветвленное, криволинейное и ломаное начертание, а также расчленение на короткие отрезки по 100—200 м. Рисунок плана пеших путей вызывает ассоциации с деревом или рекой: по направлению к цели движения происходит слияние тропинок в тротуары и целые пешеходные улицы.
В крупных квадратных кварталах, в зависимости от размещения центров обслуживания и остановок общественного транспорта, пешеходные пути образуют диагональную или прямоугольную сетку описанного выше рисунка (табл. 54 и 55).
Городские пространства, предназначенные для массового движения пешеходов, могут иметь свою композиционную специфику в соответствии с характером деятельности и поведения присутствующих людей в разные часы суток, разные дни недели и разное время года. Функционально можно выделить несколько видов городского пешего движения и соответствующих им мест в городе, определение которых следует ниже.
Эстетическая функция градостроительства целиком проявляется в художественном образе главной городской площади. Об этом Камилло Зитте писал уже более ста лет тому назад со ссылкой на Аристотеля:
«...город должен предоставлять людям безопасность и одновременно делать их счастливыми. Для достижения этого градостроительство должно быть делом не только техническим, но и художественным в самом настоящем и широком понимании этого слова... Если можно было бы чаще бывать в местах, красотой которых наслаждаешься, легче было бы переносить тяготы жизни и вести вечную борьбу с повседневными неприятностями» *.
Главная площадь города — это его символическое «лицо». Она должна быть неповторимой и уникальной, чтобы привлекать своей архитек
турой туристов, зрителей, посетителей в праздники и будни. Это место расположения храмов, памятников и музеев, куда стекаются массы пешеходов, но куда не допускается транспорт. При главной площади должны создаваться «аван-» и «арьер-» площади, на которые приводили бы пешеходные пути из городских районов, от остановок общественного транспорта и с автостоянок.
Массовые трудовые пешеходные потоки дважды в день имеют «пиковые» часы. Утреннее движение на работу распределяется по многим направлениям, оно очень напряжено и стремительно, требует коротких прямых подходов к остановкам общественного транспорта и местам приложения труда. Нигде на пути спешащих людей не следует устраивать барьеры, газоны, кусты, ступени и т.п. — все препятствия будут сметены по кратчайшему направлению. Только глухая стена или вода способны корректировать направление массового пешеходного потока. Вечернее движение с работы аналогично утреннему, но более растянуто во времени, не столь напряженно и менее целеустремленно.
Передвижение людей в зоне зрелищ и развлечений близко по характеру трудовым потокам, но его интенсивность нарастает в обратном порядке: накопление посетителей у театров, кино, стадионов происходит постепенно, а эвакуация крайне напряжена из-за одновременного выхода всей публики. Во избежание несчастных случаев необходимо предусматривать площадки у выходов, способные вместить всех покинувших зал или трибуны стадиона. Эти площадки должны быть непосредственно связаны с остановками общественного транспорта, автостоянками и сетью городских пешеходных путей.
Движение покупателей в торговой зоне особенно многообразно — оно может быть поступательным и возвратным, колебательным и круговым, продольным и поперечным. Если применить понятия гидравлики, то сутолоку толпы можно сравнить с «турбулентным» движением, а когда витрины и рекламы, привлекая прохожих, создают «трение» у «берегов» пешего потока, то в результате образуются «струи» и «завихрения». Преодолеть «толкучку» можно устройством дополнительных пространств: двориков, галерей, ниш и т.п. Условия видимости витрин и реклам требуют относительно узких торговых улиц — порядка 20—25 м.
Прогулки для отдыха отличаются от других рассмотренных видов пешеходного движения тем, что они не являются средством достижения
какой-либо цели — рабочего места, зрелища, покупки и т.п. Целью здесь служит собственно процесс ходьбы, удовольствие от него.
Отдыхающие люди идут не спеша, в одиночку, парами или группами, останавливаясь на поворотах и площадках, присаживаясь на скамейки. Пути такого движения могут иметь сложный план без нарочитого спрямления и ограничения протяженности.
Прогулочные пути следует прокладывать по наиболее привлекательным местам города, соединяя зеленые массивы, берега водоемов, видовые точки, произведения архитектуры и скульптуры.
Одни и те же городские пространства могут предназначаться, в разные часы или дни, для различных видов пешего движения, не совпадающих по времени. Возможно, например, использование главных площадей для прогулок и отдыха или праздничное и вечернее совмещение деловых зон со зрелищами и развлечениями (табл. 56).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Оборонительные сооружения в композиции города... Планировочные формы градообразования в пространстве и... Полицентрическая и моноцентрическая формы группового градообразования...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функционально-экологическая несовместимость пешеходных и транспортных путей в композиции города
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов