рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Квадратно-решетчатые формы городского плана

Квадратно-решетчатые формы городского плана - раздел Образование, Глава первая ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ ФОРМ ГРАДООБРАЗОВАНИЯ Начиная С Древнего Востока, Античной Греции И Рима, Композиция Прямоугольной ...

Начиная с Древнего Востока, античной Греции и Рима, композиция прямоугольной планировочной сетки городов всегда была результатом целенаправленного проектирования, а не интуитивного стихийного гра­достроительства. Если круглый план Атлантиды был связан с именем Платона, то к прямоугольно-решетчатому плану «полисов» Эллады был причастен Аристотель, упоминавший имя прославленного градострои­теля Гипподама.

Регулярную планировку имели «бастидные» города средневековой Европы, проекты «идеальных» городов Возрождения и колониальные города Нового Света.

В большинстве ныне существующих современных городов, начиная с XVIII века, преобладает квадратно-решетчатая форма плана в различ­ной композиционной трактовке.

Прямоугольный решетчатый план, в отличие от центрично-кругло- го, равномерно дублирует все направления уличного движения без пе­регрузки городского центра, которому здесь обеспечена относительная свобода пространственного развития.

В малом или среднем городе, с радиусом пешеходной доступности от его центра до границы не более 1,5—2 км, может быть композицион­но оправдан квадратный генеральный план. В этих пределах форма пла­на может сохранять устойчивость только при условии фиксации четких внешних границ города.

Простой квадратный план города сочетает в себе удобство прямого угла с максимальной компактностью. При ограниченных размерах его ла­коничная композиция воспринимается зрительно как единое целое. Об этом свидетельствуют такие города как Семенов, Мосальск, Ржев, Зубцов и другие, запроектированные в период русского классицизма XVIII века.

Увеличение размеров города, как правило, деформирует его квадрат­ный план под влиянием функционально-транспортных и ландшафтных факторов. Кроме того, возможно и преднамеренное композиционное ис­

кажение квадратной формы плана города за счет тупых и острых углов, кривых или ломаных линий его границ.

В квадратном плане города диагональная сетка улиц лучше обеспе­чивает доступность между центром и углами его внешнего контура, чем сетка, параллельная сторонам квадрата. Это подтверждается построени­ем соответствующих «изохрон».

В XVI веке Франческо-ди-Джорджо Мартини показал, что при диа­гональной композиции квадратных кварталов стены города приобрета­ют зубчатое очертание в плане, определяя размещение башен и ворот (табл. 19).

Для проекта крупного города квадратный внешний контур генераль­ного плана по определению оказывается нежизненным и не может со­храниться в натуре.

Так, например, запроектированная К. Доксиадисом для Большого Хартума конфигурация генерального плана явно неорганична. Почти квадратный прямоугольник, со сторонами 15 и 17 км, противоречит функциям и ландшафту города. Формальная композиция преувеличен­ного квадрата не в состоянии зрительно объединить три берега Белого и Голубого Нила, а также острова между ними, совершенно разные по планировке и характеру застройки (табл. 20).

Планировочный квадрат в качестве композиционного модуля ис­пользован при проектировании таких городов как Новый Чарджуй на реке Амударья и Тольятти на Волге. В них квадратные формы планов композиционно усложнены диагональными направлениями территори­ального развития. В этих проектах сходство функций и топографии при­вело к одинаковой композиции генеральных планов, несмотря на раз­ные размеры городов, разный климат и почти сорокалетнюю разницу во времени их проектирования (табл. 21).

При квадратно-решетчатой планировке диагональ сокращает путь между противоположными углами кварталов, порождая, однако, два су­щественных недостатка:

А — сложный восьмилучевой перекресток, затрудняющий городское движение и занимающий значительную территорию;

Б — острые углы в плане кварталов, неудобные для жилой застрой­ки и других видов градостроительного использования.

Указанные недостатки были присущи ранним градостроительным ра­ботам Ле Корбюзье. Правда, проектируя план «Нового Антверпена», он

включил диагональную сетку дорог в прямоугольный контур внешних городских границ, избежав при этом острых углов и заменив сложные перекрестки простыми тройными примыканиями. Подобный градостро­ительный прием можно обнаружить на сто лет раньше, чем у Ле Корбю­зье, в проектах планировки городов Екатеринбурга, Бердичева и др., выполненных под руководством В.И. Гесте (табл. 22).

Несколько отдельных квадратных планов жилых районов или квар­талов могут в совокупности составлять город. Такая вторичная форма градообразования не имеет общего внешнего контура, но состоит из ста­бильных квадратных элементов, число которых может быть увеличено по мере территориального развития города. Композиция городского пла­на из квадратных кварталов может быть как регулярной, так и свобод­ной. Размеры отдельных квадратов могут быть различными, но в преде­лах пешеходной доступности, целостного зрительного восприятия, мас­штабного и стилевого единства. Пространственно взаимосвязанные квадратные планы могут восприниматься как выразительные архитек­турные формы только при наличии достаточного контраста с окружаю­щей природной средой (табл. 23).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава первая ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ ФОРМ ГРАДООБРАЗОВАНИЯ

Оборонительные сооружения в композиции города... Планировочные формы градообразования в пространстве и... Полицентрическая и моноцентрическая формы группового градообразования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Квадратно-решетчатые формы городского плана

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Пространственный аспект градообразующей функции
Город исторически складывался первоначально как оплот власти, ре­месла, торговли и культуры. Затем он становится очагом промышленно­го производства. Формирование планировочной структуры и архитек­т

Формы пространственно-территориального роста города
Пространственное развитие города в зависимости от его функций можно привести к следующим трем основным архитектурно-планиро- вочным формам: А — компактная — уплотнение и перерождени

Планировочные концепции формообразования города
Теоретические поиски оптимального пути развития города ведутся между двумя планировочными формами — непрерывной (континуаль­ной) и прерывной (дискретной). Идея непрерывного линейного город

Функциональное обоснование композиции генерального плана города
Первым ярким выразителем функциональной градостроительной композиции можно считать К. Леду, создавшего проект небольшого но­вого города Шо вокруг центральной архитектурной доминанты — «Ко­ролевской

Геометрические формы планировки города
Подобно тому, как стены, опоры и балки определяют тектонику зда­ния, так границы, улицы и дороги формируют планировочную структу­ру города. Три основные формы городской планировки — центрическая, л

Центрично-круговые формы городских планов
Круговой план берет начало от стихийного развития города вокруг пер­вичного ядра, которое исторически представляло собой либо укрепление, либо дорожный перекресток. Круг или многоугольник, обладая

Линейно-полосовые формы городских планов
Протяженные планы городов обязаны своим происхождением и мор­фологическим развитием, главным образом, транспортным путям — уз­кие, длинные поселения всегда складывались вдоль рек и дорог с неза­пам

Территориальный рост и трансформация городского плана
В процессе развития городские планы, как правило, обнаруживают тенденцию необратимо менять свои формы от простых к сложным та­ким образом, что в начале эволюции, например, оказывается центрично- кр

Композиционная связь города и ландшафта
Естественно развиваясь, город занимает легко осваиваемые террито­рии, избегая лесов, болот и крутых склонов. В речной долине или горном ущелье его план приобретает форму ленты, а на равнине — форму

Ландшафтно-планировочная композиция населенных мест малой и средней величины
Главным достоинством небольших поселений и городов является их пространственное единство с окружающим ландшафтом, повсеместная доступность естественной природной среды. В самых малых городах и посе

Пространственные формы экологической компенсации жилой среды города
Интенсификация использования городской территории — это про­грессивный и необратимый процесс, но, протекая бесконтрольно, он мо­жет нарушить социальный и психологический комфорт населения, при­чини

Композиционные возможности контактов жилища с природой при многоэтажной застройке
Можно ли достичь высокой плотности населения без отказа от при- квартирных садов в условиях многоэтажной жилой застройки? Положи­тельный ответ на этот вопрос дал Ле Корбюзье в 1920-е годы. Предло­ж

Архитектурно-композиционные пределы интенсификации жилой застройки города
Как известно, чем длинней дома, тем меньше расход территории на разрывы между ними, тем выше плотность — как застройки, так и насе­ления в городе. Эта градостроительная аксиома создала почву для ст

Компоновка городской застройки по принципу пешеходной доступности
Начиная с 1920-х годов — от проектирования «жилых комбинатов» в советских городах и американской единицы соседства (neighborhood unit), названной в России термином «микрорайон» — вся планиро

Функционально-экологическая несовместимость пешеходных и транспортных путей в композиции города
Современная автомобильная дорога является источником шума, пыли и вредных газов. Ее близкое соседство нежелательно как для жи­лой среды, так и для пешеходов, что было отмечено еще в «Афинской харти

Компактная планировочная композиция городского центра
Традиционно городской центр — это площадь или система площа­дей. Их форма может быть разнообразной, простой или сложной, плос­кой или пересеченной с подпорными стенами, водоемами и фонтана­ми, мону

Протяженная композиция плана городского центра
Удлинение плана городского центра позволяет увеличить зону пеше­ходной доступности по сравнению с его компактной формой. В простей­шем виде протяженный центр представляет собой главную улицу горо­д

Вертикальное развитие пространственных форм городского центра
Центр крупного города пронизан густой сетью пешеходных и транс­портных путей. Хотя эти пути должны быть полностью отделены один от другого, им необходимы контактные точки, в которых пешеход ста­нов

Зрительное восприятие и архитектурная оценка композиции городских ансамблей
Композиция планировочных и архитектурных форм городской сре­ды, в первую очередь, должна быть основана на возможностях зритель­ного восприятия — как непосредственного, так и опосредованного во врем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги