Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2003 году
Педагогическая система Гербарта - раздел Педагогика, - 2003 год - Педагогическая Система Гербарта» Казань 2003 Содержание Введение 3 Педагогиче...
|
Педагогическая система Гербарта» Казань 2003 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГЕРБАРТА 6 КОНЦЕПЦИЯ ГЕРБАРТА О РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22 ВВЕДЕНИЕ В Новое время (XVII-XIX вв.) во всех сферах социокультурной жизни Западной Европы начали происходить значительные изменения: поднялся авторитет разума, рационального отношения к хозяйственной и политической жизни.
Стал легальным религиозный плюрализм, что открыло дорогу свободомыслию, демократии, научным исследованиям и заставило всерьез заняться проблемами познания. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытие, то со времени Реформации на первый план выходит гносеология. Наряду с новым философским осмыслением гносеологических проблем в западноевропейском образовании того периода начинают усиленно разрабатываться теоретические основы процесса обучения. В Германии в этот период наиболее популярным стало учение о бессознательной динамике психических представлений.
Его автором выступил И.Гербарт. Иоганн Фридрих Гербарт [Herbart] (1776-1841) - немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Основоположник так называемой формальной эстетики (источник прекрасного - симметрия, пропорции, ритм и т. п.) Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Основоположник эмпирической психологии в Германии.
В качестве элементов сознания рассматривал представления. Для объяснения их статики и динамики, в частности их силы, ясности, говорил о необходимости применения математики. Согласно Гербарту, в сознании можно выделить три области: ясного сознания, просто сознания и бессознательного, между которыми существуют переходы (пороги). Так, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также - обратный переход представления в область бессознательного, получивший название вытеснения.
Взгляды Гербарта, нашедшие отражение в его педагогической системе, сформировались под влиянием представителей античной (Парменид, Платон) и немецкой классической (И. Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг) философии и некоторых педагогических идей И.Г.Песталоцци. Будучи одновременно и философом и психологом, Гербарт пытался обосновать педагогику с помощью этих двух наук: из философии он выводил цели воспитания, с помощью психологии указывал на пути достижения этих целей.
Считая, как и все ассоцианисты, что в душе нет ничего изначального, что она возникает из первоэлементов, он называл их не идеями, а представлениями. Если идеи считались фактами сознания, то представления, по Гербарту, вытесняясь из сознания, образуют огромную массу элементов бессознательной психики. Эта масса была названа апперцептивной («апперцепция» от лат. «аd» - к, «perceptio» - восприятие). Каждое новое представление находится под давлением этой массы и удерживается благодаря ей. Незнакомое вводится в ум посредством уже знакомого. Этот постулат Гербарт положил в основу своей педагогической системы, нашедшей немало сторонников.
Кроме того, он предпринял попытку вывести математические формулы, по которым представления теснят друг друга, выталкиваются из сознания и вновь захватывают его. Он надеялся, опираясь на это учение о «статике и динамике представлений», придать психологии характер точной, опытной науки.
Его главный труд так и назывался «Психология, по-новому основанная на метафизике, опыте и математике». Ряд установок Гербарта - возвращение к понятию о бессознательной психике (впервые оно было предложено Лейбницем), соотнесение его с апперцептивной массой, определяющей успех представлений в борьбе за «жизненное пространство» сознания, а также уверенность в том, что и к психологии применима математика явились попыткой перевести принципы, подобные ассоцианизму, на новый язык. Не механика, не химия, а математика, обобщающая динамику психических элементов, способна, согласно Гербарту, объяснить, как из этих элементов складывается опыт индивида.
Между тем глубинные изменения в стиле научного мышления вели к дальнейшей трансформации ассоцианизма. Широкую известность получила разработанная Гербартом теория ступеней обучения.
Гербарт подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая вли... Гербарт различает шесть самостоятельных видов различных интересов. Гербарт считал необходимым так вести преподавание, чтобы навстречу нов... Вторым видом непроизвольного внимания является апперцептивное внимание... Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассмат...
Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развит... Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие че... 3. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине». «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Центральный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.
Особо важное значение Гербарт отводил воспитывающему обучению, в ходе которого должен развиваться многосторонний интерес (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный и религиозный), основанный на возбуждении и поддержании апперцептивного и развитии произвольного внимания. Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него. Им были намечены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенноясный, морализаторский, увещевающий.
Гербарт считал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Само по себе управление не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предлагалась система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр. Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова, а также вопросы воспитания: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств». Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к формированию у ребенка «собственных свободных душевных состояний». Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение.
Он искал некую «естественную последовательность» учебного процесса в виде формальных ступеней.
Были определены четыре таких ступени: две - по углублению обучения и две - по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других - самостоятельная работа ученика и слово учителя. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический.
Главенствующая роль отдавалась аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности. Объектом его внимания было гимназическое образование. Гербартом были определены четыре ступени учебного процесса: 1. введение нового материала 2. установление связи между новым и уже известным 3. обобщение и формулирование выводов 4. практическое применение приобретенных знаний. Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения.
Ступени обучения в системе И.Ф.Гербарта располагаются в следую¬щем порядке: ясность, ассоциация, система, метод. Определил три универсальных метода обучения: 1. главный аналитический, 2. описательный, 3. синтетический (применять в совокупности). И.Ф.Гербарт - один из выдающихся педагогов XIX в чье учение и опыт оказали существенное влияние на практику образования во второй половине XIX-начале ХХ вв. Гербарт во многом определил развитие западной педагогики XIX в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Большая советская энциклопедия / Под. ред. Прохорова А.М. т. 6, изд. 3, М. 1998. 2. Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли. Великий Новгород. 2002. 3. История педагогики.
Часть 2. С XVII в. до середины XX в. / Под ред. А.И.Пискунова. М 1997. 4. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Конрова И.И М 1964. 5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М 1981. 6. Хильгенхегер Н. Иоганн Фридрих Гербарт // Перспективы: вопросы образования.
Мыслители образования. Т. 2, 1994. № 1-2 (87-88). 7. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. М 1991.
– Конец работы –
Используемые теги: Педагогическая, система, Гербарта0.063
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Педагогическая система Гербарта
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов