рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пространство и время в творчестве М.А.Булгакова (по роману Мастер и Маргарита)

Работа сделанна в 2006 году

Пространство и время в творчестве М.А.Булгакова (по роману Мастер и Маргарита) - раздел Литература, - 2006 год - Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Шко...

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 25 с углубленным изучением отдельных предметов. ЛИТЕРАТУРА Пространство и время в творчестве Михаила Булгакова по роману Мастер и Маргарита. Слесаренко Марьяна Евгеньевна.Бобровская Т.Н. г. Калининград 2006 г. Оглавление I Введение II Основная часть 1 Биография М.А. Булгакова 2 История написания романа 3 Миры романа 4 Временная и пространственно-смысловая структура романа 5 Главные герои романа III Заключение IV Список использованной литературы Введение Из всех писателей 20-х 30-х гг. прошедшего века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых Мастер и Маргарита.

Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями.

Вспомним хотя бы осетрину второй свежести, и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал. Вот так, в нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую и мировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман Мастер и Маргарита одним из величайших творений двадцатого века. В советские времена Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с Тихим Доном М. Шолохова, различив их по степени доступности широкому читателю.

Далеко не все способны осмыслить Мастера и Маргариту в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что Мастера перечитывают и юные. Стоит вспомнить, что первые рисунки к нему сделала талантливая девочка-художница Надя Рушева.

Дело в том, вероятно, что ребенка привлекает фантастичность произведения с элементом сказки, и даже если детский мозг не способен понять сложных истин и глубинного смысла произведения, он принимает то, что способно заставить работать воображение и фантазию ребенка. По Мастеру и Маргарите написано много критических статей, что свидетельствует о широкой аудитории читателей.

Поднимаются вопросы о добре и зле, о том, что есть добро и что есть зло. Но в статьях к роману почти ничего не сказано о проблеме времени и пространства. Сложность изучения данной темы заключается в том, что она имеет глубоко философские корни. Ну что же, люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было Ну, легкомысленны ну, что ж и милосердие иногда стучится в их сердца в общем, напоминают прежних.

Граждане, воспитанные в социалистическом обществе, не должны иметь этих буржуазных пороков. Им следовало приветствовать равенство между людьми. Поэтому первая реакция на выход романа могла быть другой. Тема пространства и времени помогает точно представить те места, где происходили действия в главах произведения, также она позволяет выделить несколько любопытных особенностей и схожесть характеров людей, когда бы они ни жили. Этот вопрос является важным, потому что с его помощью можно проследить взаимосвязь между мирами романа, где на первый взгляд нет ничего общего.

Итак, изучение этой темы позволяет раздвинуть границы обычного читательского круга и получить более полное представление о романе и об особенностях его написания. Изучение данной темы представляет определенные сложности, но я поставила перед собой цель еще раз внимательно перечитав роман, разобраться детально с событиями, происходившими в 30-е годы XX столетия в России и тысячелетней давности в Ершалаиме, уловить связь пространства и времени, убедиться в том, что история имеет свойство повторяться, предупреждая людей об ошибках прошлого.

История отблагодарила писателя за труд роман все-таки вышел в свет из глубины ящика булгаковского стола впервые - в 1966 году в одиннадцатом номере журнала Москва, когда остались позади безнадежные сталинские времена. Жизнь трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит. Ж. Лабрюйер 1 Биография Годы жизни 15.05.1891 - 40 Булгаковы, по словам родной сестры писателя Надежды Афанасьевны Земской, принадлежали к колокольному дворянству.

И отец и мать были из орловской губернии. Оба деда священники. У одного было девять детей, у другого десять. Дед со стороны матери, Михаил Васильевич Покровский, сын дьячка, настоятель собора в г. Карачеве Орловской губернии, бабушка Анфиса Ивановна урожденная Турбина. Один их старший сын, Василий, учился в Военно-хирургической академии, но скончался рано, другой известный московский врач-гинеколог Николай Михайлович Покровский.

Дед со стороны отца Иван Авраамович Булгаков много лет был сельским священником, а ко времени рождения внука Михаила священником Сергиевской кладбищенской церкви в Орле. Бабушка Олимпиада Ферапонтовна была крестной Михаила. Отец писателя Афанасий Иванович Булгаков окончил Орловскую духовную семинарию, затем Киевскую Духовную академию. Он преподавал, а также исполнял должность киевского цензора по литературе на иностранных языках, блестяще владел не только европейскими и древними языками, но и западнославянскими.

В 1890 г. он женился на учительнице Карачевской прогимназии Варваре Михайловне Покровской. 3 мая 1891 г. родился первенец Михаил. Однако единственным ребенком он себя не помнил сразу родились еще сестры Вера, Надежда и Варвара, вскоре еще и братья Николай и Иван, и, наконец, младшая сестра Елена. Семья жила очень дружно, но небогато преподаватели духовных учебных заведений никогда не считались людьми обеспеченными, особенно при таком количестве детей. Дом на Андреевском спуске, описанный в романе Белая гвардия, квартира из семи комнат, с кремовыми шторами, потертой мебелью красного бархата это и есть впечатления детства и юности.

Совершенно реальный персонаж и о. Александр из церкви на Подоле, кормивший долгие годы семейство Булгаковых. В семи комнатах размещалась не только большая семья там, а также на даче в Буче, под Киевом, периодически гостили и разные родственники с детьми, и овдовевшие родственницы в духовном сословии при многодетных семьях родственников было много.

Семья была очень благочестива строго соблюдались посты, все обязательно говели перед Пасхой. По вечерам отец читал всей семье вслух Евангелие. Но главным духовным стержнем семьи все же была вера. В 1900 году Михаил поступает в подготовительный класс Второй киевской гимназии. По воспоминаниям одного из одноклассников он был невероятный дразнилка, всем придумывал прозвища. В первый класс он пошел уже в Первую гимназию, которая и описывается в романе Белая гвардия.

В школьные годы он был непременным участником всех драк и потасовок, без его участия не проходила ни одна серьезная шалость. Соученик Булгакова по Первой киевской гимназии К. Паустовский вспоминал Ядовитый имеете глаз и язык, с сокрушением говорил инспектор Бодянский. Прямо рветесь на скандал, хотя и выросли в почтенном профессорском семействе. Это ж надо придумать. Глаза при этом у Бодянского смеялись При всей любви молодого Булгакова к разным школьным шалостям, в революционные 1905-1907 годы его участие в событиях не заходило дальше, чем швырять чернильницами в учителей и баррикадироваться от них в классах.

Его гимназические товарищи вспоминали, что он был убежденным и бескомпромиссным монархистом, квасным монархистом. Причем тогда монархистами были либо очень богатые молодые люди, дети знатных родителей, либо, уже с черносотенным уклоном почти люмпены. Среди же интеллигентской молодежи монархические убеждения встречались крайне редко.

Многие связывали это с сильным влиянием отца на взгляды юного Михаила. Однако в 1906-1907 году обстановка в семье резко меняется. Отец тяжело заболел склероз почек. Однако тогда диагноз точно поставить не смогли, лечили от болезни глаз, а слепота была лишь следствием общего отравления организма. Отец до последнего дня продолжал работать, ибо от его заработка зависело содержание всей большой семьи. Когда он уже совсем ослеп, дочери читали ему статьи на иностранных языках, предназначенные для цензурирования. И только за месяц до кончины он получил звание ординарного профессора, благодаря чему благосостояние семьи выросло сразу практически вдвое. 14 марта 1907 года отец скончался.

Академия выхлопотала большую пенсию для семьи, полностью освободив вдову от материальных проблем. Летом 1908 г. Михаил знакомится с Татьяной Лаппа, Тасей. Она была дочерью управляющего Саратовской казенной палатой и приезжала погостить в Киев к тетке.

С тех пор Булгаков искал любой предлог погостить в Саратове, Тася рвалась в гости к тетке. В 1909 г. Булгаков окончил гимназию и выбрал профессию врача. Самостоятельным ли был его выбор, или на него повлиял брат матери свидетельств не сохранилось. Однако достоверно известно, что именно первый студенческий год стал временем полного отхода Булгакова от церковных обрядов. Он и раньше интересовался различными спиритическими сеансами, и, как говорили родные, всякой чертовщиной, постоянно насмехался над родственниками-семинаристами, в марте же 1910 года он впервые отказывается соблюдать Великий пост и говеть перед Пасхой.

Постоянные отлучки из Киева в Саратов печально сказались на его успеваемости, и в какой-то момент он оказался на грани исключения. Татьяна Николаевна Лаппа, окончив гимназию, по требованию отца осталась в Саратове и год работала классной дамой. Затем, наконец, она добилась от семьи разрешения переехать в Киев и поступить на Женские историко-филологические курсы, на романо-германское отделение.

Она сняла комнату неподалеку от дома Булгаковых, и роман с Михаилом стал развиваться все более стремительно. Повенчались они в апреле 1913 года, несмотря на нежелание матери Булгакова, которая считала, что женитьба может серьезно помешать закончить образование. Т.Н. Лаппа вспоминала, что перед свадьбой мать Михаила велела им говеть. Вообще у Булгаковых последнюю неделю перед Пасхой всегда был пост, а мы с Михаилом пообедаем у них, а потом идем в ресторан у нас в семье обряды не соблюдались, а у них всегда был пасхальный стол, отец Александр приходил, освящал.

Однако начавшаяся вскоре Первая мировая война вносит свои коррективы. На летних каникулах 1914 года Булгаков работает в госпитале, который его теща организовала при Саратовской казенной палате. Тася служит там же сестрой милосердия. Окончив в 1916 году курс обучения и пройдя испытания, но еще не получив звание лекаря с отличием, но еще без диплома, Булгаков добровольцем пошел работать в госпиталь Красного креста сначала служит в Киеве, потом в Каменец- Подольске.

В госпиталях Красного креста условия были более терпимые, чем в обычных фронтовых. Татьяна Николаевна сопровождает его, служит сестрой, держит конечности, которые он ампутирует. Для избалованной девочки, которая привыкла, придя из гимназии, сбрасывать на пол форменное платье горничная подберет эта жизнь была сложна и непривычна, но вступив на этот путь, она шла по нему более десяти лет совместной жизни с Булгаковым.

Летом 1917 г. Булгаков случайно заразился дифтеритом, отсасывая дифтерийные пленки, и был вынужден ввести себе сыворотку. Реакция на сыворотку была ужасной сыпь, зуд. Чтобы заглушить мучения сделал себе укол морфия и мгновенно получил зависимость. Татьяна Николаевна героически боролась с недугом мужа, обманом вводила ему вместо морфия дистиллированную воду, старалась лишить его возможности добывать наркотик и в конце концов победила, хотя сам Булгаков как врач понимал, что это чудо. С сентября 1917 года Булгакову удается перевестись из земства в Вяземскую городскую больницу.

Там уже значительно проще, меньше ответственность, обязанности делятся между разными врачами-специалистами. В Вязьме Булгаков начинает писать. В марте 1918 г. возвращается в Киев, открывает частную практику как врач-венеролог. Там, вместе с Булгаковыми жили сестра Михаила Афанасьевича, Варвара Афанасьевна и ее муж Леонид Сергеевич Карум, немец по происхождению. 13-14 декабря 1918 года, когда немцы и гетман бросили Киев на произвол судьбы и фактически сдали Петлюре, Булгаков вместе с другими уходил защищать Город. После захвата Города Булгаков был мобилизован петлюровцами как медик, но ему удалось бежать. В 1919 году, несмотря на все уклонения от мобилизации, все же был призван в качестве врача в Добровольческую армию Деникина и направлен во Владикавказ.

Путь до Владикавказа был долгим, а жизнь в пути достаточно свободна для мобилизованного. Верная спутница Тася, получив от него телеграмму из Владикавказа, тут же поехала следом.

К своему раннему творчеству Булгаков относился весьма критически не только в последующие годы, но и сразу. Рвань все и Турбины, и Женихи, и эта пьеса. Все делаю наспех. В душе моей печаль. Но я стиснул зубы и работаю. Да и писать приходилось не столько то, что хочется, сколько то, что надо. Вскоре Булгаков изгнан из подотдела искусств как бывший белогвардеец. Он вынужден уехать из Владикавказа и перебирается вместе с женой в Тифлис, затем в Батум. Жить абсолютно не на что. Продается последнее обручальные кольца.

Он отсылает Татьяну Николаевну в Москву со словами Я тебя вызову, как всегда вызывал. Но она уверена, что он собирается за границу, и они никогда не увидятся. Но встреча с Мандельштамом, стихи которого он прекрасно знал и любил, сыграла в его жизни очень важную роль. Следуя совету Мандельштама, он едет в Москву, где кипит литературная жизнь. Приехав в Москву, разыскивает Татьяну Николаевну, которая жила в общежитии на Пироговке в комнатке уборщицы.

Вскоре они переселяются в комнату в доме, построенном миллионером Пигитом, которую им на время уступил муж сестры, Надежды Афанасьевны, известный филолог А.М. Земский. Дом описан в сатире Эльпит-Рабкоммуна. Сразу же по приезде в Москву Булгаков обращается в Литературный отдел Главолитпросвета Наркомпросса ЛИТО. 30 сентября подает заявление, а уже 1 октября зачислен на должность секретаря. Решается и вопрос с жильем доведенный до отчаянья, он пишет письмо Крупской.

Над его наивностью смеются многие сослуживцы, но именно благодаря ходатайству Крупской он получает комнату на Садовой. Служба в ЛИТО оказалась недолгой 23 ноября 1921 года ЛИТО расформирован. Булгаков ведет тогово-промышленную хронику в газете Вестник, но газета тоже закрывается. Снова начинается литературная поденщина очерки и фельетоны в московских журналах и газетах. Слова улетают, написанное остается. Латинская пословица. 2 История создания романа Когда Булгаков начал писать роман, названный позднее Мастер и Маргарита и принесший писателю всемирную славу и бессмертие На сохранившихся титульных листах различных вариантов и редакций он датировал начала работы то 1928 г. то 1929 г. Скорее всего, замысел романа сложился в 1928 г а непосредственная работа над текстом относится к началу 1929 г Эта, первая из дошедших до нас редакций будущего романа Мастер и Маргарита, судя по воспоминаниям современников, была доведена до стадии машинописи, хотя сейчас, пожалуй, уже невозможно установить, был ли тогда роман завершен фабульно.

Рукопись первой редакции, по всей видимости, с частью черновиков и подготовительных материалов, была уничтожена Булгаковым в марте 1930 г. Об этом он сообщал в письме правительству 28 марта 1930 г. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе и в письме В.Вересаеву 2 августа 1933 г. В меня же вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатах, я стал мазать страницу за страницей заново тот свой уничтоженный три года назад роман.

Зачем Не знаю Текст первой редакции значительно отличался от опубликованной окончательной редакции романа.

Здесь ершалаимские сцены были изложены целиком в одной главе в виде рассказа Воланда литераторам на Патриарших, причем рассказ сатаны, особенно в раннем варианте, передавал интонацию живой разговорной речи В 1931 г. Булгаков вновь обратился к роману, теперь названному Консультант с копытом. Работа над второй редакцией проходила вплоть до 6 июля 1936 г когда была завершена последняя, 37-я, глава второй редакции.

Булгаков еще не остановился на каком-то одном названии для своего произведения. В качестве вариантов он в процессе работы испробовал Великий канцлер, Сатана, Вот и я, Шляпа с пером, Черный богослов, Он появился, Подкова иностранца, Пришествие. Кроме того, писатель вписал подзаголовок Фантастический роман, пытаясь более точно указать жанр произведения. Во второй редакции текст романа был уже довольно близок к опубликованному.

Уже в наброске 1931 г. в роман вошла Маргарита вместе со своим безымянным спутником, именуемым в дальнейшем Фаустом это имя встречается лишь в набросках планов и поэтом, а так же, как и в окончательном тексте, Мастером. Хотя Воланд здесь занимал доминирующее положение в действии и композиции романа, роль Маргариты и ее возлюбленного была значительной. В октябре 1934 г. вторая редакция вчерне была завершена. Мастер играл в романе все более заметную роль, в частности он заменил Воланда в сцене у постели Ивана в психиатрической лечебнице. 6 июля 1936 г. была записана последняя, заключительная, глава второй редакции, 37-я по общему счету Последний полет.

В 1937 г. была начата последняя, третья редакция романа, первоначально названная Князь тьмы, но вскоре получившая окончательное название Мастер и Маргарита. Количество глав в этой редакции первоначально достигало тридцати, а в процессе работы возросло, за счет дробления отдельных глав, до тридцати двух. Эпилог был написан Булгаковым 14 мая 1939 г. и остался неизменным до окончания работы над романом, прерванной смертью писателя 10 марта 1940 г. Последние изменения Мастера и Маргариты вносил уже будучи смертельно больным обострение болезни наследственный нефросклероз, завершившийся трагическим исходом.

Судя по записи в дневнике Е.С.Булгаковой, последний раз писатель работал над текстом 13 февраля 1940 г. Смерть помешала Булгакову довести правку до конца она оборвана на словах Маргариты Так это, стало быть, литераторы за гробом идут в главе 19 Маргарита, открывающей вторую часть романа.

Художественно Мастер и Маргарита - вещь творчески завершенная, лишь в заключительных главах писатель не успел навести глянец, оставил некоторые мелкие несоответствия вроде того, что в главе 13 утверждается, что мастер гладко выбрит, а в главе 24 он предстает перед нами с бородой. В Мастере и Маргарите видна рука драматурга автора многих пьес и киносценариев. Многие эпизоды в первую очередь ершалаимские построены по законам театральной сцены, не случайно роман инсценировался многократно во всем мире. Мастер и Маргарита - это и своеобразный гигантский киносценарий, где кадры величественной Иудеи сменяются суетой московского мира, чтобы в свою очередь уступить место мистически-торжественной кульминации балу у сатаны. Писатель кинематографически чередует общие и крупные планы.

И читатель воспринимает все образы булгаковского романа как объемные, пространственные, чрезвычайно рельефные.

Мастер и Маргарита Михаила Булгакова произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического, философского и сатирического начал. По глубине философского содержания и уровня художественного мастерства Мастер и Маргарита по праву стоит в одном ряду с Дон Кихотом Сервантеса, гтевским Фаустом, толстовской Войной и миром и другими вечными спутниками человечества в его исканиях истины и свободы.

Наш мир это театральный занавес, за которым скрыты величайшие тайны. Р.М.Рильке. 3

Миры романа

Миры романа. Но на самом ли деле их три С числом три мы в нашем мире сталкиваемся н... Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле. Сколько бы добра он ни сделал, он продолжает оставаться дьяволом. Время неподвижно, как берег нам кажется, что оно бежит, а, напротив, п...

Временная и пространственно-смысловая структура романа

Подобное мнение, как оказалось, довольно точно отражает авторский замы... был большой синяк, а у Воланда правый глаз черный, левый почему-то зел... Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине. Так Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том чи... К.

Заключение. Роман Мастер и Маргарита без колебаний признан главным делом жизни Булгакова ради него Михаил Афанасьевич даже хотел уйти из Большого театра, чтобы выправить и представить произведение наверх. Действительно, Мастера и Маргариту Булгаков создавал двенадцать лет, большую часть своей творческой жизни 19289г. 1940г. параллельно с другими работами, дававшими возможность зарабатывать на жизнь.

Остается только удивляться самоотверженности Михаила Афанасьевича ведь в перспективе публикации романа Булгаков далеко не был уверен. Изучив труды Бориса Соколова об этой книге Булгаковская энциклопедия и Три жизни Михаила Булгакова, я открыла для себя много интересных фактов о романе, не только как о великом произведении, но и как о деле всей жизни Михаила Афанасьевича. Перечитав несколько раз роман, я сделала выводы о его строении, о переплетении евангельских и московских глав, увидела жизнь Москвы, какой она была в 30-ые годы XX столетия.

Еще одним важным выводом могу назвать тот факт, что история развивается по замкнутой линии, то есть по кругу. Люди не меняются с течением времени, изменяется только пространство и эпоха. История нас предупреждает об ошибках прошлого, а человек все равно их допускает. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мировоззрение людей не меняется, только развивающийся научный прогресс вносит какие-либо коррективы в сознание, во внешнюю оболочку человека, а внутреннее содержание остается таким же, как и было, ничто его не сможет поменять. Как сказал Воланд, рукописи не горят.

Булгаков, уничтоживший первую редакцию Мастера и Маргариты, убедился, что написанное уже невозможно изгнать из памяти, и в результате оставил после смерти в наследство потомкам рукопись великого произведения. Список использованной литературы 1 Агеносов В.В. Трижды романтический мастер Изд. Просвещение Москва 1995. 2 Боборыкин В.Т.Михаил Булгаков Изд. ПРОСВЕЩЕНИЕ Москва 1991. 3 Галинская И.Л.Загадки известных книг Изд. НАУКА Москва 1986. 4 Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова Мастер и Маргарита Изд. Высшая школа Москва 1994. 5 Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия Изд. ЛОКИД - МИФ Москва 1997. 6 Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова Изд. ЭЛЛИС ЛАК Москва 1997. 7 Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова Изд. Наука Москва 1991. 8 Шнейберг Л.Я Кондаков И.В.От Горького до Солженицына Изд. Высшая школа Москва 1995.

– Конец работы –

Используемые теги: пространство, время, творчестве, Булгакова, роману, Мастер, Маргарита0.104

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пространство и время в творчестве М.А.Булгакова (по роману Мастер и Маргарита)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Маргариты в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Меня интересовало, как автор выстраивает образ (портрет, речевая характеристика) , как эпизодический герой движет сюжет, помогая прочесть основные… Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, поэтому в нем прочитываются… Образ Маргариты не простой, Поэтому, с моей точки зрения, именно слово Маргариты помогает открывать нам героиню,…

Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Большое место эта тема занимала и в произведениях советских писателей А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, пытавшихся сопоставить так или иначе… Образ Иисуса Христа в белом венчике из роз , идущего впереди отряда… С особенной силой и откровением религиозные мотивы прослеживаются в самых значительных и поистине эпохальных русских…

Проблема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Какая-то завеса повисла между ничтожной реальностью, дающей пищу для анекдота, и величественным инобытием, куда ведет косо упирающийся в небо лунный… На исходе мая в Москву со своей «ревизией» прибывает Воланд.В это же время на… Бездомный написал поэму о Христе – конечно, антирелигиозную. Сделал он это по заказу Берлиоза, занимающего…

Временная трансспектива внутренней жизни мастера (психопоэтика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Художники и поэты опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, еще более важном и возвышенном смысле: не только религиозная идея будет… Поэтому человек – не соработник Бога, но творец в подлинном смысле этого… Мастер утверждает, что роман, написанный им, он не создал сам, он просто все верно угадал.Угаданная мастером…

Реальность и фантастика в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Но это не единственный писатель, который, по мнению критиков, повлиял на творчество Михаила Афанасьевича. В отечественной литературе его предшественниками, помимо Гоголя, считаются… А идейное содержание, по моему мнению, настолько глобально, что его трудно выразить словами.Каждый поймет роман…

Библейские мотивы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
На протяжении всего своего жизненного пути он не раз задавался вопросами бытия, смысла жизни, борьбы добра со злом, не раз переосмысливал Ветхий и… А в 1937 году появляется и само название «Мастер и Маргарита». Этот… Для этого писатель и использует сложную структуру построения произведения. «Мастер и Маргарита» как справедливо…

Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Роман был написан в 30-е годы - в пору расцвета писательского дарования автора. В этот же период им написаны такие блистательные произведения, как роман Жизнь… По сей день, мы убеждаемся в глубине творческих поисках автора, что подтверждается непрекращающимся потоком книги…

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита"
Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с вождем, сколько… Вспомним хотя бы «осетрину второй свежести», и придет на ум печальная мысль,… Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает…

Фантастические образы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Дьявол был нередким гостем на страницахлитературы двадцатых годов, его сразу узнавали читатели.Внешнее сходство сМефистофелем было подчеркнуто и… Слушателями владело огромноенапряжение, желание понять, что бы это значило .… Для меня же сатанизм Воландаочевиден так же, как и божественность Иешуа. Но ведь из этого следует, чтоВоланд герой…

Поиски истины по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"
Людисовестливые, считающие себя ответственными за все происходящее на земле, всюжизнь старались найти правду, благодаря которой можно изменить себя… Он былубежден, что только через приобщение к Богу человек обретает… Проблеманравственного выбора, ответственности и наказания становятся главнымипроблемами романа. Роман Мастер…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Роль пейзажа в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении с давних пор привлекает внимание многих исследователей. Имеются многочисленные… К таким писателям относится М.Булгаков – необыкновенно тонкий психолог и… Как и обычно, в жанре романа пейзаж в произведении «Мастер и Маргарита» является частью его внесюжетного строения:…
  • Судьба личности в обществе и истории в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" Для такой глобальной цели понадобилось сопоставление исторически разных пластов жизни, своеобразная проекция вечности в современность. Это роман не только о современной писателю действительности, а шире – это… Спустя десятилетия стали видимы их трещины, пороки, изъяны.Но каковы должны быть проницательность, смелость и…
  • Тема любви в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Здесь поняты вопросы о вечных ценностях вопрос добра и зла, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Но все-таки для меня это в первую… Мнекажется, Булгаков делает это для того чтобы подготовить читателя, для… Нопочему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает нечистая сила?Булгаков не делит это чувство на светлое или…
  • Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как одна из главных загадок современности Приложение 1 Письмо Булгакова Приложение 2 Москва Михаила Булгакова.Библиография Введение Настоящий Мастер - именно так, с большой буквы - может… Рукописи не горят Горят души, и из этого пепла, политого кровью сердца,… Творений было много драматические и сатирические, утопичные и реалистичные, исторические и фантастические . Многие из…
  • Дьявол и его свита в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые… Время начала работы над Мастером и Маргаритой Булгаков в разных рукописях… Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г имела подзаголовок Фантастический роман и варианты названий Великий канцлер, …