рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Работа сделанна в 2006 году

Тема любви в творчестве А.И.Куприна - Реферат, раздел Литература, - 2006 год - Министерство Образования Российской Федерации Экзаменационная Работа По Лите...

Министерство образования Российской Федерации Экзаменационная работа по литературе Реферат Тема любви в творчестве А.И.Куприна . Работа ученицы 11 класса Б МОУ СОШ 13 Сайфутдиновой Зульфии Фаязовны. Учитель Курасова Л.И. г. Бугуруслан, 2006 год. План. I. Вступление 1. Место А.И.Куприна в русской литературе. Стр.2. Своеобразные особенности творческой индивидуальности А.И.Куприна.Стр.3-3. В поисках духовной гармонии. Стр.4-II. Тема любви в произведениях А.И.Куприна. 1. Повесть Олеся - всепобеждающее чувство любви. Стр.6-2. Библейские мотивы в творчестве А.И.Куприна.

Стр.10-3. Поединок - одна из самых общественно значительных произведений Куприна. Стр. 15-4. Армия глазами А.И.Куприна. Стр. 22-III. Заключение 1. Произведения А.И.Куприна в русской литературе. Стр.25-27. 2. Мои любимые произведения А.И.Куприна.

Стр.28-3. Литература. Стр. I. Вступление. 1.

Место А.И.Куприна в русской литературе

Место А.И.Куприна в русской литературе. Куприн - настоящий художник, громадный талант сказал о нем Лев Толстой... . Один из самых популярных писателей дореволюционной России, деливший сл... 2.

Своеобразные особенности творческой индивидуальности А.И.Куприна

Своеобразные особенности творческой индивидуальности А.И.Куприна. Преж... Весенняя свежесть, которая придавала такое мажорно-оптимистическое зву... . Критицизм Куприна по отношению к буржуазно - дворянскому обществу не о... 3.

В поисках духовной гармонии

В поисках духовной гармонии. Между тем далеко не одним интересом к психологическим процессам рождён... Только с позиций целостной системы его взглядов будет понятна преданно... Причем, почти равно поэтичным, очищающим и формирующим душу началом на... Молодого Куприна не менее привлекал и внутренний склад личности, спосо...

Повесть Олеся - всепобеждающее чувство любви

И только Олеся, воспитанная матерью-природой, могучей ее силой, сохран... Главная героиня, человек мнительный и суеверный, верит картам. У замечательного австрийского лирика Николая Ленау первая половина XIX... Любовь этого странного, одинокого человека оказалась серьезной и траги... Она была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, не...

литература! Любовь для писателя - основа всего существующего Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Любовь позволяет героям подняться над будничностью, суетностью.

В письме Куприн писал Не в силе, не в ловкости, не в уму, не в таланте выражается индивидуальность, а - в любви . 3. Поединок - одна из самых общественно значительных произведений Куприна. Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть Поединок уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии было в юности страстным и романтическим.

Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем служба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой утомительно однообразными занятиями словесностью и отработкой ружейных приемов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлыми интрижками с полковыми распутницами. Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами заштатной интеллигенции. Впечатления этих лет явились как бы запасом на много лет вперед материал для ряда рассказов и в первую очередь повести Поединок Куприн почерпнул именно в пору своей офицерской службы. Работа над повестью Поединок в 1902 - 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел - хватить по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности.

Работа над Поединком шла у Куприна не особенно успешно, и в том, что роман этот был завершен, большая заслуга Горького, вовремя оказывавшего писателю дружескую нравственную поддержку.

Об этом существуют собственные свидетельства Куприна. А. М. Горький был трогательным товарищем по литературе, умел во время поддержать, подбодрить. Помню, я много раз бросал Поединок, мне казалось недостаточно ярко сделано, но Горький, прочитав написанные главы, пришел в восторг и даже прослезился. Если бы он не вдохнул в меня уверенность к работе, я романа, пожалуй, своего так бы и не закончил. В другом месте Куприн с еще большей определенностью характеризует роль Горького в создании романа Поединок не появился бы в печати, если б не влияние Алексея Максимовича.

В период моего неверия в свои творческие силы он оказал мне большую помощь. Так представлялась Куприну роль Горького в появлении в свет Поединка через треть века. Аналогичны высказывания Куприна по тому же поводу, сделанные под непосредственным впечатлением только что завершившейся работы Завтра выходит VI сборник 3нания Теперь, наконец, когда уже все окончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это. Говоря о том, что Горькому принадлежит все смелое и буйное в Поединке , Куприн имел в виду, конечно, прежде всего, политический смысл творчества Горького, его смелую критику социально-политического уклада, его пламенную веру в свободного, прекрасного человека, его призывы к борьбе со старым миром.

Поединок был напечатан впервые в шестом томе сборников Знание, вышедшем в свет в мае 1905 года. В это время царская Россия потерпела окончательное поражение в войне с Японией 14 мая в сражении при Цусиме был разгромлен русский флот. В мае 1905 г когда вся страна находилась под тяжелым впечатлением военных неудач и ширившегося революционного движения, появился шестой том сборника Знание с Поединком Куприна.

В этой публикации Поединок имеет посвящение М. Горькому, опускавшееся потом Куприным при отдельных изданиях романа, начиная со второго.

Исторические условия, в которых появился Поединок, актуальность военной темы, сила художественного обличения определили исключительный успех произведения. Шестой сборник Знания был отпечатан в 20000 экземпляров, немедленно разошедшихся, и через месяц понадобилось новое издание этого тома. Затем Поединок вышел отдельной книгой, переиздававшейся до 1916 г. пять раз. Характерно, что даже во время империалистической войны Поединок Куприна воспринимался как злободневное литературное произведение.

Повесть была расценена передовым, прогрессивно настроенным читателем как произведение остро актуальное, помогающее осознать причины поражения русской армии в войне, хотя события изображенные в ней, были отделены от современности целым десятилетием, они относились к 1894 году, когда был издан указ о введении дуэлей в армии.

Общий тон Поединка как нельзя лучше соответствовал духу того времени, исчерпывающая характеристика которого дана В.И.Лениным в написанном в 1904 году проекте листка Первое мая Война разоблачает все более ярко, все более наглядно, всю гнилость самодержавного порядка, всю преступность полицейской и придворной шайки, которая правит Россией Война разоблачает все слабые стороны правительства, война срывает внутреннюю гнилость. Война доводит нелепость царского самодержавия до того, что она бьет в глаза всем и каждому, война показывает всем агонию старой России, России бесправной, темной и забитой, России, остающейся в крепостной зависимости у полицейского правительства. Само название Поединок многозначно это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собою.

В отличие от Желткова, который обрисован пунктирно, главный герой Поединка раскрыт психологически подробно и убедительно.

О том, кто такой поручик Ромашов, можно спорить - образ этот неоднозначен. В нем угадываются черты маленького человека - он неказист внешне, порой даже смешон Ромашов вдруг с поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель, бледное лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость. В начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога - он видит себя ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды, представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско.

Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты оплошность во время смотра сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним прозрением. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое. Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с библейскими словами Брат мой. В Ромашове все отчетливее прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное чувство приходит в противоречие с окружающей его жизнью.

Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств, его любви к Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки - один из самых удачных в повести. Еще Луначарский отметил, что Куприну удалось вывести любопытный, совершенно живой и, бесспорно, интересный женский тип. Образ Шурочки много сложнее и психологически интереснее.

На первых страницах повести она производит очень благоприятное впечатление умная, чуткая, изящная, обладающая хорошим вкусом и тактом, сторонящаяся полковых сплетен и интриг, Александра Петровна кажется существом другого, лучшего круга. Силу и уверенность ей придает тот идеал жизни, практическим осуществлением которого заняты все ее мысли и чувства. Но идеал этот ограничен и пошл, и как только читатель понимает его, пропадает все обаяние героини.

Полное же развенчание Шурочки, Куприн производит в последней главе повести ее разоблачает разговор с Ромашовым, когда накануне дуэли она приходит просить его обязательно драться с Николаевым для того, чтобы карьера мужа не подверглась испытаниям, для того, чтобы она, Шурочка, была всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, чтобы ей поклонялись, чтобы она чувствовала свою власть. Смысл ее отвратительно эгоистичной речи сводился к тому, что Ромашов должен погибнуть на поединке для мещанского благополучия этой черствой барыньки. Даже наивный, ослепленный своей любовью и своим незнанием людей Ромашов не мог не понять сущности просьбы Шурочки он почувствовал, как между ними незримо проползло что-то тайное, гадкое, склизкое, от чего пахнуло холодом на его душу Стараясь скрыть непонятное, глухое раздражение, он сказал сухо - Ради бога, объяснись прямее.

Я все тебе обещаю. И Александра Петровна, с явной целью обмануть Ромашова, убеждает его, что они с Николаевым непременно должны на следующий день стреляться, что ни один из них не будет ранен, что муж ее знает, что она все, все, все сделала. Результат коварной лжи и вероломства Шурочки известен Николаев смертельно ранил Ромашова.

Автор не говорит, нарушил ли Николаев данное Шурочке обещание не ранить Ромашова, или такого обещания и не было. Во всяком случае, весь ход рассуждений Александры Петровны, ее фраза Мы не увидимся больше - все свидетельствует о том, что она сознательно шла на обман Ромашова, на подготовку его убийства во имя своего личного благополучия.

И Шурочка, умная, изящная и очаровательная, оказывается чудовищно жестокой, способной на самое низкое предательство. Шурочка наделена рядом привлекательных черт - она умна, обаятельна, стоит на голову выше во всех отношениях прочих офицерских дам полка, но она расчетлива, эгоистична и в своих представлениях о лучшей жизни не идет дальше мечты о столице, об успехах в высшем свете.

Для осуществления этой мечты она губит Ромашова, любыми средствами стремясь завоевать обеспеченное место для себя и для своего недалекого нелюбимого мужа. Очень своеобразно дан в повести портрет Шурочки. Куприн намеренно уклоняется от авторского описания ее внешности, предоставляя самому Ромашову нарисовать ее такой, какой он видит ее. Мастерски, сперва как будто бы случайными штрихами, а затем все более отчетливо Куприн оттеняет в характере этой женщины такую, поначалу совсем не замечаемую Ромашовым, черту, как душевная холодность и черствость.

Впервые нечто чуждое и враждебное себе улавливает он в смехе Шурочки на пикнике В этом смехе было что-то инстинктивно неприятное, от чего пахнуло холодком в душу Ромашова. В конце повести, в сцене последнего свидания, герой испытывает сходное, но значительно усилившееся ощущение, когда Шурочка диктует свои условия дуэли. Ромашов почувствовал, как между ними незримо проползало что-то тайное, гладкое, склизкое, от чего пахнуло холодом на его душу. Эту сцену дополняет описание последнего поцелуя Шурочки, когда Ромашов почувствовал, что ее губы были холодны и неподвижны.

Шурочка Николаевна - женщина, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа- этот образ можно назвать в чем-то открытием А.Куприна, в чем-то его пророчеством. Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него почти ясен, не только из-за способности к любви-преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от сознания собственной ненужности, от безысходности.

Происходит крушение мечты, и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности - сама возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения оставляет в душе читателя чувство просветленности. В центре Поединка, фигура человека, ставшего, выражаясь горьковскими словами, боком к своей социальной среде.

Ромашов один из многочисленных винтиков в чуждом и даже враждебном ему общественном механизме он болезненно переживает надругательства над человеком, унижение его достоинства, свидетелем которых ему постоянно приходится быть. Ромашов дан в процессе духовного роста, становления, и это придает его образу внутреннюю динамичность. Если учесть, что события, изображенные в Поединке, охватывают период всего в два месяца - с начала апреля до начала июня, то нельзя не признать, что рост Ромашова совершается в повести быстро, можно даже сказать, стремительно.

Внутренний рост своего героя писатель подчеркивает и его внешними изменениями. Так, в начале повести Куприн неоднократно фиксирует внимание на невзрачной наружности своего героя, постоянно вспоминает об очках, которые тот поправляет в минуты замешательства. Ромашов без надобности поправляя очки и откашливаясь, вмешался в разговор Ромашов вытащил шашку из ножен и сконфуженно поправил рукой очки он протирал платком запотевшие в тепле очки, поднося их в вплотную к близоруким глазам. В дальнейшем писатель словно бы забывает о его заурядной внешности, о том, что герой его носит очки. Даже подробно рассказывая о том, как Николаев ударяет Ромашова в лицо, Куприн ни словом не упоминает об очках, которые ему теперь не нужны. Ромашов учится мыслить, и это также отражается в повести.

Если вначале, погруженный в мелкие личные переживания и ощущения, он путается в своих мыслях, не в силах иногда ответить на самый простой вопрос, то в конце произведения его мысль, устремленная к решению острых, волнующих вопросов, приобретает невиданную раньше ясность.

Это находит выражение, в частности, речи Ромашова, косноязычной и сбивчивой вначале и все более четкой и ясной в дальнейшем. Вот первое высказывание героя повести во время строевых занятий, когда заходит разговор о поединках А вот, господа, что я скажу со своей стороны. Буфетчика я, положим, не считаю да Но если штатский как бы это сказать Да Ну, если он порядочный человек, дворянин и так далее зачем же я буду на него, безоружного, нападать с шашкой? Отчего же я не могу у него потребовать удовлетворения? Все-таки же мы люди культурные, так сказать. И как резко контрастирует с этой неровной, спотыкающейся речью высказывание Ромашова в конце десятой главы в ответ на циничное утверждение капитана Сливы, что солдата необходимо бить. Бить солдата бесчестно глухо возразил молчавший до сих пор Ромашов Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара.

Не смеет даже отклонить головы. Это стыдно Так, осознанная, можно сказать даже выстраданная Ромашовым мысль находит для своего выражения ясные, четкие слова.

Если первоначально самый процесс мышления угнетает Ромашова, то затем возможность мыслить рождает у молодого офицера радостные ощущения Раньше он не смел и подозревать, какие радости, какая мощь и какой глубокий интерес скрываются в такой простой, обыкновенной вещи, как человеческая мысль. О чем же думает Ромашов, какие новые горизонты раскрываются перед ним, когда, отвергнув ту жизнь, которой жил до сих пор, он начинает размышлять о своем будущем? Куприн убедительно показывает, как, осудив гнетущую и безрадостную армейскую действительность, Ромашов задумался над тем, что огромное большинство интеллигентных профессий основано исключительно на недоверии к человеческой честности и, таким образом, обслуживает человеческие пороки и недостатки.

Иначе к чему были бы повсюду необходимы конторщики, бухгалтеры, чиновники, полиция, таможня, контролеры, инспекторы и надсмотрщики - если бы человечество было совершенно Он думал также о священниках, докторах, педагогах, адвокатах и судьях - обо всех этих людях, которым по роду их занятий приходится постоянно соприкасаться с душами, мыслями и страданиями других людей. И Ромашов с недоумением приходил к выводу, что люди этой категории скорее других черствеют и опускаются, погружаясь в халатность, в холодную и мертвую формалистику, в привычное и постыдное равнодушие.

Он знал, что существует и еще одна категория - устроителей внешнего, земного благополучия инженеры, архитекторы, изобретатели, фабриканты, заводчики.

Но они, которые могли бы общими усилиями сделать человеческую жизнь изумительно прекрасной и удобной они служат только богатству. Над всеми ими тяготеет страх за свою шкуру, животная любовь к своим детенышам и к своему логовищу, боязнь жизни и отсюда трусливая привязанность к деньгам.

Кто же, наконец, устроит судьбу забитого Хлебникова, накормит, выучит его и скажет ему Дай мне твою руку, брат. Отвергнув профессии, рожденные недоверием к человеку или стремлением к богатству, Ромашов приходит к выводу, что существуют только три гордых призвания человека наука, искусство и свободный человеческий труд. И хотя для служения науке и искусству нет необходимых данных, а путь к завоеванию права на свободный человеческий труд ему неведом, само стремление Ромашова к деятельности на благо человека, его отказ от честолюбивых мыслей о военной карьере, которыми он тешил себя в начале повести, показательны.

Замечательны эти внутренние монологи Ромашова, в которых поставлены такие основные проблемы Поединка, как взаимоотношение личности и общества, смысла и назначения человеческой жизни и т. д. Ромашов изображен как натура противоречивая, и это делает его образ предельно жизненным и правдивым. 4. Армия глазами А.И.Куприна.

Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность и реальную необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в повести. Ведь армия - это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующего строя - это блеф, пустой звук, и нет никакой Великой державы. Осознать весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову.

Выбор автора не случаен ведь Ромашов во многом очень близок Куприну оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений отработка несения службы на посту, непонимание того, что от них требуется, некоторыми солдатами Хлебников, исполняющий приказания арестованного Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно исполняющий приказания. Осознать причины этого непонимания несложно.

Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть кого-либо образования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко - это не более чем пустой звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки подобно тому, как резко нас погружает автор в такого рода обстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, для них все ново они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность. Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и это тоже большая проблема для русской армии - всех пытаются подвести под одну гребенку, не учитывая особенности каждого народа.

Ведь эти особенности, врожденные и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком, физическими наказаниями.

Куприн с теплотой и чуткостью изображает и денщика Ромашова черемиса Гайнана, и больного, затравленного солдата Хлебникова, и молодых солдат - татар Мухамеджинова и Шарафутдинова, едва понимавших и говоривших по-русски и никак не умевших усвоить хитрое учение и словесность. Характеризуя солдата Архипова, дельного, умного и ловкого парня вне службы, отмечая его здоровый ум, привыкший наблюдать и обдумывать простые и ясные явления деревенского обихода , Куприн объясняет его неспособность усвоить вдалбливаемую в него науку неумением уловить связь между солдатской словесностью и действительной жизнью.

Таким образом, солдаты изображаются в Поединке хотя и бегло, но индивидуализировано и с гуманным, искренним чувством. Рисует Куприн, но уже с явной неприязнью, фельдфебеля Рынду, унтер-офицера Шаповаленку и ефрейтора Сероштана, бравых служак, единственным воспитательным средством которых являются побои, зуботычины, затрещины. С еще большим возмущением изображал Куприн офицеров, применявших такие же дикие приемы воспитания солдат.

Характеризуя тем самым условия жизни основной массы армии, Куприн так изображал полковые будни Готовились к майскому смотру и не знали ни пощады, ни устали. Ротные командиры морили свои роты по два и по три лишних часа на плацу. Во время учений со всех сторон, изо всех рот и взводов слышались беспрерывно звуки пощечин. Часто издали, шагов за двести, Ромашов наблюдал, как какой-нибудь рассвирепевший ротный принимался хлестать по лицам всех своих солдат поочередно, от левого до правого фланга.

Сначала беззвучный взмах руки и - только спустя секунду - сухой треск удара, и опять, и опять, и опять В этом было много жуткого и омерзительного. Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю. Никому не приходило в голову жаловаться наступил какой-то общий, чудовищный, зловещий кошмар какой-то нелепый гипноз овладел полком У всех нервы напряглись до последней степени Солдаты осунулись и глядели идиотами. Вообще проблема рукоприкладства очень отчетливо фигурирует в данной повести.

Это апофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю. Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой? Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону.

Так даже капитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью, как оказалось, тоже бил солдат в пример Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает вместе с рожком зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самый рожок. То есть завидовать судьбе таких людей, как Стельковский, не стоит.

Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову. Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, ведь они прекрасно знают, что тогда им будет Но солдаты дружно гаркали, что они точно так, всем довольны. Когда спрашивали первую роту, Ромашов слышал, как сзади него фельдфебель его роты, Рында говорил шипящим и угрожающи голосом - Вот объяви мне кто-нибудь претензию! Я ему потом таку объявлю претензию! Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются систематическому избиению, их еще и лишаются средств к существованию то малое жалование, которое они получают, они почти все отдают своему командиру.

И эти самые деньги расходуются господами офицерами на всякие посиделки в барах с выпивкой, грязной игрой опять-таки на деньги, к тому же в компании развратных женщин.

Безусловно, каждый человек имеет право на отдых. Но этот отдых сильно затянулся и принял очень извращенную форму. Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такого общества в армии, где офицерство - это эксплуататоры- помещики, а простые солдаты - это рабы-крепостные.

Армейская система разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена. Ведь если мы посмотрим на тех людей, которые нас защищают, то есть на простых солдат, то наверняка в глазах большинства из них мы увидим отражение тех же слов, что сказал о себе солдат Хлебников Не могу больше, не могу я, барин, больше Ох, Господи Бьют, смеются взводный денег просит, отделенный кричит Где взять? Ох, Господи, Господи! Тех же, кто пытается пойти против этой системы ожидает очень не легкая судьба.

Фактически, в одиночку бороться с такой машиной бесполезно, она поглощает всех и вся. Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок Назнанский, постоянно болеющий и ушедший в запой очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности, наконец, сам герой повести Ромашов.

Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причины подобного положения вещей он стал частью машины, смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить. Он точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни. Далось ему такое взросление не легко он прошел через общественный конфликт, борьбу с самим собой ведь Ромашов очень любил говорить о себе в третьем лице, ему даже была близка мысль о самоубийстве он ясно представлял себе картину, на которой изображено его мертвое тело, с запиской в руках и толпа людей, собравшихся вокруг него. Анализируя положение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны - это абсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления армия, а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем русским, немцам, англичанам, японцам И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам. Я также близок к подобной мысли для решения таких глобальных проблем в армии, для решения глобальных проблем вообще необходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей, так как небольшие группы людей, и уж тем более единицы, неспособны переменить ход истории.

Философия лучших, в понимании Куприна, персонажей Поединка, порожденная стремлением найти выход из отупляющей, пошлой обстановки, несостоятельна и вредна и не в ней ценность произведения.

Сила, значение Поединка в его беспощадной обличительности, в его суровой разоблачающей правде.

По глубине, сосредоточенности и яркости критического реализма в изображении военного быта конца XIX-начала XX в. Поединок не имеет равных произведений в тогдашней русской литературе.

Поединок был и остается выдающимся явлением русской прозы XX века. Этой книгой Куприн в известной мере предопределил характер изображения царской армии в литературе. Такие значительные произведения 900-х годов, посвященные армии, как Отступление Г.Эрастова, Бабаев С. Сергеева-Ценского и ряд других, возникли под непосредственным влиянием Поединка. III. Заключение. 1. Произведения А.И.Куприна в русской литературе.

Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениям жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.Куприн много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот.

Куприн боролся с эмигрантской судьбой, он не хотел покоряться ей. Он старался жить интенсивной творческой жизнью и продолжать служение литературе. Нельзя не отдать должное талантливому писателю - он и в эти тяжелые для него годы сумел внести значительный вклад в русскую литературу.

Проходит десятилетие за десятилетием со дня смерти Куприна, но фигура его в дымке времени не становится туманной или далекой. Пожалуй, она вырисовывается перед нами все ярче и, по каким-то чудесным законам эстетического восприятия, приближается к нам Социальный пафос гармонически соединился в творчестве Куприна с духом поэзии. Острый обличитель всего темного и отжившего и одновременно певец Красоты, художник духовно здоровый, горячо любящий и оберегающий чистоту, энергию и блеск русского слова, он обогатил отечественную прозу, внес в нее свои - купринские - темы и мотивы, способствовал усилению в ней элемента динамического, остросюжетного, элемента красочной занимательности.

И несомненно одной из самых значительных купринских тем, обогативших русскую литературу, стала тема любви. Еще в 1908 году А.В.Луначарский отозвался о Куприне как о ярком писателе, которым несомненно гордилась бы всякая национальная литература. Это было сказано в ту пору, когда многие творческие свершения Куприна были еще впереди! Российские читатели давно полюбили Куприна.

Иначе и быть не могло. Ибо этот выдающийся русский художник широко открытыми и зоркими глазами наблюдал великую реку жизни, стремился проникнуть в ее глубины. Любовь к красоте придавала большую силу обличительному пафосу Куприна, направленному против социальных уродств. Со всей страстью писателя утверждал Куприн идеал человека, близкого к природе, человека физически и духовно здорового и как бы воплотившего в себе нравственные ценности, выработанные на протяжении столетий русским народом.

Быстро и в большинстве своем положительно отозвалась на произведение Куприна газетная и журнальная критика того времени. Так, уже 12 мая 1905 года, то есть через неделю после выхода шестого сборника Знание в газете Слово появилась статья М.Чуносова Чудовище милитаризма, явившаяся первым откликом на Поединок. Давно уже не выходило на русском языке романа, который сразу завладел бы читателем с такой силой, как роман Куприна Поединок, посвященный изображению армейской жизни во всей ее ужасной и трагической неприглядности так начиналась статья.

Указывая, что герои Поединка являются живым укором современному порядку вещей, автор писал дальше Дело, разумеется, когда мы говорим о порядке вещей, не в конституции и даже не в республике, а в той бюрократической мертвечине, которая сильнее всяких политических новшеств, и в той роковой ржавчине, которая разъедает машину милитаризма и медленно и незаметно подготовляет его к крушению и к банкротству. О том же писал В. Львов Рогачевский в своей статье Жрецы и жертвы, указывая, что в Поединке Художник дал потрясающую картину солдатчины, он собрал богатейший материал для обвинительного акта, он сказал офицерам, мечтающим о возрождении милитаризма Оставьте всякую надежду навсегда сказал сильно, убежденно и с фактами в руках. Откликнулся на повесть и критик А. Измайлов, впоследствии часто и много писавший о Куприне.

На страницах журнала Родная нива он отмечал Это - трезвое, беспристрастное и осведомленное слово о быте с сословия, до сих пор по особым обстоятельствам всего менее подлежавшего всестороннему и откровенному освещению о быте русского офицерства, с его условными повышенными понятиями о чести, своеобразною кастовою замкнутостью, мировоззрением и увлечениями. Несколько позже, осенью 1905 года, повесть Куприна приветствовал А.В.Луначарский, посвятив ей большую статью О чести в журнале Правда. Не могу также не обратить внимания читателя писал Луначарский на прекрасные страницы Куприна - настоящее обращение к армии.

Хочется думать.

Что не один офицер. Прочтя эти красноречивые страницы услышит в себе голос настоящей чести. Откликнулся на повесть и критик А. Измайлов, впоследствии часто и много писавший о Куприне. На страницах журнала Родная нива он отмечал Это -трезвое, беспристрастное и осведомленное слово о быте сословия, до сих пор по особым обстоятельствам всего менее подлежавшего всестороннему и откровенному освещению о быте русского офицерства, с его условными повышенными понятиями о чести, своеобразною кастовою замкнутостью, мировоззрением и увлечениями. В противовес положительной оценке, данной Поединку передовой, прогрессивной критикой, реакционная, ретроградная печать единодушно обрушилась на Куприна, обвиняя его в клевете на армию, в покушении на подрыв государственного строя.

В таком роде писал, например, о Куприне критик газеты Московские ведомости А. Басаргин А.И. Введенский в статье, озаглавленной Литературная вылазка против военных. Для Басаргина Поединок - нечистоплотнейший, полный неряшливых инсинуаций памфлет, какой-то непристойный лепет с чужого голоса в тон общей тенденции сборников Знания писание Куприна в сущности, есть лишь прикрытая проповедь антимилитаризма, слишком очевидно рассчитанная на то, чтобы смутить и даже, пожалуй, пристыдить иных военных их профессией. Почему же повесть Куприна вызвала столь противоречивые оценки, почему, посвященная изображению жизни армии, она привлекла внимание всей читающей публики? Прежде всего, потому что, изображая царскую армию, писатель сумел затронуть в своем произведении ряд вопросов, глубоко волновавших все русское общество и особенно остро стоявших накануне и в период первой русской революции.

Если бы не цензурные условия, я бы не так еще хватил говорил вскоре после выхода Поединка писатель, сам справедливо расценивая свое произведение как остро разоблачительное.

Никогда ни до, ни после Поединка Куприн не давал в своих произведениях столь широкой картины жизни определенной среды, никогда не поднимал таких острых, требующих своего разрешения социальных проблем, никогда, наконец, мастерство писателя в изображении внутреннего мира человека, его сложной, часто противоречивой психологии не достигало такой выразительности, как в Поединке . 2. Мои любимые произведения А.И.Куприна.

Почему я выбрала А. И. Куприна? Как объяснить, почему я выбрала именно этого автора? Когда я летом читала повести Олеся , Гранатовый браслет и Поединок, я и не догадывалась, что в этих повестях кроется глубокий смысл и тонкая философия.

Честно говоря, меня и не потянуло сразу изучать биографию автора, думать над тем, почему именно трагическую любовь он преследует в этих повестях. Меня просто заворожили сюжеты, описания, фабулы этих повестей. Когда на уроках литературы мы начали проходить Куприна, я поняла, что интересные произведения не может создать неинтересный человек.

Биография Куприна очень интересна, сам он был потрясающим человеком, душа которого смогла вынести многие и многие испытания. Мне очень нравятся произведения Александра Куприна. Открыв прошлым летом один из томов собрания его сочинений, я окунулас в удивительный мир его героев. Пахнуло соленым морским ветром Балаклавы, зашумел колдовской полесский лес. Я увидела, именно увидела, очень разных людей, живущих на страницах его повестей и рассказов. Меня поразила живость созданных писателем образов.

Во всех героях Куприна есть что-то, что заставило меня сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. Я читала и не могла оторваться. Мне захотелось побольше узнать об этом писателе, и я с удивлением обнаружила, каким интересным он был человеком. Особое впечатление на меня произвел список профессий, которые он перепробовал, расставшись с военной службой. Куприн был репортером, строителем, выращивал табак и изучал зубоврачебное дело, был псаломщиком и грузчиком, вместе с Уточкиным поднимался на воздушном шаре и опускался в водолазном костюме на морское дно. В силу стечения обстоятельств писатель оказался в эмиграции после революции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.

Куприн был неисправимым оптимистом и жизнелюбом. И, наверное, поэтому в его произведениях, несмотря на множество драматических ситуаций, жизнь бьет ключом. Мне нравятся герои Куприна. Это люди с открытой душой и чистым сердцем.

Закрываешь книгу, и еще долго остается впечатление чего-то светлого. Хочется поподробнее написать о близких мне темах в произведениях Куприна. Говоря словами Высоцкого, я не люблю насилья и бессилья, не выношу, когда невинных бьют. А в жизни, к сожалению, приходится сталкиваться с такими явлениями. Поэтому мне особенно близки те герои писатели, которые восстают против унижения человека, пытаются отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость. Это, например, подпоручик Ромашов из Поединка, который выступает против царящего в армии произвола, издевательства офицеров над солдатами.

Ромашов вступается за татарина Шарафутдинова, который почти не понимает по-русски и никак не может уразуметь, что от него хочет полковник. Он удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, жалеет и утешает его. Ромашов, в отличие от других офицеров полка, понимает, что серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессмысленными лицами - на самом деле живые люди, а не механические величины. Мне кажется, что и князь Шеин, муж героини Гранатового браслета добрый и справедливый человек. Он с сочувствием относится к почтовому чиновнику Желткову, страстно влюбленному в Веру Николаевну.

Он понимает, что на его глазах развернулась громадная трагедия души, и, отбросив предрассудки, проявляет глубокое уважение к чувствам маленького человека. Одна из центральных тем в творчестве Куприна - тема любви. Многие его герои яснее всего раскрываются, освещенные любовным чувством. Мне кажется, что ни в одном из прочитанных мною раньше литературных произведений тема любви не звучала так, как у Куприна.

В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение вовсе не труд, а радость. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской ведьмы Олеси, которая полюбила доброго, но только слабого Ивана Тимофеевича.

Чистый и добрый Ромашов жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Такова и рыцарская, и романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву Да святится имя Твое. Несмотря на трагическую развязку, герои Куприна счастливы. Они считают, что осветившая их жизнь любовь - это подлинно прекрасное чувство.

Олеся жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека, Желтков умирает, благословляя любимую женщину. В рассказах и повестях Куприна мне импонирует поразительная точность в описании бытовых подробностей, воссоздание жизни во всех ее незаметных мелочах. Он умеет метким словом так охарактеризовать человека, что сразу его представляешь. Например, подпоручик Ромашов думает о себе в третьем лице. Читаешь, и возникает образ молодого, немного смешного, неуверенного в себе человека, который хочет казаться значительным.

На фоне таинственного леса мы встретились с полесской колдуньей Олесей. Пейзаж создает впечатление необычности всего происходящего. Картины пробуждающейся весенней природы сопровождают зарождение любви Олеси и Ивана Тимофеевича, а прощаемся мы с героями повести под аккомпанемент разбушевавшейся стихии. Вот, пожалуй, и все, что я хотела сказать об Александре Ивановиче Куприне. Таким я его представляю и люблю. Гуманизм, доброта, душевная мудрость - вот чему можно учиться у этого писателя.

Следовательно, остаётся только одно изучать Куприна и восхищаться им. Литература 1. Астафьев В.Н. Начало пути, издательство художественная литература , Москва, 1989 год. 2. Берков П.Н. А.И.Куприн, издательство академии наук СССР, Москва, 1956 год. 3. Борисов Ю. Куприн А.И. Олеся. Повести. Саратов, Приволжское книжное издательство, 1979 год. 4. Лилин В. А.И.Куприн, просвещение Москва,1975 год. 5. Михайлов О. Добрый талант , Москва Просвещение , 1989 год. 6. Соколов Н. ст. Куприн А.И Рассказы и повести, издательство Детская литература , 1981 год. 7. Чернышев А.А. Художник жизни. Куприн А.И. Гранатовый браслет.

Олеся Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979 год. 8. В.Этов Теплота ко всему живущему, издательство детская литература , 1988 год.

– Конец работы –

Используемые теги: Тема, любви, творчестве0.064

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тема любви в творчестве Куприна ("Молох", "Гранатовый браслет", "Олеся", "Поединок")
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, зоологических проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по… Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую… Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным…

Тема любви в творчестве Владимира Маяковского
Маяковский – предтеча, певец и жертва октябрьской революции 1917 г. Он воспевает, описывает, выражает создаваемыми образами переживаемый им самим… Раньше я считала, что эти два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии… Настоящим откровением для меня стала любовная лирика Маяковского. Тема личной жизни известных писателей и поэтов…

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой
Рабочая гипотеза состоит в том, что Анна Волкова презирает войну и восхваляет людей, защищавших свою Родину, описывает светлое чувство любви,… Анализируя тему, цель и гипотезу данного исследования мы формируем следующие… Глава 7. «Детям ХХ века» Двадцатый век своих детей снабдил Невиданным техническим прогрессом, А заодно снабдил…

Тема любви в творчестве Анны Ахматовой
Очень много критиков изучали творчество Ахматовой. Среди них хотелось бы выделить Н.В.Недоброво, который был одним из первых, кто оценил творчество… Ахматова повествовала о горестях и блужданиях, обидах и власти, бурях и… Любовный роман, выразившийся в стихе, является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной.…

Тема любви
Но древнерусская литература не включала земную, чувственную любовь в круг своих тем. И в древнерусской литературе не обнаруживается мощной традиции,… Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке… Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Ярче всего любовь отражена в любовной античной…

Тема: Бальзак и Флобер о художественном творчестве
Исторического человека, по словам Л.Февра, можно притянуть к делу за что угодно - за ногу, за руку, а то и за волосы, но едва начав тянуть, мы… Даже "осколочные" художественные памятники эпохи, будь то пейзаж, натюрморт… Искусство, таким образом, способно не только восходить к базовым для данной культуры категориям, но и продуцировать…

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского
Блок воспринимался кактрагический поэт эпохи , услышавший музыку революции, Маяковский вошел внашу культуру поэтическим знаменосцем Октября, первый… Каждый поэтрано или поздно дает оценку своему творчеству, а Маяковский верил,… Маяковский пишет Гражданин фининспектор! Простите забеспокойство. Спасибо, не тревожьтесь, я постою.У меня к вам дело…

Лексическая тема: По родному краю. Здравницы Казахстана. Грамматическая тема: Односоставные предложения.
Специальность Общая медицина... Кафедра русского языка... Методические рекомендации...

Лексическая тема: По родному краю. Здравницы Казахстана. Грамматическая тема: Функционально-смысловые типы речи.
Специальность Общая медицина... Кафедра русского языка... Методические рекомендации...

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Тема родины в творчестве Александра Блока Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении "Русь" перед нами… Течет, грустит лениво И моет берега.Над скудной глиной желтого обрыва В степи… Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию "прекрасными чертами", он любит ее, как раньше любил…
  • Тема любви в поэзии А.А.Блока Один из величайших лириков века, Блок создал грандиозные по значению циклы любовных стихотворений, но и они пронизаны болью поэта, его жаждой… Это произведение о двух мирах: о мире красоты и о мире крикливой… Любовь прошла через все творчество Блока, считавшего, что "только влюбленный имеет право на звание человека". Тема…
  • Тема любви в русской литературе и философии Во все времена, судя по дошедшим до нас сказаниям и преданиям разных народов, она волновала сердца и умы людей. Любовь – это самая сложная,… Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох… За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается…
  • Тема любви в произведении Платона "Пир Развлечения вовсе не мешали серьезной беседе, лишь помогали облекать ее в легкую полушутливую форму, что гармонировало с пиршественной обстановкой.… Как истинные грехи они говорят не о любви самой по себе, а о той, что своим… Прежде всего обращает на себя внимание необычная логическая последовательность как в пределах каждой из семи речей,…
  • Тема любви в произведениях Лермонтова Его произведения поражают беспощадностьюотрицания и могучим полетом мечты.Лермонтовский романтизм основан на твердомубеждении, что существует жизнь… Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. ПозднееТургенев скажет По… Любовь в творчествеЛермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей,неразделенной любви к…